Программа вычисления значения определённого интеграла
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КАФЕДРА
КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Курсовая работа
по дисциплине
«Системное программирование»
2006
Аннотация
Курсовая работа по дисциплине «Системное программирование» на тему: «Программирование Windows – приложений» содержит ___ страниц машинописного (рукописного) текста, __ рисунков, __ таблиц, ___страниц приложения.
В программе рассмотрена программа вычисления значения определённого интеграла.
Вступление
Вначале я хотел бы поговорить о ОС, а именно о Windows 2000.
Windows 2000 – операционная система (ОС) фирмы Microsoft, основанная на технологии Windows NT 5.0. NT или New Technology была создана группой разработчиков под руководством Дейва Катлера, ранее работавшего в DEC над проектом VMS. Дейв Катлер пришел в Microsoft в 1988 году специально для работы над проектом NT. NT, в отличии остальных ОС Microsoft.
Windows 2000 – полностью 32-разрядная ОС с приоритетной многозадачностью и улучшенной реализацией работы с памятью. В основе проекта W2k лежат те же принципы, которые когда-то обеспечили успех NT:
Совместимость. Система имеет привычный интерфейс ОС семейства Windows, поддержку файловых систем NTFS5,NTFS4,FAT16,FAT32. Большинство приложений написанных под MS-DOS, NT4, а также некоторые программы под OS/2 запускаются и функционируют без проблем. При проектировании NT учитывалась возможность работы системы в различных сетевых средах, поэтому в поставку входят средства для работы в UNIX- и NOVELL –сетях.
Переносимость. Система работает на различных процессорах семейства х86 производства INTEL и AMD. Реализация поддержки процессоров других архитектур возможна, но потребует некоторых усилий.
Масштабируемость. В W2k реализована поддержка технологий SMP и COW. Количество процессоров при использовании SMP может достигать 32.
Система безопасности полностью удовлетворяет спецификации С2 по терминологии АНБ США. Правда, для полной поддержки потребуется оборудование, которое также удовлетворяет этой спецификации.
Распределенная обработка. W2k имеет встроенные в систему сетевые возможности, что обеспечивает возможность связи с различными типами компьютеров-хостов благодаря наличию разнообразных транспортных протоколов и технологий «клиент-сервер».
Надежность и отказоустойчивость. Архитектура OC защищает приложения от повреждения друг с другом и самой операционной системой. При этом используется отказоустойчивая структурированная обработка особых ситуаций на всех архитектурных уровнях, которая включает восстанавливаемую файловую систему NTFS и обеспечивает защиту с помощью встроенной системы безопасности и усовершенствованных методов управления памятью.
Локализация. Система предоставляет возможности для работы во многих странах мира на национальных языках, что достигается применении стандарта ISO Unicode.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ
1.1 Краткие теоретические сведения
В задании необходимо вычислить определенный интеграл 1) по формуле трапеций с тремя десятичными знаками и вычислить определенный интеграл 2) по формуле Симпсона при n=50.
Криволинейной трапецией называют часть плоскости, ограниченную снизу Ох, а сверху дугой ab (некоторой линией, уравнением которой является y=f(x)), слева и справа прямыми x=a и x=b.
Пусть нам дана криволинейная трапеция. Требуется вычислить площадь криволинейной трапеции.
Участок b-a разбиваем на n отрезков. Элементарная площадь Si=f(Si)*(b-a)/n.
Площадью криволинейной трапеции S называют предел:
когда n стремится к бесконечности так, что наибольший из участков разбиения стремится к нулю.
Рассмотрим функцию f(x), определенную и непрерывную на заданном отрезке ab.
Построим для этой функции сумму вида:
Эту сумму будем называть n-й интегральной суммой, построенной для функции f(x) на отрезке ab.
Если существует предел n-й интегральной суммы указанного вида при n стремящемся к бесконечности, так что наибольший из участков разбиения стремится к нулю, то то этот предел называют определенным интегралом функции f(x), на отрезке ab и обозначают:
а,b - нижний и верхний пределы интегрирования.
Основные свойства определенного интеграла
1) Интеграл от суммы равен сумме интегралов (конечное число слагаемых)
2)Постоянный множитель можно выносить за знак постоянного интеграла:
3)Если поменять местами пределы интегрирования, знак интеграла измениться на противоположный:
4)Какие бы ни были числа a,b,c:
5)Свойство об оценке определенного интеграла:
Если м и М соответственно наименьшее и наибольшее значения функции f(x) на ab, то справедлива следующая оценка:
Вычисление методом трапеций
Для того, чтобы вычислить интеграл 1) по методу трапеций, необходимо определить число n – частей, на которые необходимо разбить криволинейную трапецию, чтобы достичь требуемой точности (три знака после запятой).
Предположим, есть некая криволинейная трапеция. Разбиваем криволинейную трапецию сначала на произвольное число частей n, то есть получаем n1- обыкновенных трапеций. Рассчитываем суммарную площадь трапеций (S1). Далее разбиваем криволинейную трапецию на n2>n1 частей и также рассчитываем суммарную площадь трапеций (S2). Следующий шаг – вычисление разности S2-S1. Eсли |
S2-S1|<=0.001, то вычисления можно прервать и взять за искомую площадь (значение интеграла) площадь S
2. Если |S2-S1|>0.001, то S1:=S2, N1:=N2,N2:=N2*2, до тех пор, пока не будет достигнута требуемая точность.
Расчетная формула метода трапеций:
где
Y-функция интеграла;
A-нижний предел интеграла;
B- верхний предел интеграла;
H-точность ;
N-количество итераций;
Расчетная формула метода Симпсона:
S=(h/3)*(y0+4*(y1+y3+…+yn-1)+2*(y2+y4+…+yn-2)+yn)
S-результат вычисления;
h-точность ;
y0-начальное значение полученное от нижнего предела;
yn-значение полученное от верхнего предела;
1.2 Среда программирования
При выборе программного средства разработки своей программы я остановился на DELHI. Почему?
Для начала истории.
Delphi - это греческий город, где жил дельфийский оракул. И этим именем был назван новый программный продукт с феноменальными характеристиками. Шесть месяцев назад компания Borland представила на суд программистской общественности новый программный продукт, о котором к моменту его выхода ходило множество слухов. Первая версия продукта явилась результатом разработки, которая велась компанией в обстановке строжайшей секретности в течение двух с половиной лет. Компилятор, встроенный в Delphi, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре "клиент-сервер". Этот компилятор в настоящее время является самым быстрым в мире, его скорость компиляции составляет свыше 120 тысяч строк в минуту на компьютере 486DX33. Он предлагает легкость разработки и быстрое время проверки готового программного блока, характерного для языков четвертого поколения (4GL) и в то же время обеспечивает качество кода, характерного для компилятора 3GL. Кроме того, Delphi обеспечивает быструю разработку без необходимости писать вставки на Си или ручного написания кода (хотя это возможно).
В процессе построения приложения разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты как художник, делающий крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит результаты своей работы - после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде. В этом смысле проектирование в Delphi мало чем отличается от проектирования в интерпретирующей среде, однако после выполнения компиляции мы получаем код, который исполняется в 10-20 раз быстрее, чем то же самое, сделанное при помощи интерпретатора. Кроме того, компилятор компилятору рознь, в Delphi компиляция производится непосредственно в родной машинный код, в то время как существуют компиляторы, превращающие программу в так называемый p-код, который затем интерпретируется виртуальной p-машиной. Это не может не сказаться на фактическом быстродействии готового приложения.
Объектно-ориентированная модель программных компонент
Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует. Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые вы можете создать.
В стандартную поставку Delphi входят основные объекты, которые образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов. Для начала - неплохо. Но если возникнет необходимость в решении какой-то специфической проблемы на Delphi, советуем, прежде чем попытаться начинать решать проблему "с нуля", просмотреть список свободно распространяемых или коммерческих компонент, разработанных третьими фирмами, количество этих фирм в настоящее время превышает число 250, хотя, возможно, я не обо всех знаю. Скептики, возможно, не поверят мне, когда я скажу, что на Delphi можно одинаково хорошо писать как приложения к корпоративным базам данных, так и, к примеру, игровые программы. Тем не менее, это так. Во многом это объясняется тем, что традиционно в среде Windows было достаточно сложно реализовывать пользовательский интерфейс. Событийная модель в Windows всегда была сложна для понимания и отладки. Но именно разработка интерфейса в Delphi является самой простой задачей для программиста.
Классификация версий DELPHI
Первая версия Delphi обладала набором возможностей, которые немедленно привлекли мое пристальное внимание. Покорившими меня особенностями Delphi были ее идеология форм объектно – ориентированный подход, необычайно быстрый компилятор, прекрасные инструменты для работы с базами данных, тесная интеграция с программированием в среде Windows и технология компонентов. Но самой важной частью был язык OBJECT PASCAL, на фундаменте которого строилось все остальное.
Версия Delphi 2 была еще лучше! Среди ее наиболее важных дополнений были следующие: компонент TBDCtrlGrid для работы с несколькими записями одновременно, улучшенная сетка баз данных,поддержка автоматизации OLE и тип данных вариант, тесная интеграция с Windows 95, тип данных long string и наследование форм. В Delphi 3 к этому добавились технология Code insight (система подсказок для написания кода ), возможность отладки DLL, шаблоны компонентов, TeeChart (библиотека компонентов для работы с графиками), Decision Сube (метакуб –многомерная модель данных),технология Web Broker (компоненты для программирования в интрасетях ), пакеты компонентов, ActiveForms (формы для разработки элементов ActiveX ) и замечательная интеграция с COM основанная на применении интерфейсов.
В Delphi 4 появился редактор AppBrowser, поддержка новых возможностей Windows 98, улучшенная поддержка OLE и COM, расширенные компоненты баз данных и множество добавлений к базовым классам VCL, включая поддержку фиксации ограничений и привязки элементов управления. В Delphi 5 к общей картине добавилось множество других улучшений IDE, расширенная поддержка баз данных, улучшенная версия MIDAS с поддержкой Интернета, инструмент управления версиями TeamSource, возможности лингвистического перевода, концепция фреймов, большое количество новых компонентов.
Delphi 6 добавляет ко всем уже существующим в Delphi возможностям поддержку так называемой кросс-платформенной разработки приложений (или, говоря иначе, возможность разработки приложений для платформы Х ), которая базируется на использовании новой библиотеки компонентов, расширенную библиотеку времени исполнения, новый базовый механизм работы с базами данных dbExpress, поддержку Web –служб и XML, мощную инфраструктуру разработки приложений для Web, новые улучшения IDE, а также огромное количество новых компонентов и классов.
Delphi – прекрасный инструмент разработки, но в то же время и сложная программная среда, состоящая из многих элементов.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ
2.1 Функционально-структурная схема
Блок программы
Подключение DLL-библиотеки
Вызов вспомогательных форм
Главная форма
Изменение параметров интеграла
Расчет интеграла
Прорисовка графиков
Вызов функций Windows API
Выход
Рис. 1 - Функционально-структурная схема
Иерархия форм
Рис.2 - Главная форма
Рис. 3– API –функции
Рис.4 – Главная форма (прорисовка графиков)
Рис.5 -Наглядный метод решения
Рис.6 - Настройки
Рис 7 – Главная форма для вычисления интеграла
Работа с программой начинается с этой формы.
На этой форме вы можете рассчитать интеграл:
1. Выбрать интеграл
2. Выбрать метод (трапеций, Симпсона)
3. Ввести верхний предел интеграла
4. Ввести нижний предел интеграла
5. Ввести число разбиений
6. Нажав клавишу «Вперед» вычислить значение интеграла
Рис 8 – Форма для прорисовки графиков
На этой форме можно получить значения интегралов в зависимости от значений нижней границы при фиксированных значениях верхней границы определенного интеграла и построить графики
1. Выбрать интеграл
2. Нажать клавишу «График» и получить график выбранного вами интеграла
Рис 9 - Таблицы
На этой форме показан более детально метод нахождения интегралов.
Форма для применения функции Windows API SetForegroundWindow(HWND:hwnd);
Рис 10 – API –функции
На этой форме можно применить функцию SetForegroundWindow(HWND:hwnd) путем нажатия клавиши «Применить».
Форма для применения функции Windows API SetCurrentDirectory(IpPathName:PChar):bool;
Рис.11 – API-функции
На этой форме можно применить функцию SetCurrentDirectory(IpPathName:PChar):bool;
путем нажатия клавиши «Применить».
Форма настроек главной формы
Рис.12 - Настройки
На этой форме расположены настройки с помощью которых настраивается цвет и шрифты главной формы.
2.3 Элементы главной формы
Элемент формы
Назначение
Событие
Bitgraf
Кнопка для запуска процедуры прорисовки графиков
BitgrafClick
Buclear
Кнопка для очистки поля для вывода значений интегралов
BuclearClick
Burun
Кнопка для запуска процедуры вычисления интегралов
BurunClick
Cbint
Переключатель для выбора интеграла
CbintChange
CBmet
Переключатель для выбора метода решения
ColorDialog
Палитра для выбора цвета
DateTimePicker
Календарь (день,месяц,год)
Edzn1
Поле для ввода нижнего предела интеграла
Edzn2
Поле для ввода верхнего предела интеграла
Gauge
Компонент для визуального отображения степени завершенности некоторой длительной орерации или процесса
Imgraf
Поле для вывода графически результатов вычисления
Imint
Поле для вывода графического изображения интеграла
Kurs
Главная форма
MainMenu
FormCreate
LbCbint
Метка которая указывает на переключатель Cbint
LbCbmet
Метка которая указывает на переключатель Cbmet
LbEdzn1
Метка которая указывает
поле Edzn1
LbEdzn2
Метка которая указывает
поле Edzn2
LbintGraf
Метка которая указывает
поле Imgraf
MMoutput
Поле для вывода значений припостроении графика
LbznGr
Метка которая указывает
поле MMoutput
N22SetCurrentDirectory
Пункт меню для применении функции SetCurrentDirectory
N22GetCurrentDirectory1Click
N52SetForegroundWindow1Click
Пункт меню для применении функции SetForegroundWindow
N52SetForegroundWindow1Click
RBint1
Переключатель для построения графика на первый интеграл
RBint1Click
RBint2
Переключатель для построения графика на второй интеграл
RBint2Click
StatusBar
Строка для вывода подсказок
2.4 Функции Windows API
SetForeGroundWindow function SetForegroundWindow(hWnd: HWND): BOOL;
Функция SetForegroundWindow(HWND:hwnd) предназначена для перевода окна, которое идентифицируемо пораметром hwnd,в" верхний слой " и перевода на него фокус, независимо от того, какой поток создал это окно.
SetForegroundWindow( HWND hWnd // Маркер(дескриптор) окна, чтобы перенести к переднему плану)
Параметры
hWnd-дискриптор окна который идентифицирует окно, которое должно быть активизировано и перенесено к переднему плану.
Применение:
procedure TForm2.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
SetForegroundWindow(kurs.Handle);
Timer1.Enabled:=false;
end;
Обработчиком события является таймер (Timer1Timer) который и запускает функцию
SetCurrentDirectory
function SetCurrentDirectory(lpPathName: PChar): BOOL;
Функция SetCurrentDirectory(‘lpPathName: PChar ‘) изменяет (устанавливает) текущий каталог. Возвращаемое значение было бы True, если текущий каталог был успешно изменен(заменен), или False, если ошибка произошла.
SetCurrentDirectory(
lpPathName // Адрес названия(имени) нового текущего каталога );
Параметры
lpPathName
Укажите на строку с нулевым символом в
конце, которая определяет путь к новому текущему каталогу.
Применение:
procedure TForm3.Button1Click(Sender: TObject);
begin
SetCurrentDirectory('c:\');
end;
Обработчиком события является кнопка (Button1Click) который и запускает функцию.
2.5 Основные процедуры
Загрузка в IMAGE рисунка интеграла
procedure TKurs.CbintChange(Sender: TObject);
begin
if CBint.Text='Интеграл №1' then
Imint.Picture.LoadFromFile('int.bmp') else
Imint.Picture.LoadFromFile('int1.bmp');
end;
procedure TKurs.BurunClick(Sender: TObject);
begin
try
try
a:=strtoint(Edzn1.text);
Выбор метода и интеграла
n:=strtoint(Edit3.Text);
If (Cbint.Text='Интеграл №1') then
int:=f1;
if (CBmet.Text='Методом Симпсона') then
int1(a,b,n,ss);
if (CBint.Text='Интеграл №1') then
int:=f1;
if (CBmet.Text='Методом трапеций') then
int2(a,b,n,ss);
if (Cbint.Text='Интеграл №2') then
int:=f2;
if (CBmet.Text='Методом Симпсона')then
int1(a,b,n,ss);
if (CBint.Text='Интеграл №2') then
Обработка исключительных ситуаций
if (CBmet.Text='Методом трапеций')then
int2(a,b,n,ss);
Memo1.Lines.Add(' '+CBint.Text);
Memo1.Lines.Add((CBmet.Text)+' = '+(FloatToStrF(ss,ffNumber,9,3)));
except
on EConvertError do
begin
raise Exception.Create('Внимание!Ошибка в записи числа!');
end;
end;
Динамическая загрузка mydll.dll библиотеки
if (a)>(b)
then
ShowMessage('Вверхняя граница должна быть больше нижней');
end;
end;
procedure TKurs.FormCreate(Sender: TObject);
begin
han:=loadlibrary('mydll.dll');
if han=0 then showmessage('+Билиотека не найдена!')
else
begin
@f1:=getprocaddress(han,'f1');
@f2:=getprocaddress(han,'f2');
end;
end;
procedure TKurs.int1(a,b:real;n:integer;var ss:real);
var i1,i2,i:integer;h,s,s1,x1,s2,x2,yn,x:real;
INT – переменная процедурного типа которой присваивается функция первого или второго интеграла
i:=1;
Метод Симпсона
y0:=INT(a);
h:=(b-a)/n;
repeat
x1:=a+i*h;
s1:=s1+INT(x1);
i:=i+2;
until i>n-1;
i1:=2;
s2:=0;
yn:=INT(b);
repeat
x2:=a+i1*h;
s2:=s2+INT(x2);
i1:=i1+2;
until i1>n-2;
yn:=a-n*h;
s:=(h/3)*(y0+4*s1+2*s2+yn);
ss:=s;
end;
procedure TKurs.int2(a,b:real;n:integer;var ss:real);
Формирование таблицы со значениями
begin
Form5.StringGrid1.Cells[0,0]:='I';
Form5.StringGrid1.Cells[1,0]:='Xi';
form5.StringGrid1.Cells[2,0]:='SQR(Xi)';
Form5.StringGrid1.Cells[3,0]:='(0.5*sqr(Xi)+1.5))';
Form5.StringGrid1.Cells[4,0]:='y0..yn';
Form5.StringGrid1.Cells[5,0]:='y1..yn';
Метод трапеций
h:=(b-a)/n;
Form5.Label2.Caption:=floattostr(h);
Формирование таблицы со значениями
for i:=0 to n do begin
s:=s+iNT(a+i*h);
j:=0;
Form5.StringGrid1.Cells[j,i+1]:=intToStr(i);
j:=1;
Form5.StringGrid1.Cells[j,i+1]:=FloatToStrF((a+i*h),ffNumber,4,4);
j:=2;
Form5.StringGrid1.Cells[j,i+1]:=FloatToStrF(sqr(a+i*h),ffNumber,4,4);
j:=3;
form5.StringGrid1.Cells[j,i+1]:=FloatToStrF(0.5*sqr(a+i*h)+1.5,ffNumber,4,4);
j:=5;
Form5.StringGrid1.Cells[j,i+2]:=FloatToStrF(int(a+(i+1)*h),ffNumber,4,4);
end;
Form5.Show;
Form5.StringGrid1.Cells[0,n+2]:='Сумма';
Form5.StringGrid1.Cells[5,n+2]:=FloatToStrF(s-(int(a+(n)*h)+int(a+0*h)),ffNumber,4,4);
Form5.StringGrid1.Cells[4,1]:=FloatToStrF(int(a+0*h),ffNumber,4,4);
Form5.StringGrid1.Cells[4,n+1]:=FloatToStrF(int(a+(n)*h),ffNumber,4,4);
Form5.StringGrid1.Cells[4,n+2]:=FloatToStrF(int(a+(n)*h)+int(a+0*h),ffNumber,4,4);
s:=((INT(a)+INT(b))/2+s)*h;
ss:=s;
end;
2.6 Методика визуализации
Визуализация полученных значений при решении интеграла в зависимости от значений нижней границы при фиксированных значениях верхней границы определенного интеграла была получена с помощью стандартного компонента визуализации графических данных, а также с помощью класса TCanvas его свойств и методов которые описаны ниже.
Свойство
Описание
Font
Определяет шрифт, чтобы использовать его при записи текста на изображении
Brush
Определяет цвет и образец использования холста для заполнения графических форм и фонов
Pen
Определяет вид пера для использования для рисования строк и структурирования форм
Pixels
Определяет цвет области пикселов в пределах потока ClipRect.
Метод
Описание
Draw
Выполняет графический объект указанным параметром Graphic на холсте в местоположении, заданном координатами (X, Y).
FillRect
Заполняет указанный прямоугольник на холсте, используя текущую кисть.
LineTo
Тянет(рисует) строку на холсте от PenPos, к координатам указанных X и Y, и устанавливает перьевую позицию в (X, Y).
MoveTo
Изменяет позицию текущего рисунка к координатам (X, Y).
procedure TKurs.BitgrafClick(Sender: TObject);
var
x,ymin,ymax,hx1,hx,hy,xn,xk,mx,sx,my,sy,yy,xx:real;i,X1,Y1,Y2,x3,xa,ya,xb,yb:integer;
begin
if Timer1.Enabled=false then
Timer1.Enabled:=true;
Kurs.Imgraf.Canvas.FillRect(rect(0,0,620,370));
xn:=strtofloat(Edzn1.text);
xk:=StrTofloat(Edzn2.Text);
n:=strtoint(Edit3.Text);
x:=xn;ymax:=-1e30;ymin:=1e30;
while x<=xk do
Выбор интеграла путем присвоения переменной процедурного типа INT функции одного из интеграла
if RadioButton1.Checked then
int:=f1;
if RadioButton2.Checked then
Нахождение минимального и максимального значения интеграла (SS) для последующего масштабирования графика
int1(x,xk,n,ss);
if ss>ymax then ymax:=ss;
if ss
x:=x+0.01;
end;
x:=xn;
int1(x,xk,n,ss);
x1:=round(mx*x+sx);
y1:=round(my*x+sy);
repeat
int1(x,xk,n,ss);
x2:=ROUND(mx*x+sx);
y2:=round(-my*ss+sy);
kurs.Imgraf.Canvas.Pen.Color:=ColorDialog2.color;
kurs.Imgraf.Canvas.Brush.Color:=clwhite;
kurs.Imgraf.Canvas.MoveTo(x1,y1);
kurs.Imgraf.Canvas.LineTo(x2,y2);
x1:=x2;y1:=y2;
k:=true;
kurs.Imgraf.Canvas.Pen.Color:=clred;
kurs.Imgraf.Canvas.Pen.Width:=2;
hx1:=1;
Нахождение масштабных коэффициентов
xa:=0;ya:=0;xb:=450;yb:=310;
mx:=(xb-xa)/(xk-xn);
my:=(yb-ya)/(ymax-ymin);
sy:=ya+my*ymax;sx:=xa-mx*xn;
kurs.Imgraf.Canvas.MoveTo(xb,yb);
kurs.Imgraf.Canvas.LineTo(xa,yb);
x:=x+0.01;
until x>xk;
i:=3;
xx:=xn;
Прорисовка сетки (вертикальные составляющие)
repeat
kurs.Imgraf.Canvas.MoveTo(i,ya);
kurs.Imgraf.Canvas.LineTo(i,yb);
kurs.Imgraf.Canvas.TextOut(i,yb+5,FloatToStr(xx));
Прорисовка сетки (горизонтальные составляющие)
xx:=xx+hx;
until i>Imgraf.Width;
//горизонтальные состовляющие
i:=Imgraf.Height-50;
repeat
yy:=(sy-i)/my;
kurs.Imgraf.Canvas.MoveTo(0,i);
kurs.Imgraf.Canvas.LineTo(Imgraf.Width,i);
kurs.Imgraf.Canvas.TextOut(0,i-5,FloatToStrF(yy,ffNumber,4,2));
i:=i-round(hy);
dec(i,Round((Imgraf.Height)/8));
until i<0 ;
2.6 Подключение DLL-библиотеки
Существует два типа исполняемых файлов Windows: программы и библиотеки динамической компоновки (Dynamic Link Libraries,Dll). Когда мы разрабатываем приложение Delphi, мы, как правило создаем исполняемый файл программы, который обладает расширением EXE. Однако приложения Delphi в процессе своей работы часто обращаются к функциям, содержащимся в библиотеках DLL. Например, каждый раз, когда мы напрямую обращаемся к Windows API, на самом деле мы обращаемся к DLL.
Что такое динамическая компоновка ?
При использовании динамической компоновки, которая выполняется в случае, если разрабатываемый нами код обращается к функции, содержащейся в библиотеки DLL, компоновщик получает необходимую информацию о функции из ее обьявления external.Эта информация используется для заполнения некоторых таблиц внутри исполняемого файла. Когда операционная система Windows загружает исполняемый файл в память, в первую очередь она осуществляет загрузку всех необходимых для функционирования программы библиотек, и только после этого программы начинает работу. В процессе загрузки библиотек DLL операционная система заполняет таблицы внутренние таблицы программы адресами функций из загруженных в память библиотек DLL.
Подключение Dll –подключение путем динамической Dll-загрузки.
procedure TKurs.FormCreate(Sender: TObject);
begin
han:=loadlibrary('mydll.dll');
if han=0 then showmessage('+Библиотека не найдена!')
else
begin
@f1:=getprocaddress(han,'f1');
@f2:=getprocaddress(han,'f2');
end;
Листинг Dll-библиотеки
library mydll;
{ Important note about DLL memory management: ShareMem must be the
first unit in your library's USES clause AND your project's (select
Project-View Source) USES clause if your DLL exports any procedures or
functions that pass strings as parameters or function results. This
applies to all strings passed to and from your DLL--even those that
are nested in records and classes. ShareMem is the interface unit to
the BORLNDMM.DLL shared memory manager, which must be deployed along
with your DLL. To avoid using BORLNDMM.DLL, pass string information
using PChar or ShortString parameters. }
uses
SysUtils,
Classes;
{$R *.res}
Функция первого интеграла
begin
f1:=1/sqrt(0.5*sqr(x)+1.5);
Функция второго интеграла
function f2(x:real):real;
begin
f2:=(x+1)*cos(sqr(x));
end;
exports
f1 index 1 name 'f1',f2 index 2 name 'f2';
begin
end.
2.7 Компоненты индивидуального задания
DateTimePicker1: TDateTimePicker;
TDateTimePicker - визуальный компонент, разработанный (предназначенный) определенно для ввода дат или времен. В DateTimePicker датируют режим, это походит на список или поле со списком, за исключением того, что раскрывающийся список заменен календарной иллюстрацией; пользователи могут выбирать дату от календаря. Даты или времена могут также быть выбраны, листая со Стрелками "вверх" и "вниз".
Gauge используется для визуального отображения пользователю степень завершенности некоторой длительной орерации или процесса
Свойство
Назначение
Backcolor
Изменение цвета фона заднего плана
Forecolor
Изменение цвета индикатора движения
Kind
gkVerticalBar
gkHorizontalBar
gkNeedle
gkPie
gkText
Изменение основной формы индикатора движения
gkVerticalBar –вертикальный вид индикатора движения
gkHorizontalBar- горизонтальный вид индикатора движения
gkNeedle- индикатора движения в виде полукруга
gkPie- индикатора движения в виде сектора
gkText- текстовое отображение индикатора движения
MaxValue
Максимальное значение диапазона (конечное) изменения индикатора движения
MinValue
Минимальное значение диапазона (начальное) изменения индикатора движения
Progress
Задание начального положения индикатора движения
ShowText
Значение True означает отображение индикатора движения с текстовой информацией (числовой)
3. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
3.1 Системные требования
Pentium 133 Mhz, RAM 32 Mb, HDD 10Mb, Windows 98
Помощь
Для справки нажмите F1, и появится окно
Рис.8- Справка
3.3 Установка программы
Для установки программы необходимо скопировать папку EXE
Содержимое папки:
Project1.exe
Mydll.dll
Helpkurs
Выводы
Таким образом, данная работа позволила мне:
закрепить на опыте знания, полученные при изучении дисциплины “Системное программирование”.
научился разрабатывать программные продукты под операционную среду Windows
закрепил следующие знания:
Программирование в Delphi
Программирование программ использующие код, написанный на других языках программирования (использование DLL )
Динамическая компоновка с DLL
Численные методы для вычисления определенных интегралов
Написание Help в стиле Windows.
Список используемой литературы
Delphi 6. Для профессионалов. Разработка COM: Пер.с англ.:-464c. 2005
Разработка приложений в среде Delphi: пер.с англ.:Уч.пос-М.:Издательский дом «Вильямс»,2006.-464с.
Листинг программы
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls, ComCtrls, Menus, ExtDlgs, ExtCtrls, ToolWin, Gauges,
AppEvnts, TeEngine, Series, TeeProcs, Chart, TeeFunci, Buttons, ShellAPI,
ScktComp, ImgList;
type
TKurs = class(TForm)
PageControl1: TPageControl;
TabSheet1: TTabSheet;
TabSheet2: TTabSheet;
Edzn1: TEdit;
Edzn2: TEdit;
Edit3: TEdit;
MainMenu1: TMainMenu;
file1: TMenuItem;
N1: TMenuItem;
N2: TMenuItem;
N3: TMenuItem;
SavePictureDialog1: TSavePictureDialog;
N4: TMenuItem;
N5: TMenuItem;
N6: TMenuItem;
StatusBar1: TStatusBar;
Imint: TImage;
Cbint: TComboBox;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Label3: TLabel;
Label4: TLabel;
CBmet: TComboBox;
Memo1: TMemo;
Label5: TLabel;
Burun: TButton;
N7: TMenuItem;
N22GetCurrentDirectory1: TMenuItem;
N52SetForegroundWindow1: TMenuItem;
DateTimePicker1: TDateTimePicker;
Imgraf: TImage;
Label6: TLabel;
Buclear: TButton;
Bitgraf: TBitBtn;
GroupBox1: TGroupBox;
RadioButton1: TRadioButton;
RadioButton2: TRadioButton;
ApplicationEvents1: TApplicationEvents;
N8: TMenuItem;
N9: TMenuItem;
ImageList1: TImageList;
Timer1: TTimer;
Gauge1: TGauge;
N10: TMenuItem;
N11: TMenuItem;
ColorDialog1: TColorDialog;
ColorDialog2: TColorDialog;
N12: TMenuItem;
procedure N1Click(Sender: TObject);
procedure N6Click(Sender: TObject);
procedure CbintChange(Sender: TObject);
procedure BurunClick(Sender: TObject);
procedure int1(a,b:real;n:integer;var ss:real);
procedure int2(a,b:real;n:integer;var ss:real);
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure N22GetCurrentDirectory1Click(Sender: TObject);
procedure N52SetForegroundWindow1Click(Sender: TObject);
procedure ApplicationEvents1Hint(Sender: TObject);
procedure BuclearClick(Sender: TObject);
procedure BitgrafClick(Sender: TObject);
procedure RadioButton1Click(Sender: TObject);
procedure RadioButton2Click(Sender: TObject);
procedure Button3Click(Sender: TObject);
procedure N4Click(Sender: TObject);
procedure N9Click(Sender: TObject);
procedure Timer1Timer(Sender: TObject);
procedure N10Click(Sender: TObject);
procedure N11Click(Sender: TObject);
procedure N12Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
tfun=function(x:real):real;
var
Kurs: TKurs;
INT,F1,f2:tfun;
han:thandle;
k:boolean;
a,b,s,h,ss,y0,yn,s2,x2,xx1,xx2,xk:real;
n,n1,i1:integer;
mplementation
uses Unit2, Unit3, Unit4, Unit5 ;
{$R *.dfm}
procedure TKurs.N1Click(Sender: TObject);
begin
Imgraf.Picture.SaveToFile(SavePictureDialog1.FileName+'.bmp');
end;
procedure TKurs.N4Click(Sender: TObject);
begin
if k=true then begin
N1.Enabled:=true;
if SavePictureDialog1.Execute then
Imgraf.Picture.SaveToFile(SavePictureDialog1.FileName+'.bmp');
end
else
ShowMessage('Ãðàôèê íå îòðèñîâàí');
end;
procedure TKurs.N6Click(Sender: TObject);
begin
Application.HelpCommand(HELP_FINDER,0);
end;
procedure TKurs.CbintChange(Sender: TObject);
begin
if CBint.Text='Èíòåãðàë ¹1' then
Imint.Picture.LoadFromFile('int.bmp') else
Imint.Picture.LoadFromFile('int1.bmp');
end;
procedure TKurs.BurunClick(Sender: TObject);
begin
a:=strtofloat(Edzn1.text);
b:=strtofloat(Edzn2.text);
n:=strtoint(Edit3.Text);
if (edzn1.Text<>'') and (Edzn2.Text<>'') and
(Cbint.ItemIndex<>-1)and (CBmet.ItemIndex<>-1) then
begin
try
If (Cbint.Text='Èíòåãðàë ¹1') then
int:=f1;
if (CBmet.Text='Ìåòîäîì Ñèìïñîíà') then
int1(a,b,n,ss);
if (CBint.Text='Èíòåãðàë ¹1') then
int:=f1;
if (CBmet.Text='Ìåòîäîì òðàïåöèé') then
int2(a,b,n,ss);
if (Cbint.Text='Èíòåãðàë ¹2') then
int:=f2;
if (CBmet.Text='Ìåòîäîì Ñèìïñîíà')then
int1(a,b,n,ss);
if (CBint.Text='Èíòåãðàë ¹2') then
int:=f2;
if (CBmet.Text='Ìåòîäîì òðàïåöèé')then
int2(a,b,n,ss);
Memo1.Lines.Add(' '+CBint.Text);
Memo1.Lines.Add((CBmet.Text)+' = '+(FloatToStrF(ss,ffNumber,9,3)));
finally
if (a)>(b)
then
ShowMessage('Ââåðõíÿÿ ãðàíèöà äîëæíà áûòü áîëüøå íèæíåé');
end;
end
else
if (Edzn1.Text=' ') then ShowMessage('Íå ââåäåíà ââåðõíÿÿ ãðàíèöà!');
if (Edzn2.Text=' ') then ShowMessage('Íå ââåäåíà íèæíÿÿ ãðàíèöà!');
if (Cbint.ItemIndex=-1) then ShowMessage('Âíèìàíèå!Íå âûáðàí èíòåãðàë!');
if (CBmet.ItemIndex=-1) then ShowMessage('Íå âûáðàí ìåòîä ðåøåíèÿ!');
end;
procedure TKurs.FormCreate(Sender: TObject);
begin
han:=loadlibrary('mydll.dll');
if han=0 then showmessage('+Áèëèîòåêà íå íàéäåíà!')
else
begin
@f1:=getprocaddress(han,'f1');
@f2:=getprocaddress(han,'f2');
end;
end;
procedure TKurs.int1(a,b:real;n:integer;var ss:real);
ar i1,i2,i:integer;h,s,s1,x1,s2,x2,yn,x:real;
begin
i:=1;
s1:=0;
y0:=INT(a);
h:=(b-a)/n;
repeat
x1:=a+i*h;
s1:=s1+INT(x1);
i:=i+2;
until i>n-1;
i1:=2;
s2:=0;
yn:=INT(b);
repeat
x2:=a+i1*h;
s2:=s2+INT(x2);
i1:=i1+2;
until i1>n-2;
yn:=a-n*h;
s:=(h/3)*(y0+4*s1+2*s2+yn);
ss:=s;
end;
procedure TKurs.int2(a,b:real;n:integer;var ss:real);
var i,j:integer;k:real;
begin
Form5.StringGrid1.Cells[0,0]:='I';
Form5.StringGrid1.Cells[1,0]:='Xi';
form5.StringGrid1.Cells[2,0]:='SQR(Xi)';
Form5.StringGrid1.Cells[3,0]:='(0.5*sqr(Xi)+1.5))';
Form5.StringGrid1.Cells[4,0]:='y0..yn';
Form5.StringGrid1.Cells[5,0]:='y1..yn';
s:=0;
h:=(b-a)/n;
Form5.Label2.Caption:=floattostr(h);
Form5.StringGrid1.RowCount:=n+3;
for i:=0 to n do begin
s:=s+iNT(a+i*h);
j:=0;
Form5.StringGrid1.Cells[j,i+1]:=intToStr(i);
j:=1;
Form5.StringGrid1.Cells[j,i+1]:=FloatToStrF((a+i*h),ffNumber,4,4);
j:=2;
orm5.StringGrid1.Cells[j,i+1]:=FloatToStrF(sqr(a+i*h),ffNumber,4,4);
j:=3;
form5.StringGrid1.Cells[j,i+1]:=FloatToStrF(0.5*sqr(a+i*h)+1.5,ffNumber,4,4);
j:=5;
Form5.StringGrid1.Cells[j,i+2]:=FloatToStrF(int(a+(i+1)*h),ffNumber,4,4);
end;
Form5.Show;
Form5.StringGrid1.Cells[0,n+2]:='Ñóììà';
Form5.StringGrid1.Cells[5,n+2]:=FloatToStrF(s-(int(a+(n)*h)+int(a+0*h)),ffNumber,4,4);
Form5.StringGrid1.Cells[4,1]:=FloatToStrF(int(a+0*h),ffNumber,4,4);
Form5.StringGrid1.Cells[4,n+1]:=FloatToStrF(int(a+(n)*h),ffNumber,4,4);
Form5.StringGrid1.Cells[4,n+2]:=FloatToStrF(int(a+(n)*h)+int(a+0*h),ffNumber,4,4);
s:=((INT(a)+INT(b))/2+s)*h;
ss:=s;
end;
procedure TKurs.N22GetCurrentDirectory1Click(Sender: TObject);
begin
form2.Show;
end;
procedure TKurs.N52SetForegroundWindow1Click(Sender: TObject);
begin
form3.Show;
end;
procedure TKurs.ApplicationEvents1Hint(Sender: TObject);
begin
StatusBar1.Panels[0].Text:=Application.Hint;
end;
procedure TKurs.BuclearClick(Sender: TObject);
begin
Memo1.Lines.Clear;
end;
procedure TKurs.BitgrafClick(Sender: TObject);
var
x,ymin,ymax,hx1,hx,hy,xn,xk,mx,sx,my,sy,yy,xx:real;i,X1,Y1,Y2,x3,xa,ya,xb,yb:integer;
begin
if Timer1.Enabled=false then
Timer1.Enabled:=true;
Kurs.Imgraf.Canvas.FillRect(rect(0,0,620,370));
xn:=strtofloat(Edzn1.text);
xk:=StrTofloat(Edzn2.Text);
n:=strtoint(Edit3.Text);
x:=xn;ymax:=-1e30;ymin:=1e30;
while x<=xk do
begin
if RadioButton1.Checked then
int:=f1;
if RadioButton2.Checked then
int:=f2;
int1(x,xk,n,ss);
if ss>ymax then ymax:=ss;
if ss
x:=x+0.01;
end;
x:=xn;
int1(x,xk,n,ss);
x1:=round(mx*x+sx);
y1:=round(my*x+sy);
repeat
int1(x,xk,n,ss);
x3:=ROUND(mx*x+sx);y2:=round(-my*ss+sy);
kurs.Imgraf.Canvas.Pen.Color:=ColorDialog2.color;
kurs.Imgraf.Canvas.Brush.Color:=clwhite;
kurs.Imgraf.Canvas.MoveTo(x1,y1);
kurs.Imgraf.Canvas.LineTo(x3,y2);
x1:=x3;y1:=y2;
k:=true;
kurs.Imgraf.Canvas.Pen.Color:=clred;
kurs.Imgraf.Canvas.Pen.Width:=2;
hx1:=1;
hx:=(xk-xn)/10;
xa:=0;ya:=0;xb:=450;yb:=310;
mx:=(xb-xa)/(xk-xn);my:=(yb-ya)/(ymax-ymin);
sy:=ya+my*ymax;sx:=xa-mx*xn;
kurs.Imgraf.Canvas.MoveTo(xb,yb);
kurs.Imgraf.Canvas.LineTo(xa,yb);
x:=x+0.01;
until x>xk;
i:=3;
xx:=xn;
//âåðòèêàëüíûå ñîñòîâëÿþùèå
repeat
kurs.Imgraf.Canvas.MoveTo(i,ya);
kurs.Imgraf.Canvas.LineTo(i,yb);
kurs.Imgraf.Canvas.TextOut(i,yb+5,FloatToStr(xx));
inc(i,Round((Imgraf.Width-50)/10));
xx:=xx+hx;
until i>Imgraf.Width;
//ãîðèçîíòàëüíûå ñîñòàâëÿþùèå
i:=Imgraf.Height-50;
repeat
yy:=(sy-i)/my;
kurs.Imgraf.Canvas.MoveTo(0,i);
kurs.Imgraf.Canvas.LineTo(Imgraf.Width,i);
kurs.Imgraf.Canvas.TextOut(0,i-5,FloatToStrF(yy,ffNumber,4,2));
i:=i-round(hy);
dec(i,Round((Imgraf.Height-50)/10));
until i<0 ;
end;
rocedure TKurs.RadioButton1Click(Sender: TObject);
begin
Bitgraf.Enabled:=true;
end;
procedure TKurs.RadioButton2Click(Sender: TObject);
begin
Bitgraf.Enabled:=true;
end;
procedure TKurs.Button3Click(Sender: TObject);
begin
SetForegroundWindow(HWND_TOP );
end;
procedure TKurs.N9Click(Sender: TObject);
begin
Form4.Show;
end;
procedure TKurs.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
Gauge1.Progress:=Gauge1.Progress+10;
if Gauge1.Progress=100 then begin
Timer1.Enabled:=false;
Gauge1.Progress:=0;
end;
end;
procedure TKurs.N10Click(Sender: TObject);
begin
if ColorDialog2.Execute then
kurs.Imgraf.Canvas.Pen.Color:=ColorDialog1.Color;
end;
procedure TKurs.N11Click(Sender: TObject);
begin
if ColorDialog1.Execute then
kurs.Imgraf.Canvas.Pen.Color:=ColorDialog1.Color;
end;
procedure TKurs.N12Click(Sender: TObject);
begin
Kurs.Close;
end;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ