Программирование на языке высокого уровня 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ СТЕРЛИТАМАКЕ


КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к расчетно-графической работе по Информатике



«Программирование на языке высокого уровня»









2403.402103.000ПЗ

(обозначение документа)





Группа СПС-102з

Фамилия И.О.

Подпись

Дата

Оценка

Студент

Камалеев Э.С.




Проверил








Стерлитамак 2010 г.

Содержание





1Задание 1


1.1Постановка задачи


Даны действительные числа х и у, не равные друг другу. Меньшее из этих двух чисел заменить половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением.

1.2Блок-схема программы

начало





a, b





a=b


+

-





Числа равны! Введите разные числа.









a>b

+

-




c:=2*a*b;

d:=(a+b)/2;













Рисунок 1. Блок-схема действий над числами

Продолжение рис.1.



a

+

-

c, d




c:=(a+b)/2;

d:=2*a*b;












конец






Рисунок 1. Блок-схема действий над числами


1.3Исходные данные для отладки и тестирования программы


В качестве исходных данных выберем произвольные 2 действительных числа a, b и проверим работу программы, нажав на кнопку «Выполнить».

Результаты можно посмотреть в рабочем окне программы на рис.2.


1.4Исходный текст программы


procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var a,b,c,d:real;

begin

a:=StrToFloat(Edit1.Text);

b:=StrToFloat(Edit2.Text);

if (a=b) then ShowMessage('Числа равны! Введите разные числа.');

if (a>b) then begin

c:=2*a*b;

d:=(a+b)/2;

end ;

if (a

begin

c:=(a+b)/2;

d:=2*a*b;

end;

Edit3.Text:=FloatToStr(c);

Edit4.Text:=FloatToStr(d);

end;

1.5Экранная форма программы




Рисунок 2. Результат выполнения программы


2Задание 2


2.1Постановка задачи


Протабулировать функцию заданной формулой:


где с=4, a=2.8, b=-0.3, , h=0.05.


2.2Блок – схема программы

начало

a, b, h

-










x:=a, a1:=2.8; b1:=-0.3; c1:=4;




x<=b



-

+





x<1.2

+




конец


y:=a1*x*x+b1*x+c1










Рисунок 3. Блок-схема табулирования функции

x=1.2

y:=a1/x+sqrt(x*x+1)

+

-

x, y

x:=x+h

x>1.2

y:=(a1+b1*x)/sqrt(x*x+1)

+

-

Продолжение Рис.3.







































Рисунок 3. Блок-схема табулирования функции



2.3Исходные данные для отладки и тестирования программы


В качестве исходных данных выберем значения a=1, b=2, h=0.05 и проверим работу программы, нажав кнопку «Табулировать».

Результаты можно посмотреть в рабочем окне программы рис.4.





2.4Исходные данные программы


procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

a,b,a1,b1,c1,h,x,y:extended;

begin

a:=StrToFloat(Edit1.Text);

b:=StrToFloat(Edit2.Text);

h:=StrToFloat(Edit3.Text);

a1:=2.8;

b1:=-0.3;

c1:=4;

x:=a;

Memo1.Clear;

Memo1.Lines[0]:=' x | y ';

Memo1.Lines.Add('----------');

while x<=b do begin

if (x<1.2) then y:=a1*x*x+b1*x+c1;

if (x=1.2) then y:=a1/x+sqrt(x*x+1);

if (x>1.2) then y:=(a1+b1*x)/sqrt(x*x+1);

Memo1.Lines.Add(FloatToStrf(x,fffixed,5,2)+'|'+FloatToStrf(y,fffixed,5,2));

x:=x+h;

end;

end;











2.5Экранная форма программы





Рисунок 4. Результат выполнения программы

3Задание 3

3.1Постановка задачи

1.  Дан массив целых чисел из n элементов, заполненный случайным образом числами из промежутка [-10,20]. Найти сумму элементов, имеющих нечетные индексы.

2.  Подсчитать количество элементов массива, значения которых больше заданного числа А и кратных 5.

3.Найти номер первого отрицательного элемента, делящегося на 5 с остатком 2.


3.2Блок-схема программы


Начало

n

i:=1, n, 1

a[i]:=Random(30)-10

a[i]

конец


























Рисунок 5. Блок-схема процедуры заполнения массива случайными числами


конец

начало

a1

sum:=0; k:=0

i:=1,n,1

i mod 2<>0

+

sum:=sum+a[i]

-

Выполнить 1 действие?

+

sum

-

i:=1,n,1

a[i]>a1,

a[i] mod 5=0

+

k:=k+1

-

Выполнить 2 действие?

+

k

-

l:=0

i:=n,1,1

a[i]<0

abs(a[i]) mod 5 = 2

+

l:=i

Выполнить 3 действие?

+

l

-

-










































Рисунок 6. Блок-схема процедуры для необходимых вычислений и вывода результатов на экран

3.3Исходные данные для отладки и тестирования программы


В качестве исходных данных вводим любое целое число n – количество элементов массива и, нажав на кнопку «Создать массив», формируем одномерный массив, заполненный случайным образом целыми числами из промежутка [-10,20].

При нажатии на кнопку «Выполнить» происходит вычисление, заданные в задании.

Результаты можно посмотреть в рабочем окне программы рис. 7


3.4Исходный текст программы


Описание глобальных переменных

var

Form1: TForm1;

n:integer;

a:array of integer;


Текст процедуры для задания массива случайными числами.


procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

i:integer;

begin

Randomize;

n:=StrToInt(Edit1.Text);

SetLength(a,n);

Edit2.Clear;

for i:=1 to n do

begin

a[i]:=Random(30)-10;

Edit2.Text:=Edit2.Text+' '+IntToStr(a[i]);

end;

end;


Текст процедуры для вычислений и вывода результатов на экране


procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

var

sum,i,k,l,a1:integer;

begin

Edit3.Clear;

Edit4.Clear;

Edit5.Clear;

a1:=StrToInt(Edit6.Text);

sum:=0;

k:=0;

For i:=1 to n do

if (i mod 2<>0) then sum:=sum+a[i];

If CheckBox1.Checked then Edit3.Text:=IntToStr(sum);

For i:= 1 to n do begin

if (a[i]>a1) and (a[i] mod 5=0) then k:=k+1;

end;

if CheckBox2.Checked then Edit4.Text:=IntToStr(k);

l:=0;

for i:=n downto 1 do begin

if (a[i]<0) and (abs(a[i]) mod 5 = 2) then l:=i;

end;

If CheckBox3.Checked then Edit5.Text:=IntToStr(l);

end;


3.5Экранная форма программы




Рисунок 7. Результат выполнения программы


Список использованной литературы




  1. http://wiki.lazarus.freepascal.org - Lazarus wiki энциклопедия по Free Pascal Compiler/Lazarus

  2. http://lazarus.freepascal.org - Официальный сайт проекта Lazarus

  3. Бобровский С.И.,lazarus. Учебный курс (пособие для самообразования), 2005г.

  4. Информатика: Учебник для вузов.- / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2008.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ