Рабочая программа по информатике (УМК Угриновича Н.Д) для 9 класса


«Утверждаю»

Директор школы

___________О.В.Клименко

«____»___________2011 г.





Муниципальное образовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»

Чистоозерного района Новосибирской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ


Программы базового курса «Информатика и ИКТ»

для основной школы профессора Н.Д. Угриновича.


(9 класс) 34 часа











Учитель информатики:

Клименко Валентина Васильевна






2011 г





Пояснительная записка

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Федеральный компонент государственного стандарта образования

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) профессора Н.Д. Угриновича.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д.Угриновича, но с учетом того, что в 8 классе учащиеся изучали курс по старой версии авторской программы (2008 год) и в связи с наличием старых учебников для 9 класса.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

- принципы моделирования и формализации;

- архитектуру современных компьютеров;

- этические и правовые нормы информационной деятельности человека;

- основные технологии создания, оформления, сохранения графических объектов.

- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

- программный принцип работы компьютера;

- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

- предпринимать меры антивирусной безопасности;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования;

- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- пользоваться персональным компьютерным и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, цифровой камерой, мультимедийным проектором).

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

- искать информацию с применением правил поиска (построение запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных систем и источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

-создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

- проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов

-создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организовывать индивидуальное информационное пространство, создавать личные коллекции информационных объектов;

- передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Содержание учебной дисциплины

Тематический план учебного материала

п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.

12

2

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

Понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Объектно – ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языке программирования. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Графические возможности языка программирования.

16

3

Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютерах. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

13

4

Хранение, поиск и сортировка информации

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных. Обработка баз данных: создание запросов, форм, отчетов.

10

5

Коммуникационные технологии

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация в Интернете (IP – адреса и доменная система имен). Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации в компьютерных сетях. Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTMLHyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.

15

4

Информационная деятельность человека. Информационная безопасность

Информационная культура человека. Информационное общество. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.

3

5

Резерв


1

ИТОГО часов

70


Планирование осуществляется по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика. Базовый курс. 9 класс». Практические работы составлены согласно темам практических работ, предлагаемых Н.Д. Угриновичем в учебнике за 9 класс. Количество контрольных работ в год -6.

Практические занятия

При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В курсе информатики за 9 класс планируется проведение следующих практических занятий:

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»;

Практическая работа №2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе»;

Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»;

Практическая работа №4 «Создание GIF и flash-анимации»;

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»;

Практическая работа №6 «Запись и монтаж звукового клипа»;

Практическая работа №7 «Запись и монтаж видео-клипа»;

Практическая работа №8 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами»;

Практическая работа №9 «Проект «Форма и размещение на ней управляющих объектов»»;

Практическая работа №10 «Проект «Переменные»»;

Практическая работа №11 «Проект «Калькулятор. Сложение строк»»;

Практическая работа №12 «Проект «Инженерный калькулятор. Строковый калькулятор»»;

Практическая работа №13 «Проект «Ветвление. Проверка знаний»».

Практическая работа №14 «Проект «Выбор. Выставление оценки»».

Практическая работа №15 «Проект «Цикл. Коды символов»».

Практическая работа №16 «Проект «Графический редактор»».

Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования».

Практическая работа №18 «Приближенное решение уравнения в электронных таблицах».

Практическая работа №19 «Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования».

Практическая работа №20 «Исследование движения тела в электронных таблицах».

Практическая работа №21 «Построение и исследование геоинформационной модели».

Практическая работа №22 «Построение и исследование компьютерной модели системы управления».

Практическая работа №23 «Создание и редактирование базы данных «Записная книжка»».

Практическая работа №24 «Поиск информации в базе данных».

Практическая работа №25 «Сортировка информации в базе данных».

Практическая работа №26 «Создание запросов, форм, отчетов».

Практическая работа №27 «Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к локальной сети».

Практическая работа №28 «Настройка подключения к Интернету».

Практическая работа №29 ««География» Интернета».

Практическая работа №30 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа №31 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа №32 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов».

Практическая работа №33 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа №34-35 «Разработка простого Web-сайта».




Учебно-методический комплект:

  1. Программа по информатике профессора Н.Д.Угриновича.

  2. Информатика. Базовый курс. учебник 9 класса /.Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  4. Компьютерный практикум Windows-CD Linux-CD.Н.Д.Угринович. – М.,2004

Средства обучения:

  1. Учебник

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Плакаты

  5. Сканер

  6. Принтер

  7. Интернет

  8. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)

  9. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)

  10. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети

  11. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами.

  12. Устройства вывода звуковой информации.

  13. Устройства создания графической информации.

  14. Устройства для создания музыкальной информации.

  15. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации.

Программное обеспечение

  1. Операционная система.

  2. Антивирусная программа.

  3. Клавиатурный тренажер.

  4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.

  5. Векторный графический редактор.

  6. Программа по созданию мультимедийной презентации.

  7. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  8. Программа – архиватор.

  9. Звуковой редактор.

  10. Простая система управления базами данных.

  11. Простая геоинформационная система.

  12. Система автоматизированного проектирования.

  13. Виртуальные компьютерные лаборатории.

  14. Программа – переводчик.

  15. Система оптического распознавания текста.

  16. Мультимедиа, проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  17. Система программирования.

  18. Почтовый клиент (в составе операционной системы или др.).

  19. Браузер (в составе операционной системы или др.).

  20. Программа интерактивного общения.

  21. Простой редактор Web- страниц.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по информатике и ИКТ 9 класс 2010-2011 уч.год

по программе Н.Угриновича 70 часов в год

п\п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание.

Подготовка к ЕГЭ

план

факт


1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

12




1

1.1

Правила техники безопасности.

1




2

1.2

Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности».

1




3

1.3

Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы.

1




4

1.4

Способы хранения графической информации и форматы графических файлов.

1




5

1.5

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»

1




6

1.6

Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности.

1




7

1.7

Практическая работа №2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1




8

1.8

Графические объекты и операции над ними. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

1




9

1.9

Практическая работа №4 «Создание GIF и flash-анимации»

1




10

1.10

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»;

Практическая работа №6 «Запись и монтаж звукового клипа»

1




11

1.11

Практическая работа №8 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами»

1




12

1.12

Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».

1




2. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

16




13

2.1

Понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.

1




14

2.2

Объектно – ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.

1




15

2.3

Практическая работа №9 «Проект «Форма и размещение на ней управляющих объектов»»

1




16

2.4

Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание.

1




17

2.5

Практическая работа №10 «Проект «Переменные»»

1




18

2.6

Арифметические, строковые и логические выражения.

1




19

2.7

Практическая работа №11 «Проект «Калькулятор. Сложение строк»»

1




20

2.8

Функции в языке программирования.

1




21

2.9

Практическая работа №12 «Проект «Инженерный калькулятор. Строковый калькулятор»»

1




22-23

2.10-2.11

Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.

2




24

2.12

Практическая работа №13 «Проект «Ветвление. Проверка знаний»».

1




25

2.13

Практическая работа №14 «Проект «Выбор. Выставление оценки»».

1




26

2.14

Практическая работа №15 «Проект «Цикл. Коды символов»».

1




27

2.15

Графические возможности языка программирования. Практическая работа №16 «Проект «Графический редактор»»

1




28

2.16

Контрольная работа № 3 «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование».

1




3. Моделирование и формализация

13




29

3.1

Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов).

1




30

3.2

Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели.

1




31

3.3

Информационное моделирование. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютерах.

1




32

3.4

Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования»

1




33

3.5

Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения в электронных таблицах»

1




34

3.6

Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.

1




35

3.7

Практическая работа №19 «Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования»

1




36

3.8

Практическая работа №20 «Исследование движения тела в электронных таблицах».

1




37

3.9

Геоинформационные модели.

1




38

3.10

Практическая работа №21 «Построение и исследование геоинформационной модели».

1




39

3.11

Информационные модели систем управления. Обратная связь.

1




40

3.12

Практическая работа №22 «Построение и исследование компьютерной модели системы управления».

1




41

3.13

Контрольная работа № 4 «Моделирование и формализация».

1




4. Хранение, поиск и сортировка информации

10




42.

4.1

Системы управления базами данных

1




43.

4.2

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных.

1




44.

4.3

Практическая работа №23 «Создание и редактирование базы данных «Записная книжка»»

1




45.

4.4

Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска.

1




46.

4.5

Практическая работа №24 «Поиск информации в базе данных».

1




47.

4.6

Сортировка данных. Практическая работа №25 «Сортировка информации в базе данных».

1




48.

4.7

Обработка баз данных: создание запросов, форм, отчетов.

1




49.

4.8

Практическая работа №26 «Создание запросов, форм, отчетов»

1




50.

4.9

Разработка собственной базы данных. Творческая работа

1




51.

4.10

Защита проекта «Моя база данных»

1




5. Коммуникационные технологии

15




52.

5.1

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

1




53.

5.2

Локальные компьютерные сети

1




54.

5.3

Практическая работа №27 «Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к локальной сети».

1




55.

5.4

Глобальные компьютерные сети

1




56.

5.5

Адресация в Интернете (IP – адреса и доменная система имен).

1




57.

5.6

Практическая работа №28 «Настройка подключения к Интернету»

1




58.

5.7

Защита информации от несанкционированного доступа. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

1




59.

5.8

Практическая работа №29 ««География» Интернета».

1




60.

5.9

Практическая работа №30 «Путешествие по Всемирной паутине».

1




61.

5.10

Поиск информации в компьютерных сетях. Практическая работа №31 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа №32 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов».

1




62.

5.11

Практическая работа №33 «Работа с электронной Web-почтой».

1




63.

5.12

Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTMLHyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.

1




64.-65

5.13-5.14

Практическая работа №34-35 «Разработка простого Web-сайта»

2




66.

5.15

Контрольная работа № 5 «Коммуникационные технологи».

1




6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность

3




67.

6.1

Информационная культура человека. Информационное общество. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы

1




68.

6.2

Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

1




69.

6.3

Основные этапы развития средств информационных технологий.

1




70


Резерв

1






Литература :

  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

  2. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

  3. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

  4. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ