Рабочая программа по информатике (УМК Угриновича Н.Д) для 9 класса
«Утверждаю»
Директор школы
___________О.В.Клименко
«____»___________2011 г.
Муниципальное образовательное учреждение
«Павловская средняя общеобразовательная школа»
Чистоозерного района Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
Программы базового курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы профессора Н.Д. Угриновича.
(9 класс) 34 часа
Учитель информатики:
Клименко Валентина Васильевна
2011 г
Пояснительная записка
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) профессора Н.Д. Угриновича.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д.Угриновича, но с учетом того, что в 8 классе учащиеся изучали курс по старой версии авторской программы (2008 год) и в связи с наличием старых учебников для 9 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- принципы моделирования и формализации;
- архитектуру современных компьютеров;
- этические и правовые нормы информационной деятельности человека;
- основные технологии создания, оформления, сохранения графических объектов.
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- пользоваться персональным компьютерным и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, цифровой камерой, мультимедийным проектором).
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построение запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных систем и источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов
-создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организовывать индивидуальное информационное пространство, создавать личные коллекции информационных объектов;
- передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание учебной дисциплины
Тематический план учебного материала
№ п/п
Название темы
Содержание темы
Кол-во часов
1
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.
12
2
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
Понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Объектно – ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языке программирования. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Графические возможности языка программирования.
16
3
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютерах. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления. Обратная связь.
13
4
Хранение, поиск и сортировка информации
Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных. Обработка баз данных: создание запросов, форм, отчетов.
10
5
Коммуникационные технологии
Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация в Интернете (IP – адреса и доменная система имен). Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации в компьютерных сетях. Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.
15
4
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность
Информационная культура человека. Информационное общество. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
3
5
Резерв
1
ИТОГО часов
70
Планирование осуществляется по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика. Базовый курс. 9 класс». Практические работы составлены согласно темам практических работ, предлагаемых Н.Д. Угриновичем в учебнике за 9 класс. Количество контрольных работ в год -6.
Практические занятия
При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В курсе информатики за 9 класс планируется проведение следующих практических занятий:
Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»;
Практическая работа №2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе»;
Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»;
Практическая работа №4 «Создание GIF и flash-анимации»;
Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»;
Практическая работа №6 «Запись и монтаж звукового клипа»;
Практическая работа №7 «Запись и монтаж видео-клипа»;
Практическая работа №8 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами»;
Практическая работа №9 «Проект «Форма и размещение на ней управляющих объектов»»;
Практическая работа №10 «Проект «Переменные»»;
Практическая работа №11 «Проект «Калькулятор. Сложение строк»»;
Практическая работа №12 «Проект «Инженерный калькулятор. Строковый калькулятор»»;
Практическая работа №13 «Проект «Ветвление. Проверка знаний»».
Практическая работа №14 «Проект «Выбор. Выставление оценки»».
Практическая работа №15 «Проект «Цикл. Коды символов»».
Практическая работа №16 «Проект «Графический редактор»».
Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования».
Практическая работа №18 «Приближенное решение уравнения в электронных таблицах».
Практическая работа №19 «Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования».
Практическая работа №20 «Исследование движения тела в электронных таблицах».
Практическая работа №21 «Построение и исследование геоинформационной модели».
Практическая работа №22 «Построение и исследование компьютерной модели системы управления».
Практическая работа №23 «Создание и редактирование базы данных «Записная книжка»».
Практическая работа №24 «Поиск информации в базе данных».
Практическая работа №25 «Сортировка информации в базе данных».
Практическая работа №26 «Создание запросов, форм, отчетов».
Практическая работа №27 «Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к локальной сети».
Практическая работа №28 «Настройка подключения к Интернету».
Практическая работа №29 ««География» Интернета».
Практическая работа №30 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа №31 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа №32 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов».
Практическая работа №33 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа №34-35 «Разработка простого Web-сайта».
Учебно-методический комплект:
Программа по информатике профессора Н.Д.Угриновича.
Информатика. Базовый курс. учебник 9 класса /.Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Компьютерный практикум Windows-CD Linux-CD.Н.Д.Угринович. – М.,2004
Средства обучения:
Учебник
Компьютер
Мультимедийный проектор
Плакаты
Сканер
Принтер
Интернет
Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами.
Устройства вывода звуковой информации.
Устройства создания графической информации.
Устройства для создания музыкальной информации.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации.
Программное обеспечение
Операционная система.
Антивирусная программа.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.
Векторный графический редактор.
Программа по созданию мультимедийной презентации.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Программа – архиватор.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа – переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа, проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (в составе операционной системы или др.).
Браузер (в составе операционной системы или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Web- страниц.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по информатике и ИКТ 9 класс 2010-2011 уч.год
по программе Н.Угриновича 70 часов в год
№ п\п
Наименование раздела и темы
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Примечание.
Подготовка к ЕГЭ
план
факт
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
12
1
1.1
Правила техники безопасности.
1
2
1.2
Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности».
1
3
1.3
Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы.
1
4
1.4
Способы хранения графической информации и форматы графических файлов.
1
5
1.5
Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»
1
6
1.6
Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности.
1
7
1.7
Практическая работа №2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
1
8
1.8
Графические объекты и операции над ними. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
1
9
1.9
Практическая работа №4 «Создание GIF и flash-анимации»
1
10
1.10
Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»;
Практическая работа №6 «Запись и монтаж звукового клипа»
1
11
1.11
Практическая работа №8 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами»
1
12
1.12
Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».
1
2. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
16
13
2.1
Понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.
1
14
2.2
Объектно – ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
1
15
2.3
Практическая работа №9 «Проект «Форма и размещение на ней управляющих объектов»»
1
16
2.4
Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание.
1
17
2.5
Практическая работа №10 «Проект «Переменные»»
1
18
2.6
Арифметические, строковые и логические выражения.
1
19
2.7
Практическая работа №11 «Проект «Калькулятор. Сложение строк»»
1
20
2.8
Функции в языке программирования.
1
21
2.9
Практическая работа №12 «Проект «Инженерный калькулятор. Строковый калькулятор»»
1
22-23
2.10-2.11
Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.
2
24
2.12
Практическая работа №13 «Проект «Ветвление. Проверка знаний»».
1
25
2.13
Практическая работа №14 «Проект «Выбор. Выставление оценки»».
1
26
2.14
Практическая работа №15 «Проект «Цикл. Коды символов»».
1
27
2.15
Графические возможности языка программирования. Практическая работа №16 «Проект «Графический редактор»»
1
28
2.16
Контрольная работа № 3 «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование».
1
3. Моделирование и формализация
13
29
3.1
Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов).
1
30
3.2
Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели.
1
31
3.3
Информационное моделирование. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютерах.
1
32
3.4
Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования»
1
33
3.5
Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения в электронных таблицах»
1
34
3.6
Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.
1
35
3.7
Практическая работа №19 «Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования»
1
36
3.8
Практическая работа №20 «Исследование движения тела в электронных таблицах».
1
37
3.9
Геоинформационные модели.
1
38
3.10
Практическая работа №21 «Построение и исследование геоинформационной модели».
1
39
3.11
Информационные модели систем управления. Обратная связь.
1
40
3.12
Практическая работа №22 «Построение и исследование компьютерной модели системы управления».
1
41
3.13
Контрольная работа № 4 «Моделирование и формализация».
1
4. Хранение, поиск и сортировка информации
10
42.
4.1
Системы управления базами данных
1
43.
4.2
Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных.
1
44.
4.3
Практическая работа №23 «Создание и редактирование базы данных «Записная книжка»»
1
45.
4.4
Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска.
1
46.
4.5
Практическая работа №24 «Поиск информации в базе данных».
1
47.
4.6
Сортировка данных. Практическая работа №25 «Сортировка информации в базе данных».
1
48.
4.7
Обработка баз данных: создание запросов, форм, отчетов.
1
49.
4.8
Практическая работа №26 «Создание запросов, форм, отчетов»
1
50.
4.9
Разработка собственной базы данных. Творческая работа
1
51.
4.10
Защита проекта «Моя база данных»
1
5. Коммуникационные технологии
15
52.
5.1
Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
1
53.
5.2
Локальные компьютерные сети
1
54.
5.3
Практическая работа №27 «Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к локальной сети».
1
55.
5.4
Глобальные компьютерные сети
1
56.
5.5
Адресация в Интернете (IP – адреса и доменная система имен).
1
57.
5.6
Практическая работа №28 «Настройка подключения к Интернету»
1
58.
5.7
Защита информации от несанкционированного доступа. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
1
59.
5.8
Практическая работа №29 ««География» Интернета».
1
60.
5.9
Практическая работа №30 «Путешествие по Всемирной паутине».
1
61.
5.10
Поиск информации в компьютерных сетях. Практическая работа №31 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа №32 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов».
1
62.
5.11
Практическая работа №33 «Работа с электронной Web-почтой».
1
63.
5.12
Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.
1
64.-65
5.13-5.14
Практическая работа №34-35 «Разработка простого Web-сайта»
2
66.
5.15
Контрольная работа № 5 «Коммуникационные технологи».
1
6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность
3
67.
6.1
Информационная культура человека. Информационное общество. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы
1
68.
6.2
Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
1
69.
6.3
Основные этапы развития средств информационных технологий.
1
70
Резерв
1
Литература :
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ