Разработка Web-сайта для кафедры "Вычислительная техника и информационные технологии"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Новомосковский институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет
имени Д.И. Менделеева»
Кафедра
"Вычислительная техника и информационные технологии"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
НА ТЕМУ:
Разработка Web- сайта для кафедры "Вычислительная техника и информационные технологии"
Зав. кафедрой
Воробьёв В.И.
Руководители
Прохоров В.С.
Лисин В.М.
Студент
Сухинина А.С.
Группа
AC – 03 – 1
г. Новомосковск 2007 г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Новомосковский институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева»
Кафедра
"Вычислительная техника и информационные технологии"
Направление «Информатика и вычислительная техника»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
______________ /________/
« » 20__г.
ЗАДАНИЕ
по выпускной квалификационной работе студента
Сухининой Анастасии Сергеевны
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема работы: Разработка web-сайта для кафедры "Вычислительная техника и информационные технологии" утверждена приказом по институту от « » 20 г. №
2. Срок сдачи студентом законченной работы
3. Исходные данные к работе: Организационная информационная структура проектирования web-сайта, литературные источники и материалы Интернет по проектированию web-сайта, информация о содержании web-сайта
4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов):
1. Теоретическая часть: Обоснование потребности в web-сайте. Постановка задачи проектирования. Этапы проектирования web-сайта. Средства реализации и разработки.
2. Проектная часть: Разработка структуры web-сайта. Разработка интерфейса web-сайта. Разработка структуры базы данных.
5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей) 1.Структурная схема web-сайта. 2.Дизайн страниц web-сайта. 3. Структурная организация базы данных.
6. Дата выдачи задания
Руководители / Прохоров В.С. /
(подпись)
/ Лисин В.М. /
(подпись)
Задание принял к исполнению / Сухинина А.С. /
(подпись)
Пояснительная записка содержит 56 стр., 24 рисунка, 7 источников, 2 приложения.
Объектом исследования является возможность разработки и создание web-сайта.
web-сайт, система управления содержимым, internet, браузер, web-дизайн, панель администрирования, шаблон, раздел, категория, объект содержимого.
При создании сайта были изучены рассмотрены программные пакеты по созданию Web-сайтов (Front Page 2000, NetObjects Fussion, Home Site, Macromedia Dreamweaver MX).
Были рассмотрены различные системы управления содержимым (CMS), обеспечивающие доступ к информации в сети Internet и удобное редактирование сайта. Из многообразия существующих в настоящее время CMS была выбрана наиболее оптимальная для работы с Web-приложениями – CMS Joomla, отвечающая всем требованиям разработчика.
Результатом данной работы является разработка информационной структуры, дизайна и информационное наполнение web- сайта, который предоставляет всю необходимую информацию студентам кафедры ВТИТ и абитуриентам.
Созданный web-сайт позволит получить исчерпывающую информацию о представленных материалах, разрешит просмотр новостей, будет поддерживать аутентификацию пользователей по логину и паролю, позволит осуществлять быстрый обмен сообщениями в форуме.
Реферат
Оглавление
Введение
1 Теоретическая часть
1.1 Обоснование потребности в web-сайте
1.2 Понятие web-сайта
1.2.1 Классификация web-сайтов
1.3 Проектирование web-сайта
1.4 Этапы разработки web-сайта
1.4.1 Постановка задачи при проектировании web-сайта
1.4.2 Выбор программного средства для разработки
1.4.3 Разработка интерфейса
1.4.4 Разработка базы данных
1.4.5 Разработка административной части сайта
1.5 Обоснование выбора CMS (Content Management System)
1.6 Средства разработки
1.6.1 HTML
1.6.2 DHTML
1.6.3 XML
1.6.4 PHP
1.6.5 Web-сервер Apache
1.6.6 CMS Joomla
2 Проектная часть
2.1 Общая структура сайта
2.2 Разработка интерфейса web-сайта
2.2.1 Дизайн web-сайта
2.2.2 Описание создания страниц web-сайта
2.3 Разработка сайта на основе CMS
2.3.1 Описание установки CMS Joomla
2.3.2 Создание Раздела
2.3.3 Создание Категории
2.3.4 Создание объекта содержимого
2.3.5 Создание меню
2.3.6 Установка Шаблона сайта
Заключение
Использованные источники
Приложения
Приложение А
Код шаблона страниц сайта
Приложение 2
Структурная схема web- сайта
Главная страница Web- сайта
Настройки Web-сайта
С появлением Web-технологии компьютер начинают использовать совершенно новые слои населения Земли. Можно выделить две наиболее характерные группы, находящиеся на разных социальных полюсах, которые были стремительно вовлечены в новую технологию, возможно, даже помимо их собственного желания. С одной стороны, это были представители элитарных групп общества руководители крупных организаций, президенты банков, топ- менеджеры, влиятельные государственные чиновники и т.д. С другой стороны, это были представители широчайших слоев населения домохозяйки, пенсионеры, дети.
При появлении технологии Web компьютеры повернулись лицом к этим двум совершенно противоположным категориям потенциальных пользователей. Элиту объединяла одна черта – в силу высочайшей ответственности и практически стопроцентной занятости “большие люди” никогда не пользовались компьютером; типичной была ситуация, когда с компьютером работал секретарь. В какой-то момент времени они поняли, что компьютер им может быть полезен, что они могут результативно использовать то небольшое время, которое можно выделить на работу за компьютером. Они вдруг поняли, что компьютер это не просто модная и дорогая игрушка, но инструмент получения актуальной информации для бизнеса. При этом им не нужно было тратить сколько-нибудь заметного времени, чтобы освоить технологию работы с компьютером (по сравнению с тем, как это было раньше).
Спектр социальных групп, подключающихся к сети Интернет и ищущих информацию в WWW, все время расширяется за счет пользователей, не относящихся к категории специалистов в области информационных технологий. Это врачи, строители, историки, юристы, финансисты, спортсмены, путешественники, священнослужители, артисты, писатели, художники. Список можно продолжать бесконечно. Любой, кто ощутил полезность и незаменимость Сети для своей профессиональной деятельности или увлечений, присоединяется к огромной армии потребителей информации во «Всемирной Паутине».
Web-технология полностью перевернула наши представления о работе с информацией, да и с компьютером вообще. Оказалось, что традиционные параметры развития вычислительной техники производительность, пропускная способность, емкость запоминающих устройств не учитывали главного «узкого места» системы интерфейса с человеком. Устаревший механизм взаимодействия человека с информационной системой сдерживал внедрение новых технологий и уменьшал выгоду от их применения. И только когда интерфейс между человеком и компьютером был упрощен до естественности восприятия обычным человеком, последовал беспрецедентный взрыв интереса к возможностям вычислительной техники.
С развитием технологий гипертекстовой разметки в Интернете стало появляться всё больше сайтов, тематика которых была совершенно различной – от сайтов крупных компаний, повествующих об успехах компании и её провалах, до сайтов маленьких фирм, предлагающих посетить их офисы в пределах одного города.
Развитие Интернет-технологий послужило толчком к появлению новой ветки в Интернете – Интернет- форумов. Стали появляться сайты, и даже целые порталы, на которых люди со всех уголков планеты могут общаться, получать ответы на любые вопросы и, даже, заключать деловые сделки.
1.1 Обоснование потребности в web-сайте
На сегодняшний день практически каждая организация имеет собственный web-сайты. В условиях использования современных информационных технологий– это необходимый фактор существования, позволяющий расширить поле рекламной деятельности и привлечь тем самым дополнительных клиентов.
Создание и разработка сайтов включает:
Утверждение первоначального технического задания на разработку сайта.
Определение структурной схемы сайта - расположение разделов, контента и навигации.
Веб-дизайн - создание графических элементов макета сайта, стилей и элементов навигации.
Разработка программного кода, модулей, базы данных и других элементов сайта необходимых в проекте.
Тестирование и размещение сайта в сети Интернет.
Во время прохождения предквалификационной практики были поставлены следующие задачи:
проанализировать уже существующую модель web-сайта кафедры ВТИТ и сделать заключение о том, что необходимо изменить;
принять решение о необходимость написания web-сайта при помощи средств системы управления содержимым, выбрать подходящую систему управления содержимым;
разработка проекта (структурной схемы) web-сайта кафедры на основе системы управления содержимым Joomla;
разработка HTML-каркаса главной страницы web- сайта;
разработка автоматизированной системы конструирования контента web-сайта;
1.2 Понятие web-сайта
Информация, доступная пользователям Internet, располагается на компьютерах (Web-серверах), на которых установлено специальное программное обеспечение. Значительная часть этой информации организована в виде Web-сайтов. Каждый из них имеет свое имя (адрес) в Internet.
Web-сайт – это информация, представленная в определенном виде, которая располагается на Web-сервере и имеет свое имя (адрес). Для просмотра Web-сайтов на компьютере пользователя используются специальные программы, которые называются браузерами. В зависимости от того, какое имя (адрес) сайта мы зададим в строке "Адрес", браузер будет загружать в свое окно соответствующую информацию.
Web-сайт состоит из связанных между собой Web-страниц. Web-страница представляет собой текстовый файл с расширением *.htm, который содержит текстовую информацию и специальные команды – HTML-коды, определяющие в каком виде эта информация будет отображаться в окне браузера. Вся графическая, аудио- и видео-информация непосредственно в Web-страницу не входит и представляет собой отдельные файлы с расширениями *.gif, *.jpg (графика), *.mid, *.mp3 (звук), *.avi (видео). В HTML-коде страницы содержатся только указания на такие файлы.
Каждая страница Web-сайта также имеет свой Internet адрес, который состоит из адреса сайта и имени файла, соответствующего данной странице. Таким образом, Web-сайт – это информационный ресурс, состоящий из связанных между собой гипертекстовых документов (Web-страниц), размещенный на Web-сервере и имеющий индивидуальный адрес. Посмотреть Web-сайт может любой человек, имеющий компьютер, подключенный к Internet.
1.2.1 Классификация web-сайтов
В настоящее время во всемирной паутине размещено несколько миллионов Web-сайтов и их число постоянно растет. Это личные страницы, содержащие информацию об авторе, его интересах. Их создают для того, чтобы обрести друзей по интересам, расширить свой кругозор, свой мир.
Информационные сайты. К ним относятся сайты учебных заведений, сообществ по интересам, фирм и др.
Сайты учебных заведений. К наиболее известным относится Web-сайт "Школьный сектор", созданный в 1998 г. Его создание способствовало развитию активного сегмента информационной образовательной среды для учителей-предметников из разных городов. Здесь еженедельно размещаются результаты проектной учебной работы школьников (в том числе, web-странички разного типа, созданные ими), размышления учителей и координаторов сетевой работы по поводу сетевой деятельности в школе, интеграции ее к учебной программе, выступления специалистов об образовательной деятельности школ в Сети. Здесь же представлена информация о семинарах, конференциях, новых web-сайтах, педагогических изданиях и медиасредствах, которые могут помочь учителям-предметникам в их учебной деятельности и многое другое.
Сайт "Российское школьное образование" рассказывает о возможностях школ по подключению к Сети и бесплатному размещению школьных web-страниц, о текущих сетевых учебных проектах, олимпиадах и конкурсах. Нужным и полезным информационным ресурсом для каждого учебного заведения является официальный сайт Минобразования РФ, который содержит большое количество документов и справочных материалов, информацию о текущих и будущих образовательных проектах и др.
Сайты дистанционного обучения и консультирования. На этих сайтах размещены обучающие программы и тесты, доступные в режиме on-line для студентов и школьников.
Постепенно входит в нашу жизнь электронная коммерция. В Web встречаются виртуальные магазины, которые позволяют делать покупки, сидя за мониторами своих компьютеров.
Сейчас в Сети размещено также большое количество информационно-развлекательных сайтов.
1.3 Проектирование web-сайта
Проектирование и разработка сайтов включает:
Утверждение первоначального технического задания на разработку сайта.
Определение структурной схемы сайта - расположение разделов, контента и навигации.
Веб-дизайн - создание графических элементов макета сайта, стилей и элементов навигации.
Разработка программного кода, модулей, базы данных и других элементов сайта необходимых в проекте.
Тестирование и размещение сайта в сети Интернет.
1.4 Этапы разработки web-сайта
1.4.1 Постановка задачи при проектировании web- сайта
Перед автором была поставлена первая задача: разработать структурную схему проекта web – сайта для использования в среде Internet и локальной сети кафедры. По мнению руководителей практики, разрабатываемый web – сайта должен обладать следующими особенностями:
гибкостью, удобной для администраторов системой управления структурой;
web-сайт должен поддерживать использование звука, графических вставок, анимации, которые должны усиливать эмоционально-ценностный компонент содержания, формировать мотивацию;
для пользователей должна быть также реализована возможность распечатать любую страницу web-сайта;
для посетителей сайта должен быть создан форум, в котором пользователи могли бы задавать интересующие их вопросы и получать на них ответы в кротчайшие сроки.
Однако главной задачей проектирования было создание системы управления содержимым, которая бы позволяла вносить изменения web – сайт с возможностью разграничения прав доступа к содержимому и независимостью от технических специалистов.
1.4.2 Выбор программного средства для разработки
Учитывая поставленные выше задачи, автор счет наиболее оптимальную базу для разработки такого рода электронного учебно-методического пособия – HTML+система управления содержимым Joomla.
Joomla! — система управления содержанием, написанная на языке PHP и использующая в качестве хранилища содержания базу данных MySQL. Joomla! является свободным программным обеспечением, защищённым лицензией GPL. Одной из главных особенностей Joomla! является относительная простота управления при практически безграничных возможностях и гибкости при изготовлении сайтов. [2]
Название «Joomla!» фонетически идентично слову «Jumla», которое в переводе с суахили означает «все вместе» или «в целом», что отражает подход разработчиков и сообщества к развитию системы
Система управления содержанием Joomla! является ответвлением широко известной CMS Mambo. Команда независимых разработчиков отделилась от проекта Mambo по причине несогласия в экономической политике. И 16 сентября 2005 года в свет вышла первая версия Joomla!, являющаяся по сути переименованной Mambo 4.5.2.3 и включающая в себя исправления найденных на тот момент ошибок и уязвимостей.
CMS Joomla! включает в себя различные инструменты для изготовления веб-сайта. Важной особенностью системы является минимальный набор инструментов при начальной установке, который обогащается по мере необходимости. Это снижает загромождение административной панели ненужными элементами, а также снижает нагрузку на сервер и экономит место на хостинге.
1.4.3 Разработка интерфейса
Титульная страница (главная) любого сайта должна максимально информативно и в сжатом объёме отображать необходимую пользователю информацию о сайте. На главной странице необходимо поместить логотип кафедры, основное меню сайта (для навигации по его структуре), форму аутентификации (входа зарегистрированных пользователей), регистрационную ссылку (регистрация новых клиентов), ленту новостей, ссылку на форум кафедры.
Так как сайт написан при помощи системы управления содержимым Joomla, база данных которой представлена в виде MySQL, база данных сайта будет поддерживать ту же структуру (Рисунок 1), внося в неё свои изменения.
Рисунок 1 – Схема базы данных сайта
1.4.5 Разработка административной части сайта
Административная часть должна включать в себя: информацию о новых пользователях, раздел настроек сайта, возможность администрирования форума, возможность вывода статистики по форуму, управление учётными записями пользователей и другие возможности.
Административная часть сайта представлена в виде системы управления содержимым.
Система управления содержимым (англ. Content management system, CMS) — компьютерная программа, используемая для управления содержимым чего-либо (обычно это содержимое рассматривается как неструктурированные данные предметной задачи в противоположность структурированным данным, обычно находящимися под управлением СУБД). Обычно такие системы используются для хранения и публикации большого количества документов, изображений, музыки или видео.
Частным случаем такого рода систем являются системы управления сайтами. Подобные CMS позволяет управлять текстовым и графическим наполнением веб-сайта, предоставляя пользователю удобные инструменты хранения и публикации информации.
Сейчас существует множество готовых систем управления содержимым сайта, в том числе и бесплатных. Их можно разделить на три типа, по способу работы:
Генерация страниц по запросу. Системы такого типа работают на основе связки «Модуль редактирования → База данных → Модуль представления». Модуль представления генерирует страницу с содержанием при запросе на него, на основе информации из базы данных. Информация в базе данных изменяется с помощью модуля редактирования. Страницы заново создаются сервером при каждом запросе, а это создаёт нагрузку на системные ресурсы. Нагрузка может быть многократно снижена при использовании средств кэширования, которые имеются в современных веб-серверах.
Генерация страниц при редактировании. Системы этого типа суть программы для редактирования страниц, которые при внесении изменений в содержание сайта создают набор статичных страниц. При таком способе жертвуется интерактивность между посетителем и содержимым сайта.
Смешанный тип. Как понятно из названия, сочетает в себе преимущества первых двух. Может быть реализован путем кэширования — модуль представления генерирует страницу один раз, в дальнейшем она в разы быстрее подгружается из кэша. Кэш может обновляться как автоматически, по истечению некоторого срока времени или при внесении изменений в определенные разделы сайта, так и вручную по команде администратора. Другой подход — сохранение определенных информационных блоков на этапе редактирования сайта и сборка страницы из этих блоков при запросе соответствующей страницы пользователем.
Обоснование выбора CMS (Content Management System) необходима развитая гипертекстовая структура – HTML создан именно для этого; необходимо обеспечить гибкую структуру управления материалом – управлять HTML-содержанием удобно с помощью PHP+MySQL. Именно эта связка позволяет генерировать динамические HTML-страницы; необходимо реализовать вариативность представления материала – в этом случае использование HTML+CSS более чем обоснованно. Именно эта комбинация средств позволяет создавать мультимедийные документы; необходимо обеспечить поддержку внутреннего форума web-сайта.
На основании поставленного технического задания была предложена структурная схема web-сайта кафедры ВТИТ.
1.6 Средства разработки
1.6.1 HTML
Обмен информацией в Интернет осуществляется с помощью протоколов прикладного уровня, реализующих тот или иной прикладной сервис (пересылку файлов, гипертекстовой информации, почты и т.д.). Одним из наиболее молодых и популярных сервисов Интернет, развитие которого и привело к всплеску популярности самой Интернет, стала World Wide Web (WWW), основанная на протоколе HTTP (Hyper Text Transfer Protocol - протокол передачи гипертекстовой информации). Гипертекстовые документы, представленные в WWW, имеют одно принципиальное отличие от традиционных гипертекстовых документов - связи, в них использующиеся, не ограничены одним документом, и более того, не ограничены одним компьютером. Для подготовки гипертекстовых документов используется язык HTML (Hyper Text Markup Language – язык разметки гипертекстовых документов), предоставляющий широкие возможности по форматированию и структурной разметке документов, организации связей между различными документами, средства включения графической и мультимедийной информации. HTML-документы просматриваются с помощью специальной программы - браузера. Наибольшее распространение в настоящее время получили браузеры Navigator компании Netscape (NN) и Internet Explorer компании Microsoft (MSIE). Реализации NN доступны практически для всех современных программных и аппаратных платформ, реализации MSIE доступны для всех Windows платформ, Macintosh и некоторых коммерческих Unix-систем.
HTML-документ состоит из текста, представляющего собой содержание документа, и тегов, определяющих его структуру и внешний вид при отображении браузером. Простейший html-документ выглядит следующим образом:
<html>
<head>
<title>Названиеtitle>
head>
<body>
<p>Тело документа