Система обработки научных данных
Міністерство освіти і науки України
ФАКУЛЬТЕТ ІНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ІНФОРМАЦІЙНИХ УПРАВЛЯЮЧИХ СИСТЕМ ТА ТЕХНОЛОГІЙ
Реєстраційний №________
Дата ___________________
КУРСОВА РОБОТА
Тема:
Система обробки наукових даних
Рекомендована до захисту
“____” __________ 2009р.
Робота захищена
“____” __________ 2009р.
з оцінкою
_____________________
Підписи членів комісії
Зміст
Вступ
Теорія
Практична частина
Висновки
Література
Вступ
Основою задачею даної роботи є створення відносно простої системи обробки наукових даних. В якості мови розробки було вибрано BC BILDER 5.0, який дозволяє створення програмних продуктів зі складним програмним інтерфейсом.
Borland C++ Builder - запропоноване недавно компанією Borland засіб швидкої розробки програм, що дозволяє створювати програми мовою C++, використовуючи при цьому середовище розробки і бібліотеку компонентів Delphi. Надалі в теоретичній частині буде розглядатися середовище розробки C++ Builder і основні прийоми, застосовувані при проектуванні користувацького інтерфейсу для обробки візитних карток.
C++ Builder являє собою SDI-додаток, головне вікно якого містить інструментальну панель, що набудовується, (ліворуч) і палітру компонентів (праворуч). Крім цього, за замовчуванням при запуску C++ Builder з'являються вікно інспектора об'єктів (ліворуч) і форма нового програми (праворуч). Під вікном форми програми знаходиться вікно редактора коду.
Теоретична частина
Застосування BORLAND C++ BUILDER для створення інтерфейсних програм програм
Коротко охарактеризуємо основні особливості даного середовища.
Borland C++ Builder - выпущенное недавно компанией Borland средство быстрой азработки приложений, позволяющее создавать приложения на языке C++, используя при этом среду разработки и библиотеку компонентов Delphi. В настоящей статье рассматривается среда разработки C++ Builder и основные приемы, применяемые при проектировании пользовательского интерфейса.
Среда разработки C++ Builder
C++ Builder представляет собой SDI-приложение, главное окно которого содержит настраиваемую инструментальную панель (слева) и палитру компонентов (справа). Помимо этого, по умолчанию при запуске C++ Builder появляются окно инспектора объектов (слева) и форма нового приложения (справа). Под окном формы приложения находится окно редактора кода.
Рис.1. Среда разработки C++ Builder
Формы являются основой приложений C++ Builder. Создание пользовательского интерфейса приложения заключается в добавлении в окно формы элементов объектов C++ Builder, называемых компонентами. Компоненты C++ Builder располагаются на палитре компонентов, выполненной в виде многостраничного блокнота. Важная особенность C++ Builder состоит в том, что он позволяет создавать собственные компоненты и настраивать палитру компонентов, а также создавать различные версии палитры компонентов для разных проектов.
Компоненты C++ Builder
Компоненты разделяются на видимые (визуальные) и невидимые (невизуальные). Визуальные компоненты появляются во время выполнения точно так же, как и во время проектирования. Примерами являются кнопки и редактируемые поля. Невизуальные компоненты появляются во время проектирования как пиктограммы на форме. Они никогда не видны во время выполнения, но обладают определенной функциональностью (например, обеспечивают доступ к данным, вызывают стандартные диалоги Windows 95 и др.)
Рис. 2. Пример использования видимых и невидимых компонентов
Для добавления компонента в форму можно выбрать мышью нужный компонент в палитре и щелкнуть левой клавишей мыши в нужном месте проектируемой формы. Компонент появится на форме, и далее его можно перемещать, менять размеры и другие характеристики.
Каждый компонент C++ Builder имеет три разновидности характеристик: свойства, события и методы.
Если выбрать компонент из палитры и добавить его к форме, инспектор объектов автоматически покажет свойства и события, которые могут быть использованы с тим компонентом. В верхней части инспектора объектов имеется выпадающий список, позволяющий выбирать нужный объект из имеющихся на форме.
Рис.3. Инспектор объектов
Свойства компонентов
Свойства являются атрибутами компонента, определяющими его внешний вид и поведение. Многие свойства компонента в колонке свойств имеют значение, устанав иваемое по умолчанию (например, высота кнопок). Свойства компонента отображаются а странице свойств (Properties). Инспектор объектов отображает опубликованные (published) свойства компонентов. Помимо published-свойств, компоненты могут и чаще всего имеют общие (public), опубликованные свойства, которые доступны только во время выполнения приложения. Инспектор объектов используется для установки свойств во время проектирования. Список свойств располагается на странице свойств инспектора объектов. Можно определить свойства во время проектирования или написать код для видоизменения свойств компонента во время выполнения приложения.
При определении свойств компонента во время проектирования нужно выбрать компонент на форме, открыть страницу свойств в инспекторе объектов, выбрать определяемое свойство и изменить его с помощью редактора свойств (это может быть п остое поле для ввода текста или числа, выпадающий список, раскрывающийся список, диалоговая панель и т.д.).
События
Страница событий (Events) инспектора объектов показывает список событий, распознаваемых компонентом (программирование для операционных систем с графическим пользовательским интерфейсом, в частности, для Windows 95 или Windows NT пре полагает описание реакции приложения на те или иные события, а сама операционная система занимается постоянным опросом компьютера с целью выявления наступления какого-либо события). Каждый компонент имеет свой собственный набор обработчиков событий. В C++ Builder следует писать функции, называемые обработчиками событий, и связывать события с этими функциями. Создавая обработчик того или и ого события, вы поручаете программе выполнить написанную функцию, если это событие произойдет.
Для того, чтобы добавить обработчик событий, нужно выбрать на форме с помощью мыши компонент, которому необходим обработчик событий, затем открыть страницу событий инспектора объектов и дважды щелкнуть левой клавишей мыши на колонке з ачений рядом с событием, чтобы заставить C++ Builder сгенерировать прототип обработчика событий и показать его в редакторе кода. При этом автоматически генерируется текст пустой функции, и редактор открывается в том месте, где следует вводить код. Курсор позиционируется внутри операторных скобок { ... }. Далее нужно ввести код, который должен выполняться при наступлении события. Обработчик событий может иметь параметры, которые указываются после имени функции в круглых скобках.
Рис.4. Прототип обработчика событий.
Методы
Метод является функцией, которая связана с компонентом, и которая объявляется как часть объекта. Создавая обработчики событий, можно вызывать методы, используя следующую нотацию: ->, например:
Edit1->Show();
Отметим, что при создании формы связанные с ней модуль и заголовочный файл с расширением *.h генерируются обязательно, тогда как при создании нового модуля он не обязан быть связан с формой (например, если в нем содержатся процедуры расчетов). Имена формы и модуля можно изменить, причем желательно сделать это сразу после создания, пока на них не появилось много ссылок в других формах и модулях.
Менеджер проектов
Файлы, образующие приложение - формы и модули - собраны в проект. Менеджер проектов показывает списки файлов и модулей приложения и позволяет осуществ ять навигацию между ними. Можно вызвать менеджер проектов , выбрав пункт меню View/Project Manager. По умолчанию вновь созданный проект получает имя Project1.cpp.
Рис.5. Менеджер проектов
По умолчанию проект первоначально содержит файлы для одной формы и исходного кода одного модуля. Однако большинство проектов содержат несколько форм и модулей. Чтобы добавить модуль или форму к проекту, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт New Form из контекстного меню. Можно также добавлять существующие формы и модули к проекту, используя кнопку Add контекстного меню менеджера проектов и выбирая модуль или форму, которую нужно добавить. Формы и модули можно удалить в любой момент в течение разработки проекта. Однако, из-за того, что форма связаны всегда с модулем, нельзя удалить одно без удаления другого, за исключением случая, когда модуль не имеет связи с формой. Удалить модуль из проекта можно, используя кнопку Remove менеджера проектов.
Если выбрать кнопку Options в менеджере проектов, откроется диалоговая панель опций проекта, в которой можно выбрать главную форму приложения, определить, какие формы будут создаваться динамически, каковы параметры компиляции модулей (в том числе созданных в Delphi 2.0, так как C++ Builder может включать их в проекты) и компоновки.
Рис. 6. Установка опций проекта
Важным элементом среды разработки C++ Builder является контекстное меню, появ яющееся при нажатии на правую клавишу мыши и предлагающее быстрый доступ к наиболее часто используемым командам.
Разумеется, C++ Builder обладает встроенной системой контекстно-зависимой помощи, доступной для любого элемента интерфейса и являющейся обширным источником справочной информации о C++ Builder.
Создание приложений в С++ Builder
Первым шагом в разработке приложения C++ Builder является создание проекта. Файлы проекта содержат сгенерированный автоматически исходный текст, который становится частью приложения, когда оно скомпилировано и подготовлено к выполнению. Чтобы создать новый проект, нужно выбрать пункт меню File/New Application.
C++ Builder создает файл проекта с именем по умолчанию Project1.cpp, а также make-файл с именем по умолчанию Project1.mak. При внесении изменений в проект, таких, как добавление новой формы, C++ Builder обновляет файл проекта.
Рис.7 Файл проекта
Проект или приложение обычно имеют несколько форм. Добавление формы к проекту создает следующие дополнительные файлы:
Файл формы с расширением.DFM, содержащий информацию о ресурсах окон для конструирования формы
Файл модуля с расширением.CPP, содержащий код на C++.
Заголовочный файл с расширением .H, содержащий описание класса формы.
Когда вы добавляете новую форму, файл проекта автоматически обновляется.
Для того чтобы добавить одну или более форм к проекту , выберите пункт меню File/New Form. Появится пустая форма, которая будет добавлена к проекту. Можно воспользоваться пунктом меню File/New, выбрать страницу Forms и выбрать подходящий шаблон из репозитория объектов.
Рис.8 Шаблоны форм
Для того, чтобы просто откомпилировать текущий проект, из меню Compile нужно выбрать пункт меню Compile. Для того, чтобы откомпилировать проект и создать исполняемый файл для текущего проекта, из меню Run нужно выбрать пункт меню Run. Компоновка проекта является инкрементной (перекомпилируются только изменившиеся модули).
Если при выполнении приложения возникает ошибка времени выполнения, C++ Builder делает паузу в выполнении программы и показывает редактор кода с курсором, установленным на операторе, являющемся источником ошибки. Прежде чем делать необходимую коррекцию, следует перезапустить приложение, выбирая пункт меню Run из контекстного меню или из меню Run, закрыть приложение и лишь затем вносить изменения в проект. В этом случае уменьшится вероятность потери ресурсов Windows.
Пример: создание простейшего приложения
Теперь попробуем создать простейшее приложение, позволяющее вводить текст в редактируемое поле и добавлять этот текст к списку при нажатии мышью на кнопку. Выберем пункт меню File/New Application для создания проекта и сохраним его главную форму под именем samp1.cpp, а сам проект под именем samp.mak. Поместим на форму компоненты Button, Edit и ListBox со страницы Standard палитры компонент.
Рис. 9. Размещение компонентов на форме
После этого выберем на форме компонент Edit и удалим текущее значение свойства Text. Затем установим свойство Caption для Button1 равным "Добавить".
Чтобы добавить обработчик события OnClick для кнопки Добавить, нужно выбрать эту кнопку на форме, открыть страницу событий в инспекторе объектов и дважды щелкнуть мышью на колонке справа от события OnClick. В соответствующей строке ввода появится имя функции. C++ Builder сгенерирует прототип обработчика событий и покажет его в редакторе кода. После этого следует ввести следующий код в операторные скобки { ... } тела функции:
void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender)
{
if (!(Edit1->Text == ""))
{
ListBox1->Items->Add(Edit1->Text);
Edit1->Text = "" ;
}
}
Для компиляции приложения в меню Run выберем пункт Run. Теперь можно что-нибудь ввести в редактируемое поле, нажать мышью на кнопку Добавить и убедиться, что вводимые строки добавляются к списку.
Рис.10. Так выглядит готовое приложение.
Теперь модифицируем приложение, добавив кнопки Удалить и Выход. Для этого добавим еще две кнопки, изменим их свойство Caption и создадим обработчики событий, связанных с нажатием на эти кнопки:
Рис. 11. Модифицированное приложение
Для кнопки Удалить:
void __fastcall TForm1::Button2Click(TObject *Sender)
{
if (!(ListBox1->ItemIndex == -1))
ListBox1->Items->Delete(ListBox1->ItemIndex);
}
Для кнопки Выход:
Close();
Сохраним и скомпилируем приложение, а затем протестируем его.
Итак, мы познакомились со средой разработки Borland C++ Builder и создали простое приложение. В следующих статьях этого цикла будут описаны приемы манипуляции компонентами на форме и более подробно рассмотрены особенности поведения различных компонентов в приложении
Практична частина
Лістінги програм
#include<iostream.h>
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#include
#define MAX 50
#define ARRAYMAX 10
void initialize();
void menu1();
void menu2();
void data();
void graphch();
void corre();
void mean();
void median();
void graph();
void makegraph(float p[]);
void pie();
void mode();
void variance();
int input();
void correlation();
void regress();
void curvefit();
int midx = getmaxx()/2;
int midy = getmaxy()/2;
int choice1,choice2,choice3,choice4,choice5,choice6,choice7,choice8;
int a[100],b[100],c[100],d[100],e[100],f[100],g[100];
float men,medin,mod,cxy,vx,vy;
int a1,b1,c1,d1,e1,f1,g1,h1,i1,j1,k1,l1,m1,n1,o1,p1,q1;
long double z1=0,z2=0,z3=0,z4=0,z5=0,z6=0,z7=0,z8=0,byx=0,bxy=0,mx=0,my=0;
static int zzz;
s =0;
float s2 =0.0;
s3 =0;
s1 =0;
float sum =0.0;
float mean,variance,v1,v2,v3;
data();
clrscr();
switch(choice5)
{
case 1:
{
cout<<" Enter the total no of individual observations";
cin>>n;
for(int i=0;i
{
cout<<" X"<
cin>>a[i];
s = s+ a[i];
}
mean = s/n;
for(i=0;i
{
sum = sum+ pow((a[i]-mean),2);
}
clrscr();
cout<<"The values of individual observations are ";
for(i=0;i
cout<
variance = sum/n;
break;
}
case 2:
{
cout<<"Enter the no of data";
cin>>nn;
cout<< "Enter the class interval size";
cin>>ci;
cout<<"Enter the upper most level";
cin>>up;
cout<<" Enter the lowermost level";
cin>>lo;
cout<<"Enter the frequency in order\n";
for(int i=0;i
{ b[i] = ((up + ci) + up)/2;
up = up + ci;
cout<<" Freq"<
cin>>c[i];
}
for(i=0;i
{
d[i] = b[i] - b[nn/2];
e[i] = d[i]/ci;
}
for(i=0;i
cout<
cout<
float sum2,sum3,sum4;
sum2 = 0.0;
sum3 =0.0;
sum4 = 0.0;
for(i=0;i
{
sum2 = sum2 +(c[i]*e[i]);
sum3 = sum3 +(c[i]*pow(e[i],2));
sum4 = sum4+ c[i];
}
cout<<"The sum of f * u = "<
cout<<" The sum of f*u2 = "<
cout<<" The sum of f = "<
v1 = sum3/sum4;
cout<<" The value of 1 = "<
v2 = sum2/sum4;
cout<<" The value of 2 = "<
v3 = pow(v2,2);
variance = (pow(ci,2)*(v1 -v3));
int u= up;
cout<<"Class\t"<
cout<<"interval\t"<
for( int k=0;k
{
cout<
u = u+ci;
}
break;
}
case 3:
{ cout<<"Enter the total no of data";
cin>>nn;
char s[20],s4[20];
cout<<" X denotes ";
cin>>s;
cout<<" Frequency denotes ";
cin>>s4;
for(int i=0;i
{
cout<<"X"<
cin>>a[i];
cout<<"Freq"<
cin>>b[i];
s3 = s3+b[i];
}
cout<<"The sum of f = "<
for(i=0;i
{
s1 =s1+ (a[i]*b[i]);
}
cout<<"The sum of f*x = "<
mean = s1/s3;
for(i=0;i
{
c[i] = pow((a[i]-mean),2);
s2 = s2 +(c[i]*b[i]);
}
cout<<"Mean = "<
cout<<"The sum of deviations = "<
variance = s2/s3;
cout<
for(i=0;i
{
cout<
}
break;
}
default:
{cout<<" Sorry wrong choice";
getch();
data();
}
}
cout<<" Variance ="<
getch();
int z=1;
while(z==1||z==2)
{
cout<<"\n\n\n\n\nPress 1 to return to previos menu";
cout<<"\nPress 2 to exit";
cin>>z;
if(z==1)
menu2();
else if(z==2)
exit(0);
else cout<<"Wrong choice";
}
}
char s[20],s1[20];
int input()
{
int n;
gotoxy(2,6);
cout<<"Enter the total no of data";
cin>>n;
cout<<"Enter the variable x and y values\n";
cout<<" X denotes ";
cin>>s;
cout<<" Y denotes ";
cin>>s1;
for(int i=0;i
{
cout<<" X"<
cin>>f[i];
cout<<" Y"<
cin>>g[i];
}
return(n);
}
void correlation()
{
int n;
corre();
initialize();
switch(choice4)
{
case 1:
{
n =input();
clrscr();
cleardevice();
initialize();
settextstyle(7,HORIZ_DIR,0);
outtextxy(50,30,"SCATTER DIAGRAM");
line(50,400,600,400);
line(50,400,50,50);
outtextxy(556,410,s);
settextstyle(7, VERT_DIR,0);
outtextxy(30,375,s1);
settextstyle(7, HORIZ_DIR,0);
for(int i=0;i
{ int x1 = f[i]+ 50;
int y1 = 400- g[i];
setfillstyle(SOLID_FILL,14);
setcolor(14);
circle(x1,y1,1);
floodfill(x1,y1,14);
}
break;
}
case 2:
{// clrscr();
// cleardevice();
float sum2,sum3,sum4,sum5,sum6;
n = input();
sum2 = 0.0;
sum3 =0.0;
sum4 =0.0;
sum5 =0.0;
sum6 =0.0;
clrscr();
cleardevice();
for(int i=0;i
{ sum2 = sum2 + f[i];
sum3 = sum3 + g[i];
}
cout<
for(i=0;i
{
cout<
}
cout<<" The sum of X = "<
cout<<"The sum of Y = "<
float mex = sum2/n;
float mey = sum3/n;
cout<<" The mean of X = "<
cout<<"The mean of Y = "<
for(i=0;i
{
sum4 = sum4 +((f[i] -mex)*(g[i]-mey));
sum5 = sum5 + pow((f[i]-mex),2);
sum6 = sum6+ pow((g[i]-mey),2);
}
cout<<" The sum of products of deviation from mean of X and Y = "<
cout<<"The sum of squares of deviation from mean of X = "<
cout<<" The sum fo squares of deviation from mean of Y = "<
float cov = sum4/n;
float varx = sqrt(sum5/n);
float vary = sqrt(sum6/n);
float coeff = ((cov/varx)/vary);
cout<<" THE COEFFICIENT OF CORRELATION = "<
if(coeff<=1 && coeff>= -1)
{
if(coeff == -1)
cout<<" There is perfect negative correlation between X and Y\n";
else if(coeff ==1)
cout<<"There is perfect positive correlation between X and Y\n";
else if(coeff ==0)
cout<<" There is no correlation between X and Y\n";
else if (coeff<0)
cout<<" There is negative correlation between X and Y\n";
else if (coeff>0)
cout<<"There is positive correlation between X and Y\n";
}
else
cout<<"There seems to be a mistake in the data provided since the value of coefficient of correlation does not lie between -1 and 1";
break;
}
default:
{ outtextxy(30,midy +100," Sorry, you have entered the wrong choice");
getch();
cleardevice();
corre();
break;
}
}
getch();
cleardevice();
int z=1;
while(z==1||z==2)
{
cout<<"\n\n\n\n\nPress 1 to return to previos menu";
cout<<"\nPress 2 to exit";
cin>>z;
if(z==1)
menu1();
else if(z==2)
exit(0);
else cout<<"Wrong choice";
}
}
void regress()
{ int n;
float cxy;
initialize();
settextstyle(5, HORIZ_DIR, 0);
setusercharsize(1, 1, 1, 1);
outtextxy(10,midy,"What type of data do you want to enter");
outtextxy(20,midy+30,"1.Discrete data of x and y values\n");
outtextxy(20,midy+60,"2.Data of all summations\n");
cin>>choice7;
// return (choice5);
closegraph();
switch(choice7)
{
case 1:
{
cout<<" Enter the total no of data";
cin>>n;
for(int i=0;i
{ cout<<"X"<
cin>>a[i];
cout<<"Y"<
cin>>b[i];
}
clrscr();
for(i=0;i
{
z1 +=a[i];
z2 +=b[i];
}
mx = z1/n;
my = z2/n;
for( i=0;i
{
z3 += ((a[i]-mx)*(b[i]-my));
z4 += pow((a[i]-mx),2);
z5 += pow((b[i]-my),2);
}
cxy = z3/n;
vx = z4/n;
vy = z5/n;
byx = cxy/vx;
bxy = cxy/vy;
cout<
for(i=0;i
{
cout<
}
cout<<"The Line Of Regression of Y on X is \n";
cout<<"\t Y - "<
cout<
cout<<"The Line Of Regression of X on Y is \n";
cout<<"\t X - "<
cout<
cout<<"\n\nWould you like to estimate values of y or x based on the above equations\n";
cout<<"1. to estimate Y press 1\n";
cout<<"2. To estimate X press 2\n";
cout<<"3. Exit and return to previous menu press 3\n";
cout<<"enter choice?";
cin>>choice8;
clrscr();
float ex,ey;
if(choice8 == 1)
{ char ch = 'y';
while(ch=='y')
{
cout<<" enter the value of X";
cin>>ex;
ey = (byx*(ex- mx)) + my;
cout<<" The estimated value of Y = "<
cout<<" do you want to continue";
cin>>ch;
}
}
else if(choice8 == 2)
{ char ch = 'y';
while(ch=='y')
{
cout<<" enter the value of Y";
cin>>ey;
ey = (bxy*(ey- my)) + mx;
cout<<" The estimated value of X = "<
cout<<" do you want to continue";
cin>>ch;
}
}
else
break;
break;
}
case 2:
{
cout<<"Enter the total no of data ";
cin>>n;
cout<<" Enter the value of sum of x ";
cin>>z1;
cout<<" Enter the value of sum of y ";
cin>>z2;
cout<<"Enter the value of sum of products of x znd y ";
cin>>z3;
cout<<" Enter the value of sum of squares of x ";
cin>>z4;
cout<<"Enter the values of sum of squares of y ";
cin>>z5;
byx = (n*z3-z1*z2)/(n*z4 - pow(z1,2));
bxy = (n*z3-z1*z2)/(n*z5 - pow(z2,2));
mx = z1/n;
my = z2/n;
clrscr();
cout<<"The sum of x = "<
cout<<" The sum of y = "<
cout<<" The sum of product of x and y = "<
cout<<" The sum of squares of x = "<
cout<<" The sum of squares of y = "<
cout<<"\n\nThe Line Of Regression of Y on X is \n";
cout<<"\t Y - "<
cout<
cout<<"The Line Of Regression of X on Y is \n";
cout<<"\t X - "<
cout<
cout<<"\n\nWould you like to estimate values of y or x based on the above equations\n";
cout<<"1. to estimate Y press 1\n";
cout<<"2. To estimate X press 2\n";
cout<<"3. Exit and return to previous menu press 3\n";
cout<<"enter choice?";
cin>>choice8;
clrscr();
float ex,ey;
if(choice8 == 1)
{ char ch = 'y';
while(ch=='y')
{
cout<<" enter the value of X";
cin>>ex;
ey = (byx*(ex- mx)) + my;
cout<<" The estimated value of Y = "<
cout<<" do you want to continue";
cin>>ch;
}
}
else if(choice8 == 2)
{ char ch = 'y';
while(ch=='y')
{
cout<<" enter the value of Y";
cin>>ey;
ey = (bxy*(ey- my)) + mx;
cout<<" The estimated value of X = "<
cout<<" do you want to continue";
cin>>ch;
}
}
else
break;
break;
}
default:
{
cout<<" Sorry wrong choice";
clrscr();
getch();
regress();
break;
}
}
int z=1;
while(z==1||z==2)
{
cout<<"\n\n\n\n\nPress 1 to return to previos menu";
cout<<"\nPress 2 to exit";
cin>>z;
if(z==1)
menu1();
else if(z==2)
exit(0);
else cout<<"Wrong choice";
}
}
void curvefit()
{ int n;
cout<<" Enter the total no of points ";
cin>>n;
cout<<"Enter the values of x and y coordinates of the points\n";
float a[100],b[100];
for( int i=0;i
{
cout<<" X"<
cin>>a[i];
cout<<" Y"<
cin>>b[i];
}
long float aa,bb;
cout<<"\nENTER THE TYPE EQUATION YOU WISH TO CURVE FIT";
cout<<"\nFOR LINEAR FORM, y = ax + b,INPUT 2";
cout<<"\nFOR QUADRATIC FORM, y= ax^2 + bx + c,INPUT 3";
cout<<" \nENTER TYPE ?";
cin>>choice6;
switch(choice6)
{
case 2:
{
for(i=0;i
{
z1 += a[i];
z2 += b[i];
z3 += a[i]*b[i];
z4 += pow(a[i],2);
z5 += pow(b[i],2);
}
float mex = z1/n;
float mey = z2/n;
float cyx = ((z3/n) - mex*mey);
float vx = ((z4/n) - pow(mex,2));
float vy = ((z5/n) - pow(mey,2));
aa = cyx/vx;
bb = mey - mex*aa;
cout<<"\n\n\n a = "<
getch();
clrscr();
initialize();
settextstyle(7,HORIZ_DIR,0);
outtextxy(50,30,"BEST CURVE FIT DIAGRAM");
line(50,400,600,400);
line(50,400,50,50);
outtextxy(556,410,"x");
settextstyle(7, VERT_DIR,0);
outtextxy(10,375,"y");
settextstyle(7, HORIZ_DIR,0);
for(i=0;i
{ int x1 = a[i]+50;
int y1 = 400 - b[i];
setfillstyle(SOLID_FILL,14);
setcolor(14);
circle(x1,y1,2);
floodfill(x1,y1,14);
}
setcolor(WHITE);
int x2,y2;
line(50,400,600,400);
line(50,50,50,400);
moveto(50,400);
float y;
for( int i=0;i<198;i++)
{
y = bb + aa*i;
x2 = i+50;
y2 = 400-y;
lineto(x2,y2);
}
break;
}
case 3:
{
for(i=0;i
{
z1 += a[i];
z2 += b[i];
z3 += a[i]*b[i];
z4 += pow(a[i],2)*b[i];
z5 += pow(a[i],2);
z6 += pow(a[i],3);
z7 += pow(a[i],4);
}
long double dx1 = z4*((n*z5)-pow(z1,2));
long double dx2 = z6*((n*z3)-(z1*z2));
long double dx3 = z5*((z3*z1)- (z5 *z2));
long double dx = dx1 - dx2 + dx3;
long double d1 = z7*((n* z5)- pow(z1,2));
long double d2 = z6 *((n*z6)- (z1*z5));
long double d3 = z5*((z6*z1) - pow(z5,2));
long double d = d1-d2 +d3;
long double dy1 = z7*((n*z3) - (z1*z2));
long double dy2 = z6*((n*z6) - (z1*z5));
long double dy3 = z5*((z6*z1)- pow(z5,2));
long double dy = dy1-dy2+dy3;
long double dz1 = z7*((z2*z5) - (z1*z3));
long double dz2 = z6*((z2*z6)- (z1*z3));
long double dz3 = z4*((z6*z1)- pow(z5,2));
long double dz = dz1-dz2+dz3;
long double aa = dx/d;
long double bb = dy/d;
long double cc = dz/d;
cout<<"\n\n\n a = "<
clrscr();
initialize();
settextstyle(7,HORIZ_DIR,0);
outtextxy(50,30,"BEST CURVE FIT DIAGRAM");
line(50,400,600,400);
line(50,400,50,50);
outtextxy(556,410,"x");
settextstyle(7, VERT_DIR,0);
outtextxy(10,375,"y");
settextstyle(7, HORIZ_DIR,0);
for(i=0;i
{ int x1 = a[i]+50;
int y1 = 400 - b[i];
setfillstyle(SOLID_FILL,14);
setcolor(14);
circle(x1,y1,1);
floodfill(x1,y1,14);
}
setcolor(WHITE);
int x2,y2;
line(50,400,600,400);
line(50,50,50,400);
moveto(50,400);
float y;
for( int i=0;i<198;i++)
{
y = (aa*pow(i,2)) +(bb*i) + cc;
x2 = i+50;
y2 = 400-y;
lineto(x2,y2);
}
break;
}
default:
{cout<<"Sorry wrong choice";
getch();
clrscr();
break;
}
// getch();
// closegraph();
}
getch();
closegraph();
//cleardevice();
clrscr();
int z=1;
while(z==1||z==2)
{
cout<<"\n\n\n\n\nPress 1 to return to previos menu";
cout<<"\nPress 2 to exit";
cin>>z;
if(z==1)
menu1();
else if(z==2)
exit(0);
else cout<<"Wrong choice";
}
getch();
}
Робота з програмою
Робота з програмою починається із стану вибору операції
(The main menu)
Наступний крок вибору операції з даними
(Screen 2 General statistics menu)
Висновки
Була розроблена комп’ютерна програма для простої обробки даних з можливістю її графічної інтерпретації При розробці програми використовувався пакет BORLAND C++ Bilder та бібліотека BGI.
Відмітимо лише в порівнянні з іншими подібними програмними продуктами – дана програма має простий командний інтерфейс (це в значний мірі спростило етап розробки даної програми).
Література
1. Касаткин А.И., Вальвачев А.Н. Профессиональное прогрпммирование на языке Си. Мн., 1992. 240 С.
2. Нейбауэр А. Моя первая программа на С/С++. П., 1995. 368 С.
3. Бруно Бабэ. Просто и ясно о Borland C++. М., 1996. 400 С.
4. Шамас Н.К. Основы С++ и обьектно-ориентированного программирования. К., 1996. 448 С.
5. Справочник по классам Borland C++ 4.0. К., 1994. 256 С.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ