Современные тенденции развития настольных издательских систем
Введение
В данной курсовой работе рассматривается современные тенденции развития настольных издательских систем, цель создания, история возникновения понятия об издательской системе, как развивались настольные издательские системы и на какой ступени развития находится в данный момент.
Настольные издательские системы – это программные обеспечение для персональных компьютеров (РС).
Назначение программ этого класса состоит в автоматизации процесса верстки полиграфических изданий. Этот класс программного обеспечения занимает промежуточное положение между текстовыми процессорами и системами автоматизированного проектирования.
Верстка - это последовательная сборка на экране текста, картинок, элементов дизайна и прочих элементов при создании всего документа.
Работа разделена на несколько частей. В первой части мы ознакомимся с историей развития настольно издательских систем, какие системы появились и про какие забыли.
Во второй части работы рассматриваются наиболее известные программные пакеты различных фирм, преимущества и недостатки между программными пакетами.
В третьей части мы узнаем о том, что такое вёрстка о различных элементах публикаций и их использование в различных программах.
В пятая и шестая части дают краткое описание некоторым сокращениям и графическим форматам. Эти части являются заключительными.
В заключительной части говорится о наиболее обобщённых преимуществах пакетов для вёрстки, которые облегчат работу в той или иной программе.
История развития настольно издательских систем
Наш народ — самый верстающий народ в мире. Тому, очевидно, есть две причины: во-первых, на протяжение последних семидесяти с хвостиком лет наш народ был самым читающим, однако зачастую читать ему приходилось вовсе не то, что хотелось, а то, что предписывали Партия и Правительство. Из-за сложившейся ситуации приходилось тайком делать машинописные копии, IBM распечатках (слово «компьютер» тогда еще не было) и чудом где-то переписанных рукописях, что привело к развитию издательского дела. Второй же причиной была дешевое программное обеспечение.
Программное обеспечение (и не только) стоило довольно дорого, и поэтому каждый владелец компьютера мог позволить себе изучить Aldus PageMaker, Ventura Publisher или QuarkXPress. В середине девяностых издательским делом занимались многие.
Особенности. распространения программных пакетов для верстки в нашей стране наложили свой отпечаток на развития этого сегмента Soft-рынка. Если во всем мире программный пакет выбирали по выполняемым ею функциям, то сейчас по доступности в изучении и принципу «нравится/не нравится». Именно поэтому в странах бывшего СССР появилось огромное количество людей, выбравшее программный пакет PageMaker: дело в том, что доступные в те времена версии QuarkXPress были копированы пиратами и из-за серьезной защиты, примененной фирмой Quark, и на миллионном рынке компьютеров прочно закрепился PageMaker. В Quark-е тогда верстали преимущественно крупные дизайн-бюро, оснащенные компьютерами типа «Макинтош» и позволявшие себе купить лицензионное программное обеспечение. В последнее время ситуация приблизилась к общемировой, и число пользователей того и другого программных пакетов практически сравнялось, чему немало способствовал и рост профессионализма «хакеров» (эта поблема осталась и по сей день). При этом в резюме о приеме на работу обычно по-прежнему указывают в строке программное обеспечение: «знания PageMaker, QuarkXPress».
Были люди, которые писали и верстали в Word'е, LaTex'e, в устаревшем программном пакете Ventu-ра, от компании Corel и Microsoft Publisher. Но круг их невелик, и в массе своей рынок программных пакетов на постсоветском пространстве поделен между PageMaker и QuarkXPress.
На данный момент они практически не прижились — очевидно, из-за плохой локализации — два очень популярных в мире пакета — Adobe FrameMaker, предназначенный для верстки сложных в оформительском плане технических руководств, справочников и книг, и Adobe InDesign.
Большой шум стоял на рынке издательских систем 3-5 лет назад. Фирма Adobe выпустила свой новый программный пакет для вёрсти QuarkXPress. Намерение Adobe вытеснить Quark с рынка было очевидным: интерфейс InDesign был ближе и понятнее пользователям XPress, нежели пользователям PageMaker, который маркетологи фирмы почти забыли по него, заявив, что «эта линия продолжаться не будет».
В первую очередь из-за консерватизма полиграфистов и недоработанность нового программного пакета. Фирма Adobe снизила свою деятельность и стала совершенствовать InDesign, к тому моменту усовершенствовав версию до 1.52. По истечению времени оказалось, что вышла всего лишь новая версия программного продукта. Программой являлся старый PageMaker, а номером версии семь.
Рассмотрим историю становления рынка программного обеспечения для настольных издательских систем, и рассмотрим новый PageMaker.
На всей территории постсоветского пространства раньше считали, что самым первым из программных продуктов из настольных издательских систем в мире был Ventura Publisher. Ему приписываются удивительные свойства. Этот продукт работал на 286х и под DOS-ом, что правда, но, на самом деле первой программой для настольных издательских систем была не Ventura. Равно как и первым компьютером для настольных издательских систем стал не персональный компьютер, что куда менее удивительно.
Самым первым программным продуктом в мире был PageMaker, появившийся в июле 1985 года, а первооткрывателем мира настольной верстки был Пол Брейнард, основавший в том же году компанию Aldus, названную в честь Альдуса Манитуса, венецианского типографа XV века. К сожалению, сейчас эта компания забыта, она стояла у истоков рынка дизайна и верстки. В Aldus разработали технологию, позволяющую использовать изображения с низким разрешением, а затем подставлять на их место высококачественные иллюстрации при выводе готового макета. Компания принимала непосредственное участие в формировании стандарта PostScript, а помимо этого совместно с Microsoft разработала формат TIFF, ставший ныне стандартом де-факто.
Кроме того, фирма Aldus положила начало немалому количеству известных графических программ: так, именно она выпустила пакет Freehand, который затем отошел фирме Macromedia, а также PhotoStyler, многие идеи из которого Adobe использовала в Photoshop. Вот еще несколько программ, вышедших из Aldus лабораторий: Digital Darkroom, Fetch, Gallery Effects, Intellidraw, Persuasion, Superpaint.
Заслуги компании Ventura тоже нельзя оставить незамечеными, так как именно Ventura Publisher стал первой программой верстаки для персональных компьютерах, появившись на свет в апреле 1986 года, за девять месяцев до PC версии PageMaker
К концу 1986 года на рынке было три версии двух издательских программ — Aldus PageMaker для PC и MacОС и Ventura Publisher для PC. Однако уже в 1987 году на этот рынок вошла компания Quark с первой версией своего продукта QuarkXPress, который выгодно отличался от конкурентов прецизионной типографическим качеством и прекрасной поддержкой цвета. Quark, основанная в 1981 году, поначалу занималась текстовыми редакторами (она же, кстати, выпустила самый первый в мире текстовый редактор для Apple III).
Adobe основанная в 1982 году, она поначалу полностью отдалась разработке языка PostScript. В 1985 Adobe выпустила первые в мире принтер и фотонабор с поддержкой PostScript, в 1986 году — первый набор шрифтов Adobe Type Collection, а затем занялась разработками программного обеспечения для графики, в результате чего в 1987 году появился Illustrator, а в 1990 — Photoshop и Type Manager. В 1991 году компания начала заниматься программным обеспечением для видеопроизводства — появилась первая версия Premiere, — а затем занялись разработкой переносимого формата документов PDF и в 1993 выпустили Acrobat. Об издательских пакетах в то время, никто в Adobe и не задумывался.
До 1993 года рынок настольных издательских программ развивался без особых колебаний. Компании Quark постепенно удалось отвоевать большую часть рынка благодаря активной маркетинговой политике и высокому качеству программных продуктов, в отличие от Aldus и Ventura, Quark была «фирмой одной программы» и не расходовала силы (подобная ситуация сохранилась и до сих пор). В результате в 1993 году пакет Ventura Publisher приобретает компания Corel, а в 1994 году Aldus со всем своими разработками и лицензий отходит к фирме Adobe. Обе компании незамедлительно выпускают новые версии программных пакетов для вёрстки, построенные на старом коде программы, но снабженные некоторыми изменениями и выходящие под именами новых фирм — Corel Ventura Publisher 4.2 и Adobe PageMaker 5. Кстати, с пятой версией PageMaker случилась следующее: некоторое время на рынке присутствовали два пятых PageMaker'a — от Aldus и от Adobe.
После выпуска пятой версии Ventura Publisher Corel полностью переписывает код пакета, разрабатывая его как Win32-приложение. Процесс занимает куда больше времени, чем планировалось, и обновленный Publisher выходит лишь в 1996 году сразу в версии 7.0. Окончательно укрепилась позиция Quark с выходом в 1997 году четвертой версии XPress. Quark совершенствовала свой продукт, Corel продолжала работу с Ventura. Расклад сил на рынке Adobe изменить не удалось: InDesign при всех заложенных в него идей оказался недоработанным, и прагматичные полиграфисты не рискнули ставить под удар свой бизнес и отлаженный производственный процесс.
Новая версия Adobe PageMaker (7.0) ориентирована на массовый рынок, о чем заявляет сам производитель. Навязчивое упоминание о том, что программа комплектуется шаблонами и клипартами, «разработанными профессионалами дизайна», а также намеки на мощь и точность верстального и препресс-инструментария, который будет служить бизнесу, наводят на мысль, что речь идет о какой-то копии Microsoft Office, вооруженном орудиями верстки.
Импорт натуральных файлов Photoshop 6 и Illustrator 9 в PageMaker, для этого нет нужды в новой версии. Хватило бы некоторых дополнений, которые могла бы сделать тот же Adobe — но очевидно, что после того, как фирма заявила о прекращении производства PageMaker, выпуск дополнений к нему вызвал бы всеобщее недоумение.
Краткая характеристика программных пакетов
Поддержка форматов Adobe.
В первых версиях PageMaker-а фотографии после обработки в PageMaker-е приходилось сохранять в формате TIFF и каждый раз, когда приходилось, поправляем исходный материал в Photoshop, то теперь об этом можно забыть. Сейчас употребляют PSD-файлы (расширение программы Photoshop) как есть, а также пару файлов в формате шестого Photoshop.
Так же теперь можно поступать и с векторной графикой. Раньше приходилось делать копии для последующего импорта в PageMaker. Но теперь он может обрабатывать файлы в формате Illustrator 9.
О наложении объектов, градиентной прозрачности и прочих удовольствиях так же нет, что весьма странно, так как сам эффект прозрачности PageMaker 7 поддерживает, но только в определённом формате это документированный способ передачи прозрачных объектов из Illustrator 9 в PageMaker 7. Этот факт можно считать, что версия готовилась в большой спешке и пара функций была недоработана.
Помещение в публикацию файлов PDF.
Сегодня в PDF-формате хранится большая часть структурировано оформленной информации. Так, к примеру, чтобы сделать картинку с изображением коробки программного продукта PageMaker 7, необходимо было обработать ее «Иллюстратором» из PDF-файла. Но в этой версии их можно будет использовать напрямую.
Как показывает практика, чаще всего для «вторичного использования» нужны не сами документы, а только их часть, как растровое изображение в примере.
В связи с заявленной ориентацией PageMaker на пользователя можно предвидеть множество публикаций, иллюстрированных низкокачественными документами PDF, взятыми из Интернета.
И хотя в седьмой PageMaker можно помещать файлы Adobe PDF, подготовленные в последних версиях Photoshop и Illustrator, разработчики предупредили на конференции по программным продуктам, что эффект прозрачности не воспроизводится в PageMaker ни на экране, ни на печати. Для этого надо пользоваться определённым форматом, называемым EPS.
Новые файловые фильтры.
Но на файлах EPS новая версия PageMaker показывает себя с лучшей стороны. Тут и прозрачность, и поддержка PostScript 3, который обеспечивает более высокое качество печати сложных объектов, улучшенные цветовые переходы и многое другое.
С помощью особой утилиты можно конвертировать публикации Quark XPress 4.0 и 4.1 (раньше конвертация была возможна только из Quark Xpress 3.3). Из-за этого фирма Quark поступила следующим обрвзом, 350 долларов скидки на свою программу каждому, кто поменяет программный продукт PageMaker на QuarkXPress.
Видно, что Adobe создала совсем не конкурента InDesign, а коммерческий продукт. Выпуск седьмой версии, преследовал маркетинговые цели, и можно не искать новшества в этой версии.
Немного о QuarkXPress.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что седьмая версия PageMaker вряд ли приведет к заметным изменениям на рынке издательского софта: дополнения, внесенные в программу, в лучшем (для Adobe) случае заставят пользователей PageMaker 6.5 отказаться от перехода на QuarkXPress, а в худшем — от перехода на… InDesign. Из этого видно, что фирма Adobe, переживающая ныне наихудшие времена в своей истории, умудрилась подставить саму себя. По поводу выпуска седьмой версии остался практически незамеченным гораздо более интересный факт, который реально изменил расстановку сил на российском издательском рынке: Adobe выпустила InDesign 1.52 CE, сделанный под восточноевропейские языки и кириллицу.
Еще в прошлом году Corel анонсировала выпуск Ventura Publisher 8.5, который должен выйти одновременно в двух версиях — под Windows и… под Linux. Выпуск был запланирован еще на конец 1999 года. Ventura не сумеет отвоевать утраченные позиции на PC, но вот выход первого WYSIWYG-пакета для верстки под Linux незамеченным не прошёл. До появления первых дизайн- и препресс-бюро, работающих исключительно под Linux, еще далеко, но первые шаги уже сделаны, и Corel, возлагал очень большие надежды на этот рынок. Не менее интересны и заявления компании Quark. В конце 2000 года она выпустила QuarkXPress 5 разработанный специально под Mac OS X.
Когда только вышел Quark Xpress сразу же был сделан его анализ. Согласно ему, Quark Xpress это программный пакет для любого носителя информации, будь то газета, Web-страница. Создать макет один раз и потом публиковать его много-много раз.
На первое место среди новшеств разработчики поставили создание Web-страниц, с картами изображений, таблицами и метатегами.
Судя по опросам проведенными фирмой, пользователи получили то, что искали, буквально сразу после установки новой версии Quark Xpress.
Первое впечатление от QuarkXPress 5: бросается в глаза, кроме заставки программы — это, конечно, внешний вид палитры инструментов. Добавился новый инструмент «Таблица», которым можно «нарисовать» таблицу предполагаемых размеров. Бросается в глаза и инструмент Scissors (Ножницы), служащий он для разрезания фреймов и геометрических фигур на части. Прочие инструменты, оставшись без изменений, расположились более компактно.
Быстродействие пакета по-прежнему столь же хорошо, как и минимальные системные требования. Увеличение занимаемого размера на жестком диске трудно не заметить — 74 мегабайта против 22 у четвертой версии. Очень легко открываются файлы, сохраненные в предыдущей версии, а при сохранении есть возможность записать его либо в «четвертом», либо в «пятом» форматах.
Оказалось то, что простое контекстное меню объекта, добавленное в пятой версии, способно облегчить работу. Щелчком правой кнопки доступны практически все команды, ради которых раньше приходилось добираться глубоко в меню. Это очень удобно.
Web, XML, электронные книги.
При создании нового документа, помимо обычной публикации, можно выбрать Web-страничку или XML-документ. Эти необычно для Quark, виды документов вписываются в концепцию разработчиков. Вопреки обещаниям, бумажные публикации, Web-страницы и XML-документы друг в друга не переводятся, и каждый вид требует своего отдельного цикла от начала и до конца. Если импортировать графическое изображение, Quark может сохранить его в выбранном формате. Можно посмотреть результат верстки в браузере, не выходя из Quark. Но вот возможности посмотреть непосредственно на HTML-код не сможем до экспорта файла, а произвольное расположение элементов на странице реализуется.
В пятой версии Quark Xpress возможно делать корректные Web-страницы. И сами разработчики предупреждали перед выпуском программы, что они ни в коем случае не хотят создавать конкурента как-нибудь фирме. Что же касается документов в формате XML, то создавать их можно.
Таблицы в QuarkXPress 5.
Таблицы в Quark Xpress – с их помощью невозможно сделать каких либо вычислений, их значения нельзя связать между собой.
При создании таблицы необходимо задать начальное количество ячеек по горизонтали и вертикали. Ячейки, можно и добавлять, но — целиком столбцом или строкой.
В одной таблице могут одновременно находиться как текстовые фреймы, так и фреймы с рисунком, что дает немалые возможности для работы. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что таблицы в пятом QuarkEPress — это более удобная реализация модульных сеток: одна ячейка — один фрейм — один модуль сетки.
Итоги описания QuarkXpress 5.
Скорость QuarkXPress остался без изменений. Не замечено изменений ни в мастер-страницах, при форматировании текста, ни при работе с импортированными растровыми объектами.
В общем, самым существенным следует считать появление таблиц и слоев. Создание Web-страниц это дань моде, нежели как нужда пользователя.
Настольная издательская система Word.
Word - это многофункциональная программа обработки текстов. В последнее время все большую популярность среди широкого круга пользователей завоевывает текстовый процессор Word для Windows. Прежде всего, из-за высококачественных издательских свойств этого продукта фирмы «Microsoft». Несмотря на то, что большинство людей, работающих с WinWord, используют далеко не все его возможности, они могут создавать красиво оформленные, хорошего качества документы, разрабатывать фирменные бланки, визитки, создавать элементы фирменного стиля, рекламные документы. Возможность вставлять таблицы, рисунки, графики, формулы в тексты, создаваемые в Word, также способствует завоеванию абсолютного первенства этого программного продукта.
Ее предназначение:
·набор, редактирование, верстка текста и таблиц;
·управление всеми пунктами меню, опциями и командами с помощью мыши;
·просмотр на дисплее готового к печати документа без затраты бумаги на дополнительную распечатку;
·вставка рисунков и слайдов;
·заготовка бланков, писем и других документов;
·обмен информацией с другими программами;
·проверка орфографии и поиск синонимов.
Настольная издательская система TeX.
Принцип настольно издательской системой ТеХ состоит в том что, то, что набрано, то и видно на экране. Если набор текста в ТеХ элементарен, то набор формул и таблиц является, написанием программы на специальном макроязыке, что вознаграждается высоким качеством соответствующих текстов.
Все наилучшие стороны TeX-а особенно видны при подготовке текстов, которые содержат много математических элементов. Приготовив рукопись в формате TeX, можно точно объяснить компьютеру, как преобразовать рукопись в страницы, типографское качество которых сравнимо с работой лучших в мире наборщиков.
ТeХ стал популярным среди многих тысяч ученых, потому что с его помощью любые тексты можно преобразовать в статьи, доклады, заявки, книги, поэтические сборники и другие форматы способом, который полностью определяется автором, благодаря богатому языку команд.
Обзор издательской системы Scribus
Scribus - GPL приложение для вёрстки документов, поддерживающее множество профессиональных функций, включая высококачественные PDF, EPS, SVG импорт и экспорт, а также цветовую схему CMYK.
Scribus поддерживает управление цветом ICC, может создавать CMYK-разложения и интерактивные PDF-документы со встроенными скриптами и эффектами презентации.
Некоторые особенности
Scribus может импортировать множество распространенных текстовых форматов, в том числе OASIS (Open Document) и MS Word (при помощи antiword);
Поддерживает текст и шрифты Юникода, а также написание справа налево для арабских языков и иврита;
Рамки, видимые и невидимые с поддержкой округленных границ и углов для текста и объекта, которые можно вращать и масштабировать;
Шаблоны страниц для лёгкого управления документами;
Редактируемые многослойные документы, элементы можно перемещать по слоям;
CMYK-цвета, включая ICC-цвета, управляющие предпросмотрами изображений. Также поддерживаются ICC-профили в PDF-документах для точного соответствия цветов на экране и на бумаге;
Продвинутое создание и редактирование PDF-документов, включая интерактивные PDF-формы, поддержка почти всех типов PDF-полей, а также JavaScript;
Способен выводить информацию на высококачественное профессиональное оборудование, включая PostScript-устройства с поддержкой Level3/PDF.
Подведём итоги.
Плюсы:
Scribus - одна из лучших издательских систем на сегодняшний день, а если к этому ещё добавить тот факт, что она полностью бесплатная, то восхищённое "Ух ты!" просто обязанно вырваться из ваших уст. Ещё один плюс Scribus - мультиплатформенность, на данный момент поддерживаются Linux/Unix, MacOS X и Windows. Не стоит забывать, что это приложение подходит как новичкам, так и профессионалам.
Минусы:
худшая часть Scribus - интерфейс. Экран загрузки красив, а всё остальное выглядит слишком старо. Даже несколько дополнительных тем не спасают положение, все они серые и угрюмые.
Заключение.
Смысл создания компьютерной издательской системы заключается в соединении текста с возможностями графики и художественного оформления для воспроизведения документов такого уровня, какой ранее обеспечивала только полиграфия. Компьютерная издательская система призвана на высоком техническом уровне создавать книги, каталоги, буклеты, отчеты, письма, приглашения и другую печатную продукцию.
В традиционной полиграфии, чтобы увидеть свой заказ в окончательном виде, вам придется работать с дизайнером несколько дней, а может быть и больше, лотом внести свои коррективы и ждать еще столько же. В издательской системе вы видите спроектированный документ на экране монитора сразу же в окончательном виде.
В традиционной полиграфии текст заказа набирается наборщиком. Помимо того что набор требует немалого времени, в текст вносят дополнительные ошибки. В издательской системе вы импортируете свой текст из текстового процессора.
В полиграфии выполненные рисунки проходят стадию уменьшения, чтобы поместиться на странице. В издательской системе уменьшение рисунков до необходимых размеров и вставка их в текст легко производятся вами.
Компьютерная издательская система предоставляет пользователю огромные возможности для создания высококачественной полиграфической продукции. Для использования возможностей компьютерных издательских систем вы должны научиться работать с ними, а это - профессия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ