Технологическая карта по Информатике "Одномерные массивы. Нахождение суммы и количества элементов по заданному условию" 9 класс


Технологическая карта урока

ФИО учителя: Кочеткова И.В.

Предмет: информатика

Класс:

Тип урока: Урок "открытия" нового знания (ОНЗ)

Тема урока:

Одномерные массивы. Нахождение суммы и количества элементов по заданному условию.

Цель:

Изучение алгоритмов нахождения суммы и количества элементов одномерного массива

Задачи

Образовательные:

  • Составить алгоритм для нахождения суммы и количества элементов одномерного массива заданным условиям.

  • Сформулировать запись для нахождения суммы и количества в общем виде

  • Применить полученные сведения для решения задач на одномерные массивы

Развивающие:

  • Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос

Воспитательные:

  • Уважать собеседника

  • Аккуратно и бережно относиться к компьютерной технике

  • Соблюдать правила техники безопасности

Формирование УУД

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника;

  • учебно-познавательная мотивация;

Коммуникативные:

  • достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

Познавательные:

  • структурирование знаний;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

  • построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные

  • постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Опираемся на понятия:

Массив, индекс, элемент массива, заполнение массива случайным образом, вывод массива на экран

Новые понятия:

Запись условия, общие записи для нахождения суммы, количества (s:=s+A[i], k:=k+1) элементов массива.

Ресурсы

Презентация к уроку, УМК под редакцией И.Г. Семакина, раздаточный материал.

Технология:

Деятельностный метод

Ход урока:

Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Время: 3 мин

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: беседа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вовлечение учащихся в учебную деятельность, мотивация к изучению новой темы.

  • Здравствуйте.

  • С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке?

  • Приведите пример линейного массива из жизни?

  • Назовите имя массива, количество элементов массива, значение элемента под номером 3, номер элемента массива Марков Павел





  • Сегодня на уроке мы продолжим работать с одномерными массивами.

Отвечают на вопросы учителя

  • Здравствуйте.

  • Одномерные (линейные) массивы

  • Массив учеников 9д класса.

  • Имя массива: ученики 9д класса, количество элементов: 27, значение 3 элемента: Баяндай Начын, номер элемента Марков Павел: 15

Результат: готовность учащихся к восприятию учебного материала.

Этап урока: Актуализация и пробное учебное действие

Время: 5 мин.

Цель: повторение пройденного материала, подведение к проблемной ситуации, готовность и осознание потребности к построению нового алгоритма для решения задачи

Формы работы: побуждающий диалог

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Включить учащихся в деятельность по повторению пройденного материала, подвести к проблемной ситуации.

  • Массив - …?





  • P[7]=-9. По данной записи назовите имя массива, номер элемента массива, значение элемента массива.

  • Mas: array [1..25] of real; по данной записи назовите имя массива, тип элементов массива, количество элементов массива.

  • Как объявить массив S целого типа размерностью 15?

  • Генератор случайных чисел – это процедура …

  • Из какого отрезка генерируются случайные числа random(21)-10

  • Значения элементов массива X заполняются случайным образом из отрезков: [-5, 10], [7, 16], [0, 5]. Запишите заполнение элементов массива в общем виде на языке Pascal

  • Напишите программу заполнения целочисленного массива и вывода его на экран, размерностью 10, заполненного случайным образом из отрезка [-5, 10].
    Проверяем работу у доски, компилируем и запускаем задачу на выполнение.



















  • Следующая задача: найдите сумму четных и количество отрицательных элементов целочисленного массива размерностью 10. Сформулируйте алгоритм решения данной задачи.

  • Сформулируйте свое затруднение.

Отвечают на вопросы у доски (маркерной или интерактивной)

  • Это упорядоченная последовательность, состоящая из фиксированного количества величин одного типа

  • P, 7, -9



  • Mas, real(вещественный), 25



  • S: array [1..15] of integer;

  • Randomize;

  • [-10, 10]

  • X[i]:=random(16)-5; X[i]:=random(10)+7; X[i]:=random(6);



Один учащийся работает у доски, остальные за ПК.

Program z10;

Var Mas: araay [1..10] of integer; i: integer;

Begin

Randomize;

For i:=1 to 10 do

begin

Mas[i]:=random(16)-5;

Write (Mas[i]:4);

end;

end.







  • Мы не умеем находить сумму и количество элементов массива по заданному условию.

Результат: учащиеся должны зафиксировать затруднение при нахождении суммы и количество элементов массива по заданному условию

Этап урока: Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.

Время: 3 мин.

Цель: выявление места (где?) и причины затруднения (почему?). Формулирование цели деятельности и темы урока.

Формы работы: подводящий диалог.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Какую задачу мы должны с вами решить?







  • Почему эта задача вызвала у вас затруднение?



  • Сформулируйте, чему мы сегодня будем учиться?





  • Молодцы. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.





  • Очень хорошо. Запишите тему урока в тетрадь. На полях поставьте число.
    Учитель записывает тему на доске.

  • Найти сумму четных и количество отрицательных элементов целочисленного массива размерностью 10

  • Мы не знаем алгоритма решения данной задачи.

  • Мы научимся находить сумму и количество элементов массива по заданному условию

  • Нахождение суммы и количества элементов одномерного массива по заданному условию

  • Учащиеся записывают тему и число в тетради

Результат: четкое понимания дальнейших действий на уроке, формулирование темы и цели урока.

Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения

Время: 7 мин

Цель: построение алгоритма решения задач на нахождение суммы и количества элементов массива по заданному условию, развитие навыков перевода блок схемы на язык программирования

Формы работы: коммуникативное взаимодействие

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Построим алгоритм подсчета суммы всех элементов линейного массива. Сформулируйте на естественном языке алгоритм решения данной задачи



  • Учащийся работает у доски
    Какое начальное значение должно быть у переменной суммы? Значит сначала мы должны нарисовать блок действия, для обнуления суммы. Запишите блоками, то что вы сформулировали на естественном языке.





















  • Добавим к нахождению суммы условие и решим первую часть исходной задачи.

































  • Хорошо. Переведем блок схему на язык программирования и добавим эту часть программы к уже имеющейся программе





  • Изменится ли блок схема для нахождения количества отрицательных элементов

  • А что измениться в программе, если для хранения количества отрицательных элементов мы объявим переменную k.

  • А как изменится условие?

  • Молодцы. Добавьте вторую часть к решению задачи, это можно сделать в одном цикле, не забыв поставить операторные скобки.

I=1 ..10


S=S+Mas[i]


S:=0


Мы перебираем циклом все элементы массива и прибавляем каждый элемент к переменной суммы.

  • 0

S=S+Mas[i]


S:=0










I=1 ..10














S








S:=0








I=1 ..10








Mas[i] mod 2=0

нет









S=S+Mas[i]


да





S










S:=0;

For i:=1 to 10 do

If Mas[i] mod 2 =0 then s:=s+Mas[i];

Write (‘Summa=’, s);

  • Нет

  • Мы будем к переменной k +1
    k:=k+1

  • Mas[i]<0

Результат: Получение блок-схемы для решения задач на нахождение суммы и количества переменных по заданному условию.

Физминутка (2 мин.)

Этап урока: Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Время: 5 мин.

Цель: Усвоение нового алгоритма решения задач.

Формы работы: коммуникативное взаимодействие с опорой на знаковую модель.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Мы с Вами составили схему для решения задач на нахождению суммы и количества элементов по заданному условию. Сейчас Вам нужно исправить Вашу программу для решения следующей задачи:
    Найти сумму элементов, имеющих нечетный индекс.

Один учащийся работает у доски с проговариванием алгоритма, остальные учащиеся за ПК, сверяясь с доской.

Учащиеся решают программу индивидуально за ПК.





S:=0;

For i:=1 to 10 do

If i mod 2 =1 then S:=S*Mas[i];

Write (S);

Результат: закрепление алгоритма решения задачи на нахождение суммы и количества элементов с закреплением во внешней речи.

Этап урока: Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Время: 7 мин

Цель: Проверить умения учащихся записывать условия нахождения суммы и количества элементов массива

Формы работы: парная деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Выполним небольшую самостоятельную работу. Вам необходимо записать только строку условия для следующих задач. Объявлен массив - N:

    1. найдите количество неотрицательных элементов массива;

    2. найдите сумму элементов массива, стоящих на местах кратных трем;

    3. посчитайте сумму элементов массива, оканчивающихся на 7

    4. посчитайте количество четных элементов массива

    5. * Посчитайте количество отрицательных элементов, имеющих четный индекс.

  • Обменяйтесь тетрадями и выполним проверку по эталону









  • Молодцы.

Учащиеся разбиваются по парам и работают в тетрадях

  1. If N[i]>=0 then k:=k+1;

  2. If I mod 3 =0 then S:=S+N[i];

  3. If N[i] mod 10 =7 then S:=S+N[i];

  4. If N[i] mod 2=0 then k:=k+1;

  5. If (N[i]<0) and (i mod 2=0) then k:=k+1;

Оценка:

Каждое задание оценивается в 1 балл

4 – 5 баллов – 5

3 балла – 4

2 балла – 3

0 – 1 балл – 2

Результат. Проанализировать усвоение темы, выявить учащихся для индивидуальной работы по данной теме.

Этап урока: Включение в систему знаний и повторение

Время: 5 мин

Цель: включение открытия в систему знаний

Формы работы: индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Продолжаем работать с нашей программой, исправьте программу для решения следующей задачи: выведите на экран номера неотрицательных элементов массива.

Индивидуальная проверка выполнения работы.

Учащиеся индивидуально решают задачу за ПК.

Результат применение «открытия» в задачах вывода массива на экран.

Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Время: 3 мин

Цель: самооценка результатов деятельности.

Формы работы: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Что нового Вы узнали на уроке?

  • Мы достигли поставленной цели?

  • На полях оцените урок  - урок мне понравился, материал урока я понял,  - меня по теме остались вопросы,  - для меня эта тема осталась не понятной.

  • Вы сегодня очень хорошо работали, за урок получили оценки …

  • Запишем домашнее задание: Напишите программу для решения следующей задачи: найдите номер первого из элементов массива A, имеющего значение равное нулю. Если таких элементов нет, вывести соответствующее сообщение.

  • Отвечают на вопросы, оценивают себя в тетрадях





  • Записывают домашнее задание



Результат: фиксация результата деятельности, пробелов в усвоении темы урока.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ