Урока по информатике для 9 класса «Операторы ввода и вывода. Программирование линейных алгоритмов»


ГУ Михайловская СШ












Урока по информатике для 9 класса


«Операторы ввода и вывода.

Программирование линейных алгоритмов»







Ряполова Т.В., учитель математики и информатики,

1 категория


























2012 год

Организационная информация

Тема урока

Операторы ввода и вывода. Программирование линейных алгоритмов

Предмет

Информатика

Класс

9 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Ряполова Татьяна Викторовна, учитель математики и информатики

Образовательное учреждение

ГУ «Михайловская СШ»

Район, село

Мендыкаринский район, с.Михайловка


Методическая информация

Тип урока

Урок закрепления материала

Цели урока

Образовательные:

знание назначения и написания операторов ввода read, readln и вывода write, writeln, умение применять операторы ввода и вывода при написании программ;

Развивающие:

Развитие умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развитие творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание настойчивости, дисциплинированности, аккуратности; интереса к предмету.

Задачи урока

  • ставить цели и планировать деятельность по их достижению;

  • уметь добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, глобальной сетью Internet), передавать ее;

  • совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение;

  • вносить посильный вклад в достижение общего результата;

  • умение брать на себя ответственность при руководстве мини-группой;

  • прививать навыки самостоятельной творческой работы;

  • учить грамотно использовать в речи математические термины;

  • учить применять знания и умения в реальных ситуациях;

  • прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

  • совершенствовать графическую культуру.


Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийный кабинет: 16 ПК (персональные компьютеры), интерактивная доска Inter Write, локальная сеть, принтер, проектор, подключение всех ПК к Internet.

ПО (программное обеспечение) для ПК: электронный урок, оценочный лист для занесения промежуточных оценок с автоматическим подсчетом итоговой оценки (MS Excel).

План урока

  1. Организационный момент. (2 м)

  2. Проверка Д/З. (2 м)

  3. Актуализация знаний обучающихся. (4 м)

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление материала. Вопросы. (10 м)

  6. Физминутка. (3 м)

  7. Закрепление нового материала. Практическая работа. Тест. (5+8+5=18 м)

  8. Информация о домашнем задании. (2 м)

  9. Подведение итогов. Выставление оценок. (2 м)

  10. Рефлексия. (2 м)








Тема урока: «Операторы ввода и вывода в Pascal. Программирование линейных

алгоритмов»


Тип урока: комбинированный                             

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод,  практическая работа, интерактивный тест.               

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программа Конструктор сайтов, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, электронный урок «Операторы ввода и вывода. Программирование линейных алгоритмов»,  тестирование на сайте «Мастер-тест».


План урока:

  1. Организационный момент. (2 м)

  2. Проверка Д/З. (2 м)

  3. Актуализация знаний обучающихся. (4 м)

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление материала. Вопросы. (10 м)

  6. Физминутка. (3 м)

  7. Закрепление нового материала. Практическая работа. Тест. (5+8+5=18 м)

  8. Информация о домашнем задании. (2 м)

  9. Подведение итогов. Выставление оценок. (2 м)

  10. Рефлексия. (2 м)


Ход урока:

I. Организационный момент.

Притча о Пользе знания.

Однажды к Мудрой Свинье пришёл за советом бедняк.
— Недавно у меня умер отец и оставил в наследство трёх собак. Охранять мне нечего, поэтому я решил их съесть, но не знаю, как лучше распорядиться наследством, какую из собак зарезать первой и какие блюда из них приготовить? — спросил у Свиньи крестьянин.

Свинье стало жаль собак, и она сказала бедняку:
— Твоё наследство может кормить умного всю его жизнь, а глупому не хватит и на неделю. Приводи ко мне собак, и ровно через месяц я научу тебя, как извлекать из них пользу и обращать её в пропитание.
Ровно через месяц крестьянин пришёл к свинье и увидел неподалёку от свинарника новый дом, во дворе которого на мягких подушках лежали сытые и расчёсанные собаки, как раз те, которые и достались ему в наследство.

— Вот твой дом и твои собаки, — сказала Свинья крестьянину. — В доме хватит пищи для всех вас на долгое время, а в шкатулках из нефрита есть деньги на всякую всячину. Завтра с утра к тебе начнут приходить люди за исцелением. Лекарства ты найдёшь в плетёных коробочках, но каждый день ты должен пополнять их запасы. А теперь слушай и запоминай.

Тут Свинья поведала крестьянину, как и против каких болезней использовать шерсть, кал и кровь чёрной, жёлтой и белой собак, но не рассказала, как применять их жёлчь и мясо, чтобы не лишать бедняка источника благополучия, а собак — жизни.
Поистине полезно бывает знать о сути и предназначении вещей.


Объявление плана урока, целей


  1. Проверка Д/З. (1. Проверка решенного теста на сайте «Мой тест», выставление оценки в лист оценивания, 2. Заготовки в тетради рисунка, состоящего из псевдографических символов, который понадобится для практической работы)

1. Результаты тестирования:

 Ф И

 балл

 оценка

 1

 Бекужинов Бахтияр

 

 

 2

 Кутинская Алеся

 

 

 3

 Лебедик Вячеслав

 

 

 4

 Литвиненко Артур

 

 

 5

 Маделина Назгуль

 

 

 6

 Омар Жазира

 

 

 7

 Пугачева Диана

 

 

 8

 Сагумбаева Дарина

 

 

 9

 Салиева Биана

 

 

 10

 Сапаров Мирам

 

 

 11

 Тахтуева Анастасия

 

 

 12

 Толстых Ксения

 

 

 13

 Тютеева Роксана

 

 

 14

 Черанева Алена

 

 

 15

 Яковенко Виктор

 

 

 

2. Рисунки из псевдографических символов



  1. Актуализация знаний обучающихся. ()

1. Знание правила приоритета:

 Расставь номера

Операции типа сложения (+, -, or, xor)

 

 Операции типа умножения (*, /, div, mod,and)

 

 Операции отношения (=, <>, <, >, <=, >=)

 

 Вычисления в круглых скобках

 

 Вычисления значений функций

 

 

2. Знание арифметических процедур и функций:

 Назови процедуру, функцию

sin(x)

 arctan(x)

 abs(x)

 randomize(x)

 sqr(x)

 int(x)

 cos(x)

 sqrt(x)

 

3. Знание служебных слов:

 Назови пропущенные ячейки

Заголовок программы

 

 

 USES

 Раздел объявления меток

 

 

 CONST

 Раздел объявления типов данных

 

 

 VAR

 Раздел инструкций (операторов) программы

 



  1. Объяснение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.


ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  1. присваивания

А:=В;     где А – переменная,  В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer;  y:=2x+4;

  1. ввода

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид: 
ReadLn(A1,A2,…,An);  - где A1,A2,…,An – имена переменных. 
При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.
Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter. 

  1. вывода

WRITE(B1,B2,…,Bn);  где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean. 
Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

Пример 1.
 WRITE(123.456);   на экране – 1.234560Е02
WRITE(-0.000123);  на экране – -1.230000Е-04
Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски:
 WRITE(A:N:M); 
N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А
M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.


WRITE(123.456:10:4); 
WRITE(123.456:6:2);    
Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.
 

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.

Операторы ввода и вывода

Назначение

Название и запись

пример

Пояснения в фигурных скобках, не влияющие на исполнение программы

{текст комментария}

Begin {начало программы}

Очистка экрана (работает при подключении модуля USES CRT)

ClrScr;

ClrScr;

Оператор присваивания

пер1:=выражение;

s:=a*b;

Ввод значений переменных с клавиатуры

read(список);

read(x,y);

Ввод значений с переходом на следующую строку

 

Ввод без параметров ожидает нажатия клавиши ENTER

readln(список);

 

 

 

readln;

readln(x,y);

 

 

 

readln;

Вывод значений на экран

write(текст,список);

write(‘Площадь круга равна’, S);

Вывод значений на экран с переводом на следующую строку

 

Вывод без параметров, переводит курсор на следующую строку

writeln(текст,список);

 

 

 

 

writeln;

writeln(‘Площадь круга равна’, S);

 

 writeln;

Вывод значений на экран с указанием формата вывода

write(А:N:M]);

write(х:4, у:6:1, z:6:2);

Вывод значений на экран с указанием формата вывода с переводом на следующую строку

writeln(A:N:M);

writeln(х:4, у:6:1, z:6:2);

 

 

Пример 1

Составь программу вычисления идеального веса человека по его росту, при условии, что идеальный вес (кг) = рост (см) - 100.

 

program p1;

var v,r: integer;

begin

writeln;

write (‘vvedi svoj rost’);

  read (r);

v:= r-100;

writeln;

write (‘idealnij ves=’, v);

        readln;

end.

 

Пример 2

2. Составь программу вывода на экран рисунка белки из псевдографичиских символов.

 

program p2;

uses crt;

begin

  clrscr;

writeln ('--------------------------$$$$$$-----');
           writeln ('------------------------$$.......$$$-- -');
           writeln ('---------------------$$$..........$$$---');
           writeln ('-------------------$$$.............$$$---');
           writeln ('----$*-$*-------$$................$$$----'); 
           writeln ('-----$.$..$------$$..................$$---- ');
           writeln ('-----+$.$$$----$$...................$$---- ');
           writeln ('---+*......$$----$$..................$$------'); 
         writeln ('--$............$$---$$................$$----- ');
        writeln ('-$..О...........$$$$................$$------ ');
        writeln ('$................$$$:...............$$-------- ');
        writeln ('$$................$$$$............$$--------');
        writeln ('--*$$$................$$..........$$--------');
         writeln ('------$................$$...........$$-------');
        writeln ('-----$.....$$............$.........$$-------');
         writeln ('------$..$....$$..........;$......$$------');
        writeln ('----$$$$$......$........;$......$$-------');
        writeln ('--------$................;$.....$$---------');
        writeln ('-------$$.....................$$-----------'); 
        writeln ('-------$$$..................$$------------'); 
        writeln ('----$$$$$$$$$$$$$$$$$-----------');

readln;

end.



  1. Первичное закрепление материала. Вопросы. (10 м)

1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

А) X:=Y;
Б) MIN=K+1;
В) Rrr=125+1*A;
Г) Str:=‘120*Y’;                     (а, г)

2. Какие операторы включают линейные программы?  (Операторы присваивания, ввода, вывода.)
3.
Назовите операторы ввода?  (readln, read)
4.
Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
5.
Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)

  1. Физминутка. (http://www.youtube.com/watch?v=inG2QQzBo8U)


  1. Закрепление нового материала. Практическая работа. Тест №2.


Вариант 1

1. Составь программу для нахождения массы х литров молока, если известно, что плотность молока р кг/м3 . Сохрани под именем «p3».

Примечание: m=x/100*p


2. Составь программу вывода на экран рисунка с псевдографичискими символами. Сохрани под именем «p4».


3. Пример 5. Программа на отгадывание задуманного числа. Скопируй в окно программы Pascal, пригласи гостя – учителя с твоим номером, запусти программу, попроси его исполнить алгоритм программы.


programm_p5;

var x,y: real;

begin

writeln (‘Zadumajte chislo’);

writeln (‘Umnozhte ego na 5’);

writeln (‘K rezultatu pribavte 8’);

writeln (‘Summu umnozhte na 2’);

readln (x);

y:= (x/2-8)/5;

writeln (‘Vi zadumali chislo’, y:4:2);

end.


Вариант 2

1. Составь программу для нахождения объема кислорода, содержащегося в твоей комнате размером a*b*c, если кислород составляет 21% объема воздуха? Сохрани под именем «p3».

Примечание: v=0.21*a*b*c


2. Составь программу вывода на экран рисунка с псевдографичискими символами. Сохрани под именем «p4».


3. Пример 5. Программа на отгадывание задуманного числа. Открой файл «shutka», пригласи гостя – учителя с твоим номером, запусти программу, попроси его исполнить алгоритм программы.


programm_p5;

var x,y: real;

begin

writeln (‘Zadumajte chislo’);

writeln (‘Umnozhte ego na 5’);

writeln (‘K rezultatu pribavte 8’);

writeln (‘Summu umnozhte na 2’);

readln (x);

y:= (x/2-8)/5;

writeln (‘Vi zadumali chislo’, y:4:2);

end.



Пройди тест №2. Результаты запиши в оценочный лист.


  1. Домашнее задание.


  1. п. 1.6, стр 27-36, читать, краткий конспект.

  2. выполни тест на сайте «Мой тест».

  3. a) напиши программу нахождения суммы, разности, умножения, деления двух ненулевых чисел Х и У;

b) напиши программу, выводящую на экран псевдографический рисунок.



«3» - выполнение [пункта 1].

«4» - выполнение [пункта 1 + пункт 2] или [пункта 1 + пункт 3].

«5» - выполнение [пункта 1 + пункт 2 + пункт 3].


  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Результаты за каждый этап урока занеси в таблицу файла «Оценочный лист». Итоговую оценку поставь в дневник.


  1. Рефлексия. Цветограмма урока:

Кружок красного цвета

Кружок зеленого цвета

Кружок желтого цвета

«Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке»

«Урок был интересным, я принимал в нем активное участие, урок был полезен для меня, я сумел выполнить ряд заданий, но не все, отвечал, мне было комфортно»

«Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я был не готов»




Использованная литература и сайты:

  1. Информатика, 9 класс. Учебник. Накысбеков Б., Алматы «Мектеп», 2005 г

  2. Основы информатики и ВТ. Методическое руководство. Алматы «Мектеп», 2005 г

  3. pas1.ru

  4. life-prog.ru

  5. comp-science.narod.ru

  6. mojainformatika.ru

  7. http://www.youtube.com/watch?v=inG2QQzBo8U













9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ