Вычислительная техника и программирование
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: "Вычислительная техника и программирование"
Киев
Введение
Если задана функция y(x), то это означает, что любому допустимому значению х сопоставлено значение у. Но нередко оказывается, что нахождение этого значения очень трудоёмко. Например, у(х) может быть определено как решение сложной задачи, в которой х играет роль параметра или у(х) измеряется в дорогостоящем эксперименте. При этом можно вычислить небольшую таблицу значений функции, но прямое нахождение функции при большом числе значений аргумента будет практически невозможно. Функция у(х) может участвовать в каких-либо физико-технических или чисто математических расчётах, где её приходится многократно вычислять. В этом случае выгодно заменить функцию у(х) приближённой формулой, то есть подобрать некоторую функцию j(х), которая близка в некотором смысле к у(х) и просто вычисляется. Затем при всех значениях аргумента полагают у(х)"j(х).
Что касается критерия согласия, то классическим критерием согласия является "точное совпадение в узловых точках". Этот критерий имеет преимущество простоты теории и выполнения вычислений, но также неудобство из-за игнорирования шума (погрешности, возникающей при измерении или вычислении значений в узловых точках). Другой относительно хороший критерий — это "наименьшие квадраты". Он означает, что сумма квадратов отклонений в узловых точках должна быть наименьшей возможной или, другими словами, минимизирована. Этот критерий использует ошибочную информацию, чтобы получить некоторое сглаживание шума. Третий критерий связывается с именем Чебышева. Основная идея его состоит в том, чтобы уменьшить максимальное отклонение до минимума. Очевидно, возможны и другие критерии.
Цель задачи о приближении (интерполяции): данную функцию у(х) требуется приблизительно заменить некоторой функцией j(х), свойства которой нам известны так, чтобы отклонение в заданной области было наименьшим. интерполяционные формулы применяются, прежде всего, при замене графически заданной функции аналитической, а также для интерполяции в таблицах.
Один из подходов к задаче интерполяции — метод Лагранжа. Основная идея этого метода состоит в том, чтобы прежде всего найти многочлен, который принимает значение 1 в одной узловой точке и 0 во всех других. Легко видеть, что функция (1) является требуемым многочленом степени n; он равен 1, если X=Xj и 0, когда X=Xi, i¹j.
-
(1)
Многочлен Lj(x)×Yj принимает значения Yi в i-й узловой точке и равен 0 во всех других узлах. Из этого следует, что (2) есть многочлен степени n, проходящий через n+1 точку (Xi, Yi).
-
(2)
Другой подход — метод Ньютона (метод разделённых разностей). Этот метод позволяет получить аппроксимирующие значения функции без построения в явном виде аппроксимирующего полинома. В результате получаем формулу для полинома Pn, аппроксимирующую функцию f(x):
P(x)=P(x0)+(x-x0)P(x0,x1)+(x-x0)(x-x1)P(x0,x1,x2)+…+
(x-x0)(x-x1)…(x-xn)P(x0,x1,…,xn);
-
разделённая разность 1-го порядка;
разделённая разность 2-го порядка и т.д.
Значения Pn(x) в узлах совпадают со значениями f(x)
Фактически формулы Лагранжа и Ньютона порождают один и тот же полином, разница только в алгоритме его построения.
Постановка задачи:
1. Построить интерполяционный полином Ньютона по значениям функции в узлах: .
2. Математическая постановка задачи:
Формула выглядит так:
Разделённая разность:
.
1. Алгоритм программы Polinom
Рис.1 Схема алгоритма подпрограммы Swap
Рис.2 Схема алгоритма подпрограммы Null
Рис.3 Схема алгоритма подпрограммы Rise
Рис.4 Схема алгоритма подпрограммы Calculat
Рис.5 Схема алгоритма подпрограммы Vvod
Рис.6 Схема алгоритма программы Print_Polinom
Рис.7 Схема алгоритма подпрограммы Div_Res
Рис.8 Схема алгоритма программы Nuton
Рис.9 Схема алгоритма подпрограммы Recover
Рис.10 Блок-схема программы Polinom
2. Листинг программы Polinom
Реализуем алгоритм на языке высокого уровня Turbo Pascal, используя подпрограммы.
PROGRAM POLINOM; {Программа построения интерполяционного полинома Ньютона}
Uses Crt;
Const Max_Num_Usel=20; {Количество узлов}
Type
Matrix_Line = Array[1..Max_Num_Usel] Of Real;
Var Max:Byte;
X,F:Matrix_Line;
PROCEDURE Swap(Var First,Second:real); {Обмена двух REAL переменных}
Var Temp:Real;
Begin
Temp:=First;
First:=Second;
Second:=Temp;
End; {Swap}
FUNCTION Rise(Root:Real;Power:Integer):Real; {Возведение в степень}
Var Temp:Real;
i:Integer;
Begin
Temp:=1;
For i:=1 To Power Do
Temp:=Temp*Root;
Rise:=Temp;
End; {Rise}
PROCEDURE Null(Last:Byte;Var M:Matrix_Line); {Обнуление матриц}
Var i:Byte;
Begin
For i:=1 To Last Do
M[i]:=0;
End; {Null}
PROCEDURE Calculat(Num:Integer;Cx:Matrix_Line); {вычисление значений полинома}
Var x,y:Real;
i:Integer;
Finish:Boolean;
c:Char;
Begin
Writeln('***********************************************');
Writeln;
Writeln('Вычисление значений интерполяционного полинома:');
Writeln('~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~');
Writeln('Введите значение x:');
Repeat
y:=0;
Readln(x);
For i:=Num DownTo 1 Do
y:=y+Cx[i]*Rise(x,i-1);
Writeln('Значение полинома в точке Xo=',x:7:4,' равно Yo=',y:7:4);
Write('Нажмите `ESC` для выхода или любую клавишу для продолжения');
c:=Readkey;
If c=#27 Then Finish:=True Else Finish:=False;
GoToXY(1,WhereY-2);
DelLine; DelLine;DelLine;
Until Finish;
End; {Calculat}
PROCEDURE Vvod(Var Mat_x,Mat_f:Matrix_Line;Var Number:Byte);
Var c:Char;
i,j:Integer;
Enter:Boolean;
Begin
ClrScr;
Writeln('Построение интерполяционного полинома Ньютона по значениям функции в узлах');
Writeln('~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~);
Writeln;
Writeln('Введите кол-во узлов интерполяции (0<N<',Max_Num_Usel,'):');
Repeat
Readln(Number);
Until (Number
ClrScr;
Writeln('Значения узлов не должны сопадать');
Writeln('Введите значения узлов и значения функций в них:');
For i:=1 To Number Do
Begin
Repeat
{Ввод узлов}
Enter:=True;{Правильность ввода}
GoToXY(5,i+3);
Write('X(',i-1,')=');
Readln(Mat_x[i]);
For j:=i-1 DownTo 1 Do
If (Mat_x[j]=Mat_x[i]) Then {Проверка на одинаковые узлы}
Begin
Writeln('Значения узлов ',i,' и ',j,' введены неверно!!!');
Write('Нажмите `Y` для повторения ввода или любую клавишу для выхода');
c:=Readkey;
If (c='Y') Or (c='y') Then Enter:=False Else Halt;
GoToXY(5,i+3);
DelLine;DelLine;DelLine;
End;
Until Enter;
{Ввод значений функции в узлах}
GoToXY(35,i+3);
Write('Y(',Mat_x[i]:5:2,')=');
Readln(Mat_f[i]);
End;
{Сортировка узлов по возрастанию}
For i:=1 To Number Do
For j:=i To Number Do
If (Mat_x[j]
Begin
Swap(Mat_x[j],Mat_x[i]);
Swap(Mat_f[j],Mat_f[i]);
End;
End;{Vvod}
{Распечатка полинома}
PROCEDURE Print_Polinom(N:Integer;Cx:Matrix_Line);
Var i:Integer;
c:Char;
Begin
Writeln;
Writeln('Полином Ньютона:');
Write('P',N-1,'(x)=');
For i:=N DownTo 1 Do
If Round(Cx[i]*1000)<>0 Then{Если в числе не более 3х нулей после запятой,}
Begin {тогда выводим его на экран}
If (Cx[i]<0) Then Write(' - ') Else Write(' + ');
Write(ABS(Cx[i]):5:3);
If (i>2) Then Write('·x^',i-1) Else
If (i>1) Then Write('·x')
End;
Writeln;
Writeln;
Writeln('Нажмите `ESC` для выхода или любую клавишу для вычисления значения полинома');
c:=Readkey;
GoToXY(1,WhereY-1);
DelLine;DelLine;
If c<>#27 Then Calculat(N,Cx);
End;{Print_Polinom}
PROCEDURE Recover(Current,Number:byte; Var Result,Mat_X:Matrix_Line);
{Восстановление коэффициентов полинома по его корням}
Var Process,i,j,k:Integer;
Begin
{Заносим первый линейный множитель вида (X - Cn) в Result}
k:=2; {Количество коэффициентов в Result = 2}
If Current<>1 Then {Если исключаем не Х1, то Result[1] = X1}
Begin
Result[1]:=-Mat_X[1];
Process:=2 {Начнем обработку со второго множителя}
End
Else Begin {Иначе Result[1] = X2}
Result[1]:=-Mat_X[2];
Process:=3 {Начнем обработку с третьего множителя}
End;
Result[2]:=1; {В любом случае Result[2] = 1, т.к. все множители вида (X - Cn) }
For i:=Process To Number Do
If i<>Current Then
Begin
For j:=k DownTo 1 Do {Домнoжаем полученный полином на X}
Result[j+1]:=Result[j];
Result[1]:=0; {Поэтому C0 = 0}
For j:=1 To k Do {Домнoжаем полученный полином на Cn = -X[n]}
Result[j]:=Result[j]-Mat_X[i]*Result[j+1];
Inc(k); {Размерность полинома увеличилась}
End;
End; {Recover}
PROCEDURE Nuton(Number:Byte;Var Mat_x,Mat_f:Matrix_Line);
{Интерполяционная формула Ньютона }
Var i,j:integer;
Temp,Result:Matrix_Line;
C:real;
{Функция вычисления разделенной разности по начальному и конечному узлам}
Function Div_Res(Beg_Usel,Fin_Usel:Byte;Var Xn,Fn:Matrix_Line):real;
Begin
Beg_Usel:=Beg_Usel+1;
If Beg_Usel=Fin_Usel Then
Div_Res:=(Fn[Fin_Usel]-Fn[Beg_Usel-1])/(Xn[Fin_Usel]-Xn[Beg_Usel-1])
Else Div_Res:=(Div_Res(Beg_Usel,Fin_Usel,Xn,Fn)-Div_Res(Beg_Usel-1,Fin_Usel-1,Xn,Fn))/(Xn[Fin_Usel]-Xn[Beg_Usel-1]);
End; {Div_Res}
Begin {Nuton}
Null(Number,Result);
Null(Number,Temp);
For i:=2 To Number Do
Begin
Recover(Number+1,i-1,Temp,Mat_x);
c:=Div_Res(1,i,Mat_x,Mat_f); {Значение разделенной разности 1 и i-го узлов}
For j:=1 To i Do
Result[j]:=c*Temp[j]+Result[j];
End;
Result[1]:=Result[1]+Mat_f[1];
Print_Polinom(Number,Result)
End;{Nuton}
Begin{Main}
Null(Max_Num_Usel,X);
Null(Max_Num_Usel,F); {Начальное обнуление матриц}
Vvod(X,F,Max);
Nuton(Max,X,F);
End.{Main}
3. Пример работы программы
Чтобы проверить правильно ли у нас строится полином Ньютона, разложим какую-нибудь известную функцию. Например, y=sin(x) на интервале Х от 0.1 до 0.9. Полином будем строить по 5 точкам (шаг 0.2). Данные в программу вводим согласно таблице 1.
Таблица 1. Исходные значения для программы.
-
x
y(x)
0.1
0.0998
0.3
0.2955
0.5
0.4794
0.7
0.6442
0.9
0.7833
На инженерном калькуляторе вычисляем Sin(0.4)= 0.3894
Результаты работы программы:
Построение интерполяционного полинома Ньютона по значениям функции в узлах
Введите кол-во узлов интерполяции (0<N<20): 5
Значения узлов не должны сопадать
Введите значения узлов и значения функций в них:
X(0)=0.1 Y( 0.10)=0.0998
X(1)=0.3 Y( 0.30)=0.2955
X(2)=0.5 Y( 0.50)=0.4794
X(3)=0.7 Y( 0.70)=0.6442
X(4)=0.9 Y( 0.90)=0.7833
Полином Ньютона:
P4(x)= + 0.018·x^4 - 0.181·x^3 + 0.005·x^2 + 0.99
Рисунок 11. Результат работы программы Polinom
Вычисление значений интерполяционного полинома:
Введите значение x:
0.4
Значение полинома в точке Xo= 0.4000 равно Yo= 0.3894
Рисунок 12. Результат вычисления значения полинома
Заключение
Появление и непрерывное совершенствование ЭВМ привело к революционному преобразованию науки вообще и математики в особенности. Изменилась технология научных исследований, увеличились возможности теоретического изучения, прогноза сложных процессов, проектирования инженерных конструкций. Но более сложные расчёты требуют и более глубокого знакомства с численными методами. Численные методы носят в основном приближённый характер, позволяя, тем не менее, получить окончательный числовой результат с приемлемой для практических целей точностью.
Выполняя курсовую работу, я познакомилась с понятием интерполяция, укрепила свои знания в программировании на языке Turbo Pascal и при оформлении курсовой работы получила практические навыки при работе в пакетах Microsoft Word и Microsoft Visio.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ