Благотворительность и меценатство
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня роль купечества в истории России нельзя ограничить теми сторонами его деятельности так характерными для прежних исследований: экономика, торговля, транспорт, городское самоуправление и т.п. В наше время отчетливо просматривается еще одна существенная черта деятельности этого сословия – вклад в его формирование. Весьма значительная часть купечества проявила творческую энергию как особый тип русского человека, характеризующийся высокими морально-психологическими качествами, часто связанные с искренним, чистым отношением не только к своему делу, но и с глубоким, духовным освоением мира культуры, активному творчеству ее. Такие люди соединяли высокие идеалы христианства с активной позицией в жизни, в профессиональной деятельности, руководствуясь талантом организаторов дела, а в последствии и высшим образованием европейского уровня. Эта деятельность, которой они часто посвящали всю свою жизнь, была связана с традиционными формами поощрения и поддержки искусства и культуры - благотворительностью и меценатством.
Благотворительность – творение блага, добра. Это пласт духовно- нравственной культуры русского народа, характерная черта его менталитета.
С давних пор, с принятием христианства на Руси, проявлялось милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. Древнерусские князья, по свидетельству летописцев, отличались «нищелюбием». Самой стародавней и распространенной формой благотворительности русского православного человека является подача милостыни первому встречному с протянутой рукой.
С 1895-го до января 1903 года центральным управлением приютов издавался в Петербурге журнал « Вестник Благотворительности». В 1901 году вышел сборник «Благотворительные учреждения Российской империи» в трех томах, а в 1912 году – книга «Благотворительные учреждения России».[4, 4 с.]
Конституция Российской Федерации 1993 г. поощряет благотворительность и она сегодня возрождается в нашей стране.
В связи с этим особый интерес представляет богатейший опыт меценатства и благотворительности, которым располагает дореволюционная Россия.
В России было немало выдающихся меценатов-благотворителей, чье подвижничество, бескорыстие и милосердие могут служить и сегодня замечательным вдохновляющим примером в этом благородном деле.
Меценатство и благотворительность – это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и человеколюбия.
В Сибири особенно широкое распространение благотворительность получила во второй половине XIX века. Это связано с появлением здесь большого количества крупных золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков, владельцев торговых домов и других предприятий, приносивших большие доходы.
Как щедрые меценаты-благотворители проявили себя купцы-предприниматели Сибиряковы, Баландины, Гадаловы, Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Щеголевы и другие.
По выражению русского философа Н. О. Лосского, среди богатых промышленников и купцов были такие, которые как бы стыдились своего богатства и поэтому среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения. И он назвал такие имена: Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Серебряков, Рябушинские. Стыд за свое богатство, свое благополучие, угрызения совести за бедность народа, сознание необходимости вернуть долги народу – эти настроения в среде крупной буржуазии побуждали к меценатству и благотворительности.[4, 5 с.]
Все же благородные, духовно-нравственные, человеколюбивые мотивы в меценатстве и благотворительности преобладали.
Благотворительность всегда являлась престижным делом.
Купцы-предприниматели в своих завещаниях предусматривали крупные средства на благотворительные цели.
Объектом исследования является благотворительность.
Предметом исследования является сословная благотворительность.
Цель данной работы – раскрыть купеческую благотворительность в Сибири. И показывается она в основном на примере купцов-предпринимателей Енисейской губернии второй половины XIX - начала XX веков.
Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются: 1) изучить взаимосвязь благотворительности купцов и моральных принципов, норм;
2) проанализировать благотворительную деятельность сибирских купцов-предпринимателей.
Мы не видим принципиальной разницы в понятиях «меценатство» и «благотворительность». Термин «меценатство» употребляется применительно к пожертвованиям на науку и искусство, т. е. на учебные заведения, библиотеки, театры и издание научных трудов, поддержку писателей, ученых, художников. А термин «благотворительность» употребляется применительно к пожертвованиям на богадельни, приюты и т.п. заведения, т.е. на помощь престарелым, немощным, убогим, детям-сиротам.
Таким образом, опыт сибирских меценатов и благотворителей досоветского периода может быть использован сегодня, но, разумеется, с учетом социально-экономических и культурно-духовных реалий конца XX века и начала грядущего столетия.
1.СИБИРСКОЕ КУПЕЧЕСТВО: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И
МОРАЛЬ
Примечательно, что именно российское купечество, происходящее из недр народа, стало подлинным благотворителем и поднялось к вершинам подлинного меценатства.
Купечество, как сословие, социальный слой, происходило в основном из посадских людей и крестьян уже в конце XVIII века и заняло большой удельный вес в общей численности уездных городов.
Становясь купцами, обретая капитал и свое «дело», эти выходцы из народа крепко держались традиционных семейных устоев, религиозных моральных предписаний, сохраняли родовые и фамильные связи. В эту пору это было неудивительно для дворянства, класса с глубокими родословными традициями наследования, титулами, привилегиями, гербами и пр.
Дворянство – это роды, насчитывающие десятки поколений; купечество – это семьи-фамилии, сохраняющие связи в 3 – 5 поколениях.
Купечество Российской империи, окончательно сформировавшееся под действием петровских и екатеринских реформ, делилось на три гильдии, где 1-я была высшей. Гильдии различались имущественным цензом, заявленным капиталом купца и давали определенные привилегии – правовые и экономические.
Крупное богатое купечество жило и действовало в столичных, губернских городах – крупных торговых центрах. Провинция и уездные города характерны для деятельности мелкого купечества. Благотворительность сибирских предпринимателей-купцов вызвана к жизни не только крупными капиталами и стабильными доходами. Она обусловлена такими причинами, как нравственные убеждения, благородное желание внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии народов Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие (помощь нищим, слабым, убогим). Нельзя игнорировать и такие мотивы, как личные амбиции, тщеславие, желание увековечить себя в благих делах, в сознании общества, в исторической памяти потомков. Был и расчет – благотворительностью заслужить звание почетного гражданина города или орден, а также благими деяниями в какой-то мере отмолить грехи за не всегда праведным путем нажитые богатства.[8, 17 с.]
Вся история благотворительности свидетельствует о том, что явление мирового порядка, оно существует вне классовых, этнических или религиозных, временных или территориальных и любых других ограничений. Благотворительность является объективным, необходимым и закономерным фактором общественного развития.
В Сибири благотворительная деятельность имеет свою историю, богатую примерами человеколюбия и свой путь развития. Хотя такие черты как децентрализация управления, самофинансирование, слияние частной и общественной формы присущи любому обществу и получили распространение на всей территории России, однако в нашем крае имелись особенности в деле милосердия, обусловленные конкретными историческими условиями, социально-культурными, национальными и субъективными факторами: индивидуальный подход при распределении помощи, преобладание благотворительных средств в просвещении и здравоохранении, соединение усилий частной и общественной благотворительности задолго до аналогичного события в целом по стране.
В ходе своего развития эта деятельность претерпела следующие изменения: из простейшей формы в виде милостыни перешла в культурную в качестве общественного призрения, организованно осуществляющую помощь со стороны общества в целом тем, кто в ней нуждается. Первичная форма благотворительности получила широкое распространение в Сибири в XVIII – XIX вв. Это было вызвано следующими обстоятельствами:
1) с развитием капитализма увеличилось количество ссыльных и переселенцев из Западной Сибири, все большее число нуждающихся в милостыни наполняет крупные города и привлекает к себе внимание общества;
2) прогресс золотодобывающей промышленности и торговли позволил сконцентрировать накопленный капитал в данном регионе. Субъектом его использования выступали частные лица, их мотивы были:
а) сострадание к ближнему;
б) гражданский долг
в) заботы о душе;
г) соблюдение религиозных заповедей.
Целью первичной формы (милостыни) выступала потребность оказания сиюминутной помощи тому, кто протягивал за ней руку. Часто такая помощь не поддавалась организации и влекла за собой диспропорции, например, - возникновение «профессиональных нищих», которые сделали промысел из своего бедного положения.[8, 21 с.]
Вследствие реформ 60-х годов XIX в. сибирское общество охватил процесс формирования культурной формы благотворительности, которая в лице различных комитетов, фондов и организаций могла не только эффективно распределять помощь в виде материальных и денежных средств, но и, исключая шаблонность и формализм, через систему попечителей индивидуализировать свою работу.
К ряду особенностей сибирской благотворительности можно отнести следующее:
1) со второй половины XIXв. и до начала революции 1917 г. было распространено оказывать помощь на дому, помимо учреждений, передавая натурой и деньгами пособия непосредственно в руки нуждающимся;
2) частные и общественные средства доминировали над государственными;
3) в Сибири объединение средств произошло в 90-х годах прошлого века, тогда как в России – в начале первого десятилетия XXвека.
Благотворительность несла в себе глубокую идею формирования гражданского общества, использования народных сил и средств в предупредительных, а не в репрессивных целях, выполняя функцию социального амортизатора.
Бурное развитие капитализма в России во 2-й половине XIX в. привело к быстрому обогащению сибирских купцов, что послужило экономической основой филантропии. К предпосылкам возникновения благотворительности и меценатства сибирского купечества как явления противоречивого и многопланового следует отнести:
1) присутствие политссыльных и благотворное воздействие их идей на широкие слои общества, в т. ч. и на купечество;
2) облагораживающее влияние чиновничьей среды и местной интеллигенции;
3) поездки в европейскую часть страны;
4) нехватка казенных средств на просвещение и на культуру;
5) требования религиозных обычаев и традиций;
6) завуалированное стремление к реализации честолюбивых, эгоистичных интересов и др.[8, 23 с.]
Таким образом, присущее любому обществу и распространенное в России, это явление в Сибири имело свои особенности, обусловленные конкретно-историческими условиями, социально-культурными, национальными и субъективными факторами:
а) индивидуальный подход при распределении помощи;
б) преобладание благотворительных средств в просвещении и здравоохранении над государственными ассигнованиями;
в) соединение усилий частной и общественной благотворительности до аналогичного события в целом по стране.
Отдельным представителям красноярского купечества не были чужды культурные запросы, стремление к меценатству, благотворительности, хотя культурная деятельность красноярских магнатов не получила таких масштабов и известности, как деятельность знаменитых сибирских меценатов.
2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СИБИРСКОГО
КУПЕЧЕСТВА
2.1. Благотворительная деятельность купцов в отношении крестьянства
На конец XIX- начало XX в. приходится расцвет благотворительной деятельности в Сибири. В период капитализма завершилось формирование русской нации, был открыт простор для развития производительных сил региона, особенно после проведения Транссибирской железнодорожной магистрали. Число крупных промышленных предприятий с 1861 по1893 г. возросло здесь на 73,6 %, сумма производства на фабрично-заводских предприятий в 1908 г. достигла 64 млн.руб. По переписи 1897 г. в Сибири насчитывалось 11,2 тыс. жителей ( с членами семей), которых можно отнести к крупной и мелкой буржуазии, сконцентрировавших в своих руках огромные капиталы. Так, А.Ф. Поклевский – Козелл имел в 1890 г. состояние в 4, 5 млн.руб., ленский золотопромышленник М.А. Сибиряков – 4,2 млн.руб., П.А. Сиверс и И.И. Базанов – от 5 до 6 млн.руб., иркутские купцы Трапезниковы – 7 млн.руб. и кяхтинский золотопромышленник Я.А. Немчинов – 15 млн.руб. При этом многие жертвователи руководствовались в своей деятельности соображениями, лишенными всякой корысти. Однако далеко не все купцы и промышленники занимались благотворительностью из сострадания к бедным: крупные пожертвования открывали путь к чинам и наградам. Как прекрасно показал московский исследователь А.Н. Боханов, все формы благотворительности считались «государственным делом» и регулярно поощрялись. Тем самым самодержавие стремилось стимулировать развитие общественных институтов, часто не вкладывая в это дело ни копейки.[1, 15 с.]
Большинство купцов и предпринимателей были набожными людьми, и для них характерны пожертвования убогим и на строительство церквей. Купец Трусов построил богадельню в Тюмени, братья Е. И. и В. И. Королевы – богадельню и детский приют в Томске, супруги Баевы пожертвовали 15 тыс.руб. на возведение собора Александра Невского в Новониколаевске и т.д. Но не все купцы занимались благотворительностью, о чем свидетельствуют, в частности, события в Каинске. 23 сентября 1859 г. чиновники города составили приговор об учреждении местного «учебного для девиц заведения» - одной из первых в Сибири женских школ. В этих целях они решили выделить по 0,5 % из жалованья и по 1 % из денежных вознаграждений. Под этим приговором подписались все служащие вплоть до беднейших фельдшеров, но к ним не присоединился ни один из 68 каинских купцов.
Объектами благотворительности среди крестьянства были переселенцы, голодающие, сироты и престарелые. Государство выделяло минимальные средства со снятием ограничений на переселения, размер средств на социальные нужды возрастал. В период с 1884 по 1893 г. из 7323 семей переселенцев, прошедших через Томскую губернию, ссуду получили 1390 семей (19 %), а из 43094 семей, осевших в Томской губернии, - 3129 (7,3%). Комитет Сибирской железной дороги увеличивал ссудную помощь новоселам. В 1894 – 1901 гг. из 62234 семей, водворившихся в 1013 переселенческих поселках Сибири, такую помощь получили 53605 семей (86%). В начале 80-х гг. правительство переходит, согласно постановлению Комитета Сибирской железной дороги от 7 декабря 1896 г., постоянной выдаче ссуды в размере 30 руб. на семью. К началу ХХ в. ссуды достигли 100 руб., но выдавались частями в течение двух – трех лет. С проведением Транссибирской железнодорожной магистрали правительство ввело единый льготный тариф для переселенцев, составлявший 1/4 стоимости билета III класса. [ 1, 17 с.]
Недостаток ассигнований побуждал сибирскую администрацию апеллировать к частной благотворительности. В начале 80-х гг. благотворительные средства переселенцам поступали лишь эпизодически. Так, в 1881 г. в д. Брагиной местные благотворители помогли 10 семьям, дети которых заболели оспой. В 1883 г. отдельные пароходовладельцы по просьбе губернатора снизили плату за проезд для переселенцев, но из-за злоупотреблений служащих льготой смогла воспользоваться лишь часть новоселов. Кое-кто из владельцев пароходов отказался понизить тариф, а некоторые даже пытались нажиться на народных страданиях. В 1883 г. судовладелец Подаруев посадил на пароход три тысячи переселенцев и вез их двадцать дней вместо восьми. В дороге они, по свидетельству современников, умирали, как мухи.
Рост переселений привел к организации специальных комитетов для оказания помощи переселенцам. В 1883 г. по инициативе тобольского губернатора В. А. Лысогорского в Тюмени возник первый Временный комитет для оказания помощи переселенцам. Комитет стремился прежде всего обеспечить новоселов помещениями. В 1883 г. пароходовладелец И. И. Игнатов на свои деньги построил казарму для 150 человек и две кухни, в 1885 г. на средства Комитета были возведены бани, больница и прачечная, в 1891 г. – еще девять бараков и еще четыре – в 1892 г. Тюменские предприниматели А. А. Бугаев, Н. И. Давыдовский, Ф. С. Колмогоров, В. А. Поклевский-Козелл, Н. Е. Решетников предоставили для размещения переселенцев дома, свободные хлебные амбары и склады. Комитет содержал врача и аптеки на пароходах. Больные обеспечивались бесплатным питанием и лечением, некоторые переселенцы получали пособия. В 1890 г. возникли общества по оказанию помощи переселенцам в Перми, Петербурге, Томске. Основанное по инициативе М.И. Сибирякова Петербургское общество вспомоществования переселенцам, состоявшее из царских сановников, отказывавшее в помощи самовольным переселенцам, было значительно консервативнее местных.
Средства в комитеты поступали из различных источников. Например, в 1890г. редакция газеты «Русские ведомости» перечисляла Тюменскому комитету 6190 р. 40 к., по 1 тыс. руб. пожертвовали сестры Базановы, Губкин, Морозовы, 300 руб. – товарищество Вогау; 200 руб. – товарищество Викулы Морозова и 200 руб. поступило от разных лиц. С 1885 г. пароходовладельцы, проживавшие в Тюмени, взяли обязательство выплачивать Комитету по 10 коп. за каждого взятого на борт переселенца. В 1893 г. по пути передвижения переселенцев создавалась сеть врачебно-питательных пунктов, в которых они получали бесплатное питание и лечение. Тюменский комитет передал на пособия переселенцам 4583 р. 18 к. и 800 пудов муки, пожертвованных членами Комитета И. И. Игнатовым и Н. И. Давыдовским. И. М. Сибиряков прислал в Тюмень санитарный отряд из четырех студентов Военно-Медицинской академии и фельдшера с запасом медикаментов. А. Г. Мясникова, приехавшая в Сибирь на средства Сибирякова, открыла бесплатную столовую, где ежедневно питалось 350 – 600 человек. Осенью 1892 г. под руководством члена санитарного отряда студента Сущинского на средства Сибирякова построили четыре теплых барака и баню. В пользу голодающих 500 руб. перечислила А.И. Сибирякова и 200 руб. – купец Овсянников. [ 1, 20 с. ]
В оказании благотворительной помощи активно участвовала и национальная буржуазия. Купец Н.С. Сейдуков вкладывал значительные средства на оказание помощи татарскому населению. На его средства были построены все мечети Кашегальской волости Тюменского округа, он содержал Высшую мусульманскую школу, а беднякам-бухарцам Ембаевских юрт, пострадавшим от пожара, за свой счет построил двухэтажные дома.
Таким образом, в благотворительной деятельности в Сибири второй половины XIX – начала XX в. можно выделить два периода:
1) до 1906 г.
2) с 1906 по 1917гг.
В первый период государство выделяло на благотворительность минимальные средства, основную роль играли частные пожертвования и деятельность органов местного самоуправления в лице сельских обществ. Во второй период в помощи крестьянам резко возросла роль государства. Активно подключились к благотворительной миссии земства и политические партии.
2.2. Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного
просвещения
Тяжелое положение образования, науки и культуры в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям побуждает искать пути выхода из сложившейся ситуации. Актуален в этом отношении исторический опыт России конца XIX – начала ХХ в., когда существовала своеобразная система защиты духовной жизни общества в виде благотворительных фондов и обществ. В капиталистической России далеко не все дети могли получить образование из-за бедности и отсутствия школ, но передовая часть общества стремилась сеять «разумное, доброе, вечное», развивать образование, науку и культуру. Пожертвования на эти цели и государственные ассигнования давали возможность создать материальную и финансовую базу непроизводительной сферы и обеспечить доступ к образованию наиболее талантливым представителям неимущих слоев населения.
На нужды просвещения в Сибири вносили средства все слои общества. Наиболее крупными средствами располагали купцы и предприниматели. Не все из них давали деньги на благотворительные цели, но все же взносы этой категории населения были значительными. Благотворительную деятельность предприниматели осуществляли как в рамках общественных организаций, так и по собственной инициативе. Важную роль в этом деле сыграли общероссийские фонды содействия просвещению в Сибири. Во главе благотворительных органов в губерниях ставили губернаторов и высших сановников, а их жены возглавляли благотворительные общества и учреждения. Имена жертвователей присваивались учреждениям, в которые они вкладывали средства. Благотворители избирались почетными членами различных обществ, их награждали орденами. За особо крупные пожертвования присваивалось личное и потомственное дворянство, что очень привлекало предпринимателей. Использовались и экономические рычаги: средства, направленные на благотворительные цели, освобождались от налогов. От администрации во многом зависело благополучие фирмы, и это вынуждало не оставлять без внимания ее призывы к благотворительности.
По примерным подсчетам, удельный вес предпринимательской благотворительности различался по отдельным губерниям Сибири. В Иркутской преобладали пожертвования купцов, слава о которых шла по всей России, в Томской и Тобольской губерниях – вклады средних слоев города и деревни, но и здесь купцы и предприниматели делали крупные взносы на благотворительные цели. Наиболее значительные суммы выделяли золотопромышленники, виноделы, представители транспортных фирм, до проведения железной дороги монопольно господствовавшие в сибирской торговле, купцы-чуйцы, торговавшие с Монголией, т.е. предприниматели тех отраслей экономики, где быстро создавались большие капиталы.
Самое крупное пожертвование в России сделал Г. Г. Солодовников, завещавший 20 млн руб. на строительство дешевых квартир – очень крупную по тому времени сумму, поскольку рубль был конвертируемой валютой, свободно обменивался на золото и входил в число пяти наиболее устойчивых валют мира. В Сибири самый крупный взнос сделал И. Н. Трапезников – 2 млн 860 тыс. руб. И. И. Базанов в 1882 г. завещал 500 тыс. руб. на учебные заведения Иркутска. М.К. Сидоров израсходовал на всестороннее исследование Севера и Сибири 1,7 млн руб. И. М. Сибиряков только на пособие рабочим пожертвовал 420 тыс. руб., а его брат Александр внес 100 тыс. руб. на строительство Томского университета. В Сибири сложились купеческие и предпринимательские династии, традиционно жертвовавшие деньги на благотворительность: Асташевы, Гадаловы, Сибиряковы, Трапезниковы и др. В то же время в ряде случаев наследники уклонялись от выполнения воли умерших. В 1880 г. купец М. Галкин завещал 15 тыс. руб. на строительство собора в г. Омске, но вдова отказалась передавать деньги консистории. С 1863г. по 1881 г. шла тяжба по поводу крупных пожертвований купца Трапезникова между Иркутским городским обществом и его наследниками А. Портновой и В. Сукачевым. [ 1, 152 с.]
Предприниматели направляли деньги в различные формы благотворительности. Самой древней из них было снабжение нуждающихся пищей. В среде купечества был обычай устраивать обеды для бедных по случаю семейных событий. Организованное кормление неимущих относится к 1839 г., когда в Петербурге при Демидовском доме создали столовую для бедных. В Сибири первая подобная столовая открылась в 1864 г. в Тобольске. Наиболее распространенными формами благотворительности являлись строительство и содержание детских приютов, богаделен, ночлежных домов и домов трудолюбия, помощь школе и ученикам, строительство церквей, создание бесплатных больниц. На средства купцов открывались многие богадельни: Королевых в г. Томске, А. Я. Немчинова в Таре, Т. И. Щеголевой в Красноярске, И. М. Трапезникова в Иркутске. В конце XIX – начале ХХ в.в Сибири зарождается призрение слепых и глухих. В 1893 г. в Иркутске открыли отделение Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и училища для них, которые на свои средства содержал иркутский купец И. С. Хаминов. В начале ХХ в. резко возросли вложения благотворителей в науку и культуру. Братья Сибиряковы финансировали исследование Сибири и Северного Ледовитого океана, М. К. Сидоров организовал обследование Севера, З. М. Цибульский внес 100 тыс. руб. на строительство Томского университета, А. Г. Кузнецов перечислил 1,5 млн руб. на строительство и сооружение технического училища. На нужды Сибири жертвовали деньги не только местные предприниматели, но и те, кто жил в Европейской России. Они вносили средства в Фонд имени Александра III, осуществлявший строительство школ и церквей в Сибири. Московские купцы Баевы перечислили в фонд 205 тыс. руб., челябинский купец А. Новиков – 300 тыс. руб. и т. д. [ 1, 153 с.]
Широкую культурно-просветительскую деятельность, благотворительную по своему характеру, проводили городские самодеятельные драматические коллективы, действовавшие в Тобольске, Омске, Томске, Иркутске при обществах попечения о народном образовании и других общественных организациях. Бюджет этих кружков строился из сборов от доходных спектаклей, членских взносов и пособий от губернского комитета трезвости. За 1908 – 1909 гг. члены общества дали более десяти благотворительных спектаклей, сборы от которых использовали для нужд городских библиотек, школ и детского приюта «Ясли». В благотворительности также участвовали и артисты, приезжавшие на гастроли в Сибирь.
Таким образом, российское правительство, местные органы всемерно поддерживали и поощряли развитие благотворительности. В центре и на местах, в том числе и в Сибири, действовали многочисленные попечительские и благотворительные общества и комитеты. Они направляли благотворительную деятельность, организовывали сбор средств. Вместе с органами администрации они поощряли наиболее активных благотворителей: представляли их к орденам Станислава трех степеней и Владимира четырех степеней, к медалям «За полезные обществу труды», «За особые заслуги». Видным жертвователям присваивали звания почетных дворян и потомственных почетных граждан. Списки жертвователей публиковались в печати, их имена становились широко известны.
Первоначально отношение к купеческой благотворительности со стороны населения было отрицательным, но в начале ХХ в. ситуация меняется в сторону положительной оценки. В целом же благотворительная деятельность предпринимателей Сибири характеризовалась меньшей активностью, чем в центре страны, и соответственно благотворительных учреждений здесь имелось меньше, чем в Европейской России. Независимо от мотивов, которыми они руководствовались, их филантропическая миссия облегчала тяжесть жизни бедным, способствовала развитию образования, науки и культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большой путь прошла российская благотворительность. Появлялись различные благотворительные общества и учреждения. На 1 января 1899 года в Российской империи было 14 854 благотворительных учреждений, из них 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений. Наибольшее количество благотворительных учреждений имело министерство финансов и министерство юстиции.[4, 4 с.]
Изучение купеческого быта показало, что в целом стремление к роскоши и «барскому» образу жизни не было типично для сибирского купечества, при этом в Сибири ориентация на быт других сословных групп была выражена в значительно меньшей степени, чем в Европейской России.
Бытовая культура купечества Енисейской губернии XIX- начала XX вв. не имела яркой сословной специфики. В то же время очевидна ориентация части гильдейцев, в основном потомственных, именно на сословные ценности. В 1860-1890-х гг. сибирское купечество постепенно отходило от народных традиций и обычаев, вырабатывало свои ценностные ориентации, нормы поведения и образ жизни. В начале ХХ века в связи с ускорением социально-экономических процессов в стране, происходит уже размывание прежних сословных границ и сословных ценностей.[9, 350 с.]
Итак, мы видим, что сам уклад жизни купцов, повседневные профессиональные занятия связывали с общественной деятельностью. Быть в гуще событий, на гребне удачи купцов-предпринимателей заставляла, обуславливало их ответственность перед сословием, семьей, обществом. Нажить и сохранить свои богатства, капиталы купцам было значительно труднее, чем дворянину. Последние обладали законными традиционными привилегиями и гарантиями. Кроме того, дворяне могли иметь доходы от торговли или промышленных предприятий.
И все же подлинными зачинателями меценатства российского оказались купцы, к этой деятельности подвигнутые самой историей. А от купцов меценатство распространилось во все слои общества.
До купечества меценатство было в руках дворян явлением элитарным, единичным, не массовым. Дворянство не имело такого численного охвата лиц, персон им занимающихся. В добавок оно не имело той нравственной глубины, проявившиеся в той деятельности, которое проявило купеческая среда. Меценатство для дворян было как бы особой привилегией, увлечением ради эстетического наслаждения. Купцы находили в нем не только эстетические стороны, но и утонченное милосердие, гуманность, общественную пользу.
У красноярских купцов второй половины XIXвека существовал даже кодекс правил житейской мудрости служения обществу:
«1. Помни всегда, что труд есть одно из условий нашего существования;
2. Время – деньги:
а) не теряй даром ни минуты, ставь каждую в счет
б) не заставляй другого делать то, что ты можешь сделать сам
в) не завидуй никогда тому, что тебе не принадлежит
г) не считай ничего пустяками, обращай на все внимание
д) не делай расходы на ненужные вещи;
3. Руководствуйся самым строгим порядком в своих действиях и вообще в жизни;
4. Старайся в течение своей жизни сделать столько добра, сколько возможно;
5. Трудись до последней минуты своего существования.»
Таким образом, своими делами купцы-красноярцы подтверждали верность этим высоким нормам-правилам. [8, 29 с.]
Поистине, великих людей рождает земля русская. Помнить их дела и чтить память о них, учиться на их ошибках и пользоваться их открытиями, продолжая начатое ими, - вот чему надо учиться нам, молодому поколению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бочанова Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. / Г.А. Бочанова, Л.М. Горюшкин, Г.А. Ноздрин. – Новосибирск : издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. – 212 с.
2. Власов П.В. Купеческая благотворительность / П.В.Власов // История социальной работы в России : хрестоматия / сост. Г.А.Кудрявцева. – М. : Флинта: МПСИ, 2009. – 425-434 с.
3. Комлева Е.В. Сибирское купечество как источник формирования региональной интеллигенции (конец XVIII – начало XX вв.) / Е.В. Комлева // История Сибири, 1583-2006. Проблемы и перспективы : сб. материалов региональной молодежной научной конференции / под ред. А.К. Кириллова. – Новосибирск, ИД «Сова», 2006. – С. 96 – 105.
4. Мешалкин П.И. Предпринимательство и меценатство. Предпринимательство в Сибири : учеб. пособие / П.И.Мешалкин, М.Н.Одинцова. – Красноярск : СибГТУ, 2001. – 91 с.
5. Мирошникова Т.И. История социальной работы : благотворительность в Енисейской губернии в годы русско-японской и первой мировой воин / сост. Т.И. Мирошникова, Л.Е. Ананьина, А.С. Жулаева. – Красноярск : ГОУ ВПО «СибГТУ», 2004. – 40 с.
6. О-Ун-Дар К.У. Золотопромышленность в Енисейской губернии с 1832 по 1917 г. : автореферат дис. … канд. ист. наук : 07.00.02. / К.У. О-Ун-Дар. – Красноярск : [б.и.] , 2004. – 27 с.
7. Перхавко В.Б. История русского купечества / В.Б. Перхавко. – М. : Вече, 2008. – 512 с.
8. Погребняк А.И. Благотворительность российского и сибирского купечества : учеб. пособие по курсу Отечественной истории для студентов 1-го курса дневной и заочной форм обучения и слушателей подготовительного отделения / А.И.Погребняк, Л.Н.Ступников. – Красноярск : КГТЭИ, 1996.- 38 с.
9. Погребняк А.И. Купцы-предприниматели Енисейской губернии : учеб. пособие / А.И.Погребняк. – Красноярск : КГТЭИ, 2002. – 368 с.
10. Туман-Никифорова И.О. Актуальность и методическая база исследования истории российского и сибирского купечества / И.О. Туман-Никифорова // Вестник Красноярского государственного университета : гуманитарные науки. – 2003. - № 4. – С.41 - 43.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ