Брейн – ринг по истории «История Россия. XIX век» 8-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 города Мамадыш»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

















Брейн – ринг по истории

«История Россия. XIX век.»















Учитель истории первой квалификационной категории

Мубаракшин Айдар Ильдусович




2014 год

Цель:

- закрепить знания по истории России XIX века;

- сформировать представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах развития России;

- способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать.

- учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Исторический портрет

1 команда


  1. Этот человек происходил из древнего дворянского рода. Окончил Царскосельский лицей, где учился одновременно с А.С. Пушкиным, с которым и потом сохранял дружеские отношения. С ранних лет интересовался политикой и начал дипломатическую службу в 1820 году. Осознавал, что Российская империя ещё слишком слаба перед лицом объединенных сил ведущих западных стран.

  2. Будучи первым министром он продолжал декларировать дружеские отношения с Россией. Но, как показало дальнейшее развитие событий, если в России к этой идее относились серьёзно, то в его позиции было много лукавства. Председательствуя на международном конгрессе в Берлине в 1878 году, пытался уверить, что будет стараться играть роль честного «маклера» (посредника).


Исторический портрет

2 команда


  1. Этот человек ни по личной склонности, ни по психологическому складу не был реформатором. Получил прекрасное образование. Это был мягкий, домашний человек, который любил придумывать и рисовать новые виды военной формы, но при этом был одержим решимостью не допустить скатывания России на второстепенные позиции. Вступил на престол в трудных условиях – Россия проигрывала в войне, что очень сильно повлияло на государственную политику этого человека.

  2. Это был самый молодой министр в правительстве. Он оказался у финансового руля государства в переломный исторический период, в эпоху глубоких преобразований. Начав политику жесткой экономии, уменьшил расходы на армию. При нем стали публиковать бюджет государства. Придавал огромное значение строительству железных дорог. Выступил за жесткий государственный контроль над предпринимательством, за протекционистскую таможенную политику. Именно при нем Россия из страны сугубо аграрной превратилась в аграрно-индустриальную.


История в датах

1 команда

Соотнесите между собой события и даты.


1. – Вступление на престол Александра 1 1856

- Указ о вольных хлебопашцах 1801

- Окончание Крымской войны 1803


2. – Открытие Казанского университета 1825

- Восстание декабристов 1804

- Судебная реформа 1864


3. – Начало правления Александра 111 1864

- Завершение работы Венского конгресса 1815

- Земская реформа 1881


История в датах

2 команда

Соотнесите между собой события и даты.


1. –Бородинское сражение 1861

- Начало финансовой реформы Е.Ф. Канкрина 1812

- Отмена крепостного права 1839


2. – Тильзитский мир 1807

- Начало «хождения в народ» 1881

- Убийство Александра 11 1874


3. – Начало правления Александра 11 1810

- Учреждение Государственного совета 1874

- Военная реформа 1855



Факт истории

1 команда


  1. Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением – губернатору на точном основании правил настоящего Положения…

Учреждения городского общественного управления суть городские и избирательные собрания, городская дума и городская управа.


  1. Из речи Александра 11 в Государственном совете:

Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё и другое убеждение, а именно, что откладывать это дело нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первой половине февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете.

Факт истории

2 команда


  1. Всемилостивейший государь!

Призванному вами к новой жизни земству, при полном его развитии, суждено навеки упрочить основу и крепость России. Довершите же, государь, основанное вами государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли Русской для обсуждения нужд, общих всему государству.


  1. Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили.

В городах – пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного любили, обожали крестьяне и бывшие дворовые люди.


Выбери правильный ответ

1 команда


Кто такие «обязанные крестьяне»?


  1. Категория крестьян, появившаяся после 1810 года, в обязанность которых входило обслуживание военных поселений.

  2. категория крестьян, возникшая после 1842 года, которые по договору с помещиком получали личную свободу, надел земли и должны были выполнять определенные повинности.

  3. Категория крестьян, появившаяся после отмены крепостного права, в которую включались те, кто не мог внести сразу сумму выкупа и должен был пока нести определенные повинности в пользу помещика.


Выбери правильный ответ

2 команда

Какую тактику использовала народническая организация «Народная воля»?


  1. Подготовка и проведение террористических актов.

  2. Агитация и пропаганда среди крестьянского населения.

  3. Подготовка и проведение забастовок и демонстраций.


Работа над ошибками

1 команда


Войска, занявшие в июле 1877 года Шипкинский перевал, испытали мощный нажим турецких войск. Армии Осман-паши был отдан приказ овладеть перевалом, а затем вытеснить русских из Северной Болгарии. Перевал оборонял отряд под командованием М.Д. Скобелева… Смельчаки мужественно отражали непрерывные атаки противника, многократно превосходившего их в живой силе, качестве и количестве вооружения. Получив подкрепление, русские перешли в контратаку и отбросили противника. Героическая оборона Плевны нарушила турецкие планы; важнейший стратегический пункт остался в руках армии России. Потери русских были велики… На Шипкинском перевале позднее был сооружен памятник свободы в честь боевого братства русских и болгар.

Работа над ошибками

2 команда


Войска, занявшие в июле 1877 года Шипкинский перевал, испытали мощный нажим турецких войск. Армии Осман-паши был отдан приказ овладеть перевалом, а затем вытеснить русских из Северной Болгарии. Перевал оборонял отряд под командованием М.Д. Скобелева… Смельчаки мужественно отражали непрерывные атаки противника, многократно превосходившего их в живой силе, качестве и количестве вооружения. Получив подкрепление, русские перешли в контратаку и отбросили противника. Героическая оборона Плевны нарушила турецкие планы; важнейший стратегический пункт остался в руках армии России. Потери русских были велики… На Шипкинском перевале позднее был сооружен памятник свободы в честь боевого братства русских и болгар.





Реставрация

1 команда


1 января 1874 года был подписан указ о введении __________воинской повинности. Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся тяжесть лежала на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые, как тогда называли____________, отрывались от семьи на многие годы и возвращались в родную деревню уже в преклонных летах, поскольку срок военной службы тогда равнялся ____ годам.

В указе говорилось, что дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого российского подданного. К отбыванию воинской повинности теперь призывались все молодые люди, достигшие _____ года.

Предусматривались и льготы. Освобождались от службы по семейному положению (например, единственный сын в семье). Срок службы для лиц с _________ образованием сокращался. Некоторые категории населения, например учителя, освобождались от призыва. Служить теперь приходилось в армии – ___ лет, во флоте – ___ лет.


Реставрация

2 команда


1 января 1874 года был подписан указ о введении __________воинской повинности. Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся тяжесть лежала на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые, как тогда называли____________, отрывались от семьи на многие годы и возвращались в родную деревню уже в преклонных летах, поскольку срок военной службы тогда равнялся ____ годам.

В указе говорилось, что дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого российского подданного. К отбыванию воинской повинности теперь призывались все молодые люди, достигшие _____ года.

Предусматривались и льготы. Освобождались от службы по семейному положению (например, единственный сын в семье). Срок службы для лиц с _________ образованием сокращался. Некоторые категории населения, например учителя, освобождались от призыва. Служить теперь приходилось в армии – ___ лет, во флоте – ___ лет.




Всякая всячина

1 команда-нечетные, 2 команда-четные


  1. Назовите наставника Александра II?

А) Аракчеев

Б) Жуковский

В) Горчаков


  1. В какие годы правил АлександрII?

А) 1881-1894

Б) 1830-1855

В) 1855-1880

Г) 1855-1881


  1. Какой документ «объявил» об отмене крепостного права:

А) Указ

Б) Приказ

В) Манифест


  1. Назовите дату отмены крепостного права:

А) 1 января 1861г.

Б) 19 февраля 1861 г.

В) 19 февраля 1856 г.


  1. Временнообязанные крестьяне – это..:

А) Крестьяне – собственники.

Б) Не выкупившие свои наделы

В) Платящие оброк


  1. Что такое выкупные платежи:

А) Плата за нахождение в сходе

Б) Еженедельные выплаты

В) Ежегодные выплаты


  1. Кто составлял «Уставные грамоты» между помещиками и крестьянами.

А) Мировые судьи

Б) Мировые посредники

В) Мировые помещики


  1. Что такое 3-хполье?


  1. Какие реформы провел, Александр II в последствии своего правления:

А) Военная

Б) Городская

В) Земельная

Г) Судебная

  1. Сколько лет предполагалось служить в армии по военной реформе 1874 г.

А) 7

Б) 6

В) 25

Г) 2


  1. Какую должность занимал в правление Александра II М.Х. Рейтерн?

А) Министр финансов

Б) Министр внутренних дел

В) Министр иностранных дел


12) Какой отрасли придавалось большое значение министерством финансов при модернизации экономики России:

А) Банкам

Б) Железным дорогам

В) Добыче угля


  1. Какую должность занимал в правление Александра II А.М. Горчаков.

А) Министерство финансов

Б) Министерство внутренних дел

В) министерство иностранных дел


14. Какого ордена был удостоен за свою деятельность для России М.Х. Рейтерн?

А) Орден Андрея Боголюского

Б) Орден Петра Великого

В) Орден Святого Андрея Первозванного


15. Какие задачи стояли перед МИД России в этот период?


16. Назовите годы русско - турецкой войны:

А)1877-78

Б) 1877-79

В) 1881-1882


17. Назовите первую организацию народников:

А) «Народная воля»

Б) «Земля и воля»

В) «Черный передел»


18. Кто был идеологами народничества в России:

А) Огарев и Герцен

Б) Герцен и Чернышевский

В) Плеханов и Лорис – Меликов

19. Основные средства борьбы у народников – это:

А) Террор

Б) Хождение в народ

В) Убеждение в поддержке правительства


20. В каком году был заключен договор «Союз трех императоров» между Германией, Австрии и России.

А) 1873

Б) 1871

В) 1877


Использованная литература:

  1. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. – М.: Русское слово, 2012.

  2. История России в схемах и таблицах, 6-11 класс, Зуев М.Н., 2014.

  3. История России, XIX век, 8 класс, Методическое пособие, Игнатов А.В., 2010.

  4. Симонова Е.В. Тесты по истории России. 8 класс – М.: Экзамен, 2013.

  5. История России. XIX в. 8 класс. — М.: АСТ: Астрель, 2011.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ