Цивилизации Китая и Японии


Содержание


Введение

1. Цивилизация Китая

1.1 История китайской цивилизации

1.2 Формирование ментальности людей китайской цивилизации

1.3 Даосизм

1.4 Специфика культуры цивилизации Китая

2. Цивилизация Японии

2.1 История японской цивилизации

2.2 Особенности Японской культуры

Список литературы

Введение


Тема реферата «Цивилизация Китая и Японии» по дисциплине «История мировых цивилизаций».

Новая дисциплина не является традиционной историей (в ней нет сценариев и картинок конкретных действий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (мы не будем углубляться в процессы становления истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки). История мировых цивилизаций - это новая дисциплина, которая своей синтетичностью способна выступать основой гуманитарного образования в целом. Она дает представление о развитии и инвариантные характеристики как отдельных цивилизационных систем, так и общечеловеческой цивилизации.

Цель работы – ознакомиться с древними цивилизациями Китая и Японии.

1. Цивилизация Китая


1.1 История китайской цивилизации


Русское название Китай произошло от названия монгольского племени Киданей, завоевавших в Х – Х І вв. север китайской империи и образовавших там свое государство. Сами же китайцы именуют себя ханьцами по имени династии, правившей с ІІІ в. до н.э. по ІІІ в. н.э. Именно тогда были заложены основы традиционной китайской государственности и культуры.

Что же до названия страны, то с древних времен она именовалась «Чжунго», что означало «Среднее царство». Китайская цивилизация сложилась первоначально в бассейне р. Хуанхэ.

Время Шан сегодня почитается в Китае как «Золотой век» древнего Китая. Двумя другими были Ся, предшествовавшая Шан, и Чжоу, после Шан. Многие историки и археологи, считали, что история Китая начинается с Чжоу. По той причине, что отсутствовали памятники. Храмы и дворцы не сохранялись: каждая последующая династия разрушала здания предыдущей и выстраивала свои на их руинах. Огромное историческое наследие Китая, погребенное под землей, долгое время находилось под защитой грозного табу, связанного с почитанием предков, однако в 281 г. н.э. грабители проникли в гробницу царя, похороненного в ІІІ в. до н.э. и обнаружили коллекцию бамбуковых пластинок с надписями. Они использовали их в качестве факелов. Т.о, драгоценные записи далекого прошлого мгновенно превратились в золу. Однако вскоре после этого были обнаружены другие пластинки, ставшие известными как «Бамбуковые анналы». Мир узнал хронологическую цепочку династии Шан.

Древние верили, что духи царей выступают посредниками межу обществом Шан и верхним божеством Ди. Сила этих духов зависела от жертвоприношений. В эпоху Шан создавали прекрасные изделия из твердых материалов, занимались шелкопрядением, вели календарь, месяцы которого соответствовали фазам луны, а годы – положению солнца. Была изобретена письменность. Цари Шан имели хорошо организованную армию. Комплекты вооружения были найдены вместе с колесницами. Каждый комплект включая лук, изготовленный из воловьих рогов и сухожилий, высотой в рост человека, бронзовый нож, точильный камень, алебарду и щит, обтянутый кожей.

Искусство и ремесла династии Шан поучили свое дальнейшее развитие во времена Западной Чжоу. В земледелии был развит севооборот, было доведено до уровня искусство литейное дело.

Была усовершенствована административная система, которая регулировала сбор и расходы военных и экономических ресурсов. Цари этой династии создали идеологическую платформу для китайского государства на тысячелетия вперед.

На смену династии Чжоу пришла эпоха династии Цинь, ее сменила эпоха династии Хань.

Китай – классический образец цивилизации циклического типа: еще в древности было замечено, что в истории этой страны есть определенный ритм, действующий с четкостью маятникового механизма. Каждая новая династия начинала новый цикл, процветали ее дела, но спустя некоторое время в стране все сильнее проявлялись признаки упадка (разорялись крестьяне, провинции начинали борьбу за независимость, чиновники коррумпировались). Народное восстание венчало всеобщий развал.

Цикличность развития китайской цивилизации подтвердилась событиями ХХ в. «Великий кормчим Мао» и его политика привели Китай к полному упадку, однако эта великая цивилизация снова удивила мир своим размахом (к концу ХХ в.). Китайскую цивилизацию всегда со всех сторон окружали племенные образования, стоявшие на более низкой ступени. Волна за волной на Китай накатывались орды кочевников, захватывая его части или целиком, и уходили, как вода в песок.

В Китае всегда высоко ценились цивилизованность и культура, обозначавшая иероглифом «вэнь», в ней видели духовную благодать – «дэ», которая исходила от абсолютного «дао». Вэнь накладывалась на человека воспитанием, поэтому культура почиталась выше грубой силы, а гражданская служба была предпочтительнее военной.

Владыки поднебесной вели себя в общении с послами, как сюзерены с вассалами.

Они видели в европейцах только варваров:

  1. Не знали иероглифов, с их точки зрения, оставались неграмотными;

  2. Не знали Ритуала (китайских церемоний), а значит были «хуже последней крысы».

Все европейцы «отмечали китайское высокомерие».


1.2 Формирование ментальности людей китайской цивилизации


Главная мысль учения Конфуция – «место человека в мире природы». Уже древний человек видел, что он живет в меняющемся мире, что отражено в значительной «Книге Перемен». Перемены, представлялись движущимся кругом, изначальный момент движения истории мыслился «высокой древностью». Отсюда требование, как можно быстрее сохранять все, что осталось от седой страны. Кредо Конфуция «Передаю, но не творю».

Конфуцианство создало целую эру в жизни народов Востока, охватив почти 2,5 тысячи лет. Это учение адресовано человеку общественному. Человек рождается на свет, не понимая написанных норм поведения, но в людском бытии они необходимы. Для этого и служили установления – «ли» (Этикет, Ритуал, Обрядность, Церемонии). Только облекшись в новую плоть «ли», человек достоин звания человека. «Ли» сформировали китайский язык на основе стандартных оборотов вежливости. Мир форм спасал китайцев от хаоса, благодаря «ли» любой человек точно представлял, как должен поступать в каждом конкретном случае.

В Древнем Китае, ориентированном на прошлое, основой основ виделись предки: в Китае всегда дорожили «корнем» (ср. на Западе – ветвями (детьми)). Ценность ребенка состояло в его миссии продления рода.

Залогом вечности Поднебесной конфуцианство считало подчиненность низшего – высшему. Но главным в учении было не то, что лежало на поверхности, а глубинный смысл – учение о внутреннем самоусовершенствовании человека. «Не научившись управлять собой – не научишься управлять людьми».

Конфуций был далек от мысли, что нравственное совершенство достижимо за счет аскетического умерщвления страстей.

Самосовершенствование человека выстраивается через человеколюбие – «жэнь».

Жэнь – это человеческое начало, гуманизм, совесть, милосердие. Суть «жэнь» состоит в том, что человек должен быть человеком.

Оно включает в себя два принципа:

1) Графически «жэнь» состоит из двух законов, обозначающих человека и цифру 2, т.е. два человека Тайну человека надо искать в его общественном статусе. У человека свой удел, значить задача в том, чтобы обустроить человеческий «социум» ибо человеческое предназначение состоит в том, чтобы правильно относиться к людям.

2) Во-вторых, критерием правильно выбора человека является «взаимность».

Цивилизованность состоит в том – утверждал Конфуций – что место страстей занимает продуманное слово, отсюда важное образование, воспитание – «вэнь».

Т.о., понятия «жэнь», «ли», «вэнь» - черты идеальной личности.

Понятие «благодарный муж» противоречиво: есть высшее сословие, где быть совершенным и благородным – это социальное предназначение. Но у Конфуция «совершенство человека переливается в совершенное общество».

Благодарный человек должен всегда следовать принципу человеколюбия всегда: во время еды, если в горе, и т.д. («жэнь»), должен ограничивать себя правилами, ритуалами, «ли», должен постоянно учиться, «вэнь».

Благодарными не рождаются ими становятся. Благодарный должен относится ко всем ровно, заимствовать у людей лучшее. Есть только одно средство воздействия на людей – безупречность собственного поведения. Противоположностью благородного – «низкий» ему чужда идея «взаимности», он груб, своеволен с плохими манерами.


1.3 Даосизм


Космос и человек, всеобъемлющая теория резонанса, теория синергетики, идея информационного поля, предостережения от последствии прогресса – человечество получило от цивилизации Китая.

Духовное семя (Цзин) возникло в недрах Небытия, чтобы затем прорасти в человеческое существо, облечься полностью и дать урожай, вернув после умножившуюся духовным эфиром, а со смертью вновь в него возвращается.

Мир духа и мир бесчисленных физических форм объединяет понятие Дао – Пути Вселенной.

Поток Дао охватывает весь мир, ощутить его трудно, для этого нужно отвлечься от мира форм и красок, приобщиться к Истине.

Сердце сродни Дао и через него проходит этот великий поток. Здесь настойчиво звучит идея единства человеческого микрокосмоса и гигантской Вселенной.

Интересна идея «не деяния» для цивилизации Китая. Отсутствие личной инициативы, невмешательство в развитие событий – норма. Желая добиться успеха, надо воздействовать на корни – а корни веще произрастают из Дао. Поэтому «можно познать Поднебесную, не выходя со двора».

Поскольку Дао есть истина, а вдохновение черпается только из него, то нельзя вдохновенно и талантливо писать неправду. Каждый должен приобщаться к Дао сам.

Попадали в Китай и др. учения, но ничего не привилось на консервативной почве Китая, кроме буддизма.

Буддизм никогда не смог бы войти в число «трех учений» Китая, если бы не его близость к даосизму. Поэтому произошел синтез.

Интересно, что одни и те же китайцы в дни полнолуний и новолуний посещали храмы обеих конфессий. Буддийские священники вызывали у них подозрение, т.к. добровольно отказывались от семьи и потомства, нарушали принцип «сыновей почтительности».

Вообще китайцам мир всегда виделся полным духом и божеств, с которыми надо было уметь общаться. Ведь даже загнутые коньки китайских крыш – преследовали практическую цель – отправить обратно по параболе падающих на дома из воздушного пространства злых духов. Человек соединил в себе небесное и земное, доброе и злое, темное и светлое, мужское и женское, изменяющееся и постоянное, поэтому он встает вровень с землей и небом. По мнению китайцев, от человека завит, будет ли Вселенная функционировать так как ей положено, поэтому любая безнравственность и смута в обществе, отказывается на состоянии природы и космоса. Власть государя в Китае всегда была самодержавной, но были и сдерживающие факторы.

Межэтническое культурно-политическое единство Китая складывалось постепенно. К середине І тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурный комплекс средних царств и возникает представление об их превосходстве над остальной периферией.

Период формирования культурного типа Древнего Китая охватывает эпоху «Воюющих царств» – V - II в. до н.э. Эпоху Цинь, эпоху Хань, эпоху Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать неповторимый тип цивилизации. Китай не заложил основ замкнутой касты жрецов и сановников, но он сформировал радикальный тип чиновника-управленца. Занятие должностей связывалось не со знатностью происхождения, а с заслугами.

Император удерживал мировой порядок. Он был подобен главе большой семьи. Человек в культурной системе не стремился к подчинению природы. Задачей было следование всеобщему Пути (Дао) в гармоничном единстве человека и неба. Еще со ІІ в. в Китае была учреждена система экзаменов для «отбора достойных» в государственный аппарат.


1.4 Специфика культуры цивилизации Китая


Основанием пирамиды государственности китайской цивилизации всегда оставалась семья. Держалась она на соблюдении «пяти постоянств» - отец – должен был следовать Долгу и Справедливости, мать – источать милосердие, старший брат – питать к младшему дружеское расположение; младший к старшому – уважение; все сыновья почитать родителей и старших. Пути женщины и мужчины в китайском обществе были резко различны.

Весь род воспринимался как «единая плоть». У всех была одна судьба: нынешние могли изменить участь ушедших, а покойные предки – даровать удачу и богатство. Поэтому так важно было выбрать расположение могилы и совершать жертвоприношение предкам.

Китайское общество всегда снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Существовала система «бао цзя» по которой ответственность с преступником разделяли соседи с 4-х сторон.

Вся семья целиком отвечала за любого своего члена. Наше воображение не способно понять глубину почитания стариков в Китае, когда юная невестка кормит грудью беззубую свекровь в то время, как ее ребенок гаснет от голода. Китаец всегда всеми своими помыслами устремлен в прошлое. И хотя за минувшие 26 веков в Китае многое изменилось, и в сегодняшней однодетной китайской семье самое лучшее по – прежнему принадлежит предкам.

Китай – родина многих величайших открытий и изобретений (шелк, чай, порох, лак, фарфор, компас, сейсмограф, бумага и т.д., воздушные велосипеды составом из бамбука и бумаги. Однако в целом, отношение к техническим новшествам было отрицательным. Концепция из даосизма гласила, тот, кто занимается механическими ухищрениями обретает механическое сердце, т.е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовым океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы. Старый Китай не верил в прогресс, не хотел его, изменение мира воспринимал как движение по кругу.

Это миропонимание облегчило расположение социального и ком. взглядов в Китае ХХ в.

Каждая грань китайской культуры своеобразна, китайская культура относится к числу основных мировых культур. Ар. Тойнби отмечал, что китайская цивилизация независимая и самодостаточная, от которой цивилизации спутники получили импульс (Япония, Корея, Вьетнам).

За несколько тысячелетий своего развития китайский народ создал своеобразную легкоузнаваемую культуру, сформировал культурную общность, охватывающую весь дальневосточный регион, где самой отличительной чертой является иероглифическая письменность. Истории было так угодно, чтобы китайская цивилизация, встречаясь со степными кочевниками, обогащала их своей высокой культурой.

2. Цивилизация Японии


2.1 История японской цивилизации


Интерес к японской цивилизации был всегда высок. Сама же Япония на протяжении всего известного нам исторического периода осознавала себя как периферию цивилизованного мира, и никогда, за исключением последних полутора столетий, не претендовала на роль культурного, политического и военного центра. Потоки информации с континента в Японию из Японии во внешний мир до самого последнего времени не были сопоставимы: Япония всегда выступала как реципиент, а не как донор. Внешний мир тоже воспринимал Японию как периферию

Дважды страна сталкивалась с угрозой иноземного вторжения (ХІІІ в – монголы, ХІХ в. – Запад). На протяжении всей своей истории Япония широко использовала достижение континентальной цивилизации. Но во многом – эта страна особенная. Исторический изоляционизм привел к консервации особенности местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некой особенности Японии, ее культуры, неповторимости, красот японского пейзажа.

Остановимся на периодизации Японии:

  1. Палеолит (40,000 – 13,000 лет назад). Антропологический состав населения неясен.

  2. Неолит – дзёмон (13,000 тысяч до н.э. – ІІІ в. до н.э.) основная часть населения концентрируется на сев. вост. ч. Хонсю.

  3. Бронзово-железный век – яёй (ІІІ в. до н.э. – ІІІ в. н.э.) – назван по типу керамики. Идет миграция с материка (через корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших опыт рисосеяния, шелководство, технологию производства бронзы и железа. Смешивание с местным населением привело к появлению протояпонцев.

  4. Курганный период – кофун (ІІІ в – ІV в) – идет становление протояпонского государства – Ямато.

  5. Период Асука (552 – 646 гг.). Назван по местонахождению резиденции царей. Характерен появлением буддизма, становлением государственности.

  6. Ранняя Нара (646 – 710 гг.) – период масштабного заимствования из Китая письменности, чиновной структуры, теории и практики управления.

  7. Нара (710 – 794 гг.) – период определен по названию первой постоянной столицы Японии. Появились первые письменные памятники. Обостряется борьба между служилой знатью (выходцы из Китая и Кореи) и племенной аристократией, что ослабило буддизм и укрепило синтоизм.

  8. Период Хэйан (794 – 1185 гг.) – резиденция императора до 1858г. В этот период утеряна госмонополия на землю, образуется частные владения аристократов. Прерываются контакты с Китаем и Кореей.

  9. Период Камакуры (1185 – 1333 гг.) – назван по ставке военного правителя (Сегун). Самураи установили свое социальное государство, однако император всегда остается верховным жрецом синтоизма. В ХІІІ в. две неудачные попытки вторжения в Японию монголов, что стало мощным толчком к самосознанию японского этноса. Религией самураев становится дзен-буддизм, широко распространен по всей стране.

  10. Период Муромати (1392 – 1568). Отмечается рост городов с развитием городской культуры, устанавливаются первые контакты с европейцами через миссионеров.

  11. Период Эдо (1603-1867 гг.) – основатель сегуната Токугава Изясу – вывел Японию из гражданской войны, объединил страну, изгнал европейцев с их христианством, перекрыл все контакты страны с внешним миром. Начинается бурный рост городов, экономики, населения для которого официальной религией стало неоконфуцианство.

  12. Период Мейдзи (1868 – 1911 гг.) – «Светлое правление». Япония под давлением Запада проводит широкомасштабные реформы под идеей возвращения к правопорядку древности. Бурное промышленное развитие при сохранении национальной аутентичности сопровождается военной экспансией в Китае и Кореи.

Современная Япония – страна образованная тысячами островов, самые крупные 4 – Хонсю, Кусю, Сикоку, Хоккайдо. А. Тойнби отмечал, что для любой нации было бы ошибкой пытаться создать «национальную культуру абсолютно свободную от какого – либо зарубежного влияния». Японцы уверены, что они совершенно особые люди, отделенные от всего мира. Они взросли на почве беспрецедентной изоляции, в которой оказалась Япония с ХVII в. – периода Токугавы, когда под страхом смертной казни были запрещены все поездки за рубеж. Затворницей Япония пробыла более 2-х веков, до 1853 г., когда командор Мэтью Пери подошел на семи черных кораблях к берегам Японии и потребовал открыть свои порты для торговли с внешним миром. Японцы до сих пор чувствуют себя неуютно среди иностранцев.

Япония открыла двери миру, однако всегда поддерживает свою однородность – культуры, национальность, духовную. Даже сегодня в национальном плане Япония остается одной из наиболее «чистых» стран.

Непрерывно приспосабливаться к изменяющимся условиям мирового рынка, находится в состоянии нововведенческого конвейера – удивительная способность японцев.

Другое важное качество японцев – их целеустремленность. Успех зависит не от способностей, а от усердия в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи. Отношения внутри фирм, между государством и частным сектором, просто между людьми является менее конфликтными. В Японии всего 12 тыс. юристов, т.е. один юрист обслуживает в 25 раз больше жителей, чем его коллега в США.

Среди деловых людей большое значение имеют личные отношения и взаимные обязательства. Японские компании рассматривают контракт как основу для налаживания отношений, они больше озадачены выработкой согласия, они считают, что можно одновременно и конкурировать и сотрудничать.

Часть философии, часть образа жизни японцев – качество и эффективность. «Качество – это состояние сознания, производительность – способ добродетельного поведения. Эти философские воззрения нашли прекрасное воплощение через координирующее нововведение в управление – создания Японского центра производительности (ЯЦП) и премии за качество им. Демпинга.

По решению парламента, в марте 1955 г. Был создан центр, правительство США предоставило ему техническую помощь на сумму 6,4 млн. дол. Свою деятельность ЯЦП начал с подготовки специалистов за рубежом. Взрывной рост производства в Японии, начавшийся с 1950 г., не имеет себе равных в истории. До 50-х г. Марка «Сделано в Японии» означала для покупателей всего мира низкое качество и в Японии начали реализацию национальной программы повышения качества. Профессор Эдвард Деминг из США, прочел серию лекций по проблемам повышения качества группе из 340 японских инженеров, руководителей заводов, а высшее руководство 50 ведущих фирм было приглашено на специальную сессию.

Деминг сообщил, что 2 года потребуется, чтобы идеи качества, точности были восприняты японцами, еще 5 лет – чтобы идеи воплотились в жизнь. А чтобы разрушить плохую репутацию японских товаров, времени пройдет значительно больше.

Сегодня Япония – признанный лидер качества. Японские фирмы, чтобы выдержать жесткую конкуренцию, передислоцировали производственные мощности в др. страны.

Новые индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Ю. Корея, Тайвань, Сингапур) стали серьезными конкурентами Японии. Японцы своевременно перестраиваются. Бассейн Тихого океана постепенно отбирает у Запада роль локомотива мировой экономики. Этот процесс может завершиться к 2010 г. Западная Европа находится на пороге очередного спада из «семерки» наиболее развитых индустриальных держав только США имеют удовлетворительные темпы экономического роста.

цивилизация китайский японский даосизм

2.2 Особенности японской культуры


Теснота добровольного проживания (основная часть населения проживает на восточном побережье страны в гигантском мегаполисе) способствует формированию специфического взгляда на мир. Теснота проживания определила общую тенденцию к миниатюризации, которая присутствует во всех областях жизнедеятельности.

Если характеризовать японскую культуру через зрительный код, то ее можно назвать близорукой, философское, абстрактное мышление – дело не японцев.

Японское культурное пространство не имеет тенденций к расширению. Отсюда, имея прекрасных полководцев и дисциплинированных и мужественных солдат, Япония не смогла расширить свою территорию. Легкость, с которой японцы овладели цивилизованными достижениями Запада, объясняется тем, что шкала измерений у них с удивительно малой ценой деления.

Точный глазомер, умение оперировать в малом пространстве, приводит его в высокоупорядоченное состояние способствовали скорому усвоению высоких технологий.

Основой японского менталитета всегда оставался синтоизм. Обладая высоким средним уровнем образованности, развитой индивидуальной рефлексией японцы известны своими коллективными формами поведения. Речь идет о свободном и осознанном выборе японцев в отказе от индивидуальной свободы ради общественных целей и интересов.

Синто (буквально «путь богов») – религиозная система, сформировавшаяся в 8 веке. Суть, во-первых, развитый культ предков, во-вторых, природных божеств.

При изучении японского искусства нужно иметь в виду, что с самого начала проникновения буддизма в Японию ввозились в готовом виде образцы буддийской иконографии.

Мастера не изображали обнаженного тела, человеческая красота мыслилась в плане пассивного созерцательного и возвышенного спокойствия, женственности и утонченности. Отсюда удлиненные пропорции, легкие и плавные линии тела, спокойные позы. Авторства древних полотен установить трудно, т.к. живописцы разделялись на мастеров грунтовки, мастеров эскизов, и раскрашивающих контур. Дальневосточной живописи не известна техника масляная, она выполнена или монохромной тушью или сочетанием черной туши и темперы (чистой либо с добавление восковой краски, или туши с водяными красками).

В китайской живописи главную роль играет линия, контур, полное отсутствие светотени. Из Китая были заимствованы не только техника, но и сам типаж, сюжет, композиция.

Зарождение японского театра относится к 7 – 8 вв. Уходя корнями в глубокую древность, театр к началу ХХІ в. сохраняет древние традиции (самое древнее представление кагура – миф о богине Амэ-но Удзуме; Гигаку - танцевальная драма, заимствованная из Индии, исполнялась как ритуальный танец перед Буддой). В VІ в. танцевальная драма появляется в Японии одновременно с театральными масками. Ныне в Японии коллекция древних театральных масок не имеет равных в мире.

Существовала и другая форма театрального представления – бугаку (буквально «и танец и музыка»).

Японские музыковеды считают, что музыкальный лад древних японцев родственен музыкальному ладу айнов, тунгусов и других народностей. Дальний Восток и сегодня, несмотря на экономические реалии начала ХХІ в., национальная японская культура обладает мощными механизмами самосохранения.

Список литературы


  1. Древние цивилизации./ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина – М., 2009.

  2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 2002.

  3. Меллприт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М., 2002.

  4. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов на Дону, 2000.

  5. Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. - Київ: Либідь, 2009.

  6. Павленко Ю.П. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма. – М., 1993.

  7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002.

  8. Яковец Ю.З. У истоков новой цивилизации. – М., 2001.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ