Цивилизация скифо-сарматская и аланская.doc
Международная Академия Предпринимательства
Реферат
По курсу
История народов Северного Кавказа.
Тема:
Цивилизация скифо-сарматская и аланская.
Подготовил:
Преподаватель:
2002 г.
Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в. Однако данному событию предшествовали и появление скифов в Передней Азии, и изгнание ими киммерийцев из Северного Причерноморья. Согласно исторической традиции, скифы были вытеснены из Южной Сибири своими восточными соседями - массагетами и заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов именовалась античными авторами Скифией. Согласно одной из распространенных гипотез, предками скифов были племена срубной культуры.
Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими народами. Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена. Однако непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-кочевников.
Вслед за киммерийцами скифы совершили серию походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие перевальные тропы. Естественно, что не все население степной зоны Северного Причерноморья и Предкавказья ушло со скифскими ордами в Переднюю Азию. Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с оставшимися.
В ходе пребывания в Передней и Малой Азии скифы сражались с Ассирией, Мидией, Нововавилонским царством. Неоднократно меняя союзников, скифы в течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, - по словам Геродота, "все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа". Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли.
С момента возвращения скифов из Передней Азии начался собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более или менее достоверные сведения в античных источниках. Вернувшись из походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых "царских скифов", считавших остальных скифов своими рабами. Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра.
В конце IV в. до н.э. Скифское государство потерпело ряд поражений в войнах на Балканском полуострове. Могущество скифов было подорвано. Активное вытеснение скифов из Северного Причерноморья началось в III в. до н.э., когда на исторической арене сформировался новый мощный племенной союз сарматов.
На территории Скифии жили различные племена. Южные племена занимали степи от Нижнего Дуная до Дона и относились к североиранской группе. Часть их и именовалась Геродотом "царскими скифами". На западе скифы были соседями фракийских племен, а на востоке граничили с савроматами. Граница между скифами и савроматами проходила по р. Танаис. Между р. Ингул и Днепр, наряду с кочевниками, обитали "скифы-земледельцы". В Крыму обитали "скифы-кочевники".
На Северном Кавказе и в Прикубанье наряду с кочевыми скифами жили меоты и синды. Северную лесостепную часть Скифии заселяли нескифские племена.
Ареал скифской культуры (VII-III вв. до н.э.) достаточно широк и представлена она многими локальными вариантами. За время многолетнего пребывания в Передней Азии скифы испытали на себе влияние многих восточных (урартская, ассиро-вавилонская) и греко-ионийской культур. Возвратились они в причерноморские степи с культурой, существенно отличавшейся от той, которая осталась у населения, не участвовавшего в походах на Азию.
От скифского времени сохранилось огромное количество памятников археологии. Самые значительные из них связаны с заупокойным культом. На широком пространстве южнорусских степей исследованы сотни курганов рядовых кочевников, представителей аристократии и племенных вождей ("царей"). Огромный интерес представляют Келермесские курганы (левобережье Кубани), датируемые временем возвращения скифов из походов. В могилах вождей обнаружен богатейший погребальный инвентарь, часть которого составили военные трофеи из Передней Азии. Не менее известна и группа курганов у станицы Елизаветинской (дельта Дона). Эти памятники датируются более поздним временем - V-IV вв. до н.э. В одном из курганов у ст. Елизаветинской обнаружена каменная гробница с захоронением вождя. Вооружение скифов включало лук и короткий меч-акинак, копье и дротики., что позволяло сражаться и в конном, и в пешем бою. Оно изготавливалось из железа, за исключением наконечников стрел, которые часто терялись в бою и на охоте (они отливались из бронзы).
Поселения скифского времени представлены чаще всего временными стоянками и зимниками. Последние, при благоприятном стечении обстоятельств, могли стать основой для формирования крупных поселений древности (Елизаветовское городище). Именно они позднее стали очагами ремесла и торговли, центрами греко-варварских этно-социальных контактов.
Савроматы - одно из немногих этнических названий номадов, которых античные авторы размещали на территории степного Подонья. Впервые оно упомянуто в той части труда Геродота, где он рассказывает о походе персидского царя Дария I. В столкновении персов и скифов савроматы выступили как самые верные союзники последних. В составе скифских отрядов савроматы вели патрулирование северного побережья Меотиды - Азовского моря. Описывая местоположение соседних со скифами племен, втянутых в скифо-персидский конфликт, Геродот не только четко определяет границы владений савроматов, но и обстоятельно передает легенду о происхождении савроматов.
Памятники савроматской археологической культуры во многом напоминают скифские. Основу хозяйства обоих народов составляло кочевое скотоводство. Разводились главным образом лошади и овцы - скот, наиболее приспособленный к длительным перекочевкам. Крупного рогатого скота было меньше. Жилищами служили большие войлочные кибитки на четырех- или шестиколесных повозках. Они же использовались для сооружения круговых укреплений в случае нападений врагов. В быту применялись бронзовые полусферические котлы, глиняная посуда и другие вещи местного производства, а также предметы греческого импорта, которыми пользовалась в основном знать племен.
Кочевники - как скифы, так и савроматы - всегда отличались большой воинственностью. Основным оружием у них был небольшой лук со стрелами, короткие мечи-акинаки, пригодные для пешего боя, копья, дротики. Длинные всаднические мечи и тяжелые копья, а также металлический доспех начали применяться савроматами гораздо раньше, чем скифами.
Особенностью общественного строя савроматов была высокая роль женщин. Многие из античных авторов называют савроматов "женоуправляемыми". Один из авторов, Псевдо-Гиппократ, писал, что "их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротиками, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках, а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей." Действительно, в погребениях женщин-савроматок археологи часто находят предметы вооружений и конское снаряжение. Подобное погребение было обнаружено при раскопках Сладковских курганов (Нижний Дон). В коллективном захоронении IV в. до н.э. останки женщины находились на почетном месте. Помимо импортной посуды и украшений ее сопровождали разнообразные предметы вооружения - копье, меч, колчан со стрелами с бронзовыми и железными наконечниками. Рядом с "амазонкой" находилось захоронение коня с упряжью.
Период дружеских отношений между скифами и савроматами продолжался достаточно долго, до IV в. до н.э., пока Скифская держава была в силе. В течение определенного времени имело место мирное проникновение савроматов в Скифию, как, впрочем, и скифов в среду савроматов. Это могли быть и браки, и совместное участие в военных походах и т.д. После развала в конце IV в. до н.э. Скифской державы постепенно установилось политическое господство савроматов. Видимо, оно сопровождалось карательными экспедициями на скифские земли, чем и следует объяснить усиление оборонительных сооружений на скифских городищах Поднепровья. Настоящий факт не означал пока реального повсеместного присутствия савроматов на покоренной территории. Соотношение сил в степях региона существенно изменилось с образованием в III в. до н.э. военно-политического союза сарматских племен и его продвижения в Приазовье-Причерноморье.
Геродот приводит интересную легенду о происхождении савроматов. По его словам, легендарные амазонки, потерпев поражение в битвах с греками у р. Термодонта (река в Каппадокии - местности, где в свое время обосновались киммерийцы), не по своей воле приплыли на кораблях к побережью Меотиды (Азовского моря), на котором жили скифы. Некоторое время спустя они вступили в связь со скифскими юношами. Это произошло на северном побережье Меотиды, у местечка Кремны, недалеко от р. Танаис. После заключения браков, не желая оставаться в скифских пределах, молодые семьи прародителей савроматов удалились из Скифии. Далее Геродот сообщает: "Переправившись через Танаис, они шли к востоку три дня спустя от Танаиса и три же от озера Меотиды к северу. Пришедши в местность, которую занимают и теперь, они поселились там. Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду".
Не исключено, что в легенде о происхождении савроматов нашли отражение реальные события, связанные с формированием нового союза родственных племен кочевников, живших на территории Подонья-Приазовья и части кочевников, вернувшихся из переднеазиатских походов.
В IV-III вв. до н.э. среди номадов начинает доминировать новое мощное объединение кочевников, известных под именем сарматов, которые надолго становятся ведущей политической силой в евразийских степях и особенно в Северном Причерноморье. Этноним "сарматы" первоначально обозначал группу кочевников, живущих к западу от Танаиса (р. Дон) на правобережье, но постепенно стал общим для обширного кочевнического мира евразийских степей, заменив прежнее имя - скифы. Плиний, описывая народы Северного Причерноморья, отмечает, что "имя скифов повсюду переходит в имя сарматов".
Сарматы на всем протяжении своей истории не представляли собой единого союза родственных племен. Это был скорее конгломерат номадов со сложными взаимоотношениями внутри него, включающий в себя и несарматские по происхождению народы. Географическое понятие Сарматия - т.е. область расселения сарматских племен - вполне определенно формируется у античных авторов начиная с IV в. до н. э., заменяя ранний термин Скифия.
Успех расселения многочисленных сарматских племен - языгов, роксолан, сираков, аорсов, алан и др. - был связан не только с количественным составом их орд, но и превосходством в военном деле. Сарматы, будучи великолепными всадниками, были вооружены не только луками и стрелами, но и длинными мечами и тяжелыми копьями. Сарматы использовали и металлический доспех (пластинчатый и кольчужный). Этот комплект вооружения позволял им вести успешные сражения с легковооруженными местными племенами и штурмовать укрепленные поселения. Римский автор писал о сарматах: "Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами".
Один из известнейших памятников сарматского времени на Дону - курган Хохлач под Новочеркасском, где обнаружены уникальные ювелирные изделия сарматских мастеров II в. до н.э. - I в. н.э. и предметы античной культуры, хранящиеся ныне в Эрмитаже.
Судьба сарматов была различна. Активное их взаимодействие с греческими городами Северного Причерноморья и Боспорским царством привело к сарматизации местного населения. В Танаисе и Елизаветовском городище сарматы также составляли большинство населения. В III-I вв. до н.э. сарматы племени сираков, проникшие на Северный Кавказ в среду меотов, практически полностью ассимилировали местное население, у которого распространились многие черты сарматской культуры, в том числе курганные погребения с прямоугольными могильниками.
Сираки в II-I вв. до н.э. занимали господствующие позиции среди других племен. Они враждовали с аорсами, что было вызвано различным происхождением союзов этих племен: если аорсы создали объединение, включившее в себя племена, по происхождению связанные с районами Поволжья, Приуралья и степей Казахстана и Средней Азии, то сиракский союз имел местные корни, восходящие к савроматам. Около II в. н.э. в сарматском союзе стали доминировать аланы, причем этот этноним был распространен на остальные сарматские племена.
Основным населением Прикубанья и Северо-Западного Кавказа являлись меоты. Собирательное название "меоты" было употреблено впервые Геродотом и его современником Геллаником Милетским, который сообщает, что "когда проплывешь Боспор, будут синды, выше же их - меоты-скифы". Античные историки называли страной меотов - Меотидой - территорию от Азовского до Черного морей, а Азовское море именовали Меотским озером. Таманский полуостров занимало одно из меотских племен - синды.
Очевидно, что меоты Прикубанья были не родственны скифам и сарматам и относились не к иранской языковой группе, а к кавказскому праэтносу, предками их были кавказские племена эпохи бронзы. Названия племен - синды, тореты, псессы, фатеи, досхи, керкеты, зихи - сохранили многочисленные посвятительные надписи Боспорского царства IV-III вв. до н.э. Локализация большинства племен меотов на сегодняшний день вряд ли возможна.
У меотских племен в раннем железном веке существовало два уклада: земледельческий у оседлых племен и кочевое скотоводство у кочевников. Оседлые племена занимали восточное побережье Азовского моря и правобережье Кубани с притоками, кочевники - степную правобережную часть Прикубанья.
Древнейшие памятники культуры меотов восходят к VIII-VII вв. до н.э., а расцвет приходится на период с V в., когда создаются многочисленные меотские городища, окруженные фортификационными укреплениями - рвами и земляными валами. За пределами поселений находились грунтовые могильники. В отличие от кочевников, погребения близ городищ бедны заупокойным инвентарем.
Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников. Развитие производства, торговли, военные конфликты усиливали разложение первобытнообщинного строя и приводили к выделению родоплеменной знати, создававшей собственные дружины.
В Причерноморье меоты находились под сильным влиянием Боспорского царства, а в Прикубанье - под влиянием сарматов.
Аланы.
Аланы - союз кочевых ираноязычных племен, оказавшийся в поле зрения античных авторов в середине I в. н. э. Термин "алан" происходит от древнеиранского слова "ариана", популярного в этнонимике скифо-сарматского населения.
Анализ исторических коллизий I в. н. э. и археологических данных позволил объяснить появление алан в Восточной Европе как следствие их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племен, возглавляемых аорсами. Новая этнополитическая сила громко заявила о себе. Упоминаниями о "неукротимых", "храбрых", "вечно воинственных" аланах пестрят источники той поры. Античная традиция упоминает их и в низовьях Дуная, и в Северном Причерноморье, и в степях Предкавказья.
Аланы совершали походы через Кавказ, пользуясь как ("Аланские ворота"), так и Дербентским проходами, разоряя Армению, Атропатену и доходя до Каппадокии, как это было в 134 г. Установив контакт с некоторыми северокавказскими горскими племенами, они стали подлинным бичом Закавказья. Отголоски этих событий сохранились, кроме античных, в армянских и грузинских хрониках. Правитель Каппадокии Флавий Арриан счел важным создать труд "Аланская история".
Аланы принимали активное участие в делах. В Фанагории существовала группа аланских переводчиков. Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи создали специальное военное пособие - руководство для борьбы с ними, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы.
Во II в. н.э. упоминается "Алания" как территория, заселенная аланами. Тогда же р. Терек получила название "Алонта". Не позднее середины III в. в китайских летописях прежние владения аорсов, локализуемые в арало-каспийских степях, переименовались в "Аланья". Одновременно со страниц источников исчезли названия иных сарматских племен. Всё это вехи процесса, суть которого заключалась в том, что аланы, по словам автора IV в. Аммиана Марцеллина, "мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них свое имя". Прежде разобщенные племена, "с течением времени они объединились под одним именем и все зовутся аланами вследствие единообразия обычаев, дикого образа жизни и одинаковости вооружения". Собственно же аланы "высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен".
На Северном Кавказе аланы стали переходить к оседлости. Тут возникли первые аланские поселения, и именно здесь мы находим катакомбы (подземные камеры с узким входом) как типично аланское погребальное сооружение. В общественном строе аланского союза сохранились черты военной демократии. Еще не исчезли рядовые свободные. Вожди же избирались по признаку длительных военных заслуг. Однако археологические источники свидетельствуют об уже шедшем социальном расслоении внутри алан. Возникли постоянные дружины, в которых таился зародыш будущего "упадка старинной народной свободы, и такую именно роль они сыграли во время переселения народов".
В эпоху территория расселения алан на Северном Кавказе подверглась нападению. В третьей четверти IV в. гунны разгромили алан Волго-Донского междуречья и степного Предкавказья, обессилив их, по словам Иордана, "частыми стычками". Последним этапом этой борьбы явилось подчинение и включение их состав гуннских орд.
Однако не все аланы стали политическим придатком гуннов. Немало их отступило в горы Центрального Кавказа. А в степях Восточной Европы часть алан вместе с предпочла искать спасения в уходе на запад. В дальнейшем эти аланы, обосновавшиеся вместе с вандалами в Паннонии, прошли по всей Западной Европе и оказались на территории Северо-Западной Африки, где образовали королевство вандалов и алан, просуществовавшее до 534 г. Часть алан осталась на территории Галлии и приняла участие в борьбе готов с империей. Однако в конце V в. галльские аланы растворились среди других племен и народов. Подвластные гуннам аланы после распада переселились в Нижнюю Мезию, где вскоре были поглощены местным романизированным населением.
Иначе сложилась судьба алан, оставшихся на Северном Кавказе. Основной территорией их расселения являлся Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до р. Аксай на востоке, от Главного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья Среднего Терека на севере. Соседями аланского объединения были: в Прикубанье - адыги, в зоне центральнокавказских перевалов - горные грузинские племена, далее к востоку - предки чеченцев и ингушей и племена горного Дагестана.
Прижатые гуннами к горам Кавказа, аланы вступили в контакты с многочисленным аборигенным населением, включив его в свой состав. В условиях этого межэтнического взаимодействия происходило развитие
Алания.
Аланское государство на Северном Кавказе стало оформляться в середине первого тысячелетия н.э. Большинство современных исследователей считает, что на территории Алании к концу V - началу VI в. сложились две этнокультурные группы: западная - протодигорцы (Асдигор) и восточная - протоиронцы (Ирхан). Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая - в Северной Осетии, Ингушетии и Чечне.
Восточные аланы в своей внешней политике более ориентировались на Иран. В 550-551 гг. они вместе с савирами в составе персидских войск вторглись в Колхиду, а в 562 г. совершили поход на Восточную Грузию, заставив ее подчиниться Ирану. Находки сасанидских монет на территории Восточной Алании говорят об ее тесных связях с Персией.
Западные аланы традиционно придерживались дружественных отношений с. В середине VI в. происходит консолидация западных алан. С 558 по 572 гг. византийские историки упоминают "вождя", "царя" западных алан Сарозия (Сародия, Сароя) - друга и союзника ромеев. В VI в. на территорию Алании из Византии начинает проникать.
К концу 70-х гг. VI в. аланы (вероятно, обитатели равнин и предгорий) попадают в зависимость от. Основанием для этого, возможно послужили их союзнические отношения с (в 558 г. "царь" алан Сарозий помог аварскому послу добраться до Константинополя). Однако из-за внутренних неурядиц в каганате власть тюрок на Центральном Кавказе вскоре ослабла.
Возникший в середине VII в. на обломках тюркской державы сразу же стал предъявлять претензии на гегемонию в Северо-Кавказском регионе. Сведения об аланах почти исчезают со страниц арабских и византийских хроник. Однако на основании весьма скудных источников можно судить, что Алания до середины VII в. сохраняла независимость, но оказалась втянутой в за господство на Кавказе.
По мнению ряда исследователей, часть алан, не вынеся тягот войны, снялась с насиженных мест и переселилась на среднее течение Северского Донца. Однако существует и другая точка зрения, основанная на анализе археологического материала из Дмитровского, Салтовского и Маяцкого могильников, появившихся в верховьях Дона и Северского Донца не ранее второй половины VIII в. Аланы-овсы были переселены сюда каганатом целенаправленно для создания пограничного заслона на северо-западе против славян, носителей романо-боршевской культуры.
В результате арабо-хазарских войн Алания, по мнению многих исследователей, хотя и осталась независимой, но попала под политическое влияние каганата, чтобы избежать власти более жестоких завоевателей - арабов. Исходя из сведений дагестанской хроники "Дербенд-наме", восточная часть Алании входила в состав каганата как особая административно-территориальная единица, в которой находилась ставка наместника (возможно брата) кагана и постоянно размещалось хазарское войско. Правда, Ирхан располагал и собственным автономным правителем, проживавшим в столице данного региона и взимавшим дань с местной иудейской общины, что указывает на сохранение сюзеренных прав в отношении земель и населения страны даже при наличии здесь хазарского наместника и войска. Восточную часть Алании (Ирхан) обычно отождествляют со страной асов/овсов/оссов - Асией.
Лишь отдельные исследователи считают, что под этим названием скрывается Западная Алания, полностью сохранившая свою независимость. Константин VII Багрянородный (945-957) в трактате "О церемониях" наряду с правителем Алании упоминает архонта Асии, т. е. лицо, стоявшее в византийской "табели о рангах" ниже главы Аланской державы, но обладавшего прерогативами самостоятельного правителя.
Ценные сведения о стране алан содержит сочинение арабского автора начала X в. Ибн Рустэ, который подробно очерчивает ее границу. Между владениями царства Серир в горном Дагестане и владениями царя алан три дня пути по "горам и лугам". От восточной границы Алании до Дарьяла десять дней пути, т. е. восточная граница области, подчиненной царю алан, доходила до начала Терско-Сулакской низменности, полностью охватывая предгорные территории современных Чечни и Ингушетии. По сведениям Ибн Рустэ, аланы делятся на четыре племени, что, вероятнее всего, отражало этнополитическое деление Алании. Современные исследователи выделяют три основных варианта аланской материальной культуры: западный (верховья Кубани), центральный (Кабардино-Балкария) и восточный - в Северной Осетии, Ингушетии и Чечне.
Рост политической самостоятельности Алании во второй половине IX - первой половине X в. сопровождался постепенным ослаблением политического влияния Хазарского каганата. Арабский географ X в. Масуди, характеризуя политическую и военную мощь Алании, писал, что царь алан "могущественен, мужественен, очень силен, ведет твердую политику среди царей" и "выступает в поход с 30 тысячами всадников". По свидетельству анонимного хазарского еврея, жившего в X в., (Кембриджский документ): "И заключил царь союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан (было) сильнее и крепче всех народов, которые (жили) вокруг нас, (и) так сказали(себе) мудрецы: "Как бы не появились народы войною против нас и не присоединился также и он к нашим врагам".
В начале 30-х гг. X в., при кагане Аароне, ситуация изменилась. Аланский царь, подстрекаемый византийским императором Романом I Лакапином (919-944), выступил против хазар. Аарон нанял дружественного хазарам "царя турок" (гузов или печенегов), которые победили алан: "и низвергся царь аланский перед Аароном, и тот взял его живым в плен. И оказал ему [царь большой] почет и взял дочь его в жены своему сыну Иосифу. Тогда [обязался] ему аланский царь в верности, и отпустил его царь Аарон [в свою землю]".
Поражение в войне со слабеющей Хазарией не могло надолго подорвать мощь Алании. В 944/945 гг. аланы вместе с уже были союзниками в их походе в Закавказье. Политический альянс Алании и, скрепленный кровнородственными связями (царь каждого из этих политических образований был женат на сестре другого), своим острием был направлен против каганата. Византия также была заинтересована в союзе с Аланией, так как "властитель" этого независимого политического образования имел возможность в силу своего положения оказывать давление на Хазарию.
Победа киевского князя Святослава над хазарами в 965 г., хотя он тогда же победил и ясов, завершила борьбу Алании за освобождение от политического влияния каганата. В 1032 г. аланы вместе с русами совершили набег на Ширван, а в 1033г. ими был совершен неудачный поход в сторону Дербента (на Карах). Эти военные кампании русов и алан против мусульманских владетелей Восточного Кавказа и Закавказья, видимо, были связаны с деятельностью черниговско-тмутараканского князя Мстислава Владимировича.
В X-XII вв. Алания переживала период наивысшего военно-политического и культурного подъема. Именно в это время у алан происходит оформление раннефеодальной государственности, что нашло отражение в труде Константина VII Багрянородного. Почти полностью перейдя к оседлости, они сделали основой своего хозяйства пахотное земледелие, а отгонное скотоводство с предпочтительным разведением овец и коз являлось лишь отголоском прежнего быта скотоводов. Археологические источники существенно дополняют сведения хроник и летописей и свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла (металлургии, гончарного, ювелирного и оружейного дела, обработки камня, кости и дерева) с далеко зашедшей специализацией. На территории Центрального Кавказа существовало множество. О них писал еще Масуди: "Царство алан представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных, что если кричат петухи, то им откликаются другие во всем царстве благодаря смежности и, так сказать, переплетению хуторов".
Внутри аланских городищ появляются цитадели - огражденные рвами и валами места обитания племенной и родовой аристократии. На рубеже X-XI вв. часть крупных аланских поселений превращается в селения городского типа полуаграрного характера. Среди них можно отметить Нижний Архыз, Рим-гору, Верхний и Нижний Джулат, Алхан-Калу. Некоторые исследователи считают Алхан-калу ранней столицей алан, которую Масуди называл "благочестивый Магас", поселение у Верхнего Джулата (Татартупа) сопоставляют со "славным ясским градом Дедяковым".
Со второй половины XII в. Алания вступает в пору феодальной раздробленности. Католический монах Юлиан, побывавший в Алании перед нашествием монголо-татар, отмечал, что теперь" сколько селений, столько и вождей, и ни один из них не имеет подчиненного отношения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села". Письменные источники больше не упоминают об общеаланских царях, зато все чаще говорят о "мтаварах", "князьях", "ханах", и "эмирах", то есть о местных феодальных владетелях.
Как особое политическое образование государство Алания просуществовало до и установления над степями региона.
Список литературы:
1. Дон и Кавказ в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону.1990.
2. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М. 1974.
3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа. IV-X века. Л. 1979.
4. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа . X-XIII века. СПб. 1994.
5. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. М. 1988.
6. Кузнецов В.А. Алания X-XIII веков. Орджоникидзе. 1971.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ