День семьи вятского купца I гильдии Якова Алексеевича Прозорова до и во время Пасхи, 8 класс
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г.Нижнекамск, Республика Татарстан
День семьи вятского купца XIX века до и во время Пасхи
Интегрированный урок химии и истории в 8 классе
Подготовили и провели:
учитель истории Сидорова Ольга Николаевна
учитель химии и биологии Губарева Вера Александровна
Презентацию подготовила
Губарева В.А.
Нижнекамск 2010
Предмет урока в VIII классе: интеграция истории и химии.
Тема урока: «День семьи вятского купца I гильдии Якова Алексеевича Прозорова до и во время Пасхи».
Тип урока: комбинированный, с учетом технологии группового самостоятельного обучения (ГСО).
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии ГСО.
Образовательная цель: способствовать формированию представлений о религиозных традициях наших предков, создать условия для выявления взаимосвязи между химией и историей.
Развивающая цель: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебной информации, систематизация знаний, оформление выводов).
Воспитательная цель: сформировать опыт равноправного сотрудничества учащихся и педагогов в процессе технологии ГСО, способствовать осознанию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.
Ход занятия
Учитель истории. Христиане всего мира ежегодно отмечают Пасху Христову - высочайший, торжественнейший, радостнейший Праздник праздников, Торжество торжеств. Праздник Пасхи обозначает воскрешение Иисуса Христа, переход от смерти к жизни, от Земли к Небу.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в XIX в. и узнаем о повседневной жизни семьи купца Я.А. Прозорова накануне и во время Пасхи. А что вы знаете об этой купеческой династии?
Учащиеся. Прозоровы - вятская купеческая династия, по семейным преданиям происходившая из крестьян Якимо-Вагинской волости. Прародитель династии Кир Кириллович Прозоров в 1710 г. уже числился посадским жителем г. Хлынова. Яков Алексеевич Прозоров, купец I гильдии, самый крупный торговец Вятки того времени, родился 27 октября 1816 г. Вел торговлю: хлебом в Архангельске, льном в Лондоне, 5-10 % от прибыли отчислял на благотворительные дела. В 1879 г. пожертвовал Преображенскому и Успенскому монастырям, Владимирской и Спасо-Хлыновской церквям 26 500 рублей. На собственные средства открыл богадельню и дом призрения в городе Вятке для детей бедных граждан. Награжден золотой медалью на Станиславской ленте за службу городским головой г. Вятки (1859-1861), орденом святого Владимира 4-й степени, с предоставлением потомственного дворянского достоинства. Умер в Санкт-Петербурге 4 февраля 1881 г., похоронен в Александро-Невской лавре.
Учитель истории. Каковы цели нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся отвечают по алгоритму, написанному на доске: На уроке узнаю..., научусь.. . (применительно к теме «Пасха в жизни православного человека»).
Учитель химии. Пасхе предшествовал Великий пост, когда у верующих из рациона питания исключались определенного вида продукты. Выберите из предложенного списка названия блюд скоромного и постного стола. Чем отличается скоромный стол от постного ? На столах возьмите раздаточный материал и сделайте задание в группах (см. Приложение № 1).
Учащиеся. Постный стол - это растительно-рыбно-грибной рацион; скоромный - молочно-яично-мясные продукты. Большинство дней в году (от 192 до 216) в XIX в. считались постными и, следовательно, было естественным стремление расширить ассортимент постного стола. Отсюда изобилие в русской кухне грибных (грузди, рыжики, белые, шампиньоны) и рыбных (щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр) блюд, склонность к использованию зерновых, лесных ягод, трав (крапива, лебеда), овощей (капуста, репа, редька, горох, огурцы).
Учитель химии. Как говорили наши предки, «во время поста и пища проста». Давайте заглянем в домовую книгу приказчика Ануфрия, в которой было записано: «В понедельник велел конюху Ивану дров нарубить на всю неделю, да воды наносить в баню и на кухню. Так ты ж, смотри, Господи, управляется легко, аки играючи. Здоровый, как бык! Не постится что ли?».
Как восполняла недостаток витаминов и питательных веществ во время Поста семья купца и прислуга? Поработайте в группах с приложением № 2 «Основные витамины» и сформулируйте ваши выводы.
Учащиеся. Витамины А, Д, Е - зерновые, соевые бобы, листовая зелень. Группа витаминов К - капуста, картофель, стручковые. Витамин В1 - ржаной хлеб, дрожжи, все виды овощей. Витамин В2 - зерновые, орехи. Витамин В6 - дрожжи. Витамин С - морковь, шиповник, смородина, цитрусовые. Фолиевая кислота - дрожжи, свежие овощи и зелень. Витамин В15 - дрожжи, капустный и картофельный сок, овощи и фрукты. Никотинамид - зерновые, дрожжи. Пантотеновая кислота - дрожжи, отруби, фрукты и зеленые овощи.
Учитель истории. Завершает Великий пост Страстная неделя, когда люди особенно усердно молятся. Каждый день имеет свое название и назначение (например, Великий, или Чистый четверг). В Великий Четверг чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму, самым тщательным образом мыли и украшали избу. Обязательным до восхода солнца было купание в бане. Пятница на Страстной неделе - Великий пяток. Это был день наиболее строгого Поста и неустанных молитв. Суббота на Страстной неделе - красильная, именно в этот день красили яйца. Какие способы окраски яиц использовались в семье купца Прозорова?
Учащиеся. В семье купца, возможно, были следующие способы окраски яиц: луковой шелухой, шелковыми тряпочками (маленькими кусочками ярких шелковых тканей), акварельными красками в фарфоровой рюмке; более сложным способом, вероятно, было выведение узоров горячим воском при помощи стального перышка.
Учитель истории. Каждый праздник имеет свои атрибуты, традиции. Пасха не исключение... Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквях провозглашают воскрешение Иисуса Христа. Пасха - величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека (правда, желания должны произноситься прямо на заутрени). Пасхальные обряды, обычаи, некоторые суеверия сохранились до наших дней - всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц и т. д. По православным канонам считается, что обрядовая сторона Пасхи и основные правила празднования окончательно определились в V в. В основном они дошли и до наших дней. В православной Византии праздник проходил особенно торжественно и пышно. Из Византии почитание Пасхи вместе с христианством пришло на Русь. Вопрос: какие легенды, пасхальные обряды, обычаи, суеверия вам известны?
Учащиеся. Обычай дарить в день Воскресения Христова крашеные яйца очень древний, некоторые историки относят начало этого события к апостольским временам. Яйцо -символ не только рождения, но и возрождения, одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей. Согласно одной из легенд, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок. Другая легенда гласит следующее: Иисус, будучи маленьким, любил играть и кормить кур. И Богоматерь, чтобы доставить ему удовольствие, разрисовывала куриные яйца и дарила их в качестве игрушек. Когда начался суд над Христом, Матерь Божья отправилась к Пилату и, чтобы умилостивить его, принесла ему в дар разрисованные с величайшим искусством яйца. Она положила их в свой передник, и, когда пала перед Пилатом на колени, умоляя о Сыне, яйца выкатились из передника и покатились по всему свету... Согласно следующей легенде, после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд была жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На что хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». Это в итоге и случилось...
По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде - увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю. Поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было повидать домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись за алтарем во время крестного хода, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.
По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться домой, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище, чтобы похристосоваться с умершими родственниками.
Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, с которыми обходили загоревшееся строение, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с ними искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне; кости поросенка закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.
В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности, для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. К примеру, охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха. Девушки же тихонько шептали: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в парчонках!»; «Дай, Бог, жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!».
Учитель химии. Вернемся, однако, в семью вятского купца Я.А. Прозорова, где домочадцы после пасхальной службы готовы приступить к утренней трапезе. Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Считается, что обрядовая сторона Пасхи находит свое отражение и в пищевой символике (ведь в Пасху стол не имел никаких запретов на продукты, от чего трепетал утомленный постом желудок).
Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: работая в группах, составьте меню праздничного стола для завтрака, обеда и ужина (в этом поможет раздаточный материал - Приложение № 3).
Учащиеся. Пасхальный стол в семье накрывался на целый день, и все приходящие к купцу в дом приглашались хозяевами к угощению. При сервировке стола скатерть была обязательно светлой или яркой, посуда - самой красивой, парадной; стол, кстати, обязательно украшался цветами.
На завтрак предлагались следующие варианты блюд: Пасха (миндальная и ванильная), пасхальные яйца в блюде со свежими ростками пшеницы или овса, или со специально выращенной травой, вино пасхальное кулич с изюмом; на обед: ассорти сборное, рулет из молочного поросенка, окорок ветчины, телятина, язык говяжий в орехово-чесночном соусе, курица в сухарях со сливочно-коньяч-ным соусом, фаршированная телячья грудинка, сладкий салат из фруктов с орехами, медовый кисель; на ужин: зайчатина (печеная и заливная), разнообразные рыбные блюда (уха из окуней, лосось жареный, щука на пару), вино, фрукты.
Учитель химии. Из домовой книги приказчика Ануфрия: «Третьего дня у Анисьи на кухне ломануло ведерную бутыль с вишневой настойкой, что к Пасхе ставили. Говорили ей, не клади много сахара, не закрывай глухо... Ай, все равно сделала по-своему! Стекло в палец толщиной разлетелось вдребезги! Страсти Господни... Откуда такая силища в вине!». Задание: определите объем углекислого газа, который выделится при разложении 300 г глюкозы.
Учащиеся решают задачу (см. Приложение №4).
Учитель химии. Однако не забывайте о том, что члены купеческой семьи - рачительные хозяева, которые находили применение тому, что осталось после пасхального застолья. Заглянем вновь в домовую книгу приказчика Ануфрия, в которой записано: «Хозяйка дома строго-настрого приказала яичную скорлупу в лукошки собирать, печную золу в мешки складывать, а остатки от свечей в короб класть...». Как вы думаете, для чего?
Учащиеся. Яичная скорлупа могла применяться для раскисления почвы, ее толкли и добавляли в пищу курам, могли и сами есть для укрепления костей, так как в скорлупе содержится кальций; зола - природная косметика, моющее средство для посуды, удобрение в огороде; воск для очистки скатертей, переплавки свечей, смазки обуви.
Учитель истории. Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения, приносившие людям (в том числе семье купца Прозорова) огромную радость и большое удовольствие. Перечислите развлечения, которые могли быть известны домочадцам Прозорова.
Учащиеся.
1. Катание яиц (ставился лоток с определенным наклоном и по лотку скатывали яйцо на одеяло; если яйцо, скатившись с лотка, ударяет уже лежащее на одеяле, то это выигрыш).
Битье яиц на Пасху (один игрок держит яйцо в руке носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца; побеждает тот, у кого яйцо остается целым).
Кто-нибудь из старших заранее прятал в доме или в саду яйца с сюрпризами - картонными или склеенными конвертиками в форме яиц, в которые были вложены маленькие выигрыши; нужно найти как можно больше яиц за определенное время.
Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на городской или деревенской площади) загодя вкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски - возводили общественные качели, где народ толпился с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами.
На Пасху совершался обход дворов, напоминавший святочное колядование. С вечера пасхального воскресения по домам ходили группы мужчин, называемых «волочебника-ми» или «христованниками», которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами величально-поздравительные песни о хозяине дома, жене и их детях. Припев песен обязательно включал традиционное христианское приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!». Волочебникам выносили яйца, сало, пироги, молоко в качестве угощения.
В течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. Наши предки были вполне уверены, что в Светлое Воскресение вспышка утренней зари на востоке небосклона бывает краснее, розовее, нежели в обыкновенные дни, и что солнце при восхождении трепещет, играет.
Из других пасхальных забав можно отметить хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года; обязательным для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.
Учитель истории. Интересно, а сколько дней вообще празднуется Пасха и какие сопутствующие религиозные праздники вам известны?
Учащиеся. После Святого Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле 40 дней, являясь апостолам и приобщая их к тайнам Царствия Божия. Поэтому и Праздник Пасхи празднуется в течение 40 дней.
Первое Воскресенье после Пасхи носит название «Красная горка или Радостное воскресение». В ряде мест старались приурочить к этому празднику свадьбы - день считался счастливым для вступления в брак. Первая неделя после Пасхи называется «Фоминой неделей». Вторник, 9-й день от Пасхи, именуется в народе «Радуницей». После Пасхи вплотную приступали к сельхозработам в поле; это день, когда обязательно ходили на могилы, а вечером веселились. На 25-й день после Пасхи празднуется Преполовение, т. е. середина срока между Пасхой и Троицей. Церковь в этот день молится о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. Праздник Вознесения Господня празднуется в 40-й день по Воскресении Христа - день, в который Господь вознесся на небо. Он всегда приходится на четверг 6-й Пасхальной недели.
Учитель химии. Шумно что-то у церкви... Кричат громко, о чем-то оживленно спорят. Прислушаемся и мы... «Слыхали? Внук купца Якова Алексеевича держал в руках яйцо пасхальное стоимостью всей нашей скотины вместе взятой с домами... Дорогое, наверное, яичко... Да врут все. Не бывает таких яиц, и все тут! Какие могут быть разговоры?!». А как думаете вы?
Учащиеся. Действительно, существовали дорогие пасхальные яйца ювелирного дома Фаберже.
Учитель истории. Сейчас вам предлагается необычное задание: кроссворд-ассоциация. Вы должны вставить в него слова, имеющие отношение к Пасхе, но при этом учитывая количество букв. Небольшая подсказка: ключевое слово кроссворда уже известно - православие (см. Приложение № 5).
Учащиеся разгадывают кроссворд (в Приложении даны ответы, но возможны и другие варианты).
Учитель истории. В завершение урока вам в группах предстоит составить синквейн. Лучший вариант мы запишем на доске. Напомню правила написания синквейна - это стихотворение из 5 строк, которое строится по определенным правилам: 1-я строка-тема описывается одним словом (обычно существительным); 2-я - описание темы двумя прилагательными; 3-я - описание действия в рамках темы тремя глаголами; 4-я - фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме (чувства); 5-я строка - синоним, который раскрывает тему.
Учащиеся предлагают различные варианты, например:
Пасха.
Радостнейшая и торжественнейшая.
Приходит, обнадеживает, умиротворяет.
Радуйтесь люди, Христос Воскрес!
Праздник.
Домашнее задание: составьте рецепты праздничных пасхальных блюд XIX и XX вв. и сравните их между собой (сходство и различия); сравните развлечения при праздновании Пасхи и Масленицы.
Приложения
Приложение № 1.
Задание. Определите, какие блюда являются постными, а какие - скоромными. Грузди, рыжики, грибочки белые, щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр, крапива, лебеда, капуста, репа, редька, горох, огурцы, яйца вареные, ветчина, мясо говяжье вареное, горошек зеленый, капуста квашеная холодная, кисель клюквенный с медом, кубок рейнского вина, творог жирный со сметаной, морковь с медом, щи из свинины, жаркое из баранины, лук, чеснок, репа пареная, редька.
Приложение № 3. Меню пасхального стола.
Завтрак.
Пасхальные яйца в блюде со свежими ростками пшеницы или овса, или со специально выращенной травой.
Пасха миндальная (1 кг свежего некислого творога, 200 г сливочного масла, 2/3 стакана сливок и сахара, 3 яйца, 140 г миндаля, 1/4 ложки ванилина, апельсиновые цукаты для украшения
Пасха Ванильная с изюмом и цукатами (1 кг свежего творога, 1/2 стакана сметаны, соль и сахар по вкусу, 100 г сливочного масла, 2 яйца, 3 столовых ложки изюма без косточек, 2 столовых ложки нарезанных мелкими кубиками цукатов из апельсина).
Кулич с изюмом (1 кг муки, 80 г дрожжей, 400 мл. молока, 200 г сливочного масла, 5 яиц, стакан сахара, 200 г изюма, 2 столовых ложки растительного масла, рома, сахар, соль, щепотка ванили, 3 столовых ложки сливочного масла и молотых орехов).
Вино пасхальное домашнее «Рубиновое» (по 80 г сиропа малинового и вишневого варенья, 320 г сиропа крыжовенного варенья, 1/2 л водки).
Обед-ужин.
Ассорти сборное (150 г сырокопченого окорока, 300 г филе сельди, по 150 г сыра, салями, вареной говядины, 4 маринованных помидора, 10 маслин, 4 маринованных огурца, 3 яйца, луковица, по 2 ветки петрушки и укропа).
Рулет из молочного поросенка (2 кг поросенка, луковица, 300 г ветчины, 150 г шпика,
2 яйца, 1 ложка уксуса, черный перец, соль,
зелень).
Язык говяжий с шампиньонами в орехово-чесночном соусе (1 кг говяжьего языка, 200 г шампиньонов, 2 столовых ложки растительного масла, 2 луковицы, стакан ядер грецких орехов, 4 зубчика чеснока, стакан сметаны, черный перец).
Курица в сухарях со сливочно-коньячным соусом (курица, стакан белого сухого вина, 3 ложки коньяка, по 1/2 стакана панировочных сухарей, сливок, 2 яйца, 5 столовых ложек сливочного масла, 1 луковица,
3 зубчика чеснока, зелень, соль и перец по
вкусу, 1/2 лаврового листа).
Фаршированная телячья грудинка (1 кг телячьей грудинки, 3 столовых ложки жира, соль и перец по вкусу, 60 г шпика, 100 г вареного языка, 80 мл сливок).
Кисель медовый (200 г меда, 4 ложки крахмала, 1 л воды).
Сладкий салат из фруктов с орехами (2 яблока, 3 груши, 4 персика из компота, 3 мандарина, 1/2 лимона, 200 г очищенных грецких орехов, стакан сметаны, 100 г сахарной пудры, 3 столовых ложки вишни из варенья).
Рыбные блюда (уха из окуней, лосось жареный, щука на пару) готовились со свежей зеленью, с морковью, картофелем, луком; соль и перец добавляли по вкусу.
Приложение № 4.
Задача по химии. Определите объем углекислого газа, который выделится при разложении 300 г глюкозы(C6H12O6 → 2СО2 ↑ + 2С2Н5ОН )
Приложение № 2. Основные витамины
Витамины
Источники
Функции
А(ретинол)
Мясо, рыба, молоко, рыбий жир, растительная пища
Рост и обмен веществ; недостаток приводит к прекращению роста и болезням глаз
Д (кальцеферол)
Рыбий жир, масло, яйца, молоко, ростки зерна
Регуляция кальциево-фосфорного обмена; недостаток ведет к размягчению костей у детей
Е (токоферол)
Зерновые, растительные масла, соевые бобы, листовая зелень
Энергетический и белковый обмен, обмен нуклеиновых кислот
Группа К
Капуста, шпинат, крапива, картофель, стручковые
Воздействуют на образование в крови протромбина; недостаток приводит к кровотечению и плохой свертываемости крови
B1 (тиамин)
Мясо, печень, почки, ржаной хлеб, пшеничные ростки, дрожжи, соевые бобы, картофель, стручковые, все виды овощей
Обмен веществ; недостаток приводит к плохому самочувствию, потере веса, аппетита, понижению работоспособности, нервозности
В2 (рибофлавин)
Молоко, яйца, дрожжи, зерновые, орехи, овощи
Клеточный обмен, процессы дыхания, регулирование работы желудочно-кишечного тракта; недостаток приводит к вялости, утомляемости, бессоннице, ослаблению зрения, нарушению пищеварительных процессов, задержке роста, выпадению волос
В6(пиродоксин)
Дрожжи, молоко, печень
Обмен веществ, влияет на деятельность нервной системы
В12 (цианкоболамин)
Продукты животного происхождения
Нормализует деятельность нервной системы, обмен веществ
Фолиевая кислота
Дрожжи, печень, почки, свежие овощи, зелень, бобовые
Обмен веществ, стимулирует рост, уменьшает отложение жира во внутренних органах
В15(панангиновая кислота)
Дрожжи, семена растений, рисовые отруби, овощи и фрукты, капустный и картофельный соки
Улучшает жировой обмен, применяется при лечении сердца и сосудов, возможно нарушение работы пищеварительного тракта
Р и С
Цитрусовые, смородина, шиповник, шпинат, капуста, помидоры, облепиха, морковь
Играют роль в деятельности клеточных ферментов и обмене веществ, укрепляют защитные силы организма в борьбе с инфекциями; недостаток вызывает плохое самочувствие, снижение работоспособности, снижает сопротивляемость к инфекциям
РР (никотамид)
Зерновые, дрожжи, печень, почки
Обмен веществ, влияет на деятельность нервной системы; при недостатке - потеря аппетита, тошнота, депрессия, растерянность, возможно нарушение работы пищеварительного тракта
Пантотеновая кислота
Дрожжи, отруби, зерновые, зеленые овощи, молоко, желток, стручковые
Участвует в функциях печени и надпочечников; недостаток приводит к нарушению их работы
Приложение № 4. Задача по химии. Определите объем углекислого газа, который выделится при разложении 300 г глюкозы(C6H12O6 → 2СО2 ↑ + 2С2Н5ОН )
Х 1,67 моль
m t
_ 2 моль 1 моль
Найти:
V (CO2) =?
М(C6H12O6) = 12*6 + 12*1 + 16*6 = 180 г/моль
Vm (CO2) = 22.4 л/моль υ (C6H12O6) = m/М = 300г/180г/моль = 1,67моль
Х = = 3,34моль
1 2 1
V(CO2) = 3.34моль * 22,4л/моль = 74,8 л
Ответ : V(CO2) = 74,8 л
Приложение № 5.
Задание. Вставьте слова, имеющие отношение к теме занятия, в кроссворд, учитывая количество букв и ключевое слово - православие
П
Р
А
В
О
С
Л
А
В
И
Е
П
О
Р
О
С
Е
Н
О
К
Х
Р
И
С
Т
О
С
Р
А
Д
У
Н
И
Ц
А
В
О
С
К
Р
Е
Ш
Е
Н
И
Е
Б
О
Г
О
Р
О
Д
И
Ц
А
П
А
С
Х
А
К
У
Л
И
Ч
Ф
А
Б
Е
Р
Ж
Е
М
О
Л
И
Т
В
А
М
И
Р
О
К
А
Ч
Е
Л
И
Литература (для подготовки учителям и учащимся)
Журнал «История в школе» 2010 год №____ А.В. Шибанов, стр.
Времена года. Православный народный календарь. Пермь, 1992. С. 275-283.
Народный дневник. Народные праздники и обычаи. М., 1991. С. 171-175.
Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. М., 1991. С. 60-65.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., 2007. С. 568-575.
Трифоненко Л. Искусная хозяйка: Рецепты. М., 2005. С. 100-104.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 2005. С. 230-241.
Энциклопедия Земли Вятской. Т. 6. Знатные люди. Киров, 1996. С. 357-358.
Пасхальное богослужение http://img-fotki.yandex.ru/get/3409/repinael2008.2/0_a782_2e1dbc97_XL
Псков http://pravkniga.ru/post.html
Пасхальные игры1 http://salons.su/spb/articles/magazine/daybyday/eastsim
Праздник http://www.parenting.ru/s.php/1779.htm
Катание яиц http://www.kamenka-lan.ru/index.php?name=komsomolka&op=ssylka&den=20.04.2006&id=12
Пасхальные качели http://komi.com/Folk/myth/585.htm
Икона http://www.pravmir.ru/xristos-voskres-no-pochemu-v-mire-stolko-stradaniya/
Воскресение http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Resurreccion_Prado.jpg
Колокола: http://fotki.yandex.ru/users/lln222/view/151309/?page=1
Пасхальный звон: http://www.dyachkov.ru/pasha.htm
Портрет Я.Прозорова. http://www.vcci.ru/merkuriy/article_detail.php?ID=14640
Задание. Вставьте слова, имеющие отношение к теме занятия, в кроссворд, учитывая количество букв и ключевое слово - православие
П
Р
А
В
О
С
Л
А
В
И
Е
Задание. Вставьте слова, имеющие отношение к теме занятия, в кроссворд, учитывая количество букв и ключевое слово - православие
П
Р
А
В
О
С
Л
А
В
И
Е
Задание. Вставьте слова, имеющие отношение к теме занятия, в кроссворд, учитывая количество букв и ключевое слово - православие
П
Р
А
В
О
С
Л
А
В
И
Е
Приложение № 1.
Задание. Определите, какие блюда являются постными, а какие - скоромными. Грузди, рыжики, грибочки белые, щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр, крапива, лебеда, капуста, репа, редька, горох, огурцы, яйца вареные, ветчина, мясо говяжье вареное, горошек зеленый, капуста квашеная холодная, кисель клюквенный с медом, кубок рейнского вина, творог жирный со сметаной, морковь с медом, щи из свинины, жаркое из баранины, лук, чеснок, репа пареная, редька.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение № 1.
Задание. Определите, какие блюда являются постными, а какие - скоромными. Грузди, рыжики, грибочки белые, щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр, крапива, лебеда, капуста, репа, редька, горох, огурцы, яйца вареные, ветчина, мясо говяжье вареное, горошек зеленый, капуста квашеная холодная, кисель клюквенный с медом, кубок рейнского вина, творог жирный со сметаной, морковь с медом, щи из свинины, жаркое из баранины, лук, чеснок, репа пареная, редька.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение № 1.
Задание. Определите, какие блюда являются постными, а какие - скоромными. Грузди, рыжики, грибочки белые, щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр, крапива, лебеда, капуста, репа, редька, горох, огурцы, яйца вареные, ветчина, мясо говяжье вареное, горошек зеленый, капуста квашеная холодная, кисель клюквенный с медом, кубок рейнского вина, творог жирный со сметаной, морковь с медом, щи из свинины, жаркое из баранины, лук, чеснок, репа пареная, редька.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение № 1.
Задание. Определите, какие блюда являются постными, а какие - скоромными. Грузди, рыжики, грибочки белые, щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр, крапива, лебеда, капуста, репа, редька, горох, огурцы, яйца вареные, ветчина, мясо говяжье вареное, горошек зеленый, капуста квашеная холодная, кисель клюквенный с медом, кубок рейнского вина, творог жирный со сметаной, морковь с медом, щи из свинины, жаркое из баранины, лук, чеснок, репа пареная, редька.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение № 1.
Задание. Определите, какие блюда являются постными, а какие - скоромными. Грузди, рыжики, грибочки белые, щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр, крапива, лебеда, капуста, репа, редька, горох, огурцы, яйца вареные, ветчина, мясо говяжье вареное, горошек зеленый, капуста квашеная холодная, кисель клюквенный с медом, кубок рейнского вина, творог жирный со сметаной, морковь с медом, щи из свинины, жаркое из баранины, лук, чеснок, репа пареная, редька.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение № 1.
Задание. Определите, какие блюда являются постными, а какие - скоромными. Грузди, рыжики, грибочки белые, щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр, крапива, лебеда, капуста, репа, редька, горох, огурцы, яйца вареные, ветчина, мясо говяжье вареное, горошек зеленый, капуста квашеная холодная, кисель клюквенный с медом, кубок рейнского вина, творог жирный со сметаной, морковь с медом, щи из свинины, жаркое из баранины, лук, чеснок, репа пареная, редька.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ