Драйзер, Теодор
План
Введение
1 Ранние годы
2 Журналистика
3.1 Романы
3.2 Очерки и рассказы
4 Общественная деятельность
5 Произведения
5.1 Романы
5.2 Сборники рассказов
5.3 Автобиографии
5.4 Публицистика
6 Библиография
7 Интересные факты
Введение
Теодор Драйзер (англ. Theodore Herman Albert Dreiser; 27 августа 1871, Терре-Хот, штат Индиана — 28 декабря 1945, Голливуд) — американский писатель и общественный деятель.
1. Ранние годы
27 августа 1871 года в городке Терре-Хот (штат Индиана) родился Герман Теодор Драйзер, девятый ребенок в семье. Отец-Джон Поль Драйзер, мать – Сара Мария Драйзер.
Раннее детство писателя было наполнено голодом и холодом. Погруженный в религиозные думы, отец перестал быть опорой семьи, и вся тяжесть забот о пропитании свалилась на плечи матери.
Дети любили мать и старались помогать чем только могли. Пятилетний Теодор вместе с братьями частенько собирал уголь на железной дороге, чтобы в доме было тепло. Когда стал постарше – вместе с сестрой разносил заказчикам пакеты с бельем, которое выстирала и отутюжила мать. “Как ни был я мал, я все же сознавал страдания, выпавшие на долю моей матери, - писал Драйзер впоследствии об этих годах. – Мне вспоминаются долгие, мрачные, серые, холодные дни; скудная еда, состоящая из картошки или чечевицы. Ребенком, в особенности в эти годы, я не однажды был голоден”.
В шестилетнем возрасте Теодора отдали в небольшую немецкую католическую школу. В памяти писателя от этих первых ученических лет остались долгие часы тягостных служб, недоброжелательные лица церковников.
Материальное положение семейства все ухудшалось. Было принято решение временно разъехаться и попытать счастья в другом месте. Мать с тремя младшими детьми (Эдом, Теодором и Терезой) переехала в городок Салливан. Здесь летом 1879 года ей удалось снять недорогой коттедж с небольшим участком, и она снова стала зарабатывать на жизнь стиркой и уборкой. Дети по-прежнему разносили пакеты с бельем, собирали на железной дороге уголь.
Несмотря на нужду, эти годы писатель вспоминал с благодарностью: “Если бы меня попросили указать какой-то период моей юности или даже всей жизни, о котором я мог бы сказать, что он представляет собой единство простоты, чудес, красоты…я бы остановился на двух-трех годах, которые прошли в простом небольшом белом домишке, приютившем нас в Салливане ”.
В 1884 году Драйзеры переезжают в Чикаго. Теодор вместе с младшим братишкой Эдом торгует газетами. Однако вскоре оказалось, что жизнь в Чикаго требует значительно больше средств, чем имела семья. Было решено опять переехать в какой-нибудь небольшой городок, где жилье и питание значительно дешевле.
Драйзеры оседают в город Варшава (штате Индиана). Драйзер вспоминает: “Мне всегда приятно сознавать, что именно здесь жизнь нашей семьи стала простой, консервативной, хорошо ухоженной – такой, как того больше всего хотелось моей матери ”. Теодор впервые пошел не в церковную, а в муниципальную городскую школу. Он увлекается языком и литературой, читает много книг.
В 1887 году Драйзер оканчивает среднюю школу и отправляется на поиски счастья в Чикаго. С помощью знакомых он попытался поступить мойщиком железнодорожных вагонов, но уже к середине первого дня понял, что эта тяжелая работа ему не под силу. Вскоре Теодор устраивается уборщиком, мойщиком посуды и посыльным в захудалый ресторан. Пять долларов в неделю плюс бесплатное питание – такими были условия. С раннего утра до позднего вечера он чистил овощи, мыл посуду, таскал уголь и дрова. Положенное трехразовое питание не лезло в глотку. Именно в эти месяцы он на всю жизнь испортил себе желудок. Через несколько месяцев он не выдерживает условий работы в ресторане и снова оказывается безработным. Драйзер поступает подносчиком на оптовый склад скобяных товаров.
В 1889 году, благодаря помощи своей бывшей школьной учительницы Милред Филдинг, оплатившей год обучения, Драйзер становится студентом Индианского университета. Он изучает латинский язык, философию, геометрию, алгебру, но больше всего увлекается литературой и историей. Зачитывается произведениями Льва Толстого, книгами Спенсера, Гексли. В конце года Теодор успешно сдает все экзамены, но поскольку оплачивать дальнейшее обучение нет возможности, то он возвращается в Чикаго и устраивается клерком в контору по торговле недвижимым имуществом.
В ноябре 1890 года жизнь нанесла Теодору тяжелый удар – умерла его любимая мать. Вскоре контора, в которой он работал, закрывается и Драйзер устраивается возчиком фургона одной из прачечных, собирает грязное белье и развозит чистое. За восемь долларов он работает шесть дней в неделю с шести утра до восьми вечера. Далее по рекомендации одной из клиенток ему удается получить более оплачиваемую работу – сборщика взносов для фирмы, продающей вещи в рассрочку. Новая работа помогает ему углубить знание жизни большого города, раскрывает перед ним разнообразные человеческие отношения. В это время Драйзер впервые задумывается посвятить себя литературе. У него появляется идея попробовать себя на репортерском поприще в какой-нибудь газете.
2. Журналистика
Драйзер решает стать репортёром. В 1892—1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переезжает в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организует музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начинает работать редактором. В 1897 году покидает журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».
Одна из первых опубликованных Драйзером литературных работ — очерк «Артистический квартал Нью-Йорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле» (журнал «Метрополитен», ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 году Драйзер опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Драйзер указал в интервью для справочника «Кто есть кто в Америке» (1899), что им были написаны две книги: «Исследование о знаменитых современниках» — очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. — и «Поэмы».
Литература
5.1. Романы
Обычно библиография работ Драйзера начинается с его романа «Сестра Керри» (1900). Этим произведением Драйзер продолжал реалистические традиции писателей Америки конца XIX века (Ф. Норрис, С. Крейн), но уже в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как «безнравственное» произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 году Драйзер опубликовал свой второй роман — «Дженни Герхардт», в котором развивает мотивы «Сестры Керри». Американская пресса обошла выход романа молчанием.
Романом «Финансист» (1912) Драйзер начал свою монументальную «Трилогию желания». В её основу положена история жизни миллионера Ч. Йеркса. Герой «Трилогии» (второй том — «Титан», 1914; к третьему тому — «Стоик» — Драйзер приступил в январе 1929 года) — Фрэнк Каупервуд; Драйзер показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Каупервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Каупервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. В романе «Титан» Драйзер развёртывает жизнь Каупервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии.
«Трилогия желания» — значительнейшее произведение американской и европейской литературы XX века. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Драйзер быт и нравы финансовой среды.
Нападки консервативной критики особенно усилились после публикации в 1916 году романа «Гений», который Драйзер считает своим лучшим произведением. По настоянию «Общества уничтожения порока» суд запретил распространение романа, и лишь позднее этот запрет был снят. Тема романа — власть денег и чувственности над искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования которого сводится только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности.
В своём романе «Американская трагедия» (1925) Драйзер выводит среднего американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, — его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс — жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в «Американской трагедии» даёт широкую картину нравов и быта изображаемой им среды. Роман считается одним из самых успешных произведений писателя. Сразу после выхода он получил хорошие отзывы критики. В 1930 году киностудия Paramount Pictures заказывает сценарий советскому режиссёру Сергею Эйзенштейну. Однако спустя месяц контракт оказывается расторгнутым — сценарий не устраивает студию. Кроме того, организация Hollywood Technical Director’s Institute начинает критику режиссёра из СССР. В 1931 году Драйзер подал в суд на студию. По словам писателя, в фильме режиссёра Йозефа фон Штернберга был искажён смысл его книги.
Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзер в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.
Драйзер во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера её углубление.
В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с Paramount о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы награждает Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.
3.2. Очерки и рассказы
Драйзеру принадлежат два сборника рассказов — «Освобождение» (1918) и «Цепи», в которых разрабатываются главным образом психологические и сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: «Рука гончара» (1919) и «Пьесы естественные и сверхъестественные» (1916).
Ранние очерки Драйзера о Нью-Йорке собраны в его книге «Картина великого города» (1923). «Hey Rub-A-Dub-Dub» (1919) — сборник статей Драйзера, из которых наиболее интересна статья «Американский финансист». В 1926 вышел том стихотворений Драйзера: «Настроения», близких по форме к Уитмену. Кроме указанных, Драйзером написаны ещё следующие произведения: «Книга о себе» (1922, является вторым томом автобиографического цикла; первый том «Заря» закончен Драйзером в конце 1928), «Каникулы» (1916) и «Сорокалетний путешественник» (1913) — книги путешествий.
В «Галерее женщин» (1928) собраны биографические очерки Драйзера, так же как и в книге «Двенадцать мужчин».
Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Но «Галерея женщин» резко отличается от «Двенадцати мужчин» тем, что Драйзер подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения не только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов. Роман Драйзера — «Безумие» (1929) представляет собою ряд любовных эпизодов, объединённых тем, что в центре их поставлен один герой — сам автор.
В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.
В мае 1931 года выходит автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.
4. Общественная деятельность
В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».
В начале 1930-х годов в горнорудных районах США — Харлане и Белле произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета защиты политических заключенных Драйзер отправляется на место событий. Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел — избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1932 году он издает книгу «Трагическая Америка».
Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата американской компартии в избирательной кампании. В 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.
В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с членами английского правительства. В США ему удалось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался организовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию по указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.
В июле 1945 года Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.
Теодор Драйзер скончался 28 декабря 1945 года на 75 году жизни.
5. Произведения
5.1. Романы
1900 — Сестра Керри
1911 — Дженни Герхардт
1912 — Финансист
1914 — Титан
1915 — Гений
1925 — Американская трагедия
1946 — Оплот
1947 — Стоик
5.2. Сборники рассказов
1918 — Освобождение
1919 — 12 мужчин
1923 — Краски большого города
1927 — Цепи
1929 — Галерея женщин
Автобиографии1929 — Газетные будни1931 — Заря Публицистика
1920 — Бей, барабан
1928 — Драйзер смотрит на Россию
1931 — Трагическая Америка
1941 — Америку стоит спасать
6. Библиография
Краски Нью-Йорка («Картина великого города»), перев. В. П. Стелецкого, Л., 1927;
Динамов С., Теодор Драйзер, «Книгоноша», 1926, Ї 33;
Бенни Я., О романах Теодора Драйзера, «Новый мир», 1928, IX;
Раско Б., Творчество Теодора Драйзера, «На литературном посту», 1928, XI—XII.
Theodore Dreiser by Burton Lascol, N.-Y., 1925;
Th. Dreiser, A Bibliography, by Ed. D. Mc Donald, Филадельфия, 1928;
Dreiser before «Sister Carrie», by Ed. D. Mc Donald, «The Bookman», v. LXVII, Ї 4, 1928.
7. Интересные факты
Драйзер — один из социотипов в соционике.
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Драйзер,_Теодор
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ