Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья
ДРЕВНЕЙШИЕ ПЛЕМЕНА, НАРОДНОСТИ И ГОСУДАРСТВА АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ
План:
1. Армянское нагорье и сопредельные страны
2. Каменный и бронзовый века на территории Армянского нагорья
3. Древнейшие этнические образования на территории Армянского нагорья и сопредельных стран
4. Государство Урарту
1. Армянское нагорье и сопредельные страны
В историческом прошлом жизнь армянского народа протекала на территории, известной в географической науке под названием Армянского нагорья. Советская Армения занимает северо-восточную часть этой территории.
Армянское нагорье известно многочисленными горными хребтами, плоскогорьями и потухшими вулканами. Оно находится между Малоазийским и Иранским плоскогорьями, в северо-западной части Передней Азии, занимает территорию от 37°30' до 40°15' северной широты и от 38° до 47° восточной долготы. Нагорье имеет в среднем высоту 1500—1800 метров над уровнем моря и, будучи выше окружающих стран, иногда называется «горным островом». Средняя часть нагорья представляет собой обширное плоскогорье, изрезанное горами и долинами. Окруженная естественной стеной многочисленных горных хребтов и гор, эта средняя часть нагорья в древности была известна под названием Срединной страны (Миджнашхар).
Беря начало от вершин Арарата, на запад до реки Евфрат тянется горная цепь Армянского хребта, который вместе с составляющими его продолжение горами делит Срединную страну на северную и южную части. Обширный вулканический массив горы Арарат (Масис) с ее вершинами—Большим Араратом (5165 м) и Малым Араратом (3925 м)—находится почти в центре Армянского нагорья.
Северную границу Армянского нагорья составляют Восточно-Понтийские горы. Их продолжением является горная система Малого Кавказа, которая тянется от берегов Черного моря до Мегринского ущелья р. Аракс и состоит из ряда горных цепей. К западу от них возвышается огромный вулканический массив горы Арагац (4090 м). На широко раскинувшихся пологих склонах Арагаца, богатых родниками и естественными пастбищами, люди занимались скотоводством и земледелием с незапамятных времен.
Складчатая дуга Армянского Тавра обрамляет Срединную страну с юга. Южные окраинные области древней Армении (Алдзник, Сасун, Мокк, Кордук) простирались в районе отрогов Армянского Тавра и охватывали долины Западного и Восточного Тигра.
К югу от Армянского хребта находится обширное плато с несколькими горными массивами. К их числу относится Бюракн (в древности Серманц, 3650 м) с его пастбищами, многочисленными студеными родниками и озерцами, благодаря которым он получил свое название (Бюракн—«Десять тысяч источников», Бингёл). На восток от него простираются горы Цахканц с их вулканической вершиной Тондрак (3542 м). На юго-западе от гор Цахканц, недалеко от северного берега оз. Ван возвышается вулканический массив Сипан (в древности Нех-Масик, главная вершина его имеет высоту 4434 м), который на юго-западе соединяется с вершиной Саракн (3050 м), имеющей огромный кратер.
Между горными хребтами Армении расположен ряд замкнутых возвышенных плато, плодородных долин и равнин. Наиболее известны среди них Араратская, Таронская (Мушская), Харбердская, Ерзинкайская, Багревандекая (Алашкертская) и Ширакская долины. По обе стороны среднего течения реки Аракс, между горами Арарат (Масис) и Арагац и устьями рек Ахурян и Арпа, раскинулась обширная и плодородная Араратская равнина—сердце Армянского нагорья. Араратская равнина издавна была центром экономической, политической и культурной жизни армянского народа. Здесь находились столицы древней Армении—Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Двин, а в наше время— Ереван. На запад и северо-восток от подножия Арагаца расстилается плодородная Ширакская равнина, где находилась столица средневековой Армении Ани.
Окруженное горными хребтами Армянское нагорье получает мало влаги. Континентальным климатом отличается в особенности Срединная страна с холодной зимой и жарким, сухим летом, но в отдельных ее местностях климат умеренный. Бросается в глаза резкая разница между климатическими условиями низменных равнин и соседних высоких гор. Дожди обычно выпадают весной и способствуют появлению в горах и на .равнинах пышной растительности. Араратская равнина имеет сухой, континентальный климат: в Ереване, расположенном на высоте около 3000 м над уровнем моря, средняя температура в январе бывает—6,4°, в июле +25°.
Армянское нагорье является водоразделом ряда больших рек Передней Азии. Отсюда берут начало Евфрат и Тигр, впадающие в Персидский залив, Чорох и Гайлгет, впадающие в Черное море, Кура и Араке, впадающие в Каспийское море, и их многочисленные притоки. Евфрат (длина 2700 км, из них 500 км в пределах- Армянского нагорья) имеет два рукава: Западный Евфрат, который берет начало в горах
Цахкавет, севернее города Карина (Эрзерума), и Восточный Евфрат, или Арацани, берущий начало в горах Цахканц. Одним из притоков Арацани является Меграгет, протекающий по плодородной Таронской равнине. Река Тигр (длина 1950 км, из них 380 км в пределах Армянского нагорья) также имеет два рукава—Западный Тигр и Восточный Тигр, первый из которых берет начало с юго-западных, а второй— с юго-восточных склонов Армянского Тавра; они соединяются около города Сгерд. Река Араке (в древности Ерасх, 314 км) начинается с северных склонов Бюракнских (Бингёль-ских) гор, на Басенской равнине сворачивает на восток и течет по глубокому Кагзванскому ущелью, в древности называвшемуся Ерасхадзором. Принимая слева реку Ахурян, Араке затем течет по обширной Араратской равнине. Здесь его левыми притоками являются Касах, Раздан, Азат и др. Связанная с Араксом и его притоками система каналов орошает виноградники и плодовые сады, а также плантации технических культур Араратской равнины. В народе эту реку часто называли Матерью-Араксом.
Нагорье богато большими и малыми озерами. Озеро Севан (в древности—Гегамское море) является самым высокогорным среди больших пресноводных озер мира (находится на высоте около 1900 м над уровнем моря, поверхность—немногим меньше 1400 кв. км). В озеро впадают до 20 речек, а из него вытекает только одна река—Раздан (Зангу). Среди рыб, которые водятся в Севане, большой известностью пользуется местный вид форели—ишхан.
Ванское озеро (в древности Тосп, или Бзнунийское море) находится на высоте 1720 м над уровнем моря. Поверхность озера равна 3733 кв. км. Воды озера соленые. С древнейших времен здесь занимались рыболовством, добычей соли и селитры.
Озеро Урмия (в древности Капутан) расположено в одной из впадин, лежащих между Армянским нагорьем и Иранским плоскогорьем.
Кроме этих трех больших озер, имеются многочисленные маленькие горные пресноводные озера. К ним относятся Арпи, Арчак (в Васпуракане), Гайлату (в Коговите), Цовк (ныне Гельджук) и др.
Геологическое строение и климатическое разнообразие породили разнообразие почв и растительности нагорья: плодородные поля сменяются каменистыми почвами с фруктовыми садами. Срединная страна бедна лесами. Лиственные и, частично, хвойные леса встречаются преимущественно в Гугарке, долине Агстева, в Сюнике, а также на южных склонах Восточного Понта и Армянского Тавра. На высоте около 2000 м над уровнем моря начинается альпийская зона это район прославленных пастбищ Армянского нагорья с пышной луговой растительностью.
Главным занятием населения горных долин издревле было выращивание зерновых, виноградной лозы, льна, кунжута, а также плодовых деревьев—абрикоса, персика, черешни, яблони и др.
Армянское нагорье богато дикими животными. Из копыных млекопитающих здесь водятся благородный олень, косуля, горный козел, встречается также армянский муфлон, а в тростниковых зарослях долины Аракса—кабан. Из хищников обычны волк, лиса, медведь, гиена; из птиц—орел, гриф, коршун, сокол, аист, куропатка, утка, дрофа, перепелка, фазан и др.
Недра нагорья богаты полезными ископаемыми. В горах ряда областей с древнейших времен добывали медь, железо, свинец, серебро, золото и каменную соль. Особенно славились медные рудники в Гугарке и Сюнике, соляные копи в Кохбе, Катанане и Нахчаване. Издавна пользуются известностью строительные материалы нагорья—туф и мрамор разных цветов, базальт, пемза и др. Имеются также запасы железа, меди, свинца, золота, молибдена, каменной соли и т. д.
Нагорье известно разнообразными лечебными минеральными водами—«джермуками» (горячими источниками)- и кислыми водами. На базе их в годы Советской власти возникли здравницы Арзни, Джермук и др.
Армянское нагорье сообщалось с внешним миром через горные проходы, именовавшиеся в древности «вратами». Через нагорье проходили два важнейших торговых и военных пути древнего мира, которые связывали Восток с Западом. Военно-стратегическое и торговое значение Армянского нагорья являлось одной из важных причин многих войн между державами Средиземноморья и Передней Азии. Ареной этих войн обычно становились Армения и соседние страны. Узлом основных магистралей торгового обмена между Востоком и Западом была Араратская равнина. С севером Армению связывали пути, проходившие через Грузию и Кавказскую Албанию (Агванк) вдоль побережья Черного и Каспийского морей.
Древняя Армения была разделена на пятнадцать крупных областей или «земель». Наиболее известными из них были Айрарат, Васпуракан, Сюник, Арцах, Гугарк, Высокая Армения, Туруберан, Алдзник, Цопк. Каждая область в условиях натурального хозяйства и географической замкнутости представляла не только отдельную экономическую единицу, но имела свои особые обычаи, диалект и культурные традиции.
наверх^
2. Каменный и бронзовый века на территории Армянского нагорья
Происхождение человека относится ко времени, отдаленному от нас более чем на два миллиона лет. Из первых человекоподобных, благодаря трудовой деятельности, постепенно сложился человек в его сегодняшнем облике. Выпрямилась осанка, развились конечности, кисть руки приобрела способность к тонкой работе, появилась членораздельная речь, развился мозг человека. Все это произошло в рамках эпохи; именуемой в науке древнекаменным веком—палеолитом.
Во многих районах Армянского нагорья обнаружены-следы деятельности человека эпохи палеолита, изготовлявшиеся и применявшиеся им орудия труда. Среди таких находок особой полнотой отличаются коллекции, собранные на территории Армянской ССР (гора Артин, окрестности курорта Арзни и др.). Они показывают, во-первых, что Армянское нагорье принадлежало к областям древнейшего расселения человека и, во-вторых, что деятельность человека продолжалась здесь непрерывно в течение всех периодов древнекаменного века—нижнего палеолита (до 100 тыс. лет до нашего времени), среднего палеолита (до 40 тыс. лет) и верхнего палеолита (40 тыс. лет—15—12 тыс. лет тому назад).
От первоначального универсального каменного рубила— грушевидного грубо оббитого многоцелевого орудия труда;— человек за эти сотни тысячелетий перешел к применению многочисленных специализированных, обработанных орудий, которыми можно было резать, сверлить, скоблить дерево, кость, рог и прочие материалы. Человек получил возможность охотиться на таких распространенных в то время крупных животных, как мамонт, северный олень, бык, дикая лошадь, а также заниматься примитивным рыболовством. Огромным достижением явилось изобретение способа искусственного добывания огня. Смягчение климата, наступившее в конце эпохи верхнего палеолита и отступление ледников создали новые благоприятные условия для дальнейшего развития деятельности человека.
Заключительный период каменного века— новокаменный век представлен на территории Армении рядом поселений, относящихся к VIII—середине V тыс. до н. э. Искусство обработки камня достигло совершенства—орудия шлифуются. Каменный топор с деревянным топорищем дает возможность мастерить средства передвижения и перевозки—повозки и лодки. Получают дальнейшее развитие Земледелие и скотоводство. Создаются искусственные жилища. Изготовляются первые глиняные сосуды; они пока еще грубы и шероховаты, не обожжены, но у них большое будущее. Племена, состоящие из родов, укрепляются и, в свою очередь, объединяются в племенные союзы, на первых порах еще непрочные.
Следующий, медно-каменный период, или энеолит, датирующийся в Армении второй половиной V тыс. и IV тыс. до н. э. (поселения Шамирамалты, Техут, Кюль-тапа и др.), ознаменован завершением оформления раннего земледелия и скотоводства: изготовляются разнообразные орудия для обработки земли и сбора урожая, приручаются и разводятся коза, овца, свинья, крупный рогатый скот (последний используется и как тягловая сила); возникает ткачество из шерстяных и растительных ниток; развивается и разветвляется керамическое производство. Важнейшим достижением эпохи является изготовление изделий из меди. Металл еще долгое время используется параллельно с камнем, и формы металлических орудий до поры повторяют формы каменных. Эпоха энеолита характеризуется также началом широких межрегиональных связей.
III тыс. до н. э. для наиболее развитых к тому времени стран земного шара явилось временем возникновения государств. Первые государства образовались в плодородных речных долинах: в долине Нила—Египет, в долине Тигра и Евфрата—Шумер и Аккад. Влияние их цивилизации проникает в соседние страны, в том числе на Армянское нагорье. Здесь в этот период еще господствует родовое общество, продолжается переход его от матриархата к патриархату, при сотором ступени родства определяются уже по отцовской линии. Такой переход был связан с ростом материального производства и, параллельно, с ростом роли и значения мужчины в.экономической и общественной сферах. К концу этого периода намечается и имущественная дифференциация населения—выделение и усиление родоплеменной знати.
III—II тыс. до н. э. на Армянском нагорье—эпоха бронзы. В этот период производительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает пахотное земледелие, применяются примитивные способы орошения земли, и на этой основе развивается также садоводство. В число одомашненных животных включается лошадь. Ремесла развиваются и специализируются, наряду с прогрессом традиционных ремёсел—обработки камня, кости, кожи, дерева, керамического 'производства, наблюдаются крупные достижения в металлургии. В качестве основного материала медь заменяется бронзой—сплавом меди с оловом. Этот сплав значительно превосходит чистую медь твердостью и режущей способностью. Умножаются виды бронзовых орудий труда, бытовых предметов и украшений, оружейное дело выделяется в отдельное ремесло. Развивается ювелирное дело, изделия из золота, серебра и полудрагоценных камней приобретают изящество и тонкость.
Остатки продукции ремесленного производства обильно .представлены в памятниках бронзового века Армянского нагорья (Шенгавит, Мохраблур и др.) и в богатейших погребениях (Трехк-Триалети, Кировакан, Лчашен). Эти материалы, как и обнаруженные в горах Армении наскальные изображения, также свидетельствуют о процессе социального и духовного развития общества, который вел к разложению первобытнообщинного строя. В руках родоплеменной знати концентрируются лучшие пахотные земли, обширные стада и другие богатства. В средний и поздний период бронзы погребения представителей этого слоя общества выделяются особой роскошью, содержат большое количество вещей— великолепные разукрашенные погребальные повозки, высокохудожественно выполненное оружие и украшения, а также скелеты убитых и захороненных со своими хозяевами рабов. Общество быстро продвигается по пути классообразования. Примитивные первобытные религиозные представления перерастают в сложную систему, где находит свое место культ сил природы и небесных явлений, предков, верования, связанные с охотой и плодородием, олицетворенные в человекоподобных или представляемых в виде животных божествах.
В это время получают широкое распространение построенные из огромных каменных блоков так называемые циклопические крепости, что указывает на учащение межплеменных столкновений. Это обстоятельство еще более укрепляет позиции родоплеменной знати. Общество находится в преддверии образования государства.
К концу II тыс. до н. э. на Армянском нагорье начинается использование железа, и тем самым на смену бронзовому веку приходит железный. Высокие качества этого нового материала дают новый толчок развитию производительных сил.
наверх^
3. Древнейшие этнические образования на территории Армянского нагорья и сопредельных стран
Какие народности и племена населяли Армянское нагорье? О древнейшем периоде имеется пока еще мало сведений. Некоторые общие черты материальной культуры свидетельствуют об, этнической общности значительной части населения нагорья уже в IV—III тыс. до н. э. Это были племена субарейцев или хурритов, часть которых в середине III тыс., по-видимому, мигрировала к берегам Средиземного «оря. В ряде местностей этого района археологами обнаружены памятники материальной культуры (в частности, керамические изделия), сходной по форме с культурой племен Армянского нагорья.
Для II тыс. до н. э., благодаря сохранившимся в письменных памятниках свидетельствам, картина племен и народностей, населявших Армянское нагорье и близрасположеные области, существенно проясняется. Южная зона нагорья была населена родственными друг другу хурритскими и урартскими племенами. Хурриты обитали на территории, расположенной от западной излучины Евфрата до озера Ван (страны Алзи, Пурулумзи, Шубриа и др.). Однако основная масса их жила южнее, на территории, простиравшейся/ от Средиземного моря через северную Месопотамию к Ассирии и Вавилонии. Именно в северной Месопотамии в XVI до н. э. хурриты создали свое государство Митанни со столицей Вашшугане. Это государство держало под своим полиггическим влиянием Ассирию, южную часть Армянского наворья, страны долины верхнего течения Евфрата и некоторое время играло ведущую роль в Передней Азии. Оно состояло р тесной связи с могущественными государствами этого периода— Вавилонией, Египтом и Хатти (Хеттслнм царством).
Хурриты создали богатую материальную и духовную культуру и на основе аккадского (вавилоно-ассирийского) клинописного письма разработали собственную письменность. Государство Митанни в XIV в. ослабло под ударами Хатти и вскоре подчинилось владычеству усилившейся Ассирии.
Бассейн озера Ван и прилегающие к нему с востока земли были населены родственными хурритам урартскими племенами. В XIII в. до н. э. на этих территориях существовал племенной союз Уратри (Уруатри), состоявший из восьми племен. После опустошительных нашествий царя Ассирии Салманасара I (1280—1261) союз Урарту распался, и его место занял более мощный племенной союз Наири. Этот союз занимал значительную часть Армянского нагорья, временами простирая свои границы от озера Урмия до долины реки Чорох. В XI в. союз Наири распадается, и на арену вновь выступает союз Урарту.
Западные подступы к Армянскому нагорью,—центральные и восточные земли Малой Азии,—уже в конце III—начале II тыс. до н. э. были заселены индоевропейцами—родственными племенами хеттов-неситов и лувийцев. Эти племена, постепенно заняли территорию местных племен хаттов или протохеттов, ассимилировали их и в то же врем» самиАв существенной мере прониклись их культурой. Хеттское (государство образовалось раньше хурритского—не позже XVII в. до н. э. —и было более сильным. Оно просуществовало до начала XII в. до н. э.
Хфты также создали богатую культуру, имели свою письменность, сформировавшуюся на базе аккадского клинописного письма. Рабовладение у них было более развито, чем у хурритов, благодаря крепкой военной организации, мощной армии, захватывавшей в войнах большое число пленных. Государство родственных хеттам лувийцев располагалось в южных районах Малой Азии, однако массы лувийского населения жили также северо-восточнее этих районов—в странах долины западного течения Евфрата: Куммухе, Мелиде, Ишуве, Сухме и др., расположенных между государством Хатти и Армянским нагорьем. Лувийцы пользовались иероглифической письменностью (так называемые «хеттские иероглифические надписи»).
К северо-востоку от Хатти, в районах верховий рек Гайл-гет (Келкит) и Чорох, охватывая также область Высоко» Армении в верховьях Евфрата, располагался сильный племенной союз Хайаса, вместе с которым в источниках часто упоминается страна Аззи, вероятно, составная часть Хайасы. или ее тесный союзник. Объединение Хайаса-Аззи представляло собой общество на грани образования государства: наряду с вождем здесь все еще сохранял свою роль совет старейшин, который иной раз мог действовать и самостоятельно, помимо воли вождя. Основным занятием населений Хайасы-Аззи было земледелие (включая садоводство) и скотоводство. По языку это население было либо хурритским, либо родственным хеттам и лувийцам. Важным центром Хайасы была Кумаха—позднейший Ани-Кдмах в Высокой Армении. В XV—XIV вв. до н. э. хетты многократно сталкивались с Хайасой-Аззи.
В северной части Армянского нагорья, на территории простиравшейся от озера Севан до района Карса, был расположен большой племенной союз Этиуни, этнически, возможно, родственный хурритам.
В начале XII в. до н. э. из заевфратских областей в юго-западные районы нагорья, заселенные хурритами, хеттам», и лувийцами, мигрируют и оседают здесь группы индоевропеиових армяноязычных племен, именуемых в ассирийских «клинописных источниках мушку и уруму, в греческих—адшмами, а в дальнейшем—арменами.
наверх^
Из племен и народностей, населявших Армянское нагорье, урарты первыми достигли ступени образования государства. При помощи военной силы им удалось распрюстранить и в течение двух с лишним столетий поддерживать свою власть над большей частью нагорья, создав одно из крупнейших государств древнего мира.
Начиная с 859 г. ассирийские надписи упоминают первого урартского царя Араме. При нем государство охватывало лишь бассейн озера Ван и примыкавшую к нему с северо-запада область верховьев реки Драцани (Мурад). Второй из известных нам царей—это Сардури I, сын Лутипри. Он оставил надпись (в нескольких экземплярах) на ассирийском языке о строительстве стен столицы Урарту—Тушпы; расположенной на юго-восточном побережье озера Ван; это первый дошедший до нас письменный документ государства Урарту. В нем, по примеру ассирийских царей, урартский царь именует себя «великим царем, могучим царем, царем вселенной», а также «царем царей». Урартское государство в этой надписи именуется страной Наири, а что касается
названия Урарту, то оно упоминается в надписях ассирийских царей.
Преемником Сардури I был Ишпуини (приблизительно 25—810 гг.). От него до нас дошли первые письменные памятники на урартском языке. Из них узнаем, что сами урарты именовали свою страну Биайяили, откуда происходит название озера Ван. При Ишпуини государство Урарту раздвигает свои границы на северо-запад и на юг; здесь оно
сталкивается с наиболее могущественным государством того времени—Ассирией.
Деятельностью Минуа (810—786), сына Ишпуини, начинается эпоха преобладания Урарту в Передней Азии. Десятки клинописных надписей сообщают о сооружении крепостей как в центральной части, так и, особенно, в окраинных областях государства. Завершается строительство оборонительных сооружений столицы Тушпы.
Строительство каналов, разветвленной оросительной системы дает возможность расширить посевные площади и развить садоводство. Следует особо упомянуть проведенный при Минуа и существующий поныне 70-километровый оросительный канал, подававший воду столице. На его каменных стенах сохранились надписи о сооружении и наречении «Каналом Минуа». Армянская традиция переименовала его в «Канал Шамирам», приписав его сооружение полулегендарной царице (как, впрочем, и строительство самого города Тушпа-Вана).
Минуа укрепил военные достижения своего отца, утвердился в странах Мана и Мусасир, расположенных, соответственно, на южном побережье озера Урмия и к югу от озера Вана продвинулся еще далее в сторону Ассирии. Урартская экспансия развивалась также на запад, в страны верхнего Евфрата. Здесь урарты сталкиваются с местными армяно-язычиыми племенами, область которых в урартских надписях именуется Урме. Продвигаясь на север, Минуа достиг Арак-са и на склонах горы Арарат основал город, назвав его по своему имени Минуахинили.
Сын и преемник Минуа Аргишти (786—760) перешел1 Аракс и занял Араратскую долину. Здесь было построено два города. В 782 г. до н. э. Аргишти основал город Эребуни «для могущества страны Биайнили, для усмирения -вражес-ской страны», как записано в царской надписи. Иными словами, это была мощная военная база. Аргишти поселил в Эребуни 6600 воинов, вываленных им из стран Хате и Цупа на Евфрате во время похода, осуществленного в предшествовавшем году. Возможно, что это были воины армяноязычных племен. Эребуни располагался на территории современного. Еревана, и имя последнего восходит к этому названию. В 775 г. до н. э. в центре Араратской долины Аргишти основал город Аргиштихинили, ставший административным центром северных провинций государства. Этот город впоследствии перерос в первую столицу Армянского государства и назывался Армавир.
Укрепившись в Араратской долине, Аргишти стал продвигаться дальше на север в двух направлениях—вдоль рек» Раздан к озеру Севан и вдоль реки Ахурян в сторону страны Диаухи. На западе он подчинил заевфратскую страну Хате со столицей Мелитеа и двинулся оттуда на юг, в Северную Сирию. Здесь он захватил и депортировал в Биайнили десятки тысяч людей. Непосредственные столкновения с Ассирией происходили в районе озера Урмия. Ассирийские цари Салма-насар IV и Ашшурдан III оказались не в состоянии противостоять натиску Аргишти I.
Ко времени этого правителя уже сформировался социально-экономический и политический строй Урарту как типичного древневосточного рабовладельческого государства. Власть царя была неограниченной. Государство делилось на крупные области во главе с начальниками, обладавшими весьма большими полномочиями. В покоренных странах зачастую оставлялись их прежние цари или вожди с условием подчинения и выплаты дани.
Надпись царя Аргишти I об основании Эребуни
Социально-классовая структура урартского общества слагалась из трех основных элементов—рабовладельцев, рабов и свободных крестьян. Главным источником рабской силы для урартского государства служила война. Труд рабов применялся как в государственных предприятиях—в строительстве городов и крепостей, храмов, каналов, дорог,—так и в частных хозяйствах, принадлежавших различным представителям господствующего класса. Основным производителем материальных благ, однако, продолжало оставаться свободное земледельческое и скотоводческое население самого Биаинили и присоединенных стран.
Земледелием и, в частности, садоводством, занимались главным образом в бассейне озера Ван, в плодородных долинах Евфрата-Арацани и Аракса. В горных районах развивалось скотоводство, а в городах и крупных хозяйственных центрах—ремесленное производство.
В середине VIII в. до н. э. Урарту находилось в зените своего могущества. Сардури II (760—730), сын Аргишти, продолжая завоевание Закавказья, совершил ряд походов вдоль реки Ахуряк на север, в район озера Чалдыр, откуда вывез огромную добычу и пригнал массу пленных. Он прошел на юг вдоль западного побережья озера Севан и овладел странами Великухи и Тулиху. Из района озера Урмия Сардури направился на юг, в сторону Вавилионии, с обходом жизненных центров Ассирии, и на, восток, где завоевал примыкавшую к прикаспийским районам страну Пулуади.
Страна Урме, со своим смешанным хуррито-армяноязыч«ым населением, продолжала упорно сопротивляться эконан-
сии Урарту. Сардури II вторгся в эту страну и, разрушив многие поселения, захватил большую добычу и 10 тысяч пленных.
В этот же период переживает подъем грозный сосед Урарту—Ассирия. Царь Тиглатпаласар III (745—727) сумел посредством ряда реформ обновить военно-административный аппарат государства. В 743 г. он получил возможность выставить могучую армию против военных сил Сардури II и примкнувшего к нему союза северо-сирийских государств. Битва произошла в приевфратской стране Куммух (Комма-ггена) и завершилась разгромом войска союзников. В дальнейшем Тиглатпаласар III вторгся в Урарту и пересек всю страну с запада на восток. По дороге он осадил столицу Тушпу, но, не сумев овладеть могучей цитаделью, разрушил город и ушел.
Этот поход причинил большой ущерб Урарту, однако при .преемнике Сардури II—Русе I (730—713) мощь государства была восстановлена. Вместо разрушенной Тушпы он построил на ее северо-восточной окраине, в районе холма Топрахкале, новую столицу, назвав ее Русахинили. На побережье озера Севан, в стране Великухи, была основана сильная крепость, названная именем верховного бога Халди. Продвигаясь вдоль южного берега Севана, Руса I построил здесь еще одну крепость, которую назвал именем бога войны Тейшебы.
Новый властелин Ассирии—Саргон II (722—705) в 714 соду нанес тяжелый удар Урарту. До нас дошло подробное, хотя и тенденциозное описание этого похода от имени самого Саргана II. Саргон прошел по центральным районам Урарту, сея страх и уничтожая поселения и сады, однако подступить к столице не решился. На обратном пути в Ассирию он совершил рейд в сторону верного союзника Урарту—царства Мусасир, южнее озера Ван, и унес несметную добычу из города и из знаменитого храма бога Халди.
Раны, нанесенные Саргоном II, зажили в течение следующих лет, при Аргишти II (713—685). Последний укрепил северо-западную границу Урарту, построив мощную крепость в районе Ерзинка (Алтын-тепе) и предпринял походы в северные районы Иранского нагорья.
Начиная со времени ассирийского царя Синаххериба (705—680) и вплоть до падения Ассирии в конце VII в., ассиро-урартские отношения, если не считать отдельные эпизоды, существенно не обострялись. О мирных отношениях свидетельствует тот факт, что ассирийский царь Ассархаддон, напавший на непокорную горную страну Шубрия, расположенеую в гора. Сасуна, между Ассирией и Урарту, отослал в Урарту скрывавшихся в Шубрии урартских беглецов. Известен также факт отправки царем Русой II в 654 г. посольства с изъявлением дружбы ассирийскому царю Ашшурбанапалу Сближение двух государств объяснялось наличием общих могучих врагов. Это были воинственные племена киммеров вторгшиеся из-за Кавказского хребта, и последовавшие за ними еще более многочисленные и грозные скифские племена.
Руса II (685—645) был последним царем Урарту периода его могущества. Известна его строительная деятельность в Ване и в Араратской долине (страна Аза). Здесь он воздвиг крепость Тейшебаини (на холме Кармир-блур в Ереване)—важный хозяйственный центр северных областей Урарту. Из военных предприятий Русы II выделяется поход в восточные области Малой Азии, в страну хеттов. Это была последняя вспышка военного могущества Урарту.
В последующие десятилетия нет никаких сведений о военных действиях Урарту. Из надписей и отпечатков царских перстней на глиняных табличках с письмами видно, что за Сардури III, преемником Русы II, последовало еще несколько царей, носивших имена Сардури, Эримена, Руса. Их деятельность, однако, протекала в основном в двух областях прежде обширного государства—в районе Вана, т. е. в собственно Биаинили, и в Араратской долине—в стране Аза. Период агонии государства относится к 590—580 гг. до л. э., когда Урарту навсегда сходит с исторической арены.
* * *
Деятельность человека на Армянском нагорье, как мы видели, отмечена с древнейших времен его существования и непрерывно продолжалась до бронзового века, представленного здесь особенно богатыми памятниками. И тем не менее урартский период, совпадающий по времени с распространением обработки железа—«железным веком», следует считать поворотным этапом в развитии производительных сил населения нагорья.
В первую очередь надо упомянуть сооруженную в этот период развитую сеть оросительных каналов, которая привела к подъему земледелия. О развитии скотоводства свидетельствуют многие сохранившиеся материальные и письменные памятники.
Значительного уровня достигло и ремесленное производство. Материалы, добытые при раскопках ур.артских городов на Топрах-кале, Кармир-блуре, в Армавире, на Арин-берде, Алтын-тепе и т. д., дают целостное представление об обработке бронзы, железа, золота, серебра, кости, рога, дерева и т. п., так же как шерсти, льна, кожи, и об изготовляв шихся из них многочисленных предметах для военных и мирных нужд и для украшения.
Заметное развитие получило градостроительство. Царские надписи донесли до нас сведения о строительстве нескольких десятков городов и крепостей. Часть их известна нам лишь по названиям, другая—хорошо знакома, а некоторые основательно обследованы археологами. Наиболее распространенным был тип города-крепости—сочетания цитадели, сооруженной на холме площадью в 4—6 гектаров и окруженной мощными стенами, иногда в 2—3 ряда, и простиравшейся вокруг нее на протяжении десятков, .а иногда и сотев гектаров собственно городской части, также окруженной стеной. Для города были характерны прямые, параллельные улицы. В цитадели обычно жил начальник области со своими приближёнными и челядью и располагался гарнизон. Картина социального расслоения населения города находит свое выражение в облике домов и квартир—в их устройстве, размерах, степени удобства и роскоши. Разнообразие здесь очень велико—от жалких лачуг до особняков или пышно отстроенных домов, состоявших из нескольких квартир.
Строительным материалом служили камень, глина, дерево. Каменное основание, достигавшее двух и более метров, укладывалось на освобожденной от земли материковой скале, затем шла кладка сырцового, замешанного соломой, крупного кирпича. Перекрытия сооружались из балок. Широко применялся камень чистой тески—для башен, окаймления верхних ярусов стен, для сооружения храмов.
Известно несколько типов урартских храмов. Один из них, представленный знаменитым Мусасирским храмом бога Хзлди, дошел до нас лишь на рисунке ассирийского художника, изобразившего момент его разграбления воинами Саргона II (714 г. до н. э.). Он имеет двускатную крышу, треугольный фронтон, увенчанный
копьевидным украшением, шесть фронтальных колонн (или пилястров), поддерживающих фронтон, и установленных на довольно высоком стилобате. Мусасирокий храм по своей форме напоминает древнелреческие храмы. Другим типом храмов являлись «ворота» того или иного божества—огромные выдолбленные в скале или построенные из камня ниши, иногда снабженные клинописными надписями. Имелись также башнеобраз-ные храмы или же храмы, встроенные в комплекс иных сооружений, со святилищами внутри.
Внутренняя поверхность дворцовых или храмовых стен покрывалась многоцветной росписью, образцы которой представлены на Аринберде (Эребуни) и Алтынтепе. В росписях изображались боги, священные животные, культовые и охотничьи сцены, окаймленные растительным и геометрическим орнаментом.
Изобразительное искусство урартов было представлено также скульптурой. Существовала монументальная скульптура. Образцом каменных барельефов является изображение урартского божества из Адильджеваза. Значительно больше сохранилось образцов мелкой скульптуры из металла, камня, рога, имевшей часто прикладное значение. Великолепно украшено урартское бронзовое оружие—колчаны, шлемы, щиты. Здесь можно видеть реалистические изображения колесниц и всадников, жрецов, окружающих священное древо, львов, быков и т. д.
Говоря о духовной культуре урартов, следует прежде (Всего отметить их язык и письменность. Урартский язык, как по грамматическому строю, так и по лексике, родственен хургритскому. Вероятно, что еще в III тыс. до н. э. эти два языка являлись лишь диалектами одного языка, а затем развились в отдельные языки. Вследствие большой стереотипности дошедших до нас письменных памятников нам известна лишь небольшая часть лексики урартского языка.
Урартская письменность—клинопись—заимствована, подобно хурритской и хеттской, из аккадской (вавилоно-асснрийской) клинописи, со всеми ее характерными чертами, и лишь значительно упрощена. Дошедшие до нас на этом языке и в этой письменности надписи представляют собой большей частью схематичные, изложенные по стандартным формулам тексты, повествующие о военных походах я завоеваниях урартских царей, и почти столь же стандартные тексты строительного и, частично, культового содержания. Найденные глиняные клинописные таблички вносят некоторое разнообразие—здесь имеются письма, инструкции и перечни их, однако, пока еще очень мало.
Важные сведения о религии урартов дает большая надпись на «Воротах Мгера» (вырубленная в скале ниша) в Ване, сделанная от вмени царей Ишпуини и Мииуа. Надпись содержит перечень божеств урартского пантеона с указанием количества причитающихся каждому из них регулярных жертвоприношений—быков, коров, овец. Первое место в» перечне принадлежит Халди, который упоминается также во многих других урартских надписях как покровитель царской власти. Второе и третье место занимают бог войны Тейшеба и бог солнца Шйвини. Если Халди—это собственно урартское божество и у других народностей не встречается, то два других представлены также в хурритском пантеоне. За верховной троицей следуют десятки богов и богинь, часть которых несомненно относится к странам и племенам, включенным в государство Урарту.
Урарты имели свою богатую мифологию. Хотя сами мифы до нас не дошли, но об их существовании свидетельствуют такие, например, явления, как наличие в пантеоне божеств рек, гор и озер. Объектом культа были различные черты бога Халди—его величие, могущество, благодетельность и т. п. Со всем этим должны были быть связаны мифы и легенды. Заметим, что отголоски урартской мифологии обнаруживаются в древнейших пластах армянской духовной культуры.
Урартское государство в течение почти трех веков своего развития достигло крупных успехов, однако же не поднялось выше военно-политического объединения разнородных этнических элементов. Поэтому политический кризис, охвативший Переднюю Азию на грани VII и VI вв. до н. э., который смел с исторической арены Ассирию, оказался гибельным и для ослабевшего Урартского государства. Но своим существованием оно подготовило почву для возникновения армянского государства, сложившегося на иной,, уже монолитной базе, на базе этнической общности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ