Экономические, социальные и административные реформы Петра I
Российский Государственный Торгово-экономический университет
Ростовский институт (филиал).
Контрольная работа
по дисциплине «Отечественная история».
На тему: «Экономические, социальные и административные реформы Петра I»
Выполнил студент 1-го курса
Группы ЭУТ с\о
Арабаджиян М. А.
№ зачетной книжки 100333
Экономические, социальные и административные реформы.
Усиленному проведению реформ в армии и военным достижениям России способствовал рост экономики страны. В первой четверти XVIII в. произошел резкий скачок в развитии мануфактурной промышленности. Тульский оружейный завод снабжал оружием многочисленную русскую армию. На берегу Онежского озера в 1703 г. начали работать и железоделательные заводы. В 1692 г. на Урале, в Верхогуровском уезде Петр построил металлургическую мануфактуру, а в 1702 г. сдал ее бывшему тульскому кузнецу Никите Демидову. К концу царствования Петра I в Екатеринбургском округе было девять казенных и 12 частных заводов.
Кроме металлургических заводов при Петре возникло много различных фабрик: полотняных, парусных, суконных, которые работали на обеспечение армии. Было также немало мануфактур, производящих товары для потребления гражданским населением.
За 1695-1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля, т.е. в 10 раз больше, чем их было в конце XVII в., при огромном росте объемов производства. Иными словами, в государстве была проведена индустриализация «по-петровски».
Особенность экономического бума в этот период заключалась в определяющей роли государства в экономике, его участии во всех сферах хозяйственной деятельности. При этом Петр активно проводил политику меркантилизма и протекционизма, направленную на поощрение промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка.
В экономических реформах Петра доминировали идеи «насильственного прогресса». Характер, темпы и специфику промышленного рывка предопределило участие России в Северной войне, поэтому акцент был сделан на мануфактуры, выпускающие продукцию стратегического и оборонного назначения.
Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли. С этой целью вводилась монополия на заготовку и сбыт определенных товаров. Одной из первых (с 1 января 1705 г.) была введена монополия на соль и табак. К товарам, взятым в казенную торговлю, относились также лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, парусное полотно, железо и др.
Участие казны в торговле принимает при Петре I огромный размах. Оно неизбежно вело к ограничению и регламентации деятельности русских купцов и соответственно к удушению свобод, основанных на рыночной конъюнктуре предпринимателей.
Петровская эпоха была вообще сложным временем для отечественного купечества. Монополии, службы, повинности, принудительные переселения, искусственные ограничения торговой деятельности - все это не прошло даром. Исторические материалы свидетельствуют о значительном разорении наиболее состоятельной группы купечества. По данным Н.И. Павленко, к 1715 г. из 226 наиболее состоятельных фамилий XVII в. только 104 сохранили торги и промыслы, причем представителей верхушки торгового мира изменили социальную принадлежность. Одни оказались в денщиках, другие - в подьячих, пятеро угодили в солдаты, а шесть человек обрели пристанище в монастырских кельях. Приведенные данные говорят о непростом положении данного сословия, а иногда встречающиеся утверждения о расцвете торговли и поддержке купечества в период петровских реформ не совсем корректны.
Основанные в начале петровской эпохи мануфактуры обеспечивались рабочей силой по-разному. Были и наемные работники: гулящие, беглые, бездомные, неимущие, выбывшие из привычной среды люди.
Немалую долю среди них составляли и отходники из крепостных крестьян (помещики отпускали своих подданных, чтобы получить с них оброчные платежи и нередко в повышенном размере). Это были и «приписные крестьяне», которые, проживая в близлежащих районах, должны были отработать на мануфактуре возложенную на них государством подать.
18 января 1721 г. Петр I подписал указ о «посессионных» (купленных) крестьянах, согласно которому владельцам мануфактур разрешалось к своим заводам покупать крепостных крестьян. Это имело очень серьезные последствия для экономики России, так как происходило превращение промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики, которые становились разновидностью феодальной собственности.
Подневольный труд в промышленности в немалой степени обусловил экономическое отставание России от развитых европейских держав.
Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. Владельцы мануфактур сохраняли крепостнические устои и поддерживали абсолютизм, а не отстаивали свои права и не стремились воздействовать на государственную политику (как это было в Англии и Нидерландах). У российских предпринимателей было другое стремление: превратиться в аристократов (о чем свидетельствуют примеры Строгановых и Демидовых).
Реформаторство Петра I коснулось и социальной структуры общества. Российское дворянство на польский манер стали называть шляхетство. Оно было главным объектом забот и пожалований монарха. Громадную роль в изменении положения сословия служилых людей сыграло введение нового критерия службы. Принцип происхождения был заменен принципом личной служебной выслуги. Вместо старого деления дворян на думные и провинциальные чины была введена новая иерархия, окончательно зафиксированная в «Табели о рангах» и обнародованная 24 января 1722 г.
Все чины делились на военные (в том числе армейские и флотские), гражданские и придворные, они были разбиты на 14 классов. Получив чин 8-го класса по гражданской, а с 12-го класса и по линии военной службы, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Чины 14-9-го классов тоже давали дворянство, но только личное, а не потомственное. Вместе с тем эта структура давала возможность делать карьеру и представителям других сословий.
Еще раньше в соответствии с петровским указом о единонаследии (1714) был введен запрет на дробление поместий при наследовании (майорат). Важной привилегией дворянства стало уравнивание в правовом отношении поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения государственной службы), и вотчин (безусловных наследственных владений). Поэтому с большой долей определенности можно констатировать, что петровские преобразования завершили процесс формирования дворянского сословия.
В 1723-1724 гг. было образовано новое сословие - государственные крестьяне, куда вошли однодворцы Юга (бывшие служилые люди по прибору), черносошные крестьяне Севера, так называемые ясачные крестьяне Поволжья и Сибири и др.
Объединялись они по тягловому принципу и составляли 20% податного населения. Эта акция Петра носила типично фискально-полицейский характер. Все названные мелкие сословные группы не находились в крепостной зависимости, поэтому государство решило унифицировать пеструю совокупность свободных людей, превратив их в единое, контролируемое сверху сословие.
Всю тяжесть войн и петровских реформ вынесло на своих плечах российское крестьянство. В первой четверти XVIII в. получила дальнейшее развитие система крепостного права. Это выразилось во введении новой системы учета населения и налогообложения. В 1718-1724 гг. была введена подушная подать, смысл которой заключался в том, что вместо десятка различных мелких налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, идущий непосредственно на нужды армии. Этот подушный налог собирался со всех душ «мужска полу», записанных в сказки» (так назывались специальные книги, где были переписаны налогоплательщики). Согласно идее царя-реформатора, взятой из шведской практики обеспечения армии в мирный период, полки размещались непосредственно среди тех же самых крестьян, с которых взимались налоги на содержание солдат и офицеров. Это позволяло значительно упростить путь движения денег от налогоплательщиков до полковых касс, так как сокращался ряд промежуточных звеньев.
Одновременно Петр ликвидировал институт холопства, существовавший на Руси с незапамятных времен. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян и холопов, что было связано с введением подушной подати, которую они также стали платить.
Унифицировал Петр и социальную структуру города, использовав западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии и т.д.
Реформы Петра I в силу преобразований в различных сферах жизнедеятельности общества не могли не затронуть и государственно-административные отношения. Идею создания совершенного государственного аппарата царь вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией уже не осталось, он решил приступить к ее реализации.
Образцом для задуманной государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившем распространение в Европе в XVII-XVIII вв. Его характерными чертами были создание учреждений, специализирующихся на управлении в какой-либо сфере (например, финансовой, военной и т.д.), устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, а также установление единообразных штатов и жалований.
До этого в России все еще существовал средневековый аппарат управления - приказы. В них отсутствовали специализация и четкое разделение функций, был разнобой в обязанностях чиновников.
Ключевое положение в петровской государственной системе занимал Сенат, утвержденный весной 1711 г. По мере усиления самодержавия Боярская дума утрачивала свое значение. Никакого указа о ликвидации ее не сохранилось, по-видимому, его и не было. Петр просто прекратил пожалования в думские чины. Сведения о заседаниях Думы обрываются около 1704 г., хотя уже с 1702 г. ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая Консилия министров - совет начальников важнейших государственных ведомств. Впоследствии Петр решил учредить Сенат как высший орган управления, который должен был выполнять судебные, административные и законодательные функции.
Следующим звеном в реформировании системы государственного управления были старые управленческие приказные структуры, на смену которым пришли коллегии. Сразу выделилась группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства. Коллегия иностранных дел занималась вопросами внешних связей с другими государствами и заняла место посольского приказа. Военная коллегия заменила множество приказов (стрелецкий, пушкарский, рейтарский и др.), имевших касательство к вооруженным силам. Теперь комплектование и вооружение армии сосредоточивалось в руках одного учреждения.
Абсолютно новым учреждением, стала адмиралтейская коллегия. Ее возникновение связано с превращением России в морскую державу и созданием военно-морского флота.
Ведущей в финансовом блоке была камер-коллегия. Она занималась сбором прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относилась подушная подать. Под косвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговля которыми находилась в монопольном владении государства. Только казна могла продавать соль, вино, табак, поэтому в ведении камер-коллегии состояли питейные заведения, а также магазины по продаже соли и табака.
Большое значение в структуре центральных учреждений имели торгово-промышленные коллегии. Управление черной и цветной металлургией осуществляла берг-коллегия. Мануфактур-коллегия руководила деятельностью предприятий легкой промышленности: парусно-полотняными, суконными, шелковыми и другими производствами.
Вместо поместного приказа, ведавшего в XVII в. земельными делами, была организована вотчинная коллегия, но занималась она уже не раздачей земель за службу, а земельными спорами, делами о наследовании земли и т.д.
В 1720 г. появляется еще одно центральное учреждение - главный магистрат, основная обязанность которого заключалось в управлении городами. На правах коллегии существовал также Святейший синод - орган, управлявший делами церкви. Еще в октябре 1700 г. умер патриарх Русской православной церкви Адриан. Выборы нового не производились, а пост местоблюстителя патриаршего престола по решению царя занял митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский, не имевший никакой реальной власти. В 1701 г. был восстановлен монастырский приказ, который все и решал в церковных делах. Петр, занятый формированием коллегий, с января 1720 г. учредил духовную коллегию, позже переименованную в Святейший синод. Это означало полное подчинение религиозной власти царю. Особое место занимали Преображенский приказ и сменившая его тайная канцелярия. Это был карательный орган политического сыска, занимающийся расследованиями разного рода государственных преступлений (от неодобрительных отзывов о царе до участия в вооруженных выступлениях против существующих порядков).
Коллегии стали основой центральной системы управления. Их практическая деятельность осуществлялась на основании специально разработанных при участии царя регламентов. Был даже создан Генеральный регламент (1719-1724), содержащий общие принципы деятельности бюрократического аппарата всех государственных учреждений. Идеология государственного реформаторства Петра I базировалась на стремлении перенести военные принципы в сферу гражданской жизни и государственного управления. Царь относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к воинскому уставу, а к чиновникам - как к военнослужащим.
Деятельность коллегий контролировалась прокуратурой во главе с генерал-прокурором. Одновременно этот институт явного контроля был продублирован системой тайного надзора - фискальством, весьма поощряемым при Петре. Институты прокуратуры и фискальства были прочно связаны, так как фискалы доносили о делах прокурорам и генерал-фискалу, который подчинялся генерал-прокурору.
В 1707-1715 гг. наряду с проведением реформ центральных органов управления Петром была осуществлена реформа местного управления. 17 декабря 1707 г. был издан указ об образовании губерний.
Суть новой губернской системы управления состояла в передаче части функций центральных учреждений губернаторам, сосредоточении у них информации о населении, финансах и т.д. Одним из завершающих элементов реформирования российского общества были провозглашение России империей и окончательное утверждение абсолютной монархии (самодержавия). Царь получил возможность всецело управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха законодательно была закреплена в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, где отмечалось, что «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен...»
22 октября 1721 г. Петербург торжественно праздновал заключение Ништадского мира, который подвел черту под Северной войной и дал России долгожданный выход к Балтийскому морю. В Троицком соборе в присутствии высшего дворянства, чиновничества и генералитета Сенат объявил о присвоении Петру I титулов «Император», «Отец Отечества» и «Великий.
Апофеозом абсолютизма стал указ Петра о престолонаследии от 6 февраля 1722 г., разрушивший традицию, согласно которой престол переходил по мужской линии от отца к сыну и далее внуку. Теперь же преемник назначался по собственному желанию императора, что впоследствии, после смерти Петра в 1725 г., стало основой дворцовых переворотов.
В целом петровские реформы первой четверти XVIII в., проводимые сознательно и направляемые царем-реформатором, способствовали определенному прогрессу в России и приближению ее к европейским стандартам, хотя в итоге привели к закреплению и упрочению крепостничества и производных от его системы политических структур.
Российский Государственный Торгово-экономический университет
Ростовский институт (филиал).
Контрольная работа
по дисциплине «Отечественная история».
На тему: «Отмена крепостного права в Российской империи».
Выполнила студентка 1-го курса
Группы ЭУТ с\о
Гречишкина Ю. Ю.
№ зачетной книжки 100303
Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения.
Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся, как известно, поражением для России.
Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников.
Император Александр II, вступивший на престол в феврале 1855 г., был намерен продолжать политику своего отца, однако сложившаяся ситуация привела его к мысли о необходимости перемен. Более четкое осознание Александром назревших проблем в стране произошло в 1855-1856 гг. Во внутренней политике появились новации, выразившиеся прежде всего в снятии множества запретов предыдущего периода царствования: разрешена свободная выдача (естественно, имущим слоям) заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидированы военные поселения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830-1831 гг.
В обществе начали появляться и бурно обсуждаться записки и произведения, касающиеся самых животрепещущих вопросов. Большое влияние на формирование общественного мнения и взгляды царя оказала "Записка об освобождении крестьян в России" К.Д. Кавелина, в которой он отмечал пагубность крепостного права в экономическом, политическом и нравственном отношениях: «В экономическом или хозяйственном отношении крепостное право приводит все государство в ненормальное состояние и рождает искусственные явления в народном хозяйстве, болезненно отзывающиеся в целом государственном механизме...
В нравственном отношении влияние крепостного права столько же пагубно, если не более. Почти безусловная зависимость одного лица от другого в сфере гражданской есть всегда, без исключения, источник необузданного произвола и притеснений, с одной стороны, и раболепства, лжи и обмана - с другой...
Так, крепостное право есть неиссякаемый источник насилий, безнравственности, невежества, праздности, тунеядства и всех проистекающих отсюда пороков и даже преступлений. Все общественные и частные отношения заражены у нас влиянием крепостного права...
Наконец, крепостное право не только разоряет и развращает государство, но оно грозит ему бедами и великими опасностями и в политическом отношении. С тех пор, как крепостное право водворилось на русской почве, несколько раз государство стояло благодаря ему на краю погибели..." (1855).
Со своим проектом "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе" выступил в 1856 г. известный славянофил Ю.Ф. Самарин (1819-1876), проповедовавший отмену крепостного права с позиции необходимости сохранения и укрепления крестьянской общины. Он исходил из славянофильского идеала - вольного труда свободного общинника. Многие положения этого проекта впоследствии нашли отражение в документах крестьянской реформы.
Сторонниками освобождения крестьян были также и некоторые члены императорской фамилии - великий князь Константин Николаевич (брат Александра II) и великая княгиня Елена Павловна (тетка Александра II).
Сам Александр II в выступлении перед представителями московского дворянства говорил: "Слухи носят, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам... Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу" (1856).
Существуют различные точки зрения относительно причин, заставивших верховную власть пойти на отмену крепостного права. Большинство отечественных историков считают, что главную роль в этом сыграла экономическая исчерпанность крепостничества: незаинтересованность крестьян в результате своего труда, ужесточение эксплуатации в помещичьих имениях, способствующие заметной деградации сельского хозяйства. Экономический кризис, бедственное положение крестьян привели, по мнению исследователей, к значительному росту социальной напряженности на рубеже 1850-1860-х гг. Она выразилась в подъеме крестьянского движения и протестах со стороны радикальных общественных деятелей - Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др.
К середине XIX в. стал очевиден кризис дворянства как сословия и помещичьего хозяйства как формы сельскохозяйственного производства. К этому времени 3,6 тыс. дворян (3,5% общего числа) были беспоместными, более 41 тыс. (39,5%) имели крепостных менее 20 душ, а 66% крепостных (свыше 7 млн. душ мужского пола) были заложены в банки помещиками .
Есть и другая точка зрения, согласно которой в середине XIX в. крепостническое хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей, антиправительственные же выступления были крайне неактивны. В соответствии с этой концепцией стране не грозили ни экономическая катастрофа, ни социальные потрясения. Однако, сохранив крепостное право, она могла потерять статус великой державы, что наглядно показало поражение в Крымской войне. Таким образом, по мнению сторонников этой точки зрения, крестьянская реформа была обусловлена внешнеполитическими факторами, т.е. необходимостью сохранить статус России как могущественного государства.
В 1857 г. царское правительство приступило к разработке крестьянской реформы. Император в своих действиях опирался на бюрократию, подвластный и послушный ему государственный аппарат. В период царствования Николая I численность бюрократии значительно возросла. Ее роль в государстве усилилась; поместное дворянство в это время, утратив былую силу, закладывало и перезакладывало имения. Окрепли и утвердились военно-политические функции бюрократии. Однако в 1830-1850-е гг. в ее среде стал складываться определенный слой прогрессивных, по государственному мыслящих людей. Их соединяло единство взглядов на программу предстоящих преобразований. Ученые назвали эту группу либеральной бюрократией. Покровителем либеральных бюрократов был брат царя великий князь Константин Николаевич, а виднейшими их представителями - чиновник министерства внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал Д.А. Милютин, Я.И. Ростовцев и др.
Либеральные бюрократы отстаивали интересы не какого-либо из сословий, а государственной власти как самостоятельной, самодовлеющей силы. По их мнению, для укрепления позиций необходимо было освободить крестьян, создать крепкое крестьянское хозяйство, предоставить определенную свободу общественным силам. Либералы также выступали за демократизацию государства при сохранении монархии.
В январе 1857 г. был создан традиционный для России Секретный комитет по крестьянскому делу, начавший рассматривать старые, оставшиеся от предыдущих царствований проекты и варианты решения крестьянского вопроса.
Через год Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая значительная новация была в том, что вводилось гласное обсуждение и рассмотрение вопросов освобождения крестьянства. Одновременно были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях. Они также начали составлять свои проекты крестьянской реформы, однако их права и возможности были существенно ограничены специальным правительственным циркуляром. На практике деятельность этих комитетов сводилась в основном к сбору статистических данных о состоянии помещичьих имений по спущенным сверху правительством вопросам, а также к сочинению местных вариантов улучшения быта крестьян.
Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленькими земельными наделами. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральные же помещики предлагали освободить крестьян с землей за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечерноземной полосы, где земля большой ценности не представляла.
Первоначально Александр II разделял позицию большинства помещиков, однако затем пришел к выводу о необходимости освободить крестьян с землей.
В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осенью 1858 г. в ходе предреформенной работы в стране наступил перелом. Правительство и Главный комитет по крестьянскому делу определили всеобъемлющие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобождение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам.
Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а также для выработки основных правовых документов, регламентирующих проведение крестьянской реформы, в феврале 1859 г. Александр II создает специальное учреждение - редакционные комиссии. Их возглавлял Я.И. Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н.А. Милютин.
Важную роль в подготовке отмены крепостного права на ее заключительном этапе сыграл генерал Я.И. Ростовцев (1803-1860), имя которого сегодня мало кому известно. Александр II считал его своим другом и безгранично доверял этому человеку. Я.И. Ростовцев был профессиональным военным, в молодости близко общался с руководителями Северного общества декабристов, однако в самой организации не состоял. Накануне восстания, сообщив о своем намерении друзьям, он доложил о готовящемся выступлении Николаю I и 14 декабря 1825 г. участвовал в подавлении восстания. С 1831 г. генерал служил по ведомству военно-учебных заведений, став в 1849 г. их главным начальником. В 1857 г. он был назначен членом Секретного (с 1858 г. Главного) комитета по крестьянскому делу. В этот период Я.И. Ростовцев являлся противником отмены крепостного права в ближайшем будущем. Но с середины 1858 г. он изменил свою позицию. В записке на имя царя "Ход и исход крестьянского вопроса" Я.И. Ростовцев выступил решительным сторонником реформы. Предположительно причиной такой метаморфозы была просьба умирающего сына "помочь делу освобождения крестьян" и снять тяжкие обвинения с их фамилии. В 1859г. Я.И. Ростовцев был назначен председателем редакционных комиссий, где отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.
Редакционные комиссии около двух лет работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Несмотря на огромные трудности, давление различных дворянских группировок, сопротивление высших реакционно-настроенных сановников государства, главную задачу они выполнили: подготовили законодательные акты реформы.
Выдающимися деятелями, работавшими в редакционных комиссиях, были Н.А. Милютин, Семенов-Тянь-Шанский и др. Именно П.П. Семенов, переживший всех своих товарищей по работе в редакционных комиссиях, в последний раз 19 февраля 1914 г. в полном одиночестве поднял тост в память о согласованной работе этого мозгового центра реформы, выполнив пожелание Н.А. Милютина, который на первой годовщине отмены крепостного права предложил ежегодно встречаться до тех пор, пока будет жив хотя бы один из них.
После закрытия редакционных комиссий, кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (октябрь 1860 г. - февраль 1861 г.). Противники реформы вновь пытались ее тормозить, но Александр II проявил твердость. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу был назначен решительный сторонник реформ великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через Комитет.
Процесс утверждения основных актов реформы затягивался Государственным советом, но волей царя они были изъяты оттуда и подписаны лично Александром II 19 февраля, 1861 г.
Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 г., Александр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений после отмены крепостного права в России.
После обнародования 5 марта 1861 г. манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика и получали определенные гражданские права:
- самостоятельно заключать сделки;
- заниматься промыслами по своему усмотрению;
- переходить в другие сословия;
- поступать на службу;
- приобретать движимое и недвижимое имущество; и т.п.
Для нового поземельного устройства крестьян было решено создать сельские общества на основе общины. Крестьянская соседская община - явление всемирного масштаба, зародившееся на заре человеческой истории и продолжающее существовать во многих странах и в настоящее время.
Русская крестьянская община - поземельная соседская организация мелких непосредственных производителей - представляла собой и экономическое объединение, и низшую административную единицу. Община решала вопросы распределения и эксплуатации земельного фонда (переделы полей и лугов, использование пастбищ и лесов). В качестве административной единицы община получила узаконенный статус в соответствии с принятым 19 февраля 1861 г. "Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", что определило официально признанную структуру и полномочия сельского общественного управления.
Регулирование внутриобщинных отношений производилось согласно накопленному опыту, нашедшему отражение в неписаном сложившемся праве. На его основании строилась деятельность общинных институтов, совокупность которых составляла крестьянский мир.
Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединявшем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяйственные вопросы решал и координировал сельский староста, избираемый на три года. Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции.
Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела, который они получали согласно реформе 1861 г., определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты, но в пределах установленных государством определенных норм.
В зависимости от регионов эти нормы составляли:
- в черноземных губерниях - от 1 1/2 до 4 десятин земли;
- в нечерноземных - от 1 до 7 десятин;
- в степных губерниях - от 3 до 12 десятин.
Помещики имели право сохранять за собой не менее 1/3 всей земли, которой они владели раньше. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февраля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбиралась в пользу помещиков.
Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику. Например, если в нечерноземных губерниях оброк был 10 рублей в год, то выкуп за земельный надел составлял 166 рублей 66 копеек.
Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности - барщину и оброк, хотя были лично свободными.
Решение вопросов, связанных с проведением реформ, возлагалось на специально созванный институт мировых посредников - лиц, назначаемых Сенатом из местных дворян для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.
В основе реформы лежал принцип постепенности, т.е. в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину.
Крестьянская реформа охватила также удельную и государственную деревни.
Удельные крестьяне (т.е. принадлежавшие императорской семье) получили свободу еще в 1858 г. Их поземельное устройство, повинности и выкуп были определены в 1863 г. на основании общих положений реформы по отмене крепостного права специальным царским указом. Для государственных крестьян новое поземельное устройство было закреплено законом в 1866 г. Они продолжали пользоваться прежними наделами, а на выкупные платежи были переведены только в 1886 г.
Российский Государственный Торгово-экономический университет
Ростовский институт (филиал).
Контрольная работа
по дисциплине «Отечественная история».
На тему: «Проекты М.М. Сперанского и крестьянский вопрос ».
Выполнила студентка 1-го курса
Группы ЭУТ с\о
Чашка Н. П.
№ зачетной книжки 100301
Проекты М.М. Сперанского и конституционные замыслы верховной власти
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.
Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским способностям стал одним из самых просвещенных людей своего времени, интеллектуалом и философом, автором всеобъемлющего проекта обновления государственной системы страны, ближайшим (на определенный период) помощником царя.
Среди историков до сих пор продолжается спор: излагал ли М.М.Сперанский в своих проектах собственные взгляды или только исполнял волю Александра I, устно высказываемую и положенную на бумагу? Скорее всего, он умел составлять проекты в тех рамках, которые соответствовали воззрениям императора.
В 1803 г. по поручению царя М.М. Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявилась его позиция сторонника конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно подготовленного плана. Он высказывался также за отмену крепостного права. Однако практического значения данный проект не имел. Только после неудачных для России войн с Францией и подписания в 1807 г. Тильзитского мира Александр I вновь обратился к планам реформ.
К 1809 г. М.М. Сперанским были подготовлены главный документ «Введение к Уложению государственных законов» и примыкавшие к нему «Проект Уложения государственных законов Российской империи», «Краткое начертание государственного образования», «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по времени.
Во «Введении к Уложению...» М.М. Сперанский обращал внимание на необходимость реформ как средства предотвращения возможных социальных потрясений, прямо заявив: «что настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и настало время применить и основать новый вещей порядок». Необходимость преобразований в России он также доказывал и ссылкой на наличие общих закономерностей в историческом развитии: «Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен той степени гражданского образования, на коем стоит государство».
В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательную власть, по мнению М.М. Сперанского, реально должен был воплощать орган в виде Государственной думы, которую предполагалось сделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного ее одобрения. Согласно проекту министры тоже становились ответственны перед Думой. Во всем этом просматривалась тенденция ограничения самодержавия.
Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената, при освобождении его от всех других функций. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.
Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти. Члены Государственного совета назначались царем, и им предстояло в этой общей схеме реформ играть роль верхней палаты парламента наподобие палаты лордов в Англии. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.
М.М. Сперанский писал: «Державная власть государя императора сохранялась в полной мере, он выступал в качестве координатора всех властей и обладал исключительными полномочиями во всех сферах».
Работая над общим планом преобразований, М.М. Сперанский добился в апреле и августе 1809 г. принятия двух указов, которые должны были, по его мнению, упорядочить работу государственного аппарата, сделать его более профессиональным в преддверии реформ. Согласно первому указу отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате. Вторым указом вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Для получения чина коллежского асессора (VIII класс) необходимо было иметь университетское образование или сдать соответствующий экзамен. Это начинание встретило недовольство среди части служивого дворянства и добавило реформатору новых врагов.
1 января 1810 г. Александр I специальным манифестом учреждает Государственный совет, призванный стать высшим государственным органом власти. При нем была создана Государственная канцелярия, а М.М. Сперанский назначен первым государственным секретарем с широкими полномочиями. Казалось бы, реформаторские планы начали осуществляться, однако реально имели место очень существенные отступления от подготовленных проектов. Государственный совет не стал учреждением, которое являлось бы связующим звеном между царем и всеми ветвями власти, а получил статус законосовещательного органа и в его ведении оказался круг вопросов, которые должны были составить компетенцию Государственной думы. О ней вопрос просто не рассматривался. Одновременно усилилось сопротивление реформам со стороны части дворянства.
В концентрированном выражении аргументы противников реформ были изложены великим русским историком Н.М. Карамзиным в его записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», которую он довел до сведения Александра I. Используя исторические факты, Н.М. Карамзин пытался убедить царя в пагубности нововведений, критиковал его внутреннюю и внешнюю политику, выступал защитником крепостного права. И хотя реакция императора на эту записку была довольно холодной, он не мог не понимать, что его политику не приемлет значительная часть господствующего сословия, и с этим необходимо было считаться.
Вокруг М.М. Сперанского стали сгущаться тучи. В его адрес сыпались обвинения, большей частью необоснованные (в связях с французскими агентами, о сосредоточении в своих руках огромных властных полномочий и т.п.). Развязка наступила в марте 1812 г., когда он неожиданно был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород.
В результате военных побед русской армии и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реально они были воплощены в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815 г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.
В соответствии с конституцией Царства Польского российский император одновременно становился королем Польши, но власть его ограничивалась конституционной хартией. Создавался двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе, а Александр I, выступив на открытии польского парламента в марте 1818 г. уже как сторонник конституционного устройства, обещал в будущем распространить конституционные порядки и на Россию.
Работа над российской конституцией в обстановке большой секретности проходила в Варшаве под руководством Н.Н. Новосильцева в 1819-1821 гг.. Проект назывался «Государственная уставная Грамота Российской империи» и предусматривал превращение ее в конституционную монархию. Этого предполагалось достичь за счет создания представительного органа в форме двухпалатного парламента: Сената и Посольской палаты. Сенат должен был назначаться государем, а в Посольскую палату должны были входить избранные земские послы и депутаты окружных городских обществ. По новому проекту изменялось и административно-территориальное устройство России, которое в случае введения конституции должно было состоять из крупных образований - 10 наместничеств, имевших свои представительные органы - сеймы.
В декларирующей части конституционного проекта объявлялись свобода слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом. Отдельная статья была посвящена обоснованию и охране права на частную собственность. О крепостном праве в проекте не говорилось ни слова.
Но «Государственная уставная грамота Российской империи» не была принята и даже обнародована. В очередной раз проявились нерешительность и непоследовательность внутриполитического курса Александра I.
Самодержавие и крестьянский вопрос
Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Во время любых попыток реформирования в стране неизбежно ставили вопрос о ее разрешении.
Начало царствования Александра I ознаменовалось некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. Используя инициативу графа С.П. Румянцева, обратившегося в правительство с просьбой разрешить ему отпустить принадлежавших ему крестьян на волю с наделением их землей, верховная власть 20 февраля 1803 г. издает указ «О вольных хлебопашцах», дававший такую возможность помещикам.
Условия освобождения определялись взаимным договором между крестьянином и помещиком. При этом крестьянин должен был внести выкуп, определенный помещиком. Царь в указе отмечал полезность начинания С.П. Румянцева и тем самым пытался призвать к этому и других дворян, владеющих крепостными.
Фактически в стране могла создаваться новая социальная группа вольных хлебопашцев, владевших землей по праву частной собственности. Указ также имел важное идеологическое значение: впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Его издание было первой попыткой правительства отойти от жесткого курса на сохранение крепостного права и в принципе признания возможности капиталистического развития в сельском хозяйстве.
Александр I возлагал на изданный указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию поступали сведения о крестьянах, переведенных в новую категорию. Но результаты оказались слабые: в период царствования Александра I состоялась 161 сделка и было освобождено 47 153 душ крестьян. А всего за время действия указа (т.е. до 1861 г.) вольными хлебопашцами стали 111 829 крестьян, что составило примерно 2% от общего числа всех крепостных в России.
Затем довольно долгое время крестьянский вопрос практически не обсуждался. И только с 1816 г. вновь начинает рассматриваться эта проблема. Помещики Эстляндской губернии обратились к императору с просьбой отменить на их землях крепостное право. Такая просьба была продиктована особенностями развития сельского хозяйства в Прибалтике, в которой широко развивались товарно-денежные отношения, а крепостное право тормозило этот процесс как из-за низкой производительности труда крепостных, так и из-за отсутствия свободной рабочей силы. В мае 1816 г. Александр I подписал положение об эстляндских крестьянах,согласно которому они становились лично свободными, но вся земля сохранялась в собственности помещиков. Поэтому из крепостных они превращались в арендаторов, что радикально не улучшало их положения. Однако сам факт освобождения крестьян имел большое значение и демонстрировал определенные намерения царского правительства по решению этого вопроса. Аналогичные реформы были осуществлены и в других прибалтийских губерниях: в Курляндии (август 1817 г.) и в Лифляндии (март 1819 г.).
В это же время Александр I дал поручение сразу нескольким сановникам разработать проекты отмены крепостного права в России.
В 1818 г. такой проект был подготовлен А.А. Аракчеевым. Для освобождения крестьян он предлагал государству выкупить помещичьи имения, выделяя ежегодно из казны по 5 млн рублей. Ожидалось, что помещики начнут продавать имения из-за естественного стремления избавиться от долгов и вести хозяйство рационально, прибегая либо к наемному труду, либо к сдаче земли в аренду. Осуществлять выкупную операцию предполагалось поручить специально созданной правительственной комиссии.
Что же за освобождение предлагалось в проекте? По-видимому, это предполагало сделать выкупленных крестьян государственными и тем самым изменить их статус, хотя историческая наука рассматривает государственных крестьян как одну из категорий крепостного населения России.
Другой проект по крестьянскому вопросу был разработан под руководством министра финансов Д.А. Гурьева. В основу его проекта были положены идеи и принципы, которые разработал известный ученый-правовед того времени М.Д. Балугьянский, бывший в 1819-1821 гг. ректором Петербургского университета. Он считал, что русских крестьян надо наделить теми же правами, которые имели крестьяне в Англии и Австрии. По его мнению, первым шагом в этом направлении должно быть изменение таких крестьянских повинностей, как ревизия, рекрутство, поголовная подать, земские повинности. Но главным в процессе отмены крепостного права М.Д. Балугьянский считал создание в стране различных форм собственности, в результате чего свобода установится сама собой без всякого специального законодательного акта.
Согласно такому плану ликвидации крепостничества капиталистические отношения в полной мере могли сформироваться лишь спустя длительное время, как это было в странах Западной Европы. М.Д. Балугьянский предлагал законодательно установить пять новых видов земельной собственности: 1) потомственное содержание; 2) пользование пожизненное или на определенное число лет; 3) содержание по найму: 4) владение; 5) общественные земли. Порядок заключения соглашений между помещиками и крестьянами должен быть свободным и нерегламентированным.
Все подготовленные проекты освобождения крестьян так и остались неосуществленными. Проект А.А. Аракчеева, хотя и был одобрен, не прошел, скорее всего, из финансовых соображений, т.е. из-за отсутствия в казне денег для проведения выкупных операций, а проект Д.А.Гурьева и М.Д. Балугьянского - ввиду излишнего радикализма и утопичности для России. Их ждала судьба неисполненных конституционных замыслов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ