Геоглифы Наски
План
Введение
1 История
2 Рисунки Наска
3 Версии
4 Галерея
5 Существующие аналоги
6 Влияние человека
7 Культурные аллюзии
8 Интересные факты
9 Фильмография
Список литературы
Геоглифы Наски
Введение
Линии Наски — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Среди представленных изображений — прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Поскольку достигают нескольких сотен метров в длину, с земли распознать затруднительно. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. История
В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски:
«По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.»[1]
Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол Косок. Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.
2. Рисунки Наска
Линии Наски, вероятно, сходные по функции с фигурными курганами индейцев Северной Америки, ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли разглядеть геоглифы невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.
Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Именно она, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарём. Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I в. до н. э. К этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.
3. Версии
В популярной литературе можно встретить домыслы о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей, ведь до начала XX века человечество было не способно к полётам.[1] При этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы. Естественно, нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов.
Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.
Некоторые учёные, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура наска владела техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.
Вполне, даже вероятно, что представитель культуры наска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположение звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые — как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона.
Колибри имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.
Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.
Однако, стоит заметить, что утверждение о том, что рисунки видны только с воздуха носят несколько спекулятивный характер. По одной из проверенных экспериментально версий, рисунки могут быть видны с земли опосредованно. В одном из экспериментов в канавки закладывался горючий материал. При поджоге которого, в безветренный день (или, скорее, допустим, на рассвете), дым формирует на небе изображение нарисованной фигуры. Если предположить, что есть соответствие рисунков расположению на небе определенных созвездий в определенное время, то можно более определенно говорить о причинах создания и методике использования рисунков, причины здесь могут быть как ритуальные, так и, опять же, календарные. Что, в целом, согласуется с выводами Марии Райхе.
4. Галерея
Собака
Птица
Паук
Кондор
Астронавт
Обезьяна
5. Существующие аналоги
Видимо, ближайшим аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является малоизвестное плато Пальпа [2]. Оно немного меньшего размера, но имеет существенно иной рельеф. Большинство геоглифов находится на плоских вершинах, как бы искусственно срезанных холмов. Заметим, что окружающие холмы совершенно не тронуты.
Ещё менее известны и очень похожи геоглифы Северной Америки близ города Блайт. Их, правда, совсем немного.
И, наконец, имеются современные геоглифы, «украшающие» многие склоны Перу. Это в основном тексты различного содержания — от лозунга «Да здравствует Перу!», расположенного на склонах у города Куско, до избирательных призывов или рекламы. А так же есть «Андский канделябр» возле города Писко.
6. Влияние человека
Захоронение в пампе мусора жителями города Наска негативно сказывается на состоянии знаменитых линий. Мэр города написал заявление, в котором протестовал против недостатка финансирования города. По указу президента Альберто Фухимори город получал деньги для превращения ирригационных каналов в место паломничества туристов. К сожалению, это заключалось в переносе и реконструкции точек доступа к каналам в места, которые, по их мнению, больше для этого подходили. Президент Алехандро Толедо прекратил это финансирование.
7. Культурные аллюзии
Линии Наски фигурируют в одном из романов про девушку-сыщика Нэнси Дрю и в фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».
8. Интересные факты
Грунт под линиями является уплотненным, что, по официальной версии, является следствием прохождения по линиям большого числа людей в ритуальных целях [3].
9. Фильмография
«Запретные темы истории. Перу Боливия задолго до инков. Наска — за гранью логики» — фильм, снятый «Лабораторией альтернативной истории» в 2008 г.
«Линии Наска. Расшифровано» (англ. "Nasca Lines. Decoded") — фильм, снятый National Geographic в 2009 г.
«Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Изображения в пустыне Наска» (англ. "Solving History with Olly Steeds. Images in the Nazca desert") — фильм, снятый Discovery в 2010 г.
«Воспоминания о будущем» (нем. Erinnerungen an die Zukunft; в англоязычном прокате — «Колесницы богов», англ. Chariots of the Gods) — научно-популярный фильм, снятый австрийским режиссёром Харальдом Райнлем в 1970 году по мотивам книг швейцарского публициста и уфолога Эриха фон Дэникена «Колесницы богов?» и «Возвращение к звёздам» (ФРГ)
Список литературы:
Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXXV. — Киев, 2008 (пер. А. Скромницкий)
А.Жуков. Тайная геометрия // Журнал «Итоги». — 2004. — № 35.
Discovery: Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Изображения в пустыне Наска (англ. Discovery: Solving History with Olly Steeds. Images in the Nazca desert), 2010 г.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Геоглифы_Наски
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ