Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном этапе
















Реферат

Тема: Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном этапе


Оглавление


Введение

Глава 1 История конфликта

1.1 Истоки этнополитического конфликта в Северной Ирландии

1.2 Деятельность «фений»

Глава 2 Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном этапе

2.1 Территориальные, политические и другие факторы конфликта

2.2 Ирландская республиканская армия

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность. Конфликт в Северной Ирландии - этно-политический конфликт в Северной Ирландии (Великобритания), вызванный спором между центральными британскими властями и местными праворадикальными католическими и национальными организациями касательно статуса региона. Главной силой, противодействовавшей Великобритании, была ИРА. В свою очередь главным противником ИРА стал протестантский орден Оранжистов и поддерживавшие его протестантские организации.

В ходе противостояния в Северной Ирландии с обеих сторон погибло 3524 человека, из них 1857 — гражданские лица. В настоящее время конфликт не разрешён, формальным его окончанием считается 10 апреля 1998 года — день, когда было подписано Белфастское соглашение.

Современная фаза конфликта в Северной Ирландии, безусловно, – продолжение давнего территориального спора между Соединенным Королевством и Республикой Ирландия. Однако за почти столетнюю историю разделения острова (особенно же за сорокалетнюю историю так называемых «проблем») в него оказались включенными ряд других акторов, принимающих то или иное участие в урегулировании конфликта. Недавний визит в Брюссель высших представителей исполнительной власти Северной Ирландии и их прямые переговоры (минуя Лондон) с главой КЕС (Комиссии Европейского Союза) – лишнее тому свидетельство.

Североирландский конфликт имеет длительную историю. Его истоки лежат в XII в., когда самостоятельное ирландское королевство Ольстер было формально подчинено английской короне, хотя фактически власть осталась в руках вождей кланов. В XVI в. с установлением английского господства на всей территории Ирландии территория современной Северной Ирландии вошла в состав провинции Ольстер. В период Реформации на территории Ольстера укоренился протестантизм, чему способствовали повсеместные вытеснения коренного католического населения со стороны переселенцев из Шотландии и Англии, в остальной же части Ирландии господствующие позиции сохранил католицизм. С тех пор протестанты сохранили контроль над территорией Северной Ирландии, которая стала наиболее процветающей и богатой частью острова.

Цель исследования – рассмотреть ирландский вопрос в современной Великобритании.

Задачи исследования:

  1. Изучить истоки этно-политического конфликта в Северной Ирландии.

  2. Проанализировать факторы конфликта на современном этапе.

  3. Определить деятельность ирландской армии в конфликте Северной Ирландии и Великобритании.

Объект исследования – основополагающие характеристики истории Великобритании. Предмет исследования – ирландский конфликт.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Язьков Я.Ф., Плахотная Ю.И., Султыгов А.Х. и других.


Глава 1 История конфликта

1.1 Истоки этнополитического конфликта в Северной Ирландии


Специфика колонизации англичанами Ирландии была такова, что в южной части острова заселение не носило массового характера, в то время как северо-восток захлестнула мощная волна эмиграции. Ольстер становился центром развития капиталистических отношений, в то время как остальная Ирландия оставалась аграрной. Великобритания принимала все более и более жесткие законы, направленные на дискриминацию как католического населения Ирландии, так и шотландских пресвитериан. Так что этнополитический конфликт в Северной Ирландии оказался тесно связан с конфликтом религиозным1.

Первоначально английское правительство вместо процесса урегулирования этнополитического конфликта предпочло его устранение, выразившееся в подавлении восстаний и протестных выступлений ирландцев, дискриминации коренного населения страны.

Так, наиболее известное восстание произошло в 1641-1652 гг. в ответ на земельные конфискации и сервитуты.

В 1760 – начале 1770-х гг. возникли тайные крестьянские организации («Белые ребята», «Дубовые ребята», позднее Риббониты и др.).

В 1791 г. в Белфасте было образовано общество «Объединенные ирландцы». Его основу составляла протестантская буржуазия, хотя в нем участвовали и католики, а также представители городских низов и крестьянство обоих вероисповеданий. борьбы с сепаратизмом. С 1 января 1801 г., согласно так называемому «Акту об унии», была ликвидирована парламентская автономия Ирландии; ирландский парламент упразднен, а ирландские представители получили некоторое число мест в британском парламенте. Уния принесла Ольстеру экономический подъем и закрепила господство протестантов, которые консолидировались в борьбе с католиками и диссентерами-пресвитерианами2.

В то же время в остальной Ирландии, остававшейся преимущественно аграрной страной, то и дело вспыхивали восстания, катализатором которых стало тяжелое экономическое положение. Так в середине ХIХ в. «Великий голод» унес более 4 млн. жизней. 3 млн. ирландцев эмигрировали в США. Их потомки в ХХ в. станут финансовой опорой террористов Ирландской республиканской армии (ИРА).

В результате подавления конфликта Англия получила лишь временный перерыв активной борьбы ирландцев за независимость, последние перешли к иным формам противоборства. В 1829 г. английское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки и предоставить ирландским католикам пассивное избирательное право (одновременно имущественный избирательный ценз был повышен в 5 раз). Несмотря на этот шаг, в стране развернулось движение за разрыв («рипил») англо-ирландской унии. В 1840 г. была создана Ассоциация рипилеров, внутри которой в 1842 г. образовалась более радикальная группа «Молодая Ирландия».

1.2 Деятельность «фений»


Со второй половины XIX в. в политической жизни страны заметную роль стали играть «фении», которые путем заговорщической тактики пытались достичь независимости Ирландии. Восстание фениев было подавлено в 1867 г., и следующие 49 лет стали периодом мирной конституционной парламентской борьбы, что особенно ярко выразилось в борьбе за гомруль (Home Rule) – самоуправление в рамках Британской империи.

Однако сопротивление ольстерских протестантов и консерваторов в английском парламенте не позволяло биллю о гомруле стать законом вплоть до 1914 г. Введение закона откладывалось до окончания боевых действий Первой мировой войны, и Ольстер изымался из его действия. В 1916 г. сторонники гомруля подняли восстание, которое было подавлено с чрезвычайной жестокостью. Вера националистов в парламентские методы борьбы была подорвана. Образовавшаяся в 1905 г. партия Шинн Фейн (Sinn Fein – «Мы сами») возглавила борьбу. В 1919 г. в Дублине был создан ирландский парламент, провозгласивший независимость страны, сформированы независимые государственные учреждения. В ответ английское правительство применило насилие. Тогда ирландцы начали партизанскую войну, в результате которой правительство Великобритании вынуждено было предоставить 26 южным графствам статус доминиона. Англо-ирландский договор в 1921 г. закрепил разделение страны на Ирландское свободное государство и Северную Ирландию. В 1949 г. Ирландия была провозглашена независимой республикой. Ольстер состоял в Британской империи на правах автономии, имея федеративные отношения с Британией вплоть до 1972 г., когда были отменены собственный парламент и собственное правительство, что свидетельствовало о сохранении приверженности английского государственного центра подавлению столкновения или, в лучшем случае, элементам традиционного подхода к урегулированию этнополитических конфликтов3.

Таким образом, в начале ХХ в. закончился длительный этап борьбы ирландцев за независимость. На территории большей части страны установился мир, однако в Северной Ирландии борьба продолжается и в настоящее время4. Существование двух разделенных Ирландий, межконфессиональные противоречия (50,6% жителей Северной Ирландии – приверженцы англиканской церкви, 38,4% – католической) не способствуют установлению мира в регионе. Однако только религиозным вопросом список причин и факторов многовекового конфликта в Северной Ирландии не ограничивается. Во второй главе выделим основные из них.


Глава 2 Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном этапе

2.1 Территориальные, политические и другие факторы конфликта


История борьбы за независимость, противостояния ирландцев, в религиозном плане идентифицирующих себя с католической церковью, и англичан, принадлежащих к протестантской общине, оказывает огромное влияние на характер этнополитического конфликта сегодня по механизму исторической памяти народов.

Территориальные противоречия заключаются в стремлении ирландского населения Ольстера объединиться с остальной Ирландией, поскольку североирландская территория является ее исторической частью.

Политические факторы представляют собой стремление ирландцев к самоопределению, созданию собственных государственных институтов, желание определенных кругов ольстерской элиты, некоторых членов ИРА и Шинн Фейн повысить свой статус с помощью создания собственной государственности и получения доступа к властным ресурсам5.

Социально-экономические причины коренятся в доминировании протестантов-выходцев из Британии в экономике Северной Ирландии и проявляются в дискриминации католиков при проведении жилищной политики, трудоустройстве, что вызывает возмущение ирландских националистов. Важную роль в сохранении этнополитического конфликта играют и интересы боевиков ИРА в преступном бизнесе, приносящем большие доходы. Продолжающаяся вражда на национальной почве оказывается выгодной преступным организациям, поддерживающим данный вооруженный конфликт.

Религиозные противоречия состоят в длительном противостоянии протестантского меньшинства католическому большинству.

Психологические факторы связаны с различием в этнокультурных психотипах ирландцев-католиков и протестантов, их взаимным непониманием, стремлением обеих общин к консолидации, зачастую эскалации насилия, основанного на мести. С ними тесно переплетены собственно этнические проблемы, которые являются базовой составляющей конфликта и представляют собой стремление подвергавшихся дискриминации в языковой, социальной, трудовой, политической сферах ирландцев к получению независимости от этнически чуждых им англичан и объединиться с остальной Ирландией.

Как мы видим, североирландский конфликт имеет множество причин, он с полным правом может считаться этнополитическим по своему характеру, поскольку в основе его лежат межэтнические противоречия и проблема сепаратизма.

С получением большей частью Ирландии независимости произошел выход ее населения из числа открытых участников конфликта. Однако борьба на оставшейся под британским контролем территории продолжается и поныне. Надо отметить, что ситуация в Ольстере намного сложнее и проблематичнее, чем в остальной Ирландии в период английского господства. Это связано со многими факторами, выделим некоторые из них.

Во-первых, в отличие от остальной Ирландии, количество протестантов в Ольстере превышает количество католиков, поэтому националистам не приходится рассчитывать на поддержку большинства населения.

Во-вторых, Северная Ирландия экономически более развитая, чем Ирландская Республика, и экономически тесно связана с Англией.

В-третьих, в североирландском этнополитическом конфликте участвует множество субъектов – как государственных институтов, так и легальных и нелегальных политических движений и партий, а также связанных с преступным миром террористических организаций, ведение переговорного процесса с которыми крайне затруднено. Протестантские организации, выступающие за сохранение Ольстера в составе Соединенного Королевства, зачастую используют против ирландских националистов террористические методы борьбы, как это делает и ИРА. Поэтому в данном конфликте нет традиционного для этнического конфликта, связанного с сепаратизмом, разделения субъектов: с одной стороны, правительственные институты, армия, полиция, выступающие за сохранение status quo, а с другой – общественные организации, политические партии, террористические группы, отстаивающие интересы сепаратистов. В Северной Ирландии и сепаратисты, и юнионисты обладают своими партиями, организациями и террористическими группами, а правительство вынуждено сдерживать как тех, так и других от проявлений открытой агрессии.

Вследствие воздействия указанных факторов конфликт принимает сложную, запутанную форму. Война между террористами и правительственными войсками идет постоянно, то затухая, то вновь вспыхивая. Дальнейшие этапы североирландского кризиса напрямую связаны со вспышками насилия и попытками их остановить мирными средствами или путем подавления. Необходимо отметить, что особую, едва ли не самую важную роль в конфликте взяла на себя Ирландская республиканская армия, выражавшая стремления наиболее радикально настроенных католиков-сепаратистов. Поэтому выделение этапов развития конфликта во многом связано с ее деятельностью.

2.2 Ирландская республиканская армия


На начальном этапе, в 1920-х годах, ИРА переживает серию расколов и реорганизаций, вследствие чего ее акции не принимают широкого размаха. Но уже в 1930-е гг. ИРА активизирует свою деятельность. В 1939 г. руководство ИРА обнародовало своеобразный ультиматум британскому правительству с требованием вывода войск с территории Ольстера. Естественно, правительство не отреагировало на ультиматум, и тогда ИРА начала приводить угрозы в исполнение. Англичанам удалось подавить всплеск терроризма и уничтожить верхушку ИРА, что предотвратило возможные осложнения внутренней обстановки в период Второй мировой войны.

Продолжавшийся до середины 1950-х гг. период относительного спокойствия был прерван очередными диверсиями и террористическими акциями ИРА. Усиливались противоречия и напряженность в отношениях между лоялистами-протестантами и республиканцами-католиками. В 1968-1969 гг. была развернута кампания за гражданские права. Католическая община требовала устранить дискриминацию католического населения в предоставлении работы и жилья, что является одним из индикаторов отношения к нелояльным государственному центру подданным в рамках традиционной модели урегулирования этнополитических конфликтов. Кампания вылилась в прямые столкновения протестантов с католиками, в результате чего правительство направило в Ольстер армейские части.

Третий этап характеризует мощная волна насилия и поиск Лондоном современных путей урегулирования проблемы через создание надежных политических институтов, которые бы заведовали делами Северной Ирландии и представляли интересы как католиков, так и протестантов. Политический кризис, всплеск насилия привели к тому, что британское правительство пошло на роспуск североирландского парламента и введение прямого правления из Лондона в 1972 г. В ответ на это ИРА ужесточила свои действия. День 21 июля 1972 г. стал известен как Кровавая пятница. В этот день 22 взрывных устройства в центре Белфаста были приведены в действие. Правительство задействовало войска. Наряду с военными операциями, продолжались попытки урегулировать конфликт мирным путем. В 1973 г. Лондон предложил проект Ассамблеи, состоящей из 80 членов, как республиканцев, так и юнионистов. Однако в силу непримиримости сторон Ассамблея просуществовала недолго и была распущена в 1974 г. Попытки возобновить работу ассамблеи предпринимались в 1982-1983 гг., однако и они оказались тщетными.

Наконец, четвертый этап отмечен более последовательными мерами в русле традиционной и модернистской моделей урегулирования этнополитического конфликта, переходом к оказавшемуся более эффективным переговорному процессу. И хотя террор продолжается, появляется надежда на постепенное урегулирование конфликта. В 1985 г. вырабатывается англо-ирландское Соглашение в Хилсборо, в котором подтверждается принадлежность Ольстера Соединенному Королевству до тех пор, пока за это выступает большинство жителей провинции. В результате дальнейших переговоров между Дублином и Лондоном была принята Декларация на Даунинг Стрит в 1993 г., в которой был заявлен принцип «открытых дверей» – приглашение за стол переговоров всех вовлеченных сторон с условием их отказа от насилия, что исключало из них радикально настроенные силы как элемент традиционной модели урегулирования. В ответ на эту декларацию руководство ИРА озвучило программное заявление о прекращении огня, к которому присоединились и юнионистские военизированные формирования. Однако ИРА отказалась разоружиться, что резко осложнило переговорный процесс. Новый теракт, организованный членами ИРА в Лондоне 9 февраля 1996 г., прервал перемирие. После победы лейбористов на выборах в Великобритании ИРА объявила о новом перемирии. Шинн Фейн была допущена к многопартийным переговорам в замке Стормонт, в результате которого было подписано Соглашение Страстной пятницы 10 апреля 1998 г. Соглашение было одобрено народами Северной Ирландии и Республики Ирландия на референдумах. Оно явилось продуктом сбалансированного сочетания традиционного и модернистсткого подходов к урегулированию и предусматривало сохранение Ольстера в составе Соединенного Королевства с параллельным укреплением связей с Ирландией. Документ подтверждал приверженность всех сторон переговорному процессу и принципу разоружения. Кроме того, было решено воссоздать Североирландскую ассамблею (законодательно-исполнительный орган) с определенными правами самоуправления, на выборах в которую 25 июня того же года участвовали все основные политические силы6.

Кроме того, Соглашение предполагало:

1) проведение выборов по пропорциональной системе в 108-местную Ассамблею Северной Ирландии;

2) учреждение Ассамблеей Министерского комитета из 12 членов, решения которого будут приниматься квалифицированным большинством;

3) образование Министерского совета Север-Юг, в который войдут представители двух частей острова. Его компетенция ограничена такими областями, как туризм, сельское хозяйство, транспорт. Решения принимаются консенсусом;

4) создание Совета Британских островов, который будет состоять из британских и ирландских депутатов, а также из представителей будущих парламентов Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии;

5) отмену 2-й и 3-й статей ирландской Конституции, требующих восстановления суверенитета Республики над всем островом;

6) разоружение военизированных группировок в течение двух лет. В конце 1999 г. власть в Северной Ирландии была передана Стормонту, сформированы предусмотренные в соглашении новые органы управления. С этого момента начинается новый этап урегулирования конфликта, который, похоже, еще далек от завершения.

Что касается субъектов конфликта, то о них довольно много было сказано выше при рассмотрении предыстории и динамики конфликта. Осталось лишь выделить и классифицировать их.

Во-первых, это государственные институты, такие как правительство Великобритании и министерство по делам Северной Ирландии, Стормонт (парламент Ольстера), Ассамблея Северной Ирландии.

Во-вторых, такие политические организации, как политические партии и движения. Это Демократическая Юнионистская Партия (Ольстера), Ольстерская юнионистская партия, Социал-демократическая лейбористская партия, Шинн Фейн.

В-третьих, это религиозные организации, среди которых важнейшее место занимает Оранжистский орден.

В-четвертых, это террористические и военизированные организации, такие как Ирландская республиканская армия, Силы освобождения Северной Ирландии, Лоялистские добровольческие силы, Добровольческие силы Ольстера, Ассоциация обороны Ольстера.

В-пятых, бизнес, преступные организации, которые финансируют и лоббируют свои интересы через те или иные вышеуказанные субъекты.

В ХХ в. основная вина за насилие лежит на террористических организациях католиков и протестантов, а не на действиях правительственных войск. Это положение правительства в расстановке сил конфликта давало преимущество в балансировании между непримиримыми участниками столкновения, предоставляло ему статус медиатора. Воссоздание Ассамблеи и Стормонта, возможно, знаменует начало тенденции предоставления Ольстеру все большей самостоятельности как средство урегулирования конфликта. Вполне вероятна и перспектива превращения Соединенного Королевства в федерацию в составе четырех субъектов. А в ходе дальнейшего развития европейского сотрудничества Северная Ирландия, а возможно, еще Уэльс и Шотландия будут представлены в объединенной Европе как равноправные субъекты7.

После Соглашения Страстной пятницы можно с определенностью сказать, что правительство Великобритании взяло курс на урегулирование конфликта на институциональном уровне. В 1999 г. были приняты еще 4 британо-ирландских документа о создании органов сотрудничества в урегулировании ольстерского кризиса. Кроме того, было предложено несколько планов по мирному урегулированию в провинции, последний из которых был обнародован в августе 2001 г.8


Заключение


В настоящее время установлен срок окончательного разоружения экстремистских группировок Северной Ирландии – это 2007 г. Несмотря на ведущийся процесс разоружения, в провинции продолжаются террористические акты. С 1998 г. здесь погибли около 60 человек. 3 февраля 2004 г. в Северной Ирландии начались переговоры по пересмотру Белфастского соглашения. Вопрос о внесении изменений в данное Соглашение возник в ноябре 2003 г. после состоявшихся парламентских выборов в Ольстере. Победу на них одержала протестантская Демократическая юнионистская партия во главе с Я. Пэйсли, которая выступает против Белфастского соглашения и какого-либо сотрудничества с католиками. Договоренность о пересмотре документа по Северной Ирландии была достигнута в январе 2004 г. на встрече премьер-министров Великобритании и Ирландии Т. Блэра и Б. Ахерна. Тогда же была определена дата начала переговорного процесса. На переговорах лидеров ведущих политических партий по урегулированию политической ситуации в Северной Ирландии, проходивших на юге Англии в замке Лидс в сентябре 2004 г., не удалось достичь компромисса. Как сказал в своем интервью премьер-министр Великобритании Т. Блэр, председательствовавший на этом политическом саммите вместе со своим ирландским коллегой, премьер-министром Б. Ахерном: «Мы полагаем, что то, что сейчас предложено, разумно по содержанию и имеет историческое значение». Блэр в то же время отметил, что участники переговоров «еще не достигли всеобъемлющего соглашения», но работа в этом направлении будет продолжена на предстоящих обсуждениях на более низком представительском уровне. «У того, что здесь (в Лидсе) произошло, есть большой потенциал», – сказал британский премьер. Блэр и Ахерн выразили сожаление по поводу не оправдавшихся надежд на достижение договоренности между двумя основными политическими партиями Северной Ирландии – протестантской Демократической юнионистской партии (ДЮП) и католической Шинн Фейн.

Политика урегулирования этнополитического конфликта в Северной Ирландии в целом характерна для большинства унитарных государств мира – это постепенный переход от стратегии подавления одной из сторон конфликта (в данном случае ирландской католической) к стратегиям достижения компромисса между участниками конфликта, уступкам ирландцам в сфере автономизации и самоуправления Ольстера.

Прямое силовое подавление также оказалось безрезультатным в контексте перехода непримиримых участников к террористическим формам борьбы за свои интересы. Существенно затрудняет силовое подавление и пребывание руководства террористических организаций за рубежом, вне досягаемости британских властей. Все это, как представляется, и заставило британское правительство воспользоваться стратегией компромисса и уступок в завершении конфликта. Благодаря этим обстоятельствам политика урегулирования конфликта в Северной Ирландии, управления им в настоящее время демонстрирует довольно высокий уровень результативности по показателям интенсивности конфликта.


Список использованной литературы


  1. Браницкий А.Г., Чуприков П.Б. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 4. - С. 178-183.

  2. Буйновский М.С. Эволюция политики британского правительства в Североирландском конфликте (1968-1998 гг.). Переговорный процесс. – Шахты: Ростовская обл. Изд-во ЮРГУЭС, 2008.

  3. Орлова М.Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии // Журн. «Полис» / Точка доступа:

http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/2/15.htm.

  1. Плахотная Ю.И. История, культура и география Великобритании и Северной Ирландии. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2009.

  2. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009.

  3. Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - С. 168-173.

  4. Язьков Я.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время. 1918-1945. – М.: Издательство МГУ, 2006.

1 Плахотная Ю.И. История, культура и география Великобритании и Северной Ирландии. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2009. – с. 32.

2 Язьков Я.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время. 1918-1945. – М.: Издательство МГУ, 2006. – с. 151.

3 Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - с. 168.

4 Браницкий А.Г., Чуприков П.Б. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 4. – с. 179.

5 Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирлан-дии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - с. 172.

6 Буйновский М.С. Эволюция политики британского правительства в Североирландском конфликте (1968-1998 гг.). Переговорный процесс. – Шахты: Ростовская обл. Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – с. 72-73.

7 Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – с. 162.

8 Орлова М.Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ир-ландии // Журн. «Полис» / Точка доступа: http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/2/15.htm

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ