Классный час для 10 класса «Герои отечества»

Классный час для 10 класса «Герои отечества»


Дата проведения: 20.02.2013, кабинет 12,МКОУСОШ № 38

Участники: учащиеся 10 класс
Учитель: Борисова Е.И.

Цели:

сформировать представления учащихся о героизме как о многогранном
понятии;
• показать связь времен;
• предоставить возможность понимания того, что поступкам,  продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.


Слайд 1. Звучит песня «Офицеры».

Слайд 2.

Рома : Добрый день, уважаемые гости, дорогие учителя и учащиеся! 9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.


Слайд .3

Наташа: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.


Рома: Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно много размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.


Наташа : Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.


Слайд 4

Рома: Россия!

Не искать иного слова.

Иной судьбы на свете нет.

Ты вся - сплошное поле Куликово

На протяженье многих лет.


Наташа: Россия!

Зарождалось это слово

В звучании разбуженных мечей,

В холстах голубоглазого Рублева

И в тишине предгрозовых ночей.

На поле боя вызревали росы,

На пепелищах

Пели топоры.

Мы все прощали.

Мы – великороссы -

Всегда великодушны и добры.


Рома: Россия!

Прозвучало это слово,

Вписав в бессмертье наши имена

Ото льдов Невы -

До поля Куликова,

От Куликова -

До Бородина!

Тебя хотели сделать бездыханной,

Отнять твою печаль и озорство,

Ты столько лет

Терпела Чингисхана

И верных продолжателей его.


Наташа: Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь. Это слова Алексея Толстого. Да, это действительно так. Стоит только назвать такие имена, как, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. А сколько героических имен появилось в годы Великой Отечественной Войны.


Рома: Сегодня мы вспомним героев отечества, имена которых носят школы города Тулы.


НАТАША И РОМА ЗАНИМАЮТ СВОИ МЕСТА


Слайд 6. Слушаем 1 куплет песни

Катя : Свинец косил верхушки сосен,

Сверкали взрывы в темноте,

Их было ровно тридцать восемь

На безымянной высоте… 

Удивительно, как строки песни «На безымянной высоте…» перекликаются с судьбой псковского паренька Леонида Тихмянова… 17 февраля 2013 года, ему могло бы исполниться 90 лет, но уже 33 года его нет с нами. В городе Новосокольники Псковской области есть маленькие улочки, по которым он ходил из дома в школу, где встречался с друзьями, с которыми в 41-ом ушёл на фронт…

Четыре вражеских атаки

Пришлось героям отбивать.

Фашистов много в этой схватке

Осталось на поле лежать.

Из ран сосны смола сбегала

На раскаленный миномет.

И мин совсем осталось мало,

А враг к вершине всё ползет…

В феврале 1944 года в тяжёлых боях восточнее деревни Шарово в Белоруссии батарея старшего лейтенанта Тихмянова заняла огневую позицию на безымянной высоте. 38 воинов прикрывали переправу советских войск. В ходе боя фашисты окружили высоту, батарея Тихмянова оказалась отрезанной от основных сил, но не дрогнул командир Тихмянов и вызвал огонь на себя. Восемь часов шел бой, не раз бойцы вступали в рукопашную. Уцелели немногие, но враг не прошел…

Слайд7

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за мужество, проявленное в боях на безымянной белорусской высоте, Леониду Павловичу Тихмянову и Сергею Александровичу Богомолову было присвоено звание Герой Советского Союза. После войны Леонид Павлович жил с семьей в Туле, недалеко от 33школы на улице Софьи Перовской. Его сын Владимир и дочь Людмила окончили 33школу. Он остался служить в рядах Вооруженных Сил и дослужился от старшего лейтенанта до генерала-майора. С 1965 года возглавлял Тульскую областную организацию ДОСААФ.

Леонид Павлович Тихмянов – образец мужества, беспримерной смелости, твердости характера, хотя так распорядилась судьба, что практически никому из нас не довелось быть знакомым с героем. Имя Леонида Павловича Тихмянова носит 33 школа г.Тулы.

Слайд 8

Дима: советский военачальник, участник 1-ой и 2-ой мировых войн, комбриг – Иван Васильевич Болдин.

На военной службе с 1914 года, участвовал в Первой мировой войне в чине старшего унтер-офицера.

Во время Гражданской войны в России находился в РККА с октября 1919.

Участвовал в боях на Западном фронте, командовал ротой, батальоном, а с 1920 года — стрелковым полком.

С октября 1926 был помощником командира стрелковой дивизии.

С июля 1928 и по июнь 1929 командир 19-й стрелковой дивизии.

С мая 1930 года работал преподавателем в Военно-политической академии РККА. В период с апреля 1931 по декабрь 1934 года был командиром и военкомом 53-й Пугачёвской дивизии. С 1937 года — командир стрелковой дивизии.

В 1938 году — командир 17-го стрелкового корпуса.

С августа 1938 года — командующий войсками только что созданного Калининского военного округа.

В 1939 году И. В. Болдин командовал конно-механизированной группой во время похода советских войск в Польшу. Были взяты города Новогрудок, Слоним, Волковыск, Гродно, Белосток, Барановичи.

Слйд9

После участия в инспекционной поездке в Латвию был назначен командующим войсками Одесского военного округа, а в сентябре 1940 года переведен в Западный Особый военный округ на должность первого заместителя командующего войсками.

Начало Великой Отечественной войны встретил в той же должности. В конце июня 1941 года получил приказ организовать контрудар по немецким войскам силами конно-механизированной группы, в состав которой были включены четыре танковых и две моторизованные дивизии, кавалерийский корпус, а также отдельный гаубичный полк, с задачей окружить и уничтожить превосходящими силами противника в районе Гродно — Меркине. Однако конно-механизированная группа Болдина с поставленными задачами не справилась, сама вскоре была окружена и разгромлена в районе Белостока, а спустя месяц И. В. Болдин вышел с остатками войск из окружения.

С октября 1941 командующий 19-й армией, а с ноября 1941 по февраль 1945 — командующий 50-й армией.

Слайд 10

В апреле 1945 года Болдин был назначен заместителем командующего 3-го Украинского фронта. После войны Болдин командовал армией, войсками Восточно-Сибирского Военного округа, потом был 1-м заместителем командующего войсками Кавказского Военного Округа.

С 1958 года Болдин находился в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Награды

  • 2 Ордена Ленина

  • 3 Ордена Красного Знамени

  • Орден Суворова 1-й степени

  • Орден Кутузова 1-й степени

  • 2 Ордена Красной Звезды

  • медали

  • иностранные ордена

В городах Туле и Калуге одна из улиц названа его именем. Так же имя Ивана Васильевича Болдин носит 13 школа города Тулы.


Е.И. В музее нашей школы находится стенд, посвященный героям Великой Отечественной Войны.

Слайд 11.


Еще один герой войны Василий Павлович Храмченко

водеоролик


Слайд 12 слушаем 1 куплет песни


Даша: Рогожин Алексей Арсентьевич - заместитель командира авиационной эскадрильи, он же штурман эскадрильи 142-го гвардейского Сандомирского штурмового авиационного полка, гвардии лейтенант.
Родился 23 февраля 1922 года в городе Тобольск ныне Тюменской области в семье рабочего. В 1927 году переехал с родителями в Тюмень, а затем в Тулу.

Слайд 13

Окончив 9 классов и школу ФЗО, работал слесарем на оружейном заводе в Туле, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Таганрогскую авиационную школу пилотов в 1941 году и Краснодарское авиационное училище пилотов в 1942 году.
Слайд 14
Во время Великой Отечественной войны сражался на штурмовике Ил-2 на Северо-Западном, Калининском, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах в 673-м штурмовом авиационном полку 266-й штурмовой авиационной дивизии.
В феврале 1943 г участвовал в нанесении штурмовых ударов по противнику для поддержки войск Северо-Западного фронта , участвовал на Калининском фронте в Ржевско-Вяземской наступательной операции.
С 5 июля 1943 года в составе 2-й воздушной армии на Воронежском фронте сражался на Курской дуге, нанося бомбо-штурмовые удары по противнику, поддерживая наземные войска в оборонительных боях, а затем – в период наступления.
В августе 1943 года А.А.Рогожин на Степном участвовал в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции (в том числе в освобождении Белгорода и Харькова), а затем – в освобождении Левобережной Украины (в том числе освобождении Краснограда, Полтавы, Кременчуга) и в битве за Днепр.
В дальнейшем в составе 5-й воздушной армии на 2-м Украинском фронте А.А.Рогожин участвовал в освобождении Правобережной Украины, в освобождении Молдавии, в нанесении штурмовых ударов по объектам на территории Румынии.

Слайд 15
В июле 1944 г был переведен на 1-й Украинский фронт.
С 13 июля по 29 августа 1944 года А.А.Рогожин принимал участие в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции, освобождении западных областей , в освобождении восточных районов Польши, поддержке наземных войск на Сандомирском плацдарме на западном берегу Вислы, а также плацдармов в районах населённых пунктов Баранув и Магнушев.
После освобождения Сандомира полк, в котором воевал А.А.Рогожин, получил наименование Сандомирского.
К 14 января 1945 года А.А.Рогожин произвёл 129 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника на самолёте Ил-2. При этом уничтожил и повредил 38 танков, 116 автомашин, подавил огонь 5 артиллерийских батарей на огневых позициях, 3 батарей зенитной артиллерии, 2 миномётных точек, в составе группы взорвал 8 складов с ГСМ и боеприпасами, лично взорвал 1 железнодорожный эшелон с боеприпасами и один эшелон из цистерн с горючим, в воздушном бою сбил 1 самолёт Хе-126, уничтожил на земле 5 самолётов противника, рассеял и частично уничтожил до полка пехоты противника.
Слайд 16
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по живой силе и технике противника, Рогожину Алексею Арсентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6076).

Слайд 17
В январе – марте 1945 года в составе 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта А.А.Рогожин участвовал в Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Верхнесилезской наступательных операциях, а с 16 апреля по 8 мая – в Берлинской стратегической операции.
Боевой путь А.А.Рогожина завершился участием в освобождении Праги.
После войны А.А.Рогожин продолжал службу в ВВС. С 1968 года полковник А.А.Рогожин – в запасе.

Слайд 18
Жил в Туле, работал на оружейном заводе председателем комитета ДОСААФ. Был ответственным секретарём Тульской секции Советского комитета ветеранов войны. Скончался 1 марта 1992 года.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Имя Алексея Арсентьевича Рогожина носит 39 школа города Тулы.
Слайд 19

Елена Ивановна. В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным

ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фаши-

сткой Германии и победоносном окончании войны в Европе.

Великая Отечественная война (1941-1945г.), навязанная Советскому

Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была са-

мой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары раз-

рушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84

тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране

колоссальный материальный ущерб.

Катя.

Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя,

И есть душа она все вытерпит,

И есть земля она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь тепла и солона.

Елена Ивановна. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным

врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

Как вы понимаете слово – "подвиг"?

Учащиеся рассуждают.

Елена Ивановна. Подвиг это когда в великом бескорыстном порыве души

человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной

жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОД-

ВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, дос-

тоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-

фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, са-

молетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было

быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой

нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы. В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся

врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севасто-

поля, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образ-

цы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201

день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.

Что давало поколению Великой Отечественной войны решимость и силу для подвигов?

В чем истоки массового героизма?

Учащиеся рассуждают.

Елена Ивановна.. 9 мая страна отмечает день Великой Победы над фашизмом. Нашему поколению выпала честь равняться на их ратные и трудовые подвиги.

Как вы понимаете свою обязанность перед ними?

Учащиеся рассуждают.

Слайд 20

Миша.

«Завещание»

Солдат,

Поднимаясь над постелью,

В предсмертный час

Для сына диктовал:

Передаю тебе родную землю,

Которую я вновь отвоевал.

Чтоб не посмел

Никто ее обидеть,

Ты, продолжая славный путь отца,

Расти большим,

Чтоб всю ее увидеть,

Понять ее душою до конца.

Пиши, сестра, пиши

Наш край метельный,

Где ты родился, -

Так и напиши, -

Умей любить

Любовью беспредельной,

Умей любить

Всей нежностью души.

Смотри, мой сын,

По капле не разлейся,

Но, жизнь, и труд,

И славу полюбя,

Ты мужеству учись

И не надейся,

Что кто-то будет думать за тебя.

Настанет время,

И дорогой вешней

По волнованью луговой травы

Ты в жизнь пойдешь,

Не выходи без песни,

Не опускай веселой головы.

Она подарком не дается свыше,

Умея жить и все одолевать,

Я сделал все,

Чтоб ты ее услышал,

Узнал ее и смог завоевать.

Чтоб в трудный час

Любого испытанья,

Ты верности в груди не погасил

Писал в минуту ясного сознанья

И в полноте моих душевных сил».

В. Федоров


Рома: Всякая смерть - трагедия. Но, как говорят в народе: «За совесть и честь хоть голову снесть». Смерть за Родину, Отчизну – это святое. Светлая память погибшим!


Елена Ивановна:. Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей.

Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.


Наташа: Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!


Слайд 21. Песню слушаем

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ