Классный час на тему "История и традиции Донских казаков"
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области "Шахтинский педагогический колледж"
Классный час на тему:
"История и традиции Донских казаков"
Выполнил :
студент группы 2 "А"
Яицкий Дмитрий
г.Шахты
2015г.
Технологическая карта классного часа
Тема: "История и традиции Донских казаков"
Дата:
Место:
Цель:.
формировать у учащихся представления и понятия о истории своей малой родины;
развивать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну;
внести вклад в духовно-нравственное воспитание молодого поколения;
Планируемые результаты:
личностные:
сформировать мотивацию к обучению и познанию;
сформировать ценностно-смысловые установки обучающихся;
сформировать бережное отношение к духовным ценностям;
метапредметные:
сформировать умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Форма проведения :
классный час;
игра;
Форма воспитания:
по времени воздействия внеурочная,
по методам: словесная, наглядная.
по организации учащихся: коллективная.
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности: рассказ, беседа, дискуссия.
методы организации деятельности и формирование опыта социального поведения личности: упражнение, педагогическое требование.
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: поощрение, награждение.
Средства воспитания:
знаковые символы,
мир жизнедеятельности воспитанника.
Образовательные ресурсы:
http://infourok.ru/klassnyy_chas_tema_tradicii_i_obychai_kazakov-470345.htm
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/04/03/istoriya-donskogo-kraya-i-ego-kulturnye-traditsii
http://www.yabooza.ru/flow/po-podvizhnosti/post/detskie-igry-kazachi-igry-dlja-detej-33/
http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/09/26/klassnyy-chas-v-kazachem-kadetskom-klasse-chest-imeyu
Астапенко М.П. История Донского казачества: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 2002.- 511с.
Земрах Т.В. Культура и быт Донского казачества: Методическое пособие для внеклассной воспитательной работы .- Шахты, 2005.- 43с.
План классного часа:
Организационное начало - 2 мин.
Целеполагание - 2 мин.
Основная часть - 36 мин.
Беседа;
Викторина;
Пение;
Рассказ ;
Чтение стихотворения;
Подведение итогов- 5 мин.
Ход классного часа:
1. Организационное начало:
Педагог: Здравствуйте дети, садитесь. Меня зовут Дмитрий Сергеевич и сегодня нас с Вами ждет удивительное путешествие по страницам истории и традиций одного из интереснейших народов, проживавших и проживающих на территории Донского края. А для того, чтобы узнать, что это за народ, Вам необходимо ответить на мой вопрос. Как называют вольных воинов, всадников, которые и по- сей день являются неотъемлемой частью культуры Донского края, как Вы думаете?
*ответы детей: казак.
Педагог: Верно ребята, молодцы. Именно на страницах истории и традиций такого интересного народа- казаков нам предстоит сегодня с Вами побывать. Целью нашего путешествия является: познакомить Вас с историей и традициями Донских казаков. Готовы отправиться в путешествие?
*ответы детей: да.
2. История возникновения и особенности казачества.
Педагог: Как уже было сказано слово казак означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Очень интересна история казачества. Происхождение слова «казак» неустановленно. И даже сами казаки не могли точно истолковать это слово и для верности добавили слово «вольный». Вольный казак, никому не подчиняющийся, живущий по своим обычаям и законам, защищающий право на такую жизнь оружием. Откуда же появились казаки?
О том, как откуда появились казаки единого мнения нет даже у ученых. В наше время существует много версий о их происхождении, но самой верной считается теория миграционного происхождения казаков. Ребята, а кто-нибудь знает, что означает слово "миграция".
*ответы детей: движение, переселение, переезд, изменение и т.д.
Педагог: Молодцы ребята, действительно слово "миграция" означает переселение людей с одного участка страны на другой. Согласно такой версии ученых, на юге нашей страны в XVI веке ,а как называлась тогда наша страна, кто мне подскажет?
*ответы детей: Русь, Российская империя, Российское царство, Киевская Русь и т.д.
Педагог: Интересные предположения, ребята Вы конечно молодцы, но в то время наша страна называлась Российское государство и правил им Великий князь Московский.
Жизнь людей в это время была очень трудной, т.к. простые крестьяне были полностью зависимы от знатных людей, которых называли- бояре. Они очень похо относились к своим слугам, били их, наказывали, давали множество поручений, и считали живых людей своими вещами, которыми они могли распоряжаться, как хотят. Так вот, в это непростое для простого народа время стали ходить слухи по стране, о том, что есть вольный народ в южных районах Российского государства, который называется, как называется?
*ответы детей: казаками.
Педагог: Правильно, народ называли казаками! Простые люди, которым было тяжело под гнетом, стали жить надеждой на то, что смогут добраться до казаков и стать вольными.
Итак, казаки - могучий и воинственный народ обитал как уже было сказано, в южных районах нашей страны. Всего, считается, казачий народ вольных казаков делился на 5 различных формирований А кто-нибудь знает, как назывались эти 5 формирований?
*ответы детей: запорожские, донские, волжские и т.д.
Педагог: Молодцы ребята, итак вы правильно назвали, в нашей стране долгое время жили : Донские, Терские, Яицкие, Волжские, Запорожские казаки, а как Вы думаете, почему они именно так назывались?
*ответы детей: по месту их обитания; потому, что они жили в таких городах и т.д.
Педагог: Да, действительно, такие названия казаки получили из-за мест, которые они выбирали для своих поселений. Чаще всего казаки селились вдоль рек, больших, рыбных. Волжские казаки- обитали на восточном берегу реки Волга, яицкие, вдоль реки Яик, которая сейчас называется Урал, Терские, вдоль реки Терек, ну и конечно же вольные Донские казаки, о которых нам и предстоит сегодня узнать побольше.
Так вот, слагали легенд люди слагали о этом могучем народе, и примерно в середине XVI века многие крестьяне стали убегать от своих помещиков - бояр, стремясь добраться до казаков.
Казаки были народом вольным, кочевым, т.е. они не имели постоянного места жительства, но ценили свободу каждого человека, и укрывали в своих временных деревнях крестьян, которым удалось до них добраться.
В то время казаки промышляли рыбалкой, охотой и конечно же военными походами, однако, людей, которые к ним убегами становилось много, и переезжать с места на местно казакам было трудно, а прокормить много людей охотой и рыбалкой также стало тяжело. По этой причине казаки стали строить деревни, в которых жили уже постоянно, а также стали заниматься земледелием, т.е выращивать растения, и разводить домашних животных.
3. Традиционное казачье жилище и одежда.
Педагог: Народ казаков отличается многими обычаями и традициями от других, но конечно же главной отличительной чертой любой казачьей деревни являлось жилье казака. А кто знает ребят, как называется жилище или дом казака?
*ответы детей : изба, дом, хата и т.д.
Педагог: Интересные предположения. Однако стоит знать, что традиционный казачий дом, называется куренью. Интерьер казачьего жилища был в основном одинаков для всех районах Дона. В доме обычно было две комнаты: великая и малая курень. В малой курени находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой курени стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, куличи, пасхальные яйца, записи молитв, "поминальные книжки".
Снаружи дома был так называемый казачий двор. Который представлял собой огражденную, чаще всего забором - плетенкой, как его называют сами казаки. территорию вокруг казачьей хаты.
Двор казака был как мы бы сейчас сказали "лицом казака". Он всегда содержался в опрятном состоянии, обязательно перед входом в хату должна была стоять скамья, на которой могли сидеть самые пожилые и уважаемые казаки и женщины.
Многие казаки выкапывали в своих дворах колодцы, которые, как вы можете видеть на иллюстрации также имели своеобразный вид.
А сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть и прослушать стихотворение__________________________________________________________
Педагог: Прекрасное произведение, я надеюсь, что вы отдохнули, собрались с мыслями и я предлагаю Вам небольшую проверку того, насколько вы внимательно меня слушали. Сейчас я предлагаю Вам небольшую викторину. Сейчас посмотри, кто же из Вас меня внимательно слушал. Готовы?
*ответ детей : да.
(напомнить детям о правиле поднятой руки)
Вопросы:
1. Что в переводе означает слово "казак"? (вольный, храбрый, свободный)
2. Какие формирования вольных казаков Вы запомнили? (Донские, Терские, Волжские, Запорожские, Яицкие)
3 Какие территории казаки выбирали для своих поселений? (Вдоль рек)
4. Как называется жилище казака? (курень)
5. Была ли важна для казака чистота его двора ? (Да, т.к. считалась его лицом)
6. Как называлось центральное место в казачьем доме? ("Красный угол"; "Божница")
7. Что стало причиной строительства казаки постоянных мет жительства- деревень, хуторов? ( невозможность прокормить много людей в постоянных перемещениях)
8. В каком веке впервые в истории появился народ, называемый казаками? (в XVI веке)
(в процессе за правильный ответ давать детям определенные значки, которые в конце мероприятия станут для них показателем того сколько ответов они дали. Тем кто мало ответил стоит отметить, что нужно быть внимательнее, и что у них еще будет шанс показать всем насколько они бдительны).
Педагог: Ребята, лавной отличительной особенностью народа казаков является конечно же их одежда, ребята, а кто знает, что она из себя представляет?
*ответы детей: широкие штаны, рубашка, шапка и т.д.
Педагог: Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов.
Мужско традиционный казачий костюм представляет собой широкие штаны, которые называются - шаровары, длинные сапоги и два вида рубах. Одна из них называется "русская" и ее заправляли в штаны, а вторая "украинская"- которая носилась на выправку. Обязательной деталью имиджа казака была фуражка и конечно же пояс.
Для праздничных мероприятий у каждого казака был праздничный мундир, который казак, если он имел боевые награды, повесить на мундир.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».
Женский традиционный костюм гораздо отличается от одежды, которая есть в нашем представлении. Сформировался традиционный казачий женский костюм только к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.
Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.
Значение внешнего вида играло для казачьего народа большое значение играл внешний вид казака. Он считался признаком духовного и материального состояния казака, неопрятный внешний вид казака вызывал у его товарищей чувство неуважения, что было большим ударом для самого казака.
4. Традиционные казачьи праздники.
Педагог: Казаки, как отдельный этнос, народ очень религиозны, и многие праздники, которые они отмечают, связаны именно с темой православия. Самыми главными праздниками для казаков и самыми масштабными были Святки и Покров. Что же такое Святки, кто-нибудь знает?
*ответы детей
Педагог: У Вас очень интересные предположения. Итак, Святки - это период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день.
Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.
Вторым главным праздником казаков считается Покров Пресвятой Богородицы. Именно в этот великий православный праздник 14 октября 1641 года казачье войско, состоящее из 5300 человек победило 150 тысячную турецкую армию в крепости Азов. Представляете ребята, войско казаков, которое было в 30 раз меньше, чем турецкое одержало победу. Как пишут в летописях, войны турецкого войска после боя говорили, что в небе над казачьи войском появился образ девы Марии и она закрыла казаков туманной пеленой, эта великая победа показала казакам, что их вера помогла им победить и укрепила их верность православной церкви. После этого сражения казаки захватили крепость Азов, однако царь не решился сделать ее частью нашей страны и казакам пришлось ее оставить, однако уходя из крепости казаки унесли с собой все возможные трофеи : крепостные металлические ворота, настенные пушки. Это событие в истории называют Азовским сидением. Эти трофеи и по сей день можно увидеть в городе Старочеркаск, возле колокольни храма.
Такая знаменательная победа сыграла огромную роль и показала миру всю силу великого казачьего народа.
5. Традиции казаков в воспитании детей.
Педагог: Отличи казачьего народа начиналось с момента появления на свет ребенка, так как даже воспитание ребенка было своеобразным.
Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру казаков, нашедшую отражение в их многовековом опыте и раскрытую в обычаях, традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа.
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка, жить недалеко от крестника .
После рождения ребенка, на третий день, ребенок получал имя от родителей и в казачьем роду принимались за его воспитание. С самых ранних лет все дети воспитывались в любви к Изначальной Вере, Богам и Предкам. Ребёнка особо не торопились распеленывывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется ,«на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.
Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.
Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период. Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие.
Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет и до 12 лет.(Современным детям, наверное, стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).
До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.
В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном, в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду. На стене в курене висела шашка отцовская (или дедовская). Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного.
С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.
Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно. Наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Предки завещали! И что мы в них заложим, то и получится потом.
Как говорил один старик-казак: «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»
Ребята у казаков, как у любого народа есть свои заповеди, у казаков их много, но есть три самых главных. Давайте вместе их повторим. Готовы?
*хором:
-Старикам- уважение.
-Гостю – всё почтение.
- А женщине – любовь.
6. Казаки в искусстве.
Педагог: Сейчас мы с Вами разберемся в том, каким же было искусство казаков и какими они сами представали в произведениях великих мастеров живописи, музыки, литературы.
Итак, первой и неотъемлемой частью казачьего фольклора является конечно же сказки. Казаки имели свои сказки, которые составляли и рассказывали растущему поколению исходя из своего большого опыта.
Многие сказки были очень короткими, и чаще всего представляли собой обычные ситуации, например есть очень известная сказка. Я хочу Вам ее прочитать, называется она "Цена Хлебу и Золотой карете"
(чтение сказки)
Педагог: Ребята, как Вы, я думаю заметили, казачьи сказки очень простые и легкие в понимании. Они просто указывают на определенные бытовые ситуации, которые происходят в казачьем поселении.
Ребята, а наши сказки отличаются от казачьих? Чем?
*ответы детей
Помимо таких интересных сказок у казаков были и другие интересные моменты фольклорного искусства.
Казаки были известными острословами, много их пословиц и поговорок вошли в нашу повседневную жизнь, вот некоторые из них:
(чтение поговорок, после каждой спрашивать у детей что они, по- их мнению означают)
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Житие собачье, зато слава казачья.
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
Терпи казак,- атаманом будешь.
Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает.
Разнообразным был казачий фольклор., а самым лучшим способом выражения казачьей души были песни. Они сопровождали казаков с самого раннего детства и до самой могилы. Песни пели на праздниках, на свадьбах , на поминках. Они пелись при военных походах и помогали согревать казакам душу в трудных условиях. Они были средством воспитания и вдохновения для казаков. Ребята, помните мы учили с Вами песню.
*исполнение песни "Пчелочка злата".
Педагог: А теперь пришло время продолжить нашу небольшую эстафету. Готовы проверить Вашу внимательность?
*ответы детей: да.
Вопросы:
1. Как называются широкие казачьи штаны? (Шаровары)
2. Какой праздник казаки празднуют 14 октября, посвященный годовщине великой победы? (Покров Пресвятой Богородицы)
3. В каком городе находятся по сей день трофеи, которые казаки много лет назад унесли из захваченной крепости Азов? (Старочеркаск)
4. В каком возрасте казачка впервые сажали на коня одного? (в возрасте 1 года)
5. Какими по объему были казачьи сказки? (короткие, небольшие)
6. Назовите "золотую" казачью заповедь. (Старикам - уважение, гостю - почтение, женщине - любовь.)
7. Что было главное в воспитании казачонка взрослыми казаками? (Личный пример)
8. В каком же возрасте казак мог отправится в свой первый военный поход? (16 лет)
(награждение самых внимательных)
7. Подведение итогов
Педагог: И Ребята, мы с Вами сегодня совершили удивительную прогулку по истории и традициям Донских казаков, а теперь при помощи облачков, которые лежат у Вас на столе давайте оценим насколько Вам понравилось занятие.
*дети выходят рядами к доске и вешают облака вокруг солнышка если им понравилось занятие, то они вешают желтый яркий треугольник, а если нет, то красный .
Педагог: Молодцы ребята, вот такое красивое у нас получилось познавательно яркое солнышко. Я надеюсь, что Вам понравилось занятие, и теперь Вы много знаете о истории Донских казаков. Как Вы думаете достигли мы нашей цели?
*ответ детей: да.
Педагог: Спасибо за внимание!
(Звонок)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ