Конспект урока для 9 класса «Градация славянских языческих божеств»
Тема: «Градация славянских языческих божеств»
Тип занятия: занятие введение новых знаний.
Цели и задачи:
- Дать начальные представления о культуре и истории мифологии Славян.
- Приобщить детей к истории мифологии
- Рассказать о мифических Славян
- Развитие образного мышления у учащихся
Оборудования:
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением древних мифических образов.
Материалы: гуашь, простой карандаш, ластик, стакан с водой, кисти, бумага А4;
Ход занятия
Организационный момент
Вводная беседа.
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, какБогиня Мать-Сыра-Земля (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.
В первой половине I тысячелетия н. э. на религию славян оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы). Под воздействием кельтов находилось язычество западных (лужицких) славян, в частности формировалась архитектура культовых построек. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбог, а также Маха и Макошь. У ираноязычного населения славяне видимо заимствовали само слово «бог» (которое также имело семантику «доля», ср. «богатство», «убогий»), сменившее общеиндоевропейское обозначение для божества *divъ. Восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др.
Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.
Один из славянских Божеств «Домовой» - у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.
Часто у русских Домовой считается духом умершего члена семьи, предка рода. Обычно он имеет вид древнего старика; чёрного человека; приземистого мужика с большой седой бородой, в белой или красной рубашке. У богатых людей Домовой покрыт шерстью, у бедных он голый. Домовой может принимать облик любого члена семьи, особенно отсутствующего, любого животного, при этом шерсть животного имеет тот же цвет, что и волосы хозяина дома. Домовой может иметь вид змеи. Согласно севернорусским поверьям, в доме, где есть мужчины, Домовой имеет вид мужчины; если в семье одни женщины, Домовой является в образе женщины.
Места обитания Домового — дом, двор, хлев, конюшня, баня, места, связанные с пребыванием душ умерших: красный угол, печь, трубой, порог входной двери; по полесским верованиям, живёт на чердаке, по русским и белорусским — в подполе.
Как и вся нечистая сила, Домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Днем он сидит на своем любимом месте — чердаке, за печью и пр. Увидеть Домового можно в полночь, в полнолуние, если смотреть на него через борону или через хомут.
Домовой — хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Русские считают, что без Домового «дом держаться не станет». Домовой выполняет все хозяйственные работы: поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ухаживает за скотом и даже охраняет дом от воров. Если его рассердить, он наносит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке.
Домовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. Обычно не видимый для домочадцев, он появляется в образе хозяина дома перед несчастьем, чаще всего перед смертью члена семьи. Домовой давит спящего человека.
Иногда считается, что Домовой одинок, но часто, согласно русским и белорусским поверьям, он имеет семью, причем ее состав в точности повторяет состав в доме.
Чтобы Домовой хорошо относился к людям, в определенные дни ему совершали приношения: клали хлеб под печку или в углы хлева; на Новый годотносили на чердак борщ и кашу; на заговины — кусок мяса или чашку молока «заговеться хозяину». Так же поступали на Пасху и Рождество.
Обычай звать Домовой с собой при переезде в новый дом известен преимущественно в русской традиции. Домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а не позвавшую его семью в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, веником и др. В старой усадьбе открывают ворота и со словами «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом» переносят эти вещи в новое жилище.
Сегодня мы с вами ребята попробуем создать что-то очень необычное, своеобразное. Давайте изобрази Домовёнка, который живет у вас дома, как вы его представляется, а для более интересной композиции мы будем применять технику стилизации.
3.Практическая работа.
Сегодня на занятии мы будем с вами выполнять композиционную работу, стилизация «Домовёнка» нашего дома.
4.Итоги занятия.
Просмотр работ, мини выставка. Педагог проводит анализ выполненной работы каждого ученика.
Критерии оценки детской работы:
- Соблюдение основных законов композиции;
- Выразительность - способность посредствам разнообразных приёмов передать характер Др. Египетского мифологического Бога;
- Оригинальность – своеобразие, неповторимость работ.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ