Конспект урока для 7 класса «Пишет домой война»


«Пишет домой война…» (О письмах военных лет)


Урок написания письма ветерану Великой Отечественной войны.

7 класс.


Эпиграф на доске:


Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и войну,

Вы, страдая, писали друг другу,

Нынче сложены в папку одну…

К.Ваншенкин


Цели урока: формирование навыков написания письма, культуры общения; развитие письменной речи учащихся; нравственно-этическое и патриотическое воспитание.


Оформление урока:

Презентация (использование мультимедийного проектора) – письма военных лет, фотографии.

Музыкальное сопровождение: песни военных лет / «И подруга далекая парню весточку шлет…» («Огонек»), «Пришло письмо летучее в заснеженную даль…»(«На солнечной поляночке»)/

Предварительная подготовка к уроку:

Готовясь к уроку, учащиеся должны были познакомиться с документальным повествованием о подвиге солдат в годы Великой Отечественной войны «Письма живых и мертвых», подготовить инсценированное чтение, повторить тему «Стили речи», дать краткое объяснение слов, пользуясь Толковым словарем, «адресант», «адресат», «конверт», «постскриптум», «эпистолярный жанр».


Ход урока.

Звучат песни военных лет. / Титульный слайд 1 /

Учитель.

Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны оказались оторванными от родного крова и привычной жизни. Война всколыхнула всю страну, и миллионы духовных ниточек протянулись между фронтом и тылом. / Слайд 2 /


От столов и до подоконников

Почта вечно полным-полна,

Из квадратов и треугольников

Заливает ее волна.

Под неслышный здесь грохот пушек,

Торопясь, с утра до темна

Сортируют трое девчушек

То, что пишет домой война.

……………………………….

Штатом почты не предусмотрено

То, что целый народ в разлуке,

То, что как умирать ни больно,

Но, идя в атаку, чтоб жить,

Людям хочется в треугольник

Перед этим душу вложить.

К.Симонов.


Письма простых людей в трудную для Родины годину… Где только и как только они ни писались! В блиндажах и землянках во время коротких передышек, «на привале при огне

Где-нибудь в лесу писали друг у друга на спине…» (Твардовский «Василий Теркин)

Письма военных лет – уникальный человеческий материал по истории Великой Отечественной войны в истории духовной культуры. По словам А.Н.Толстого, это – «голос героической души народа». В каждом из этих писем – живая трагическая судьба.

О высоком значении писем военных лет для будущих поколений хорошо написал в стихотворении «Эти письма» К.Ваншенкин:

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и в войну,

Вы, страдая, писали друг другу,

Нынче сложены в папку одну…


Эти письма пронзали до дрожи.

………………………………….

Средь иного, что есть на примете,

Средь бумаг, накопившихся тут,

Сохраните свидетельства эти,

Не сочтите, потомки, за труд.


Сегодня мы познакомимся с перепиской наших земляков - комсомольчан.

Письма с фронта. Они написаны быстрым красивым почерком на плохой бумаге. Карандаш вытерся, некоторые строчки невозможно прочесть. Эти письма не полководца, не писателя. Их автор – никому не известный «чернорабочий войны», солдат. Ему отвечает жена – не актриса, не писательница – просто русская женщина, которая любит, растит детей, ждет…

( Письма демонстрируются через проектор, заранее подготовленная инсценировка – юноша в пилотке, девушка с платком на плечах читают под тихо звучащую музыку письма)

Телеграмма из Сочи. 29.VI.1941 г. / Слайд 3 /

«Комсомольск, востребования Колосовой Елене Павловне. Ухожу фронт. Адрес сообщу. Не волнуйся. Целую тебя, детей. Владимир».

«29 июня 41 г.

Моя милая Аленушка! Только что я отправил тебе телеграмму. Через несколько часов уезжаю из Сочи. Сейчас сижу на веранде санатория и смотрю на море. Оно сегодня спокойное-спокойное. Город-курорт залит солнцем. Зелень, цветы. Не верится, что война. Завтра буду в Новороссийске, а затем — на фронт. Да, да, иду на фронт, Аленушка!

Произошло все очень просто. Двадцать второго, когда мы узна­ли о войне, я и еще семеро отдыхающих здесь дальневосточников отправились в горвоенкомат и попросили послать нас в Действующую армию. Сразу нам ничего определенного не ответили, только записали адрес. А двадцать восьмого нас вызвал военный комис­сар города и сказал, что мы поедем на фронт.

Так надо, Аленушка! Иначе я не мыслю свое существование сейчас, когда началась война. Ты, быть может, спросишь: а как же семья? Отвечу. Мне, так же, как и тебе, как и нашим детям, доро­га наша Родина. Родина дала нам все. Она вырастила нас, обучила, воспитала. И разве я могу не взяться за оружие, если Родина в опасности? Защищая Родину, я защищаю тебя, Аленушка, наших малышей, наше счастье. Обнимаю. Владимир».


«Родной мой Володя! Я еще не знаю твоего адреса, но и могу удержаться, чтобы не написать. Не могу.

Если бы ты знал, как взволновала меня твоя телеграмма. Не знаю, что и сказать тебе. Я тревожусь за тебя. Мне дорога твоя жизнь, родной мой, я еще не знаю, как мы будем жить без тебя. Но ты поступил правильно.

Город наш живет по-прежнему. Только как будто взрослее стал. Люди работают еще напряженней. Война. Люба Федоренко пошла на завод. Анна Васильевна учится на помощника машиниста. У нас в доме организовалась дружина ПВО. Я тоже, конечно, пойду работать. Хорошо, что есть у меня маленькая профессия — ты не забыл, что женился на машинистке? Ребятишек устрою в детский сад.

Пишу, а сама не знаю, куда послать это письмо. Отправлю его сразу же, как получу адрес. Не беспокойся о нас. Верю, что все будет хорошо.

Все трое крепко целуем тебя.

Твоя Аленушка.

30 июня».

«24 июля 41 г.

Аленушка. Письмо мое будет коротким, хоть и хочется написать тебе многое-многое. Нет, ты не можешь себе представить, что чувствует боец после первого боя. А я вчера впервые был в бою, в самом настоящем бою — жестоком, немилосердном сражении с фашистскими частями. Я видел кровь, Аленушка, и у меня не кружилась голова. Я видел, как упал, сраженный вражеской пулей, наш земляк — герой Илюша Федотов, как прямо на меня бежали два фашиста, — и не дрогнул, не отступил назад, Понимаешь, Аленушка, в этот час я забыл, совершенно забыл о себе. Нашему подразделению сказали — выбить врага из хутора.

Вперед и вперед! Это все, что помнил в бою. Когда мы ползли, стараясь зайти во фланг врагу, я вдруг обратил внимание на то, что мой штык поблескивает на солнце. Мне стало как-то стыдно, что я собственноручно не заколол до сих пор ни одного фашиста. И вспомнил я еще чьи-то хорошие слова: «Тебе дадут ружье...» Да, мне дали ружье, чтобы я защищал Коммунизм, Аленушка, защищал Родину, вас, дорогие. И вот раздалась команда: «В атаку!»

Я поднимаюсь во весь рост. Передо мной раскрывается картина боя — горит хутор, от разрывов снарядов взлетает вверх земля, падают убитые и раненые. Я устремляюсь вперед и кричу «ура!» Я не слышу своего голоса. Я вижу, как прямо на меня наседают два немца — так вот они, живые фашисты! Делаю прыжок в сторону и стреляю в одного почти в упор. Он завыл, как зверь. Второго — штыком! О, Аленушка, никогда я не думал, что, убивая человека, можно испытывать радость. Но это же не человек, это чудовище, которое пришло на мою землю убивать, грабить, наси­ловать. Это туча, которая хочет затмить Наше Солнце.

Сейчас я сижу в окопе, отбитом у немцев, и пишу тебе. Прошу тебя: зайди в школу, скажи Павлу Александровичу, что учитель Колосов был в первом бою, что он жив и здоров и, очевидно, не успеет вернуться к началу учебного года.

Скажи Владику, что привезу ему настоящий пистолет.

Будь здорова, Аленушка! Целую тебя. Владимир».


«Дорогой мой боец! Вот и пришло наконец твое первое пись­мо. Еще из Сочи. Я про все забыла, оставила ребят и, как дев­чонка, запрыгала. Письмо! От тебя, мой родной. Я читала твои дорогие строчки, а ребята с удивлением смотрели на меня, потому что я смеялась и плакала. Ты не сердись, знаешь, что у меня часто от радости в глазах слезы. Но прости, что я все пишу не то, что нужно. Сколько перемен всяких произошло, о которых надо написать, а я о слезах. Самое главное — Аленушка твоя теперь токарь по металлу. Ну, правда, не совсем еще токарь, а только ученик, но это неважно.

Получилось так. Стала я устраиваться на работу. Мест предлагают мне множество. Я уже почти согласилась пойти в то учреждение, где Алексей Николаевич работает. Но в самый последним момент вдруг задумалась: вот идет война, страшная и тяжелая война. Муж мой на фронте, на фронте миллионы мужей, сыновей, братьев, отцов. А я буду сидеть в теплой комнате и на машинке постукивать! Понимаешь, мне как-то даже неловко стало... И я решила пойти туда, где люди сейчас нужнее всего, — на завод.

Так я стала учеником токаря на заводе. Откровенно скажу, Володя, ~ трудно. Но я не сдаюсь, знаешь, какой упрямой бывает Аленушка, когда это нужно. Зарабатываю пока, конечно, мало, ну да ничего, на первое время есть сбережения, проживем. Ребятишки скучают о тебе.

Пиши больше, как можно больше.

Твоя Аленушка.

18 июля».



«Володя! Только что получила от тебя письмо о первом бое. Прочитала, будто сама участвовала в бою. Горжусь тобой, род­ной мой!

Пишу коротко. Очень тороплюсь. Теперь по вечерам я занимаюсь на курсах медсестер. Можешь поздравить меня — сегодня у меня почти норма. Чуть-чуть только не дотянула.

Ребята совсем привыкли к детскому саду. Они там с утра до вечера играют в войну. Владик говорит: «Пусть папа привезет нам живого фашиста, у нас все красноармейцы, а фашистом никто не хочет быть».

Любящая тебя твоя Аленушка».



«1 октября 1941 г.

Аленушка, дорогая моя! Ты, наверное, страшно волнуешься и быть может думаешь, что я погиб. Нет, я жив, Аленушка!

Это письмо пишу из госпиталя, где я лежу вот уже месяц, Ранили меня в третьем бою. Говорят, что рана была опасная, но врачи нашего госпиталя сделали все необходимое, и деньков через десять я опять уйду на позиции. Теперь я уже обстрелянный боец!

Умирать не страшно, Аленушка, если знаешь, во имя чего отдаешь свою жизнь. Здесь, в госпитале, на моих глазах умер чудеснейший парень, которого я никогда не знал раньше, — украинский парубок Тарас Сайченко. Он был прекрасным разведчиком - умным, хитрым, смелым и решительным. Однажды ему дали зада­ние разведать силы противника, засевшего в селе Л. Ночью он пробрался в село, залез на соломенную крышу одного дома, зарылся и пролежал без движения ночь и следующий день, подсчитывая и записывая все, что он увидел. На следующую ночь ему нужно было выбраться из села, но не удалось. Он пролежал на крыше ещё двадцать четыре часа, питаясь неведомо чем. К вечеру следующего дня Сайченко увидел, как пьяные офицеры издеваются над двумя девушками. Он хотел стрелять, но вспомнил о задании. На его счастье из противоположной хаты раздался выстрел. Быть может, это случайный выстрел кого-нибудь из немцев, — но среди фашистов поднялся переполох. Сайченко осторожно слез с крыши, обессиленный, пополз по огороду. Уже темнело. Услышал шаги. Притаился. Смотрит, прямо на него идут те самые девушки, которых тащили офицеры. «Ты стрелял?» — спрашивают. «Тише, вы меня можете выдать», — остановил он. «Возьми нас к нашим, не можем здесь больше, сил нет». — «Ползите...»

Этих девушек — Олесю и Парашу — я вижу ежедневно. Они в нашем госпитале. Через день наши части пошли в атаку и под их селом разбили врага, заняв важную высоту. В этом бою был смертельно ранен Тарас Сайченко. Вечная слава ему! Умирать не страшно, Аленушка. Такая смерть — жизнь!

Откровенно говоря, я не думал, что останусь жив после ранения. Ты, видимо, получила из госпиталя мои фотокарточки и свои письма — я просил отослать их тебе, чтобы ты сохранила нашу переписку.

Лежу, думаю... Большая у нас жизнь, Аленушка!

Вот очистим землю от фашистов — еще дороже будет нам наша Родина, еще радостнее будет жизнь.

Лежу и думаю... Подрастут наши дети — и им будет приятно, что их родители — и я, и ты, Аленушка, защищали Родину.

Лежу и думаю... Можно ли победить, русский народ, мыслимо ли поставить на колени нас, взлелеянных советским строем?.. Нет, победа за нами! Обнимаю, целую. До скорой встречи! Владимир».


Телеграмма из Действующей армии от 9 декабря 1941 года:

«Комсомольск, до востребования. Елене Колосовой. Здоров, бодр, снова нахожусь передовых позициях. Целую тебя, детей. Владимир».

(«Тихоокеанская звезда», 1941, 16 ноября.)


Учитель

- Сколько любви и нежности в этих письмах! Как эти два сердца стремились друг к другу! Встретились ли они?

- Ребята, как вы поняли, эти письма из далекого прошлого. Что вы узнали о времени их написания? ( Идет Великая Отечественная война, Владимир ушёл добровольцем на фронт и воюет с фашистами, его жена Алена работает, воспитывает детей, ждет мужа, подбадривает его в письмах)

- О чем еще рассказали вам эти письма? (варианты ответов учащихся)

- Что трогает в этих письмах? (варианты ответов учащихся)


Подводим итоги разговора о письме с фронта. Обобщаем мнения: 1) письмо – исторический документ, это память о прошлом, в нем образ времени; 2) письма характеризуют человека, написавшего его; 3) эти письма учат любви к своим близким, к своей Родине.


- Эта переписка отражает мощь, мерзость, героизм войны… И одновременно – великую силу любви. Благодаря именно таким простым людям наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Любовь к родине, к родной земле, к дому дала им силы победить. И Родина помнит своих сынов и дочерей, отдавших жизнь за ее свободу и независимость, трудившихся в тылу во имя Победы. Они всегда будут жить в сердцах наших людей.

Нет такого города или села, где бы ни стоял памятник погибшим в Великой Отечественной войне. У подножия памятников погибшим всегда лежат живые цветы.

Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается людей, которые ее видели. Мы родились под чистым, мирным небом, но в наших сердцах живет память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь. Мы благодарны им за это.

Мы часто встречаемся с ветеранами, чтобы понять, что такое война, чтобы не допустить ее повторения.

Сегодня мы будем готовиться к написанию письма ветерану. Попытаемся выразить свои мысли и чувства, свое отношение к людям, к которым обращаемся.

- Поговорим о стиле письма. Давайте подумаем, в каком стиле мы могли бы написать письмо?

- Если письмо – это общение, беседа, значит, должен использоваться разговорный стиль. Письма, которые мы прослушали, именно такие.



Но бывают и другие письма.

Вот такое письмо-стихотворение прислал с фронта наш земляк гвардии лейтенант, командир подразделения Константин Арушанов своей горячо любимой матери – Анисии Ивановне.

Ученик (юноша в пилотке) / Слайд 4 /

«Вот она, дорога фронтовая –

Пепел, рвы, воронки, плотный дым.

Я пишу, а над землей, родная,

Рвутся бомбы с блеском огневым.

В этот миг, когда опасность ближе,

Жизнь когда висит на волоске –

Только вас в минуты боя вижу

В вашем черном вязаном платке,

Худенькую, с добрыми глазами.

На машину, увозящую меня,

Вы смотрели с грустью и слезами,

Страх за сына от себя гоня.

Милая, душой и сердцем знаю:

В долгих думах вы всегда со мной,

В материнской грусти изнывая:

«Жив ли он. Вернется ли домой?..»

Дорогая мама, не тревожьтесь,

Твердо верьте в мой ответ: «Вернусь!»

Только чуть суровее и строже,

Но, как прежде я вам улыбнусь.

Письма ваши много раз читаю,

Не читаю – знаю наизусть.

Я в разлуке с нашим дальним краем,

Что скрывать, испытываю грусть.

Вместе с нею ненависть густая

Жжет всего. – То ненависть к врагам,

Мы идем, врага уничтожая,

Чтоб скорее встретиться и нам.

Вот приеду, в дом открою двери,

В час свиданья буду сам не свой.

Хорошо, родная, жить и верить,

Знать и думать: ждут тебя домой!»



Константин Арушанов геройски погиб 15 апреля 1945 года, незадолго до победы.




- Это письмо в стихах написано в художественном стиле, в нем присутствуют средства художественной выразительности (эпитеты). Письмо трогает тем, как обращается боец к своей матери, какие слова находит, чтобы утешить ее в разлуке.

- Надо всегда думать о том, какое настроение создаст ваше письмо у адресата (обратить внимание на значение этого слова, на его отличие от слова «адресант»).

- Ребята вы провели большую самостоятельную работу, читали письма фронтовиков.

Что объединяет все прочитанные вами письма? / Слайд 5 /

- Они начинаются с приветствия, с обращения.

- Верно. Помните, что письмо – это выражение вашей культуры, вашей воспитанности. В старину издавались письмовники, учившие составлению писем. Жанр письма принято называть эпистолярным. В наше время не издаются никакие рекомендации, правила, образцы для письменного общения. Но одно несомненно: сначала пишут о главном, обязательном, а далее о том, что кажется автору второстепенным. А нужна ли дата под письмом?

- Очень важно знать, когда оно написано. По дате можно многое представить себе.

- Указание даты принято считать знаком уважения к адресату. В жизни она может сыграть разные роли. Вы указали дату, поставили подпись и вдруг вспомнили: забыли что-то сообщить. Смело продолжайте! Для такого продолжения есть особое обозначение – P.S.

(Постскриптум – с лат. «после написанного» - приписка к оконченному и подписанному письму).

- Сегодня я предлагаю вам использовать полученные на уроке сведения и рекомендации: напишите письмо человеку, который пережил тяготы Великой Отечественной войны. Может быть, это будут ваши прадедушка или прабабушка, а может быть, совершенно незнакомый вам человек, о котором вы узнали во время подготовки к уроку. (Это задание на дом).


Из писем ветеранам, написанных учениками 7 класса, предлагаю письмо Бодаевой Ксении .


Здравствуйте, далекий, неизвестный солдат-герой!

Пишет вам незнакомая девочка Ксения, живущая в 21 веке.

Мы родились под чистым, мирным небом, но в наших сердцах живет память о вас и о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь. Мы благодарны вам за это.

Ваш путь к победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней …и каждый из них это кровь и смерть. Боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей нашей родины, радость больших и малых побед.

Не все солдаты встретят день победы,

Не всем прийти на праздничным парад.

Солдаты смертны.

Подвиги бессмертны.

Не умирает мужество солдат.

( Б. Сермак)

Вас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру грудью как закрыть,

И на врага живым тараном мчатся…

Но вас учили родину любить!

( Б. Богданов)

Да, любовь к родине, к родной земле, к дому дала вам силы победить. И родина помнит своих сынов и дочерей, отдавших жизнь за ее свободу и независимость. Нет такого города или села, где бы ни стоял памятник погибшим в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. У подножия памятников погибшим всегда лежат живые цветы.

Такие люди, как вы и многие другие, каждым часом своей жизни приближали ПОБЕДУ. Они всегда будут жить в сердцах наших людей.

Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается людей, которые ее видели. Мы часто встречаемся с ветеранами, чтобы понять, что такое война, чтобы не допустить ее повторения.

Нам очень интересно бывает с ветеранами. Мы приходим к ним домой, помогаем им, а потом слушаем их рассказы. Часто к нам в гости приходят ветераны войны. Эти люди являются для нас примером.

Они исполнили солдатский долг суровый

И до конца остались РОДИНЕ верны.

И мы в историю заглядываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.

(М.Ножкин)

Мы, наши дети, наши внуки всегда будем помнить о вашем мужестве, стойкости, о победе в самой жестокой из прошедших войн. Низкий Вам поклон!


Май 2006 года. Бодаева Ксения.




Литература:

  1. «Письма живых и мертвых». /Документальное повествование о подвиге дальневосточников в годы Великой Отечественной войны/ (составитель П.И.Кулаков). Хабаровское книжное издательство. 1978.

  2. « Литературная газета» № 18, 2000г. - «Треугольник /Фронтовые письма/».

  3. «Русская речь» № 3, 1986г. – М.А. Глинкина «Пишет домой война…».

  4. «Литература в школе № 2, 2007г. – В.Н. Кишенина «Письма нас согревают теплом…»











































Белина О.О.

учитель русского языка

и литературы

МОУ гимназия № 45

г.Комсомольск-на-Амуре






«Пишет домой война…»




Урок написания письма ветерану Великой Отечественной войны.

7 класс


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Олимпиады по 35 предметам Тесты для учителей