Конспект урока истории в 10 классе по теме "Российское государство в первой половине 19 века"
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Чебулинского района Кемеровской области
Конспект урока истории в 10 классе
по теме
«Российское государство в первой половине 19 века »
подготовила
учитель истории и обществознания
Табакаева Мария Вячеславна
д. Михайловка
2013
Тема: Российское государство в первой половине 19 века
Цели:
1. Сформировать знания учащихся об особенностях социально-экономического развития России (решение крестьянского вопроса Александром I и Николаем I) и родного края в первой половине 19 века.
2. Сформировать умения работать самостоятельно с одним или несколькими источниками, проводить сравнения, обобщать фактический и теоретический материал, делать выводы; развитие личностных качеств – взаимопомощь, толерантность.
3. Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому страны, родного края, к личностям в истории, формирование активной жизненной позиции
Оборудование: Учебные пособия, карточки – задания, документы.
План урока
1. Государство и крестьянский вопрос в России во время правления
Александра I.
2. Решение аграрного вопроса в России Николаем I.
3. Основные итоги социально-экономического развития России в первой половине 19 века.
4. Социально-экономическое положение Южного Урала в первой половине 19 века.
Вводное слово учителя.
Особенностями развития России в первой половине 19 века было сохранение самодержавия и крепостного права. Крестьянский вопрос был главной социально-экономической проблемой как для Александра I, так и для Николая I. Однако отмены крепостного права в стране так и не произошло.
В основе организации хозяйственной жизни нашего южно-уральского края в первой половине 19 века также оставалось крепостное право.
Рост повинности крестьян, широкое применение предпринимателями различных форм экономического закабаления башкир, татар и других нерусских народностей вызывали многочисленные волнения против существующих порядков. В сложившейся ситуации императоры пытались провести экономические реформы. Об этом свидетельствуют исторические документы, конкретный материал о социально-экономическом положении России и нашего края в первой половине 19 века.
Сегодня на уроке мы изучим несколько документов и выясним, почему в первой половине 19 века в России так и не произошло отмены крепостного права, и какими путями эту проблему решали Александр I и Николай I.
Этапы урока.
1этап.
Самостоятельная работа учащихся с документами.
Класс делится на пять групп по уровню развития учащихся:
Первая и вторая группы учащихся с высоким уровнем развития.
Третья и четвертая со средним уровнем развития.
Пятая группа с низким уровнем развития.
Каждая группа получает исторический документ и к нему задания. Учащимся предлагается памятка для работы с историческими документами.
Памятка для работы с историческими документами.
документ следует прочитать по частям;
выделить неизвестные слова и выражения;
определить время создания документа (век, год, период истории);
объяснить название документа;
определить историчность содержания, его актуальность в наше время;
соотнести содержание документа с содержанием учебного пособия;
сопоставить взгляды, идеи, трактовки содержания в одном документе с точкой зрения содержания в другом документе;
сделать выводы из содержания документа;
определить личное отношение к идеям содержащимся в документе, сформулировать оценочные суждения.
Для работы с документами учащимся отводится время 15-20 минут.
Исторический документ и к нему задания для первой группы:
Вид документа: документ государственного характера.
Метод: поисковый, аналитический.
Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи.
Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развитие абстрактного мышления.
Документ № 23.— Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 года.
Вопросы и задания к документам:
Обобщающие задания:
1. Объяснить название документа № 23.
2. Какую цель преследовал Александр I, издав данный указ?
3. На каких условиях помещик имел право освобождать своих крепостных?
Практическое задание:
1. Объясните основные понятия, употребляющиеся в тексте документа.
2. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело введение этого документа? На этом основании оцените его значимость.
3. Сравните количество помещичьих крестьян, уволенных в свободные хлебопашцы с 1803 но 1858 гг. на основании указа 20 февраля 1803 г. и сделайте вывод.
Исторический документ и к нему задания для второй группы
Вид документа: документ государственного характера.
Метод: поисковый, аналитический.
Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи.
Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развитие абстрактного мышления.
Документ № 33.— Указ об обязанных крестьянах 2 апреля 1842 г.
Вопросы и задания к документам.
Обобщающие задания:
1. Объясните название документа № 33. Какую цель преследовал Николай 1 издав данный указ?
2. Каково было положение «обязанных» крестьян?
3. Какие последствия имел данный указ?
Логическое задание:
Изучив документ и соответствующие параграфы учебников О.В. Волобуев «Россия и мир».10 класс. §41, Н.В. Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века». §42-43. выясните:
1. На каких условиях помещикам разрешалось предоставлять освобожденным крестьянам землю в пользование?
2. Сопоставьте цифровые данные в таблице и сделайте вывод.
Исторические документы и к ним задания для третьей группы:
Вид документа: документ государственного характера.
Метод: поисковый, аналитический.
Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи, выявление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развивать логическое мышление.
Документ № 26.— Положение об эстляндских крестьянах 23 мая 1816 г.
Документ № 27.— Положение о лифляндских крестьянах 26 марта 1819 г.
Вопросы и задания к документам.
Практическое задание:
1. Дайте сравнительную характеристику положения эстляндских и лифляндских крестьян:
№ п.п.
Вопросы для сравнения
Общее
Различное
1
Личные права крестьян
2
Право собственности
3
Гражданское устройство
4
Право помещика
Сделайте вывод.
2. Дайте оценку приведенных документов.
3. В чьих интересах были проведены реформы? Обоснуйте свой ответ.
Исторические документы и к ним задания для четвертой группы.
Вид документа: документ государственного характера.
Метод: поисковый, аналитический
Приемы работы: самостоятельная работа с документами, сопоставление двух источников, составление сравнительной таблицы.
Ожидаемые результаты: умение давать оценку документам на основе сравнительного анализа, обобщать, делать выводы.
Документ №112 - Из донесения штаб-офицера корпуса жандармов по Оренбургской губернии шефу жандармов о восстании государственных крестьян в Челябинском у. 4 мая 1843.
Документ № 113 - Донесение штаб- офицера по Оренбургской губ. шефу жандармов о подавлении волнений крестьян в Челябинском у. 18 мая 1843 г.
Вопросы и задания к документам.
Практическое задание.
1. Составьте развернутый план источников ( изложите своими словами основное содержание документов).
2.Оцените значимость документов в сопоставлении с аналогичными историческими событиями в России и на Южном Урале в первой половине 19 века.
Исторические документы и к ним задания для пятой группы.
Вид документов: документы, связанные с политической борьбой.
Метод: поисковый.
Приемы работы с документами: самостоятельная работа, составление развернутого плана, формулирование обобщенных выводов.
Ожидаемые результаты: умение учащихся составлять развернутый план, умение рассказывать содержание документа по плану.
Документ № 24. – Число помещичьих крестьян, уволенных и свободные хлебопашцы с 1803 по 1858 гг. на основании указа 20 февраля 1803г.
Документ № 34.— Количество крестьян, переведенных в разряд «обязанных» (с 1842 по 1858 гг.) по указу 2 апреля 1842 г.
Документ § 4. Положение работных людей и крестьян Южного Урала в первой половине XIX в. № 81. Сведения о численности крестьянского населения на Златоустовских заводах и их экономическом положении6 октября 1801 г
Вопросы и задания к документам.
1. Сравните численность крестьянского населения и их экономическое положение в России и на Южном Урале в первой половине 19 века. Выскажите свое мнение. Ответ аргументируйте
2. Заполните логическую цепочку.
А.Указ 1842 г. об « обязанных крестьянах. Б.Освобождение трех прибалтийских губерний от личной крепостной зависимости. В.Восстание государственных крестьян в Челябинскому. Г.Указ 1803 г. о свободных хлебопашцев.
Ключ: Г Б А В
2этап.
По истечении времени учащимся предоставляется возможность обсудить результаты выполнения заданий и заполнить в тетради сравнительно-обобщающую таблицу «Разрешение крестьянского вопроса в России и на Южном Урале в первой половине 19 века».
Метод: проблемный, поисковый.
Приемы работы с документами: составление сравнительно-обобщающей таблицы.
Ожидаемые результаты: учащиеся решают общую проблему, выступление групп должны показать умение обобщать материал, выделять главное.
№ п.п.
Период
Документы
Главные положения документов
Выводы
3 этап. Рефлексия. (5мин).
Ожидаемые результаты: учащиеся самостоятельно оценивают свои знания через задания на творческом уровне, опирающиеся на работу с документами.
1. Для учащихся с высоким уровнем развития предлагается задание: герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» князь Андрей Болконский перевел «триста душ крестьян» своего имения в «вольные хлебопашцы». Что это значило? Как после этого должны были строиться отношения между крестьянами и князем?
2. Для учащихся со средним уровнем развития предлагается задание: Напишите открытое письмо императору Николаю 1 от помещика Оренбургской губернии о сохранении принадлежавшего им полного права вотчинной собственности на землю.
3. Для учащихся с низким уровнем развития предлагается задание: Зашифрованный документ. Расшифруйте документ, проставив вместо пропусков нужные слова.
Из указа Николая 1 от 2 апреля 1842 г. об «обязанных» крестьянах.
1) Повинности________________ в пользу помещиков могут быть определены в договорах _____________ оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою ___________________.
2) В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору ____________________, они понуждаются к тому земскою _____________, под руководством уездных правителей ______________ и под высшим наблюдением ______________правления.
Ключ: крестьян, денежным, помещичьей, обязанностей, полициею, дворянства, губернского.
4этап.
Объяснение домашнего задания (3мин).
Домашнее задание дается дифференцированно:
Учащимся с высоким уровнем развития предлагается изучить документы « Русская правда» об уничтожении сословий и крепостного права (документ № 23) и проект «Конституции» Н.М. Муравьева. О собственности и землевладении. (документ № 13).
Ответы запишите в рабочий лист (задание 6).
Учащимся со средним уровнем развития предлагается изучить отрывок из сочинения М.А.Фонвизина «Обозрение проявлений политической жизни в России». (документ № 2).
Задания к тексту:
1. Поставьте вопросы к данному отрывку.
2. Какие исторические факты излагаются в отрывке?
3. Как, по вашему мнению, М.А.Фонвизин относился к личности Александру I?
Учащимся с низким уровнем развития предлагается на основе текста учебника О.В.Волобуев .Россия и мир. 10 класс. п.41 и учебника Н.В. Загладин. Всемирная история.10 класс. п. 42-43. заполнить рабочие листы (задание №5, 6, 8, 17, 18).
Список литературы
1.О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин. Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века. М.: Дрофа.2002 §41.
2.Н.В.Загладин. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс.
М.: « Русское слово» 2002 . §42-43
3. В.И. Буганов, П.М.Зырянов. История России. Конец 17-19 вв.10 класс. М.: Просвещение.2000. §55,38.59,60.
4. Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Первая половина 19 века. Учебное пособие. М., «Высшая школа», 1974.
5. Потерпеева А.И., Четин В.Е. Революционная и трудовая летопись Южноуральского края: хрестоматия архив, документы по истории Южного Урала. 1682-1918 гг. – Челябинск, 1980.
6. Лященко Л.М. История России 19 века. Учебно-методическое пособие. Дидактические материалы. М.: Дрофа. 2001.
7. Дударев М. И. История России в 19 веке. Рабочая тетрадь. 8-10 класс. М.: издательский дом Генжер, 1998.
8. Захарова Е.И. Россия в первой половине 19 века. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Мнемазина, 1998.
9. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Учебное пособие. Пакет-комплект документов «история». М.: издательство акционерного общества «Бюро Денди», 1993.
10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ