Конспект урока истории в 10 классе по теме "Российское государство в первой половине 19 века"

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Чебулинского района Кемеровской области







Конспект урока истории в 10 классе

по теме

«Российское государство в первой половине 19 века »



подготовила

учитель истории и обществознания

Табакаева Мария Вячеславна


















д. Михайловка

2013

Тема: Российское государство в первой половине 19 века

Цели:

1. Сформировать знания учащихся об особенностях социально-экономического развития России (решение крестьянского вопроса Александром I и Николаем I) и родного края в первой половине 19 века. 

2. Сформировать умения работать самостоятельно с одним или несколькими источниками, проводить сравнения, обобщать фактический и теоретический материал, делать выводы; развитие личностных качеств – взаимопомощь, толерантность.

3. Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому страны, родного края, к личностям в истории, формирование активной жизненной позиции

Оборудование: Учебные пособия, карточки – задания, документы.


План урока

1. Государство и крестьянский вопрос в России во время правления

Александра I.

2. Решение аграрного вопроса в России Николаем I.

3. Основные итоги социально-экономического развития России в первой половине 19 века.

4. Социально-экономическое положение Южного Урала в первой половине 19 века.

 

Вводное слово учителя.

Особенностями развития России в первой половине 19 века было сохранение самодержавия и крепостного права. Крестьянский вопрос был главной социально-экономической проблемой как для Александра I, так и для Николая I. Однако отмены крепостного права в стране так и не произошло.

В основе организации хозяйственной жизни нашего южно-уральского края в первой половине 19 века также оставалось крепостное право.

Рост повинности крестьян, широкое применение предпринимателями различных форм экономического закабаления башкир, татар и других нерусских народностей вызывали многочисленные волнения против существующих порядков. В сложившейся ситуации императоры пытались провести экономические реформы. Об этом свидетельствуют исторические документы, конкретный материал о социально-экономическом положении России и нашего края в первой половине 19 века.

Сегодня на уроке мы изучим несколько документов и выясним, почему в первой половине 19 века в России так и не произошло отмены крепостного права, и какими путями эту проблему решали Александр I и Николай I.

 

Этапы урока.

1этап.

Самостоятельная работа учащихся с документами.

Класс делится на пять групп по уровню развития учащихся:

                  Первая и вторая группы учащихся с высоким уровнем развития.

                  Третья и четвертая со средним уровнем развития.

                  Пятая группа с низким уровнем развития.

Каждая группа получает  исторический  документ и к нему задания. Учащимся предлагается памятка для работы с историческими документами.

Памятка для работы с историческими документами.

                  документ следует прочитать по частям;

                  выделить неизвестные слова и выражения;

                  определить время создания документа (век, год, период истории);

                  объяснить название документа;

                  определить историчность содержания, его актуальность в наше время;

                  соотнести содержание документа с содержанием учебного пособия;

                  сопоставить взгляды, идеи, трактовки содержания в одном документе с точкой зрения содержания в другом документе;

                  сделать выводы из содержания документа;

                  определить личное отношение к идеям содержащимся в документе, сформулировать оценочные суждения.

Для работы с документами учащимся отводится время 15-20 минут.

 

Исторический  документ и к нему задания для первой группы:

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развитие абстрактного мышления.

Документ № 23.— Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 года.

Вопросы и задания к документам:

Обобщающие задания:

1.   Объяснить название документа № 23.

2.   Какую цель преследовал Александр I, издав данный указ?

3.   На каких условиях помещик имел право освобождать своих крепостных?

Практическое задание:

1.                   Объясните основные понятия, употребляющиеся в тексте документа.

2.                   К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело введение этого документа? На этом основании оцените его значимость.

3.                   Сравните количество помещичьих  крестьян, уволенных в свободные хлебопашцы с 1803 но 1858 гг. на основании указа 20 февраля 1803 г. и сделайте вывод.

Исторический  документ и к нему задания для второй группы

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развитие абстрактного мышления.

Документ № 33.— Указ об обязанных крестьянах 2 апреля  1842 г.

Вопросы и задания к документам.

Обобщающие задания:

1.              Объясните название документа № 33. Какую цель преследовал Николай 1 издав данный указ?

2.              Каково было положение «обязанных» крестьян?

3.              Какие последствия имел данный указ?

 

Логическое задание:

Изучив документ и соответствующие параграфы учебников О.В. Волобуев «Россия и мир».10 класс. §41, Н.В. Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века». §42-43. выясните:

1.   На каких условиях помещикам разрешалось предоставлять освобожденным крестьянам землю в пользование?

2.   Сопоставьте цифровые данные в таблице и сделайте вывод.

Исторические документы и к ним задания для третьей группы:

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи, выявление причинно-следственных связей.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развивать логическое мышление.

Документ № 26.— Положение об эстляндских крестьянах 23 мая 1816 г.

Документ № 27.— Положение о лифляндских крестьянах 26 марта 1819 г.

Вопросы и задания к документам.

Практическое задание:

1.   Дайте сравнительную характеристику положения эстляндских и лифляндских крестьян:

п.п.

Вопросы для сравнения

Общее

Различное

1

Личные права крестьян

 

 

2

Право собственности

 

 

3

Гражданское устройство

 

 

4

Право помещика

 

 

Сделайте вывод.

2.   Дайте оценку приведенных документов.

3.   В чьих интересах были проведены реформы? Обоснуйте свой ответ.

Исторические  документы и к ним задания для четвертой группы.

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический

Приемы работы: самостоятельная работа с документами, сопоставление двух источников, составление сравнительной таблицы.

Ожидаемые результаты: умение давать оценку документам на основе сравнительного анализа, обобщать, делать выводы.

Документ №112 - Из донесения штаб-офицера корпуса жандармов по Оренбургской губернии шефу жандармов о восстании государственных крестьян в Челябинском у. 4 мая 1843. 

Документ № 113 - Донесение штаб- офицера по Оренбургской губ.  шефу  жандармов о подавлении волнений крестьян в Челябинском у.  18 мая 1843 г.

Вопросы и задания к документам.

Практическое задание.

1. Составьте развернутый план источников ( изложите своими словами основное содержание документов).

2.Оцените значимость документов в сопоставлении с аналогичными историческими событиями в России и на Южном Урале  в первой половине 19 века.

Исторические  документы и к ним задания для пятой группы.

Вид документов: документы, связанные с политической борьбой.

Метод: поисковый.

Приемы работы с документами: самостоятельная работа, составление развернутого плана, формулирование обобщенных выводов.

Ожидаемые результаты: умение учащихся составлять развернутый план, умение рассказывать содержание документа по плану.

Документ № 24. – Число помещичьих крестьян, уволенных и свободные хлебопашцы с 1803 по 1858 гг. на основании указа 20 февраля 1803г.

Документ № 34.— Количество крестьян, переведенных в разряд «обязанных» (с 1842 по 1858 гг.) по указу 2 апреля 1842 г.

 

Документ § 4. Положение работных людей и крестьян Южного Урала в первой половине XIX в.  № 81. Сведения о численности крестьянского населения на Златоустовских заводах и их экономическом положении6 октября 1801 г

 

Вопросы и задания к документам.

1. Сравните численность крестьянского населения  и их экономическое положение в России и на Южном Урале в первой половине 19 века. Выскажите свое мнение. Ответ аргументируйте

2. Заполните логическую цепочку.

А.Указ 1842 г. об « обязанных крестьянах. Б.Освобождение трех прибалтийских губерний от личной крепостной зависимости. В.Восстание государственных крестьян в Челябинскому. Г.Указ 1803 г. о свободных хлебопашцев.

  

Ключ: Г Б А В

 

2этап.

 

По истечении времени учащимся предоставляется возможность обсудить результаты выполнения заданий и заполнить в тетради сравнительно-обобщающую таблицу «Разрешение крестьянского вопроса в России и на Южном Урале в первой половине 19 века».

Метод: проблемный, поисковый.

Приемы работы с документами: составление сравнительно-обобщающей таблицы.

Ожидаемые результаты: учащиеся решают общую проблему, выступление групп должны показать умение обобщать материал, выделять главное.

 

№ п.п.

Период

Документы

Главные положения документов

Выводы

 

        3 этап. Рефлексия. (5мин).

Ожидаемые результаты: учащиеся самостоятельно оценивают свои знания через задания на творческом уровне, опирающиеся на работу с документами.

1. Для учащихся с высоким уровнем развития предлагается задание: герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» князь Андрей Болконский перевел «триста душ крестьян» своего имения в «вольные хлебопашцы». Что это значило? Как после этого должны были строиться отношения между крестьянами и князем?

2. Для учащихся со средним уровнем развития предлагается задание: Напишите открытое письмо императору Николаю 1 от помещика Оренбургской губернии о сохранении принадлежавшего им полного права вотчинной собственности на землю.

3. Для учащихся с низким уровнем развития предлагается задание: Зашифрованный документ. Расшифруйте документ, проставив вместо пропусков нужные слова.

Из указа Николая 1 от 2 апреля 1842 г. об «обязанных» крестьянах.

1) Повинности________________ в пользу помещиков могут быть определены в договорах _____________ оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою ___________________.

2) В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору ____________________, они понуждаются к тому земскою _____________, под руководством уездных правителей ______________ и под высшим наблюдением ______________правления.

Ключ: крестьян, денежным, помещичьей, обязанностей, полициею, дворянства, губернского.

 

4этап.

Объяснение домашнего задания (3мин).

Домашнее задание дается дифференцированно:

Учащимся с высоким уровнем развития предлагается изучить документы « Русская правда» об уничтожении сословий и крепостного права (документ № 23) и проект «Конституции» Н.М. Муравьева. О собственности и землевладении. (документ № 13).

Ответы запишите в рабочий лист (задание 6).

Учащимся со средним уровнем развития предлагается изучить отрывок из сочинения М.А.Фонвизина «Обозрение проявлений политической жизни в России». (документ № 2).

Задания к тексту:

1. Поставьте вопросы к данному отрывку.

2. Какие исторические факты излагаются в отрывке?

3. Как, по вашему мнению, М.А.Фонвизин относился к личности Александру I?

Учащимся с низким уровнем развития предлагается на основе текста учебника О.В.Волобуев .Россия и мир. 10 класс. п.41 и учебника  Н.В. Загладин.  Всемирная история.10 класс. п. 42-43. заполнить рабочие листы (задание №5, 6, 8, 17, 18).

Список литературы

1.О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин. Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века. М.: Дрофа.2002 §41.

2.Н.В.Загладин. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс.

М.: « Русское слово» 2002 . §42-43

3. В.И. Буганов, П.М.Зырянов. История России. Конец 17-19 вв.10 класс. М.: Просвещение.2000. §55,38.59,60.

4. Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Первая половина 19 века. Учебное пособие. М., «Высшая школа», 1974.

5. Потерпеева А.И., Четин В.Е. Революционная и трудовая летопись Южноуральского края: хрестоматия архив, документы по истории Южного Урала. 1682-1918 гг. – Челябинск, 1980.

6. Лященко Л.М. История России 19 века. Учебно-методическое пособие. Дидактические материалы. М.: Дрофа. 2001.

7. Дударев М. И. История России в 19 веке. Рабочая тетрадь. 8-10 класс. М.: издательский дом Генжер, 1998.

8. Захарова Е.И. Россия в первой половине 19 века. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Мнемазина, 1998.

9. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Учебное пособие. Пакет-комплект документов «история». М.: издательство акционерного общества «Бюро Денди», 1993.

10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ