Конспект урока на тему «Интересные факты из истории Крыма»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №16 города Ейска
МО Ейский район Краснодарского края
учитель начальных классов
Задорожная Ирина Андреевна
Тема
«Интересные факты из истории Крыма»
Форма проведения
заочная экскурсия
Цель
показать историческую роль полуострова Крым в истории и современности России
Задачи
Образовательные: освоение нового о субъектах РФ, с использованием интерактивных форм обучения;
Развивающие: показать значимость мира на Земле; заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать возможность самостоятельно продолжить изучение данной темы;
Воспитательные: воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, толерантности и дружеских отношений между братскими народами.
УУД
Личностные УУД:
- положительное отношение к школе;
- соблюдение традиций;
- стремление жить в гармонии с одноклассниками и братскими народами;
- представление о ценностях жизни.
Регулятивные УУД:
- жизненный оптимизм;
- развивать умение разрешать внутренние разногласия;
- учиться высказывать предположение (версию);
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
– представление о том, что важно понимать друг друга;
- уметь договариваться и разрешать конфликты;
- уметь работать в группах.
Познавательные УУД:
- расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства;
- развитие познавательного интереса в разных областях знаний и в проектной деятельности; исследовательского опыта.
Формы урока
И – индивидуальная, Ф - фронтальная, Г – групповая
Оборудование и наглядный материал
персональный компьютер, презентация, мультимедийное оборудование, песня о Крыме (Г.Буляков); смайлики для рефлексии.
Этап урока
Содержание урока
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Организационный
момент
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Всё в порядке.
Начинается урок.
Учитель:
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чём?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите ещё раз –
И запомните рассказ.
Подготовка рабочего места
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
(Звучит песня о Крыме в исполнении хора из интерната, г. Евпатория)
Учитель: Послушайте внимательно песню в исполнении детского хора и догадайтесь,
о чём будет сегодня идти речь на нашем классном часе и каковы его цели и задачи.
(Дети прослушивают отрывок из песни и формулируют цели и задачи классного часа)
Слайд 1
Отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся формулируют цели и задачи классного часа.
Организует диалог с учащимися.
Этап усвоения новых знаний
Слайд 2
Учитель: Крым — чудесный край. Вокруг — высокие скалистые горы; на склонах
сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.
Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.
Учитель: Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и
поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились приметы почти всех
климатических зон нашей планеты, растения субтропических широт и севера…
На Ангарском перевале катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…
На Южном берегу Крыма витает специфический запах магнолий, а в горах только-только распустились фиалки…
Так причудливо сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…
(Учитель показывает на карте места, о которых идёт речь в рассказе, проводит работу с картой)
Слайд 3
Учитель: Как вы знаете, в ноябре 2013 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.
Совсем недавно, 18 марта 2014 г., после проведения референдума, был подписан
международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.
- Как вы понимаете смысл слова «референдум»?
(Дети высказывают собственное мнение)
Учитель: Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то можно выяснить значение этого
слова.
(Читает из словаря заранее подготовленная ученица)
Рефере́ндум (лат. Referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Учитель: В ходе революции на Украине в феврале 2014 года центральная власть Украины перестала контролировать Крым.
Сейчас создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний классный час будет посвящен Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру. На следующем классном часе вы сможете узнать много интересного о городе Севастополе и узнать, что связывает Крым и Севастополь.
Учитель: Сегодня классный час проведём в форме заочной экскурсии. Ребята
подготовили сообщения о разных этапах в истории Крыма. Послушайте внимательно своих одноклассников и задумайтесь об услышанном, чтобы к концу нашего занятия вы смогли ответить на вопросы и устно составить рассказ об историческом прошлом полуострова Крым.
Ученик 1: История Крыма уникальна. Тысячелетия по его земле прокатывались волны
народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне…
В русских источниках Крымский полуостров именовался как «Таврида».
С VI века Крым попадает под влияние Византии. Византийские императоры начинают укреплять имеющиеся крепости и застраивать Тавриду новыми, чтобы защититься от набегов степняков-кочевников. Так появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым становится форпостом распространения православия в регионе.
Ученик 2: Начиная со 2-й половины VII века и до середины IX, территория Крыма, без Херсонеса, во всех западноевропейских источниках именуется Хазария. Эти тюрки приняли иудаизм и создали могущественное государство на Северном Кавказе и в степях Прикаспия и Северного Причерноморья. В X веке Хазарский каганат перестал существовать в результате победы русских дружин. Однако потомки иудеев (караимы и крымчаки) остаются жить в горных районах Крыма и сейчас.
Слайд 4
Ученик 3: Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук
Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества. С этого времени, в ряде арабских летописей Чёрное море начинает именоваться Русским.
Слайд 5
Ученик 4: Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится
под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым. Население подразделяется на кочевое, обитающее в степных районах, и оседлое, освоившее горную часть и южное побережье. Бывшие греческие полисы превратились в центры генуэзской торговли. Ханы основывают как столицу – город Бахчисарай. Одним из наиболее известных крымских правителей того времени был Мамай, разбитый русскими войсками на Куликовом поле в 1380 г.
Ученик 5: Опасность, исходящая от Крымского ханства многократно усиливалась для России наличием у него династических и военных связей с другими осколками Золотой Орды – Казанским и Астраханским ханствами. В результате, русский царь Иван Грозный в течение 4-х лет (1552-1556) подчинил Казань и Астрахань. Это привело к серьезному конфликту интересов укрепляющейся России с Крымом и Османской империей.
Ученик 6: Уже в конце XVII – начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России. Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны.
Слайд 6
Ученик 7: Результатом очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал
Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, по которому турки отказались от притязаний на Крым. Через несколько лет, 7 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России.
Таким образом, столетняя «южная битва» увенчалась триумфальной победой России, которая обеспечила себе выход к Черному морю и закрепила за собой тем самым статус великой державы. Регулярная армия на южных и западных границах, эскадры Черноморского флота, караваны торговых кораблей были зримым подтверждением ее нового положения в мире. Теперь, как образно заметил канцлер России при Екатерине Великой А.А. Безбородко, без позволения России «ни одна пушка в Европе выпалить не смела». Победы русского оружия и дипломатии XVIII в. заложили основу дальнейшего политического и социально-экономического развития страны в XIX-XX вв.
Учитель: Невозможно рассказать в течение классного часа обо всех исторических событиях, происходящих в Крыму. Вам представится возможность узнать об этом самостоятельно или во время посещения уроков истории в средних и старших классах.
Мы вспомним с вами исторические события XX века.
Ученик 8: После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР.
Ученик 9: В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР.
Ученик 10: 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.
Слайд 7
Работа в группах
Учитель: Сейчас проведём работу в группах и выясним, как внимательно вы слушали
сообщения своих одноклассников.
(Класс разделён на 4 группы, идёт обсуждение и высказывания детей)
Слайд 8
Учитель: Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей,
поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.
"Прекрасны вы, брега Тавриды..." - писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведённых им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года.
Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич."Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..." - пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.
"И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!" - вторит ему в своих "Крымских очерках" спустя три десятилетия А.К.Толстой.
"Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".
Слайд 9
Учитель: Прочитайте стихи замечательных поэтов А.А. Ахматовой и А.П.Чехова.
(Дети читают отрывки из стихотворений и высказывают собственное мнение о них)
О Крыме много написано, еще больше сохранилось фольклора - легенд, сказаний, преданий. Трудно, к примеру, найти коренного крымчанина, который рассказывал бы о достопримечательностях Крыма сухо и сдержанно, не украшая свой рассказ какими-нибудь лирическими или эпическими произведениями.
Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем?
(Дети высказывают свои предположения)
Учитель: Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.
Слайд 10
Учитель: Посмотрите, как изобразили красоту Крыма знаменитые русские художники. Что хотели показать они в своих картинах?
(Дети высказывают свои мнения)
Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя.
Работа в группе. Отвечают на поставленные вопросы.
Организует заочную экскурсию. Задаёт вопросы, даёт возможность высказать собственное мнение.
Обобщение и систематизация
Учитель: Крым – это край особенной энергетики, а по-другому – священная земля, подобно иерусалимской.
Крым, кто ты и чей ты?
Ты свободолюбив и не дал себя покорить ни одному народу. Ты, имея ауру живого существа, вздрагиваешь и негодуешь, когда к тебе несправедливы, и, зажмурившись от солнца, отдаёшь тепло людям, когда к тебе приходят с добром.
Ты всё понимаешь и чувствуешь. И принадлежишь в равной мере народам всех 160 национальностей, проживающих в Крыму. Тебя любят миллионы людей, побывавших в гостях, и, несомненно, полюбят те, которым предстоит ещё с тобой познакомиться.
Учитель: Итак, вспомним, что нового вы узнали сегодня во время классного часа:
- Когда был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России? (18 марта 2014г.)
- Кто из русских князей считается крестителем Руси? (Киевский князь Владимир)
- Какой манифест издала Екатерина II в 1783 году? (Присоединение Крыма к России)
- Назовите фамилии писателей, поэтов, художников, восхищающихся красотой Крыма.
Индивидуальная работа.
Отвечают на поставленные вопросы.
Организует выступление групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения.
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.
- Закончить классный час я хочу строками из стихотворения А.С.Пушкина:
Всё живо там, всё там очей отрада
Сады татар, селенья, города;
Отражена волнами скал громада,
В морской дали теряются суда,
Янтарь висит на лозах винограда;
В лугах шумят бродящие стада…
Учитель: А сейчас покажите смайлики, которые по-вашему мнению, могут рассказать о ваших знаниях и выскажите своё мнение о сегодняшнем классном часе.
Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия.
Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.
Домашнее задание.
Учитель: На следующем классном часе мы поговорим с вами о замечательном городе Севастополе, его историческим прошлом и настоящем.
Задание на дом по выбору:
Составить устное сочинения «Заочное путешествие в историческое прошлое Крыма».
Нарисовать рисунок на тему «Природа Крыма».
Сочинить стихотворение или синквейн о Крыме.
Создать проектную работу по теме «Крым и Севастополь: их значение для России».
Интернет - ресурсы
Источник шаблона: Мурысева Галина Ивановна, МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области,
http://pedsovet.su/.
Источники фона презентации сайты: http://blog.i.ua/ , http://www.photosight.ru/
Иллюстрации http://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url
Песня о Крыме http://muzofon.com/search/Песня%20о%2
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ