Конспект урока на тему «Изъятие земель и вытеснение казахов с плодородных пастбищ»

Конспект урока на тему «Изъятие земель и вытеснение казахов с плодородных пастбищ»

Цели:

  • рассказать, как проходил процесс широкомасштабной колонизации Казахстана, как повлияло на жизнь казахов переселение русских крестьян из европейской части Российской империи, раскрыть характер изменений в Казахстане;

  • развивать фантазию, эмоциональную отзывчивость, совершенствовать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать исторические события;

  • воспитывать чувства дружбы, взаимовыручки, гостеприимство, силу воли. 

Тип урока: комбинированный

М/оборудование: Карта РК, схема, иллюстрации, слайды

Ход урока

I.Орг/момент

II. Актуализация знаний

1. Сравните административное управление 1886 и 1891 гг. с реформами 1867–1868 гг.

2. Какие изменения произошли в судебной системе?

3. Какой характер имели эти преобразования?

4. Покажите на карте административно территориальное деление Казахстана по положениям 1886 и 1891 гг.


III. Формирование новых ЗУН

В ХVIII – начале ХХ вв. большинство коренного населения Казахстана составляли казахи (80%), но в связи с переселенческой политикой царизма состав населения изменился, сюда начали переселять военных, «политически нее благонадежных», русских крестьян, уйгуров, дунган и т.д.

Переселенческая политика царизма преследовала следующие цели:

  • первая – ослабить (после введения реформы об отмене крепостного права в России) усиливавшиеся в центральных районах России волнения крестьян, оставшихся без земли;

  • вторая – обеспечить в их лице социальную опору для проведения политики царизма на национальных окраинах империи;

  • третья – перевод казахов на оседлый, земледельческий образ жизни, проводить через крестьян политику христианизации и русификации местного населения.

Этапы переселения:

1. Первое время царское правительство ограничилось поселением на казахских землях казачьих войск.

2. В 60х годах ХIХ в. началось переселение русских крестьян из центральных районов России, были приняты положения, в результате которых казахские земли были объявлены государственной собственностью Российской империи.

3. В 70х годах ХIХ в. началось массовое переселение русских, украинских, белорусских крестьян в Актобе, Кустанай, Уральск. Особенно большой поток переселенцев шел в Семиречье.

Переселенцам предоставлялись льготы:

каждый получал 30 десятин земли;

на 15 лет освобождались от всех видов налогов и повинностей;

выделялся кредит до 100 рублей.

Политика переселения царского правительства лишила казахов не только земель и богатств природных недр, она посягала и на духовную культуру народа, об этом мы расскажем на следующих уроках. Далее тему урока раскрываем в ходе самостоятельной работы, учащиеся, опираясь на материалы учебника и хрестоматии, должны определить

следующие моменты:

Задание для I группы (задания разного уровня сложности):

1. Выпишите в хронологической последовательности мероприятия и указы (положения) царского правительства относительно вопроса о переселении на территорию Казахстана крестьян.

Задание для II группы: Охарактеризуйте значение и последствия переселения:


Положительные стороны

Отрицательные стороны





Задание для III группы:

1. Объясните значение следующих терминов:

Автохтонное население – коренное, первоначальное, исконное население страны.

Жатаки – обедневшая часть казахского кочевого общества, вынужденно перешедшая к оседлому образу жизни.

Крепостная зависимость – личная зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне отрабатывали на земле помещиков, платили оброк, не имели права свободно жениться, уезжать. Помещики могли крепостных крестьян продать, заложить или подарить.

Отруб – участок земли, выделявшийся (в 1906–1916 гг.) в личную собственность крестьянину при выходе его из общины.

Столыпинская аграрная реформа – по закону от 9 ноября 1906 г., подготовленному П.А. Столыпиным, проводилась реформа крестьянского надельного землевладения с выходом из общины, созданием хуторов и отрубов.

Ходоки – выборные от крестьян, посланные куда-либо с ходатайством.

Хутор – обособленный земельный участок с усадьбой владельца.

Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911) – известный российский государственный

деятель, председатель Совета Министров России (1906–1911), инициатор массового

переселения крестьян из европейской части России на территории Сибири и Казахстана.


IV. Рефлексия/


Опираясь на знания учащихся и материал учебника заполняем таблицу «Хозяйство крестьян-переселенцев»:









V. Итог урока В/О

VI. Д/З §____



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ