Конспект урока по истории "История ГУЛАГа в Инте" 9-11 класс

Методическая разработка урока по истории

Велент Оксана Андреевна, учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №10» г. Инты

Для 9-11 класса

Тема урока: История ГУЛАГа в Инте

Тип урока: изучение нового материала

Межпредметные связи: история + краеведение.

Цели урока:

Воспитательные: формировать у подростков патриотическое сознание, социальную активность и гражданскую позиции; воспитывать гуманное отношение к людям, пострадавшим от репрессий; развивать доброжелательность, чувство справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитывать ответственность за свои поступки.

Развивающие: совершенствовать умения и навыки ведения дискуссии; грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; сжато давать ответы; выступать с докладами; анализировать исторические документы.

Образовательные: познакомить учащихся с трагическими судьбами политических заключённых, углубить знания учащихся по данной теме в курсе Отечественной истории.

Задачи:

  • воспитывать уважение, доброе отношение к окружающим людям;

  • развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю;

  • формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формировать толерантность и толерантное поведение в условиях полиэтничности, поликонфессиональности региона;

  • формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

  • формировать видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Оборудование:

1. Словарь к уроку: характер, срок, ЗЭК, БУР, ГУЛАГ.

2. Историко-культурный атлас Республики Коми, карта на доске.

3. Презентация «Памятники жертвам политических репрессий в городе Инте»

4. Фонодокумент (песня) "Широка страна моя родная"

План урока:

  1. Организация начала урока

  2. Сообщение темы, целей урока

  3. Инталаг-подразделение ГУЛАГа (историческая справка)

  4. Памятники жертвам политических репрессий

  5. Историческая справка. Амнистия.

  6. Подведение итогов урока

  7. Домашнее задание.


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация начала урока.

Кто отсутствует на уроке?


Дежурные докладывают об отсутствующих учащихся на уроке.

2.Сообщение темы, целей

урока.



































История России полна подлинного величия.

Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории. Одна из самых трагических страниц летописи нашей страны и края – политические репрессии. 30 октября отмечается как день памяти жертв политических репрессий. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей. Решение Верховного Совета России от 18.10.1991 г. внесшее его в государственный календарь только придало ему официальный характер.

Наш край был известен в Российской империи как место политической ссылки. Среди репрессированных в Коми было немало людей, известных в крае. Отбывали наказание такие люди, как Д. Батиев, первый председатель Коми АО, В. Савин — известный коми писатель, поэт, комкор Красной Армии А.И. Тодорский, репрессированные врачи, ученые-химики, физики, геологи, археологи, историки.

Записываем в тетрадь число, тему урока.












Учащиеся записывают дату, тему урока.


3. Работа с классом

Предлагается проанализировать стихотворение. Как оно связано с нашей темой?

Жизнь в лагерях отличалась тяжелыми условиями труда и быта заключенных, вследствие чего здесь была очень высокая смертность. Жизнь их была ужасна.



Ученик читает стих, учитель предлагает его проанализировать и проследить связь с нашей темой.

Полвека не могу принять,

Ничем нельзя помочь,

И все уходишь ты опять

В ту роковую ночь.

А я осуждена идти,

Пока не минет срок,

И перепутаны пути

Исхоженных дорог.

Но если я еще жива,

Наперекор судьбе, то только как любовь твоя

И память о тебе.



4. Работа с историко-культурным атласом Республики Коми (учитель задает вопрос: где на территории Республики Коми располагались лагеря ГУЛАГА?)


Крупными лагерями на территории Коми были Усть-Вымский, Косланский, Особый лагерь № 12 («Водораздельный»). Усть-Вымлаг занимал огромную территорию, на которой разместилось более 50 лагпунктов, специализированных на лесозаготовках, сплаве и деревообработке, в которых содержалось ежегодно до 25 000 заключенных. Среди заключенных Усть-Вымлага было много женщин, иностранцев (поляки, немцы, венгры, болгары).

Северный и Северо-Печорский лагеря, которые занимались строительством железной дороги Котлас — Воркута, в 1950 г. слились в Печорский лагерь. В память обо всех невинно убиенных на городском кладбище в Печоре стоит скромный памятник, сооруженный по инициативе Ухто-Печорского общества «Мемориал». Воркута — символ ГУЛАГа не только в Коми, но и по всей России. С 1934 по 1960 г. через ее лагпункты прошли несколько сот тысяч человек, десятки тысяч погибли. Воркута известна упорным сопротивлением заключенных — от массовых забастовок до вооруженных восстаний. Она — символ сопротивления ГУЛАГу. Крупным подразделением ГУЛАГа в Коми был и Инталаг.





Пока учитель называет основные место нахождения лагерей, обучающиеся находят их самостоятельно на карте в атласе, затем по очереди выходят к доске и показывают на общей карте.

5.Доклад ученика.

Учитель предлагает обучающимся послушать доклад по теме

Инталаг- подразделение ГУЛАГа, а затем ответить на вопросы?

Инталаг в мае 1950 г. насчитывал 14,105 заключенных (вместе с лагпунктами, расположенными за пределами Инты - 18 тыс. человек), из них в особый лагерь (ОЛП) "Минлаг" были переданы 7 тыс. человек. В 1951 году был образован Абезьский ОЛП (6 лагпунктов, 11 тыс. заключённых), вошедший также в "Минлаг". Характерно, что большая часть заключенных общего лагеря была занята на подсобно-вспомогательных работах, а особого лагеря – на основных производствах.

Водонапорная башня — главная интинская достопримечательность.

Строительство сооружения производилось с 1953 по 1955 года. Архитектором башни стал шведский политзаключенный Артур Тамвелиус, посчитавший проектный облик здания «унылым». До 2014 года планируется полностью отреставрировать башню и открыть в ней музей.

В Минлаге отбывали наказание известные деятели культуры и искусства, ученые, политики и военные. Здесь содержались кинодраматург А. Каплер, поэт Я. Смеляков; В. Фрид и Ю. Дунский, сценаристы снятых в Инте фильмов «Случай на шахте № 8», «Жили были старик со старухой».

Лагерь имел свой небольшой театр, в котором работали знаменитый тенор, солист Мариинского театра Печковский, певица Лина Лурье — жена композитора Прокофьева, Нина Горская — жена артиста кино Бориса Чиркова. В разное время в лагере на положении заключенных находились сценарист Алексей Каплер, Евгения Таратута — детская писательница, Н.Н. Пунин — искусствовед, муж А. Ахматовой. В лаготделении умер и был похоронен известнейший ученый с мировым именем философ Л. Карсавин.

На колья дощечки прибиты

Крестом

Фамилий не пишется – номер.

Они умирали, не бросив кирки,

В карьере, на трассе, в траншее.

  1. Работа

с классом

Работа со слайдами презентацией «Жертвы ГУЛАГа в Инте»,

рассказ ученика, обсуждение с классом.


Рассказ ученика: Первый памятник в Коми АССР жертвам политических репрессий «DZIMTENEI» (Родине) был установлен в июле 1956 года. Он сооружен руками бывших заключенных в годы, когда система ГУЛАГа еще действовала.

Инта, на месте бывшего отдельного лагерного пункта (ОЛПа).

Следующий памятник "Женщинам ГУЛАГа". Дата открытия: 2 сентября 1990 г.

Надпись: "Хорол Зинаида Осиповна. 1908 - 1954. Светлой памяти дорогой мамочки, бесчеловечно убитой ГУЛАГом" (на стеле). На основании памятника: "Безвестным и бесчисленным женщинам - жертвам сталинского террора. Имена Ваши бессмертны". Авторы: И.М. Хорол. Установлен по инициативе и на средства И.М. Хорола, бывшего узника ГУЛАГа. Его мать, Зинаида Осиповна Хорол, хлопоча за сына, была арестована и осуждена на 25 лет за контрреволюционную агитацию и бандитизм. Содействие в установке памятника оказали: городской "Мемориал", кооператив "Мрамор", частные лица.

Памятник латышам - узникам интинских лагерей. г. Инта, пос. Восточный, городское кладбище. Дата открытия: июль 1956 г., восстановлен в 1989 г.

Надпись: "Родине…" (на латышском языке). Авторы: латышский скульптор Эдвард Сидрабс; организация сооружения памятника - бывший репрессированный Адольф Пунтулис. Установлен по инициативе латышей-поселенцев во главе с Янисом Спрингисом на средства латышей-поселенцев.

Памятный знак "Скорбящий Спаситель". г. Инта, пос. Восточный, кладбище

(на месте массового захоронения заключенных ОЛП-2). Дата открытия: 18 августа 1990 г. Надпись: "Не вернувшимся..." (на литовском, коми, русском языках). Авторы: Йонас Иодишус. Установлен по инициативе Вильнюсского общества ссыльных и политзаключенных на средства Вильнюсского общества ссыльных и политзаключенных и Литовского Фонда культуры.

Памятный крест "Не вернувшимся..." г. Инта, у шахты "Глубокая"

(на месте массовых захоронений узников интинского ОЛП-1). Дата открытия: 1990 г. Надпись: "Не вернувшимся..." (на литовском, коми, русском языках).

Установлен по инициативе Вильнюсского общества ссыльных и политзаключенных на средства Вильнюсского общества ссыльных и политзаключенных и Литовского Фонда культуры.

Памятный знак жертвам сталинизма. Дата открытия: август 1990 г.

Надпись: "Жертвам сталинизма". Установлен по инициативе Интинского общества "Мемориал" на средства администрации г. Инта; Интинского общества "Мемориал".

Основные моменты рассказа и презентации обучающиеся записывают в тетрадь.


  1. Историческая справка:


Рассказ учителя: амнистия:27 марта 1953 года был принят Указ Верховного Совета СССР об амнистии, под которую подпадали многочисленные категории лагерного населения, кроме политических. Это вызвало настоящую бурю возмущения в лагерях. Забастовки осенью 1953 года в Норильске, Воркуте, Инте потрясли систему лагерей до основания. По существу в 1953 - 1955 гг. во всех лагерях Коми АССР сопротивление не только усилилось, но и приобрело более разнообразный характер. Наиболее распространённой формой протеста стали забастовки. Так, в "Минлаге" бастовали бригадами, участками и сменами, целыми шахтами и лагерным отделениями. Бастовали, борясь за свои права, "малолетки", верующие, национальные группы заключенных. Учащаются голодовки протеста - одиночные, групповые. Например, в июле 1954 г. 900 заключенных Кожимского отделения Интинского лагеря держали недельную голодовку в знак протеста против убийства охраной заключённого Смирнова, которого живым сожгли в карцере. Заключённые составили и распространяли в зоне и поселке листовки с объяснением причин голодовки и требованиями к администрации. Голодовка была прекращена после прибытия московской комиссии и удовлетворении основных требований протестующих.

Повсеместно уничтожались заключённые, сотрудничавшие с администрацией и оперативно-чекистскими отделами ("стукачи"). Поджигались или разрушались штрафные бараки и карцеры. В ряде мест заключённые блокировали бараки и производственные зоны, не допуская в них представителей лагерной администрации. В 1953 - 1956 гг. в основном была ликвидирована система лагерей в Коми крае. Лишь Усть-Вымский лагерь, переменив название, сохранился.


Записывают в тетради основные моменты рассказа учителя.

8. Итог урока.

Обратите внимание на последние слова припева: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».

При подведении итогов урока используем прием «рефлексии».

Перед вами лежат чистые листы бумаги, согните их пополам. На одной стороне листа запишите 8-10 слов, отражающих ваши чувства, эмоции, мысли по поводу всего сегодня увиденного, услышанного и прочитанного. Затем переверните половину листа и выберите из своих написанных слов 3-4, которые наиболее ярко выражают ваше состояние и мысли.

Слова зачитываются по очереди учащимися. А теперь переверните лист на чистую сторону и, используя те слова, что вы оставили, напишите в прозе, в стихах, как получится, свой отзыв, впечатление, мысли.


Школьники слушают фонодокумент «Песня "Широка страна моя родная"».



9. Информация о домашнем задании.

Задание для поисковой деятельности: А может, вам что-то известно о ваших родственниках, которые также попали под маховик сталинских репрессий? Какова их судьба? Что об этом известно в вашей семье?

Это нельзя забыть, это нужно помнить, чтобы такое больше никогда не повторилось.…


Учитель:

Всем,

Кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещаньем особым

Был обречен на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!


(минута молчания в честь жертв политических репрессий)


Записывают домашнее задание






10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ