Конспект урока по истории "Культура Древней Руси X –XIII века" 10 класс

Урок истории в 10 классе.

Учитель: Суховерхова И.С.

МКОУ Грибановская СОШ № 3.



Тема: «Культура Древней Руси XXIII века.»



Цели урока:

1. Раскрыть отличительные черты культуры Руси этого периода.

2. Охарактеризовать уровень развития архитектуры и живописи Древней Руси.

3. Продолжить формирование навыка составления конспекта лекции

4. На примерах памятников древнерусского зодчества и живописи показать красоту и оригинальность русского искусства



Оборудование: мультимедийная презентация «Культура Древней Руси».



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура , береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм.





ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Зодчество

  3. Изобразительное искусство.

  4. Закрепление материала.







ХОД УРОКА

Изучение нового материала (тему записать в тетради).

- Что такое культура?

( Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? ( Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).

- Попробуйте определить цель урока на основе анализа темы .

(Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.).

- Для этого мы рассмотрим зодчество и изобразительное искусство этого периода .

  1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры?

(Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций).

Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

- Культурологи выделяют три этапа развития культуры в этот период: Первым этапом считают период дохристианской культуры восточных славян (древние языческие традиции сохранились и до настоящего времени: гадания, приметы, вера в домового и т.д.)Второй этап. Вы помните, что 988 году князь Владимир Святославович крестил Русь. Было принято византийское христианство, а следовательно и в развитии культуры стали прослеживаться византийские традиции. Третий этап связывают с усилением раздробленности Руси, вместе с которой начинается формирование местных стилевых особенностей в архитектуре.



2. ЗОДЧЕСТВО

- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Жилища славян были двух типов северного (срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из камней) и южного (пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей). Первые храмы на Руси строились из дерева. Каменное строительство начинается в конце X века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве, построенная в крестово-купольном стиле. Во времена правления князя Ярослава Мудрого были построены близкие по стилю Софийские соборы в Киеве и Новгороде Как уже говорилось вначале урока, к середине XII века в храмовом строительстве начинают выделяться местные особенности, предопределенные, прежде всего, использованием местных строительных материалов.

- Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества .

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  1. Многоярусность строений.

  2. Наличие разнообразных пристроек.

  3. Увенчание построек теремами и башенками.

  4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

- После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

- На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).

- Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.

- Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры.

(Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм. )



3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Учитель читает текст .

О чём идёт речь?

«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». (Учащиеся отвечают)

- Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке . В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Есть и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики . Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

( Сообщения учеников о изготовлении иконы и о иконостасе. )

Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1) Ответы на вопросы.

- О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?

- Влияние каких народов испытала древнерусская культура?

- В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?

2) - Итак, мы познакомились с образцами древнерусской культуры. Что бы закрепить знания давайте решим несколько тестовых заданий.

1.Особенностью культуры Древней Руси является:

А. широкое распространение печатной литературы

Б. влияние западноевропейских традиций

В. Господство религиозного мировоззрения

Г. «обмирщение» культуры



2.Белокаменная резьба характерна для украшения храмов в:

А. Новгороде и Пскове

Б. Владимире и Суздале

В. Киеве и Чернигове

Г. Галицко-Волынской земле



3. Скань, зернь, финифть – это

А. виды живописи

Б. виды декоративного искусства

В. Архитектурные стили

Г. Литературные жанры



4. Авторам «Слова о законе и благодати» является

А. игумен Даниил

Б. монах Нестор

В. Владимир Мономах

Г. Митрополит Илларион



5. К XI веку относится:

А. возникновение славянской письменности

Б. постройка Десятинной церкви в Киеве

В. Возведение Софийского собора в Киеве

Г. Написание «Повести временных лет»

Выполнение теста (учащиеся выполняют в тетрадях). Самопроверка











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ