Конспект урока по истории "Культура Западной и Центральной Европы в Раннее Средневековье" 7 класс


http://cs410622.userapi.com/v410622791/8c0/78gNWiylldM.jpg


Алексей Алексеевич Подставкин

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 20 Усть-Лабинского района.

Победитель конкурса «Лучший учитель России – 2006 года».

Высшая категория.

Телефон: 8(918) 947-97-71

e-mail: Podstavkin_a@mail.ru


Введение новых образовательных стандартов требует от учителя истории искать нестандартных и интересных подходов к проведению уроков. Наиболее актуальным направлением в преподавании истории можно выделить деятельностный подход. Структура урока практически не меняется, а содержание и способы использования познавательных заданий другие: активное использование различных структурных компонентов школьного учебника истории (документы, иллюстрации, пояснительный текст, аппарат ориентировки) и вариативных источников (практическая работа над некоторыми узкими темами). В этом случае можно добиться многоуровневого результата изучения исторической дисциплины. Как пример, предлагаю конспект урока истории в 7 классе, который был предъявлен на суд зрителей в рамках курсов повышения квалификации учителей истории в декабре 2012 года.


Тема: Культура Западной и Центральной Европы в Раннее Средневековье.

Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М., «Просвещение» 2011г.

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с культурой народов Западной и Центральной Европы эпохи раннего средневековья.

2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельным явлениям культуры.

3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Ход урока:

На этом уроке класс можно разделить на команды. Учащиеся самостоятельно выбирают себе лидера, который будет их организовывать, делать выводы при поражении. За правильные ответы давать карточки.

Сегодня мы поговорим о том, как человек представлял себе мир в раннее средневековье.

1. В первые столетия средневековья немногие бывали за пределами своей сельской округи. При натуральном хозяйстве связи между селениями были крайне редкими. Путешествие было тогда опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог скорость передвижения была небольшой. Даже верхом за сутки можно было проехать путь лишь в несколько десятков километров. О других странах поступали скудные, отрывочные сведения. Долгое время европейцы не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.

Рассмотрите миниатюру XII века и описание страны Кокань (европейский фольклор XII века).


В своей работе «Сыр и черви» Карло Гинзбург приводит следующий пример описания чудесной страны «Кокань»

Известный итальянский историк, описывает биографию и духовный мир мельника XVI века.

Одна река течет сладчайшим медом,

Вторая — жидким сахаром, а третья —
Амброзией, четвертая ж — нектаром.
Где пятая — там манна, а в шестой -
Чудесный хлеб, во рту он просто тает
И мертвого способен воскресить.
Один благочестивый человек
Сказал, что в хлебе познаем мы Бога.
В седьмой — благоуханная вода,
Восьмая — масло, белое как снег,
В девятой — дичь, отменная на вкус —
Такую и в раю подать не стыдно,
Десятая — молочная река.
На дне у рек сверкают самоцветы,
По берегам же лилии цветут,
С фиалками и розами обнявшись.


На основе этих двух исторических источников расскажите от имени средневекового крестьянина об их представлениях о живых существах, живущих в далеких землях и их условиях жизни.

(Капитаны должны проследить, чтобы группы выбрали разные изображения для ответа).

Дополнительные вопросы группам:

- Почему в XII веке были распространены такие сведения о внешнем мире?

- Какие приемы делают информацию в этих источниках фантастической?

- Как доказать, что изображенное на миниатюре и описанное в тексте это выдумка?


2. Представления древних ученых о том, что Земля – шар, не были полностью забыты. Но некоторые средневековые ученые это отвергали. Многие представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.

Солнце

Луна


Меркурий

Венера


Земля

Марс

Юпитер

Сатурн


- Определите, какой способ я использовал, располагая рисунки планет на доске? (по алфавиту).

Я могу сказать: классифицировал по алфавиту.

Каким еще способом можно расположить рисунки планет? (по удаленности от солнца, по размеру, по удаленности от Земли).

Сформулируйте определение понятия «классификация». (Классификация – группировка по какому-либо признаку).

Домашнее задание: найдите в интернете информацию о том, по какой очередности располагали не небе планеты древнегреческие ученые. Подсказка – планетарная система Платона, Аристотеля, Птолемея.


3. Время не считалось ценностью, и его не берегли. Люди и не стремились знать точное время. Лишь в монастырях и домах знати встречались известные с античных времен водяные и песочные часы. Для большинства людей время суток указывал звон церковных колоколов.



C:\Program Files\Microsoft Office\CLIPART\PUB60COR\J0107192.WMF



- Как узнавали время простые крестьяне? (По солнечным часам).

- Почему им не нужно было знать время с точностью до минуты или секунды?

По иллюстрации изучается устройство солнечных часов.

Раздаются материалы для изготовления солнечных часов.

- Почему наклон гномона равен 45 градусов? (Наклон равен географической широте места).

Часы необходимо направить на север. Как нам определить направления сторон света? (Компас или в 12.00 стрелка должна быть против солнца и не давать тени).

- Каким образом можно узнать по часам время? Как отметить на них точки времени? (Эксперимент – каждый час на часах отмечать черточки расположения тени).

Домашнее задание: расставить черточки обозначающие часы времени.

4. В средние века христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участи или воздействия не совершалось ни одного крупного события.

Монах

Аббат

Католический храм

Монастырь Мария Лях





Священники и монахи ежедневно несли службы в церквах. Центрами духовной и религиозной культуры становились монастыри. Жизнью в монастыре руководил аббат.

- Какое понятие более широкое: аббат или монах?

- Расположите все термины от более широкого к более узкому по смыслу. (Монастырь, церковь, монах, аббат).


Рефлексия:

Баночка отзывов!

Что больше всего понравилось? Одним словом напишите на листке ваше отношение к уроку?


Подведение итогов урока.


Домашнее задание: § 9, найдите в интернете информацию о том, по какой очередности располагали не небе планеты древнегреческие ученые, расставить черточки обозначающие часы времени.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ