Конспект урока по истории "Нашествие персидских войск на Элладу" 5 класс
Урок 40. Нашествие персидских войск на Элладу
Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.
УУД.
П.: Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.
К.: Инсценировать события одного из сражений.
И. Используя различные источники информации составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.
Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.». Презентация.
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Победа
греков над персами в Марафонской битве»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.
КАРТОЧКА № 33
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»
Для этого вспомни:
Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?
Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли
послы Дария Первого?
Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?
Как повели себя жители Спарты?
Какую помощь оказали жители города Платеи?
Как построились войска греков? Как они сражались?
Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?
Примерный ответ учащегося
В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.
Работа с классом.
а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.
Дайте определения понятиям «классы», «государство», «эксплуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».
Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?
б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.
На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)
Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)
Где находится город Афины. (В Аттике.)
Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония.)
Устный ответ ученика по карточке № 33
III. Переход к изучению новой темы
Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.
В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?
Подготовка эллинов к новой войне.
Бой в Фермопильском ущелье.
Саламинское сражение.
На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское
ущелье, триера, о. Саламин, Ксеркс, Коринфский перешеек.
Рассказ учителя.
Фемистокл - вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот - опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
а) Прочитать п. 3 и 4 § 35.
б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.
Дата Сражение Результаты сражения 490 г. до н. э. 480 г. до н. э. 480 г. до н. э. Марафонская битва Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение Победа греков Победа персов Победа греков
3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).
а) К Фермопильскому сражению.
Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 ООО человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались - в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.
Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали, б) К Саламинскому сражению.
Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.
Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)
Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)
Домашнее задание: прочитать § 35. для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)
Литература:
1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013
2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ