Конспект урока по истории "Наука и образование в России 18 века" 7 класс




Муниципальное казённое образовательное учреждение «Лицей № 2»








Разработка урока по истории России


Тема. Наука и образование в России 18 века.













Выполнила :

учитель истории и

обществознания

МКОУ «Лицей №2»

Перебейнос В.В.










г. Михайловск – 2014г



7 класс Урок - путешествие

Тема. Наука и образование в России 18 века.


Цель – создать у учащихся представление о российской науке и

образовании 18 в. ,

определение роли М.В. Ломоносова в развитии

российской науки ,

_ формирование умений самостоятельной работы , анализа

исторических документов, делать выводы и работать в

группе ,

_ воспитание у учащихся интереса к отечественной науке и

образованию.

План урока.


1.Академия наук.

2.М.В.Ломоносов (1711- 1765) .

3.Естественные науки.

4.История и филология.

5. Академические экспедиции.

6. Выдающиеся техники и изобретатели.

7.Образование.



Оборудование: - АРМ- предметник ; портреты учёных и

изобретателей 18 в.,

- раздаточный материал ,

- карточки - названия команд ,

- плакат - эпиграф;

Век восемнадцатый - России просвещение,

Расцвет в науке , шаг в литературе ,

Образования явилось вдруг знаменье ,

И настоящий человек заложен в той натуре…..

( О. Гайдукова )


Важнейшие даты: 1711- 1765 г.г.- М.В. Ломоносов;1725 г.– Открытие Академии наук , 1725- 1729г.г. –Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга , 1755г.-Открытие Московского университета.


Предварительная подготовка:

ученики были разделены на группы – станция «Научная» , «Техников и изобретателей» , «Путешественников и мореходов» , «Образовательная» .

Также получили опережающее задание - по данным направлениям

подготовить выступление с электронной презентацией .


Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя .

18 в. в России – время становления российской науки . Крупнейшими событиями этого времени стало открытие Академии наук и Московского университета . Российские учёные , путешественники , мореходы в это столетие сделали ряд важных открытий . Проводились академические экспедиции для изучения новых , ещё не известных науке территорий. 18 в. стал эпохой прорыва в научно - технической мысли России . А.к. Нартов , К .Д. Фролов , И.П. Кулибин - выдающиеся техники и изобретатели. Этими славными именами по праву гордится Россия . но особая роль в развитии российской науки принадлежит М.В. Ломоносову – величайшему учёному своего времени .

Сегодня мы рассмотрим как развивались наука и образование в России 18 в. и определим роль М. В. Ломоносова в развитии науки.

Урок мы проведём в форме путешествия по станциям .

Класс разделён на 4 группы .


1.Мы у станции «Научная»

( Выступление с электронной презентацией - 5мин. )

- Создание и деятельность Академии наук .

- Учёные Академии наук ; М.В. Ломоносов. Г. Миллер, Э. Эйлер

- Главные открытия русских учёных в сфере естественных наук ;

- М. И. Шеин , М.В. Ломоносов , Г. В. Рихман .

- Выдающиеся деятели русской историографической науки и философии ; В.Н. Татищев , М.М. Щербатов , Е. Р. Дашкова.


Вопросы - задания для класса ;

Брейн - ринг

• Какой русский ученый в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?

• Оду на его рождение написал ………, а гороскоп составил великий математик Эйлер. Правда, кажется, всех не­взгод не предусмотрел. О ком идет речь?

• Отправившись в 1789 г. заграницу, он написал оттуда «Пись­ма русского путешественника». А какую историю в 12 томах он написал, вернувшись?

• Какому знаменитому россиянину А.С. Пушкин посвятил эти строки?

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям

.Кто из этих поэтов был ученым-естествоиспытателем?

А. Г. Державин. В. М. Ломоносов.

Б. В. Жуковский. Г. К. Батюшков.

• Какой русский ученый родился в деревне Денисовка в семье

помора?

• в Архангельской или Мурманской области родился М.В. Ломоносов?

• Что, если верить М.В. Ломоносову, питает очень моло­дых мужчин?



  1. Станция « Техников и изобретателей»

( Выступление с электронной презентацией - 5мин. )

- Выдающиеся техники и их изобретения;

А.К. Нартов , К.Д. Фролов, И.П. Кулибин , И.И. Ползунов, И. и М.

Моторины.


Вопросы – задания для класса ;


Работа с историческими документами;


Школьные товарищи


'От отца к сыну передавались секреты плавильного дела, ковки и закалки металла, умение строить заводские печи. Но почему надо работать так, а не иначе, нельзя ли изменить, улучшить отцовские приемы работы, молодые мастера не знали. Они ничему, кроме своего мастерства, не учились, часто даже читать не умели.

Чтоб мастера были образованнее, лучше разбирались в своем деле, и завели на Урале горнозаводские школы. Там учили не только .грамоте, арифметике, но и начаткам механики, черчению.

Ползунов и Фролов были очень способными учениками. Мы не знаем, дружили ли они в школе,— Фролов был в старшем отделении, когда Ползунов только начинал учение. И потом всю жизнь они почти не встречались, хотя работали рядом. У обоих была одна и та же страстная мечта. Оба талантливо, упорно, справляясь со всеми препятствиями, добивались своей цели — одной и той же. Но шли они к цели разными путями.

Что же за мечта у них была, какая цель стояла перед ними? Облегчить бесконечно тяжелый труд крепостных рабочих в рудниках и на заводах и в то же время увеличить его производительность.

Облегчить труд — это значило переложить самую тяжкую его часть на машины и механизмы. Их было тогда мало. А создавать новые мешало главным образом то, что не было сильного, надежного двигателя, который приводил бы машины в движение.

Вот этим самым важным для того времени вопросом — как создать хороший двигатель — и занимались всю жизнь оба изобре­тателя.

Единственным видом энергии, которым умели в то время пользо­ваться для заводских нужд, была сила текучей воды. На пути водяного потока ставили колеса с насаженными по ободу лопатками, которые толкала вода, или ковшиками, в которые вода лилась сверху. От вращающегося водяного колеса движение передавалось насосам, заводским механизмам.

Неудобство водяных колес было в том, что они привязывали завод к реке. Да и маломощным был этот двигатель.

Фролов, работая на уральских золотых приисках, изобрел немало механических приспособлений, которые облегчали труд рабочих и увеличивали добычу. Но он мог использовать только часть своих изобретений: у него не было достаточно сильного двигателя, чтобы приводить в движение новые механизмы. И тогда он стал ду­мать, как можно заставить водяные колеса делать больше работы, как увеличить их мощность. Он придумал удивительные вещи...

А Иван Ползунов считал, что водяные колеса отживают свой век. Надо создать двигатель для рудников, расположенных далеко от реки. И для заводов нужен новый двигатель, удобнее, мощнее водяного колеса.

Но как же> без него обойтись?^

'


Вопросы. Зачем были открыты на Урале горнозаводские школы? Как


учились в школе Фролов и Ползунов, какова была их маль­чишеская


мечта? Как они ее осуществили?


Кулибин испытывает модель арочного моста

Перед испытанием арочного моста Иван Петрович не мог уснуть. У него было такое состояние, будто его утром выведут на Лобное место.

43 назначенное время около модели собрались ученые: Леонард Эйлер с сыном Иоганном Альбрехтом, Семен Котельников, Крафт, Степан Румовский, Лексель и другие} Леонард Эйлер, пожимая руку Кулибину, сказал:

  • Я понимаю вас, сударь, но мужайтесь. Нам еще предстоит много битв. Помните, каждое изобретение уносит часть жизни изо­бретателя, но оно же дает крылья. А крылья нам нужны.

  • Благодарю вас, учитель,— ответил Кулибин.

.Испытания начались. Заранее приготовленный груз в 3300 пу­дов стали переносить на модель.» Работа эта напоминала Кулибину разгрузку судна на Волге. Только теперь была зима, и по двору гуляла поземка. Ученые кутались в меховые шубы, ждали, чем кон­чится эта затея. Камни, мешки с песком, медные чушки, предназна­ченные для литейных работ,— все клали рабочие на модель моста.

Изобретателю полагается встать под мостом,— пошутил кто-то, но шутку не приняли.

Рабочие положили на модель последний мешок. Вес груза в девять раз превышал вес модели. Будущий мост стоял словно сказочный русский богатырь.

Ученые начали перешептываться. Да, такого не было в их прак­тике. Кулибин будто не замечал никого.

А ну, ребятушки, еще поднесем! — просил он своих учеников

  1. пудов подняли еще на мост. Что еще?!

Ну-ка, ребятушки, давайте сами на мост. Рабочие повалились куча мала на мешки.

Теперь, милостивые господа, прошу вас,— обратился Иван Петрович к академикам.

Те переглянулись. Только Эйлер -старший смело шагнул на мост.

Дайте вашу руку, сударь,— сказал он Кулибину,— я хочу подняться на вашу модель и оттуда возвестить о большой победе. Я преклоняюсь перед вашим упорством.

За великим ученым поднялась вся комиссия. На вершине модели Эйлер обнял и расцеловал Кулибина.

В моей жизни сегодня праздник,— сказал ученый*


Вопросы. Почему мост назывался «арочным», в чем заключалась

его необычность? Какие результаты дало испытание модели

моста?

2. Заполните таблицу в рабочей тетради .

Техники и изобретения

Имя

Открытия и достижения

А.К. Нартов



И. и М. Моторины



К.Д. Фролов



И.П. Кули6ин




И.И. Ползунов



3 . Укажите, кого из изобретателей Г.Р. Державин назы­вал «Архимедом наших дней»:

□ М.В. Ломоносова И.И. Ползунова

□ И.П.. Кулибина К.Д. Фролова

4. Допишите фамилии выдающихся русских уче­ного-физика и изобретателя.

Б









П











3.Станция «Путешественников и мореходов»

( Выступление с электронной презентацией - 5мин. )

- Академические экспедиции : восточное и северное направление

- Исследователи – В. Беринг , Крашенинников.

Вопросы – задания для класса ;

а) Академик, выдающийся историк, создавший фундамен­тальное описание Сибири, имеющее научное значение по сей день:


- Л. Эйлер - В. Беринг

- Г. Миллер - Г. Рихман


• Вот строки из стихотворения Михаила Васильевича Ло­моносова:


Там влажный флота путь белеет


И море тщится уступить.


Колумб российский через воды


Спешит в неведомы народы.


Кого Ломоносов называл российским Колумбом?



4. Станция «Образовательная»

( Выступление с электронной презентацией - 5мин. )

- Характеристика системы образования ; зарождение

общеобразовательной школы , появление закрытых учебных

заведений.

- Просветители ; И.И. Шувалов , Е. Р. Дашкова, Н.И. Новиков .


Вопросы – задания для класса ;


Работа с карточками


Задание 1. Отметьте правильный ответ.

  1. Инициатором открытия Московского университета явля­ется:

а) Е. Р. Дашкова;

б) М. В. Ломоносов;

в) В. Н. Татищев;

г) Г.Р. Державин;

д) Г. Миллер.

  1. Новым явлением в системе образования в 18 в. стало:

а)приглашение специалистов из других стран;

б) зарождение общеобразовательной школы;

в) переход к светскому образованию;

г) переход ко всеобщему начальному образованию.


  1. Отметьте знаком «+» учебные заведения, созданные во второй

половине 18 в.

Уездные училища


Цифирные школы


Смольный институт


Бестужевские курсы


2.Выберите среди перечисленных в табличке и обведите в кружок дату открытия Художественной академии.



1755

1757

1764

1767


3.Выберите правильный ответ.

б) Знаменитый просветитель, изображенный на портрете:

- Н.И. Новиков

- А.Н. Радищев

- М.В. Ломоносов


4 . Укажите, какого факультета не было в Московском университете:

□юридического философского

□богословского медицинского



5. Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам:

- Для чего и в каком году была основана Академия наук?

- Как вы оцениваете вклад российских учёных в мировую науку?

- Каковы масштабы и итоги научных экспедиций ?

- Доступным ли было образование и наука для всех российского

общества ?


Заключительное слово учителя :

18 столетие вошло в Россию как век просвещения и рождения

российской науки. Ёё гордостью стал учёный - естествоиспытатель

мирового значения М.В.Ломоносов.

В своем творчестве он воплощал непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его многообразии. Именно ученый универсал должен был стоять у истоков национальной науки, что и предопределило расцвет русского научного творчества. Он бросал зерна истин на почву, не тронутую плугом просвещения...

И сегодня Ломоносов пробуждает у сотен молодых людей стремление к «полному чувству Бытия», и не дает заглохнуть под ворохом повседневной жизни. Ломоносов тревожит наше нравственное чувство, так как всей своей жизнью и творчеством подтверждает невозможность удовлетворения только частью истины, или какой-нибудь ее стороной. Принадлежа всему человечеству он был и остается великим сыном России.


Д/З- №34 ,составление таблицы «Наука и образование в России-18в.»


Список используемой литературы

1. А.А.Данилов , Л .Г.Косулина - История России 7 кл., Дрофа , 2002г.

2. А,В. Шестаков - Хрестоматия для учителя «История СССР в

художественно - исторических образах»- Просвещение , 1985г.

3. Белявский М.Т.- М.В.Ломоносов и основание Московского университета.

М.: МГУ, 1955.

4 . Белявский М. Т. Ломоносов - наш первый университет. - М.: МГУ, 1961.

5. Буторина Т.С.- М.В.Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 2001.

6. Летопись жизни и творчества М.В.Ломоносова. - М.; Л: АН СССР, 1962.

7. М.В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. -

М.; Л.: АН СССР, 1962.

8. Избранное / сост. В.И.Коровин. – М.: Детская Ломоносов М.В. литература,

1981.

9. Ломоносов М.В. Избранные труды по химии и физике. – М., АН СССР,

1961.

10. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. – М.:

Госполитиздат, 1950.

11. Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / редактор-

составитель Э.П.Карпеев. – СПб, 1999.

12. И.Д. Агеева – Кто лучше всех знает Россию? , методическое пособие ,

М. , 2005г.

13. Н.И. Девятайкина -Тесты по истории России к. 17 – 18 в.в., Саратов ,

2003г.

14. А.А.Данилов , Л .Г.Косулина - История России к. 16 – 18в.в. .Рабочая

тетрадь , 7 кл. , Просвещение , 2008г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ