Конспект урока по истории "Образование единого русского государства. Повторение" 6 класс
Ганиева Мунира Урунбаевна, МБОУ «Тихоновская СОШ» Менделеевского муниципального района РТ, учитель истории
Урок истории в 6 классе на тему: «Образование единого русского государства. Повторение».
Автор: учитель истории и обществознания Ганиева Мунира Урунбаевна
Цель урока: повторить и обобщить ранее полученные знания по теме.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить и систематизировать материал;
развивать общеучебные навыки и умения;
установить причинно-следственные связи между историческими событиями.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны и ее политическим деятелям.
Тип урока: Повторительно-обобщающий
ЦОР: Презентация в программе Microsoft Power Point.
Цель дидактического материала: способствовать систематизации, качественному обобщению изученного ранее материала, а, следовательно, и лучшему его усвоению.
Дидактический материал может быть использован учителем, как на обобщающем уроке, так и при изучении нового материала.
Дидактический материал могут использовать учащиеся при подготовке к ГИА или к зачетам по теме.
Эпиграф к уроку:
«Рядом с расширением государства Иван хотел дать этому государству строго самодержавный строй, подавить в нем древние признаки земской раздельности и свободы, как политической, так и частной...»
/ Н. Костомаров/
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя
На уроках истории мы с вами изучили тему «Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Правление Ивана Великого». Мы познакомились с личностью великого правителя, при котором сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата, а также Русь избавилась от ордынского ига.
Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода и оценим свои знания по этой теме.
Работать каждый будет индивидуально, оценивая свои знания по каждому заданию. Задания состоят из двух разделов: 1раздел - работа с датами, терминами, таблицами; 2раздел - тест в форме ЕГЭ. В конце урока вы посчитаете набранное количество баллов и поставите сами себе оценку согласно результату:
35-40баллов – «5»
25-34 баллов – «4»
10-24 баллов – «3»
Желаю удачи!
III. Основная часть
1 раздел. Слова учителя сопровождаются показом слайдов. В работе ответы на задания выделены жирным шрифтом.
1.Собирание русских земель.
В 1462 году на московском престоле оказался Иван III Васильевич (слайд 1)
В качестве разминки вспомним некоторые события и персонажи данного периода.
-назовите имена предшественников Ивана III – правителей московских…? (за каждое правильно названное имя 1 балл, максимальный балл –8) (слайд 2 с именами московских правителей)
- вспомните, какую политику проводили московские князья по отношению к соседним русским княжествам?(Политику воссоединения русских земель вокруг Москвы) (слайд 3)
Но еще были крупные русские земли, которые сохраняли свою независимость и оставались серьезными соперниками Москвы.
-перечислите названия этих земель? (Новгород, Псков, Рязань, Тверь) (За каждый правильный ответ этого задания 1б., максимальный балл -5)
Иван III обращает свой взор на своевольный Новгород. Новгородские бояре были в союзе с польско-литовским королём и совместно выступали против Москвы. Во главе бояр стояла вдова посадника («посадница»). Узнав об измене новгородцев, Иван Васильевич пошёл на них войной. (слайды 4- 6).
- 1471 г. - на реке Шелонь москвичи во главе с воеводой Даниилом Холмским победили новгородцев. Однако окончательно Новгород был присоединён в 1478 г. Иван III упразднил власть посадника, отменил вече, а вечевой колокол и Марфу Посадницу доставили в Москву.
-Выполните задание: заполните пробелы в тексте ( 1 балл за каждый правильный ответ; максимальный балл- 4). (слайд 7)
- Давним соперником Москвы за политическое первенство была Тверь. Тверской князь Михаил предпринял попытку заключить союз с польско-литовским королём Казимиром. Но неудачно! Осенью 1485 г. Иван III пошёл на Тверь, но ему не пришлось сражаться, потому что тверские князья перешли на его сторону, а князь Михаил бежал в Литву. Тверская земля вошла в состав единого государства. ( 1бал за дату). Уже при сыне Ивана III Василии III произошло окончательное оформление территории единого Русского государства. (слайд 8,9)
2.Борьба с Золотой Ордой.
Иван III решил еще одну важную политическую задачу – освободил Русь от монгольского ига. Это стало возможно не только из-за возвышения Москвы, но и из-за того, что в этот период в Золотой Орде начались распри и междоусобицы. Орда распалась на несколько ханств. (слайд 10-11)
- Выполните задание: дополните список недостающих ханств - Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское. (За каждое название 1 б, максимальный балл – 4; 1 балл- за дату, и1 балл- за имя хана)
В 1479 году московский князь перестал посылать в Орду дань. Хан Ахмат, собрав огромное войско и заручившись поддержкой литовского правителя пошёл на Русь. 8 октября 1480 г. ордынские войска подошли к реке Угре стали ждать своих союзников. Но Казимир IV узнал, что Иван III заключил союз с крымским ханом, и не решился выступить против Москвы. К Угре подошли многочисленные русские войска. Больше месяца стояли противники на берегах Угры. Ранние холода вынудили монголов 11 ноября 1480 г. повернуть назад. Так «стояние на р.Угре» завершило ордынское владычество.
3.Реформы государственного устройства.
Создание единого централизованного государства требовало единой системы управления, армии, финансов. Судебник 1497 г. – первый кодекс законов единой России – закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением стала Боярская дума.( слайд 12)
- выполните задание: заполните пробелы в схеме и расшифруйте понятия «местничество» и «кормление» (за ответ 3балла) (слайд 13)
2 раздел. Тестирование проводится в форме ЕГЭ: (слайды18-21)
Часть 1 А.
1. Денежный сбор с крестьян при уходе от вотчинника или помещика в Юрьев день
1) пожилое
2) вира
3) подать
4) фураж
2. В 1480 г. на реке Угре встретились войска
1) московского князя и хана Тимура
2) тверского князя и польского короля Казимира
3) московского князя Ивана III и хана Ахмата
4) новгородского ополчения и московского князя
3. Иван III держал совет с:
1) приказами
2) дворецким
3) Боярской думой
4) тысяцким
4. Укажите имя московского князя, в правление которого Русь окончательно
освободилась от ордынского ига.
1) Иван Калита
2) Дмитрий Донской
3) Иван III
4) Василий III
5. Лично свободные крестьяне назывались
1) экономические
2) черносошные
3) казаки
4) монастырские
6. Землевладение, предоставляемое за службу князю, называлось
1) вотчиной
2) усадьбой
3) поместьем
4) местничеством
Часть 2 В.
В 1. Какие события произошли во время правления Ивана III?
1) вывоз вечевого колокола из Новгорода в Москву
2) написание свода законов «Русская Правда»
3) ликвидация зависимости русских земель от Орды
4) строительство сигнальных башен на рубежах княжества
Ответ: 1, 3
В 2. Установи соответствие между определениями и терминами, к которым они относятся.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНЫ
1) высший орган управления при великом князе А) кормление
2) орган, управляющий личными землями князя Б) дворец
3) территория, с которой должностному лицу предоставлено В) поместье
право собирать часть государственных доходов Г) Боярская дума
4) крупное земельное владение без права продажи и Д) казна
наследования.
1
2
3
4
Г
Б
А
В
Часть3 С.
1) Прочтите отрывок из исторического источника.
«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» - так кричали на вече бояре и их сторонники».
С1. О каком событии говорится в источнике? (о присоединении Новгорода к Москве)
С2. Укажите, когда произошло это событие? (1471 г.)
IV. Подведение итогов урока.
Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Давайте подведем итоги урока. Сосчитайте баллы, полученные за задания, и переведите их в оценку. Всем спасибо!
Ресурсы дидактического материала:
http://lesson-history.narod.ru
http://economic.ispu.ru\history\
Энциклопедия истории России 862-1917гг. Диск «Интерактивный мир».
Литература:
Предметная неделя в школе/Сост.Варакина И.И., Парецкова С.В./ Волгоград, 2007.
История России с древнейших времен до конца XVIвека. Пчелов Е.В.-М,2009
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по истории.-М,2007
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ