Конспект урока по истории "Общение" 8 класс

Учитель: Борисова Александра Владимировна.

Урок обществознания в 8 классе.

Тема: «Общение».

Цель урока: разъяснить сущность понятия «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

Задачи урока:

Образовательная: Разъяснить учащимся цели общения, показать его виды и формы. Сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни. Разъяснить сущность следующих понятий: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Рассказать учащимся об элементарных приемах общения, как делового, бытового, так и других форм общения.

Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к собеседнику; соблюдение культуры общения, и ее составляющие элементы, такие как умение, выслушивать и понимать, вежливо и корректно вести себя и высказывать свою точку зрения. Побудить задуматься над собственным стилем общения.

Развивающая: Включить учащихся в работу на всех этапах урока, способствовать развитию у них коммуникативных умений.


Оборудование: Учебник А. И. Кравченко Обществознание 8 класс, доска, мел, план-конспект, листы с пустыми таблицами для каждого учащегося, листы для работы на уроке на пару.


Основные понятия: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.


Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Изучение нового материала.


Игра “На острове”

Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине (ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.


Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу.


- Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?


- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Да, верно тема урока «Общение».

- Сегодня мы ответим на вопросы:

- Что такое общение?

- Какие виды и формы общения существуют?

- Поговорим о правилах и способах общения.

Разбираем понятие «общество».

- Давайте разберемся в том, что же именно все-таки общение и в чем заключается его суть? Как вы думаете?

- Общение - социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Запишите. Учебник стр.55.

В зависимости от средства передачи информации различают 2 вида общения

Схема на доске


В и д ы о б щ е н и я


Неречевое Речевое


Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация


Осуществляется посредством Визуальные виды общения-


речи, т.е. при помощи слов и звуков мимика, пантомимика, покрас-


Речь – универсальное средство нение.


коммуникации. Акустическая система –


диапозон, смех, плач.


Тактильная система –


Пожатие руки, объятия.


Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения; учеными установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии. Также общение важно в любом возрасте, особенно в пору юности, недаром у многих народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.


В общении, также, большую роль играют жесты, например, в России, когда ученик готов ответить, он поднимает руку, а в Европе, указательный палец правой руки.

Или другой пример, в США «ноль» - образованный большим и указательным пальцем, говорит, что «все хорошо», «все о’кей». В Японии этот жест означает деньги. А в Португалии, считается вообще неприличным.

В процессе общения, многие люди кивают головами, у многих народов - это знак согласия, а вот у болгар - наоборот, - несогласие.


Задание. Из предложенного спискаулыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, знакомлюсь, не скрываю свою злость, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседникавыбери навыки вербального и невербального общения.


Навыки вербального общения

Навыки невербального общения



















Давайте зачитаем, что вы выбрали.


- Давайте познакомимся с формами общения. Схему перечертите в тетради.

Обращение внимания учеников, на таблицу должно сопровождаться беседой, относительно каждого типа общения и параллельно необходимо записать эту схему


повседневное

деловое убеждающее


Общение


межкультурное ритуальное


Деловое - выражается в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы.

В деловом общении внешности, отводиться большое значение. Особую роль играют: физический облик человека, его голос, мимика, жесты, оформление внешности, манера поведения, украшения прическа. Это общение связано с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом.

- В какой среде осуществляется деловое общение?

+ В рабочей.

- В каких формах оно осуществляется?

+ Приказы, указы, указания, советы и т.д.

Приведите примеры.

+ Отношения между руководителем и подчиненным на предприятии.

Повседневное - осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем.

Такое общение, также может быть развлекательным или досуговым. Обмен информацией, которая помогает им расслабиться, отдохнуть, пофантазировать.

Юмор - непременный спутник такого общения

- В какой среде осуществляется повседневное общение?

+ Дома, в среде друзей, в быту.

- В каких формах?

+ Решение бытовых задач, каждодневных проблем.

Убеждающее - влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Директор фирмы может убеждать сотрудников в необходимости изменить режим труда и т. д. Но такое общение может быть и в неофициальной обстановке, например, когда родители разговаривают с детьми и пытаются повлиять на взгляды или действия. Защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета и т. д. Такой тип общения может превратиться в способ манипуляции поведением других людей.
- В какой среде осуществляется убеждающее общение?

+ В любой.

- В каких формах?

+ Влиянием слова.

- Ритуальное - выполнение предписанного поведения.

- В какой среде осуществляется ритуальное общение?

+ В любой.

- В каких формах?

+ Соблюдение, например, правил этикета.

- Ритуальное общение также может быть речевое и неречевое.

- Как, по вашему мнению, осуществляется ритуальное речевое общение?

+ Обязательное утреннее или при встрече приветствие, или как говорят, «ради приличия спросить, как дела?»

- А как осуществляется ритуальное неречевое общение?

+ Например, мужчина пропускает даму вперед, или мужчина с мужчиной здороваются рукопожатием.

- Частью ритуального общения выступают умение правильно вести себя за столом, говорить по очереди, не перебивая, выказывать интерес к мнению собеседника, следовать договоренностям, обещаниям и т. д.

- А какие ритуальные нормы необходимо соблюдать в письменном общении?

+ Например, личные и деловые письма начинают с вежливого обращения и т. д.

- Ребята, а что вы можете сказать о межкультурном, межэтническом общении в современном обществе?

- Так как мы живем в достаточно многокультурном, многонациональном государстве, то очень важно знать культурные особенности других народов, для избегания конфликтов и для наилучшего и интересного общения с нашими соседями. Рядом с нами проживает около 100 национальностей и ряд различных вероисповеданий. Ведь многим известен факт, о том, что бывают случаи, когда что-то хорошо в одной культуре, национальности, религии, то плохо в другой.

- Т. е. каждый из типов имеет место быть в современном обществе, и играет в нем достаточно важную роль.


- Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.

-Вспомните с кем вы общались сегодня утром?

- Изменилось ли ваше настроение?

- Если да, то в какую сторону?

Учащимся предлагается упражнение по определению настроения.


Цветные карточки, отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.

Учитель объясняет значение цветов.

1)красный - психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.

2)желтый - соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию.

3)зеленый - выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.

4)коричневый - скромность, практичность, печаль.

5)черный - противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек, предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.


-В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.

1) Правила общения по телефону


2) Правила общения по sms


3) Правила общения и работы в группе


4) Правила ведения спора


Эти правила у вас написаны на листочках познакомьтесь с ним. А теперь зачитайте их.


В общении существует понятие установки.


В « Ревизоре» есть тому подтверждении. Послушайте.


«Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.


Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…


Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!


Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие…не сделайте несчастным человека.


Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!...Нет, благодарю покорно, не хочу».


-Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка». У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т.е., их представления о том, что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.

-Таким образом, можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.


Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.


В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал:


«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».


А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».


Я предлагаю вам запомнить правила общения:


1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)


2. Не снимайте с себя ответственности!


3. Будьте искренни!


4. Будьте справедливы!


5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!


6. Будьте естественны в общении!


7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!



- Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.


- Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:


расположенность к другим людям, чувство юмора, искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.


III. Закрепление.

- А сейчас поприветствуйте соседа по парте:


Скажите «привет» - какой это вид общения?


Пожмите руки - какой это вид общения?


Помашите рукой – какой это вид общения?


Скажите «как дела» - какой это вид общения?


Учитель читает стихотворение.


Останься честен, говоря с толпой,


Будь прям и тверд с врагами и друзьями.


Пусть все в свой час считаются с тобой


Наполни смыслом каждое мгновенье,


Часов и дней неумолимый бег,


Тогда весь мир ты примешь во владенье,


Тогда, мой сын, ты будешь Человек!


(Р. Киплинг)


IV. Подведение итогов.

В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.

Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых обществом.

Выставляются оценки по активности работы учащихся на уроке.

V. Рефлексия

Был ли для вас урок поучительным?

Узнали ли вы что-нибудь новое?

Пригодиться ли вам данное знание в жизни?

И понравился ли вам данный урок?


Учащиеся высказывают свои мнения

VI. Домашнее задание.

Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»



Спасибо за работу, до свидания.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ