Конспект урока по истории "Первая мировая война и человеческие судьбы" 9 класс

ТЕМА урока: Первая мировая война и человеческие судьбы:

Цель урока: Формирование у учащихся собственной оценки влияния Первой мировой войны на человеческие судьбы.

Задачи урока:

- организовать работу по повторению материала, связанного с событиями Первой мировой войны;

- продолжить развитие навыков систематизации информации, выделения главного в тексте, умения преобразовывать текст, прослеживать причинно-следственные связи;

- совершенствовать механизмы осуществления совместной деятельности в ходе занятия;

- содействовать формированию гуманистического мировоззрения, толерантности, гражданственности, осознанию ценности человеческой жизни.



Стадии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемые результаты

Результаты

1. Стадия "вызова"



3-5 минут

Актуализация знаний учащихся: повторение войн России

Коллективная работа

ТЕХНОЛОГИЯ: ТРКМ

Методы: поисковый, частично поисковый

Постановка темы, цели, составление плана в совместной или самостоятельной деятельности учеников






1.ПОБУЖДАЮЩИЙ диалог.

2.Постановка проблемной ситуации: Описание требования к профессии телефонистки

3.Побуждение к осознанию противоречия, к гипотезам, контраргумент.

4. Подсказка решающей гипотезе и плану.

ГИПОТЕЗЫ

Предлагают тему, цель и план урока.


2. Стадия "осмысления"

3 минуты







2 минуты



















7минут + 8минут

1. Предлагает работу с картой-схемой: ПРИЧИНЫ войны

1. Коллективная работа по анализу карты.

Находят страны и называют их противоречия


1. соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

• использовать историческую карту как источник информации


2. Проблемный вопрос объясните что изображено - на слайде (туалет у немецких и чешских солдат).



3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ состояние

1. Коллективная работа. Ответ на вопросы























2. Личные впечатления учеников

2. Коллективная и групповая, индивидуальная работа с текстовой информацией способствует продолжению формирования умений работы с текстом: проектирование (плакаты), прогнозированию, обобщению, синтезу, анализу, самостоятельной продуктивно деятельности учащихся.

- Цели организации работы в группе:

• создание учебной мотивации;

• пробуждение в учениках познавательного интереса;

• развитие стремления к успеху и одобрению;

• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;





3. Зачитывает художественный текст, отрывок из Э.М. Ремарка


3.Дифференциация по сложности и объёму способствует внешняя форма урока- урок исследование, внутренняя форма: комбинированный урок.

4. Технические, наглядные и дидактические средства способствуют формирование регулятивных, познавательный, коммуникативных, личностных УУД, метапредметных.

5. Учащиеся продолжили развитие умений работы с текстом:

-общая ориентация т.е. объяснение значения текста, карты, диаграммы, рисунка

- нахождение информации т.е. поиск необходимой информации

- интерпретация текста т.е. умение сравнивать и противопоставлять информацию

- рефлексия содержания текста т.е. нахождение доводов в подтверждение своей точки зрения

- рефлексия на форму текста т.е. мастерство исполнения т




2. Выполнение: различия между мальчиками и девочками


4. Предлагает работу в группах:

1. Анализ художественного текста

2. Поиск информации из исторического текста

5. Индивидуальная работа









6. Проведение физкультминутки

7. Отчеты

1.Групповая работа и отчет каждой из групп

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ отчеты

2. Делают вывод согласно цели урока

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:

3.Стадия"Рефлексия"



5 минут

1. Эмоционально состояние

1. Проводят самооценку работы на уроке

2. Итоги и выводы

3. Телефонные провода-

ПАЦИФИЗМ

1. Реализация рефлексии деятельности учащихся на занятии путем самоконтроля и самооценивания.





















1. Стадия вызова: (коллективная работа)

  • Слайд №1. Найдите принципы, по которым объединены ряды:

1) Ледовое побоище, Куликовская битва, "Задонщина"

2) Кутузов , Наполеон, Багратион, «Бородино» Лермонтов М.Ю.

3) Марна, Ипр, Верден, Брусиловский прорыв



ОТВЕТЫ:

1) Монголо-татарское иго

2) Отечественная война 1812 года

3) Первая мировая война

  • Текст: Слайд №2

В начале XX века и во время Первой мировой войны эта должность в России считалась достаточно престижной. При этом правила приема были крайне жестокими. На службу принимались только девушки (не имевшие в последствие права выйти замуж), с хорошей памятью, знанием иностранных языков, обладающие высоким ростом и размахом рук не мене 154 см. При одном выходном в месяц эти сотрудницы не могли ни при каких обстоятельствах покидать своего места.

Кто из присутствующих девушек хотел бы занять данную должность?

  • Слайд №3. И так о чем мы сегодня с вами будем говорить, какова тема нашего урока: Первая мировая война и человеческие судьбы

  • СЛАЙД №4: Цель и план

Цель урока: Повторить главные события войны и проанализировать эмоциональное состояние человека в период войны

  • План урока:

  1. Повторить исторические причины начала войны

  2. Повторить кратко ход войны

  3. Выяснить эмоциональное состояние человека на основе дополнительной информации 2. Стадия осмысления - Коллективная, групповая работа и индивидуальная работа.





Противоречия в начале XX века

Буквы на карте

А

Б

В

Г

Д

Е

Страны

Англия -Россия




Англия-Франция

Германия-Франция

Борьба за влияние в Османской империи







Борьба за влияние на Балканах







Борьба за колонии в Африке





+

+

Борьба за сферы влияние на Среднем Востоке

+






Борьба за Эльзас и Восточную Лотарингию






+

Стремление к господству на морях







Торгово - экономические противоречия


+









Задание:

1.Определите на карте страны, между которыми возникли противоречия.

2. Какие это страны? Соотнесите с буквенным обозначением.

3. Выберите из списка существующие между ними противоречия (образец заполнения показан).











ПРОВЕРОЧНЫЙ СЛАЙД

  • Слайд №6: Что это за приспособления? Высказывают суждения-предположения.

  • 2.2.Фронтальная работа: Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен»

На правом краю луга выстроена большая солдатская уборная — добротно срубленное строение под крышей. Впрочем, она представляет интерес разве что для новобранцев, которые еще не научились из всего извлекать пользу. Для себя мы ищем кое-что по лучше. Дело в том, что на лугу там и сям стоят одиночные кабины, предназначенные для той же цели. Это четырехугольные ящики, опрятные, сплошь сколоченные из досок, закрытые со всех сторон, с великолепным, очень удобным сиденьем. Сбоку у них есть ручки, так что кабины можно переносить.

Мы сдвигаем три кабины вместе, ставим их в кружок и неторопливо рассаживаемся. Раньше чем через два часа мы со своих мест не поднимемся.

Я до сих пор помню, как стеснялись мы на первых порах, когда новобранцами жили в казармах и нам впервые пришлось пользоваться общей уборной. Дверей там нет, двадцать человек сидят рядком, как в трамвае. Их можно окинуть одним взглядом, — ведь солдат всегда должен быть под наблюдением. С тех пор мы научились преодолевать не только свою стыдливость, но и многое другое. Со временем мы привыкли еще и не к таким вещам.



Что вас поразило, заинтересовало в описании Ремарка?



ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Усталость, стеснение, ..





ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА - Зеленные карточки



Групповая работа - красные карточки и голубые карточки и цветные











2.3. Индивидуальная работа по выполнению заданий

Текст №1. Эрих Мария Ремарк «Три товарища» (отрывок)

  • 1917 год. Фландрия. Мы с Мидендорфом купили в погребке бутылку красного вина. Собирались покутить. Но не вышло. На рассвете англичане открыли ураганный огонь. В полдень ранили Кестера. Майер и Петере были убиты перед вечером. А к ночи, когда мы уже надеялись отдохнуть и откупорили бутылку, началась газовая атака. Удушливые облака заползали в блиндажи. Правда, мы вовремя надели противогазы. Но у Мидендорфа маска прорвалась. Когда он заметил, было уже поздно. Пока он срывал ее и искал другую, он наглотался газа, и его рвало кровью. Он умер на следующее утро; лицо было зеленым и черным. А шея вся истерзана. Он пытался разорвать ее ногтями, чтобы глотнуть воздух.

  • Выполните следующие задания:

1. Предположите, где опасней было находиться солдатам во время газовой атаки.

  • ТЕКСТ №2. (Индивидуальная работа). Воспоминания очевидца газовой атаки немцев на британские позиции.

Правый фланг французов составлял полк тюркосов, на левом фланге англичан стояли канадцы. Аульд описывает атаку в следующих словах:

"Попытайтесь вообразить себе ощущения и положение цветных войск, когда они увидали, что огромное облако зеленовато-желтого газа поднимается из-под земли и медленно двигается по ветру по направлению к ним, что газ стелется по земле, заполняя каждую ямку, каждое углубление и затопляет траншеи и воронки. Сначала удивление, потом ужас и, наконец, паника охватили войска, когда первые облака дыма окутали всю местность и заставили людей, задыхаясь, биться в агонии. Те, кто мог двигаться, бежали, пытаясь, большею частью напрасно, обогнать облако хлора, которое неумолимо преследовало их".

  • Выполните следующее задание:

1.Вставьте слова в пропуски















Индивидуальная работа.









Выполните следующие задания:

1. Дайте название диаграмме

2. Выделите две причины возникновения этих данных

3. Сделайте три вывода о последствиях войны на основе предложенных данных













Индивидуальная работа. Соотнесите даты и события:



Дата

Событие

1. 1 августа 1914 г.

А) Верденское сражение

2. 5-9 сентября 1914г.

Б) Битва на Марне

3. Февраль – июнь 1916 г.

В) Вступление России в войну



1

2

3






Индивидуальная работа:

  • Во время Первой мировой войны данная должность в России считалась достаточно престижной. При этом правила приема были крайне жестокими. На службу принимались только девушки (не имевшие в последствии права выйти замуж), с хорошей памятью, знанием иностранных языков, обладающие высоким ростом и размахом рук не мене 154 см. При одном выходном в месяц эти сотрудницы не могли ни при каких обстоятельствах покидать своего места.

Описание, какой профессии предложено в тексте? Докажите свою точку зрения.





Групповая работа:

  • В русской армии времен Первой мировой войны четверо из пяти солдат призывались на фронт из деревни, не будучи в состоянии отойти от привычных крестьянских представлений о жизни, они воспринимали боевые действия как сезонный сельскохозяйственный цикл.

  • Предположите, с какими сезонами солдаты сравнивали определенные боевые действия:



- Зима:

- Весна:

- Лето:

- Осень:









  • ТЕКСТ №1

В своем донесении великому князю Михаилу Александровичу полковник граф Воронцов-Дашков, восхищенный отвагой всадников Кабардинского и 2-го Дагестанского конных полков, писал:

С чувством особого удовлетворения должен отметить геройскую работу полков вверенной Вашему Императорскому Высочеству дивизии. Промокшие от проливного дождя, идущего всю ночь, ослабевшие от 4-х дневной “уразы”, всадники, по вязкой от дождя земле, стойко и стройно шли вперед под градом пуль, почти не залегая, и трепет обнимал противника, не выдержавшего такого стремительного наступления. Некоторые всадники – Дагестанцы, чтобы быстрее наступать, снимали сапоги и босиком бежали в атаку. Пленных почти не брали: всадники были озлоблены поведением австрийцев, поднимавших руки, выкидывать белые флаги и затем расстреливавших наших с близких дистанций; офицерам с трудом удалось вырвать из рук всадников около 20 австрийцев, принадлежащих ко всем четырем батальонам 97-го Имперского полка, к 7-му драгунскому и 11-му гусарскому полкам”.

С восхищением говорил Брешко-Врешковскнй о том, как смело бросаются горцы в атаки на неприятельскую пехоту, пулеметы и даже артиллерию: “Стихийной, бешеной лавиной кидаются они, артистически работая острым, как бритва, кинжалом против штыков и прикладов… и об этих атаках рассказывают чудеса. Австрийцы давно прозвали кавказских орлов “дьяволами в мохнатых шапках”. И действительно, одним своим видом, таким далеким от какой бы то ни было общеевропейской военной формы, кавказцы наводят на неприятеля панику…»



Выполните следующее задание:

  • Составьте один вопрос, который начинается со слов: почему или зачем.

  • Задайте вопрос противоположной группе





ТЕКСТ №2

В середине осени 1915 года есаул Андрей Григорьевич Шкуро написал рапорт на имя командующего Юго-Западным фронтом. В нем автор предложил «отрядить его с партией казаков терзать тылы и коммуникации противника». Идея пришлась командованию по душе. И вскоре Кубанский конный отряд особого назначения приступил к действиям за линией фронта.

Есаул сам отбирал бойцов в отряд. А служить под его командованием хотели многие казаки. Недостатка в желающих не было.

При первом налете кубанцы истребили полторы сотни немцев, захватили шесть пулеметов и три десятка пленных. Сдав трофеи, дивизия ушла в более продолжительный рейд по немецким тылам, во время которого среди прочих удачных наскоков под покровом сумерек и метели внезапно атаковала поселок Нобель, где располагался штаб германской пехотной дивизии, уволокла в зимнюю ночь ее командира и нескольких штабных офицеров. Немцев охватила паника. Срочно стали планироваться и предприниматься меры противодействия лихим партизанским набегам. Но Шкуро, несмотря ни на что, продолжал гулять по вражеским тылам в лесах Минской губернии.

В середине 1916 года (в обход запрета высшего начальства) на базе дивизии была сформирована специальная партизанская бригада особого назначения. Бригада стала проводить глубокие рейды в тыл противника и участвовала в знаменитом Брусиловском прорыве, разрушая и дезорганизуя тылы германцев и австро-венгров.



Выполните следующие задания

  • На основе текстовой информации составьте предложение с исторической ошибкой.

  • Прочитайте предложение противоположной группе













2.4. Физкультминутка:

Упраж. №1. «Атака»: наносят удар штыком, удар снизу и удар выпадом вперед, как это требует военная наука. Русские крестьяне принесли на войну элементы крестьянского быта: уборка снопов.



2.5.Индивидуальные отчеты, Отчеты групп

ВСЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ЦЕЛИ УРОКА, ПЛАНУ, ПОСТАВЛЕННЫХ, В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ.

План:

1. Стол №3 ваши предположения. С какими чувствами солдаты ждали осени?

2. Стол №2. Индивидуальные отчеты:

- Соотношение дат;

- Вставить слова в пропуски;

- Анализ данных диаграммы;

- Анализ текста

3. Стол №1 задает вопросы столу №4

4. Стол №4 зачитывает ошибочные предложения столу №1

Эмоциональное состояние:

страх

паника

злость

смелость безжалостность

ИТОГИ

- какая судьба была у людей переживших Первую

мировую войну

- цель достигнута

- что-то вы узнали нового и интересного на уроке

- о чем захотелось узнать подробнее

- какой информацией захочется поделиться с 11"Б"

Список литературы: Потерянное поколение

Солдаты, возвращённые отчизне,

Хотят найти дорогу к новой жизни.

(Ремарк роман «Возвращение»)

Эрих Мария Ремарк: На Западном фронте без перемен, Три товарища, Возвращение

Конспект для презентации



Стадия вызова

Ученики

Слайд:№1: Найдите принципы, по которым объединены ряды

1.Ответ показать

2. Какую войну мы сегодня будем повторять

Тема: Первую мировую войну

СЛ.№2: Какая судьба, жизнь ждала девушек на такой работе?

--------ЛЕНТЫ

Тяжелая судьба, печальная

Тяжелая судьба, печальная

Т:Первая мировая война и человеческие судьбы

Судьбу каждого человека на войне на уроке не проанализировать. А что могло объединять все судьбы людей на войне? Какую цель урока надо нам поставить, чтобы узнать судьбы людей на войне? Что общее они испытывали?

ЭМОЦИИ СЛ.№3 Цель и план

Ц:Повторить главные события войны и проанализировать эмоциональное состояние человека в период войны


СЛ.№4: Проверка цели







Проверка плана

А задачи урока

1. Повторить причины

2. Повторить кратко ход войны

3. Проанализировать эмоциональное состояние на основе дополнительной литературы

Стадия осмысления

Давайте повторим причины: работа с картой СЛ.№6 противоречий международных -------------------------------БЕЛЫЕ КАРТОЧКИ

Работа в парах и тройках:

СЛ.№6 Проверка- таблица



СЛ.№7. Описание Ремарка

Что это, какие эмоции уже узнали?

А судьба какова людей?

ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ С ЭМОЦИЯМИ

Усталость

Стеснение

А теперь я предлагаю вам поработать индивидуально и в группах ---- ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ:

Индивидуально: даты, текст, диаграмма

Группы: текст------составить 2 вопроса и 2 суждения

-------- предположить


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:


ПРОВЕРКА ИТОГОВ РАБОТЫ: индивидуальные работы

СЛ.№8 -----даты

СЛ.№9,10 ----газометы и текст

СЛ.№11 ----- диаграмма

СЛ.№12------ плакаты

ГРУППОВЫЕ ВОПРОСЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОШИБКАМИ

СТОЛ №1и СТОЛ №4

СТОЛ №3------- соотношение иллюстраций СЛ. №13 и №14

РЕБЯТА перечислите какие эмоции испытывали участники войны, о которых вы узнали в текстах.

Страх

Злость

Паника

Смелость

Безжалостность

Стадия рефлексии


Если на протяжении 2-3х лет испытывать такие эмоции почти каждодневно, что станет с жизнями и судьбами людей? Как война повлияла на судьбы людей?

СЛ.№15 ----- возвращение к цели урока.

Люди станут в обычной жизни нетерпимыми, озлобленными, готовыми применять физическую силу для решения проблем. Трудно будет жить спокойной жизнью.

Давайте подведем итог урока:

- цель достигнута

- что-то вы узнали нового и интересного на уроке

- о чем захотелось узнать подробнее

- какой информацией захочется поделиться с 9"Б"

---------------- Вернемся к тяжелой судьбе девушки. Она была телефонисткой

-----------Давайте и мы создадим свою телефонную станцию

---------- Оцените пожалуйста нашу сегодняшнюю работу на уроке

-- Цветные ленты: отлично, хорошо, или что-то не удалось нам на уроке

СВОЮ ЛЕНТУ Я ВАМ ДОБАВЛЯЮ.

СПАСИБО РЕБЯТА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

ЧТО БЫ СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ БЫЛИ ДРУГИМИ НАДО ЧТО БЫ ВО ВСЕМ МИРЕ БЫЛ мир.

----- Знак пацифистов







19


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ