Конспект урока по истории "Внешняя политика России при Петре 1"
Ракова Марина Алексеевна, МКУ СОШ №1 г.Нижнеудинск
Учитель истории и обществознания.
Модульный урок
«Внешняя политика России при Петре 1»
Учебный материал с указанием заданий
Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ – 0
3-5 мин.
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
1) Повторить учебный материал по теме « Власть и церковь»
2) Получить представление об особенностях внешней политики Петра 1.
3) Научиться работать с предложенным учителем материалом.
4) Объективно оценивать свои знания.
Внимательно прочитать цель урока.
УЭ – 1
Проверка изученного материала
20 мин.
Входной контроль (8 баллов).
Цель: проверить себя, как усвоил материал по темам: «Власть и церковь. Церковный раскол», и убедиться, что готов изучать новый материал.
1) Выполни тестовое задание:
Политическое развитие страны, власть и церковь, церковный раскол.
Вопрос №1: Боярская дума была:
1. совещательным и распорядительным органом при царе
2. законодательным органом власти
3. центральным органом исполнительной власти
4. небольшим кругом доверенных лиц царя
Вопрос №2: Собрание представителей всех русских земель называлось:
1. Боярской думой
2. Земским собором
3. Ближней думой
4. парламентом
Вопрос №3: Время расцвета Земских соборов - это:
1. вторая половина XVI в.
2. первая половина XVII в.
3. середина XVII в.
4. конец XVII в.
Вопрос №4: Во главе уездов стояли:
1. посадники
2. наместники
3. думные дьяки
4. воеводы
Вопрос №5: Главный итог деятельности патриарха Филарета:
1. формирование новой церковной иерархии
2. укрепление авторитета и власти царя
3. установление первенства церковной власти
4. осуществление церковной реформы
Вопрос №6: Церковную реформу осуществил патриарх:
1. Гермоген2. Иосиф I
3. Иосиф
4. Никон
Вопрос №7: Выдающимся руководителем старообрядцев был:
1. протопоп Даниил
2. митрополит Иов
3. протопоп Аввакум
4. патриарх Иосиф
Вопрос №8: Причины церковного раскола (Отметь лишнее):
1. необходимость исправления церковных текстов
2. изменения обрядовой стороны веры
3. властная, честолюбивая фигура Никона
4. изменение некоторых положений вероучения
Критерии оценки
Кол-во правильных ответов
Уровень
Оценка
Комментарии
8
Очень высокий
5
Так держать!
6-7
высокий
4
Ошибки есть
4-5
средний
3
Еще чуть-чуть и будет «4»
2-3
низкий
2
И о чем Вы думаете на уроке
Задание II. (5баллов).
1) Запиши определения следующих понятий: старообрядцы, Церковный раскол, патриарх, «Москва третий Рим», раскольники.
3) Оцените свои знания
Работай самостоятельно в тетради с тестом.
УЭ – 2
15мин
Изучение нового материала
Задание 1.(2балла): Самостоятельная работа с учебником.
Цель: определить основные направления внешней политики России на рубеже 17-18 вв.
- используйте текст учебника «История России конца 17-19 вв.» под ред. В.И.Буганова, П.Н.Зырянова на стр. 13-15, 19-20.
Направление
Содержание
Проверьте правильность заполнения по эталону, предложенному учителем
- таблица соответствует эталону-2 балла,
УЭ – 3
20 мин.
Изучение нового материала
Рассказ учителя. По ходу лекции работа с контурной картой.
Цель: определить по карте ход военных действий, их итоги.
Ссылка:
http://images.yandex.ru/yandsearch? Карта Северная война. Работайте в группах, используя карточку с указанием задания, соответствующую номеру вашей группы.
Используя материал учебника, атлас отметьте на контурной карте (2 балла)
А) места основных сражений,
Б) названия географических объектов, где проходили сражения,
В) дату события
Подготовьтесь к ответу у доски. ( 5- баллов)
Прослушав ответы представителей групп у доски, ответьте на вопросы:
1) В чём заключалась тактика русской армии перед Полтавским сражением?
2) Какие цели преследовала Россия в Азовских и Крымских походах?
3) Какое сражение имело сражение при Лесной для хода войны?
4) В чём значение Полтавской битвы.
Работайте в группах
1 гр.- внешняя политика России в конце 17 века
2 гр.- начальный этап Северной войны (1700-1708 гг.)
3 гр. – события Северной войны (1708-170 гг.)
4 гр. – события Северной войны в 1711-1720 гг.
5 гр. Результаты и итоги Северной войны. Южное направление внешней политики в 1четверти 18 в.
УЭ-4
10 мин
Цель: обобщить полученные знания, использовать их для решения проблемной задачи.
Задача: все войны носят справедливый и несправедливый, захватнический и освободительный характер. Как можно определить характер Северной войны и внешней политики России во время царствования Петра 1. Можно ли в этом случае определённо точно говорить о том или ином характере. Подготовьтесь к устному ответу. Выскажите свою точку зрения
Вспомните понятия: война, освободительная война, справедливая война, захватническая, несправедливая война.(1 балл) за правильный ответ
УЭ – 5
15 мин.
Выходной контроль.
Цель: проверить усвоение знаний о внешней политике Петра1.
Задание I. Выполни тест. Взаимопроверка в парах.( ключ у каждого на столе)
Петр I родился в: а) 1676 г., б) 1672 г., в) 1674 г.
Первый Азовский поход состоялся в: а)1695 г., б)1696 г., в)1697г.
Областная реформа: а) 1702г; б) 1708г.; в) 1714г; г) 1719г
Как называлось в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
Азовские походы завершились: а) переходом крепости Азов к России; б) полной неудачей русской армии; в) получением России выхода в Черное море.
После смерти царя Федора: а) сложилось двоевластие; б) на престол взошла царевна Софья; в) началось самостоятельное правление Петра; г) началось самостоятельное правление Ивана.
Главная причина Северной войны: а) борьба за выход в Северное море; б) борьба против владычества Шведов на Балтике; в) вторжение шведов на территорию Украины
Рекрутская повинность – это: а) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре; б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии; в) государственный налог с крестьян на содержание армии; г) обязанность податного сословия выставлять определенное количество солдат.
Экономическая политика, направленная на накопление денег в стране: А) меркантилизм; б) протекционизм; в) абсолютизм.
Петр I назвал матерью Полтавской баталии: а) Нарвское сражение; б) штурм Нотебурга; в) сражение под Лесной; г) битву при Ниешансе.
В результате Прутского похода: а) Россия утвердилась на Азовском море; б) Россия потерпела поражение от турецко-крымской армии; в) крепость Азов перешла к России; г) ускорилось завершение Северной войны.
Посессионные крестьяне – это: а) помещичьи крестьяне, которые отрабатывали денежный оброк в зимнее время в городе; б) государственные крестьяне, прикрепленные к казенным заводам; в) крепостные крестьяне, принадлежавшие частным заводам, на которых они работали; г) дворовые крестьяне, отрабатывающие подать на заводах.
Важнейший итог Полтавской битвы: а) перелом в ходе войны в пользу России; б) распад Северного союза; в) потеря русскими войсками Нарвы; г) отказ Карла XII от похода на Москву.
Главный итог экономической политики Петра I: а) превращение России в индустриальную державу; б) рост благосостояния всего населения; в) значительный скачок в развитии хозяйства; г) развитие свободного предпринимательства.
В 1722 году : а) была принята Табель о рангах; б) подписан указ о единонаследии; в) создана Тайная канцелярия; г) проведена городская реформа.
Тормозом в развитии мануфактур было: а) вотчинное землевладение; б) ремесленные цеха; в) крепостное право; г) отсутствие поддержки со стороны государства.
По указу о единонаследии: а) дворянам поместья предоставлялись на условиях несения службы; б) боярские вотчины не могли дробиться при наследовании; в) дворянские поместья оказывались в более выгодном положении, чем вотчины; г) поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам.
В период царствования Петра I появились: а) земства; б) приказы; в) коллегии; г) министерства.
Знаменитое пособие с правилами хорошего тона называлось: а) «Домострой»; б) «Часословец»; в) «Книга о скудости и богатстве»; г) «Юности честное зерцало».
Восстановите последовательность событий: а) табель о рангах; б) Великое посольство; г) Прутский поход; г) двоецарствие; д) создание коллегий; е) Азовский поход.
Выберите правильные утверждения: Особенностями реформ Петра были: а) планомерность проведения реформ; б) стихийность принятия реформ; в) жесткий курс реформ; г) направленность реформ на Запад; д) отмена крепостного права
Установите соответствие:
1. В. В. Голицын; 2. П. И. Ягужинский; 3. Ф.П.Лефорт;
4 А. Меньшиков 5. Б. П. Шереметьев; 6. Стефан Яворский
А) первый российский фельдмаршал. Он отличался тем, что действовал осторожно, собирал основательно сведения о расположении и численности противника, а нападал неожиданно и только имея численный перевес.
Б) Происходил из простолюдинов, в детстве торговал в Москве пирожками. Случайно попал в Преображенское и стал денщиком царя. Природная смекалка, храбрость на поле боя, личная верность и преданность царю сделали его незаменимым для Петра.
В) прекрасно образованный, он свободно говорил по-польски, на латыни, покровительствовал иностранцам. Он слыл сторонником сближения России с Западной Европой. Судьба вознесла его на роль фактического правителя России, но вскоре фортуна изменила ему. Он был отправлен в ссылку, где умер.
УЭ – 6
5 мин
Цель: подведение итогов урока, домашнее задание.
Рефлексия: Вернитесь к цели урока. Достигли ли вы её. Подсчитайте количество набранных вами баллов по листу контроля (Таблица №1)
Если вы набрали более 25 – оценка 5; 21-24 балла - 4; если 17-20 баллов – оценка 3, если меньше 17 баллов – неудовлетворительно, однако не огорчайтесь, постарайтесь на следующем уроке набрать баллов больше.
Домашнее задание:
1.Составить исторические портреты Карла12 и Петра1.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ