Культура Беларуси в межвоенный период
Социально-экономические преобразования, проводимые в БССР в связи с начавшейся индустриализацией, требовали значительного повышения образовательного и культурного уровня населения. В решении этой задачи большая роль отводилась осуществлению всеобщего начального образования. Большая часть сельских школ в это время размещалась в неприспособленных для этих целей помещениях — крестьянских избах, не хватало учительских кадров, многие дети крестьян, занятые на работах в хозяйствах родителей, не посещали школу.
На материальном положении системы нарезного образования сказывался недостаток финансовых средств, которые шли преимущественно на нужды индустриализации. Но в годы первой пятилетки финансирование народного образования значительно увеличилось. В 1932 году на эти цели уже было выделено 124,5 миллиона рублей (сравним: 35,2 миллионов рублей в 1928 — 1929 учебном году). Это дало возможность строить больше школ, улучшить обеспечение их оборудованием и учебными пособиями. Для быстрейшей реализации всеобщего начального образования при исполкомах местных Советов повсеместно были созданы комитеты содействия всеобучу. Они вовлекали в свою работу широкие массы рабочих и крестьян, помогали ремонтировать школы, заготавливать топливо и так далее. Результатом этого явился значительный рост сети школ и обучающихся в них детей. Если в 1927 — 1928 учебном году в БССР работало 5536 школ, то в 1931 — 1932 учебном году — 6680 школ. Количество учащихся возросло за это время с 484,7 до 779,4 тысяч. В конце первой пятилетки уже почти все дети школьного возраста учились в школах, в основном было осуществлено всеобщее начальное образование. Быстро росла и сеть семилетних школ, увеличивалось количество учительских кадров. Если в 1927 — 1928 учебном году в общеобразовательных школах работали 12,7 тысяч учителей, то в 1931 — 1932 — уже 19,5 тысяч. Изменился их социальный состав, увеличилась прослойка выходцев из рабочих и трудящихся крестьян. В годы второй пятилетки народное образование в республике получило дальнейшее развитие. XVII съезд ВКП(б) поставил задачу добиться осуществления в ближайшие годы всеобщего обязательного обучения в объеме семилетней школы. На эти цели правительство Белорусской ССР в 1933 году выделило 156,6 миллионов рублей, в 1940 году — 836 миллионов. Широкий размах в республике приняло строительство новых школ. С 1931 по 1935 годы было построено 612 новых школьных зданий, приспособлено к занятиям 1193 помещения. К строительству школ активно привлекалось население. Одновременно проводилась большая работа по совершенствованию системы народного образования. Здесь также имелись значительные трудности. Не было единой структуры школы, стабильных учебников и цельной системы учебно-воспитательной работы. Поэтому школа не давала достаточно глубоких знаний учащимся, не обеспечивала нужной подготовки своим выпускникам для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Важное значение для дальнейшего развития школы имели принятые в 1931 — 1935 годах постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о программах, учебниках, структуре, режиме, организации учебной работы, внутреннем распорядке и другие. На основе их была выработана единая школьная система. Если до этого в БССР основным типом общеобразовательной школы была семилетка, то к середине 30-х годов основой школьной системы стала десятилетняя общеобразовательная школа. Во всех школах вводился единый режим и основы внутреннего распорядка, единая структура учебного года. Были отброшены не оправдавшие себя методы обучения, значительно поднято значение педагогической науки. К концу второй пятилетки в БССР действовало 1893 средних школы и в них обучались в V — X классах 284,7 тысячи учащихся. Совершенствовалась и воспитательная работа в школах. Особое внимание обращалось на воспитание у детей советского патриотизма, любви к Родине, чувства интернационализма. Возрастала роль комсомольских и пионерских организаций в повышении успеваемости и укрепления среди учащихся сознательной дисциплины. Активизировалась деятельность ученических организаций. Много внимания уделялось трудовому воспитанию: на фабриках и заводах, в мастерских, в колхозах и совхозах, на пришкольных участках учащиеся приобретали трудовые навыки. Таким образом, за годы предвоенных пятилеток в БССР были достигнуты определенные успехи в развитии народного образования. В 1939 — 1940 учебном году в восточных областях БССР уже действовало 7195 школ, из них 1707 семилетних и 759 средних. В школах обучались 1116,8 тысяч учащихся, в том числе 405,3 тысячи в V — X классах, работали 40,7 тысяч учителей. В городах полностью было осуществлено всеобщее семилетнее образование.
Одновременно с развитием общеобразовательной школы продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. В годы первой пятилетки было организовано большое количество пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Для работы в них привлекались учителя, студенты, служащие государственных учреждений, комсомольский актив, учащиеся старших классов семилетних и средних школ. Большую работу в этом направлении проводило также общество «Долой неграмотность», которое в 1932 году насчитывало 165 тысяч членов. В пунктах ликбеза и школах для малограмотных в 1932 году занимались 416,7 тысяч человек.
В годы второй пятилетки темпы ликвидации неграмотности в республике снизились, а в 1935 — 1936 годах работа почти была прекращена, хотя более 20% населения оставалось еще неграмотным. Но в 1937 году работа в этом направлении была возобновлена, хотя в отличие от предыдущих лет основной упор был сделан на расширение сети постоянных школ для малограмотных и вечерних школ для взрослых, обеспечивающих более прочные знания. В 1939 году кружки ликвидации неграмотности посещали 46,9 тысяч человек, школы для малограмотных — 85,2 тысячи, вечерние семилетние и средние школы для взрослых — 40,4 тысяч человек.
Важной задачей культурных преобразований в предвоенные годы была массовая культурно-просветительная работа. Центрами ее были клубы, создаваемые на предприятиях, в городах, крупных поселках, совхозах. С 1928 по 1940 год количество их увеличилось с 266 до 1776. При клубах создавались различные кружки. Организацией культурно-просветительной работы в деревне занимались избы-читальни. Их количество также быстро росло. Если в 1928 —1929 годах их насчитывалось в БССР 461, то в 1940 году — уже 1387. Быстрыми темпами росла также сеть библиотек и их книжный фонд, что свидетельствовало как о росте мощностей полиграфической промышленности, так и интереса населения к печатному слову. Если в 1929 году в республике имелась 631 библиотека с фондом 1,5 миллиона книг, то в 1940 году — 3716 библиотек с фондом 3,9 миллиона книг. Кроме того, в сельской местности функционировало более 1100 передвижных библиотек.
За предвоенные пятилетки значительно возросла роль средств массовой информации. В 1938 году в БССР издавалось уже 199 республиканских, областных, районных и местных многотиражных газет, в том числе 149 на белорусском языке. Общий тираж их достиг 976 тысяч экземпляров (одна газета на 6 человек). Развивалось книгоиздательское дело. Общий тираж книг, издаваемых is республике, увеличился с 2,2 миллионов экземпляров в 1928 году до 14,7 миллионов экземпляров в 1938 году, из них на белорусском языке — с 1,8 миллиона до 12,3 миллионов экземпляров.
Осуществление широкомасштабных социально-экономических преобразований и технической реконструкции народного хозяйства потребовало ускоренной подготовки инженерно-технических кадров, квалифицированных работников народного образования и культуры. Имеющиеся в 1928 году только три высших учебных заведения не могли решить возникшие задачи и это поставило на повестку дня вопрос о создании широкой сети новых учебных заведений, особенно технических, экономических и педагогических. В 1929 — 1931 годах в БССР было открыто 7 высших технических учебных заведений (химико-технологический, торфяной, строительный, энергетический, механико-машиностроительный, автодорожный и лесотехнический институты) и 4 экономических института (планово-экономический, финансово-экономический, институт потребительской кооперации и институт советского строительства и права). В это же время были открыты Минские медицинский и педагогический институты, Витебский, Могилевский и Гомельский учительские институты и другие. Всего в конце 1932 года в БССР уже насчитывалось 31 высшее учебное заведение. В них обучались уже 10,6 тысяч студентов. Более быстрыми темпами стало развиваться и среднее специальное образование. В 1932 году в БССР уже действовало 104 техникума, в которых обучались 19,7 тысяч человек.
Ускорилось и изменение социального состава студентов. Удельный вес рабочих и крестьян среди студентов вузов и техникумов поднялся до 70 — 75%. Значительную роль в этом играли рабфаки, существующие при всех высших и некоторых средних учебных заведениях. В 1932 году в БССР имелось 50 рабочих факультетов, на которых обучались 10,9 тысяч слушателей. В дальнейшем, по мере роста численности средних школ, которые давали учащимся более высокую подготовку, количество рабфаковцев стало сокращаться.
Меры, предпринятые партийными и советскими органами по развитию высшего и среднего специального образования, привели к значительным сдвигам в подготовке кадров. Только за годы первой пятилетки в БССР было подготовлено 3,5 тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием. Преимущественно это были выходцы из рабочих и крестьян.
Но форсированное открытие вузов и их узкая специализация на рубеже 20 — 30-х годов привели к распылению преподавательских кадров, учебно-материальной базы и отрицательно влияло на качество подготовки специалистов. Поэтому было решено объединить ряд высших и средних специальных учебных заведений и на их основе создать более крупные. В 1933 году все технические вузы Минска были объединены и на их основе создан Белорусский государственный политехнический институт, а на базе экономических вузов создан Институт народного хозяйства. В 1933 — 1934 учебном году учительские институты в Витебске, Могилеве и Гомеле были преобразованы в пединституты, а в 1935 — 1936 годах были открыты еще 4 учительских института. Значительно расширилось заочное обучение.
В 1939 — 1940 учебном году в восточных областях БССР работало 22 высших и 102 средних учебных заведения. В них обучались соответственно 15,4 тысяч и 33,6 тысяч человек. Около 20 тысяч человек занимались на заочных отделениях и курсах. Только в 1938 — 1939 годах в республике было подготовлено 6670 специалистов с высшим и 17488 со средним специальным образованием. На 1 января 1941 года в БССР уже работали 27,7 тысяч специалистов с высшим и около 60 тысяч со средним специальным образованием. В подавляющем большинстве это были воспитанники советских высших и средних специальных учебных заведений.
Реконструкция народного хозяйства нуждалась в научно обоснованных рекомендациях. Советское государство открывало научно-исследовательские учреждения, укрепляло их материальную базу. Расширялась подготовка научных кадров. В 1931 году была создана аспирантура. На основании постановлений ЦИК и СНК БССР 1 января 1929 года Институт белорусской культуры был реорганизован в Академию наук БССР.
Образование Академии наук имело важное значение для развития научных исследований в республике. В 1932 году в составе Академии уже насчитывалось 14 научно-исследовательских институтов. В них работали 22 действительных члена АН БССР и 150 научных работников. Всего в республике насчитывалось 40 научно-исследовательских учреждений, в которых работали 1,5 тысячи научных сотрудников, в аспирантуре занимались 432 человека. Хотя за годы предвоенных пятилеток белорусская наука не достигла значительных результатов, тем не менее ее успехи, кадры ученых и материальная база, созданные в это время, явились основой для ее дальнейшего развития.
В конце 20-х и в 30-е годы продолжалось развитие белорусской советской литературы. Она стала более глубоко и более достоверно и убедительно отражать жизнь людей, шире стал ее тематический диапазон, выше идейно-художественный уровень. Этому во многом способствовала перестройка писательских организаций, проходившая в стране в 1932 — 1934 годах, и создание на базе ранее существовавших организаций единой писательской организации в республике — Союза писателей БССР.
В белорусской литературе 30-х годов нашли отражение те перемены, которые произошли в исторической судьбе белорусского народа. Ведущее место в произведениях белорусских писателей этих лет заняла героика революционной борьбы и строительства новой жизни, дружба народов, коллективный труд,
защита Родины и другие прогрессивные явления. Я.Колас написал повесть «Трясина», К.Крапива — пьесу «Партизаны», посвященные борьбе белорусских партизан в годы гражданской войны. Теме борьбы трудящихся против империалистической войны, за победу социалистической революции были посвящены пьеса Я.Коласа «Война войне», книги П.Головача «Сквозь годы» и З.Бя-дули «Приближенные», поэма П.Бровки «Через годы и степь» и другие произведения. Социалистическая новь ранее отсталой деревни нашла отражение в поэме Я.Купалы «Над рекой Орессой». Стихи о людях колхозного села написали Я.Купала, Я.Колас, П.Бровка, А.Кулешов, М.Чарот, П.Панченко. Этой теме были посвящены также повесть «Отщепенец» Я.Коласа, «Переполох на загонах» П.Головача, повесть «Весна» и романы «Иди, иди» К.Чор-ного, «Вязьмо» М.Зарецкого, «Медведичи» К.Крапивы, «ЯзэпКру-шинский» 3. Б яду ли и другие.
Все более широкое отражение в белорусской литературе находило формирование новых отношений между людьми. Теме нового человека, становлению нового общественного сознания и морали были посвящены романы и повести Я.Коласа. К.Крапивы, П.Головача, М.Лынькова, Э.Самуйленка, поэмы А.Кулешова. Особенно много внимания этой проблеме было уделено в романах «Отчизна», «Третье поколение», повести «Люба Лукьянская» и других произведениях К.Чорного, которые отличались глубоким проникновением в психологию и философским осмыслением жизни. Теме защиты Родины были посвящены поэмы П.Глебки «В те дни», А.Кулешова «Баранов Василь», повесть А.Самуйленка «Теория Каленбрун». Против отрицательных явлений жизни были направлены сатирические басни и пьесы К.Крапивы. Значительным событием в белорусской драматургии было появление в 1939 году его комедии «Кто смеется последним», в которой нещадно высмеивались авантюристы, клеветники, лжеученые. Таким образом, белорусская литература в конце 20-х — 30-е годы прочно становилась на позиции социалистического реализма и вместе с литературой народов СССР являлась активной силой в борьбе за передовые общественные идеалы, за нового человека, за социализм. В предвоенные годы в БССР значительное развитие получило и белорусское театральное искусство. Ведущее место среди театральных коллективов в это время занимал Первый Белорусский государственный театр, где трудились и творили такие выдающиеся мастера сцены, какВ.Крылович, В.Владомирский, Г.Глебов, В.Платонов, Л.Ржецкая, И.Жданович, Л.Рахленко и другие. Возглавлял коллектив театра Е.Мирович. На сцене театра ставились пьесы современных белорусских, русских и украинских драматургов, русской и зарубежной классики. Среди-лучших постановок театра были «Запоют веретена» Е.Мировича, «Гута» Г.Кобеца, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова, «Гибель волка» Э.Самуйленка, «Партизаны» К.Крапивы, «Волки и овцы» А.Островского и другие.
Росло сценическое мастерство коллектива Второго Белорусского государственного театра в Витебске. В театре выросли талантливые артисты П.Молчанов, А.Ильинский, Н.Звездочетов, П.Иванов и другие. К лучшим постановкам театра относились «Рельсы гудят» В.Киршона, «Разлом» В.Лавренева, «Первая конная» Вс.Вишневского, «Война войне» и «В пущах Полесьям Я.Коласа, «Бесприданница» А.Островского и другие.
Большую работу по культурному обслуживанию жителей села проводил Белорусский государственный передвижной театр под руководством В.Голубка. В 1932 году он был реорганизован в Третий Белорусский государственный театр в Гомеле. Популярностью пользовались произведения для детей Я.Мавра.
В 30-е годы были созданы Русский драматический театр в Минске, театры рабочей молодежи в Минске, Гомеле и Витебске, Театр юного зрителя в Минске, колхозно-совхозные театры в Борисове, Мозыре, Слуцке, Бобруйске, Речице, Дзержинске. Во второй половине 30-х годов значительный шаг в своем развитии сделало музыкальное искусство Белоруссии. Этому способствовало открытие в 1932 году Белорусской государственной консерватории, в 1933 году — Белорусского театра оперы и балета, в 1937 году — Белорусской государственной филармонии. Осваивая классическое наследие, коллектив театра оперы и балета поставил оперы «Князь Игорь» А.Бородина, «Риголетто» Дж.Верди, «Красный мак» Р.Глиэра, «Тихий Дон» И.Дзержинского, балеты «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева и другие. Некоторые из них получили высокую оценку критики. В театре выросли способные исполнители Л.Александровская, Р.Млодек, М.Денисов, И.Болотин, И.Муромцев, П.Кали-новский, А.Николаева и другие.
Таким образом, в 1928 — 1941 годах трудящиеся Советской Белоруссии добились значительных успехов в развитии культуры. Но они были омрачены неоправданными сталинскими репрессиями, обрушившимися на республику в 30-е годы.
50,51,52 Восстановление экономики Беларуси после второй мировой войны (1945-1953)
Внутреннее положение республики после ее освобождения от немецко-фашистских захватчиков оставалось сложным. В Белоруссии погибли свыше 2,2 млн. человек, или каждый четвертый житель. Гитлеровцы сожгли 209 из 270 городов и районных центров, 9200 деревень. Республика лишилась более половины национального богатства. Это составило 75 млрд. рублей по довоенному курсу.
Восстановительные работы начались с возрождения энергетики, тяжелой промышленности и предприятий, в том числе крупные стали выпускать первую продукцию. Налаживалась работа всех видов транспорта и связи. Из руин и пепла возрождались белорусские города и села.
Немаловажную роль в проведении восстановительных работ сыграла помощь союзных республик. В Белоруссию направлялось промышленное оборудование, строительные материалы, нефтепродукты, одежда, обувь и другие товары. Тысячи специалистов народного хозяйства прибыли из Украины, России, Молдавии и других советских республик, чтобы оказать помощь белорусскому народу. В свою очередь, тысячи юношей и девушек из Белоруссии ехали на лесозаготовки, строительство, восстанавливать рудники и шахты.
Шло восстановление и сельского хозяйства. Из-за отсутствия техники и механизмов практически все работы выполнялись вручную. В плуги и бороны нередко впрягали коров.
Возрождение во многом шло за счет энтузиазма людей. В исторически короткий срок Белоруссии удалось в основном завершить восстановительные работы в промышленности и сельском хозяйстве и подготовить основу для выхода на путь дальнейшего индустриального развития.
В сентябре 1946 года был утвержден четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства БССР на 1946 — 1950 годы. Он предусматривал создание новых промышленности — автомобиле- и тракторостроения, восстановление и дальнейшее развитие тяжелой индустрии, энергетики г кой базы, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. Общий объем капиталовложений превосходил три довоенные пятилетки, вместе взятые.
Четвертый пятилетний план выполнялся в основном успейшней. Промышленность БССР развивалась нарастающими темпами. К концу 1950 года объем валовой продукции республики превысил довоенный уровень на 15 процентов. Получили развитие до военные отрасли промышленности, транспорта, были построены новые промышленные предприятия — автомобильный, тракторный, велосипедный, гипсовый заводы в Минске, Жлобинский за вод дорожных машин и механизмов, Витебский коврово-плюшевый комбинат, Минский и Гродненский тонкосуконные комбинаты : В 1950 году автомобильный завод дал народному хозяйству около 2,4 тысяч автомобилей, велосипедный выпустил 70 тысяч велосипедов, тракторный — первые 36 тракторов.
Промышленность производила уже большее количество раз личных станков, электромоторов, лесопильных рам, торфоуборочных и элеваторных машин, водопроводных и канализационных труб, литейного оборудования и многих других изделий.
Значительно расширилась топливная и энергетическая база республики. 1950 году выработка электроэнергии превысила довоенный уровень на 47 процентов, добыча торфа возросла на 16 процентов.
Значительные успехи были достигнуты в восстановлении предприятий легкой и пищевой промышленности. За пятилетие было поднято из руин и вновь построено 278 пищевых предприятий, в том числе 15 мясокомбинатов, 12 птицекомбинатов, более 10 молочных заводов.
Возрождался автомобильный, железнодорожный и речной' транспорт. Перевозки грузов по железным дорогам к 1950 году по сравнению с 1945 годом возросли почти в два раза, грузооборот автомобильного транспорта увеличился в 20 раз.
Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии западных областей Белоруссии. Объем промышленной продукции увеличился в 2 раза по сравнению с 1940 годом, мощность электростанций возросла в 2,2 раза.
За годы первой послевоенной пятилетки значительно выросли и укрепились кадры рабочего класса 1950 году в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи уже работали 1038 тысяч рабочих, или 91 процент довоенного уровням
Вместе с рабочим классом самоотверженно трудились в годы четвертой пятилетки труженики сельского хозяйства республики. Их усилия были направлены на восстановление довоенных посевных площадей, повышение урожайности основных сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. Но положение в сельском хозяйстве БССР оставалось тяжелым и восстановить его за годы четвертой пятилетки не удалось. В 1950 : году посевные площади в республике составили только 94,3 процента довоенного уровня, крупного рогатого скота — 96,5 процента, лошадей — 62 процента, свиней — 64,4 процента.
В годы четвертой пятилетки началось проведение коллективизации в западных районах Белоруссии. Однако она шла медленно. Крестьяне не особо хотели вступать в колхозы. Коллективизация осуществлялась методом администрирования, принуждения, угроз, неоправданного «раскулачивания». После сентябрьского (1949 года) Пленума ЦК КП(б)Б и постановления ЦК Вкп(б) и Совета Министров СССР от 30 марта 1950 года «О серьезных недостатках в колхозном строительстве западных областей БССР» коллективизация проводилась форсированными темпами. В 1950 году в колхозах насчитывалось уже 84 процента крестьянских хозяйств. В целом коллективизация в западных областях Белоруссии завершилась к концу 1952 года.
В пятой пятилетке (1951 —1955 годы) ставились задачу дальнейшего подъема всех отраслей народного хозяйства, pocтa материального благосостояния и культурного уровня народа.
За пятилетку на индустриальной карте республики появилось много новых предприятий: шарикоподшипниковый и часовой заводы, камвольный комбинат в Минске, завод швейных машин в Орше, шелкоткацкая фабрика в Витебске и другие. В республике увеличился выпуск металлорежущих станков, тракторов, грузовых автомобилей, товаров народного потребления и других видов продукции. Быстрыми темпами развивалась энергетика, строительная индустрия, транспорт и связь.
Более медленными темпами развивалось сельское хозяйство. Причины заключались в слабой технической базе, недостаточных капитальных вложениях, низких закупочных и заготовительных ценах. Многие колхозы были убыточными.
Для промышленного развития послевоенного десятилетия, наряду с определенными успехами, были характерны и серьезные недостатки. Слабым местом было внедрение достижений науки и техники, прогрессивных технологий, наблюдалось отставание в этом от развитых капиталистических стран. Низкий уровень механизации и автоматизации производственных провесов явился причиной неритмичной работы ряда фабрик и заводов, выпуска некачественной продукции.
53. Соц-эк и политич реформы 1954-1964 в БССР
Внутреннее положение республики после ее освобождения от немецко-фашистских захватчиков оставалось сложным. В Белоруссии погибли свыше 2,2 млн. человек, или каждый четвертый житель. Гитлеровцы сожгли 209 из 270 городов и районных центров, 9200 деревень. Республика лишилась более половины национального богатства. Это составило 75 млрд. рублей по довоенному курсу.
Восстановительные работы начались с возрождения энергетики, тяжелой промышленности и предприятий, в том числе крупные стали выпускать первую продукцию. Налаживалась работа всех видов транспорта и связи. Из руин и пепла возрождались белорусские города и села.
Немаловажную роль в проведении восстановительных работ сыграла помощь союзных республик. В Белоруссию направлялось промышленное оборудование, строительные материалы, нефтепродукты, одежда, обувь и другие товары. Тысячи специалистов народного хозяйства прибыли из Украины, России, Молдавии и других советских республик, чтобы оказать помощь белорусскому народу. В свою очередь, тысячи юношей и девушек из Белоруссии ехали на лесозаготовки, строительство, восстанавливать рудники и шахты.
Шло восстановление и сельского хозяйства. Из-за отсутствия техники и механизмов практически все работы выполнялись вручную. В плуги и бороны нередко впрягали коров.
Возрождение во многом шло за счет энтузиазма людей. В исторически короткий срок Белоруссии удалось в основном завершить восстановительные работы в промышленности и сельском хозяйстве и подготовить основу для выхода на путь дальнейшего индустриального развития.
В сентябре 1946 года был утвержден четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства БССР на 1946 — 1950 годы. Он предусматривал создание новых промышленности — автомобиле- и тракторостроения, восстановление и дальнейшее развитие тяжелой индустрии, энергетики г кой базы, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. Общий объем капиталовложений превосходил три довоенной пятилетки, вместе взятые.
Четвертый пятилетний план выполнялся в основном успешногo. Промышленность БССР развивалась нарастающими темпами. К концу 1950 года объем валовой продукции республики привезти довоенный уровень на 15 процентов. Получили развитие до военные отрасли промышленности, транспорта, были построен;,; новые промышленные предприятия — автомобильный, тракторный, велосипедный, гипсовый заводы в Минске, Жлобинский за вод дорожных машин и механизмов, Витебский коврово-плюше , вый комбинат, Минский и Гродненский тонкосуконные комбинаты. В 1950 году автомобильный завод дал народному хозяйству около 2,4 тысяч автомобилей, велосипедный выпустил 70 тысяч велосипедов, тракторный — первые 36 тракторов.
Промышленность производила уже большее количество раз личных станков, электромоторов, лесопильных рам, торфоуборочных и элеваторных машин, водопроводных и канализационных труб, литейного оборудования и многих других изделий.
Значительно расширилась топливная и энергетическая база республики 1950 году выработка электроэнергии превысила довоенный уровень на 47 процентов, добыча торфа возросла на 16 процентов.
Значительные успехи были достигнуты в восстановлении предприятий легкой и пищевой промышленности. За пятилетие было поднято из руин и вновь построено 278 пищевых предприятий, в том числе 15 мясокомбинатов, 12 птицекомбинатов, более 10 молочных заводов.
Возрождался автомобильный, железнодорожный и речной' транспорт. Перевозки грузов по железным дорогам к 1950 году по сравнению с 1945 годом возросли почти в два раза, грузооборот автомобильного транспорта увеличился в 20 раз.
Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии западных областей Белоруссии. Объем промышленной продукции увеличился в 2 раза по сравнению с 1940 годом, мощность электростанций возросла в 2,2 раза.
За годы первой послевоенной пятилетки значительно выросли и укрепились кадры рабочего класса 1950 году в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи уже работали 1038 тысяч рабочих, или 91 процент довоенного уровням
Вместе с рабочим классом самоотверженно трудились в годы четвертой пятилетки труженики сельского хозяйства республики. Их усилия были направлены на восстановление довоенных посевных площадей, повышение урожайности основных сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. Но положение в сельском хозяйстве БССР оставалось тяжелым и восстановить его за годы четвертой пятилетки не удалось. В 1950 : году посевные площади в республике составили только 94,3 процента довоенного уровня, крупного рогатого скота — 96,5 процента, лошадей — 62 процента, свиней — 64,4 процента.
В пятой пятилетке (1951 —1955 годы) ставились задачу дальнейшего подъема всех отраслей народного хозяйства, pocтa материального благосостояния и культурного уровня народа.
За пятилетку на индустриальной карте республики появилось много новых предприятий: шарикоподшипниковый и часовой заводы, камвольный комбинат в Минске, завод швейных машин в Орше, шелкоткацкая фабрика в Витебске и другие. В республике увеличился выпуск металлорежущих станков, тракторов, грузовых автомобилей, товаров народного потребления и других видов продукции. Быстрыми темпами развивалась энергетика, строительная индустрия, транспорт и связь.
Более медленными темпами развивалось сельское хозяйство. Причины заключались в слабой технической базе, недостаточных капитальных вложениях, низких закупочных и заготовительных ценах. Многие колхозы были убыточными.
Для промышленного развития послевоенного десятилетия, наряду с определенными успехами, были характерны и серьезные недостатки. Слабым местом было внедрение достижений науки и техники, прогрессивных технологий, наблюдалось отставание в этом от развитых капиталистических стран. Низкий уровень механизации и автоматизации производственных провесов явился причиной неритмичной работы ряда фабрик и заводов, выпуска некачественной продукции.
После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков социальное положение населения было крайне тяжелым. Более 3 миллионов человек оказались без крова плохо работал транспорт. Практически все жилищно-коммунальноехозяйство было разрушено. В таких условиях на первый план выходило благоустройство городов и сел, улучшение их санитарного со стояния. Проводились субботники, воскресники, в которых при нимало участие все население. Расчищались от завалов улицы разбирались разрушенные дома, подготавливались площади для строительства предприятий и жилых домов. Благодаря энтузиазму, самоотверженному труду белорусского народа из руин и пепелищ постепенно поднялись Минск, Гомель, Витебск, Брест, Гродно и другие города, а также тысячи деревень республики.
Важнейшей задачей было решение жилищной проблемы Несмотря на огромные трудности, уже в начале 50-х годов уда лось в основном завершить переселение из землянок в собственные дома сельских жителей. В целом за десять послевоенных лет было построено почти 22 миллиона квадратных метров жилплощади. Однако в целом жилищная проблема продолжала оставаться острой.
Улучшение условий жизни населения происходило по мере восстановления коммунального хозяйства. Возобновил работу транспорт, улучшалось автобусное обслуживание. Увеличивалась продолжительность водопроводной и канализационной систем. И все же развитие коммунального хозяйства не удовлетворяло потребности населения. Особенно это касалось сельской местности.
Наряду с другими остро стояли проблемы обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости. До конца 1947 года существовало их нормированное распределение по карточкам. Цены были относительно невысокими.
Восстанавливалась и расширялась сеть магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания. Увеличивались поставки товаров из других союзных республик.
После освобождения республики налаживалась работа предприятий, которые выпускали товары народного потребления и продукцию пищевой промышленности. И все же перебои существовали долгое время, особенно в обеспечении городского населения. Многие горожане вели полуголодное существование, остро нуждались в продуктах питания, одежде, обуви. Чтобы улучшить положение, рабочие и служащие наделялись земельными участками для огорода. Принимались меры по первоочередному обеспечению и помощи семьям погибших воинов и партизан, инвалидам войны, многодетным и одиноким матерям, сиротам. Улучшалось пенсионное обеспечение. Происходило снижение розничных цен. Повышалась зарплата рабочим и служащим.
В сложном положении находилось сельское население. Государство не проявляло должной заботы о социальном развитии села. По-прежнему шло выкачивание средств из колхозов и совхозов на нужды промышленности. Медленно росли доходы крестьян. Продолжали оставаться низкими нормы выплаты на 1 трудодень.
Некоторые сдвиги стали происходить в аграрной политике государства лишь после сентябрьского (1953 года) Пленума ЦК КПСС. Были уменьшены нормы обязательных поставок из подсобных хозяйств колхозников, с крестьян списаны недоимки прошлых лет, увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию.
Налаживалось медицинское обслуживание населения. Восстанавливались медико-санитарные учреждения. Принимались меры по регулярному оказанию населению медицинской помощи, ликвидации инфекционных заболеваний. Хоть и медленно, но улучшалось оснащение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, лекарствами. Велась подготовка медицинских кадров. Увеличивалась сеть больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, санаториев, домов отдыха, пионерских
лагерей и так далее.
Важной социальной задачей явилось обеспечение семей рабочих, служащих, колхозников детскими садами и яслями. Потребность в них была высокой, а обеспеченность даже в середине 50-х годов ниже, чем до войны.
После войны в республике насчитывались десятки тысяч детей-сирот. Их необходимо было обеспечить жильем, питанием, медицинским обслуживанием, создать условия для учебы. За короткий срок было создано 252 детских дома, в них воспитывались около 27 тысяч детей. Более 31 тысячи сирот разместили в семьях. К середине 50-х годов в основном по многим показателям был достигнут довоенный уровень жизни народа. И все же уровень материального и бытового положения оставался низким. Он зависел от многих факторов, в первую очередь — от уровня экономического развития страны.
54 Особенности развития БССР в 1965-1985 гг
В результате выполнения планов двух послевоенных пятилеток народное хозяйство Белоруссии было не только восстановлено, но и заложен фундамент его дальнейшего индустриального развития. К середине 50-х годов на индустриальной карте республики появились такие мощные предприятия, как подшипниковый, часовой, радиаторный заводы, крупнейший в Европе камвольный комбинат в Минске, завод швейных машин в Орше, шелкоткацкая фабрика в Витебске, сахарный завод в Скиделе. Всего за пятую пятилетку (1951 — 1955 годы) в строй действующих вошло около 150 крупных промышленных предприятий и более 200 средних и мелких.
Осуществлялись меры, направленные на выход из кризиса сельского хозяйства. Были существенно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, скот, птицу, которые сдавались государству в порядке обязательных поставок. Был уменьшен размер налогов с крестьян, списаны недоимки с колхозов. Несколько улучшилось положение дел в животноводстве. Однако в целом сельское хозяйство значительно отставало в своем развитии от промышленности. Шестая пятилетка (1956 — 1960 годы) началась в условиях демократизации общественно-политической жизни страны. Это в определенной мере оказало положительное влияние на весь ход социально-экономического развития. В середине 50-х годов в мире началась научно-техническая революция, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов и так далее. Эти процессы затронули и экономику СССР и БССР.
В шестой пятилетке (1956 — 1960 годы) предусматривалось ускоренное развитие машиностроения, энергетики, строительной, лесной, пищевой промышленности, внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники. Выполнение планов пятилетки началось успешно. В строй действующих были введены новые заводы и цеха, освоен выпуск почти 300 новых типов станков. Происходили изменения в управлении экономикой. Вместо отраслевых министерств были созданы совнархозы, которые руководили промышленностью по территориям.
Несколько улучшилось состояние сельского хозяйства. Укреплялась экономика колхозов и совхозов, росло производство сельхозпродукции. В 1958 году машинно-тракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Техника МТС была продана колхозам.
Однако в силу ряда причин шестая пятилетка не была доведена до конца. Последние два года шестой пятилетки объединялись со следующей, и в результате был принят семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959 — 1965 годы). Аналогичным планом по БССР предусматривалось увеличение объема промышленной продукции к 1965 году на 80%. Получали развитие все отрасли промышленности, определялись меры по повышению материального и культурного благосостояния народа.
В годы семилетки в республике ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение, металлообработка. Наращивалось производство электроэнергии. Были электрифицированы почти все колхозы и совхозы. В основном завершилось создание белорусской энергетики.
Существенно повысилось использование нефти и газа. Осуществлялась газификация квартир в городах и сельской местности. С открытием Речицкого месторождения нефти в республике стала развиваться нефтедобыча.
Появились первые химические предприятия — Белорусь калийный комбинат, 1-я очередь Полоцкого нефтеперерабатывающего завода, Гродненский азотнотуковый, Лидский лакокрасочный, Гомельский суперфосфатный заводы и другие. Всего за годы семилетки было построено более 300 новых предприятий и цехов. Объем промышленной продукции за семилетку увеличился в 2,1 раза. Несмотря на то, что промышленность в целом справилась с заданиями семилетки, негативных явлений избежать не удалось. Замедлились темпы развития промышленности, снизилась производительность труда.
Положение в сельском хозяйстве в отличие от промышленности было значительно хуже. Причины заключались в необоснованном некомпетентном вмешательстве тогдашнего партийного руководства страны в сельскохозяйственное производство, это, в частности, проявилось в «кукурузной эпопее», в многочисленных перестройках управления, в заниженных закупочных ценах на сельхозпродукцию, в ограничении подсобного крестьянского хозяйства. За семилетку валовая продукция сельского хозяйства увеличилась только на 38%. Ухудшилось обеспечение продуктами питания населения, появился дефицит товаров, происходил рост цен.
В середине 60-х годов были проведены экономические реформы.
В промышленности они предусматривали расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Сократилось количество утверждаемых «сверху» плановых показателей. Предприятиям разрешалось распоряжаться частью полученной ими прибыли. Создавались три фонда: развития производства и усовершенствования техники, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Деятельность предприятий оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции. Предусматривались меры по улучшению планирования производства.
В сельском хозяйстве предусматривались меры по росту капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, увеличению поставок техники колхозам и совхозам, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Колхозники стали получать гарантированную зарплату, обеспечение по старости.
Хозяйственная реформа дала определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Белоруссии. Это нашло отражение в планах восьмой пятилетки (1966 — 1970 годы), задания которой были выполнены почти по всем показателям.
В Белоруссии объем промышленного производства увеличился почти в 1,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45 процентов. Несколько улучшилась организация труда, повысилась производственная активность рабочего класса и крестьянства. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель.
Однако реформа середины 60-х годов не достигла цели. Отрицательную роль сыграли приверженность руководства командно-административному стилю, недоверие к экономическим методам управления, монополия государства в экономике, отсутствие разнообразных форм собственности.
В 70-е — первой половине 80-х годов внешне продолжалась прежняя линия. В качестве главных задач ставились обеспечение значительного подъема материальной и культурной жизни народа на основе поступательного развития социалистического производства, повышения его эффективности. Предусматривалось внедрение достижений научно-технического прогресса.
Немало было сделано по техническому переоснащению промышленности БССР, использованию высокоэффективной техники и новых технологий. За 1970 — 1985 годы было введено в действие более 186 промышленных предприятий, в их числе завод автоматических линий в Барановичах, инструментальный завод в Орше, заводы сельскохозяйственного машиностроения в Лиде и Бобруйске, Мозырская ТЭЦ и другие. Получил развитие железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный транспорт.
Однако в 70 — 80-е годы экономика Белоруссии, как и в целом СССР, стала снижать темпы роста. Уменьшался прирост национального дохода, продукции промышленности, падала производительность труда. Причины лежали, в первую очередь, в административно-командной системе руководства. Не был завершен процесс демократизации, начавшийся после XX съезда КПСС Снижалась инициатива трудовых коллективов. Нерационально использовались трудовые и материальные ресурсы. Появилась инфляция, однако тогда еще она носила скрытый характер и не
обнародовалась.
Экономика БССР продолжала развиваться в значительной мере по экстенсивному пути. Научно-технический прогресс затронул в первую очередь оборонную промышленность. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко
оставалось незавершенным.
В 70-е — первой половине 80-х годов противоречиво развивалось сельское хозяйство. С одной стороны, шло укрепление его материально-технической базы, с другой, снижались темпы развития сельскохозяйственного производства.
Возрастала стоимость техники, закупаемой колхозами и совхозами. Неэффективно использовались кредиты и капитальные вложения в сельское хозяйство. Нередко они шли на другие нужды. Колхозно-кооперативная собственность все более «огосударствливалась».
К началу 80-х годов сельское хозяйство оказалось в кризисном состоянии. Это привело к обострению продовольственной проблемы. Попытки решить ее за счет увеличения закупок за рубежом не дали желаемых результатов. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное распределение основных продуктов питания.
Сталинская модель социализма с ее закостеневшими принципами организации производства привела экономику страны и республики к глубокому кризису, первые признаки которого начали проявляться на рубеже 70-х — 80-х годов.
Реформирование общественно-политической жизни БССР в 1985-1991 гг
С середины 80-х годов экономика Белоруссии стала развиваться в новых исторических условиях. Партийное руководство страны во главе с М.С.Горбачевым провозгласило курс на перестройку. Это означало радикальные реформы не только и народном хозяйстве, но и во всех сферах общественно-политической, культурной жизни, в руководстве страной и республикой Перестройка была велением времени.
В основу социально-экономического развития был положен первоначально курс на ускорение. Это предполагало повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, всемерного внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда.
Предполагаемые успехи в экономике должны были повлечь за собой изменения в социальной политике, утверждать принципы справедливости, демократии. Политика перестройки нашла отражение в решениях XXVII (1986), XXVIII (1990) съездов КПСС XIX Всесоюзной партконференции (1988), применительно к Белоруссии конкретизировалась в решениях XXX (1986) и XXXI (1990) съездов ЦК КПБ. Ключевым моментом ускорения было форсированное развитие машиностроения. На передовые рубежи научно-технического прогресса предполагалось вывести все отрасли промышленности, в первую очередь — электроэнергетику, угольную, нефтехимическую, химическую, легкую, сферу услуг и торговли, сельское хозяйство.
Решение этих глобальных задач предполагало расширение прав и возможностей трудовых коллективов, предприятий, paзвитие предпринимательства, инициативы. Эти и другие задачи были заложены в планах социально-экономического развитии страны на двенадцатую пятилетку. Для республики она должна была стать переломной в переводе народного хозяйства на рельсы интенсификации. Это означало производить больше, быстрее лучше с меньшими затратами. На реконструкцию и техническое перевооружение производства предполагалось направить не менее всех капиталовложений.
Однако принимаемые меры не давали желаемого результата. Поэтому в июне 1987 года было объявлено о проведение радикальной экономической реформы. Началась перестройка хозяйственного механизма. Расширялась самостоятельность пре; приятии. Повышалась ответственность за результаты труда. Многие трудовые коллективы начали работать в условиях полного хозрасчета и самофинансирования.
Очередным шагом на пути реформы был переход с июня 1988 года на региональный (или республиканский) хозрасчет. Это предполагало повышение самостоятельности и ответственности каждой республики за состояние дел в народном хозяйстве, возможность принятия ответственных решений без согласования с центром. Однако в конечном итоге это привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР, десятилетиями складывавшихся хозяйственных, экономических
и других связей.
Каковы же результаты пяти лет перестройки в народном хозяйстве? В целом они неутешительны. На рубеже 80 — 90-х годов обострился экономический кризис. Происходило падение национального дохода, сокращалось производство всех видов продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в скорейшем переходе к рыночным отношениям. Были предложены три варианта такого перехода-, программа «500 дней» экономистов Шаталина-Явлинского, консервативная программа Н.И. Рыжкова и либеральная программа М.С.Горбачева. Поддержку в большинстве союзных республик, в том числе и в Белоруссии, получила программа «500 дней». На ее основе правительством республики в ноябре 1990 года были разработаны «Основные положения программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике» . Однако эта программа, как и другие документы по стабилизации положения в экономике, практически не была выполнена. Поиски путей выхода из кризиса и перехода к новым экономическим отношениям происходили методом проб и ошибок. В обществе нарастали напряженность, противостояние. Обострялась политическая обстановка. Оппозиция БНФ в Верховном Совете республики выступала за безотлагательный переход к рыночным отношениям. Ею была выдвинута идея Балто-Черноморского союза, который бы включал республики Прибалтики, Белоруссию, Украину, Молдавию и ориентировался на интеграцию с США и странами Запада. Однако эта идея не получила поддержку не только в республике, но и среди правительств стран, которые предполагались в качестве союзников.
В 90-е годы правительство республики неоднократно принимало меры по предотвращению спада производства и стабилизации экономики, социальной защите населения. С 1992 года введены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. В 1993 — 1994 годах предпринимались попытки объединения денежных систем Беларуси и России, создания единой рублевой зоны, но они оказались безрезультатными.
Важнейшей из причин, приведших экономику Белоруссии в состояние тяжелейшего кризиса, было то, что она за период Советской власти была прочно интегрирована в экономику СССР, являлась составной частью единого народнохозяйственного комплекса. Белоруссию недаром называли «сборочным цехом» СССР. Распад СССР неизбежно привел к разрыву прежних экономических связей. Чтобы как-то спасти положение и создать видимость прочного союза, но уже на новой основе, 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще высшие руководители Белоруссии, России и Украины С.Шушкевич, Б.Ельцин и П.Кравчук подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате был подписан протокол к Беловежскому Соглашению об образовании СНГ на равноправной основе. В Содружество вошли 11 независимых государств — бывшие союзные республики—Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Однако оптимистические прогнозы на развитие и углубление экономической интеграции независимых государств не оправдались. Абсолютное большинство подписанных в рамках СНГ договоров, соглашений остались нереализованными.
В последние годы наметились тенденции сближения Беларуси и России, углубления их всестороннего сотрудничества. В марте 1996 года по инициативе двух государств был подписан Договор об углублении интеграции. Под ним поставили подписи и руководители Кыргызстана и Казахстана. 2 апреля 1996 года Президенты Беларуси и России А.Лукашенко и Б.Ельцин подписали Договор о создании Сообщества двух государств, которое призвано обеспечить более тесное и разностороннее их сотрудничество и сближение. Новым шагом в этом направлении стало подписание 2 апреля 1997 года Президентами обоих государств Устава Союза Беларуси и России. В документе определены, наряду с другими, задачи тесного социально-экономического и таможенного пространства и другие.
За последние годы Президентом Республики Беларусь и правительством предприняты меры по выводу страны из кризисного состояния. Разрабатывается и реализуется программа «Основные направления социально-экономического развития РБ до 2000 года». В ней определены ключевые подходы к решению злободневных проблем. В 1996 году по сравнению с 1995 годом увеличился валовой внутренний продукт, объем промышленной продукции, розничный товарооборот. Удалось несколько удержать инфляцию, безработицу, не допустить снижения жизненного уровня. С июня 1996 года наметился рост заработной платы.
За первый квартал 1997 года валовой внутренний продукт по сравнению с первым кварталом 1996 года увеличился на 9 процентов, объем промышленной продукции — на 9,8 процента, сельского хозяйства — на 5,7 процента. Однако продолжался рост количества убыточных предприятий, снижалась рентабельность отраслей экономики. Сохранялась задолженность по зарплате.
В сложных условиях развивался агропромышленный комплекс республики. Принятые в начале 80-х годов меры по совершенствованию руководства АПК, увеличению капитальных вложений, обеспечению сельского хозяйства техникой, удобрениями на некоторое время изменили ситуацию к лучшему. В 1986 —1990 годах по республике средняя урожайность зерновых составила 29,5 центнеров с 1 гектара, средний удой на одну корову — около 3 тысяч литров. Обеспеченность на душу населения продуктами питания находилась близко к уровню развитых стран мира. Однако многие проблемы не были целиком решены. Так, только на 60 — 70 процентов были обеспечены потребности республики в зерне. К концу 80-х годов стала ощущаться нехватка продовольственных товаров. Вводилась карточная система. Одной из причин были большие поставки в союзный фонд. Многие сельскохозяйственные товары использовались в бартерных сделках (из Белоруссии отгружали мясо, молоко, картофель и другие, а в республику ввозили оборудование, машины, сырье и прочее). На состоянии сельского хозяйства отрицательно сказался кризис, поразивший на рубеже 80 — 90-х годов экономику СССР.
Одним за другим становились убыточными колхозы. Появились призывы к их роспуску. Верховный Совет республики в этих условиях утвердил многообразие форм собственности в сельском хозяйстве. Были приняты «Кодекс БССР о земле» (1990 год), законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1991 год), «О праве собственности на землю» (1993 год). Стали появляться фермерские хозяйства. В 1994 году их насчитывалось около 3 тысяч. Однако вес их продукции в общем объеме незначителен.
В 90-е годы происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, производства мяса и молока. Значительно ухудшилась материально-техническая база сельского хозяйства. Из-за высоких цен на технику большинство колхозов не в состоянии были ее приобретать. Прежний машинно-тракторный парк быстро сокращался. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию остаются крайне низкими и не покрывают расходов на ее производство.
Определенная часть населения республики, прежде всего политическая оппозиция, причиной недостатков считали отсутствие частной собственности на землю и выход из создавшегося положения видели в ее свободной купле-продаже. Этот вопрос в числе других был вынесен на республиканский референдум 24 ноября 1996 года. Около 83 процентов голосовавших высказались против, 15 процентов — за куплю-продажу и право частной собственности на землю.
Огромный ущерб экономике республики нанесла авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. В результате взрыва на четвертом блоке произошел выброс в атмосферу огромного количества радиоактивных веществ, которыми были засорены огромные территории в Гомельской и Могилевской, а также частично в Брестской, Минской и Гродненской областях. Авария на ЧАЭС явилась величайшей трагедией для республики. В зоне аварии оказалась часть населения республики (около 2 миллионов 100 тысяч человек). Всего воздействию подверглись более 50 районов. Экономика республики понесла огромные убытки. Из оборота выведено более 20% сельхозугодий, около 15% лесов. В мертвые зоны превратились брошенные деревни. Работы по преодолению последствий аварии проводятся постоянно, однако их эффективность остается низкой. В 1989 году Верховный Совет БССР принял долгосрочную Государственную программу ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на 1990 — 1995 годы.
Кризис в экономике, авария на ЧАЭС повлекли за собой резкое ухудшение социального положения населения. Во второй половине 80-х годов появился дефицит продуктов питания и многих товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения и других. Стали резко повышаться розничные цены на продовольственные и промышленные товары, бытовые услуги, транспорт, средства связи и так далее. В начале 1992 года была введена купонная система распределения дефицитных товаров, прежде всего мебели, холодильников, телевизоров и так далее.
В ответ на это возникли первые забастовки. Предприятия стали переходить на 3 — 4-дневный график работы. Появилась безработица. В обществе обострились до предела все социальные проблемы. Усилилось имущественное и социальное неравенство.
Правительство республики постоянно принимало меры по смягчению последствий кризиса, социальной защите населения. Вводилась денежная компенсация в связи с либерализацией цен, надбавки к пенсиям, стипендиям, пособия по безработице и так далее. Однако они не дали желаемого эффекта. В настоящее время усилия правительства направлены на поддержку социальной сферы (охрану здоровья, образование, защиту малообеспеченных слоев населения, прежде всего пенсионеров, инвалидов, одиноких матерей). Многое делается для развития науки и системы образования. Больше уделяется внимания духовному развитию общества.
5. БССР на международной арене (1945-1991)
После второй мировой войны коренным образом изменились международная обстановка и соотношение сил на международной арене. Фашистский агрессор был разгромлен. ОСНОВНУЮ тяжесть в борьбе с фашизмом вынесли народы Советского (Союза. Победа СССР и союзников положила начало глубоким изменениям в мировой политике, экономике, идеологии, в сознании миллионов людей.
Было покончено с международной изоляцией СССР. Государ-1ства народной демократии, которые возникли в ряде стран Восточной, Центральной и Южной Европы, стали на путь союза и Дружбы с СССР. Происходило крушение колониальной системы. Азии, Африке, Латинской Америке усилилась борьба народов против колониализма, за независимость. В результате многие колонии обрели свободу и стали на путь демократического развития.
Вместе с тем, в послевоенное время стало нарастать противостояние двух систем — капиталистической и социалистической, усиливалась борьба между ними за влияние в мире. Недавние Союзники становились врагами. США и другие капиталистические страны определили генеральную цель — уничтожение или ослабление СССР. К этому, по их мнению, вели два пути: война та подрывная работа. Началась, с одной стороны, гонка вооружений, с другой — «холодная воина» — состояние политической, Экономической, идеологической, «полувоенной и так далее конфронтации.
Все это, вместе взятое, потребовало от руководства СССР Пересмотреть роль в международной деятельности союзных республик, обеспечить им выход на международную арену. В февралe 1944 года Верховный Совет СССР принял Закон о предоставлении союзным республикам некоторых полномочий в области внешних отношений. В соответствии с ним сессия Верховного Совета БССР закрепила в Конституции право вступать в непосредственные международные отношения с зарубежными страна-аи, заключать соглашения, обмениваться представительствами. 1946 году в республике было создано Министерство иностранных дел. Однако БССР не являлась самостоятельным правосубъектом международных отношений. Ее роль и место на международной арене определялись политикой КПСС и Советского государства. БССР могла лишь участвовать во всестороннем сотрудничестве СССР с социалистическими, капиталистическими развивающимися странами, не делая при этом самостоятельных шагов.
В 1945 году по инициативе СССР и ведущих стран — участниц антигитлеровской коалиции была основана Организации Объединенных Наций (ООН). В числе ее основателей и учреди лей были СССР, БССР и УССР. Это подняло статус республики на международной арене. В рамках ООН БССР вместе с другими социалистическими странами внесла существенный вклад в решение многих международных проблем, в первую очередь — укрепление мира и международной безопасности.
По инициативе белорусской делегации 1-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о выдаче и наказании военных преступников, которые совершили преступления против мира и человечества.
Особую тревогу в послевоенный период представляло ядерное оружие, производство которого в мире наращивалось.
Участие БССР в ООН открывало перспективу развития к разносторонних связей с зарубежными странами. Белоруссия стала вскоре членом ряда международных специализированных организаций, действующих в рамках ООН: Международного союз электросвязи и Всемирного почтового союза (с 1947 года), Всемирной метеорологической организации (с 1948 года), Всемирной организации охраны здоровья (с 1948 года), Международно-организации труда (с 1954 года), науки и культуры (ЮНЕСКО, с 1954 года) и других.
Одним из важных направлений международной деятельности БССР явилась борьба за мир, С этой целью делегация республики использовала трибуну ООН. В 1951 году состоялась 1-я белорусская конференция сторонников мира. Был избран Комитет защиты мира. Первым его председателем стал народный поэт БССР Якуб Колас.
Постепенно БССР расширяла сферу взаимодействий с зарубежными странами, заключая договора, конвенции, соглашении на двусторонней и многосторонней основе. БССР содействовал, выработке мирных договоров с Болгарией, Венгрией, Румынией, Италией, Финляндией — бывшими союзниками Германии — и приняла участие в их подписании. Министерство иностранных дел Белоруссии участвовало в выполнении мероприятий, связанных с изменениями советско-польской государственной границы и добровольной репатриацией белорусского и польского населении в связи с этим.
Однако связи БССР с зарубежными странами в первое послевоенное десятилетие были незначительными, так, в экономической области они сводились к поставкам в социалистические страны некоторых видов промышленной продукции и сырья. В области науки, культуры формы сотрудничества включал книгообмен между библиотеками и переводы и издание литературных произведений. С 1955 года начал развиваться международный туризм.
Причины такого положения — в трудностях послевоенного возрождения и развития республики, в международных отношениях. Негативное влияние оказала сталинская идеология, воспитывавшая у целых поколений недоверие и подозрительность к народам других стран. Большой урон культурным связям нанесла кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом и космополитизмом.
Только с середины 50-х годов в международной деятельности БССР стали происходить существенные изменения.
Республики, в их числе и Белоруссия, развивали международные связи и сотрудничество, руководствуясь принципами внешней политики СССР. И все же, начиная с середины 50-х годов, БССР все больше расширяла свое сотрудничество с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами в экономической, общественно-политической, культурной и других сферах.
Важным направлением международной деятельности БССР была борьба за мир и международную безопасность, развитие равноправного сотрудничества со всеми странами. С этой целью БССР активно использовала трибуну ООН, участвовала в различных международных организациях (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МОТ и других). По инициативе или с участием делегации республики Генеральной ассамблеей ООН были приняты Декларации о мирном сосуществовании государств (1957 год), об укреплении международной безопасности (1970 год), о праве народов на мир (1984 год), ряд резолюций о запрещении испытаний ядерного, химического, бактериологического оружия и их уничтожении, исключении космоса из гонки вооружений и другие. Представители Белорусской ССР в ООН активно поддерживали стремление народов к независимости, выступали с осуждением агрессии империалистических государств в отношении других стран, против всех форм расовой дискриминации.
Белорусская ССР активно развивала международные связи с социалистическими странами. В 1949 году был образован СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи. С этого времени ее связи в экономической сфере стали углубляться. Уже в 1959 году из БССР в страны соцсодружества поступили тысячи силосоуборочных комбайнов, тракторов, подшипников, пиломатериалов и других товаров.
В 60 — 80-е годы, благодаря росту экономического потенциала республики, расширялся ассортимент товаров, идущих на экспорт. Особое место занимали белорусские автомобили, станки, тракторы, калийные и азотные удобрения. В свою очередь, БССР получала из стран СЭВ многие виды продукции — химические товары, прокат черных металлов, ЭВМ, станки, товары народного потребления и многое другое.
В 80-е годы социалистическими странами был взят курс на проведение согласованной научно-технической политики. В 1985 году была принята комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 года. Она ориентировала на ускоренное развитие атомной энергетики, создание новых материалов и технологий, электронизацию народного хозяйства, комплексную автоматизацию. В ее реализации принимала участие и БССР. Так, общими усилиями СССР, БССР, ГДР, Кубы, ПНР и ЧССР в городе Мозырь был построен завод кормовых дрожжей, который специализировался на выпуске добавок и биологически активных веществ для увеличения производства продукции животноводства. Были созданы магистральные трубопроводы, линии электропередач, атомные электростанции.
В 70-е годы стали развиваться прямые связи между белорусскими автомобильными, тракторостроительными, химическими, нефтехимическими и другими предприятиями и соответствующими в соцстранах. Происходил обмен опытом, стажировка специалистов, рабочих. Однако эти связи не были прочными и нередко носили эпизодический характер.
Расширялось сотрудничество БССР с соцстранами в области науки, культуры, образования. В 50 — 60-е годы научные связи не носили постоянного характера. В начале 70-х годов институты Академии наук сотрудничали с 9 научными центрами соцстран по 17 темам, а в 1985 — с 90 по 70 темам. Ученые Белоруссии занимались разработкой многих актуальных проблем, в их числе — вопросы комплексного использования водных ресурсов, вопросы геологии, физики, медицины, атомной энергетики, создания ЭВМ, проблемы общественных наук. Научное сотрудничество велось и по линии вузов БССР и социалистических стран. В 1986 году 10 вузов республики сотрудничали с 16 вузами ГДР, ЧССР, ПНР, НРБ, СФРЮ, Кубы, СРВ.
Тесные связи объединяли литераторов, артистов, художников, многие творческие коллективы республики и соцстран. Белорусские читатели знакомились с переводами писателей и поэтов Болгарии, Венгрии, Польши, Кубы и др
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ