Культура в постсоветское время
88. Культурная и духовная жизнь в постсоветской России.
Введение
26 декабря 1991 года произошел распад СССР. Он привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств. Разумеется, это событие отразилось не только во внешней политике России, но и во внутренней. В данной работе я хотел бы показать, как повлияла Эпоха Перестройки и распад СССР на культурную и духовную жизнь России. В чем ее особенности от культуры, бывшей в Советском союзе и что же положительного и отрицательного в ней.
Кратко можно сказать, что Эпоха Перестройки(1985-1991 гг) относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М.С.Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли».
Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений,
установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.
Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в
который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях
дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.
«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому
советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и
мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря
этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них
(«Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и
распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.
За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы
А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»),
Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»),
М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака
(«Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова
(«Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»),
А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения
Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На
театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая
драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров
(Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали
произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских
репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они
пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что
«открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было
нельзя.
Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел
интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств,
находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь
увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В
музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича,
на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы
«Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.
Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим
направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных
произведений советской литературы был оценен современниками роман
Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.), для которого, как и для большинства
произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с
традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью.
Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным
бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором
эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О
судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима
повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и
Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим
случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной
земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка
золотая» (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный
резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя
зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над
художественной.
Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем.
В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных
и схематичных картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Вновь
популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории,
становится плакат.
В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет
появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние»
Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя»
С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят
третьего»). Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных
размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых
картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет
нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы
были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась
на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято
было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных
приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая
Вера» реж. В. Пичул).
Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела
публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек»,
в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена
пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной
поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».
Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические
передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи»,
«600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для
большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой
популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего
обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам
современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические
катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских
дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов
и др.)
Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной
стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе:
слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и
вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными
были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские
слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в
незамедлительных реформах.
С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто
приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от
использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без
учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества
новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как
«Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось
неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых
вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической
литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольские организации были
наконец упразднены, но взамен им не было создано ничего нового –
подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве
случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке
обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя
гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением
вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую
потребностям времени, наталкивались на косность значительной части
преподавательского состава и недостаток средств.
Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы
народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей,
многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали
заграницу.
В еще большей степени проблема «утечки умов» стала актуальна для
науки. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки заметно
оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся
предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами
которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря
понимания социальной значимости работы ученого в обществе.
В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки.
Вполне очевидно, что наряду с несомненным положительным эффектом, который
принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и
музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной
жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных
реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной
науки).
Культура последнего десятилетия ХХ в.
Отличительная особенность культуры современной России –э-0 в ее
многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях
общественной жизни. Находясь «внутри» настоящего времени, очень трудно,
почти невозможно определить, какие факты современной культурной жизни
являются важными, определяющими магистральное направление развития
культуры, а какие будут сметены ходом истории в ближайшее время.
Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в
литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить
постмодернизм. Классиками европейского постмодернизма являются Хорхе-Луис
Борхес, Умберто Эко, Джон Фаулз. Характерной чертой концепции
постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого
осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные
события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг,
увиденных фильмов, услышанной музыки. Из этих впечатлений, как из
разноцветных смальт, составляется мозаика нового произведения. Восприятие
произведения часто превращается для вдумчивого читателя в решение
своеобразного ребуса – откуда что взято. Это своеобразная игра. Развивая
какой-либо сюжетный ход, автор одновременно как бы намекает на какой-нибудь
широко известный литературный или кинематографический образ или штамп.
Например роман популярного современного писателя В. Пелевина «Чапаев и
Пустота» во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время
анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет
совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем
гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу,
созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других
популярных произведений Пелевина «Generation П», «Амон Ра», «Жизнь
насекомых» и др.
Изменение художественных вкусов выразилось еще и в том, что в
«возвращенной» (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей
тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя
больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе
сталинизма, как то было десять лет назад, а постмодернистские по духу
произведения с элементами «цитатной» игры: «Москва – Петушки» Венедикта
Ерофеева (1969 г.), «Пушкинский дом» Андрея Битова (1971 г.).
С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки
книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила
художественно- развлекательная литература самого различного качества:
детективы, фантастика, так называемые женские романы. Среди мастеров
детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский
(«Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии
Каменской). На смену научной фантастике, популярной в 60–80-е гг. приходит
фантастика в стиле «фентази», родоначальником которой в мировой литературе
был английский писатель и ученый Дж. Толкиен. Русское фентази представлено
произведениями М. Семеновой («Волкодав») и Н. Перумова («Алмазный меч,
деревянный меч» и пр.) Для фентази характерно использование мифологических
образов, обращение к традиционному сознанию, сквозь призму которого смотрят
на мир герои фентазийных романов. Если в научной фантастике вымысел имеет,
как правило, технический характер (авторы условно допускают, что существует
машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т. д.), то фентази
исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются
магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами
и т. п.). Наиболее близкая аналогия фентази – литературная сказка, но
«сказка для взрослых».
Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы. Его
проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.
Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник
Никас Софронов, пишущий свои картины на старых иконных досках, на которых
кое-где сохранились остатки живописного слоя (тоже своеобразные «цитаты»),
проступающие сквозь авторские образы.
В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной
популярностью пользуются работы московского скульптора Зураба Церетели,
автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди
горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков.
В новом российском кинематографе наиболее заметным является творчество
актера и кинорежиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Фильм «Утомленные
солнцем» был удостоен «Оскара» – награды американской киноакадемии.
Действие фильма происходит в 30-х гг. Главный герой – комдив Котов, в
образе которого воплощен типаж человека-символа сталинской эпохи: он
прославленный военачальник гражданской войны, его именем называют
пионерские отряды, его портрет известен каждому. Любовная линия неожиданно
оказывается связанной с темой репрессий – внешне благополучная жизнь
всесильного комдива, имеющего прямую телефонную связь с самим Сталиным,
рассыпается в прах. Ностальгия по величию, благородству и красоте ушедшей
императорской России пронизывает картину «Сибирский цирюльник», снятую в
1998 г. (в главных ролях – Олег Меньшиков и Джулия Ормонд).
Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова:
«Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.). Центральный персонаж обоих фильмов
Данила Багров, молодой человек, прошедший чеченскую войну, являет собой
странное соединение наивности и жизненной умудренности, ограниченной,
правда, его военным опытом; в нем уживаются доброта, благородство и
страшная жестокость, позволяющая ему в поисках «правды» совершенно не
задумываясь пускать в ход оружие. В фильмах звучит музыка популярных групп
и исполнителей, взятая «прямо из жизни»: «Наутилус», Земфира, и пр.
В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды,
М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.
Заметно меняется в последнее десятилетие телевидение. Появились новые
независимые от государства каналы (НТВ, ТВ-6 1993 г.) Из трибуны передовой
общественной мысли оно превратилось в мощнейшее оружие политической борьбы,
на которое тратятся огромные деньги, что предопределило рост
профессионального уровня программ, и в то же время привело к снижению
доверия к телевидению как источнику информации. Острая социально-
политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают
предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной,
личной жизни. Проблемы большой политики и исторического выбора страны в
телепублицистике уступили место проблемам человеческих взаимоотношений.
Возникло много новых телевизионных программ соответствующей направленности:
«Моя семья», «Пока все дома», «Я сама», «Про это». Много эфирного времени
занимают развлекательные передачи совсем без публицистической составляющей:
«Поле чудес», «Угадай мелодию».
В 90-е гг. сфера образования и науки продолжает оставаться
преимущественно депрессионной. Кризис, начавшийся в 80-х, продолжает
углубляться. Школьные учителя и преподаватели вузов из уважаемой и даже
привилегированной группы населения, какой они были в советское время,
переходят в разряд нищих «бюджетников», едва сводящих концы с концами.
Процесс «утечки умов», начавшийся в годы Перестройки, приобретает поистине
катастрофические масштабы. Большинство преподавателей и ученых, находящихся
в активном возрасте, оказываются вынуждены оставить прежнее место работы в
школе, университете или академическом институте и искать заработков на
стороне. В лучшем случае они продолжают заниматься интеллектуальным трудом
за границей по приглашению иностранных научных учреждений, в худшем –
становятся мелкими торговцами, таксистами, уборщиками.
Вместе с тем в последнее время наметились некоторые признаки
исправления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Более гибкой
стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения,
бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей
(юриспруденция, менеджмент, политология и пр.) Система рыночных отношений
позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые
оказались способны давать образование, востребованное обществом. Это,
однако, не решает проблемы в принципе. По-прежнему продолжают влачить
жалкое существование фундаментальная наука, а ведь без нее теряются
перспективы дальнейшего развития. Однако, несмотря на трудности российские
ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого
стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г.
Значительно увеличилась в общественной жизни современной России роль
церкви. Можно сказать, что религия постепенно заполняет место канувшей в
небытие коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня
религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими
проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной
подавленности, ощущение разобщенности.
На сегодняшний день большая часть верующих принадлежит к конфессиям,
издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской,
иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться
положительным явлением, т. к. церковь является хранительницей многих
исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых
является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем
тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода
тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего
имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность
воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого
братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети
огромное количество молодежи.
Несмотря на все политические катаклизмы, русская культура,
насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться. Современное ее
состояние не дает поводов для пессимизма. Как пойдет дальнейшее развитие
покажет время. Пока же можно сказать, что сохранение и преумножение
культурного наследия – одно из непременных условий достойной будущности
России в XXI столетии.
Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 года, и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л. Ростропович, Г. Вишневская, писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвестный... Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.
В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составлял 70—90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс патентов и лицензий, а в Россия — только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн специалистов, занятых в науке, в 1996 году— меньше 1 млн.
«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.
(Вывод)Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные катоды для получения ионов и др.
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась
религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также откры-тие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.
Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.
Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.
Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно — через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы).
i Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация — не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.
i Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917—1932) пролетарской самодеятельности при Нар-компросе, отрицая культурное наследие.
i В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.
[дан 14.1)<ыр шина! Исш
Риды г. Ilipom «пикши 1|ди|м
• Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения.
• В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, — переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.
i Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется
деятельность трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.
i Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют «внутренней эмиграцией».
i Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому
(1866—1944).
i Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878—1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus— высший, последний), или искусства геометрической абстракции.
i Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885—1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.
Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883—1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда— так называемого аналитического искусства.
Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З. Шагал (1887—1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.
Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение — евра-зийство.
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький (1868—1936).
i Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы — А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ