Муромати бакуфу
Муромати бакуфу (1333 – 1568)
В 1333 году один из представителей феодального дома Асикага захватил Киото. По наименованию одного из районов Киото, где находилась резиденция Асикага, период правления этого сёгуната стали именовать эпохой Муромати. 14 – 16 века были временем, когда в японской культуре постепенно объединились противостоящие друг другу две струи – хэйанская и камакурская. В течение всего периода Муромати процветали все виды искусства – литература, драма театра Но, комедия, поэзия, чайная церемония, икебана и украшение садов.
Архитектура
Период Муромати делится на Китаяма бунка (период Асикага Ёсимицу) и Хигасияма бунка (период Асикага Ёсимаса).
Культура Китаяма получила название от усадьбы Китаяма со: (впоследствии - храм Рокуондзи и Золотой павильон). Усадьба была построена в 1397 году в честь объединения северного и южного дворов. Золотой павильон соединил в себе 2 типа строительства – императорского дворца и храма дзэн-буддизма. В этот период тяготели к роскоши, преклонялись перед пышностью и свободной красотой).
В 16 веке во всех провинциях появляются храмы Муроку дзё – это незарегистрированные храмы, не имеющие своих владений и существующие за счет средств, полученных от использования буддийского инвентаря. Строились они в основном в деревнях.
В Киото и Камакура возникла система гос. храмов – «Годзан Дзиссацу» («5 гор 10 храмов»).
Культура Хигасияма была антиподом Китаяма бунка. Усадьба Хигасияма со: (впоследствии - храм Дзёсидзи, где находится Серебряный павильон), построенная Ёсимаса, сочетала в себе простоту идущую от дзэн и традиционную старую культуру. В это время складывался стиль японского жилища сёин дзукури.
Золотой и Серебряный павильоны – те немногие подлинные произведения архитектуры, дошедшие до нашего времени. Смысл таких произведений раскрывается лишь в сопоставлении с природой, архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа не могла войти в это единство, она должна была быть художественно преобразована мастером сада в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор павильонов. Сад является необходимой составной частью этой архитектуры.
Существовало два типа организации садового пространства: пейзажный и плоский. Пейзажные сады стремились воссоздать всю красоту японской природы и состояли из камней, символизирующих горы, деревьев и водоемов. Такие сады радовали глаз и из окон жилых помещений, и во время прогулок. Обязательным элементом пейзажного сада была уютная беседка, скрытая среди ветвей многочисленных деревьев и кустарников. Каждая составляющая сада была наполнена глубоким символическим содержанием, а весь сад в целом представлял собой своеобразную модель вселенной.
Плоский сад представляет собой не что иное, как знаменитый японский «сад камней», предназначенный для созерцания и медитации. Такой сад обычно примыкал к дому и располагался на небольшом огороженном участке. Составляющие его песок, галька и как бы случайно разбросанные камни создавали удивительно сложные и прекрасные композиции, которые навевали мысли о вечном. Шедевры такого типа садов находятся в Киото – сад Дзайсэн-ин (снизу) в монастыре Дайтокудзи и сад Рёандзи (справа).
Под влиянием учения Дзэн получил распространение так называемый культ чая или чайная церемония. С чайным действом были связаны и особые сады тянива, ставшие необходимой частью специального архитектурного сооружения для проведения чайного ритуала. Они очень невелики, это скорее даже не сад, а окруженная растениями и камнями небольшая тропинка к чайному домику. Она помогает войти в состояние одиночества, постепенного отделения от мирской суеты — целью чайной церемонии, пропитанной духом дзен.
Театр Но
Самым значимым достижением японкой культуры стало создание театра Но. Традиционно считается, что театр Но создали бродячие мимы саругаку-хоси («хоси» — монах), чье искусство было распространено уже в VIII в. Нищие бродячие актеры увеселяли народ на дорогах и в деревнях представлениями саругаку, включавшими акробатику, клоунаду, жонглирование, хождение на ходулях, танцы, фокусы.
В драме театра Но гармонически соединились разнообразные виды творчества - литературные пьесы ёкёку, музыкальный танец, декоративное оформление сцены и облика актеров. Создателем жанра ёкёку был Канъями: он вместе с сыном Дзэами много сделал для развития японского театра, превратив его в многожанровое искусство.
На формирование художественных принципов театра Но большое влияние оказали дзэн-буддизм, а также распространенные в то время эзотерические учения с их тенденцией видеть во внешнем скрытую истину. Именно это стало определяющим для художественного метода театрального искусства, в основе которого лежали два принципа: «моно-манэ» — подражание, и «югэн» — скрытая красота. От актера требовалось не изображение событий, не копирование жизни, а лишь выявление ее скрытых основ, что вкупе с воображением зрителя должно было дать полную картину мира. Все представление сопровождалось игрой на национальных японских инструментах: флейте, барабанах коцудзуми и оцудзуми, сямисэне.
Полного расцвета искусство Но достигло как раз в эпоху Муромати и сохранило свое культурное значение вплоть до наших дней.
Живопись
Со 2й половины 13 века в повествовательной живописи ямато-э постепенно стала возрастать роль пейзажа как среды жизнедеятельности людей. Сложившаяся на континенте в 11-12 веках художественная концепция пейзажа воплотилась в формах монохромной живописи тушью (суми-э или суйбоку-га). Это была принципиально иная художественная система, основой которой был концептуальный пейзаж «горы-воды» (сан-суй). Сан-суй – это не просто обозначение сюжетных мотивов, но указание на главные первоначала мира.
Утверждение стереотипа пейзажной композиции связано с именами художников начала 15 века — Минтё и Сюбуна. Наиболее полным воплощением системы сан суй на японской почве было творчество Сэссю.
Работа Минтё «Домик у ручья» ("Кэйин сётику дзу, 1413) является выдающимся образцом сигадзику («разрисованные свитки со стихами»).
Картины Сюбуна изображают, как правило, характерные для китайской природы остроконечные причудливые формы скалы, уютно встроенные в ландшафт павильоны или маленькие горные храмы, крохотные фигурки странников в монашеской одежде. Самый влиятельный и известный из живописцев своего времени, он не оставил нам ни одной работы, собственноручно им подписанной или же датированной. Сюбун был учителем живописи Сэссю.
Сэссю (Тоё Ода) – один из самых известных художников в истории японского изобразительного искусства. Этот японский мастер жил в Китае, где изучал живопись эпох Сун и Юань.
Непревзойденный шедевр Сэссю - картина «Зима» (1480, справа).
Сэссю принадлежит выдающееся произведение японской живописи «Длинный пейзажный свиток» (1486 г), имеющее в длину 17 м при ширине 4 м. На свитке изображены четыре времени года.
Ярким примером «японского стиля» является и картина «Небесный мост» (Аманохасидатэ [снизу]). Эта работа содержит в себе элементы ямато-э и хабоку (ломаная тушь).
В последние десятилетия периода Муромати происходит процесс интенсивной профессионализации живописи. Из монохромной живописи в стиле Сэссю и его коллег родилась знаменитая японская школа Кано, названная в честь отца Кано Масанобу (1437-1530) и сына - Кано Мотонобу (1476- 1559). Эта школа просуществовала с 15 по 17 век. Ее представители часто изображали в своих работах дикую природу средневековой Японии - горы, водопады, девственные леса. Так например, известна картина Кано Мотонобу - «Водопад» (снизу).
Литература
Главными достижениями эпохи Муромати стало создание двух новых жанров: одного поэтического — фарсовые сценки кёгэн, и одного прозаического — «нанизывающиеся» стихотворения — рэнга. Фарсовые сценки стали значимым этапом в развитии городской литературы, засвидетельствовав новый уровень самосознания простого народа. Принадлежал этот жанр скорее театру, нежели литературе, хотя нельзя не отметить и его вклад в развитие литературы. Прежде всего это новые темы, ранее не считавшиеся достойными художественного изображения: сцены из жизни простого народа, бытовые ситуации и комические положения.
Другой распространенный жанр — рэнга — происходит от танка. Если раньше в поэтических состязаниях поэты отвечали друг другу целыми стихотворениями, то теперь этот поединок проходил в несколько другой, сокращенной форме. Как известно, танка — этот пятистишие. Так вот, соперничая в искусстве составлять танка, поэты пришли к следующему: один пишет начальное трехстишие, а второй заканчивает начатую мысль двустишием и дает начало новой, которую заканчивает его соперник, и так до бесконечности. Подобные интеллектуальные упражнения получили название «рэнга», что значит «нанизанные стихи». В рэнга, как и в кёгэн, горожане потешались над всем и вся, в первую очередь над более зажиточными слоями общества. Довольно скоро первое трехстишие отделилось от целого и приобрело самостоятельное значение. Так в Японии появился новый вид поэтического искусства — хокку, надолго определивший развитие японской литературы.
В этот период написаны такие произведения как «Тайхэйки» («Повесть о Великом мире») — самое крупное произведение, написанное в жанре гунки, «Записки о справедливом правлении божественных императоров», «Масу кагами» (Дополнительное зерцало).
Влияние Запада
К концу периода Муромати в Японии появились первые европейцы. В 1543 г. на юг Кюсю прибыл первый португальский корабль и в течение двух лет после этого португальцы регулярно заходили в порт, начав вековой период торговли с Западом. Позже на Японские острова прибыли испанцы и голландцы. Японцы начали пытаться подробно изучать европейскую цивилизацию, а для экономики открылись новые возможности.
Христианство
Христианство оставило свой след в Японии в значительной степени благодаря усилиям иезуитов, которых сначала возглавлял испанец Франциск Ксавьер (1506–1552), прибывший в Кагосиму на юге Кюсю в 1549 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ