Начало казачьей вольницы - в Мещере
«Начало казачьей вольницы - в Мещере».
( В настоящее время бытует мнение, что Мещера в прошлом – древний, дикий лесной край, с небогатой историей, служивший укрытием для шаек разбойников и беглых каторжан, который начал осваиваться только с начала или середины 17 века. Однако это далеко не так... Здесь не плелись заговоры и не свершались дворцовые перевороты, но здесь творилась история народов, а это не менее интересно, чем история престолов и династий!..)
(Из новой книги Н. Скулова «Открытая книга Мещеры»)
Мещера, для многих людей - понятие географическое, являющееся синонимом названия соответствующей низменности в междуречье Оки и Клязьмы. Однако, понятие «мещера» гораздо шире и глубже, включает в себя одновременно и название древнего народа «мещера», который обитал на этой территории на протяжении тысячи лет, и наименование огромной территории, которую во Владимирской, а позже и в Московской Руси называли Большой Мещерой. Большая Мещера включала не только левобережье, но и правобережье Оки вплоть до рек Сура и Пара в Пензенской и Тамбовской областях и в пределах современной республики Мордовия, а на восток, простиравшейся вплоть до впадения Клязьмы в Оку на границе современных Владимирской и Нижегродской областей. Вот что по этому поводу писал в середине XVI в. князь А. Курбский, который, защищая с юга от кочевников войско Ивана Грозного во время похода на Казань в 1552 г., проходил через наровчатские места(с.Наровчат на р.Мокше, республика Мордовия): «...а нас тогда послал царь, со тремя-десять тысячей люду, через рязанскую землю, а потом через мещерскую, иде же есмь мордовский язык. Потом перепроводясь, аки за три дни мордовские леса, изыдохом на великое дикое поле и идохом от него по правой руце, аки в пяти днях конем езду; понеже мы заслонища его тем войском, еже с нами шло от заволжских татар (бояше бо ся он, да не придут на него безвестно те княжата нагайские). И аки бы по пяти неделях, со гладом и с нуждою многою, доидохом Суры реки великия...
У тех же, кто хотел поселиться в этих местах, было только одно спасение – стены крепостные да служба сторожевая. Поначалу сторожа охраняли мещерские земли и потому прозвали их мещерскими…» Из этого повествования видно, что князь пишет не о той земле, которую мы называем Мещерой, а о землях расположенных южнее Рязани!..
В чем же причина выделения такой огромной территории, различной по рельефу и природным условиям в единое целое?
А причина заключается в том, что на протяжении многих веков, начиная с эпохи бронзы и начала железного века, с времен «Великого переселения народов» по причине глобального изменения климата, перемещения природных зон или под ударами «варваров», здесь, на стыке «дикого поля» и лесной зоны, встречались, жили мирно или бились, торговали или грабили друг друга, разделялись или растворялись друг в друге многие племена и народы…
Две тысячи лет тому назад (еще до появления народов волжско-финской группы: мери и муромы) здесь находились земли неведомого таинственного народа, культуре которого археологи весьма условно присвоили название рязано-окской. Курганные захоронения воинов этого племени были обнаружены и в Гусевском районе близ д.Парахино, а так же в Заколпье… Рязано-окцы были пришлым племенем и переселились на берега среднего течения Оки (Поочье) еще до нашей эры. В это время в Поочье жили аборигенные племена Городецкой культуры (предки эрзян и мокши, относящиеся к волжско-финским народам), отличавшиеся строительством укрепленных городищ. Пришельцы варварски уничтожили все местное население. На месте городищ остались пепелища, а близ них – глубокие ямы набитые скелетами изрубленных людей: стариков и детей, мужчин и женщин… Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль большую территорию от современного ближнего Подмосковья до Касимова. По образу жизни рязано-окцы были воинами – скотоводами. Среднее течение Оки в то время имело важное стратегическое значение. Здесь проходил древний великий торговый путь еще задолго до появления известного торгового пути «из варяг в греки». Археологи считают, что рязано-окцы пришли в Мещеру с Запада и были в союзе с готами. Вооружение, воинские доспехи, конская сбруя – все было западного образца. В обычай этого племени входило захоронение рядом с погибшим воином, наряду с полным воинским убранством, разрубленного на куски коня, которого помещали в ногах умершего.
Интересен тот факт, что женщины этого племени в 4-5 столетии нашей эры сражались наравне с мужчинами и входили в войсковую элиту, о чем свидетельствуют воинские женские захоронения, обнаруженные несколько лет назад на берегу реки Прони, близ Старой Рязани (Ольгово городище). По этническому происхождению рязано-окцев относят к арийским (индо-иранским) племенам скотоводов, которые вели полукочевой образ жизни и не строили долговременных жилищ. По этой причине по всей Мещере ученые находят захоронения- погосты этого племени с местами святилищ, а поселений до сих пор еще не нашли… След рязано-окцев в Мещере постепенно теряется после прихода на Среднюю Оку славянских племен. Славяне не уничтожали местные племена, а проводили политику взаимного проникновения культур, которые слились со временем в единый конгломерат под названием Русский Народ, с решающим влиянием славянского этноса и славянской культуры. В 2001 году в Великобритании была издана энциклопедия, в которой говориться, что первое известное государственное образование на территории современной России было создано варягами племени Рус около 830 года нашей эры и столица этого «Русского каганата» располагалась недалеко от Старой Рязани!.. Это вывод делается на основе западных и исламских источников...
Позднее в Большой Мещере жили, строили крепости и сражались с врагами данники хазар буртасы – предки татар-мишарей, искусные булгары возводили белокаменные города, проносились конные отряды легендарных сарматов, балтов, готов, воинственных угров-маджар, земля дрожала от тяжелой поступи орд гуннов. Племена пришлых поволжских финнов: мурома, меря, а так же аборигенные племена мокша и эрзя (остатки Городецкой культуры) обживали эти края, строили селения, охотились, ловили рыбу, встречались с переселенцами из других земель –скотоводами - кипчаками, земледельцами - славянами, торговали с ними, платили им дань, воевали и мирились…
Словом, у всей этой огромной территории – одна историческая судьба, единая историография, что и позволило назвать ее в древности «Большой Мещерой» (которую так и напрашивается перевести как «Большую Мешанину», т.е. не место локального обитания какого-то племени, а интернациональную территорию, где проживало множество народов). Хотя многие современные специалисты( А. Азовцев, А.Марков, С.Гаушева) считают, что этноним «мещера» является видоизменённым самоназванием племени и родственно современному мокша-мордовскому "меш" (пчела) и самоназванию "эрзя", которое восходит к эрзя-мордовскому "эритзя" (житель). То есть - «меш-эрзя», «пчелинные жители», «бортники» по русски.. Примерно так могли называть себя древние жители рязанского Поочья и Левобережья Оки - района до сих пор славящегося своим пчеловодством. Стоит отметить, что классический перевод этнонима «мещера», принадлежащий историку Тациту – «лесные люди» в принципе не отличается от современного, только указывает место жительства, а не род занятий…
В 11 – 16 веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопер. Археологи, историки исследуя этот край с удивлением приходят к выводу, что в 13-14 в.в. здесь одновременно сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Судя по захоронениям здесь так же мирно сосуществовали и религии – православие, ислам и тенгрианство…
«Каток» Батыева нашествия прошелся и по ним, однако в 14 веке жители этого края не подчинялись Золотой Орде и никто с ними не воевал?! Но самое главное заключается в том, что по данным известного историографа, исследователя Мещеры Орлова А.М. на всей этой территории не существовало феодальных отношений! Главенствовала родоплеменная община. Феодальная власть навязывалась интернациональному населению Мещеры из вне – со стороны Золотой Орды, русских и мордовских князей. Это естественно вызывало протест, неподчинение, заставляло браться за оружие чтобы сохранить волю. Поэтому именно в этих условиях впервые появились казаки, что в переводе с тюркских языков означает – «вольные люди». Вооруженные отряды казаков представляли собой грозную силу, с ними считались, их использовали для военных целей, в награду сохраняя их вольный уклад жизни, даруя им привилегии, наделы. Сюда так же стекались беглые крестьяне, попавшие в немилость бывшие слуги феодалов, все униженные и оскорбленные…
После распада Золотой Орды вся эта территория оказалась в пределах русских княжеств, в отряды казаков влились отряды золотоордынских мурз, перешедших на сторону Московских князей, которые использовали эту военную силу для защиты своих рубежей. Распад Золотой Орды естественно вызвал политическую дестабилизацию всей Восточной Европы. Образовавшиеся Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Большая и Ногайская орды претендовали на бывшие золотоордынские территории, по этому, в условиях постоянной военной угрозы, к середине 15 века на границах Московского княжества появились пограничные отряды казаков. Причем бывшие золотоордынцы – татарские казаки были более организованы и находились в большем подчинении, нежели остальная часть казачества.
Именно поэтому произошло разделение казаков Мещеры на организованных (городских или служивых) казаков, которых даже пороли батогами за провинности, среди которых большинство составляли татары, и на неорганизованных («вольных») казаков, которых иногда называли даже «воровскими казаками», представлявших смесь национальностей, среди которых значительную часть составляли русские во многом перенявшие стиль и уклад жизни племен древней рязано-окской культуры (кроме веры!) – занимаясь отгонным скотоводством и коневодством.
Постоянная борьба за земли Большой Мещеры с ее разноплеменным населением, вызвала необходимость создания в 1452году первой национальной автономии будущей России – Касимовского царства (ханства) в составе Московского княжества, успешно отразившего натиск Ногайской орды и просуществовавшего аж 250 лет! (Первым правителем и создателем Касимовского царства был царевич Касим – сын Улу-Мухамеда, который вместе с братом Якубом спас ослепленного своими дядьями и братьями Великого московского князя Василия Темного вместе с семьею и матерью).
Городские, служивые татарские казаки составляли регулярное войско Касимовского царства, которое в исламских источниках называлось Мещера-юрт или Иски-юрт ( правители приходили сюда и уходили отсюда со своими родами и войсками беспрепятственно из бывшей Золотой Орды (Касим и его сын Дарьяр), Астрахани( Шейх-Аулияр и его сын Шах Али), Сибирского ханства (Ураз-Мухаммед) и Крыма(Нур Дуалет и его сыновья Салтыган и Джанай)).
Вольные мещерские казаки подчинялись Московским воеводам. Их нанимали для различных военных походов и для сторожевой службы. Жили вольные казаки общинами, которые располагались даже в окрестностях Коломны, недалеко от Москвы еще во времена правления (1389-1425г.г.) великого князя Московского Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского). Описывая их быт и нрав Н.М. Карамзин писал о казаках – «сие имя означает вольницу наездников, удальцов, а не разбойников, как некоторые утверждают…» Граф А.Н. Толстой в своем знаменитом романе «Князь Серебряный» рассказывает об атамане шайки разбойников по прозвищу Перстень. Прототипом этого героя романа был реально живший атаман вольных мещерских казаков по прозвищу Кольцо, принимавший в последствии активное участие в легендарном походе Ермака в Сибирь.
По данным Орлова А. М. из числа мещерских казаков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию, Ногайские Орды, Сибирь и т.д. «Давление властей на казачью вольницу значительно усилилось во времена походов Ивана Грозного на Казань, в результате чего усилилось бегство мещерских казаков в Подонье и Поволжье, где возникают все новые вольные казацкие общины…» Поэтому не удивительно, что Мещера сыграла большую роль в формировании донского казачества. Происходило это постепенно в 15-17 веках. Как раз это имеет в виду В.Н.Татищев, когда пишет, что «начало сих казаков (донских) из двух мест: одни жили в Мещере по городкам…» Другие же обитали в этих местах еще в домонгольские времена. О них пишет Н.М. Карамзин, ссылаясь на путешественника 13 века Рубруквиса, что между Волгой и Доном бродят «бродники» (так называли русских вольных людей, которых считают предшественниками донских казаков), а так же аланские (древние племена, жившие между Волгой и Доном), башкирские и «венгерские» разбойники ( племена древних «маджар» угорского происхождения)…
Во времена Ивана Грозного мещерские казаки, особенно после покорения Казани, широко используются в охране дальних рубежей, а так же для завоевания и присоединения новых земель, в частности для завоевания и освоения Сибири, строительства там укрепленных городков…
По данным П. Небольсина, в 1557-58 гг. в Сибирь направляются служилые казаки во главе с Девлеткозя и Сабаном Рязановыми. В 1567 г. Иван Грозный посылает экспедицию, во главе которой стояли Иван Петров и Бурнаш Ялычев. Все они были убиты по приказу сибирского хана Кучюма. Мещерские казаки во главе с атаманом Матвеем Мещеряком были и в составе отряда Ермака…
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ