Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра теории и истории государства и права
Контрольная работа по предмету:
«История государства и права Беларуси»
Тема: «Национально-государственное строительство БССР
в 1920 – 1930-ые гг.»
Выполнила студентка
1 курса, ГУП-1 з/в
Василевич Анна Васильевна
г. Минск, ул. Ванеева, д. 28, кв. 52
Минск, 2011 г.
Тема 24. Национально-государственное строительство БССР
в 1920 – 1930-ые гг.
Содержание
1.
Введение
3
2.
Второй Всебелорусский съезд Советов и его значение в государственном строительстве БССР
5
3.
Историко-правовой анализ Дополнений к Конституции 1919 года
10
4.
Белорусская государственность в общественно-политических процессах 1920 – 1930-ых гг.
13
5.
Заключение
20
6.
Список использованной литературы
23
1. Введение
Политика национально-государственного строительства началась с момента восстановления Белорусской ССР в 1920 г. О ней можно говорить в двух аспектах: в широком смысле – как национальной политике в целом и в узком – как идее национально-культурного возрождения. Судьба белорусской государственности и ее территории особенно волновала ту часть общества, которая отличалась развитым национальным сознанием, обостренным чувством национального достоинства. Она понимала глубину трагедии истерзанного войной народа, перенесшего неисчислимые бедствия и величайшие страдания и в добавок в силу сложившихся обстоятельств лишенного возможности в полной мере осуществить свое национально-территориальное самоопределение [4, с. 314].
Большое значение для национально-государственного строительства БССР имеет II съезд Советов БССР, на котором были приняты важные документы, а также Дополнения к Конституции БССР 1919 г. Свою роль сыграло возвращение в состав БССР территорий РСФСР с преобладающим белорусским населением в 1924 г. и 1926 г., а также присоединение Западной Белоруссии в 1939 г., что явилось актом торжества справедливости по отношению к белорусам как нации.
Целью настоящей контрольной работы является проследить, как происходило национально-государственное строительство БССР в 20-30-ые гг. XX века. Исходя из этой цели можно поставить следующие задачи: 1) определить значение II съезда Советов БССР в государственном строительстве БССР; 2) проанализировать Дополнения к Конституции 1919 г. в контексте государственного строительства БССР; 3) проследить отражение белорусской государственности в общественно-политических процессах 1920-1930-ых гг.
Прежде чем мы приступим к решению поставленных в контексте настоящей контрольной работы задач, необходимо определить, что же следует понимать под национально-государственным строительством.
Юридический словарь в сети Интернет дает такое определение термина «Государственное строительство» - это обобщенное наименование сферы государственной деятельности, к которой относятся вопросы устройства государства, отношений центра и мест, формирование системы государственных органов, организация их работы, обеспечение политических и многих личных прав граждан [6]. Понятие национально-государственного строительства несколько шире и охватывает ряд других вопросов, таких как национальное самосознание и самоопределение.
Таким образом, в контексте данной контрольной работы мы рассмотрим государственную деятельность БССР по устройству государства, центральных и местных органов власти и управления, а также административно-территориальное деление, конституционную основу белорусской государственности, деятельность судов и прокуратуры.
2. Второй Всебелорусский съезд Советов и его значение в государственном строительстве БССР
После того как прошли съезды Советов в волостях и поветах, 14-17 декабря 1920 г. состоялся Второй Всебелорусский съезд Советов, который занимает исключительно важное место в истории государственного строительства Беларуси. На съезде присутствовали 218 делегатов с решающими голосами. За небольшим исключением это были коммунисты. По национальному составу белорусов было 111 человек, русских – 42, евреев – 36, поляков – 8, представителей других национальностей – 21 [3, с. 92].
Съезд собрался почти через два года после объявления Советской Социалистической Республики Белоруссии. В решениях Второго Всебелорусского съезда Советов нашли отражение результаты преобразований в государственной и общественной жизни и пути решения проблем, которые встали перед республикой. Съезд рассмотрел ряд вопросов, которые можно сгруппировать следующим образом [1, с. 200]:
а) оценка деятельности Ревкома ССРБ;
б) правовой статус белорусской национальной государственности;
в) Белоруссия и советско-польские отношения (международная правосубъектность ССРБ);
г) социалистическое землеустройство;
д) продовольственная политика;
е) работа кооперативных организаций;
ж) социальное обеспечение;
з) народное просвещение;
и) восстановление промышленности;
к) организация Советской власти в Белоруссии и принятие дополнений к Конституции БССР 1919 г.;
л) выборы ЦИК БССР и делегатов на VIII Всероссийский съезд Советов.
Такая повестка дня была обусловлена тяжелым экономическим положением Беларуси, вызванным Первой мировой войной, оккупацией территории, гражданской войной, а также распадом Литовско-Белорусской ССР [1, с. 200].
И уже только этот перечень вопросов свидетельствует о ширине и важности вопросов, которыми должны были заниматься органы власти.
Съезд Советов положительно оценил работу Военревкома, который в сложной политической обстановке осуществлял политическое руководство, по мере возможности решал вопросы страны. Военревком подготовил созыв республиканского съезда Советов. Партийное руководство республики ставило себе в заслугу, что оно намечало и определяло политическую линию деятельности Ревкома ССРБ, ни один акт которого не был претворен в жизнь без предварительной санкции ЦК КПБ [3, с. 92].
Своими решениями съезд был направлен в будущее. Открывалась перспектива мирного строительства. В актах съезда нашел отражение широкий перечень вопросов государственного, экономического и социального характера.
Несмотря на то, что этот вопрос прямо не стоял в распорядке дня, но съезду также необходимо было выразить свое отношение к правовому статусу восстановленной белорусской государственности. С ним был связан вопрос о международной правосубъектности ССРБ и ее отношениями с РСФСР. По этому вопросу в высших партийных и советских органах республики не было общего мнения.
Третий съезд Коммунистической партии Белоруссии (22-25 ноября 1920 г.), который состоялся накануне республиканского съезда Советов, посчитал необходимым высказать свое мнение по вопросам государственного строительства и суверенитета ССРБ. Заявлялось, что «ССРБ является составной частью РСФСР» [3, с. 93]. Эта директива съезда шла вразрез с Декларацией об объявлении независимости ССРБ от 31 июля 1920 г. Белоруссии отводилась роль автономии в составе России. Самодеятельность допускалась только в вопросах, касающихся местной жизни, а в остальном все учреждения должны быть подчинены соответствующим комиссариатам РСФСР. [3, с. 93].
Но на Съезде кардинальные вопросы государственного строительства решались иначе, хотя и с некоторыми уступками «автономизаторам». Это было свидетельством того, что идеи самостоятельной государственности белорусского народа находила все более широкий отклик в обществе, особенно среди интеллигенции.
Идея независимости, суверенности Беларуси была выявлена в ряде документов, которые исходили от съезда. Так, в обращении «К трудящемуся народу Беларуси» подчеркивалось, что съезд собрался ради того, чтобы закрепить независимое существование страны. Особенно выразительно идея независимости, идея равноправия союза трех братских славянских народов (русского, украинского и белорусского) была высказана в приветствии съезда Центральным Исполнительным Комитетам РСФСР и УССР: «II Съезд Советов Белоруссии заявляет, что в основу всех дальнейших взаимоотношений между ССРБ и РСФСР должно лечь признание независимости ССРБ» [2, с. 251].
Съезд Советов после обсуждения вопроса об участии ССРБ в мирных переговорах с Польшей подтвердил мандат, который был выдан Военно-революционным комитетам правительства РСФСР о праве РСФСР представлять интересы Белоруссии касательно границ, заключения мира и экономических договоров и др.
Перед Вторым съездом Советов стояла задача дальнейшего развития белорусской государственности на конституционных основах. Съездом были приняты Дополнения к Конституции ССРБ 1919 г., на которых более подробно мы остановимся во втором разделе данной контрольной работы.
Второй съезд Советов принял также множество документов различного характера. Большинство из них – резолюции. В правовом смысле слова законом были только «Дополнения к Конституции ССР Белоруссии».
Важное значение имели «Тезисы по аграрному вопросу», предложенные Комиссариатом земледелия, которые на деле были законом, который регулировал формы землепользования, и отражали неотложные меры по подъему сельскохозяйственных коллективных объединений, управлению народными имениями.
Одновременно была принята и резолюция «По земельному вопросу», содержавшая программу действий Комиссариата земледелия и его местных органов в проведении земельной политики и организации подъема сельского хозяйства [5, с. 233].
Резолюция «О восстановлении народного хозяйства» излагала неотложные меры по возрождению промышленного производства, преодолению разрухи, восстановлению традиционных отраслей хозяйственной деятельности. Съезд исходил из того, что промышленность Беларуси должна развиваться на тех же принципах, что и промышленность России.
В вопросах продовольствия сохранялись принципы продразверстки, которая была отменена лишь в 1921 г. Государственным органам предписывалось вести усиленную борьбу со спекуляцией, которая подрывала установленный порядок подготовки и распределения продовольствия. В связи с этим считалось необходимым вести энергичную работу по дальнейшей национализации торговли с учетом опыта РСФСР. Таким образом, Второй съезд Советов подтвердил государственную монополию на основные виды продукции сельского хозяйства и промышленности и порядок проведения продразверстки на основе классового принципа, альтернативы которой он не видел [3, с. 97]. Эти решения и не могли быть иными, так как высшее партийное руководство официально поддерживало устои «военного коммунизма». Но веря в светлое будущее и в социальную справедливость народ в своей массе стоял за радикальное общественное обновление. Он платил за это человеческими жизнями, невероятными лишениями, материальными потерями [5, с. 233-234].
Таким образом, можно сделать вывод, что Второй Всебелорусский съезд Советов сыграл свою большую роль в государственном строительстве БССР. Он рассмотрел ряд актуальных на то время положений, касающихся белорусской государственности, правосубъектности БССР, принял важные документы, в частности Дополнения к Конституции БССР 1919 г., поставил вопрос о признании независимости БССР в отношениях с РСФСР. Кроме того, решения Второго Всебелорусского съезда Советов дали толчок для развития национального самосознания, самоопределения белорусского народа, получив широкий отклик у общественности, особенно у интеллигенции.
3. Историко-правовой анализ Дополнений к Конституции 1919 года
Перед Вторым съездом Советов стояла задача дальнейшего развития белорусской государственности на конституционных основах. Съездом были приняты Дополнения к Конституции ССР Беларуси. Конституция ССРБ 1919 г. была куцей, не включала многих положений, которые подлежат конституционному регулированию [3, с. 94]. Она состояла только из 32 статей и включала в себя три раздела: «Общие положения Конституции», «Конституция советской власти», «О гербе и флаге» [2, с. 187-190].
Стоит отметить, что местные органы власти в первой Конституции БССР не нашли своего юридического закрепления. Законодатель, провозгласив в первом разделе Конституции, что «вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссия принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах» [7, ст. 5], больше о местных органах власти не упоминал. Без законодательного оформления остались вопросы избирательного права. Порядок проведения выборов в органы власти не был закреплен. В Конституции ничего не говорилось о бюджете и финансах республики.
И на этот раз «Дополнения к Конституции ССР Беларуси» содержали статьи о структуре и полномочиях только центральных органов [3, с. 94]. Не было разделов о местных органах власти, избирательном праве, судебной системе, прокуратуре. В отношении этих разделов в дополнениях имелась оговорка: «в отношении уездных съездов, их исполкомов и отделов, а также по всем остальным вопросам советского строительства в ССРБ съезд постановляет руководствоваться Конституцией и постановлениями VII Всероссийского съезда Советов» [2, с. 253]. В дополнениях не уточнялось даже, какой именно Конституцией следует руководствоваться, так как само собой разумелось, что Конституцией РСФСР 1918 г. и другими российскими законодательными актами [1, с. 202].
Также оставалась неизменной вводная часть Конституции – Декларация прав рабочего и эксплуатируемого народа.
По Конституции 1919 г. функции правительства выполнял Большой и Малый президиумы Центрального Исполнительного Комитета [7, ст.ст. 27-29]. В соответствии с новым законом предусматривалось создание правительства – Совета Народных Комиссаров [2, с. 252-253].
В сущности, Съезд обновил Конституцию. Документ содержал нормы о структуре и полномочиях «центральных органов советской власти ССРБ» [3, с. 94]: о съезде Советов Беларуси, Центральном Исполнительном Комитете Беларуси, Президиуме ЦИК Беларуси, Совете Народных Комиссаров.
Съезд Советов Беларуси, который являлся «высшим органом власти в Республике» [2, с. 252], должен был составляться «из представителей городских Советов по расчету 1 депутат от двух тысяч избирателей и от волостных и уездных съездов по расчету 1 депутат на 10 000 жителей [2, с. 252].
Съезд Советов, согласно Дополнениям, выбирает ЦИК Беларуси в составе 60 человек, который является между съездами Советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом ССРБ [2, с. 252]. Президиум ЦИК Беларуси избирается сессией ЦИК в составе председателя и четырех членов, к которому в межсессийный период ЦИК переходят функции и права ЦИК. Но общеполитические вопросы большого значения выносятся на утверждение сессии ЦИК [3, с. 95].
Согласно Положению о Президиуме ЦИК Советов Беларуси, принятому в декабре 1920 г., ЦИК ССРБ избирался в составе председателя, секретаря и пяти членов [2, с. 254].
Совету Народных Комиссаров принадлежало «общее управление делами ССРБ» [2, с. 253]. СНК «принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни» [2, с. 253]. Вводилось правило, согласно которому обо всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно должен был уведомить ЦИК. ЦИК имел право отменить или приостановить постановления или решения СНК. Все постановления и решения СНК, которые имели общеполитическое значение, подлежали рассмотрению и утверждению ЦИК, несмотря на то, что у обоих органов был общий председатель [2, с. 253].
Члены СНК возглавляли органы отраслевого управления. Дополнения к Конституции утверждали следующие народные комиссариаты: 1) по иностранным делам, 2) по военным делам, 3) внутренних дел, 4) юстиции, 5) труда, 6) социального обеспечения, 7) народного просвещения, 8) финансов, 9) Совет народного хозяйства, 10) земледелия, 11) народной связи, 12) здравоохранения, 13) рабоче-крестьянской инспекции, 14) продовольствия, 15) чрезвычайная комиссия Белоруссии [2, с. 253].
Председатель ЦИК одновременно являлся и председателем Совнаркома. Законодательные акты общегосударственного значения имели право издавать не только съезды Советов, но и ЦИК, его президиум, СНК [2, с. 254]. Но акты, принятые по инициативе Президиума ЦИК и СНК, подлежали утверждению ЦИК.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Дополнения лишь условно можно определить как документ, принятый в развитие существовавших конституционных норм. Это, по сути, был новый опять-таки «укороченный» вариант Конституции [4, с. 312], так как он снова не содержал многих положений, подлежащих конституционному регулированию. И в определении основ белорусской советской государственности белорусский законодатель первых лет советской власти ориентировался на закрепление максимально тесных взаимоотношений с РСФСР.
4. Белорусская государственность в общественно-политических процессах 1920 – 1930-ых гг.
Состоявшийся Второй Всебелорусский съезд Советов способствовал популяризации идеи белорусской советской национальной государственности. Политика национально-государственного строительства началась с момента восстановления Белорусской ССР в 1920 г. Уже в Декларации о восстановлении БССР от 31 июля 1920 г. устанавливалось «полное равноправие языков (белорусского, русского, польского и еврейского) в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры» [1, с. 214]. Развитию белорусской культуры содействовало и проведение нэпа: открылись новые школы, техникумы, Белорусский Государственный Университет (1921 г.), Институт белорусской культуры (1922 г.), ставший прообразом Национальной академии наук Беларуси. Академия наук была образована в 1929 г. Большая работа проводилась по ликвидации неграмотности среди взрослого населения республики. В это же время проводились мероприятия по сдерживанию русификации государственных учреждений и переводу их на белорусский язык. Согласно Постановлению ЦИК БССР от 15 июля 1924 г «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», все государственные учреждения Белорусской ССР обязаны были перевести свое делопроизводство на белорусский язык в течение трех лет [3, с. 145]. Законы БССР было решено публиковать на четырех государственных языках. Сотрудникам учреждений и организаций предписывалось обязательное знание белорусского и русского языков. Во всех высших учебных заведениях предполагалось создание кафедр по изучению истории и культуры Беларуси.
Большое значение для национально-государственного строительства имел вопрос о территории ССРБ.
История административно-территориального деления БССР свидетельствует о его непрерывной связи с задачами хозяйственного и культурного строительства, со структурой и фукциями государственного аппарата. В период становления советской власти в Беларуси волостные, поветовые и губернские Советы и ревкомы создавались в рамках административного деления, которое сложилось в царские времена. Далее были проведеты некоторые нововведения. Нас в контексте данной контрольной работы интересует возвращение в состав БССР восточных районов Беларуси. VII съезд Компартии Белоруссии, который был проведен в марте 1923 г., поставил вопрос об увеличении Белорусской Республики и о пересмотре ее административного деления. Этот вопрос рассматривался на губернских съездах Советов в Гомеле и Витебске, на V и VI съездах Советов Белоруссии и ЦИК БССР, во Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете, а также в Президиуме ЦИК СССР.
И вот с марта 1924 г. в соответствии с достигнутым между двумя республиками соглашением вышло Постановление ВЦИК о передаче БССР территории с преимущественно белорусским населением. 7 марта 1924 г. изменение границ между БССР и РСФСР было утверждено Президиумом ЦИК Союза ССР, который охарактеризовал увеличение БССР как «новое и яркое доказательство фактического осуществления все более тесных, дружных и братских отношений народов, населяющих Союз» [2, с. 477], «величайший акт взаимного доверия народов» [2, с. 478]. Это был акт исправления допущенной историей несправедливости в отношении белорусов. В состав БССР вошли 15 поветов и некоторые волости Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. В новых границах территория БССР составила 110 584 км2, а количество населения выросло до 4,2 млн человек [3, с. 150].
Увеличение Белоруссии означало, таким образом, создание в пределах республики единого района, который выделялся своими этническими, экономическими, культурными, историческими и другими особенностями. И это соответственно по-новому ставило вопрос административного районирования. 17 июля 1924 г. 2-ая сессия ЦИК БССР упразднила поветы и волости и создала округи и районы, которые в свою очередь были поделены на сельсоветы. Окончательное новое административно-территориальное деление БССР ЦИК и СНК республики было утверждено 2 января 1925 г. [3, с. 151-153].
В конце 1926 г. произошло новое расширение территории БССР. Это был второй этап. Президиум Всероссийского ЦИК 6 декабря 1926 г. постановил передать БССР Гомельский и Речицкий поветы (территория – 15 727 км2, население – 649 тыс. человек) [3, с. 154]. Также было опробовано введенное ранее административно-территориальное деление и выявлены его недостатки, в частности, округа оказались слишком мелкими. Поэтому в 1927 г. были упразднены 4 округа. Сетка районов оставалась прежней. При районировании учитывался национальный принцип. Национальные районы и сельские Советы были, по сути, дальнейшим развитием в практике государственного строительства принципа национально-государственного и административного обособления местностей с компактным национальным большинством [3, с. 154-156].
В 1924-1929 гг. в БССР происходила коренная ломка старого административно-территориального деления, и были испробованы новые формы. Переход системы местных органов, а вместе с тем и новой системы административно-территориального деления означал решение исключительно важных проблем государственного строительства. Это расширение территории БССР по своей значимости, по мнению Круталевича В.А., стоит в одном ряду с такими актами, как провозглашение белорусской государственности в январе 1919 г., восстановление ССРБ в июле 1920 г., вступление республики в качестве равноправного субъекта в состав Союза ССР в 1922 г. [5, с. 268].
В июне-июле 1930 г. ЦИК и СНК БССР взяли курс на упразднение округов, после чего осталась двухзвенная система местных органов власти и управления. Почти 100 районов управлялись из центра. Вместе с тем были расширены права сельских Советов. Были также пересмотрены границы районов по всей республике. Почти треть районов подлежала сокращению, но в 1931 г. стало ясно, что это не оправдало себя. В 1934 г. начинается процесс упразднения национальных административно-территориальных единиц, что объяснялось недостаточными основаниями для их создания. В 1935 г. не везде, но возобновляется создание округов: вдоль западной границы с Польшей округи объединили 24 района. Это возвращение к округам было подготовительным этапом к введению трехзвенной системы местных органов – к созданию областей, которые окончательно получили законодательное закрепление в 1938 г. В БССР было создано 5 областей: Минская, Витебская, Могилевская, Гомельская и Полесская. Таким образом, и города республики поделились на две категории: города областного подчинения и города в подчинении районным исполнительным комитетам [3, с. 183-187].
В 1939 г., уже в условиях начавшейся второй мировой войны, с БССР объединилась Западная Белоруссия.
Важным обстоятельством явилось создание Союза Советских Социалистических Республик и принятие его первой Конституции в 1924 г., что внесло значительные перемены в государственно-политическое положение Белорусской ССР, содействовало увеличению авторитета республики. Однако вместе с тем возникла необходимость внесения некоторых изменений в конституционное право БССР [3, с. 158].
Первый проект Конституции БССР, подготовленный в 1924-1925 гг., который закреплял широкие полномочия высших органов республики, был отклонен. Поэтому по инициативе ЦК Компартии большевиков Белоруссии была создана конституционная комиссия, которая и разработала необходимый проект Конституции, который был одобрен Бюро ЦК КП(б)Б. Окончательно проект Конституции был утвержден VIII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 11 апреля 1927 г. [3, с. 159]. Конституция БССР состояла из 13 глав и 76 статей. В ней закреплялась диктатура пролетариата [7, ст.ст. 1, 2], труд признавался обязанностью всех граждан [7, ст. 7], объявлялись различные демократические свободы: собраний, союзов, печати и др. [7, гл. 1], объявлялось о равноправии всех граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности [7, ст. 14], а белорусский язык определялся как «преимущественный для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями» [7, ст. 22]. Высшим органом государственной власти объявлялся Всебелорусский съезд Советов, в период между съездами – ЦИК БССР. А в период между сессиями ЦИК БССР высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом власти являлся Президиум ЦИК, который выбирался на сессии ЦИК БССР. Для непосредственного управления отдельными отраслями государственной жизни создавался Совет Народных Комиссаров в составе председателя, его заместителей и комиссаров [7, ст. 45]. Главы 7 – 10 регламентировали порядок создания и деятельности местных органов власти и управления (высший орган власти в пределах округа или района – окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). В главе 11 закреплялись основные принципы избирательного права Белорусской ССР. Как мы видим по сравнению с предыдущей Конституцией 1919 г. и Дополнениями к ней эта Конституция охватывала многие положения государственной жизни и содержала статьи, которых ранее не было.
20-30-е гг. ознаменовались развитием промышленности и техники, что вызывало необходимость повышения образования и культуры, а следовательно самосознания народа. Но это не соответствовало интересам правящей верхушки, которые в конце 20-х – начале 30-х гг. развернули борьбу с демократическими устремлениями, начали «чистки», аресты, фальсификации уголовных дел и т.п. Чтобы придать репрессиям против народа некоторую видимость демократии, было решено внести изменения в Конституцию. Таким образом, в ноябре 1936 г. был созван XII Чрезвычайный съезд Советов БССР, который подготовил Конституцию БССР (19 февраля 1937 г.) в полном соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и повторяла все ее основные положения. В этой Конституции в частности было сказано о том, что все важнейшие вопросы государственной жизни относятся к компетенции высших органов Союза ССР [3, с. 189-190]. По своей структуре и теоретико-технической разработке Конституция БССР 1937 г. была более совершенной по сравнению с предыдущей. В ней был намечен переход к разделу власти на законодательную (Верховный Совет БССР, Президиум Верховного Совета БССР), исполнительную (Совет Народных Комиссаров БССР) и судебную [8, ст.ст. 20, 39]. Новыми были разделы о бюджете [8, ст.ст. 76-79] и о суде и прокуратуре [8, ст.ст. 80-92]. В значительной степени были перестроены местные органы государственной власти. Ликвидировались окружные и районные съезды Советов и создавались Советы в округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках [8, ст. 52]. Это деление просуществовало до 1938 г., до создания областей. Коренным изменениям подверглась и избирательная система [8, ст.ст. 109-118]. Объявлялась свобода слова, печати, митингов, уличных шествий и демонстраций [8, ст. 100], но только на бумаге, так как в то же время проводились массовые репрессии, людей уничтожали без всякой вины с их стороны.
Что касается создания и деятельности судов, то в БССР все общие судебные учреждения ликвидировались и заменялись судами, которые должны были создаваться на основе демократических выборов. Первые народные суды были созданы в Минске в феврале 1919 г., но нормальная работа этих судов началась лишь с 1921 г., когда был создан Народный Комиссариат юстиции и были выбраны народные судьи. В 1923 г. была проведена судебная реформа, согласно которой создавалась следующая система судов: 1. Народный суд; 2. Высший суд (в качестве суда второй инстанции); 3. Верховный суд БССР (судебный контроль и надзор за судебной деятельностью судов БССР). После возвращения в состав БССР ее восточных земель и проведения административно-территориального деления были опять внесены изменения в систему судов: в районе, городе – народные суды, в округах – окружные суды как суды второй инстанции и Верховный суд республики, который осуществлял надзор за деятельностью всех судов БССР. Такая система сохранялась и в последующие годы, и только в 1938 г. вместо окружных были созданы областные суды [3, с. 164-166].
В 1922 г. свою деятельность начала Прокуратура, которую возглавлял народный комиссар юстиции. Изменения в структуре Прокуратуры произошли в 1924-1925 гг., когда были введены должности прокуроров: окружных, участковых, камерных помощников окружных прокуроров. Кроме контроля за исполнением законов Прокуратура БССР должна была смотреть за предварительным расследованием и поддерживать обвинение в суде. Постепенно структура, компетенция и методика работы менялись [3, с. 166-167]. Все учреждение прокуратуры подчинялись непосредственно Прокурору СССР, им же назначался и Прокурор Белорусской ССР на пять лет. Это является свидетельством жесткой централизации органов прокуратуры в СССР.
5. Заключение
1920-1930-ые годы ознаменвовались открытием Второго Всебелорусского съезда Советов и стремлением беларусского народа к национально-государственному строительству, к национальному возрождению. Об этом свидетельствуют и поставленные на повестке дня Второго Всебелоруского съезда Советов вопросы, и принятые Дополнения к Конституции 1919 г., и проводимые административно-территориальные реформы, и другие связанные с вышеназванными фактами мероприятия. Все это дало толчек развитию не только национального хозяйства, но и в первую очередь, развитию национального самосознания белорусского народа. И это причем наряду с терпимым отношением к другим народам, проживающим на территории БССР, и их культурам, о чем свидетельствует, например, создание национальных административно-территориальных единиц, которые были упразднены лишь с началом жесткой централизации органов власти и репрессиями, проводимыми СССР.
Второй Всебелорусский съезд Советов своими решениями был направлен в будущее, в его актах нашел отражение широкий перечень вопросов государственного, экономического и социального характера. Он поставил вопрос о независимости БССР в отношениях с РСФСР. На съезде был принят ряд документов, которые сыграли важнейшую роль в национально-государственном строительстве БССР: «Тезисы по аграрному вопросу», резолюция «По земельному вопросу», Резолюция «О восстановлении народного хозяйства», а также Дополнения к Конституции.
Что касается Дополнений к Конституции БССР 1919 г., то они не содержали урегулирования многих положений, как например, избирательное право, порядок проведения выборов в органы власти, бюджет и финансы республики. Также ничего не было сказано о местных органах власти и судебной системе, прокуратуре. Была лишь оговорка о том, что в этих случаях следует пользоваться Конституцией РСФСР 1918 г., что говорит о том, что белорусский законодатель ориентировался на закрепление максимально тесных взаимоотношений с РСФСР.
Большое значение для национально-государственного строительства имел вопрос о территории ССРБ. Административно-территориальное деление – это один из наиболее важных элементов государственной организации, который указывает на ее тесную связь с территорией, расселением людей, размещением промышленности и другими факторами. Вся территория БССР, пройдя длинный путь реформ в области административно-территориального деления и проследив за их практическим функционированием, была в 1938 г. поделена на области, районы и сельские Советы.
Дважды, в 1924 и 1926 гг. в состав БССР возвращались территории РСФСР с преимущественно белорусским населением. Это был акт исправления допущенной историей несправедливости в отношении белорусов. В результате территория БССР была увеличена до примерно 126 000 км2, а население до 5 млн человек.
Важным обстоятельством для национально-государственного строительства БССР явилось создание СССР. Провозглашенное в в Конституциях 1927 г. и 1937 г. равноправие БССР в составе СССР было лишь на словах. Правительство СССР видело, на мой взгляд, угрозу в растущем самосознании беларусского народа и в содействии этому правительства БССР. Для И.В. Сталина равноправие и суверенитет, а также связанное с ним самоопределение беларусской нации, являлись лишь временной вынужденной мерой, вызванной сложившимися обстоятельствами, тактическим шагом [3, с. 130-131]. И это касалось не только БССР, но и других союзных республик. В частности в Конституции 1937 г., которая была создана в полном соответствии с Конституцией СССР 1936 г., репрессиям против народа придавалась видимость демократии. Кроме того, лишний раз подтверждался статус БССР в составе СССР: все важнейшие вопросы государственной жизни относятся к компетенции высших органов Союза ССР. Это говорит о стремлении правительства СССР к более жесткой централизации власти. А также о тех трудных условиях, в которых белорусы строили свое национальное государство.
20-30-ые гг. явились временем, когда активную деятельность вели суды, их система подвергалась постоянным реформам, что было вызвано реформами административно-территориального устройства. В 1922 г. была создана Прокуратура БССР, деятельность которой подчинялась Прокурору СССР.
К концу 30-ых гг. Сталиным уже был создан громадный репрессивный апарат, стоявший над партией и государством и державший людей в постоянном страхе [4, с. 372]. Игнорировались права личности, очень сильным было централистское начало в государственном управлении, в том числе в сфере отношений союзных республик и федеральных органов. В таких условиях говорить о национальном государственном строительстве БССР не приходится. В период репрессий был уничтожен цвет белорусской интеллигенции: творческой, научной, управленческой, военной- именно той части интеллигенции, которая отличалась развитым национальным сознанием, обостренным чувством национального достоинства.
Печально осознавать тот факт, что, по моему мнению, история не предоставила Беларуси и белорусскому народу на тот момент право выбора. Судьбы белорусских людей исторически тесно переплелись с судьбами российского народа, и нам не оставалось в сложившейся в то время ситуации другого выхода, кроме как подчиниться и забыть о праве народа на самоопределение в рамках национальной территории более чем на полвека.
6. Список использованной литературы
1. Довнар, Т.И. История государства и права Беларуси: учеб. пособие / Т.И. Довнар, Н.М. Юрашевич. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 318 с.
2. История Советской Конституции 1917 – 1956 гг. / под ред. Проф. Студеникина С.С. – Госюриздат, 1957. – 1046 с.
3. Круталевіч, В.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (1917–1945 гг.) / В.А. Круталевіч, І.А. Юхо. – Мінск: Беларус. навука, 1998. – 238 с.
4. Круталевич, В.А. История Беларуси: становление национальной державности (1917–1922 гг.) / В. А. Круталевич. – Минск, 1999. – 385 с.
5. Круталевич, В.А. Очерки истории государства и права Беларуси / В.А. Круталевич; под научн. Ред. П.Г. Никитенко, Д.И. Широканова. 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2009. – 522 с. – (Серия «Научные труды белорусских ученых»).
6. Мир словарей [Электронный ресурс] / Юридический словарь/ Государственное строительство – 2000–2011. – Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_yur/gosudarstvennoe-stroitelstvo-27197.html - Дата доступа: 19.02.2011 г.
7. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Помнiкi гiсторыi права Беларусi / КОНСТИТУЦИЯ Советской Социалистической Республики Белоруссии 11 апреля 1927 г. / Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.pravo.by/lawhistory/konst_1927.htm - Дата доступа: 21.02.2011 г.
8. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Помнiкi гiсторыi права Беларусi / КОНСТИТУЦИЯ Советской Социалистической Республики Белоруссии 19 февраля 1937 г. / Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.pravo.by/lawhistory/konst_1937.htm - Дата доступа: 21.02.2011 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ