Оффенбах, Жак



План
Введение
1 Биография
2 Творчество

Список литературы

Введение

Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach; 20 июня 1819(18190620), Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

«Оффенбах был — как ни громко это звучит — одним из одарённейших композиторов XIX века»[1].

1. Биография

Родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта (Eberst) из немецкого города Оффенбаха. В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.

Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж (1833); французское произношение его имени (Жакоб) вскоре сократилось до Жак. В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.[2]

Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с выдающимися пианистами (Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон и др.).

Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль).

1844: Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (Herminie d’Alcain), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. И. И. Соллертинский отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.[1]

1847: получает место дирижёра во Французском Театре (Théâtre-Français). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве.

Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия» (Comédie-Française).

1855: год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens) и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремье), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».[3]

1858: сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре.[3] Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.

За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:

  • Женевьева Брабантская (1859)

  • Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе)

  • Прекрасная Елена (1864), наиболее известный шедевр композитора

  • Синяя Борода (1866)

  • Парижская жизнь (1866)

  • Великая герцогиня Герольштейнская (1867)

  • Перикола (1868)

  • Трапезундская принцесса (1869)

  • Разбойники (1869)

Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства — в Вене.

Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.

1870: франко-прусская война. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж (1871) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку.

1875: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.

1876: Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех.

1878: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.

Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.

В 1880 году Оффенбах умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартра, в Париже.

Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро (Ernest Guiraud), известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.

2. Творчество

Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «Сказки Гофмана».

Список основных произведений Оффенбаха:

1847

  • Большой концерт для виолончели с оркестром (Grand Concerto pour violoncelle et orchestre)

1853

  • Пепито

1855

  • Двое слепых (Les Deux Aveugles), оперетта

  • Белая ночь (Une nuit blanche), комическая опера

  • Скрипач (Le Violoneux), оперетта

  • Батаклан (Ba-ta-clan), оперетта

  • Перинетта

  • Войдите, господа и дамы

  • Госпожа бабочка

  • Арлекин-цирюльник

  • Пьеро-клоун

  • Полишинель в свете

1856

  • Тромб-Аль-Казар (Tromb-al-ca-zar), оперетта

  • Роза из Сан-Флера (La Rose de Saint-Flour), оперетта

  • Финансист и сапожник (Le Financier et le Savetier), оперетта-буфф

  • Конфеты на крестины

  • Шестьдесят шестой

  • Пастушки Ватто

  • Детская бонна

1857

  • Крокефер (Croquefer ou le Dernier des paladins), оперетта-буфф

  • Dragonette, оперетта-буфф

  • Вечерний ветер (Vent du Soir ou L’horrible Festin), оперетта-буфф

  • Девушка, разыгранная в лотерею (Une demoiselle en loterie), оперетта-буфф

  • Свадьба при фонарях (Le Mariage aux lanternes), оперетта

  • Два рыболова (Les Deux Pêcheurs ou le Lever du soleil), оперетта

  • Белая ночь

  • Три поцелуя дьявола

1858

  • Кошка, превращённая в женщину (La Chatte métamorphosée en femme), одноактная комическая опера

  • Дамы рынка (Mesdames de la Halle), оперетта-буфф

  • Орфей в аду (Orphée aux Enfers), оперетта-буфф; новая редакция: 1874

  • Маленькие пророки

1859

  • Маркитантки Великой армии (Les Vivandières de la Grande Armée), оперетта

  • Женевьева Юрабантская (Geneviève de Brabant), оперетта-буфф; новая редакция: 1875

  • Муж на пороге

1860

  • Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé), оперетта

  • Мотылёк (Le Papillon), балет с пантомимой

  • Баркуф (Barkouf), оперетта-буфф

1861

  • Песенка Фортунио (La Chanson de Fortunio), комическая опера, по новелле Альфреда де Мюссе)

  • Мост вздохов (Le Pont des soupirs), оперетта-буфф

  • Комический роман (Le Roman comique), оперетта-буфф

  • Господин Шуфлери

  • Аптекарь и парикмахер; новая редакция: 1874

1862

  • Болтуны (Les Bavards), оперетта-буфф

  • Жаклин

  • Господин и госпожа Дени

  • Путеществие господ Дюнанан с сыном

1863

  • Лизхен и Фрицхен (Lischen et Fritzchen), оперетта

1864

  • Влюблённый певец (L’Amour chanteur), оперетта

  • Рейнская ундина (Die Rheinnixen (Les Fées du Rhin)), романтическая опера

  • Прекрасная Елена (La Belle Hélène), оперетта-буфф

  • Грузинки

  • Синьор Фагот

  • Жанна плачет, Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit), оперетта

1865

  • Пастушки (Les Bergers), комическая опера

  • Косколетто

  • Король летней ночи

1866

  • Синяя Борода (Barbe-Bleue), оперетта-буфф

  • Парижская жизнь (La Vie parisienne), оперетта-буфф

1867

  • Герцогиня Герольштейнская (La Grande-Duchesse de Gérolstein), оперетта-буфф

  • Отпуск на десять часов (La Permission de dix heures), комическая опера

  • Робинзон Крузо (Robinson Crusoé), комическая опера

  • Замок Тото

  • Урок пения

1868

  • Остров Тюлипатан (L'Île de Tulipatan), оперетта-буфф

  • Перикола (La Périchole), оперетта-буфф; новая редакция: 1874

  • Волшебная дудочка

1869

  • Дива (La Diva), оперетта-буфф

  • Трапезундская принцесса (La Princesse de Trébizonde), оперетта-буфф

  • Разбойники (Les Brigands), оперетта-буфф

  • Вер-Вер, или Похождения попугая (Vert-vert), комическая опера

  • Какаду

1870

  • Романс о розе

1871

  • Снежный шар (Boule de neige), оперетта-буфф

1872

  • Король-морковь (Le Roi Carotte), оперетта-буфф

  • Фантазио (Fantasio), комическая опера

  • Цветочек (Fleurette), оперетта

  • Чёрный корсар

  • Сплетня

1873

  • Браконьеры (Les Braconniers), оперетта-буфф

  • Яблоко раздора (Pomme d’Api), оперетта

  • Прекрасная парфюмерша

1874

  • Багатель (Bagatelle), комическая опера

  • Мадам д’Аршидюк (Madame l’Archiduc), оперетта-буфф

1875

  • Булочница (La Boulangère a des écus), оперетта-буфф

  • Креолка (La Créole), оперетта-буфф

  • Путешествие на Луну (Le Voyage dans la Lune), феерия

  • Кремовый торт (Tarte à la Crème), пьеса

  • Виттингтон и его кошка

1876

  • Пьеретта и Жако (Pierrette et Jacquot), оперетта

  • Бутылка молока (La Boîte au lait), оперетта-буфф

1877

  • Доктор Окс (Le Docteur Ox), оперетта-буфф

  • Ярмарка в Сен-Лоране (La Foire Saint-Laurent), оперетта-буфф

1878

  • Мадам Фавар (Madame Favart), комическая опера

  • Мэтр Перонилла

1879

  • Марокканка (La Marocaine), оперетта-буфф

  • Дочь тамбур-мажора (La Fille du tambour-major), комическая опера

1880, посмертно

  • Прекрасная Луретта (Belle Lurette), комическая опера

1881, посмертно

  • Сказки Гофмана (Les Contes d’Hoffmann), фантастическая опера

  • Мадемуазель Мушерон (Mademoiselle Moucheron), оперетта-буфф

Ссылки

  • Жак Оффенбах: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Список литературы:

  1. Соллертинский И. И. Оффенбах. М., Гос. музык. изд-во, Библиотечка любителя музыки, 1962.

  2. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 24.

  3. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 27-28.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Оффенбах,_Жак

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ