Перестройка и внутриполитический кризис в стране
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра истории
Реферат
Перестройка и внутриполитический кризис в стране
Выполнил: ст. гр. СПО-10
Васильева М.А.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Антидзе Т.Н.
Новокузнецк 2010
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Причины перестройки……………………………………………………………..6
1.1. Экономические, внутриполитические и внешнеполитические……………..6
2.Перестройка в экономических отношениях…………………………………….8
3. Перестройка в политических отношениях……………………………………..10
3.1. Концепция нового политического мышления……………………………….10
3.2. Возникновение новых общественных организаций и движений………...…12
3.3. Возникновение новых политических партий (многопартийность)………...14
3.4. Проведение первых свободных выборов…………………………………….17
4. Перестройка в духовных отношениях………………………………………….19
4.1.Гласность………………………………………………………………………..19
5.Августовский путч……………………………………………...………………..20
6.Распад СССР……………………………………………………………………...21
Заключение……………………..…………………………………………………..26
Содержание не соответствует методическим указаниям к данной теме, соответственно неверно сформулированы цель и задачи работы
Нет заключения с краткими выводами по каждой главе и списка литературы
2
Введение.
Представленная работа посвящена теме "Перестройка и внутриполитический кризис в стране". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Перестройка и внутриполитический кризис в стране" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной тематики. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Перестройка и внутриполитический кризис в стране" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Перестройка и внутриполитический кризис в стране" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы "Перестройка и внутриполитический кризис в стране" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий "Перестройка и внутриполитический кризис в стране".
3
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Перестройка и внутриполитический кризис в стране" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу перестройки;
2. Сказать об актуальности проблемы перестройки в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Перестройка и внутриполитический кризис в стране";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Перестройка и внутриполитический кризис в стране";
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Перестройка и внутриполитический кризис в стране", круг вопросов и логическую схему ее построения.
Источниками информации для написания работы по теме "Перестройка и внутриполитический кризис в стране" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Перестройка и внутреплоли-
4
тический кризис в стране", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
5
1.Причины перестройки
Курс на “перестройку” был провозглашен в 1985г. (апрельский Пленум ЦК КПСС). “Перестройка” носила довольно противоречивый характер: многие шаги предпринимались необдуманно и носили половинчатый характер. Стратегические цели перестройки были следующие: демонтаж командно-административной системы; обеспечение разнообразия форм собственности; создание саморегулирующегося хозяйственного механизма при сохранении направляющей роли государства; повышение экономической активности личности; открытость для окружающего мира.
Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризисов. Падение темпов социально-экономического роста, снижение эффективности общественного производства, игнорирование нарастающих проблем было чревато серьезными социальными потрясениями. Самые тяжелые последствия имело втягивание СССР в разорительную гонку вооружений. Военное противоборство на международной арене привело к опасности возникновения термоядерной войны. Стала остро ощущаться необходимость радикального пересмотра международных отношений, обновления всех сфер жизни советского общества. Однако в условиях сложившейся в СССР политической системы это стало возможным лишь после прихода на высшие партийные и государственные должности реалистически мыслящих политиков, способных отказаться от стереотипов прошлого и догм идеологии.
1.1.Экономические, внутриполитические и внешнеполитические
В 1985г. в СССР началась радикальная реформа общества, которая проходила под лозунгами: “Гласность. Ускорение. Перестройка”. Причины кризиса можно условно разделить на три группы: экономические, внутриполитические и внешнеполитические.
6
В первой группе причин можно выделить неэффективность командно-административной системы с присущими ей чрезмерной централизацией управления экономикой, приказными методами регулирования, отсутствием личной заинтересованности производителя. Как следствие этого: разрастание бюрократического аппарата, затратность, инертность, невосприимчивость к изменениям народного хозяйства, падение темпов роста производительности труда, углубляющийся кризис во многих отраслях, все большее техническое отставание от развитых стран.
Среди внешнеполитических причин можно выделить следующие: вновь появившаяся тенденция к изоляции от мирового сообщества, начало демократических преобразований в некоторых странах социалистического лагеря (Венгрия, Чехословакия), провал компании в Афганистане, а все увеличивающееся технологическое отставание от США и стран Запада обусловило невозможность продолжения на равных “гонки вооружений”.
К внутриполитическим причинам “перестройки” относятся: концентрация власти в рядах консервативного партийного аппарата, расцвет бюрократии, нарушение принципа народовластия, игнорирование интересов и мнений различных социальных групп, народностей, жесткий контроль над всеми элементами политической системы, явное отчуждение рядового гражданина от власти и управления, диктат государства над личностью, развал самой партии (коррупция, недееспособность).
Внутриполитические и внешнеполитические аспекты перестройки были изначально тесно взаимосвязаны. Как излагалось в тезисах, подготовленных для выступления Горбачева в октябре 1989 г. на Совете обороны, начавшаяся с 1985 г. перемена курса партии на обновление социализма требовала критического пересмотра итогов и методов советской внешней политики, приведения ее в соответствие с исходными (т.е. ленинскими) принципами и
7
идеями. Однако помимо идейных существовали и прагматические соображения. Сложившаяся к середине 1980х годов обстановка на международной арене была крайне неблагоприятной для осуществления внутриполитических реформ, и надо было добиваться «перелома в международных отношениях»
2.Перестройка в экономических отношениях
М.С. Горбачев инициировал создание многоукладной экономики, что означало в определенной степени реанимацию нэпа. Главной целью реформ было реструктурирование экономики с сохранением системы планирования.
Реструктурирование экономики сопровождалось кампаниями в пользу гласности, демократизации в общественной сфере, антиалкогольной кампанией. Реформами М.С. Горбачева также предусматривалось: модернизация промышленности на основе новейших достижений в НТП; осуществление децентрализации процесса принятия решений; создание ограниченного сектора частного предпринимательства; улучшение трудовой дисциплины под лозунгом: "Прибавить в работе!"; развитие мирохозяйственных связей. Изменить экономические отношения в народном хозяйстве пытались путем реанимации хозрасчета. Новым было введение арендных отношений в сфере обслуживания и в аграрном секторе, развитие кооперации и индивидуальной трудовой деятельности. Закон о государственном предприятии (июнь 1987 г) провозгласил принцип полного хозрасчета и самофинансирования. Прибыль (доход) становилась обобщающим показателем деятельности предприятия. Одна часть дохода предназначалась для обязательных выплат, другая поступала в хозрасчетный доход коллектива. Были установлены две модели хозяйственного расчета. Первая - зависела от роста объемов производства в условиях нормативного распределения прибыли предприятия и формирования фонда зарплаты. Вторая модель основывалась на нормативном распределении
8
чистой продукции (валового дохода) в фонды развития производства, науки и техники, социального развития. В единый фонд оплаты труда включались средства на зарплату и материальное поощрение.
В 1988-1989 гг. был взят курс на разгосударствление экономики, что можно считать вторым этапом "перестройки". В принятом "Законе о кооперации" (1988 г) было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. За 1988 г. количество кооперативов в СССР выросло в 6 раз. Деятельность их составила конкуренцию в работе предприятий государственной промышленности, особенно предприятий и организаций сферы услуг, где их было особенно много. Создавался негосударственный сектор в экономике, предприятия его конкурировали с производством в государственном секторе.
На третьем этапе "перестройки", в конце 1989 - 1990 гг., политические потрясения и обострившийся национальный вопрос отодвинули на второй план решение назревших экономических проблем. Были упущены возможности для поэтапного разгосударствления, восстановления и развития рыночных отношений в рамках одной страны. По сравнению с периодом новой экономической политики впервые проявились в стране черты не только плюрализма в экономике, но и плюрализма в общественно-политической жизни. Руководство СССР оказалось неспособным эффективно работать в новых условиях. Усилились инфляционные процессы, обозначился дефицит госбюджета. Вновь стал снижаться среднегодовой прирост национального дохода. Партийно-советское руководство не воспользовалось возможностями активизировать кооперативные и арендные отношения в целях роста производства. Не реализована была возможность выбора пути - построения рыночного социализма.
9
3. Перестройка в политических отношениях
С перестройкой с изменениями внутри страны тесно связаны перемены во внешней политике СССР. Их суть состояла в том, что «произошел отказ от прежней абсолютизации классового подхода», советским руководством признавалось, что «капиталистические, социалистические страны и страны „третьего мира“ тесно взаимосвязаны», в мире «существуют глобальные проблемы, которые должны стать сферой приложения усилий всего человечества», и решение международных проблем невозможно силовыми методами. Новым принципом мирного сосуществования стало «новое политическое мышление».
Для реализации нового политического мышления были определены следующие направления: первое преодоление конфронтации между Востоком и Западом, достижение с Западом партнерских отношений на основе взаимного разоружения; второе разрешение региональных конфликтов, это создало бы объективные основы для того, чтобы перейти к установлению тесных взаимовыгодных контактов со всеми странами без оказания предпочтения социалистическому лагерю.
3.1. Концепция нового политического мышления
Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Кроме того, руководство СССР болезненно реагировало на критику по адресу политики обеих сверхдержав, отказавшихся от разрядки, со стороны неприсоединившихся стран, общественности Западной и Восточной Европы.
Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США, М. С. Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в Рейкьявике в 1986
10
году. Хотя они и не завершились конкретными договоренностями, все же было подтверждено стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.
Президентом СССР М. С. Горбачевым в 1987 — 1988 годах была предложена концепция нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну». Во-первых, эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих предложений о сокращении вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году.
Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества.
В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.
Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращения «холодной войны». Первоначально она была воспринята в странах Запада как тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако односторонние шаги СССР вскоре показали, что речь идет о реальных переменах в советской политике. В 1987 — 1990 годы СССР пошел на крупные
11
односторонние сокращения численности советских вооруженных сил.
3.2.Возникновение новых общественных организаций и движений
Перестройка способствовала появлению принципиально новых общественных организаций. Одной из первых стала возникшая весной 1988 г. федерация творческих союзов республики, считавшая своей главной задачей борьбу за радикализацию перестроечных процессов в республике. Но она быстро распалась, фактически не начав действовать.
В ноябре 1988 г. начинает действовать Народный фронт Карелии (НФК). Предполагалось, что новая организация будет объединять активных сторонников «перестройки» для демократического преобразования общества. НФК считал своими задачами реализацию в республике решений XIX партконференции, формирование в республике общественного мнения, активное участие в выборах, подготовку и реализацию программы территориальной, национальной, хозяйственной и культурной автономии республики. Принципиальное значение имело решение о том, что НФК не будет иметь национальной основы. Подавляющее большинство членов НФК представляло интеллигенцию.
С самого начала в НФК сложились два течения. Радикалы считали своей главной целью борьбу с бюрократией как классом эксплуататоров путем проведения митингов, забастовок, организации движения общественного неповиновения, выступая против любого сотрудничества с КПСС. Представители второго течения считали основной задачей борьбу за социально-экономические преобразования в сотрудничестве с органами власти, допускали возможность сотрудничества с КПСС по реализации решений XIX Всесоюзной партконференции, не возражали против участия коммунистов в деятельности НФК.
12
Появление НФК было недоброжелательно встречено партийными и комсомольскими органами. Однако после выборов 1989 г., в которых Народный фронт принял активное участие, популярность движения возросла, что заставило власти несколько изменить свое отношение к нему.
Другой организацией, объединившей сторонников перестройки, стала «Демократическая инициатива», созданная в сентябре 1988 г. в результате слияния костомукшского литературного объединения и группы «зеленых». Новая организация провозгласила своей основной задачей «утверждение принципов демократии во всех сферах жизни города, а также всего советского общества, и практическое содействие процессу перестройки». Пути решения этой задачи виделись в в содействии городским советским и общественно-политическим органам в рассмотрении и решении общественно-политических проблем, в участии в избирательных кампаниях, в общественной защите лиц, преследуемых бюрократическим аппаратом «за действия в рамках широкого социалистического плюрализма».
Одновременно началось формирование социал-демократической организации в Петрозаводске. В июне 1990 г. исполком Петрозаводского отделения Социал-демократической партии выступил с обращением «К гражданам Карелии», в котором, в частности, говорилось о создании в Петрозаводске и Костомукше территориальных организаций Социал-демократической партии России, о работе по созданию аналогичных организаций в других городах Карелии и подготовке создания Социал-демократической партии Карелии в составе с ДПР.
Новым явлением в общественно-политической жизни республики периода «перестройки» стало возникновение и развитие движения «зеленых», боровшихся за защиту окружающей среды. 7 апреля 1990 г. в Петрозаводске состоялся Всекарельский съезд «зеленых», в котором приняли участие комитет
13
«Экология и жизнь» Народного фронта Карелии, организация «Природа» (Петрозаводск, Медвежьегорск), кондопожский союз «зеленых» «Сандал», экологическая группа поселка Надвоицы, экологическая секция костомукшского движения «Демократическая инициатива», студенческая «Зеленая лига». Предложения съезда включали: разработку конструктивной программы экологического оздоровления края; объявление Сегежского района зоной экологического бедствия; закрытие или перепрофилирование Надвоицкого алюминиевого завода; составление и обнародование экологических карт Карелии; подготовку и принятие законов об охране природы Карелии и об охраняемых природных территориях Карелии; прекращение любых работ по строительству Карельской АЭС и горнолыжного центра на горе Нуорунен; передачу местным Советам решение вопросов лесопользования.
Целая группа новых общественно-политических движений имела ярко выраженный профессиональный характер. Политическая деятельность стала для них способом защиты профессиональных, «цеховых» интересов. В декабре 1988 г. был создан Союз кооператоров «Карелия». Он являлся общественной организацией кооперативов, предприятий и граждан, созданной с целью способствовать осуществлению перестройки в стране, проведению радикальной экономической реформы, развитию кооперативного сектора экономики и индивидуальной трудовой деятельности.
3.3.Возникновение новых политических партий (многопартийность)
В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX
14
партийной конференции. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.
Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы:- отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе;- формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия;- демократизация органов государственной власти;- расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере;- перестройка национальных отношений на демократической основе.
После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. В их числе закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС.
Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял "Демсоюз", выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: "Российское христианско-демократическое движение", "Христианско-демократический союз России", "Христианско-демократическую
15
партию России" и др. Первыми представителями либерального направления стали "Демократическая партия Советского Союза", "Демократическая партия", "Либерально-демократическая партия" и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря - "Демократическая партия России", а в ноябре - "Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности. Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России". В июне 1990 года была основана "Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистического революционного союза".
Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.
Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития: а) реформаторско - демократическая. Представленная партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно - европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно - капиталистической экономикой;
16
б) национально-патриотическая. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса; в) традиционно - коммунистическая.. Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.
Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.
3.4. Проведение первых свободных выборов
26 марта 1989 года в Советском Союзе состоялись первые свободные выборы народных депутатов СССР. Реальное формирование базы для проведения первых в стране независимых выборов дали подготовка и проведение ХIХ партконференции. Были приняты необходимые изменения в Конституцию СССР и новый закон СССР "О выборах народных депутатов СССР".
Высшим органом власти страны объявлялся Съезд народных депутатов СССР. В соответствии с измененной Конституцией, он избирался сроком на пять лет. Предполагалось, что в полном составе Съезд будет собираться один раз в год. Для решения повседневных вопросов законодательной деятельности и осуществления контрольных полномочий Съезд избирал из своего состава постоянно действующий Верховный Совет.
Согласно Закону, Съезд народных депутатов СССР формировался из 2250
17
человек и состоял из трех частей. 750 депутатов избирались по территориальным округам на основе равного избирательного права, 750 – таким же образом по национально-территориальным округам. Еще 750 составляли не избранные, а назначенные депутаты. 100 из них представляли КПСС, 100 – государственные профсоюзы, 75 – ВЛКСМ. Остальные места распределили общественные организации, научные общества, творческие союзы.
Выдвижение кандидатов осуществлялось на собраниях трудовых коллективах и общественных организаций. Между выдвижением и попаданием в избирательный бюллетень, кандидат должен был пройти еще одну стадию. Закон о выборах предусматривал проведение окружных предвыборных собраний. На этом собрании присутствовали представители трудовых коллективов, поддержавших выдвижение того или иного кандидата. Для того, чтобы обеспечить себе представительство на окружном избирательном собрании и иметь шанс быть зарегистрированным и внесенным в избирательный бюллетень кандидату нужно было заручиться поддержкой как можно большего числа трудовых коллективов, организаций и предприятий округа.
На Съезде коммунистическая партия, как и предполагалось, получила подавляющее большинство. Однако в число депутатов вошли и представители демократически настроенных кругов общества, которые получили возможность использовать Съезд как трибуну для выражения собственных взглядов. Наиболее либеральные из этих депутатов составили демократически оппозиционную межрегиональную депутатскую группу. Численность ядра этой группы составляла около 250 человек.
18
4. Перестройка в духовных отношениях
Перестройка знаменовалась снятием запретов на все виды и жанры искусства, прекращением тотального контроля, выходом на экраны запрещенных фильмов и публикацией ранее запрещенных произведений.
В период перестройки произошли большие перемены в культурной жизни страны. Впервые перед деятелями культуры открылась полная свобода творчества, при которой талантливые деятели культуры создают прекрасные произведения искусства.
4.1. Гласность
В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. Выдвижение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев подчеркивал: «Мы за широкое развитие гласности, но в интересах общества, социализма, в интересах народа». Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней попытку «очернить» социализм, «атаковать КПСС» и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания. Гласность была одним из главных завоеваний перестройки. Она создала совершенно новую атмосферу для работы СМИ - за короткий период они изменились разительно.
Демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, возникновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Особенно острыми стали межнациональные вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между жителями Южной Осетии и Грузии. В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности.
19
5.Августовский путч
Начиная с 1989 г. власть партийно-государственной номенклатуры неуклонно уменьшалась. Новые коммерческие и политические структуры медленно, но неуклонно набирали силу. Все это вызывало открытый и скрытый протест "господствующего класса". Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания 22 августа 1991 г. нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново - Огарево, на правительственной даче под Москвой. Согласно этому договору республики, входящие в новый Союз, получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично - налоговой и социальной политики.
Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа 1991 г. в стране было введено чрезвычайное положение, на улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска, включая танки, почти все центральные газеты, за исключением "Правды", "Известий", "Труда" и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.
Возглавил переворот "Государственный комитет по чрезвычайному положению" (ГКЧП). Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т. е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.
20
Основным политическим соперником центрального руководства СССР было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР ("Белый дом") были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников. Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20 августа вокруг "Белого дома" выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Переворот весьма негативно был воспринят за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.
Переворот был крайне плохо организован и подготовлен. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. В результате событий 19-21 августа 1991 г. около "Белого дома" погибли три его защитника.
Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов и др. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура.
6.Распад СССР
В середине 1980-х г. в состав СССР входило 15 республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживало свыше 270 млн. человек, - представителей более 140 национальностей. Союзные республики не имели реального равенства в рамках Советского Союза.
21
Ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии, которая выполняла роль «цементирующего начала» союзного государства, привели к взрыву сепаратизма.
С началом «перестройки» выдвигаются требования реабилитации поволжских немцев, крымских татар, турок - месхетинцев и др. Центральная власть вместо того, чтобы удовлетворить эти требования, рассматривала их как проявление национализма и жестоко подавляла их. 1986 г. стал годом первых за советское время столкновений на национальной почве.
Росту сепаратизма способствовали экономический кризис, парализовавший народное хозяйство всех республик, и распад экономических связей. Националистические силы обвиняли центр в «выкачивании средств» из регионов, призывали вначале к экономическому суверенитету, а затем к государственной независимости.
Огромное влияние на распад СССР оказали события в Российской федерации в 1990-1991 гг. После провозглашения первым съездом народных депутатов России в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России борьба между союзным и республиканским руководством вступила в новую фазу. В ноябре 1990 г. Ельцин обвиняет союзное руководство в противодействии экономическим реформам, заявляет, что Россия будет самостоятельно переходить к рынку и ставит вопрос о переделе общесоюзной собственности. Между центральным и республиканским руководством начинается «война законов». Возникает практика двухсторонних связей между республиками в обход союзного центра, который становился ненужным. В сентябре такие договоры о всестороннем сотрудничестве были подписаны Россией с Грузией, Молдовой и прибалтийскими государствами. Стремясь ослабить центр, Ельцин поддерживает рост сепаратизма в российских автономиях. Во время своей поездки по России в августе 1990 г. он призвал
22
лидеров автономий брать суверенитета столько, сколько они смогут «переварить». Татария, Башкирия, Якутия и многие другие также поднимают вопрос о своем суверенитете. Заключение нового союзного договора становится жизненной необходимостью.
Подготовка его проекта начинается с августа 1990 г. В ней принимали участие представители 12 союзных республик, за исключением республик Прибалтики. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. чел. (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн. чел. (76,4%).
После поражения путча распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х гг., принял лавинообразный характер. Республиканские органы власти были заинтересованы в кардинальном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли интересы местных политических элит как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных. После подавления путча и те и другие использовали лозунг национальной независимости, одни - чтобы получить власть, другие - чтобы сохранить ее. В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления. Ни тех, ни других не интересовали объективные интересы народов своих республик, опасность резкого обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения национальных конфликтов вплоть до гражданской войны и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с
23
искусственно проведенными границами. В обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР. С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие страны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стремились проводить полностью независимый курс.
Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. К концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем. Для многих категорий населения, особенно для пенсионеров, молодых людей, встала проблема выживания. Ухудшение экономического положения ускорило ликвидацию СССР.
Развал Союза ССР довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик - России, Украины и Белоруссии, являвшихся государствами - учредителями СССР, объявили, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно было согласовано совместное заявление об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате главы 11 бывших республик СССР подписали Декларацию в поддержку Беловежских соглашений и заявили о создании Содружества Независимых Государств с координирующими функциями и без каких-либо совместных законодательных, исполнительных или судебных органов. От участия в СНГ уклонились республики Прибалтики, а также Грузия. В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. в 19 часов Президент СССР М.С. Горбачев выступил по телевидению, заявив о
24
сложении своих полномочий. После этого красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским. Завершилась целая эпоха в истории нашей страны.
25
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ