Петр I и его реформы органов власти и управления
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
(МЭСИ)
Тверской филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Контрольная работа
по отечественной истории
Тема 26.Петр I и его реформы органов власти и управления.
План
1.Предпосылки, цели и характер петровских реформ.
2.Реформа органов власти (в центре и на местах), возникновение абсолютизма.
3.Реформа центрального управления.
4.Реформа местного управления.
5.Реформа городского управления.
Литература
История Государственного Управления в России. Под редакцией профессора А.Н. Марковой, 1997.
История отечественного государства и права. Под редакцией Ю.П. Титова, 2000.
О.И.Чистяков. История отечественного государства и права. Часть 1.2000.
Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994.
1.
Я выбрала данную тему, так как она привлекла меня своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастание до уровня Великой Державы; становление абсолютизма, а также можно выделить, актуальный на сегодняшний день, аспект этой темы - роль личности Петра в истории нашего государства, его вклада в формирование великой державы.
Цель моей работы - изучить и исследовать реформы Петра I в области органов власти и управления.
В русле этой цели мною поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть в первую очередь предпосылки и характер петровских реформ, выяснить, что же все-таки привело к данным реформам;
2)изучить реформы органов власти в центре и на местах;
3)изучить реформы центрального управления;
4)изучить реформы местного управления;
5)и, наконец, изучить реформы городского управления.
Истоки преобразований Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ.
Важнейшими из предпосылок явились:
-активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства;
- интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы «посадского строения», принятием «Уставной таможенной грамоты» (1653 год) и «Новоторгового устава» (1667 год);
-реформирование и совершенствование финансовой налоговой систем;
- переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труд и простейших
механизмов.
Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютизации верховной власти, дальнейшее укрепление российского самодержавства, что выразилось в укреплении административной централизации, отмирании Земских сборов как органов сословного представительства и др.
В XVII в. Отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению этого разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя. И такой государственный деятель появился на исторической арене в лице Петра I.
Основные цели реформ понятны: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты.
Символом успехов можно считать провозглашение России империей (1721г.). Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал разросшийся бюрократический аппарат.
В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства – его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Они служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом формировали в России систему абсолютной монархии – типа государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная власть.
Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления.
Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу.
В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.
Вывод: итак, петровские преобразования имеют ряд предпосылок, основной из которых явилась тенденция к абсолютизации верховной власти, укрепление самодержавства. Реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер. Цели реформ были следующими: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства, его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.
2.
Возникновение абсолютизма.
В первой четверти XVIII в., во время правления Петра I, окончательно оформился абсолютизм - тип государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная власть.
Он возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению.
При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а деятельность сословно-представительных органов фактически прекращается.
В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был ускорен Север-
ной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма. Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.
Реформы власти в центре.
Во главе государства стоял абсолютный монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. Он являлся главнокомандующим вооруженных сил страны. С подчинением церкви государству монарх стал и главой церкви.
В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Первоначально он состоял
из 9 человек, назначаемых царем, независимо от их происхождения. Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные органы. Главную роль в Сенате играло присутствие, т.е. общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату, вначале единогласно, а с 1714 г. -большинством голосов.
Помимо присутствия, куда в 1718-1722 гг. входили и президенты коллегий (выведенные затем из состава Сената), при Сенате имелись:
-разрядный стол (позже его сменила герольдмейстерская контора во главе с герольдмейстером), ведавший учетом дворян, прохождением ими
службы, назначением дворян на государственные должности;
-расправная палата - для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для докладов по ним присутствию Сената;
-генерал-рекетмейстер -для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения и др.
При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших
весьма важное значение. К таким, в частности, относились фискалы. Они должны были "тайно проведывать, доносить и обличать" все злоупотребления должностных лиц, как высших, так и низших, надзирать за исполнением законов, преследовать казнокрадство, взяточничество и хищения, совершенные должностными лицами.
Во главе фискалов находился генерал-фискал, назначавшийся царем, со своим помощником обер-фискалом, назначавшимся Сенатом. Им были подчинены фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.
Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главное дело ревизора - "чтобы все исполнено было".
До образования коллегий (1718-1720 гг.) средством административной связи Сената с местными учреждениями служили губернские комиссары, состоявшие при Сенате (по два от каждой губернии).
В последствии, когда были созданы коллегии, Сенат назначал президентов и вице-президентов для коллегий, определил штаты и порядок их работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником - обер-прокурором. Должность генерал-прокурора была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Он являлся "оком государевым" и "стряпчим о делах государственных", возглавлял сенатскую канцелярию. Все дела, поступавшие в Сенат, обязательно проходили через генерал-прокурора и им вносились на рассмотрение. Он созывал заседание Сената и председательствовал на них, пользовался правом донесения царю о неправильных действиях Сената, обладал законодательной инициативой.
Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе.
Признаком бюрократии являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.
Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали
профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его
сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
Реформы власти на местах.
С целью укрепления местных органов в 1702-1705 гг. правительство
Петра I стремится привлечь к управлению местных дворян. Указ 1702 г.
отменил губных старост и передал их функции воеводам. Вместе с тем
было указано, что воеводы должны были управлять совместно с особы-
ми дворянскими советами, члены которых (в больших городах по 3-4, в
небольших - по 2) избирались дворянами из своей среды.
Таким образом, коллегиальное начало было введено в сферу местно-
го управления.
С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление.
В соответствии с указом от 18 декабря 1708 г. Вся территория России была разделена на восемь губерний. В период 1713-1714 гг. количество губерний увеличилось до 11.
Во главе губерний стояли губернаторы, а во главе уездов – коменданты. Позже уезды были ликвидированы.
Петербургскую, Азовскую губернии возглавляли генерал-губернаторы. В их руках находилась административная, судебная и военная власть. Помощником губернатора являлся вице-губернатор.
Губернатору также подчинялись четыре его непосредственных подчиненных: обер-комендант - отвечал за военные дела, обер-комиссар - за денежные сборы, обер-правиантмейстер - за хлебные сборы, ландрихтер - за судебные дела.
Деятельность губернатора государство стремилось поставить под контроль местного дворянства. В 1713 г. при губернаторе были учреждены ландраты (советники), по 8—12 человек из числа местных дворян.
С 1719 г. территория государства уже делилась на 11 губерний, 45
провинций (впоследствии их стало 50). Провинции делились на дистрикты (округа). Провинции стали основными единицами управления.
Наиболее крупные и важные провинции возглавлялись генерал-губернаторами и губернаторами, остальные - воеводами, обладавшими широкими полномочиями в административной, полицейской, финансовой, судебной областях. Они осуществляли свои полномочия через провинциальную канцелярию и целый штат помощников. Управление дистриктами осуществляли земские комиссары.
В городах воеводы осуществляли лишь военные и полицейские функции.
Существенной властью в городе обладал президент, возглавляющий Бурмистерскую палату, созданную с целью улучшения экономического состояния городов.
Административные, судебные и финансовые функции в городах осуществляли выборные из купечества бурмистерские избы (земские избы), которые были независимы от воевод.
Гильдии имели свои органы - гильдейские сходы, где выбирались
старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали
еще особые корпорации - цехи (полноправными членами которых являлись лишь мастера, имевшие учеников и подмастерьев). В них имелись свои старшины (альдерманы).
Разумеется, что все руководящие должности в городском управлении
занимали крупные купцы.
В целом местный аппарат имел существенные недостатки: он был очень громоздким, обширным и дорогостоящим; в его построении отсутствовала стройная, единая система; параллельно ему существовала и военная, и гражданская администрация с совпадающей подчас компетенцией, что отрицательно сказывалось в управлении на местах.
Вывод: итак, высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. принадлежала абсолютному монарху, стоявшему во главе государства. Он являлся главнокомандующим вооруженных сил страны. С подчинением церкви государству монарх стал и главой церкви.
В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Главную роль в Сенате играло присутствие, т.е. общее собрание сенаторов. При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших весьма важное значение. К таким, в частности, относились фискалы. Однако, недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником - обер-прокурором. Последующее принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое.
Во власти на местах также произошли существенные изменения. Вся территория России была разделена на восемь губерний, затем их количество возросло до 11.
Во главе губерний стояли губернаторы, а во главе уездов – коменданты.
С 1719 г. территория государства уже делилась на 11 губерний, 45
провинций (впоследствии их стало 50). Наиболее крупные и важные провинции возглавлялись генерал-губернаторами и губернаторами, остальные - воеводами.
Существенной властью в городе обладал президент, возглавляющий Бурмистерскую палату. Гильдии имели свои органы - гильдейские сходы, где выбирались старшины.
3. 22 февраля 1711г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления". 2 марта 1711г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:
• "Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует"
• "Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить".
• "Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".
Компетенция Сената была весьма обширной. Будучи высшим правительственным административным учреждением, он сосредоточил в своих руках управление центральными и местными учреждениями, решая множество важных вопросов текущей внутренней и внешней политики.
С 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий.
В 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.
Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.
В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. Это было связано с тем, что Приказное управление отставало от растущей экономики страны. Так, не имели своего органа управления мануфактуры, города и растущее городское население и т.д.
Коренная перестройка приказной системы произошла в период с
1718 по 1720 г., когда вместо приказов были созданы коллегии. Пре-
имущество коллегий перед приказами состояло в том, что компетенция
их была строго очерчена, причем в законодательном порядке; дела рас-
сматривались и решались коллегиально; структура была единообразной.
Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.
Адмиралтейская коллегия руководила постройкой как военного, так
и торгового флота, осуществляла управление военно-морскими силами
государства: подготовкой офицеров, матросов, снабжением, финансированием и вооружением. Кроме того, коллегия ведала лесным хозяйством, так как флот в те времена строился из леса.
Коллегия иностранных дел осуществляла руководство внешними
сношениями: приемом и отправлением посольств, дипломатическим
делопроизводством и т.д.
Три коллегии являлись финансовыми: Камер-, Штатс-контор- и Реви-
зион-коллегия.
Камер-коллегия являлась главным органом финансового управления,
она занималась вопросами государственных доходов. В ее ведении так-
же были подряды, соляные промыслы, монетное дело, содержание государственных дорог, снабжение населения хлебом во время неурожаев.
Штатс-контор-коллегия (впоследствии Штатс-контора) ведала вопросами государственных расходов. Она составляла росписи государственных расходов на содержание армии, государственного аппарата, являлась также государственным казначейством, выдавая денежные суммы учреждениям по указанию царя или Сената.
Ревизион-коллегия была наделена функциями финансового контроля.
Она следила за расходованием денежных средств центральными и местными учреждениями путем сверки приходных и расходных книг.
Развитие промышленности, торговли, усиление роли купечества вы-
звали появление специальных коллегий для руководства промышленностью и торговлей.
Так, Берг-коллегия управляла горно-рудной и металлургической
промышленностью, занималась строительством казенных предприятий,
осуществляла надзор за частными предприятиями, обеспечивала заводы
рабочей силой, производила геологическую разведку полезных ископаемых.
Всей же остальной крупной промышленностью управляла Мануфактур-коллегия. Она руководила строительством казенных мануфактур, следила за их работой, качеством изделий, выполнением правительственных заказов, снабжала рабочей силой казенные и частные предприятия, поощряла частных предпринимателей, давала разрешения на открытие мануфактур.
Коммерц-коллегия осуществляла руководство торговлей, главным
образом внешней. В ее ведении быв экспорт корабельного леса, пеньки,
мехов и других товаров, вывоз которых составлял монополию государства. Она также покровительствовала купеческим компаниям.
Вотчинная коллегия выделилась из Юстиц-коллегии в 1721 г. Она
ведала дворянским землевладением. В ее компетенцию входил разбор
земельных споров.
Юстиц-коллегия являлась центральным учреждением, ведавшим судебной частью, на нее возлагались задачи по организации местных судебных учреждений, назначению на судебные должности, надзору за судами и т.п. Юстиц-коллегия являлась апелляционной инстанцией в отношении губернских надзорных судов.
Делами духовенства занималась созданная в 1721 г. Духовная коллегия, переименованная затем в Святейший Правительственный Синод.
В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.
В результате проведения реформы органов центрального управления
произошла дальнейшая централизация государственного аппарата. Вместо большого количества приказов было создано несколько коллегий,
что позволило установить повседневный контроль над их деятельностью.
Аппарат стал более простым, а также и более гибким орудием в руках
господствующего класса для удержания в повиновении народных масс.
Деятельность коллегий в отношении дел, отнесенных к их ведению,
простиралась на всю территорию государства. Впервые появились органы, руководившие развитием промышленности и торговли, что отвечало
задачам экономического развития страны.
Вывод: реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Будучи высшим правительственным административным учреждением, он сосредоточил в своих руках управление центральными и местными учреждениями, решая множество важных вопросов текущей внутренней и внешней политики.
Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.
Затем, в 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии, которые должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Преимущество коллегий перед приказами состояло в том, что компетенция их была строго очерчена, причем в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально; структура была единообразной.
4. Петр I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления.
18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям,
устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров.
Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний: Московская включала в свой состав 39 городов, Ингерманландская (позднее С.- Петербургская) - 29 городов (еще два города этой губернии - Ямбург и Копорье были отданы во владение князю Меншикову). К Киевской губернии было приписано 56 городов, к Смоленской - 17 городов, к Архангелогородской (позднее Архангельской) - 20 городов, к Казанской - 71 городской и сельский населенный пункт, к Азовской губернии, кроме 52 городов, были отнесены 25 городов, приписных к корабельным делам, к Сибирской губернии было приписано 26 городов, "да к Вятке 4 пригородка".
В 1711 г. группа городов Азовской губернии, приписанная к корабельным делам в Воронеже, стала Воронежской губернией. Губерний стало 9.
В 1712-1715 гг. административно-территориальное деление было уже следующим: вся территория государства делилась на губернии, губернии - на провинции, провинции - на уезды. В соответствии с этим делением строилось и управление на местах.
В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11.
В 1715 г. были ликвидированы уезды.
Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы.
По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций. Провинции делились на округа - дистрикты.
Исполнительным органом губернатора, стоявшего во главе губерний являлась губернская канцелярия, занимавшаяся рекрутскими наборами, обеспечением потребности армии в провианте и обмундировании, межевыми и ямскими делами, розыском беглых крепостных крестьян. Она была основным административным, финансовым и судебным органом губернского управления.
Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении Петр намеревался решать все государственные вопросы.
Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные го
рода, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.
Вывод: Петр пытался использовать прежнюю систему местного управления и постепенно вводил вместо земских, выборные элементы управления. 18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов", согласно которому вся территория страны была разделена на 8, а затем на 11 губерний. Но такое деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. В каждой губернии были крупные города, управление в которых осуществляла прежняя городская администрация.
Основным административным, финансовым и судебным органом губернского управления была губернская канцелярия, занимавшаяся рекрутскими наборами, обеспечением потребности армии в провианте и обмундировании, межевыми и ямскими делами, розыском беглых крепостных крестьян.
5. Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления.
С целью улучшения экономического состояния городов, расширения привилегий купечества, упорядочения взимания налогов с горожан в 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистерская палата, которая ведала управлением посадским населением всех городов. Бурмистерской палате (с 1700 г. она называлась Ратушей) подчинялись учрежденные в городах выборные бурмистерские (или земские) избы.
Бурмистерская палата являлась также центральным казначейством,
куда поступали доходы с городов.
В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все городское сословие в России". По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и
"подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:
Первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера.
Вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.
Все остальное население относилось к "прочие же все подлые люди,
обретающиеся в наймах и в черных работах, которые нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются". Их права были значительно ограничены, в частности, у них отсутствовало право участвовать в городском самоуправлении, они не могли избираться на магистратские должности.
Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.
Городовые магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями, куда входило, как правило, крупное купечество. Компетенция магистратов быта весьма обширной. Они обладали финансовыми полномочиями, раскладывали и собирали государственные сборы и пошлины, должны были содействовать развитию ремесла и торговли; способствовать организации школ, заботиться о благоустройстве города, ходатайствовать перед Главным магистратом о всех городских нуждах.
Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.
Вывод: Желая предоставить городскому сословию полное самоуправление, Петр приказал учредить Бурмистерскую палату в1699 году, которая ведала управлением посадским населением всех городов. В городах стали формироваться органы самоуправления. По регламенту Главного маги
страта 1721 г.все городское сословие стало делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Городовые магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями, куда входило, как правило, крупное купечество. Компетенция магистратов быта весьма обширной.
Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.
Общие выводы: итак, петровские преобразования имеют ряд предпосылок, основной из которых явилась тенденция к абсолютизации верховной власти, укрепление самодержавства. Реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер.
Цели реформ были следующими: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой.
В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства, его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.
Высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. принадлежала абсолютному монарху, стоявшему во главе государства. Он являлся главнокомандующим вооруженных сил страны. С подчинением церкви государству монарх стал и главой церкви.
В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Главную роль в Сенате играло присутствие, т.е. общее собрание сенаторов. При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших весьма важное значение. К таким, в частности, относились фискалы. Однако, недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником - обер-прокурором. Последующее принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое.
Во власти на местах также произошли существенные изменения. Вся территория России была разделена на восемь губерний, затем их количество возросло до 11.
Во главе губерний стояли губернаторы, а во главе уездов – коменданты.
С 1719 г. территория государства уже делилась на 11 губерний, 45
провинций (впоследствии их стало 50). Наиболее крупные и важные провинции возглавлялись генерал-губернаторами и губернаторами, остальные - воеводами.
Существенной властью в городе обладал президент, возглавляющий Бурмистерскую палату. Гильдии имели свои органы - гильдейские сходы, где выбирались старшины.
Существенные изменения претерпели и органы центрального управления. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Будучи высшим правительственным административным учреждением, он сосредоточил в своих руках управление центральными и местными учреждениями, решая множество важных вопросов текущей внутренней и внешней политики.
Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.
Затем, в 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии, которые должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Преимущество коллегий перед приказами состояло в том, что компетенция их была строго очерчена, причем в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально; структура была единообразной.
Петр пытался использовать прежнюю систему местного управления и постепенно вводил вместо земских, выборные элементы управления. 18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов", согласно которому вся территория страны была разделена на 8, а затем на 11 губерний. Но такое деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. В каждой губернии были крупные города, управление в которых осуществляла прежняя городская администрация.
Основным административным, финансовым и судебным органом губернского управления была губернская канцелярия, занимавшаяся рекрутскими наборами, обеспечением потребности армии в провианте и обмундировании, межевыми и ямскими делами, розыском беглых крепостных крестьян.
Желая предоставить городскому сословию полное самоуправление, Петр приказал учредить Бурмистерскую палату в1699 году, которая ведала управлением посадским населением всех городов. В городах стали формироваться органы самоуправления. По регламенту Главного магистрата 1721 г.все городское сословие стало делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Городовые магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями, куда входило, как правило, крупное купечество. Компетенция магистратов быта весьма обширной.
Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.
Таким образом, благодаря всем изложенным преобразованиям Петра, Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Хотелось бы также задать такие вопросы: продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического порядка" - особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в череду насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития? Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом мире? На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений.
В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:
"... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ