Попытки реформирования социально-экономической системы в 60-70-е гг.

Попытки реформирования социально-экономической системы в 60-70-е гг.


Конец 50-х – начало 60-х гг. стали тем рубежом, когда созданная Сталиным административно-командная система решила главную общенациональную задачу построения в СССР основ индустриального общества. Однако дальнейшее развитие по этому пути было невозможно без реформирования существующих социально-экономических отношений. Неприятие властями своевременных мер в перспективе грозило застоем и кризисом. Тревожные симптомы этого проявились уже в первой половине 60-х гг., когда даже по официальной статистике среднегодовые темпы прироста национального дохода с 10,2% в 50-е гг. сократились до 6,5 %, а темпы роста производительности труда с 8 до 6%.

После отставки Хрущёва (октябрь 1964 г.) новое руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, Предсовмина А.Н.Косыгин, пред. Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный) выступило за проведение экономической реформы. Это была очередная попытка добиться стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства без изменения основ административно-командной системы управления и отказа от внеэкономического принуждения. Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье харьковского профессора Либермана «План, прибыль, премия». Статья положила начало экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов.

Экономическая реформа началась с сельского хозяйства в марте 1965 г. Главное ударение делалось на:

- повышение закупочных цен на с\х продукцию;

- увеличение капиталовложений в эту отрасль;

- списание долгов колхозам.

Однако по мере свёртывания линии на развитие внутренних стимулов крестьянина к труду, даже несмотря на многомиллиардные вливания (в 1966-80 гг. в с\х было направлено 400 млрд. руб. капиталовложений), уже к началу 80-х гг. колхозы и совхозы стали в целом убыточными. Введение стабильных денежных окладов селянам привело к росту иждивенческих настроений, падению стимулов к труду. В результате за 25 лет (1964-1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн.га. Потери с\х продукции составляли от 20 до 40% урожая. Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз. К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Страна столкнулась с серьёзными проблемами в продовольственном снабжении.

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Недостаточный социальный уровень села и ликвидация "неперспективных деревень" повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С 1967 по 1985 гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.

В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Она предполагала следующее:

  1. Ликвидировались совнархозы, созданные в 1957 г. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти).

  3. Ключевое значение придавалось показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению.

Ход реформы.

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Однако, не успев начаться, реформа начала выхолащиваться тем крылом в высшем партийном руководстве, которое опасалось даже частичного перехода к рынку и выступало за сохранение без изменений существующей системы управления экономикой. В 1968 г. попытки придать «второе дыхание» социализму в Чехословакии с использованием рыночных механизмов вылились в массовое движение за демократизацию и вызвали испуг не только у консерваторов КПЧ, но и у советского руководства. Экономическое реформирование в СССР после этого пошло на убыль, а вслед за этим поползли вниз и экономические показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода упали с 7,7% (8 пятилетка) до 3,5% в 1981-85 гг., а темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8% до 3%.

Крупнейшие предприятия 1970-х гг.: ЗИЛ, Москвич, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГаз, АвтоВаз, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон,Большевичка.
В СССР к концу 70-х гг. работали вручную 40% работников промышленности, 60% строителей, 75% работников с\х. К 1985 , когда в США работало 1,5 млн. ЭВМ и 17 млн.персональных компьютеров, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

К началу 70-х годов в связи с резким повышением цен на энергоносители экономика Запада претерпела глубокие структурные и технологические сдвиги. К сожалению, СССР не смог адекватно ответить на этот вызов, - вместо структурной перестройки экономики, перевода ее с индустриальной на научно-техническую стадию началось наращивание нефтяного экспорта, доходы от которого шли на поддержание энергоемкой, материалозатратной и сверхмилитаризированной экономики, на дотирование восточноевропейских и ряда развивающихся стран. Шанс для экономического рывка был упущен, быстрыми темпами шло отставание советской экономики от западной. В начале 80-х годов наша экономика была уже неспособна поддерживать рост реальных доходов населения, дефицит стал изматывающим фактором повседневной жизни людей. Экономика фактически переключалась на обслуживание нужд обороны, но и с этим справлялась все хуже.  Когда в середине 80-х годов упали мировые цены на нефть, реально встал вопрос о выживании СССР как великой державы и современного индустриального государства. Экономическая реформа была необходима, страна полным ходом шла к экономической катастрофе. Факторы, повлиявшие на темп и качество экономического развития:

затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока (В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.);

крайне затратная программа развития вооружённых сил;

кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.).

Понятийный аппарат

Стабильность -   способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии.

Хозрасчет (хозяйственный расчет) – 1) ведение хозяйства предприятия, производства на основе хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, самоокупаемости, рентабельности..2)  ведение хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, без привлечения средств государственного бюджета (возмещение расходов за счёт собственных доходов).

Самофинансирование - возможность и необходимость предприятия самостоятельно принимать решение относительно источников обеспечения денежными средствами для простого и расширенного воспроизводства своего производства.

Самоокупаемость - принцип хозяйствования, состояние финансов предприятия, при котором его расходы полностью покрываются собственными доходами.

Рентабельность - представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Материальное стимулирование - стимулирование высоких трудовых показателей работника, прежде всего, путем денежных средств (н-р, премии).

Долгострой – затянувшееся строительство

Закупочные цены – цены, по которым осуществляется закупка государством с/х продукции колхозов и совхозов.

Контрольные вопросы.

1) В чем суть системы коллективного руководства?

2) В 1965 г. была проведена экономическая реформа, разработку и реализацию которой связывают с именем Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Суть реформы состояла в следующем: 

  • обновить хозяйственный механизм страны;

  • расширить самостоятельность предприятий;

  • использовать в действии материальные стимулы;

  • дополнить административное регулирование экономическим.

Реализация реформ в аграрной сфере и промышленности наиболее активно происходила в годы восьмой пятилетки (1965–1970 гг.).

Как же на деле осуществлялось реформирование?

С какими трудностями пришлось столкнуться руководству страны в процессе экономического реформирования?

3) В чём выразился застой в экономике СССР в 60-80-е годы 20 века?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ