Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 70
города Липецка
Рабочая программа
по истории
(базовый уровень)
10 класс
подготовила
учитель истории и обществознания
Аничкина Светлана Александровна
г. Липецк
2013
Пояснительная записка
Об учебной программе
Программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Примерной программы курса истории для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2006 г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Историческое образование на III ступени общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия обучающимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных конкретных жизненных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры обучающихся.
Уроки истории для обучающихся 10 класса призваны актуализировать и углубить знания, ранее полученные ими в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой истории зарубежных стран и России. Хронологически курс включает в себя историю человечества с древнейших времён до конца XIX века. Главная задача курса - сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человечества.
Особенностью курса истории России, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки обучающихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление обучающихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у обучающихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Курс ориентирован на то, чтобы обучающиеся восприняли предлагаемый им конкретно-исторический материал с максимальной объективностью, без конъюнктурных политических и идеологических его оценок. В то же время большое значение придается формированию восприятия мировой истории как целостного и в целом прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, гуманистическими ценностями; воспитанию любви к своей стране и пониманию трудностей ее развития; уважению к историческому пути других народов. Курс служит обогащению внутреннего мира старшеклассников, формированию у них активной гражданской позиции и умения понимать сложности и противоречия современного мира.
О целях и задачах
Изучение истории на III ступени общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих поставленных целей:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие миро-воззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно - национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических и политических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими философскими и религиозными мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации, комплексного анализа и обобщения исторической информации, представленной в ученых пособиях;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Обучающиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам, предусмотренным для проведения диалога (диспута).
С учетом специфики прохождения государственной (итоговой) аттестации по предмету по материалам и в форме ЕГЭ, а также целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности обучающихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, в связи с этим предпочтительной формой текущего контроля являются тестирования, проверочные работы.
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует государственному образовательному стандарту по предмету. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; овладение обучающимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания государственного стандарта исторического образования
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям обучающихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).
Об основном содержании
Программой предусматривается синхронно-параллельное изучение всеобщей истории и истории России, что значительно экономит время при прохождении схожих тем, позволяет создать более полную картину исторического развития человечества, показать место и роль России во всемирной истории.
Программа рассчитана для реализации на 2 часа в неделю.
Раздел I. История как наука. История России – часть всемирной истории (2 часа)
История в системе гуманитарных наук. Значение изучения истории. Особенности истории как науки, методы работы историка. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации. История России - часть всемирной истории. Основные факторы, определяющие своеобразие русской цивилизации и российской истории: влияние природно-климатических условий, первостепенная роль государственности, особенности социальной структуры общества, многонациональный характер страны, влияние православной веры.
Раздел II. Древнейшая история человечества (4 часа)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Раздел III. Цивилизации Древнего мира (3 часа)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо - буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Раздел IV. Традиционное общество эпохи Средневековья (25 часов)
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание запад-ноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Восточные славяне в VI-IX веках. Образование древнерусского государства. Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI-IX веках и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе.
Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда как источник по изучению социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси: южное (войны и мирные отношения с Византией), юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами печенегов, половцев), западное (дипломатические отношения с европейскими странами), северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.
Русские земли в XII-XIII веках. Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель. Владимиро-Суздальская Русь, особенности края и его колонизация славянами. Развитие Владимиро-Суздальской Руси в годы правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей. Галицко-Волынское княжество: борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича и Даниила Галицкого.
Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов. Создание Чингисханом мощной армии. Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV - XV веках. Предпосылки модернизации.
Образование единого Русского государства в XIV-XV веках. Усиление Московского княжества в XIV - первой половине XV века. Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество. Деятельность князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича. Борьба Москвы и Твери. Князь Иван Калита. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения Москвы. Начало правления Дмитрия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Войны с Литвой. Ослабление Золотой Орды. Открытый вызов Орде со стороны Московского княжества. Битва на Воже. Подготовка к решающему столкновению. Роль Православной церкви. Деятельность митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и ее значение. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Значение деятельности Дмитрия Донского. Присоединение земель к Московскому княжеству. Правление Василия I. Василий II и феодальная война. Обретение автокефалии Русской православной церкви.
Образование единого Русского государства. Начало правления Ивана III. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Покорение Новгорода. Битва на Шелони. Присоединение Твери. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Сущность ересей и политика Ивана III по отношению к еретикам. Судебник 1497 года и его значение для укрепления единого государства. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства. Внешняя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия
Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Культура Киевской Руси. Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы. Фольклор, былины и их герои. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава и др. Летописи. Нестор и его «Повесть временных лет». «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Жития первых русских святых. Архитектура. Первые русские каменные постройки: Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Древнерусская живопись.
Культура Руси XII - начала XIII века. Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве» - шедевр древнерусской литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески.
Русская культура XIV-XV веках. Литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями, памятники Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, «хождения», летописи. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества. Перестройка Московского Кремля. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
Россия в XVI веке. Территория и население России в XVI в. Факторы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положении различных сословий России. Правление Василия III. Формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория «Москва - Третий Рим». Правление Елены Глинской и ее реформы. Последствия боярского правления. Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царство. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.
Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводительством С. Т. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление самодержавия.
Внешняя политика России в XVII веке. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. Левобережная Украина в составе России. Русско-польская война 1654 - 1667 годов. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656 - 1661 годов и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII веке: успехи и нерешенные задачи.
Русская культура XVII веке. Новые идеи в русской культуре: изменение отношения к властям, обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропейской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Издание учебников, других книг. Новые жанры в литературе - сочинения о Смутном времени (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев), сатирические повести, автобиографии («Житие» Аввакума). Новое в архитектуре: московская, ярославская, строгановская школы зодчества, московское (нарышкинское) барокко. Усиление светских мотивов в живописи. Симон Ушаков.
Повторение.
Раздел V. Новое время: эпоха модернизации (31 час)
Понятие «новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Зарождение капиталистических отношений. Торговый и мануфактурный капитализм. Великие географические открытия. Начало европейской колониальной экспансии.
Гуманизм и возрождение в Европе. Реформация. Конфессиональный раскол европейского общества. Абсолютизм в Европе.
Буржуазные революции в Европе XVII-XIX веках. Идеология просвещения. Становление гражданского общества.
Россия в эпоху Петра Великого. Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за престол в 70-80-е гг. XVII века. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования - рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России.
Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт - Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прутский поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).
«Культурная революция» в России в начале XVIII века. Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритье бород. Переход на новое летоисчисление. Новые формы досуга высших слоев общества: ассамблеи. Необходимость развития образования. Учеба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатная газета «Ведомости». Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры). Учреждение Академии наук, ее задачи. Общественная мысль петровского времени. Идеология. Публицистический характер указов Петра I. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.
Россия в середине и второй половине XVIII века. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатери- ны II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.
Внешняя политика России в XVIII веке (1725-1796 годы). Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 1735-1739 годов: основные события, результаты. Русско-турецкая война 1768-1774 годов: причины войны, победы русской армии и флота. Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П. А. Румянцева. Освоение Новороссии. Деятельность Г. А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787-1791 годов: причины, ход боевых действий на суше и на море, условия Ясского мира. Полководческое искусство А. В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф. Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Черному морю и возможности освоения Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше в 1794 году и его подавление. Значение присоединения к России Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны. Начало борьбы России с последствиями Великой французской революции конца XVIII века. Итоги внешней политики России в XVIII веке.
Царствование Павла I. Личность Павла I, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Переворот 11 марта 1801 года и убийство Павла I.
Русская культура XVIII века. Развитие образования после Петра I. Сословный характер образования (шляхетские корпуса, Смольный институт). Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России. Попытки Екатерины II создать стабильную систему народного просвещения. Открытие новых школ, училищ. Успехи книгоиздания. Просветительская и издательская деятельность Н. И. Новикова. Развитие науки. М. В. Ломоносов и его вклад в науку и культуру России. Становление исторической науки (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, И. Н. Болтин). Успехи в изучении географии России. Русские изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Общественная мысль. Идеология просвещенного абсолютизма. Журнальная полемика Н. И. Новикова и Екатерины Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Взгляды М. М. Щербатова на положение России. Развитие русской литературы. Классицизм в литературе (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин). Сентиментализм в литературе (Н. М. Карамзин). Начало русского театра. Ф. Г. Волков. Становление русской композиторской школы. Успехи в живописи. Портретная живопись (А. П. Антропов, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский). Русская скульптура. Ф. И. Шубин. Архитектура: стиль барокко (В. В. Растрелли), классицизм (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое). Итоги развития русской культуры XVIII века.
Общественная мысль и общественные движения в I половине XIX в. Промышленный переворот и его последствия. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Россия в первой половине XIX века. Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII - первой половине XIX века. Новое в экономике России. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепостная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. Начало промышленного переворота в России: причины, основные достижения и их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние на него рыночных отношений. Взаимоотношения между сословиями, влияние развития рыночных отношений на социальные слои.
Реформы Александра I. Воцарение Александра I. Его взгляды. «Молодые друзья». Негласный комитет. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформы в сфере просвещения. Реформаторы и проекты реформирования государства. М. М. Сперанский, его проекты. «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина.
Борьба с Наполеоном. Основные направления, способы реализации, результаты внешнеполитической деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской Франции. Тильзитский мир и его последствия. Подготовка Франции и России к войне. Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Накануне Отечественной войны 1812 года. Силы сторон. Причины, основные события войны. Бородинская битва. Полководцы войны 1812 года (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион), герои (Д. В. Давыдов, Н. Н. Раевский). Итоги войны 1812 года. Причины победы России. Заграничные походы русской армии 1813-1814 годов Венский конгресс. Участие России в создании и деятельности Священного союза. Восточный вопрос в царствование Александра I.
Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов. Причины изменения внутриполитического курса. Попытки продолжения реформ. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А. Н. Голицын. Движение декабристов (участники, цели, программные документы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Особенности николаевской системы управления. Теория «официальной народности». С. С. Уваров. Меры по укреплению самодержавия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические преобразования. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформа государственных крестьян. Инвентарная реформа. «Мрачное семилетие».
Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Крымская война. Кавказская война. Россия и Европа во второй четверти ХIХв.: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, результаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов. Э. И. Тотлебен). Кавказская война: ход, результаты, последствия. А. П. Ермолов. Имам Шамиль и его государство.
Общественное движение в годы царствования Николая I. Причины активизации духовной жизни, способы организации, основные идеи участников. Дружеские кружки 20-30-х годов XIX века и их участники. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский утопический социализм. А. И. Герцен. Петрашевцы.
Русская культура первой половины XIX века. Становление национального самосознания. Развитие просвещения, создание системы народного просвещения. Печать и библиотеки. Развитие науки, становление научных школ, главные открытия российских ученых и их влияние на жизнь общества (Н. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, В. В. Петров, П. П. Аносов, П. Л. Шилинг, Б. С. Якоби, Н. И. Пирогов и др.). Историческая наука (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев). Русские первооткрыватели: основные направления исследований, открытия, их использование в экономике и культуре. Открытие Антарктиды. Расцвет русской литературы, становление основных направлений, жанров, стилей: романтизм, реализм. Великие русские поэты, писатели, драматурги (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. Н. Островский и др.). Ведущие театральные школы, выдающиеся актеры и лучшие роли (П. С. Мочалов, М. С. Щепкин). Поиски самобытных путей в музыке, русские композиторы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Живопись и скульптура: характерные черты, известные творцы и их произведения (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. А. Иванов, И. П. Мартос). Архитектура: господствующие стили, наиболее известные архитектурные ансамбли и их создатели. Особенности русского классицизма в архитектуре, переход к стилю эклектики. Быт различных слоев населения.
Россия во второй половине XIX века. Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 года. Александр II. Предпосылки и необходимость Крестьянской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Деятели Крестьянской реформы: Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. Содержание Крестьянской реформы. Выкупная операция. Осуществление реформы, деятельность мировых посредников. Новая организация крестьянского управления и суда. Реформы и процесс модернизации в России: значение Крестьянской реформы.
Социально-экономическое развитие России после Крестьянской реформы. Развитие сельского хозяйства. Влияние реформы на крестьянское хозяйство. Роль крестьянской общины. Влияние реформы на эволюцию помещичьего хозяйства. Изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян. Причины застоя в сельском хозяйстве. Промышленное производство. Влияние реформы на легкую и тяжелую промышленность. Завершение промышленного переворота и его влияние на жизнь государства и общества. Промышленный подъем конца XIX века. Новые промышленные районы России. Роль экономической политики государства. С. Ю. Витте. Формирование классов индустриального общества - буржуазии и пролетариата. Начало рабочего движения. Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта, рост городов, их благоустройство. Итоги социально-экономического развития.
Реформы 60-70-х годов XIX века. Земская и городская реформы. Формирование и основы деятельности земств и городских дум. Роль земств в развитии страны. Взаимоотношения органов самоуправления и государственной власти. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Суд присяжных. Военная реформа. Д. А. Милютин. Всеобщая воинская повинность. Реформы в других сферах жизни (финансы, просвещение, печать).
Общество и власть во второй половине 50-х - начале 80-х годов XIX века.
Отношение общества к реформам 60-70-х годов. Появление политически активных слоев общества, способы влияния на политику самодержавия. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Разночинцы. «Земля и воля» 60-х годов XIX века. Н. Г. Чернышевский. Прокламационная кампания. Нигилизм. Ишутинцы. «Нечаевщина». Истоки народничества, его основные идеи. Три течения в народничестве. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации, их состав, способы и формы борьбы: «хождение в народ» и его результаты. Террор и его последствия. «Земля и воля» 70-х годов XIX века. «Народная воля». Борьба власти с политической активностью общества: реорганизация репрессивных органов, преследования, попытки сотрудничества с общественностью («бархатная диктатура»). «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II.
Внутренняя политика и общественное движение в царствование Александра III. Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (земские начальники, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства. Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Проникновение марксизма в Россию. Российская социал-демократия. Начало политической деятельности В. И. Ленина. Либеральное движение, его представители.
Внешняя политика России во второй половине XIX века. Основные направления. Борьба за пересмотр Парижского мирного договора и ее итоги. А. М. Горчаков. Другие направления внешней политики: «Союз трех императоров», продажа Аляски США, договоры с Китаем и освоение Дальнего Востока. Обострение Восточного вопроса: причины, попытки дипломатического разрешения противоречий. Причины русско-турецкой войны 1877-878 годов. Ход военных действий (осада Плевны, оборона Шипки). Герои войны. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Александр III - миротворец. Обострение противоречий между Россией и Германией в 80-90-е годы XIX века. Русско-французское сближение. Присоединение Казахстана и Средней Азии к России: ход событий и результаты для Российского государства и азиатских народов. Влияние внешнеполитической деятельности российского государства на развитие экономики и культуры страны.
Русская культура второй половины XIX века. Демократизация культуры. Реформирование системы образования: расширение сети образовательных учреждений и их доступности для различных слоев населения, ориентация на выпуск специалистов, необходимых в хозяйстве страны. Начало высшего женского образования в России. Создание условий для самообразования и повышения уровня культуры россиян (книжный бум, музеи и их создатели). Российские меценаты (П. М. Третьяков и др.). Важнейшие открытия русских ученых и их значение для развития общества (Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Г. Столетов, В. В. Докучаев, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, М. О. Доливо-Добровольский, А. С. Попов, К. Э. Циолковский и др.). Развитие исторической науки (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Н. И. Кареев и др.). Географические открытия русских географов (П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Литература. Великие русские писатели (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков и др.). Основные направления, темы и жанры литературы, отражение в ней общественных противоречий. Расцвет реализма в литературе. Театральное искусство. Эпоха А. Н. Островского. Выдающиеся русские артисты и особенности их творчества (П. М. Садовский, М. Н. Ермолова и др.). Расцвет русской национальной музыки. Творчество композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского. Новые тенденции в архитектуре. Изменения в технологии строительства. Творчество передвижников. Основные темы в живописи (И. Н. Крамской, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, И. Е. Репин и др.). Творческие союзы и их влияние на культурную жизнь российского общества. Влияние российской культуры второй половины XIX века на мировую культуру.
Заключение (1 час).
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Формы и способы контроля результатов
освоения программы обучающимися
Самостоятельные и практические работы, выполняемые обучающимися:
работа с источниками информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение проблемных задач;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по проблемным историческим вопросам;
выполнение тестовых заданий различного уровня и типа.
№
Название раздела
Количество часов
Количество тестирований
1
История как наука. История России – часть всемирной истории
2
2
Древнейшая история человечества
4
3
Цивилизации Древнего мира
3
4
Традиционное общество эпохи Средневековья
25
3
5
Новое время: эпоха модернизации
30
2
6
Резерв
6
Используемые учебно-методический комплект,
дополнительная литература
Учебники:
Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история. М.: «Русское слово», 2011.
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века.Ч.1. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2010.
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII-XIX века. Ч.2. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2010.
Пособия:
Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней. Программа курса и тематическое планирование. М.: «Русское слово», 2005.
Коваль Т. В., Борисов Н. С., Левандовский А. А. История России с древнейших времён до конца XIX века. Поурочные рекомендации. М.: «Просвещение», 2010.
Дополнительная литература:
Владимирова О. В. История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: «Астрель», 2009.
Кацва Л. А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Количество часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
План
Факт
Раздел I. История как наука. История России – часть всемирной истории (2 часа)
1
Этапы развития исторического знания
1
Знать:
особенности истории как науки.
Уметь:
характеризовать принципы исторического исследования, источники исторического знания, особенности взглядов историков, мыслителей
Фронтальный опрос, работа в группах, таблица «Этапы развития исторических знаний»
2
Проблема периодизации всемирной истории. Пути и методы познания
1
Уметь:
давать оценку способам периодизации всемирной истории, основным концепциям современной исторической науки, циклическому и линейному восприятию исторического времени
Фронтальный опрос, работа с документами, дискуссия по проблемам периодизации всемирной истории
Раздел II. Древнейшая история человечества (4 часа)
3
Освоение Евразии
1
Уметь:
анализировать историческую информацию
Фронтальный опрос, работа с исторической картой
4
У истоков рода человеческого
1
Знать:
гипотезы происхождения человека, называть факторы, способствующие выделению человека из мира природы.
Уметь:
характеризовать направления эволюции человеческого рода, хозяйственную деятельность человека, проблемы в отношениях человека и природы, указывать факторы зарождения имущественного неравенства и появления частной собственности
Индивидуальные задания
5
Человечество на заре своей истории. Деспотии Востока
1
Знать:
причины, сущность, результаты изменений форм социальных отношений в первобытном обществе.
Уметь:
выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций
Решение проблемных заданий
6
Расширение ареала цивилизации
1
Уметь:
характеристику восточным цивилизациям, культурному наследию Древнего Востока
Составление тезисов
Раздел III. Цивилизации Древнего мира (3 часа)
7
Античная эпоха в истории человечества
1
Уметь:
характеризовать цивилизации античного мира, называть особенности хозяйственной деятельности
Сравнительная таблица «Пути развития полиса»
8
Изменение условий развития народов Евразии
1
Знать:
демографические и климатические факторы кризиса эпохи.
Уметь:
выявлять причины и особенности появления христианства
Составление тезисов
9
Крушение империй Древнего мира
1
Знать:
экономические и политические причины кризиса Римской империи
Таблица «Причины упадка Рима»
Раздел IV. Традиционное общество эпохи Средневековья (25 часов)
10
Мир эпохи Средневековья
1
Знать:
хронологию Средневековья, мировоззрение средневекового европейца.
Уметь:
называть особенности социально-экономи-ческих отношений в средневековых обществах
Тестирование, составление тезисов, работа в группах
11
Экспансия ислама
1
Знать:
причины кризиса Арабского халифата, роль религиозных разногласий.
Уметь:
характеризовать природные условия Аравийского полуострова, роль ислама в складывании Арабского государства
Фронтальный опрос, работа с картой
12
Восточные славяне в VI – IX веках. Древнерусское государство
1
Знать:
смысл понятий: присваивающее и производящее хозяйство, природно-географи-ческая среда, хозяйственно – культурные типы; причины и факторы возникновения русской государственности. Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства
Анализ документа, работа с картой
13
Общественно – политическое развитие стран Европы в Средние века
1
Знать:
предпосылки усиления королевской власти в Европе, причины обострения конфликтов между церковной и светской властью. Уметь:
объяснять процесс становления средневековых городов
Фронтальный опрос
14-15
Киевская Русь
2
Знать:
тенденции и динамику развития Древнерусского государства.
Уметь:
выделять особенности правления князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира. Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей, давать ее оценку. Характеризовать суть раннефеодальных отношений в Киевской Руси, выделять их особенности
Составление таблицы «Основные направления внешней политики Киевской Руси», решение проблемных заданий, работа с картой
16
Русские земли в XII-начале XIII века. Наследники Киевской Руси
1
Знать:
причины распада Древнерусского государства, усиления экономической и политической самостоятельности русских земель
Фронтальный опрос,
17
Государства Востока в период европейского Средневековья
1
Знать:
особенности общественного устройства и хозяйственной деятельности государств Востока
Фронтальный опрос
18
Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды
1
Знать:
причины завоевания Руси монголо-татарами Уметь:
анализировать исторические факты, представлять и аргументировать собственную точку зрения
Составление таблицы «Завоевание монголо-татар в 1206-1255 г.г.», дискуссия о последствиях монгольского завоевания
19
Усиление Московского княжества в XIV – 1-ой половине XV века
1
Знать:
о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой. Характеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Понимать причины подъема, определять главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений в русских землях в XIV- XV веках
Таблица «Деятельность московских князей», работа с картой
20
Завершающий этап создания Русского государства (XV – XVI века)
1
Знать:
о зарождении национального самосознания. Давать оценку деятельности князей Ивана III и Василия III Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
Фронтальный опрос, решение проблемных заданий, работа с картой
21
Духовная жизнь европейского Средневековья
1
Уметь:
Характеризовать истоки расхождения путей исторического развития стран Европы и Азии, особенности духовного, культурного развития стран Западной Европы в Средние века
Решение проблемных заданий
22
Культура Киевской Руси
1
Знать:
сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода.
Уметь:
на конкретных примерах показывать ее проявление
Составление тезисов
23
Культура Руси в XII – XV веках
1
Знать:
особенности русской культуры изучаемого периода.
Уметь:
характеризовать ее главные достижения
Составление тезисов
24-25
Россия в XVI веке
2
Знать:
сущность опричнины, ее цели и последствия. Понимать специфику правления Ивана Грозного.
Уметь:
давать характеристику России в начале XVI века. Определять причины реформ Избранной рады. Характеризовать главные направления внешнеполитической деятельности Ивана Грозного
Тестирование, составление тезисов, дискуссия о роли опричнины в истории России
26
Русская культура в XVI веке
1
Знать:
основные произведения культуры, особенности быта и нравов.
Уметь:
характеризовать основные тенденции развития культуры данного периода
Подготовить выступления на одну из тем: «Книгопечатание в России», «Эпоха Ивана Грозного в описаниях современников», «Выдающиеся архитектурные сооружения XVI века»
27-28
Смутное время
2
Знать:
причины Смуты.
Уметь:
характеризовать политику Бориса Годунова, определять. Давать оценку событиям Смутного времени
Дискуссия о причинах и характере Смуты
29-30
Возрождение страны после Смуты. Первые Романовы
2
Знать:
причины реформ государственного управления и формирования сословий, сущность крепостного права, причины его оформления в России.
Уметь:
характеризовать внутреннюю политику царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, уровень развития хозяйства и торговли
Составление таблицы «Народные выступления в XVII веке»
31
Внешняя политика России в XVII веке
1
Знать:
основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII веке. Оценивать значение присоединения Украины к России.
Уметь:
характеризовать успехи и неудачи внешней политики России, объяснять их
Фронтальный опрос, работа с картой
32
Культура России в XVII веке
1
Знать:
основные факты истории культуры России XVII века.
Уметь:
определять общие черты и особенности ее развития
Составление тезисов
33
Средневековая Россия среди других стран Европы и Азии
1
Уметь:
обобщать и систематизировать пройденный материал
34
Повторение по теме «Россия и мир в эпоху Средневековья»
1
Знать:
учебный материал по изученному разделу
Тестирование
Раздел V. Новое время: эпоха модернизации (30 час)
35
Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия
1
Знать:
предпосылки и признаки модернизации. Уметь:
характеризовать проблемы периодизации истории Нового времени, влияние великих географических открытий на развитие европейского общества
Индивидуальные задания, работа с картой, таблица «Великие географические открытия»
36
Западная Европа: социально- экономические, политические и духовные факторы модернизации
1
Знать:
предпосылки и последствия перехода к мануфактурному производству, объяснять значение вероучений Реформации для процесса модернизации, процесс Контрреформации
Фронтальный опрос, работа с документами
37
Первые буржуазные революции
1
Уметь:
характеризовать причины, особенности и значение первых буржуазных революций
Таблица «Развитие английской буржуазной революции»
38
Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм
1
Уметь:
сопоставлять влияние идей мыслителей эпохи Просвещения на государственное устройство, давать характеристику распространению идей просвещенного абсолютизма
Индивидуальные задания, таблица «Политика просвещенного абсолютизма»
39
Война за независимость в Северной Америке
1
Знать:
особенности взглядов американских просветителей, итоги войны за независимость Уметь:
характеризовать особенности колонизации, повлиявшие на формирование национального характера и политических традиций американцев
Работа с документами
40
Великая французская революция и ее последствия для Европы
1
Уметь:
характеризовать исторические условия, сложившиеся во Франции к концу XVIII века. Давать оценку основным событиям, этапам революции. Сравнивать этапы развития и итоги английской буржуазной и Великой французской революции, указывать общие черты и различия
Работа с документами, таблица «Причины революции во Франции»
41
Начало правления Петра I. Петровские преобразования
1
Уметь:
характеризовать положение России накануне петровских преобразований. Давать оценку произошедшим в России изменениям
Тестирование, фронтальный опрос, схема «Система управления Россией в начале XVIII века»
42
Внешняя политика Петра I
1
Знать:
причины Северной войны и превращения России в европейскую державу.
Уметь:
давать характеристику международной обстановке, в которой оказалась Россия в начале XVIII века
Работа с картой, таблица «Северная война»
43
«Культурная революция» в России в начале XVIII века
1
Знать:
основные достижения и направления духовной жизни русского народа, его бытовую культуру.
Уметь:
использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества. Уметь высказывать свое отношение к личности Петра I
Составление тезисов
44
Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов
1
Уметь:
характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Сравнивать характер правления Петра I и его преемников
Составление таблицы «Внутренняя политика в эпоху дворцовых переворотов»
45
Просвещенный абсолютизм Екатерины II
1
Знать:
особенности внутренней политики Екатерины II. Объяснять смысл понятий просвещенный абсолютизм, «золотой век» русского дворянства.
Уметь:
делать обобщения и выводы
Фронтальный опрос,
46
Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война
1
Знать:
причины, повод, социальный состав и ход восстания Пугачева.
Уметь:
анализировать социально- экономическое развитие России и определять положение народов, входящих в состав Российской империи, давать оценку восстанию.
Фронтальный опрос, дискуссия «Можно ли считать Екатерину II продолжательницей политики Петра I»
47
Внешняя политика России в XVIII веке. Царствование Павла I
1
Уметь:
обобщать и структурировать материал
Составление таблицы «Внешняя политика России в середине, второй половине XVIII века»
48
Русская культура в XVIII веке
1
Знать:
основные достижения и направления духовной жизни русского народа, его бытовую культуру.
Уметь:
работать с различными источниками исторической информации
Составление тезисов
49
Россия в XVIII веке
1
Уметь:
обобщать и систематизировать знания по изученному периоду, давать оценку модернизационным процессам в XVIII веке
Тестирование
50
Европа: противоречия промышленной эпохи
1
Уметь:
характеризовать изменения, произошедшие в промышленном производстве в XIX века, особенности промышленного развития отдельных регионов Европы. Называть
Решение проблемных заданий
51
Страны Западного полушария в XIX веке
1
Знать:
основные положения доктрины Монро, причины и последствия гражданской войны в США, особенности освободительного движения, политику европейских государств в Латинской Америке
Работа в группах
52
Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока
1
Уметь:
давать характеристику соперничеству России, Англии и Франции за влияние на Ближнем Востоке, объяснять причины обострения «восточного вопроса», формулировать черты колониализма
Работа с картой
53
Правление Александра I
1
Знать:
характеристику социально-экономичес-кого положения России в начале XIX века
Составление тезисов
54
Период реакции. Декабристы
1
Уметь:
участвовать в групповой исследовательской работе. Формулировать собственный алгоритм решения историко-познаватель-ных задач
Альтернативные точки зрения на движение декабристов
55
Внутренняя политика России при Николае I
1
Уметь:
характеризовать личность Николая I. Осуществлять анализ его внутренней политики.
Составление тезисов
56
Внешняя политика России. Крымская война
1
Знать:
предпосылки, причины, ход и последствия Крымской войны.
Уметь:
анализировать внешнюю политику России
Составление таблицы «Внешняя политика России при Николае I», работа с картой
57
Русская культура первой половины XIX века
1
Уметь:
характеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX века. Работать с различными источниками исторической информации
Проектная деятельность
58
Начало правления Александра II. Крестьянская реформа
1
Знать:
причины отмены крепостного права, этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер мер правительства. Динамику развития экономики пореформенной России. Уметь:
анализировать основные положения реформы, определять ее характер, значение. Систематизировать историческую информацию
Составление тезисов
59-60
Либеральные реформы 1860-1870 годов
2
Знать/понимать:
связь между отменой крепостного права и либеральными реформами.
Уметь:
раскрывать содержание структурных реформ, их значение и последствия. Осуществлять критику исторического источника
Анализ исторического источника, дискуссия «Значение либеральных реформ»
61
Общество и власть во второй половине 1850-х – начале 1880-х годов
1
Уметь:
проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социальный состав, способов достижения цели. Выражать отношение к террору. Определять его последствия для дальнейшего развития России
Составление таблицы «Революционные организации 1860-1870 –х годов».
62
Внутренняя политика и общественное движение в правление Александра III
1
Уметь:
анализировать социальное развитие империи, внутреннюю политику правительства. Определять последствия контрреформ для исторической судьбы России
Составление таблицы «Контрреформы 80 – х годов XIX века»
63
Внешняя политика и культура России во второй половине XIX века
1
Знать:
основные направления и задачи внешней политики России, способы их реализации, основные достижения культуры России в обозначенный период.
Уметь:
работать с различными источниками исторической информации.
Работа с картой, составление тезисов, анализ сообщений
64
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в XIX веке»
1
Уметь:
обобщать и систематизировать знания по предмету
Фронтальный опрос
65-70
Резервные уроки
6

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ