Разработка урока по истории в 5 классе "Ассирия" ФГОС
Тема урока истории : Ассирия. 5 класс (ФГОС)
Технология: ТРКМ
Цель: создать условия для формирование компетенций:
Познавательных. Познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела, установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии;
Коммуникативных. Формировать речевые умения обучаемых: развивать монологическую речь; развивать мыслительные способности учеников, умение слушать друг друга, аргументировать ответ.
Регулятивных. Формировать умение обучаемых развивать умения целеполагания и рефлексии, самоорганизации работать с исторической картой, самостоятельно выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях, оценивать свою деятельность и работу одноклассников.
Воспитательных: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо, воспитывать интерес к предмету;
создать условия для формирования базовых знаний о как важной части общества;, совместной деятельности, умение поиска главного в различных источниках информации (текст, иллюстрации) и умение оформлять результаты поиска в виде кластера; воспитывать ответственность за знания, уважение к мнению другого.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Приемы
Оргмомент.Мотивация
3 минуты
Приветствие.
Как вы поняли, сегодня мы работаем в группе, повторим правило группы.
Фронтальная работа
Развивать умение самоорганизации, определение собственных целей и способа деятельности на уроке; мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Актуализация знаний.
Целеполагание
6 минут
Обращение ребят к теме «ССР»
-Как вы думаете на языке какого народа сделана запись темы урока?Объясните.
-Чтобы прочитать тему, нам необходимо что сделать?(найти гласные)
-у каждой группы имеются карточки с вопросами. Если вы правильно ответите, то гласные встанут на свое место, и мы сможем прочитать тему урока. Попробуем разгадать запись.
- Прочитаем Тему урока.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, определите цели.
- Определите источники информации, необходимые нам сегодня.
Интригующий момент.
Ответы-гипотезы
Задание у каждой группы:
Буква А: В какой древней стране Передней Азии находятся города Библ, Сидон, Тир? Покажите территорию данной страны на карте.
Буква И: Благодаря чему росли и богатели города Финикии? Какая дурная слава овеяла финикийцев?
Буква И: Перечислите достижения финикийцев?
Буква Я: Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Двуречья и Египта? Чем сходна и различна с нашим алфавитом?
Запись темы в тетрадь
1-3 ответа
Умение доказывать свое мнение,
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Умение целеполагания
Таинственные знаки
Практическая работа по изучению нового материала
6 минут
4 мин
1. Инструктаж группам по выполнению задания.
2. После работы-заслушать ответы детей: собрать общую корзину знаний об образе жизни ассирийцев.
- Чем отличается корзина знаний каждой группы?(неодинаковое количество)
- Что необходимо, чтобы корзина наполнилась до краев?(использовать много разных источников)
3. Вы сказали, что ассирийцы вели завоевательные походы: а почему они это делали?(мало земли и т.д.)
4. Давайте проследим направления походов?
Рабочая тетрадь: с. 55 з.72:1,2,3,5
Анализ затруднений.
Работа в группах по заданию, данному на карточках: найти как можно больше инфомации о жизни ассирийцев, выписать ключевые слова.
1группа- работа только с картой,
2- карта+ текст (Геродот),
3- текст учебника (С.86 п.2, 1 абзац),
-Иллюстрации, текст, карта.
Ответы детей
Работа с картой и контурной картой.
Умение работать с текстовым, картографическим, иллюстративным источником: выделять главное. Ответственность за знания и перед самим собой и перед товарищем;
Коммуникативные умения
Взаимопроверка:
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Формулировать своё мнение; владение устной речью
Корзина идей;
Работа с ключевыми словами, взаимообучение
Первичное закрепление во внешней речи.
3 минут
- Благодаря чему Ассирия превратилась в огромную страну.
Каждая группа обобщает знания полученные совместными усилиями и формулирует ответы.
Группы обобщают и отвечают.
Ответ 1-2 групп.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Самостоятельная работа.
5 минут+ ответы 5 мин.
Что же помогло ассирийцам сделать столько завоеваний? Продолжаете работать в группе и совместно ищете ответ на данный вопрос.
При ответе составляется общий кластер
«Причины побед Ассирии»-выкладывается на доске при ответе детей
Войско вооружение
постоянное
Пехота кавалерия железное
Осадные оружие
Отряды железные
Доспехи
Плавсредства
Таран
Копья
Луки
Колесницы
- Почему Ассирия смогла стать мощной державой?
-Обратимся к иллюстрации на с. 88. Кто изображен в центре? Как обращается с побежденными? Какое впечатление создается о царе?
Всех пленных и добычу везли в столицу Ассирии - город Ниневию. Найдите на карте Ниневию.
Прочитаем информацию о Ниневии в учебнике (с 88).
- Последний царь Ассирии Ашшурбанапал был известен не только как жестокий правитель, но и как образованнейший человек. Завоевывая страны, он привозил в Ниневию глиняные книги, он стал создателем первой библиотеки в истории человечества
Работают с одним и тем же текстом, иллюстрациями, но задания разные:
1 группа: текст- состав войска Ассирии
2 – текст -вооружение войска
3- иллюстрации-войско и вооружение
Текст-ответ на проблемный вопрос: в чем преимущества ассирийцев над египетской армией; что было одинаковым в двух армиях. А что новым в армии Ассирии
Ответы детей
Работа по карте.
Чтение вслух.
Умение работать с текстовым, иллюстративным источником:четко выполнять учебную задачу. Ответственность за знания и перед самим собой и перед товарищем;
Коммуникативные умения
Формирования умения логически мыслить,
Умение аргументировать собственную позицию
кластер
Оценивание.Рефлексия
5 минут
А теперь, чтобы посмотреть наполнилась ли ваша корзина знаний до краев, выполним задание: +/-/?. Каждый выполняет самостоятельно
Самооценка работы групп.
Заполнение таблицы.
Умение оценить свою работу, выявить собственные знания
Д/з
3 минуты
Вариативное+ дополнительное индивидуальное:
Базовое- п.18, вопросы (желтый фон)
«4-5» т/т вопросы (3/1)
Загадка: Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре?
Умение оценить свои возможности
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку – раздаточный материал
1 группа
В какой древней стране Передней Азии находились города Библ, Сидон, Тир?
Покажите территорию этой страны на карте.
2 группа
Благодаря чему росли и богатели города Финикии?
Какая дурная слава овеяла финикийцев?
3 группа
Перечислите достижения финикийцев?
группа
Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Двуречья и Египта? Чем сходна и различна с нашим алфавитом?
1 группа
1 ЗАДАНИЕ: изучите карту (с.33, 86), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев; для этого используйте план:
Географическое положение Ассирии.
Климатические и природные условия Ассирии.
Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
И другое…
Выпишите ключевые слова в тетрадь!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу?
Изучите текст учебника (с.87),иллюстрации (с. 87-88),отберите информацию для кластера «Состав войска царя Ассирии», составьте кластер.
2 группа
1 ЗАДАНИЕ: изучите карту (с. 33, 86) и данный ниже текст, найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:
Географическое положение Ассирии.
Климатические и природные условия Ассирии.
Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
И другое…
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».
Выпишите ключевые слова в тетрадь!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу?
Изучите тексты «Надпись царя Синахериба», пункт 2 учебника (с.86-87),иллюстрации (с. 86-88),отберите информацию для кластера «Вооружение войска царя Ассирии», составьте кластер.
Надпись царя Синахериба. (691 год до н.э.).
Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…
Вражеское войско стрелами и дротиками я приуменьшил и все тела их пронзал, словно решето.
- Каким вооружением пользовались ассирийцы?
3 группа
1 ЗАДАНИЕ: изучите текст учебника (С.86 п.2, 1 абзац), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:
Географическое положение Ассирии.
Климатические и природные условия Ассирии.
Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
И другое…
Выпишите ключевые слова в тетрадь!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу?
Изучите иллюстрации (с. 86-88): из каких отрядов состояло войско Ассирии, каким было вооружение воинов? Составьте словарь на тему «Армия Ассирии»
4 группа
ЗАДАНИЕ: изучите карту(с. 33, 86), текст, иллюстрации учебника (С.86-88), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:
Географическое положение Ассирии.
Климатические и природные условия Ассирии.
Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
Достижения ассирийцев
Выпишите ключевые понятия, даты в тетрадь!
В VIII веке до н.э. ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. (А какие металлы люди уже знали и пользовались ими?) Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь. В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. (А для чего им это было нужно?) В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.
---------------------------------------------------------------------------------------------
2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу?
Изучите пункт 2 учебника (с. 86-87), иллюстрации (с. 86-88), вспомните армию египетского фараона и ответьте на вопрос: что было одинаковым в этих армиях, что различного и в чем преимущество войска ассирийцев над войском фараона?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ