Реформация в Европе, ее основные направления


Содержание


Введение………………………………………………………………………………2

1. Причины зарождения реформационного движения в Европе………………….4

2. Основные течения Реформации……………………………………………...….10

3. Контрреформация и ее результаты……………………………………...………15

Заключение…………………………………………………………………………. 18

Список использованных источников………………………………………………19























ВВЕДЕНИЕ


Реформация – мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на территории Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства – протестантизма.

Реформационное движение имело большое значение как для истории Европы, так и для мировой истории в целом. В Средние века вся жизнь общества была строго подчинена Церкви, которая к началу 16 в. исчерпала всю святость. Засилье католической церкви не давало никаких шансов полноценному развитию личности, науки, искусства, рыночных отношений. Но благодаря Реформационному движению изменилась психология средневекового человека. Идеи Реформации (в особенности кальвинизма), заставлявшие человека усердно трудиться и развиваться, чтобы заслужить милость божью, дали толчок развитию капиталистических отношений и науки, которую католическая церковь часто называла «ересью».

Религия, являвшаяся основой средневекового общества, не утратила своей значимости и по сей день. Поэтому знание и понимание процессов ее становления и развития необходимы современному человеку. Реформация в свою очередь является неотъемлемой частью истории христианства, поэтому заслуживает изучения. Она во многом воспитала основы деятельной, активной личности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является изучение Реформации как исторического процесса.

Задачами исследования являются: выявление причин возникновения Реформационного движения в Европе; изучение его этапов, течений, идейных лидеров; анализ результатов Реформации.

Основным источником является «История средних веков: Учебник для студентов исторических факультетов педагогических институтов» под редакцией Н.Ф Колесницкого. Оттуда была взята информация о реформационных идеях М. Лютера и Т. Мюнцера; учении Ж. Кальвина; католической контрреформации и ордене иезуитов. Другие использованные источники: «История Европы» Н. Дэвиса (материалы о Вормском рейхстаге; анабаптизме; англиканстве и других течениях Реформации в европейских странах), «Советская Историческая Энциклопедия» под редакцией Е.М. Жукова (информация о причинах Реформации), «Католичество» А.А. Грицанова (сведения о Варфоломеевской ночи во Франции).





















1. ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ РЕФОРМАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕВРОПЕ


Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление) – широкое, сложное по социальному составу участников, социально-политическое и идеологическое движение, принявшее форму борьбы против католической церкви и носившее в своей основе антифеодальный характер; охватило в XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы.

Самые общие, глубинные причины, вызвавшие Реформацию, связаны с разложением феодального способа производства в Зап. Европе, с зарождением в недрах феодализма новых капиталистических отношений и новых классов, с обострением в этих условиях социальных противоречий и феодальной борьбы. Реформация представляла собой первый удар по феодализму. В силу религиозного характера средневековой идеологии он оказался направленный еще не непосредственно против феодального государства, политической надстройки феодального общества, а против его религиозной надстройки – католической церкви, являвшейся неотъемлемой составной частью феодальной системы и дававшей религиозную санкцию существовавшему феодальному строю.

Гуманистическое движение эпохи Возрождения с его рационалистической критикой средневекового мировоззрения и утверждением принципов буржуазного индивидуализма наносило существенный удар по средневековому католическому мировоззрению и во многом подготовило реформационное движение. Большое значение имели обращение гуманистов к источникам первоначального христианства, применение ими правил исторической критики к текстам Священного писания, прямое и рациональное толкование этих текстов.

Не менее важным источником идей Реформации были средневековые еретические учения, уже задолго до XVI в. содержавшие критику католической церкви [1, с. 23].

Религиозное возрождение, ясно различимое уже в конце XV в., воодушевлялось в основном народным недовольством, в связи с вырождением духовенства. Церковь, заявлявшая о своем намерении созывать Собор каждые 10 лет, на самом деле не созывала соборов с 1430-х годов. Канонизация множества святых, от св. Винченцио Феррера (1455 г.) и св. Бернардина Сиенского (1450 г.) до св. Казимира Польского (1484 г.), не смогла скрыть того факта, что в Церкви в целом святость истощилась. Европа была полна рассказов о епископах, придававшихся симонии, о папах, погрязших в кумовстве, о развратных священниках и негодных монахах, но главное – о мирском богатстве Церкви [2, с 354]. Также недовольство вызывали поборы и вымогательства папской курии, которые в условиях роста товарно-денежных отношений постоянно увеличивались. Бюргерская оппозиция, выражавшая на первых порах чаяния широких масс населения, ставила своей целью упразднить католическую церковь как феодальное учреждение и создать вместо нее «дешевую церковь» без поборов и платы за обряды. Идеологи народных масс вкладывали в понятие Реформации более широкий смысл – преобразование всей системы общественных отношений в духе евангельского равенства.

Толчком к массовому движению за Реформацию послужило выступление Лютера против индульгенций. Мартин Лютер (1483–1546) родился в городе Эйслебне (Саксония) в семье состоятельного горнодобытчика. В 1508 г. Лютер окончил Эрфуртский университет и получил степень магистра, а затем доктора богословия [3, с. 406-407]. 31 октября 1517 г. в канун Праздника всех святых он предпринял решительный шаг и прибил листок с 95 Тезисами, или аргументами, против индульгенций к дверям Виттенбергской крепостной церкви.

Из-за этого знаменитого акта неповиновения проистекло несколько последствий. Во-первых, Лютер был вовлечен в серию публичных диспутов, в том числе и в знаменитый диспут в Лейпциге с доктором фон Эком, за чем последовало отлучение Лютера от Церкви (июнь 1520 г.) Готовясь к этим диспутам, Лютер набросал первые тезисы лютеранства: Резолюция, О свободе христианина, К христианскому дворянству немецкой нации, О вавилонском пленении Церкви Божьей; затем он публично сжег папскую буллу о своем отлучении Exsurge Domine. Вторым следствием явилось разделение Германии на сторонников и противников Лютера. В 1521 г. император Карл V вызвал Лютера на рейхстаг в Вормсе. Лютер стойко защищался: «Я покорен Писанием, которое только что привел; мое сознание в плену Слова Божья. Я не могу ничего взять назад и не буду, потому что поступать простив совести небезопасно и нечестно… Если не докажут мне из Священного Писания, что я заблуждаюсь, то совесть моя Словом Божьим останется связанной… Нет, я не могу и не хочу отречься ни от чего, потому что небезопасно и нехорошо делать что-либо против совести

Hier stehe ich. Ich rann nicht unders. [На том я стою. Я не могу иначе.] » [2, с. 355].

Католическая церковь учила, что человек может спастись от грехов и избежать ада по милости божьей и заступничеству святых. Но для этого он должен выполнять обряды, приобщаться к священным таинствам и творить богоугодные дела. Одним из таких дел была купля индульгенций. Лютер объявил отпущение грехов за деньги кощунством и отверг внешнекультовые атрибуты католической церкви, провозгласив единственным путем к спасению истинную веру в искупительную жертву Христа. Вместо католического учения о «воздаянии за заслуги» Лютер утверждал, что спасение можно получить только благодаря божественной милости, дарованной людям через Христа. При этом он рассматривал веру как внутреннее состояние человека, а «благодать» – как силу, постоянно пребывающую в живущем праведно человеке, помогающую ему одолевать грехи и достигать «спасения». Тезис о том, что «спасение» даруется человеку непосредственно от Бога, подрывал устои католической церкви и духовной иерархии, так как из него логически следовало, что получить «благодать» и «прийти к Богу» можно и без посредничества церкви и духовенства. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри – наставники верующих в «слове божьем», которые ничем иным не выделялись из толпы верующих, как только знанием Евангелия. По учению Лютера, «слово божье» заключено только в священном писании, которое он признавал единственным источником веры, отвергая священное предание – сочинения отцов церкви, папские буллы и постановления соборов как творения людей, которым присущи человеческие заблуждения. Тем самым низвергался весь внешний католический культ – почитание святых, иконы, алтари, осенение крестным знамением, коленопреклонение, учение о чистилище. Но Лютер не пошел до конца в утверждении религиозного индивидуализма, он не допускал свободного толкования священного писания верующими и оставлял некоторые из таинств (крещение, причащение и покаяние). Причем в толковании таинства евхаристии (причащения) он недалеко ушел от католического догмата о «преосуществлении», утверждая, что хотя хлеб и вино не превращаются в тело и кровь Христа, но Христос якобы присутствует в таинстве причащения.

В мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объявлявший Лютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Но в это время он находился в надежном укрытии, в замке Вартбург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. В Вартсбурге Лютер занялся переводом на немецкий язык Библии. Этим он не только содействовал успеху Реформации, но и заложил основы немецкого литературного языка. В это время в лагере Реформации резко стали проявляться разногласия между отдельными группировками. Лютер все более связывал свою судьбу с интересами князей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформация.

В отсутствие Лютера в Саксонии развернулось радикальное реформационное движение, которое возглавил профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Из церквей выбрасывали алтари, иконы и священный елей. Месса была объявлена идолопоклонством и запрещена. Карлштадт в своих проповедях говорил: «Никто не может достигнуть спасения души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рук». Карлштадт и его сторонники, выражая интересы радикальных элементов бюргерства, понимали Реформацию как широкое социальное преобразование, не ограниченное рамками церковной реформы.

Раскол реформационного движения все более углублялся. Из него выделился крестьянско-плебейский лагерь. Появились народные еретические секты. Но вместо проповеди ожидания «тысячелетнего царства божия на земле» они требовали немедленного социального переворота. В городе Цвиккау развернулось движение анабаптистов (перекрещенцы, не признавали крещения младенцев), во главе которого стоял подмастерье Николай Шторх. Он учил, что каждый истинно верующий обладает даром божественного откровения. Тот, на кого нисходит божественная истина, становится пророком и вещает «живое Евангелие», которое анабаптисты ставили намного выше омертвевшего писания. Новоявленные пророки возвещали близкое наступление «тысячелетнего царства – правления Христа», когда будут низвергнуты земные троны, бедные возвышены, а богатые унижены.

Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). До 1520 г. он оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к низшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отмежевался от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер – бюргерско-княжеский.

Мюнцер понимал Реформацию как социально-политический переворот, который должны произвести самые обездоленные слои общества – крестьяне и городская беднота. Именно они способны установить новый общественный строй без гнета и эксплуатации, «…в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти».

В отличие от Лютера, Мюнцер понимал «слова божье» не как букву Евангелия, а как откровение бога в разуме человека. Под богом же он представлял не творца, стоящего над миром, а сам мир в его единстве, высшую идею целого, подчиняющую себе отдельные его части. Служением богу Мюнцер считал самоотверженную деятельность человека на общее благо, а безбожием – эгоистические антиобщественные действия, наносящие вред другим. Ревнителями дела бога он считал весь трудящийся народ, а его врагами – всех эксплуататоров и угнетателей, против которых народ должен направить свой меч. «Великое потрясение, – писал Мюнцер, – предстоит выдержать миру, разыграется тонкое представление, что безбожники будут низвергнуты, а униженные возвышены». В условиях того времени эти идеи являлись утопией. Требования установления равенства и республиканского управления могли вылиться на деле в установление буржуазного порядка [3, с 407–410].

Таким образом, политика католической церкви в начале XVI века вызывала массовое недовольство, что послужило причиной зарождения идей Реформации, начавшейся в Германии в 1517 г. Она получила широкое распространение и поддержку среди многих слоев населения, положив тем самым начало мощному реформационному движению.

















2. Основные течения Реформации


Лютеранское протестантское движение разрасталось за счет параллельных событий, из которых каждое расширяло основу протестантизма. В 1522 г. в Швейцарии Ульрих Цвингли (1484–1531), эллинист, корреспондент Эразма и народный священник в Цюрихе, бросил вызов католической церкви как по вопросам церковной организации, так и по вопросам учения. Как и Лютер, он начал с протеста простив индульгенций, и он разделял представление Лютера об оправдании верой. Цвингли также отвергал авторитет епископов; он заявлял, что Евхаристия – это не более чем просто символическая церемония. Его убили под Каппелем в 1531 г., когда он нес знамя протестантов в войне против пяти католических лесных кантонов, которая расколола Швейцарскую конфедерацию.

Анабаптисты (вторично крещеные) появились из среды недовольных швейцарских цвинглианцев. Они также стремились к идеальной христианской республике, построенной на евангельских принципах, отвергали клятвы, собственность и (теоретически) всякое насилие. В 1534–1535 гг. в Мюнстере в Вестфалии под руководством двух голландцев – Яна Маттийса из Гарлема и Яна Бейкельца из Лейдена – они установили Царство избранных, которое просуществовало недолго и было разгромлено с большой жестокостью.

Анабаптисты были первыми христианскими фундаменталистами, их преследовали и протестанты, и католики. Они возродились как меннониты под руководством Менно Симонса (1496–1561), их духовными наследниками в последствии стали баптисты, унитарии и квакеры [2, с. 355, 357].

Создателем наиболее последовательного реформационного учения, которое послужило идеологической основой раннебуржуазных революций, был Жан Кальвин (1509–1564). Он родился в городе Нуайоне (Северная Франция) в семье епископского секретаря; окончил юридический факультет Буржского университета и вместе с тем получил хорошую богословскую и филологическую подготовку.

Основным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения». Никакими делами или заслугами нельзя изменить это извечное предопределение. Причем оно не только необратимо, но и непостижимо. Однако Кальвин не делал из этого фаталистических выводов. Он учил, что каждый верующий должен считать, что именно он является божьим избранником, и стремиться всей своей деятельностью оправдать это избрание. Неудачи в жизни и деятельности – показатель греховности избранного пути, непонимания божественного призвания. Другими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный смиренно нести бремя нищенской жизни.

В отличие от Лютера, Кальвин считал бога неумолимым и карающим. Страх перед его десницей должен заставить верующего покаяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа. Но из догмата Кальвина об абсолютном предопределении не следовал вывод об обреченности человека. Последователи Кальвина создали учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться на избранном поприще, быть умеренным и бережливым. Преуспевание в мирских делах объявлялось самым богоугодным делом. Благородство происхождения и сословные привилегии теряли у кальвинистов всякое значение. Таким образом, кальвинизм давал религиозное обоснование притязаниям буржуазии на руководящее положение в обществе. Этим целям служила основанная на принципах республиканизма кальвинистская церковно-политическая организация. Институт священства в кальвинистской церкви совсем упразднялся. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров (старейшин), ведавших административными делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинистской церкви была консистория в составе 12 старейшин и 5 пасторов, которая ведала не только церковными делами, но и подчиняла всю светскую власть. В Женеве, куда Кальвин прибыл в 1536 г., практически была установлена теократия. Это вызвало недовольство влиятельных буржуазных кругов, заставивших его покинуть город. В 1541 г. Кальвин с триумфом возвратился в Женеву, и кальвинистская Реформация победила окончательно. До конца своей жизни Кальвин пользовался неограниченной властью над городом и всей кальвинистской церковью, распространившейся в городских кантонах Швейцарии. Не без основания его называли «женевским папой».

Кальвин был таким же нетерпимым к инаковерию и инакомыслию, как и глава католической церкви. По его настоянию в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый-гуманист Мигель Сервет, отвергавший учение о троичности бога (антитринитаризм). Столь же жестоко Кальвин расправлялся и с анабаптистами, требовавшими упразднения насильственной власти и установления имущественного равенства [3, с. 426–428]. По вопросам этики Кальвин разработал такой новый и неподражаемый кодекс поведения, который позволяет сразу же узнать его последователей. Семья добрых кальвинистов воздерживается от любых удовольствий и вольностей: танцев, песен, выпивки, азартных игр, флирта, яркой одежды, легкомысленного чтения, громкой речи, даже от выразительных жестов. Они должны проводить жизнь в суровом самоотвержении, упорном труде, бережливости, но главное, в набожности. К старому грузу католиков – воздерживаться от греха – они добавили новый: поддерживать внешний вид. В искусстве они избегали прямого изображения Бога, всяческих мифических символов и аллегорий. Единственным удовольствием и наставлением для них было ежедневно читать Библию. В англоязычном мире это явление известно под именем пуритан.

В 1529 г. король Генрих VIII Английский начал проводить политику, в результате которой Церковь Англии отделилась от Рима. Первопричиной этого стало настойчивое желание Генриха иметь наследника и отказ папы разрешить ему развод. Генрих, до того получивший прозвание Defensor Fidei (Защитник веры) за осуждение Лютера, на самом деле религией вовсе не интересовался; при этом за свои нападки на привилегии и собственность Церкви он получил решительную поддержку парламента и громадные материальные блага. Акт апелляций (1533 г.) положил конец юрисдикции Рима в Англии. Акт превосходства (1534 г.) совершенно упразднил власть папы, даровав королю звание верховного главы Церкви Англии. Те подданные, которые, подобно Томасу Мору и кардиналу Джону Фишеру, отказались подчиниться, были казнены по обвинению в измене. Десять статей (1536 г.) и Шесть статей (1539 г.) утверждали неприкосновенность римской мессы и традиционного учения. Прямое сотрудничество Церкви и государства – позднее названное эрастианизмом – сближает англиканство скорее с православием, чем с католичеством.

В Шотландии благодаря усилиям Джона Нокса (1513–1572) кальвинизм стал в 1560 г. единственной признанной религией, где он известен как пресвитерианство. Несмотря на ощутимое влияние англиканства, шотландской церкви удалось сохранить свою обособленность.

Во Франции кальвинистов называли гугенотами: это направление быстро распространилось на бывшие земли альбигойцев на юге из ападе и в среде городского населения всех провинций. Гугеноты составляли большинство в партии Бурбонов во время религиозных войн и были решающей силой в религиозной жизни во Франции до окончательного их изгнания в 1685 г.

В Нидерландах подъем кальвинизма (среди бюргеров Амстердама, Роттердама и Лейдена) стал главным фактором разделения на католические провинции на западе и Соединенные провинции на востоке. Голландская реформированная церковь стала играть в стране ведущую роль с тех пор, как кальвинизм был признан государственной религией в 1622 г.

В Польско-Литовском королевстве, Богемии и Венгрии к кальвинизму склонялись во множестве мелкопоместные дворяне. В некоторых районах, например в Трансильвании или в княжестве Тешинском, кальвинизм утвердился надолго. Венгерский город Дебрецен стал с тех пор навсегда «Римом кальвинистов». В Литве к кальвинизму обратились многие магнаты, включая крупнейших землевладельцев Европы – Радзивилов [2, с. 357–362].

Таким образом, идеи Лютера нашли отклик в других странах Европы, где в середине XVI в. начали зарождаться новые течения протестантизма.

































3. Контрреформация и ее результаты


В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, Шотландии и Скандинавских государствах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Это заставило католическую церковь и поддерживавшие ее реакционные феодальные силы перестроиться и перейти в наступление против Реформации и еретического движения. С этой целью был созван Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г. Он провел некоторые незначительные реформы: запретил плюрализм – сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев – и абсентеизм – получение доходов с церковных должностей лицами, не выполняющими должностных функций. Был несколько сокращен аппарат папской курии. На последних заседаниях собора взяли верх «ультрамонтане» – наиболее реакционные прелаты и иезуиты, выступающие против любых изменений в догматике и организации католической церкви. Под их влиянием собор подтвердил все догматы католицизма, в том числе и принцип папского верховенства. Но попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светской властью встретили сопротивление ряда католических государей и закончились провалом.

Используя решение собора и опираясь на иезуитов, папство смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где ранее имела успех Реформация. Значительно усилились репрессивные средства католической церкви. В Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавлявший борьбу с ересями во всем католическом мире. Жертвами инквизиции стали многие тысячи инаковерующих и инакомыслящих. Был составлен «индекс запрещенных книг», в который, кроме сочинений реформаторов, заносились все сочинения, подрывающие устои религии и пропагандирующие вольнодумство.

Боевым органом католической реакции стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лайолой (1491–1556). Этот воинственный испанский идальго, лишившись после тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, посвятил себя «служению Иисусу» и борьбе с ересями. Он изучил богословие в Сорбонне и создал там «Общество Иисуса». В 1540 г. папа утвердил устав нового ордена и взял его под свое покровительство. Орден получил строго централизованное устройство. Его генерал (первым генералом был избран пожизненно Лойола) вместе с совещательным советом находился в Риме и руководил «провинциями» ордена Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая в «провинции» не католические и даже не христианские страны.

Члены иезуитского ордена в отличие от других монашеских орденов жили в миру и были людьми чисто светскими, выступая в роли ловких политиков и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. Ради торжества «дела Христова», выполняя задания ордена, они пускали в ход любые средства: лесть, интриги, клевету, яд, организацию заговоров и убийств по принципу: цель оправдывает средства. Иезуитские начальники заранее давали прощение содеянных при этом грехов. Воспитанию подобных деятелей была посвящена вся иезуитская педагогика. В своем трактате «Духовные упражнения» Лойола наставлял: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны, как палка, подчиняющаяся всякому движению, как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить в свои руки все школьное образование. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры. Под влиянием иезуитов находились богословские факультеты многих католических университетов.

Бесцеремонные действия иезуитов, их причастность к заговорам и дворцовым интригам нередко вызывали ответные меры – изгнание и запрет деятельности ордена в отдельных странах. После временного закрытия ордена (1773–1814), он действует до настоящего времени. Слово «иезуит» давно приобрело нарицательный смысл, ассоциируясь с коварством, предательством, неразборчивостью в средствах [3, с. 428–429].

Трагично вошла в историю Варфоломеевская ночь кровопролитная расправа (погибло порядка 30 тысяч человек), учиненная католиками над реформаторами-гугенотами в Париже и других городах Франции в ночь на 24 августа 1572 г. (во время праздника св. Варфоломея). Вдохновителями террора выступили королева-мать Екатерина Медичи и лидеры католической партии, представители аристократического семейства Гизов, планировавшие уничтожить лидеров этой ветви протестантства. Приурочена Варфоломеевская ночь была к свадьбе тогдашнего лидера протестантов – Генриха Наваррского [4, с. 315–316].

Таким образом, католическая контрреформация имела известный успех. Она упрочила пошатнувшиеся позиции папства и католицизма и укрепила на время силы феодальной реакции в Европе. Однако полностью искоренить реформационное движение ей так и не удалось.




















Заключение


На основе изученного материала, автор исследования пришел к выводу, что Реформация в Европе была очень сложным и многогранным процессом. Реформы церкви неизбежно сочетались с общественными силами, политикой и растущим чувством национализма. Все это приводило к конфликтам, иногда длительным и ожесточенным. В обществе происходила радикальная смена взглядов. Реформация выразила чувства многих людей, разочарованных в Церкви, которая преграждала им путь к радостной и освобождающей вере в Бога.

Реформационное движение повлияло на все стороны жизни Европы. Утверждая необходимость постоянного чтения Библии, оно повлияло на систему образования в протестантских странах и, следовательно, на народную грамотность. В экономику оно внесло огромный вклад в культуру предпринимательства и повлияло на развитие капитализма. В политике протестантизм стал яблоком раздора между государствами и соперничающими группировками внутри государства. Он разделил надвое католический мир и таким образом ускорил реформирование Римской церкви, которое до того постоянно откладывалось. Но главное, он нанес окончательный удар по идее единого христианского мира. До 1530-х гг. христианский мир был разделен на две части: православие и католичество. С 1530-х гг. он уже делится натрое: православие, католичество и протестантизм. Сами же протестанты были разделены между собой на еще более непримиримые фракции. Скандальное разделение так разрослось, что люди вообще перестали говорить о христианском мире и стали вместо этого говорить о Европе.






Список использованных источников


1. Советская Историческая Энциклопедия / Е.М. Жуков (гл. ред.) [и др.] – Москва: Советская энциклопедия, 1969. – Т. 12 Репарации – Славяне

2. История Европы / Н. Дэвис, Пер. с англ. Т.Б. Менской, – Москва: Транзисткнига, 2004 – 943 с.

3. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М.Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др.: Под ред. Н.Ф Колесницкого. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 575 с.

4. Католичество / Автор-сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный дом, 2006. 384 с. – (Религии мира).


19


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ