Реформы 60-70-х ХІХ века в Беларуси

1


















Тема: Реформы 60-70-х ХІХ века в Беларуси



План


Введение

1. Подготовка и особенности организации реформы 1861 г. в Беларуси. Отмена крепостного права

2. Городская, судебная, военная реформа

3. Результаты буржуазных реформ для Беларуси

Заключение

Список литературы


Введение


Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведении преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX века. Российская империя оставалась к этому времени единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию.

Эффективность российской экономики в первой половине XIX в. была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах, где уже в 30-е годы данного столетия произошло перевооружение промышленных предприятий на паровые двигатели, что привело к резкому повышению производительности труда и утверждению капиталистического уклада.

Экономический провал крепостнической России с особой наглядностью проявился в конце царствования Николая I, во время Крымской войны 1853-1856 гг., где Россия потерпела жестокое поражение, несмотря на героизм солдат, матросов и офицеров. Парусный флот России на Чёрном море не мог противостоять пароходам европейских держав. Отсутствие железных дорог не позволяло снабжать армию продовольствием и боеприпасами в необходимом количестве.

На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: укрепление капиталистического уклада, появление новых классов и социальных слоев, мощный подъем общественного движения. Во внутренней политике второй половины XIX века выделяются три этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение буржуазных реформ 60-70-х годов. Третий – изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций.


1. Подготовка и особенности организации реформы 1861 г. в Беларуси. Отмена крепостного права


Две главные причины обусловили отмену крепостного права в России: существование крепостничества сдерживало экономическое развитие государства; возрастание антикрепостного движения, прежде всего среди крестьянства, угрожало мощным социальным взрывом. Нельзя сказать, что крепостническая система хозяйства совсем остановила экономическое развитие государства. Оно продолжалось и достаточно быстро. Постепенно развивались и помещицкие хозяйства.

В целом, однако, экономика развивалась невысокими темпами, преимущественно экстенсивным путем. Экстенсивный путь развития, во-первых, имел определенные границы, а во-вторых, уже не соответствовал требованиям времени. Ярким примером кризиса крепостной системы стала Крымская война. Россия не сумела противостоять высокоразвитым капиталистическим странам Западной Европы и потерпела поражение. Стало очевидно, что крепостная система хозяйствования значительно проигрывает капиталистической с ее товарно-денежными отношениями, рынком труда и жесткой конкуренцией.

Все общеимперские процессы в отрасли крепостного права в обостренном, концентрированном виде проявились в белорусских губерниях. Здесь исторически сложился гораздо более жесткий уровень феодальной эксплуатации сравнительно с центральными великорусскими и малороссийскими губерниями и чрезвычайно низкий уровень жизни крестьян. Положение в белорусских губерниях усугубляла еврейская черта оседлости. Крестьяне страдали от шинкарства и ростовщичества еврейской буржуазии. К тому же черта оседлости создавала перенаселение в городах и местечках, резко ограничивая возможность трудоустройства там крестьян-отходников.

На протяжении всей первой половины ХІХ века вопрос об отмене крепостного права занимал центральное место в идеологических спорах. В конце 50-х гг. он приобрел наибольшую остроту. В государственных кругах в конце концов поняли, что пришла пора отмены крепостного права «сверху», потому что можно дождаться его отмены «снизу». Подготовка крестьянской реформы началась в секрете от широких кругов общественности. В январе 1857 года был создан Секретный комитет «для обсуждения мер по урегулированию быта помещицких крестьян». Среди членов комитета развернулись споры по поводу условий отмены крепостного права. Одни предлагали «остзейский» вариант, то есть освобождение крестьян без земли, других хотели, чтобы царь взял инициативу на себя и подарил вольность крестьянам от своего имени, некоторые считали, что условия освобождения крестьян должны выработать помещики. До конца июля 1857 г. был разработан компромиссный вариант – освободить крестьян с поместьем, который и получил большинство.

20 ноября 1875 года был Александр ІІ подписал рескрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова. В рескрипте дворянству трех губерний дозволялись губернские комитеты и общий комитет в Вильно для выработки условий реформы. Рескрипт признавал собственность помещиков на всю землю кроме усадеб, подлежащих обязательному выкупу. Однако помещик обязан был предоставить крестьянам полевые наделы, за пользование которыми они должны были платить оброк или выполнять барщину. Помещики сохраняли право полицейского надзора за крестьянами.

К весне 1858 г. губернские комитеты были образованы во всех белорусских губерниях, а к концу года и во всех губерниях России. Только в Витебской и Могилевской губерниях большинство помещиков соглашалось на наделение крестьян землей. В остальных же губерниях дворянство требовало безземельного освобождения. Помещики в массовом порядке начали сокращать крестьянские инвентарные наделы, отрезав до 1/3 лучших земель.

Такие действия помещиков вызвали протест крестьян. Он принимал разные формы: отказ от выполнение феодальных повинностей, сопротивление перенаселению и уменьшению наделов, коллективные жалобы, самовольные лесные вырубки, поджег помещицких угодий, нападение на помещиков и агрономов.

Несмотря на то, что крестьянские волнения были стихийными и локальными, не выделялись массовостью и настойчивостью, они хорошо показали общие интересы крепостного крестьянства, отразили настроения и интересы народа.

Крестьяне выступали за настоящее и полное освобождение от помещицкой власти и передачу им всей земли, помещики – за отмену крепостного права при сохранении своей власти на землю.

19 февраля 1861 года Александр ІІ подписал «Манифест» об отмене крепостного права и «Положения», регламентировавшие его практическое исполнение. Редакционным комиссиям пришлось решать: с одной стороны, не разорить основную социальную опору царизма – дворянство, создать ему условия для перехода на предпринимательское рыночное хозяйство, а с другой стороны, не допустить массовой пролетаризации крестьянства, избежать катастрофических социальных потрясений. Решать эти задачи приходилось в обстановке радикализации общественного движения в стране и массового недовольства разоряемых дворянства и крестьян. Тем не менее правительство отменило крепостную систему вопреки волеизъявлению большей части собственного господствующего класса. Это свидетельствовало об огромной самостоятельности верховной власти в России.

Все документы, опубликованные 5 марта 1861 года можно разделить на три группы: общие положения, местные положения, дополнительные правила.

В манифесте и положениях были законодательно закреплены все общие для крестьян личные и имущественные права, права общественного управления. Главным звеном в законодательных актах реформы были личные права крестьян. В манифесте подчеркивалось, что отмена крепостного права является результатом добровольной инициативы «высокородного дворянства». В соответствии с манифестом крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого помещик ранее мог забрать все его имущество, а самого продать, подарить, сейчас получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд общественных прав: от своего имени заключать разные общественные и имущественные соглашения, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия.

Таким образом, сделанные правительством уступки, безусловно, улучшили положение крестьян западных губерний в сравнении с другими регионами России и создали более приемлемые условия для развития капитализма в Беларуси. Вообще, реформа 1861 года дала значительный толчок развитию буржуазных отношений в России. За несколько десятилетий здесь произошли такие перестройки, на которые в некоторых регионах Запада нужны были целые столетия. Вместе с тем реформа несла в себе множество противоречий. В России сохранилось множество феодальных пережитков, что стало отличительной чертой и основной особенностью российского капитализма.


2. Городская, судебная, военная реформы


Развитие капиталистических отношений, отмена крепостного права вызывали необходимость изменение всей судебной системы страны, ее демократизации. Судебная реформа готовилась на протяжении 5 лет. Она закрепила новые основы судебного строя, полно отразила буржуазные права, что было шагом вперед по сравнению с дореформенной судебно-процессуальной системой.

Основные положения реформы отражены в законодательных актах: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства». Судебные статуты объявили отделение суда от администрации, введение общего всесословного суда, равенство всех перед судом, неизменность судей и следователей, выборность мировых судей и присяжных заседателей, гласность, право обвиняемого на защиту.

С целью надзора за судами, следствием была реорганизована прокуратура, которая изменила направление своей деятельности. Из органа контроля она превратилась в орган обвинительной власти.

Согласно с законом, были созданы две судебные системы: местные и общие суды. К местным принадлежали мировые суди и съезды мировых судей, к общим – окружные суды и судебные палаты.

Высшим органом судебного надзора верховным судом в России являлся правящий Сенат, который включал два департамента.

Анализируя судебную реформу, нужно заметить, что в ее проведении на территории Беларуси выявились специфические особенности. К ним относились: связь судебной реформы с политикой царизма, направленность на подавление польского национально-освободительного движения, открытие местных и общих судов в разное время. По политическим причинам судебная реформа в Беларуси началась только в 1872 г. Несмотря на некоторые особенности, судебная реформа была наиболее последовательной из всех буржуазных реформ 60-70 гг. XIХ века.

Беларусь в XIХ веке представляла собой аграрный регион, основную массу жителей которого представляли крестьяне. Поэтому целесообразно сказать несколько слов о сельском волостном суде, который ежегодно выбирался волостным собранием в составе 4 – 12 человек. Дела в суде должны были рассматриваться коллегией в составе не меньше чем трех судей. Волостному суду были подчинены дела по спорам между крестьянами, а также по незначительных криминальных или административных нарушениях. Он имел право осуждать крестьян к семи дням ареста, наказывать розгами до 20 ударов, штрафовать.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и поветовых земских учреждениях», согласно с которым создавались губернские и поветовые земские собрания как распорядительные учреждения и губернские и поветовые управления – как исполнительные.

Земские учреждения создавались для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения и другими сферами общественно-культурной жизни.

Выборы земских учреждений проводились один раз в три года, а поветовые и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней.

В Беларуси земская реформа не проводилась до начала ХХ века в связи с тем, что после восстания 1863 – 1864 гг. царизм не доверял местным ополяченным помещикам, которые представляли большинство в крае и в случае выборов земских учреждений могли захватить власть в свои руки.

Что касается структуры и компетенции земских губернских и поветовых собраний и управлений, то губернаторам и министру внутренних дел было дано право останавливать исполнение их распоряжений, если они противоречили законам или государственной выгоде.

Реформа городского самоуправления, по «Городскому положению» от 16 июня 1870 г. началась в Беларуси только в 1875 г. Она базировалась на буржуазном принципе всесословных выборов органов управления при соответственном имущественном цензе. Выборным правом пользовались все, кто платил налоги в городскую казну. Они выбирали на некоторый срок членов городской думы (гласных), которые формировали свой исполнительный орган – городскую управу. Старшинствовал в городской думе и управе городской голова. Деятельность этих органов регулировалась губернскими по городским делам учреждениями, подчиненными губернаторам.

Реформирование армии в России началось в 1862 году, когда были создано 15 военных округ (в том числе и Виленская, в которую вошли все белорусские губернии). В 1867 был принят новый военно-судебный статут, который исходил из принципов судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суд. На время войны был создан Главный полевой военный суд. Решения военных судов подлежали утверждению и полкового и окружного военачальников.

Вместе с тем в российской армии еще продолжал действовать сословный принцип комплектования войска. Среди российского офицерства преимущественно были дворяне, а всю тяжесть солдатской службы несли низшие сословия, преимущественно крестьяне.

Таким образом, если характеризовать местное управление Беларуси в период капитализма, то необходимо выделить специфические черты, которые отличают его от управления во внутренних районах Российской Империи. Прежде всего нужно отметить, что до конца самодержавия тут оставалось Виленское генерал-губернаторство и по мере обострения противоречий полномочия генерал-губернатора возрастали, а территория расширялась путем присоединения соседних губерний.

При анализе права, которое существовало на территории Беларуси в период развития капитализма, нужно отметить, что в это время местное право было почти полностью заменено правом Российской Империи.


3. Результаты буржуазных реформ для Беларуси


В отечественной историографии относительно буржуазных реформ ХІХ века всегда сталкивались две противоположных тенденции. Преобладала критическая точка зрения, акцентирующая внимание на недостатках, проблемах и ошибках реформаторов. Она характеризовала реформу как «грабительскую». Другая точка зрения была апологетической, безудержно и некритически идеализирующей события. Сегодня нужно отказаться от крайностей и признать: при всех неизбежных в тех условиях просчетах она была решена блестяще, страна повернула на новый путь развития с минимальными издержками.

«Положения» признавали собственность помещиков на всю принадлежавшую им до реформы землю. Часть этой земли отводилась для обязательного наделения крестьян. Размеры крестьянских наделов определялись местными «Положениями». Если дореформенный надел превышал высший, помещик имел право отрезать излишек в свою пользу. Так возникла пресловутая проблема «отрезков», вокруг которой впоследствии было сломано немало копий.

В этой связи нужно вспомнить, что некоторые русские помещики правом «отрезков» не воспользовались, а некоторые вообще дарили крестьянам наделы без выкупа.

До выкупа наделов крестьяне считались «временнообязанными» и должны были выполнять за использование наделов повинности в пользу помещика. В Восточной Беларуси повинности временнообязаных крестьян составляли 40 дней мужских и 30 дней женских барщины барщины в год с душевого надела. При отсутствии недоимок через год после реформы крестьяне могли требовать перевода с барщины на оброк. Все эти относительно льготные условия для крестьян Западной и Центральной Беларуси в значительной мере обесценивались тем, что до момента реформы помещики успели резко сократить крестьянские наделы. Кроме того, для крестьянского хозяйства огромное значение имели сервитутные, прежде всего пастбищные земли, а они в массовом порядке отбирались помещиками.

Серьезным недостатком проведения реформы в России непреодоленная чересполосица крестьянских и помещичьих земель. Это порождало бесконечные споры и недоразумения, сдерживало совершенствование агрокультуры.

В Беларуси на ход крестьянской реформы серьезно повлияло восстание 1863 года. Оно в очередной раз показало политическую неблагонадежность дворянства и ярко выраженный наивный монархизм белорусского крестьянства, категорически не поддержавших повстанцев. Это определило политику царской администрации: наказать дворян и поощрить крестьян. В условия реформы на белорусских землях были внесены существенные изменения.

С 1 января 1864 г. Все крестьяне белорусских губерний были в обязательном порядке переведены на выкуп без уплаты первоначального взноса. В Восточной Беларуси крестьяне получили наделы, которыми они пользовались до реформы. «Отрезки», где их успели произвести, возвращались. В Центральной и Западной Беларуси за крестьянами признавались наделы, обозначенные в инвентарях с 30-х годов. Это означало существенное увеличение их размеров.

Очень важным обстоятельством являлось размежевание крестьянских земель от помещичьих. Был ликвидирован бич российского землепользования – чересполосица. Если в России при проведении размежеваний лучшие земли отходили помещикам, то в Беларуси, где земельные работы вели сочувствовавшие крестьянам военные топографы, дело обстояло иным образом. Здесь нередко лучшие угодья отводились сельским обществам.

Хотя перечисленные уступки и не меняли социальной сущности реформы, они все же значительно ускорили капиталистическое развитие белорусских земель. Крепостнические белорусские деревни, находившиеся ко времени реформы в глубоком кризисе, к началу ХХ века характеризовались как губернии с преобладанием капиталистической или смешанной хозяйственной системы. Этим белорусские губернии отличались от российского черноземного центра, где продолжала господствовать отработочная система.


Заключение


Таким образом, вторая половина XIX века – время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.

Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"', однако, по ряду причин незавершенной.

Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Соответственно не завершена была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года.


Список литературы:


  1. Бич М.О. Развитие социально-демократического движения в Белоруссии в 1883 – 1902 гг. – Мн. – 1973.

  2. Гісторыя Беларусі/А.Л.Абэцэдарская, П.І.Брыгадзін, Л.А.Жылуновіч і інш.; - Мн.: “Экаперспектыва”, 1996, - 496 с.

  3. Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік. У 2 ч. Ч.1. Ад старажытных часоў – па люты 1917 г. /Я.К.Новік, Г.С. Марцуль – Мн.: Універсітэцкае, 2000

  4. Лойка А.А. Гісторыя беларускай літаратуры. Дакастрычніцкі перыяд. – Мн. -1989.

  5. Трещенок Я.И. История Беларуси: В 2 ч. Ч.1. Досоветский период: Учебное пособие для студентов высш учебных заведений /Я.И. Трещенок. – Могилев: МГПУ им. А.А.Кулешева, 2004. – 296 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ