Революционное народничество и его идеология
МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов
Г.Екатеринбург, Свердловская обл.
РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО И ЕГО ИДЕОЛОГИЯ
Подготовил
Шаклеин Олег Сергеевич,
учитель истории
г.Екатеринбург
2014
Пояснительная записка
Общественному движению в годы правления императоров Александра II и его сына Александра III (в целом во второй половине XIX века, в пореформенное время) всегда уделялось пристальное внимание. На наш взгляд, это связано с рядом факторов:
Эпоха великих реформ расколола общество на сторонников и противников преобразований Александра II. Оценка того, что сделал царь-освободитель для страны, зачастую была противоположной.
В середине-второй половине XIX века начинается пробуждение русского национального самосознания. Ярким проявлением этого стал знаменитый спор между западниками и славянофилами, начавшийся еще в первой половине XIX века, а также выход в свет книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» в 1869 году.
В Европе в это время (1864 г.) оформляется Международное товарищество трудящихся – знаменитый Первый Интернационал, его идеи распространяются и в России, появляются первые рабочие организации, которые тоже вносят свой вклад в радикализацию общественного движения.
В советское время проблематика, связанная с революционным движением и классовой борьбой была крайне популярна и подробно изучалась (правда, под определенным углом зрения).
Вышесказанное позволяет понять значимость изучения общественного движения второй половины XIX века, формирования у учащихся представления о причинах появления в нем радикального направления, его особенностях и последствиях.
В первом полугодии на уроках Всеобщей истории учащиеся уже изучили аналогичную тему, получив основную информацию об истоках, основоположниках, причинах возникновения и развития основных направлений общественной мысли в XIX веке.
На предыдущем уроке по истории России была изучена тема, связанная с либеральным и консервативным направлениями общественной мысли в пореформенной России.
Целесообразно не разделять теорию и практику революционной борьбы, как это делают авторы большинства школьных учебников по истории России для 8-го класса. Чтобы у учащихся сложилось целостное представление о специфике народничества, как радикальном направлении в общественной мысли России второй половины XIX века, на уроке предполагается организовать самостоятельную работу с текстом учебника с последующей самопроверкой, проверкой и корректировкой полученных результатов.
Для систематизации материала и его лучшего усвоения учащимся предлагается заполнить Индивидуальный лист, содержащий два раздела:
Теоретические основания революционного народничества в России.
Организации, программы и деятельность народников.
Закрепление изученного материала предполагается организовать в начале следующего урока, работая с тестовыми заданиями по теме предыдущего урока.
Самостоятельная работа с Индивидуальным листом ориентирована в первую очередь на учебник А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, но может осуществляться и с любым другим учебником по истории России для 8-го класса.
Список литературы:
Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2012.
Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2003.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ