Россия в 1900-1916 гг.

Раздел I. Россия в 1900-1916 гг.

Социально-экономическое развитие России в конце XIX- начале XX в.

Урок 1. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.

Цель: выяснить особенности территориальной структуры и состава населения Российской империи в начале XX века и их последствия для страны; сформулировать основное направление развития России; проанализировать количественные и качественные показатели экономического развития России в начале XX века.

Учащиеся используют материал учебника для решения проблемных и познавательных задач, учатся осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений.

Оборудование:

  1. Статистические данные § 1 учебника.

  2. Карта «Российская империя в 1900 - 1914 гг.».

Тип урока: вводный урок.

Понятия: «автономия», «протекторат», «геостратегическое положение», «индустриальное общество», «модернизация», «национальный доход», «урбанизация».

ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя.

В этом учебном году мы изучаем одну из самых сложных страниц русской истории - историю XX века. И хотя прошло всего 100 лет, ловим себя на мысли, что так мало знаем о своем сравнительно недавнем прошлом.

Ну что мы знаем о мире

О древнем? О средних веках?..

Что дважды два, - не четыре?

Что правда горит на кострах?

А в сущности, что же мы знаем о дедах?

Имен не сберечь?

Беспамятство - сила презлая,

Об этом сегодня и речь.

Годы плетут свои сети,

Как сыплет безвременья снег!

...А меньше всего на свете

Мы знаем наш собственный век...


Кратко характеризуется изучаемый период истории. Обращается внимание на сложность курса. Учащиеся знакомятся со структурой и методическим аппаратом учебника.

  1. Геополитическое положение России в конце XIX - начале XX

века.

Групповая работа с текстом учебника.

а) 1-я группа учащихся получает следующее задание: прочитав пункт первый §1 «Территория», охарактеризовать территориальную структуру Российской империи и выделить ее особенности.

б) 2-я группа, работая с пунктом «Геостратегическое положение Российской империи», анализирует положение страны с военной точки зрения.

в) 3-я группа, работая с пунктом «Население», характеризует количественный и качественный состав населения страны.

Итоги работы групп:

а) Территория.

К началу XX в. по территории (27, 2 млн. км2) Россия занимает II место в мире, уступая лишь Великобритании.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ



Сохраняет автономию В вассальной зависимости



1914 г.

Под протекторат принят Урянхайский край(Тува)

Хивинское ханство

Бухарский эмират

Великое княжество Финляндское







Остальные национальные районы входили в состав Губерний.

Запад Русские Восток

15 Губерний



Украинцы Белорусы

12 губерний сибирских и дальневосточных

Центральные губернии

29 европейских







ВЕЛИКОРОССИЯ



ЮГ

3 Губернии северокавказские






Таким образом, особенности: огромные размеры и сложный национальный состав.

б) «Геостратегическое положение».

- Почему с военной точки зрения положение России было уязвимо?



Материковое положение России.

  • Сделайте вывод о задачах, стоящих перед Россией в связи с её уязвимым положением.

Необходимость иметь большую по численности армию,

в) «Население».

  1. Назовите количественный состав.

185,2 млн. (10 % от общемирового), III место в мире после Британской империи и Китая.

  1. Какова плотность населения?

Крайне низкая - 8,3 человека на 1 км2. Распределение по стране было крайне неравномерно: 72 % населения проживало на европейской части, на территории Сибири только 5 %.

3. Дайте общую характеристику населения страны.

а) В городах проживало 14 % населения, тогда как в Англии - 78 %, в Германии - 57 %. Лишь Москва и Петербург имели более 1 млн. жителей.

б) Смертность населения в России была самой высокой в Европе.

в) Доход на душу населения составлял 63 рубля в год





Для сравнения: в Балканских странах- 101 рубль,

в Германии - 184 рубля,

в Англии - 273 рубля,

в США - 346 рублей.

г) Более 50 % женщин были заняты на производстве. По законам Российской империи женщина в семье полностью подчинялась отцу или мужу, не имела паспорта без разрешения на то главы семьи.

4. Проанализируйте этнический состав:

русские - 43,4 %

украинцы - 18 %

белорусы - 4 %

остальные народы составляли 1/3 населения империи.

Уровень развития народов Российской империи был весьма различен.

5. Каков религиозный состав империи?

Население России исповедовало различные религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Главной религией являлась православная религия. В стране более 50 тысяч православных храмов, их посещали 90 млн. верующих.







  1. Направление развития России.

К каким последствиям привели реформы 60 - 70-х гг. XIX в.?

В начале XX в. перед страной новая задача - перейти к индустриальному обществу (работа с понятиями).

Процесс же перехода к индустриальному обществу называется модернизацией .


«догоняющий» характер


Особенности российской

модернизации

под контролем верховной власти



Отсюда она охватила не все стороны жизни и таила в себе сложнейшие противоречия.

Характеристика индустриального общества:

- преобладание доли промышленной продукции в национальном доходе;

- преобладание городского населения над сельским; - высокий уровень грамотности населения.

  1. Количественные и качественные показатели экономического развития России в начале XX века.

Задание. Прочитав пункты «Уровень индустриализации», «Урбанизация», «Уровень образования населения», сделайте вывод о состоянии экономического развития России.




к

о

л

и

ч

Е

С

Т

В

о





  1. Россия - IV место в мире по национальному доходу после США, Германии и Великобритании.

  2. Рост темпов прироста национального дохода: самые высокие - 7 %.

  3. По валовому производству - 3,8 % от мирового производства, т.е. 5-е место в мире.







КАЧЕСТВО


Но… а)национальный доход в расчете на одного человека в 5 - 8 раз меньше, чем в развитых странах

б)по объему производства на одного человека и производительности труда Россия уступала

ведущим странам в 5 -10.









Анализ состояния колич. Россия на II месте в мире после

США по длине

железных дорог качеств. Протяженность меньше, чем в

европейских странах.



Страна осталась преимущественно аграрной


Сельское промышленность остальное

хозяйство




51% национального 28% транспорт и

дохода торговля

Характеризуя урбанизацию в России, выделили следующие показатели:

> в городах проживало всего лишь 18 % населения страны; ,

> преобладали небольшие торгово-ремесленные города; /

> процветало кустарное производство.

Характеризуя состояние образования, отметьте положительные и отрицательные моменты:


Плюсы

Минусы

» повысилась тяга к знаниям

» государственные расходы увеличились в 5 раз

» создан план введения всеобщего начального

образования

» шла перестройка системы образования

« лишь 20 % населения образованно по европейским стандартам


Развивает-ся женское образова-ние

Расши-ряется сеть высших учебных заведений

Открыт народный универси-тет

Увеличи-лось число коммер-ских училищ

Увеличилось число гимназий и реальных училищ








5. Заключение.

» Сделайте выводы по изученному материалу.

Несмотря на значительные сдвиги во всех сферах российского общества конца XIX - начала XX века, Россия отставала от развитых стран. Для нее было характерно несоответствие


между

объективными потребностями существовавшими уровнями

экономики, политики, культуры


Следовательно, перед Россией встали следующие задачи:

  1. Радикальное обновление

  2. Модернизация России.


Домашнее задание: § 1, вопросы и задания к параграфу.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ